Методическая копилка. Вредные и опасные факторы при работе с компьютером. Психофизические вредные и опасные факторы

Методическая копилка. Вредные и опасные факторы при работе с компьютером. Психофизические вредные и опасные факторы

Министерство образования и науки РФ

Казанский государственный архитектурно – строительный университет

Кафедра производственной безопасности и права

На тему: “ Техника безопасности при работе на компьютере”

Выполнил: ст.гр.2АД-403

Закирянов Р. Ф.

Принял: доцент Андреева С. А.

Казань 2016

на тему: “ Техника безопасности при работе на компьютере” 1

Введение 2

1 Влияние ПЭВМ на здоровье человека 3

2 Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере 9

2.1 Введение 9

2.2. Общие положения 10

2.3 Виды опасных и вредных факторов 11

2.4. Требования электробезопасности 11

2.5 Требования по обеспечению пожарной безопасности 14

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну - проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.

Охрана здоровья пользователя ПК - проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. Проблема охраны здоровья - это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

1 Влияние пэвм на здоровье человека

Проведенные медико-биологические исследования негативного воздействия компьютера на человека отмечают следующие проблемы: ухудшение зрения, нарушения сердечно-сосудистой системы, снижение половой активности, повышение раздражительности, осложнения беременности.

Разработана классификация опасностей для человека при работе за компьютером:

Опасные излучения монитора;

Влияние на психику человека.

Остановимся на этой классификации более подробно.

Опасные излучения монитора компьютера. До сих пор еще существует ложное мнение о так называемой компьютерной «радиации». Таковой в традиционном понимании этого слова нет. И маркировка монитора подразумевает то, что монитор обладает пониженным уровнем электромагнитного излучения. Радиация же (альфа-, бета-, гамма - и нейтронное излучения) компьютеру не присуща. Для любой электронно-лучевой трубки кинескопа - и телевизионной, и компьютерной - характерно рентгеновское излучение, возникающее при торможении электронов. По своим свойствам оно напоминает гамма-радиацию. Однако в современных кинескопах применяются настолько эффективные меры по снижению рентгеновского излучения, что оно практически не обнаруживается на естественном радиационном фоне Земли.

Кроме того, мониторы создают электростатическое поле. Во время работы экран монитора заряжается до потенциала в десятки тысяч вольт. Сильное электростатическое поле небезопасно для человеческого организма. Отмечено, что сверхнизкочастотные электрические переменные поля повышают выброс ионов кальция из костной ткани. При удалении от экрана влияние электростатического поля значительно убывает, причем применение специальных экранных защитных фильтров позволяет практически свести его к нулю.

При работе монитора электризуется не только его экран, но и воздух в помещении. Он приобретает положительный заряд. Положительные ионы воздуха опасны для человеческого организма. А. Чижевский (Россия), исследуя ионизацию воздуха, пришел к выводу о благотворном влиянии на человеческий организм отрицательных аэроионов и негативном воздействии положительных. В помещении, где работает монитор, отрицательных ионов почти нет, а положительные - в избытке.

Положительно заряженная молекула кислорода не воспринимается человеческим организмом как кислород. В помещении может быть сколько угодно свежего воздуха, но если он имеет положительный заряд - это все равно, что его нет.

Кроме того, мельчайшие частички пыли, пролетая в непосредственной близости от поверхности дисплея, заряжаются статическим электричеством и устремляются к лицу оператора. Через дыхательные пути они проникают в легкие. Попадая на кожу, эти частички забивают поры, препятствуют «дыханию» кожи, вызывают аллергическую реакцию и способствуют развитию рака кожи. Вредна пыль и для глаз.

Наибольшую угрозу для здоровья человека представляют электромагнитные поля. Исследования медиков показали, что воздействие электромагнитных полей вызывает изменение метаболизма в клетках, колебание ионов в человеческом организме. Электромагнитные поля влияют на электрическое напряжение между клетками тела. Это приводит к необратимым последствиям.

Специфическая нагрузка на зрение. Человек видит не столько глазами, сколько мозгом. Мы видим окружающий мир потому, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложную «математическую» обработку в мозге. В ходе этой обработки изображение переворачивается на 180° (вспомните выпуклую линзу-хрусталик), в нем устраняются все геометрические искажения.

Изображение на экране дисплея также искажено, и прежде всего кривизной поверхности экрана. Однако это искажение мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, корректируя изображение.

Кроме того, изображение на экране дисплея будет четким только тогда, когда каждому пикселю изображения будет строго соответствовать одна триада люминофора экрана, то есть когда размер зерна будет абсолютно соответствовать разрешению видеокарты. Это условие соблюдается только в жидкокристаллических экранах. Для мониторов на электронно-лучевых трубках оно практически невыполнимо, и один пиксель может захватить соседние триады. Когда это происходит, мозг воспринимает изображение как нерезкое и пытается его сфокусировать. Изображение на 10-дюймовом экране ноутбука с размером зерна0,33 ммвоспринимается как более резкое, чем на экране обычного 14-дюймового монитора с зерном0,28 мм.

Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительной незагруженности других. Последствия могут быть серьезными, вплоть до расстройства вегетативной нервной системы, нарушения мозгового кровообращения. Особенно опасно это для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями.

На сами глаза тоже ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить нерезкость. Дополнительную нагрузку на зрение дает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки.

Есть и еще одно обстоятельство. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и локальные нарушения кровообращения.

К перенапряжению глаз приводит и неправильное освещение, неудачно выбранное место для компьютера и продолжительная работа без перерывов. Устранив эти причины, можно свести к минимуму вред от технического несовершенства мониторов с электронно-лучевыми трубками.

Нагрузка на костно-мышечную систему. Человек, работающий за компьютером, подолгу пребывает в вынужденной неподвижной позе. И речь идет не о гиподинамии, хотя и это актуально, более вредно то, что мышцы и кости человека испытывают огромные нагрузки. Дело не в величине нагрузок - они невелики, - а в их характере. Когда человек сидит за компьютером, он длительное время пребывает в положении, которое оказывается неудобным для его костно-мышечной системы. При этом нарушается обмен веществ в мышцах, мышечная ткань становится более плотной, а скелет испытывает значительные статические нагрузки. Постоянное механическое давление на нервы, оказавшиеся в пределах групп «блокированных мускулов», вызывает укорачивание рук, развитие «неврального натяжения».

Частые и однообразные движения кистей и пальцев приводят к микротравмам, которые стали называть травмами повторяющихся нагрузок (ТПН). В США, по данным обследований правительственных учреждений и профсоюзов, до 10 млн. работников столкнулись в своей жизни с проблемой ТПН. Число зарегистрированных обращений по поводу таких травм составило в США более 300 тыс. человек в год. Среди заболеваний этой группы самым неприятным является хроническое и очень болезненное воспаление в каналах запястья, по которым проходят сосуды, нервы, сухожилия.

Возможно, альтернативные клавиатуры имеют преимущества при длительном использовании. Гораздо больше, чем устройство клавиатуры, на здоровье пользователя влияют конструкция стула и стола, за которым он сидит.

При работе с мышью задействована всегда одна кисть. На нее в процессе работы и приходится большая часть нагрузки. В такой ситуации огромное значение приобретает положение кисти на мыши.

При зажатом и судорожном ведении манипулятора кисть находится в неестественном напряженном состоянии длительное время, что провоцирует отек легких тканей и перенапряжение сухожилий. Активная работа пальцев с кнопкой не уравновешивается работой кисти, что приводит к «эффекту первоклассника» - усталость легких мышц и однообразие движений при большом нервном напряжении вызывают усталость всей кисти, руки и далее ухудшение общего состояния и потерю внимания.

Влияние компьютера на психику человека. Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое действие на живой организм. При этом особо выделяется компьютерная усталость. В тяжелых случаях она внешне напоминает алкогольное опьянение (пошатывающаяся походка, невнятная речь).

Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается.

Предполагается, что при помощи компьютера можно кодировать человека, изменять его установки, вызвать депрессию, усталость, стресс. Для этого необходимо только соответствующее программное обеспечение. На сегодня созданы различные методы и формы воздействия на человека. Возможно, уже появились вирусы и программы, которые кодируют или даже убивают пользователей во время их работы или игры с компьютером.

Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух.

Цветовое воздействие. Доказано, что красный цвет возбуждает, может вызвать повышение артериального давления, голубой, салатовый - успокаивают. Таким образом, используя специальное цветовое решение программы, можно вызвать определенное психоэмоциональное состояние человека.

Принудительное перемещение направленности взгляда. Нейрофизиологами установлено, что направление взгляда соответствует определенным сенсорным каналам. Зрительные воспоминания, внутреннее прослушивание уже слышанных звуков, воспоминания ощущений - все это отражается на особых движениях глаз в строго определенных направлениях. Упрощенно говоря, внизу находятся эмоции и ощущения, по горизонтали - звуки, вверху - зрительные образы. Фактически ко всем отделам мозга есть доступ через глаза. Организуя на экране в определенных местах различные стимулы или их сочетания (цвета, команды, ритмы и т.д.), можно заставить человека погружаться в то или иное состояние, значительно увеличивая эффект внушения.

Изменение скорости. Незаметная, но выполняемая по определенной программе смена скорости изменения изображения способна, оказывается, вызвать сильную физиологическую реакцию пользователя.

Звуковое воздействие. Самое простое - на околопороговой (то есть совершенно не заметной для сознания) громкости передавать, управляя лишь частотами и модуляциями звуковых сигналов, вербальную инструкцию для человека. Человек обладает несколькими уровнями защиты, один из которых - сознание. Чем образованнее индивид, тем труднее внушить ему что-либо, противоречащее его мировоззрению. Однако внушение, идущее в обход сознания, обычно довольно эффективно, если прямо не угрожает жизни реципиента или не слишком противоречит основным моральным принципам. Как безграничны возможности психики человека, так же бесчисленны и способы воздействия на нее - гипноз, музыкотерапия и т.д. Компьютер позволяет все это объединить. Поэтому следует принять как законодательные, так и технологические меры, чтобы предотвратить угрозу кодирования человека. Необходимо, чтобы программные продукты проходили специальное тестирование в соответствующих лабораториях.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Здоровье ребенка формируется и определяется целым рядом факторо в: генетическими, социально-бытовыми, экологическими и др. Очень важным в этой связи является также и соответствие учебно-воспитательной нагрузки, которая предъявляется ребенку, его возрастным функциональным возможностям. Утомление и переутомление — вот частая причина многих патологических состояний, возникающих у детей.

Деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга, а отдых - обеспечивать полное их функциональное восстановление.

Педагогическая наука и практика предлагает новые формы обучения и воспитания, разрабатывает и внедряет и учебно-воспитательный процесс новые средства и методы. При этом далеко не всегда можно предугадать, какое влияние на организм детей они будут оказывать. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем.

Работа на ПЭВМ, как известно, сопряжена с целым рядом особенностей и со спецификой влияния ее на организм работающего, на его состояние здоровья. Поэтому среди этих проблем ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме , связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления.

Особенно остро стоят проблемы влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста:

На состояние их здоровья,

Функциональное состояние физиологических систем,

Работоспособность.

Вот почему особенно важно изучать, как влияет на маленького ребенка общение с компьютером, не будет ли это общение вредить его здоровью. В связи с этим понятно, как важно нормировать этот новый вид деятельности дошкольника . Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, развитие гиподинамических процессов.

При этом нужно не только нормировать общение ребенка с компьютером, но и разработать и определить все необходимые здоровьесберегающие условия для использования компьютеров на занятиях с дошкольниками в детском саду.

Дети и без того мало двигаются, долго сидят и дома, и на занятиях в детском саду и школе. Научные данные свидетельствуют о том, что двигательная активность современных детей недостаточна . Между тем движение необходимо для нормального развития. Особенно утомительна статическая поза, характерная для работы на компьютере. Под влиянием такой работы могут происходитьнарушения зрения, других функций и осанки. Поэтому важно организовать занятия так, чтобы не вредить здоровью детей.

Под влиянием работы на компьютере страдают прежде всего глаза, зрение . Ведь большую часть времени приходится общаться с монитором компьютера, рассматривать информацию на ее светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране монитора, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм В это время он вступает в критический период своего развития, когда созревание основных физиологических систем организма (центральная нервная, сердечно-сосудистая, зрительная, двигательная) особенно активизируется. В связи с этим 5- 6-летние дети становятся уязвимыми к действию неблагоприятных факторов внешней среды , в том числе и учебной (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение . Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением , поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс .

Как показывают исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Очень важный и малоизученный аспект контактов ребенок-компьютер - психологический. Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Помимо всего уже сказанного, при работе с компьютером следует иметь в виду влияние на организм пользователей компьютера следующих специфических факторов . Их можно сгруппировать в 5 основных групп :

Излучения от компьютеров;

Факторы, связанные с изменением качества воздушной среды в помещении, где находятся компьютеры:

Факторы, связанные с особенностями зрительной работы;

Факторы, связанные с качеством монитора;

Факторы, обусловленные видом работы на компьютере и ее сложностью.

В целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером и в целях предупреждения переутомления следует:

Ограничить длительность работы ребенка за компьютером,

Проводить гимнастику для глаз,

Правильно обустроить рабочее место,

Использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ , т.к. большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Из всего вышеизложенного становится очевидным, что к организации занятий с использованием компьютера в детском саду для дошкольников нужно относиться очень серьезно и внимательно.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Только правильное устройство компьютерного зала, рациональное размещение компьютеров в нем, организация рабочих мест в соответствии с требованиями гигиены, организация режима работы детей на компьютере в соответствии с их функциональными возможностями, без переутомления помогут сохранить детям и без того уже не очень блестящее здоровье и обеспечить высокую педагогическую эффективность занятий.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка; занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

План

Введение

1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Заключение

Список литературы


Введение

Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну - проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.

Охрана здоровья пользователя ПК - проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. Проблема охраны здоровья - это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

Цель реферата – определить влияние информационных технологий на здоровье человека.


1. ИТ-факторы, влияющие на здоровье

Блага, предоставляемые информационными технологиями, настолько значимы, ощутимы и зримы в буквальном смысле, что практически полностью затмевают присущие ИТ недостатки. Например, уже создан пусть немного комичный, но все же образ среднестатистического «бойца» новых технологий - программиста, который представляет собой худосочного мужчину средних лет с многодиоптрийными очками и спиной колесом. Не исключено, что эта картина через некоторое время будет дополнена, и, возможно, не самыми светлыми красками.

Проблемы, связанные с «ИТ-революцией», определяются набором факторов. Например, исследования, проведенные в ряде стран, установили, что пользователи ПК и мониторов имеют широкий спектр заболеваний, которые теперь относятся к профессиональным. Это болезни глаз и зрительный дискомфорт, изменения костно-мышечной системы, стресс и его последствия, кожные заболевания, отрицательное влияние на исход беременности, расстройства нервной системы и др. Как отмечают специалисты, Европейским экономическим сообществом была выпущена Директива № 90/270, предписывающая информировать оператора, работающего с монитором, о мерах безопасности и сохранения здоровья, а также способах уменьшения или устранения риска. В некоторых государствах, например в Германии, работа с ПК и монитором относится к числу наиболее вредных и опасных профессий. Однако до сих пор не только многие соискатели, но и их работодатели считают, что трудиться целый день, а если «повезет», то и часть ночи в офисе, не сходя с места, да еще тет-а-тет с компьютером за неплохие деньги, - предел мечтаний каждого цивилизованного человека.

Теперь известно, что даже самая современная техника оказывает, пусть незаметное сразу, тем не менее неблагоприятное влияние на здоровье сотрудников ИТ-подразделений. Выделяются две группы вредных факторов. Первая включает физические факторы, в том числе электромагнитные и электростатические поля, температурно-влажностные и иные параметры систем кондиционирования и др. Вторая группа охватывает аспекты организации труда, эргономики рабочих мест и психологические факторы. Так, измерение физических факторов показало, что в помещениях с электронно-вычислительной техникой в наибольшей степени от нормативных уровней обычно отличаются температура воздуха, электромагнитные поля, концентрация ионов, освещенность рабочего места, включая экраны мониторов.

Некоторые данные о соответствии фактических условий труда по физическим факторам на 298 рабочих местах пользователей ПК, выполненные специалистами Центра электромагнитной безопасности и Центра Госсанэпиднадзора Медицинского центра Управления делами Президента РФ, приведены в таблице 1. Эта статистическая выборка позволяет получить предварительные оценки возможных нарушений требований нормативных документов на конкретных рабочих местах.

Следует отметить, что с 30 июня 2003 года был введен СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, который отменил СанПиН 2.2.2.542-96, а также уточнил требования к ПК и организации работ. В частности, требования к нормализации аэроинного состава воздуха являются теперь не обязательными, а рекомендуемыми. Поэтому таблица 1 в настоящее время должна рассматриваться с точки зрения СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Специалисты по охране здоровья считают, что окружающее человека электромагнитное излучение, исходящее от средств мобильной связи и компьютеров, оказывает негативное влияние на здоровье человека.


Таблица 1. Доля рабочих мест пользователей, соответствующих требованиям СанПиН 2.2.2.542-96 по состоянию физических факторов

Физический фактор Доля рабочих мест, соответствующих требованиям, %
1 Шум 100
2 Рентгеновское излучение 100
3 Относительная влажность воздуха 100
4 Напряженность электрического поля, 2-400 кГц 99,7
5 Плотность потока магнитной индукции, 2-400 кГц 83,4
6 Плотность потока магнитной индукции, 5-2000 Гц 79,1
7 Эквивалентный электростатический потенциал 62,2
8 Температура воздуха 61,0
9 Напряженность электрического поля, 5-2000 Гц 59,5
10 Освещенность 50,7
11 Легкие положительные ионы 14,5
12 Легкие отрицательные ионы 0

Вышедший в декабре 2005 года рапорт Всемирной организации здравоохранения (WHO) обращает внимание на увеличение негативного влияния электромагнитного излучения на человека. В рапорте говорится, что такое влияние существует в реальности, и при длительном воздействии на человека, чувствительного к излучению, может привести к его инвалидности.

Сообщения о негативном влиянии электромагнитного излучения участились после появления персональных компьютеров, ещё больше проблемы возросли в связи с распространением WiFi и мобильной связи.

Существует и скептическое отношение к этому вопросу, которое основывается на том, что в рапорте WHO научно не доказана связь участившихся проблем со здоровьем человека и воздействием электромагнитного излучения. Высказываются предположения, что многие жалобы обусловлены скорее неудобным расположением и неправильной организацией рабочего места, плохим освещением или другими какими-либо неудобствами во время работы.

Сама по себе эта проблема очень сложная, и считается, что основная причина негативного влияния состоит в том, что окружающее нас электромагнитное излучение становится всё более нестабильным, что переносится человеческим организмом тяжелее, чем постоянное воздействие.

Каждый разъём, в котором есть напряжение, создаёт вокруг себя различные электромагнитные волны, в результате чего все живые организмы получают электроимпульсы. Нетрудно представить, что, например, работающий рядом мобильный телефон может воздействовать на человека так же, как он воздействует на электронную систему - при звонках мобильного телефона в работе музыкального центра возникают помехи.


2. Нормативное регулирование

Многообразие опасных и вредных факторов, присутствующих в ИТ, предопределило появление ряда нормативных документов. В них к факторам рисков, присущим оборудованию ИТ, отнесены поражение электрическим током, воспламеняемость, излучения, а также энергетическая, тепловая, механическая и химическая опасности. Их причины, а также некоторые меры по их уменьшению приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные риски ИТ и меры по их снижению

Факторы рисков Причины рисков Меры по уменьшению рисков
Поражение электрическим током Высокие токи (более 0,5 мА); высокое напряжение (более 42 В переменного тока или более 60 В постоянного тока); пробой изоляции; недостаточное защитное заземление Защитные кожухи; защитные блокировки; двойная изоляция; механическая и электрическая прочность изоляции; эффективное защитное заземление
Энергетическая опасность Короткое замыкание в электрических цепях Разделение электрических цепей; защитная блокировка
Огнеопасность Пробой изоляции; нарушение контакта в электрических соединениях; повышение температуры компонентов Защита от перегрузки по току; применение соответствующих материалов; огнестойкие преграды
Тепловая опасность Высокая температура; воспламенение Ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест
Механическая опасность Неустойчивое положение; осколки, возникающие при разрушении Фиксация; взрывобезопасные компоненты
Опасность излучения Ограничение энергетических уровней источников излучений; экранирование излучения; маркировка опасных мест
Химическая опасность Нормальная или нештатная работа оборудования Применение соответствующих материалов; ограничение рабочих температур; маркировка опасных мест

Важнейшим аспектом, определяющим условия работы с ИТ, является напряженность трудовых процессов. Это связано со значительными умственными, эмоциональными и творческими усилиями, особенно при создании новых ИТ. Для работы операторов характерно общее нервно-эмоциональное напряжение, изменение кровяного давления, учащение пульса, повышение сахара в крови. Необходимо отмстить, что первый класс условий труда считается оптимальным, при этом работники, выполняя профессиональные обязанности, сохраняют свое здоровье и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности. Второму классу соответствуют допустимые условия труда, при которых факторы не превышают установленных гигиенических норм, а функциональное состояние организма работника восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного влияния на его здоровье. Вредные условия труда относятся к третьему классу. В этих случаях производственные факторы превышают гигиенические нормы. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются па четыре степени вредности, среди которых есть вызывающие обратимые функциональные изменения организма, а также приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости.

Современное образование невозможно представить без использования компьютеров. Однако работа на компьютере связанна с воздействием негативных факторов. Чтобы уменьшить их отрицательное влияние на здоровье обучающихся, необходимо соблюдать определённые правила и требования.

Правила работы учащихся с компьютером.

За последние годы, как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. До 20% московских старшеклассников регулярно или эпизодически выходят в Интернет, и для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

Однако работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, как ребёнка, так и взрослого, целого комплекса негативных факторов.

Первое, на что обратили своё внимание медики, это на возрастание зрительной нагрузки у работающих за дисплеем. Влияние работы с дисплеем в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с монитором и организации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно говорить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В то же время все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогично просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения, что подтверждают данные о большой утомительности учебных занятий с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное - у 8,6%,тогда как после занятий с компьютером – у 24,2 и 38,3% учащихся соответственно.

Сейчас, когда пользователями компьютеров становятся не только школьники, но и 5-6-летние дети процесс формирования зрительного анализатора у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру, который в комплексе с рабочим местом должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Поэтому одно из главных правил безопасного общения с компьютером - это наличие санитарно – эпидемиологического заключения (сертификата) о его соответствии санитарным правилам. Современное санитарное законодательство распространяет это требование не только на вновь приобретаемые компьютеры. Но и на те, которые находятся в эксплуатации. К основным нормируемым параметрам, которые определяют в процессе экспертизы, относятся :

· контрастность;

· неравномерность яркости;

· отношение ширины знака к его высоте для прописных букв;

· размер минимального элемента отображения для монохромного дисплея;

· смещения отклонения;

· временная и пространственная нестабильность изображения;

· отображаемая способность.

К компьютерной технике, которая используется для занятий детей и подростков, врачи-гигиенисты предъявляют повышенные, более строгие требования.

Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывный занятий для детей и подростков разного возраста. Исследования показали, что чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5-6 лет это время составляет 10-15 мин . Функциональные возможности детей в этом возрасте ещё очень малы. Для детей 7-12 лет допустимая непрерывная продолжительность компьютерных занятий - 20минут , а для ребят постарше - не более получаса . Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зрительного и общего утомления.

Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояние организма индивидуальный характер проявления утомления. Внешние признаки утомления у детей младшего школьного возраста проявляется в склонении головы набок, в опоре на спину стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах, переключении внимания на другие предметы и др.

Известно, что возможности детей одного и того же возраста могут существенно различаться. Это относиться и к выносливости нагрузок, в том числе и занятий за компьютером. Утомительность занятий во многом зависит от их содержания, навыков общения, увлечённости, самочувствия и др. Увлечённость, положительный настрой способствуют активизации работоспособности, отодвигают утомление. Дети, особенно младшего возраста, ещё не могут объективно оценить своё самочувствие.

С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры, получившие название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», «бродилки». Чрезмерное увлечение компьютерными играми может стать причиной очень тяжелых последствий, развивается повышенная возбудимость, у школьников снижается успеваемость, ребенок становится капризным, перестает интересоваться чем-либо кроме компьютера.

В отличие от взрослых, которые видят в этих играх возможность переключить внимание с жизненных проблем на безобидную игру, дети скорее ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Эти игры позволяют почувствовать себя участником острых коллизий. Многие готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, в «кнопочные» соревнования, одержанные желанием «победить» компьютер. Однако психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику. Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это второе важное правило профилактики негативных последствий для здоровья.

Третье правило - это рациональная организация рабочего места. Компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Рабочие места с компьютерами по отношению к светопроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположением рабочего места: в углах комнаты или лицо к стене (расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м), экраном к окну, а также лицом к окну - свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза вовремя занятий на компьютере. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, американские специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображение на экран резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а ещё лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на экрана или немного выше. Не следует, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохраненный естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперёд. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана. Необходимо исключить сильные наклоны туловища, повороты головы и крайне положения суставов конечностей. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90 0 . Вертикально прямая позиция позволяет дышать полной грудью, свободно и регулярно, без дополнительного давления на легкие, грудину или диафрагму. Правильная поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела. При наличии высокого стола и стула необходимо обязательно позаботиться о регулируемой по высоте подставке для ног.

Значительная сухость воздуха является существенным недостатком помещений, в которых размещены компьютеры. При низких значениях влажности, как известно, велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способным абсорбировать частицы пыли, и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Четвёртое правило , соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером, - регулярная влажная уборка и обеспечение оптимальных параметров микроклимата в помещениях, где эксплуатируется компьютерная техника.

Гимнастика для снятия общего утомления

Упражнения 1.

Исходное положение (далее и.п.) – стоя, ноги врозь. На счёт 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и.п. На счёт 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

Упражнение 2.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счёт 1-2 сделать два рывка согнутыми руками назад (выдох); 3-4 – два рывка назад прямыми руками (вдох); 5-6 – руки опустить (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3.

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх. На счёт 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо (вдох); 2 – прийти в исходное положение (выдох); 3 – повернуть туловище налево (вдох); - вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза

Упражнения 4 («рубка дров»).

И.п. – стоя, руки вниз, ноги широко расставлены. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять вверх за голову; 3 – резко опустить руки вниз; 4 – вернуться в и.п. На счёт 1-2 делается вдох, на счет 3-4 выдох. Повторить 3 раза.

Все упражнения выполняются в среднем темпе.

В последние годы большое внимание уделяется улучшению условий труда пользователей электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) и видеодисплейных терминалов (ВДТ), несмотря на то, что качество и безопасность самых ПЭВМ и ВДТ постоянно улучшаются. В развитых странах, в том числе в США, Германии, Швеции, вопрос об опасности работы за дисплеями поднялся до уровня национальной проблемы, а в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.

Работа с персональным компьютером — это воспроизведение визуальной информации на дисплее, которая должна быстро и точно восприниматься пользователем.

Основным фактором, влияющим на людей, работающих с ПЭВМ и ВДТ, являются комфортные и безопасные .

Условия труда пользователя, работающего с персональным компьютером, определяются:
  • особенностями организации рабочего места;
  • условиями производственной среды (освещением, микроклиматом, шумом, электромагнитными и электростатическими полями, визуальными эргономическими параметрами дисплея и т. д.);
  • характеристиками информационного взаимодействия человека и персональных электронно-вычислительных машин.
При выполнении работ на персональном компьютере (ПК) согласно ГОСТу 12.0.003-74 “ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация” могут иметь место следующие факторы:
  • повышенная температура поверхностей ПК;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ;
  • повышенная или пониженная влажность воздуха;
  • повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроионов;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание;
  • повышенный уровень статического электричества;
  • повышенный уровень электромагнитных излучений;
  • повышенная напряженность электрического поля;
  • отсутствие или недостаток естественного света;
  • недостаточная искусственная освещенность рабочей зоны;
  • повышенная яркость света;
  • повышенная контрастность;
  • прямая и отраженная блесткость;
  • зрительное напряжение;
  • монотонность трудового процесса;
  • нервно-эмоциональные перегрузки.

Работа на ПК сопровождается постоянным и значительным напряжением функций зрительного анализатора . Одной из основных особенностей является иной принцип чтения информации, чем при обычном чтении. При обычном чтении текст на бумаге, расположенный горизонтально на столе, считывается работником с наклоненной головой при падении светового потока на текст. При работе на ПК оператор считывает текст, почти не наклоняя голову, глаза смотрят прямо или почти прямо вперед, текст (источник — люминесцирующее вещество экрана) формируется по другую сторону экрана, поэтому пользователь не считывает отраженный текст, а смотрит непосредственно на источник света, что вынуждает глаза и орган зрения в целом работать в несвойственном ему стрессовом режиме длительное время.

Расстройство органов зрения резко увеличивается при работе более четырех часов в день . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела понятие “компьютерный зрительный синдром” (КЗС), типовыми симптомами которого являются жжение в глазах, покраснение век и коньюнктивы, чувство инородного тела или песка под веками, боли в области глазниц и лба, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние.

Нервно-эмоциональное напряжение при работе на ПК возникает вследствие дефицита времени, большого объема и плотности информации, особенностей диалогового режима общения человека и ПК, ответственности за безошибочность информации. Продолжительная работа на дисплее, особенно в диалоговом режиме, может привести к нервно-эмоциональному перенапряжению, нарушению сна, ухудшению состояния, снижению концентрации внимания и работоспособности, хронической головной боли, повышенной возбудимости нервной системы, депрессии.

Кроме того, при повышенных нервно-психических нагрузках в сочетании с другими вредными факторами происходит “выброс” из организма витаминов и минеральных веществ. При работе в условиях повышенных нервно-эмоциональных и физических нагрузок гиповитаминоз, недостаток микроэлементов и минеральных веществ (особенно железа, магния, селена) ускоряет и обостряет восприимчивость к воздействию вредных факторов окружающей и производственной среды, нарушает обмен веществ, ведет к изнашиванию и старению организма . Поэтому при постоянной работе на ПК для повышения работоспособности и сохранения здоровья к мерам безопасности относится защита организма с помощью витаминно-минеральных комплексов, которые рекомендуется применять всем, даже практически здоровым пользователям ПК.

Повышенные статические и динамические нагрузки у пользователей ПК приводят к жалобам на боли в спине, шейном отделе позвоночника и руках . Из всех недомоганий, обусловленных работой на компьютерах, чаще встречаются те, которые связаны с использованием клавиатуры. В период выполнения операций ввода данных количество мелких стереотипных движений кистей и пальцев рук за смену может превысить 60 тыс., что в соответствии с гигиенической классификацией труда относится к категории вредных и опасных. Поскольку каждое нажатие на клавишу сопряжено с сокращением мышц, сухожилия непрерывно скользят вдоль костей и соприкасаются с тканями, вследствие чего могут развиться болезненные воспалительные процессы. Воспалительные процессы тканей сухожилий (тендениты) получили общее название “травма повторяющихся нагрузок”.

Большинство работающих рано или поздно начинают предъявлять жалобы на боли в шее и спине. Эти недомогания накапливаются постепенно и получили название “синдром длительных статических нагрузок” (СДСН).

Другой причиной возникновения СДСН может быть длительное пребывание в положении “сидя”, которое приводит к сильному перенапряжению мышц спины и ног, в результате чего возникают боли и неприятные ощущения в нижней части спины. Основной причиной перенапряжения мышц спины и ног являются нерациональная высота рабочей поверхности стола и сидения, отсутствие опорной спинки и подлокотников, неудобное размещение монитора, клавиатуры и документов, отсутствие подставки для ног.

Для существенного уменьшения боли и неприятных ощущений, возникающих у пользователей ПК, необходимы частые перерывы в работе и эргономические усовершенствования, в том числе оборудование рабочего места так, чтобы исключать неудобные позы и длительные напряжения.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. Немаловажную роль играют эргономические параметры расположения экрана монитора (дисплея), состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

С 30 июня 2003 г. введены новые Санитарно-эпидемиологичес-кие правила СанПиН 2.2.2/2.4. 1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”. Требования Санитарных правил распространяются на вычислительные электронные цифровые машины персональные и портативные; периферические устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатуру, модемы внешние); устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы — ВДТ) всех типов, условия и организацию работы с ПЭВМ и направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. Рабочие места с использованием ПЭВМ и помещения для их эксплуатации должны соответствовать требованиям Санитарных правил.

Физически вредные и опасные факторы

К физическим вредным и опасным факторам относятся: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения; повышенный уровень статического электричества и запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных аэронов и пониженное содержание отрицательных аэройонов в воздухе рабочей зоны; повышенный уровень блескости и ослепленности; неравномерность распределения яркости в поле зрения; повышенная яркость светового изображения; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Химически вредные и опасные факторы

Химические вредные и опасные факторы следующие: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола и формальдегида.

Психофизические вредные и опасные факторы

Психофизиологические вредные и опасные факторы: напряжение зрения и внимания; интеллектуальные, эмоциональные и длительные статические нагрузки; монотонность труда; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени; нерациональная организация рабочего места.

Типичными ощущениями, которые испытывают к концу рабочего дня операторы ПЭВМ, являются: переутомление глаз, головная боль, тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины, снижение концентрации внимания.

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название «компьютерный зрительный синдром». Одной из причин служит то, что сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (печатные тексты, рисунки и т.п.), а не для работы за дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения — оно светится, мерцает, состоит из дискретных точек, а цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам. Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные. Зрительное утомление проявляется жалобами на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и с дальних на ближние, кажущиеся изменения окраски предметов, их двоение, чувство жжения, «песка» в глазах, покраснение век, боли при движении глаз.

Длительная и интенсивная работа на компьютере может стать источником тяжелых профессиональных заболеваний, таких, как травма повторяющихся нагрузок (ТПН), представляющая собой постепенно накапливающиеся недомогания, переходящие в заболевания нервов, мышц и сухожилий руки.

К профессиональным заболеваниям, связанным с ТПН, относятся:
  • тендовагинит — воспаление сухожилий кисти, запястья, плеча;
  • тендосиновит — воспаление синовиальной оболочки сухожильного основания кисти и запястья;
  • синдром запястного канала (СЗК) - вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Накапливающаяся травма вызывает образование продуктов распада в области запястного канала, в результате чего вначале возникает отек, а затем СЗК.

Появляются жалобы на жгучую боль и покалывание в запястье, ладони, а также пальцах, кроме мизинца. Наблюдается болезненность и онемение, ослабление мышц, обеспечивающих движение большого пальца.

Эти заболевания обычно наступают в результате непрерывной работы на неправильно организованном рабочем месте.

Механизм нарушений, происходящих в организме под влиянием электромагнитных полей, обусловлен их специфическим (нетепловым) и тепловым действием.

Специфическое воздействие ЭМП отражает биохимические изменения, происходящие в клетках и тканях. Наиболее чувствительными являются центральная и сердечно-сосудистая системы. Возможны отклонения со стороны эндокринной системы.

В начальном периоде воздействия может повышаться возбудимость нервной системы, проявляющаяся раздражительностью, нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью. В последующем развиваются астенические состояния, т.е. физическая и нервно-психическая слабость. Поэтому для хронического воздействия ЭМП характерны: головная боль, утомляемость, ухудшение самочувствия, гипотония (снижение артериального давления), брадикардия (урежение пульса), боли в сердце. Указанные симптомы могут быть выражены в разной степени.

Тепловое воздействие ЭМП характеризуется повышением температуры тела, локальным избирательным нагревом клеток, тканей и органов вследствие перехода ЭМП в тепловую энергию. Интенсивность нагрева зависит от количества поглощенной энергии и скорости оттока тепла от облучаемых участков тела. Отток тепла затруднен в органах и тканях с плохим кровоснабжением. К ним в первую очередь относится хрусталик глаза, вследствие чего возможно развитие катаракты. Тепловому воздействию ЭМП подвергаются также паренхиматозные органы (печень, поджелудочная железа) и полые органы, содержащие жидкость (мочевой пузырь, желудок). Нагревание их может вызвать обострение хронических заболеваний.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows