Влияние технологий на общество. Негативные последствия информационных технологий на здоровье человека. Двойственность влияния развития ИТ

Влияние технологий на общество. Негативные последствия информационных технологий на здоровье человека. Двойственность влияния развития ИТ

14.04.2019

Влияние современных информационных технологий на психику человека

Е.В. Харинина

Международный институт экономики и права

В XXI в. быстрыми темпами происходит изменение окружающей человека информационной среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. В современном мире информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь и вряд ли из нее уйдут. Ведь это удобно, когда у тебя в кармане лежит вещь под названием «телефон», и ты в любое время можешь узнать: сколько времени, какая погода, и столицу Франции вы тоже можете узнать именно там. Хорошо, не правда ли? Но беда в том, что есть множество минусов, которые мы не замечаем или просто не хотим замечать.

Многие люди не используют свои возможности и просто просиживают весь день в социальных сетях. Но не самое главное, что социальные сети полностью проникли в нашу жизнь. Самое ужасное это то, что страдают дети. Посмотрите на современных детей, каждый второй в свои 6 лет имеет телефон, а каждый третий еще и планшет в придачу. Все свое детство дети тратят на разные игры и просмотр мультфильмов, что, к сожалению, не идет им на пользу. Многие игры и мультфильмы сильно влияют на психику человека, что уж говорить про детскую неустоявшуюся психику. Дети растут нервными, агрессивными плюс плохое зрение впридачу.

Зачастую вся эта информация, которую мы воспринимаем из мира технологий, вводит нас в заблуждение, а дети живут в мире иллюзий. Все эти возможности иногда просто мешают нам принять окружающий нас мир и самого себя. И каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и т.д.

Мир на пороге перемен: Социокультурный аспект

Информационных технологий в наше время бессчетное количество, например: газета, телевизор, интернет и т.д. Сейчас мы немного углубимся в тему интернета.

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. В нем вы можете найти все, что пожелаете. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это прекрасно, когда мы с легкостью можем найти нужную нам информацию. Нам не надо перелистывать большое количество книг в поиске информации, как это делали еще совсем недавно, например, двадцать лет назад. Но в последнее время врачи начали замечать появление интернет-зависимости. Оглянитесь, и вы заметите, что 9 человек из 10 идут, глядя в свой гаджет. Некоторые люди просто не представляют своей жизни без этого предмета в руках. И если взрослые люди могут задуматься над своим здоровьем, то подрастающему поколению явно не до этого. Интернет заменяет общение, книги и просто прогулки по улице. Доходит до того, что люди могут общаться с помощью телефона и интернета в нем, сидя в соседних комнатах. Может, для кого-то это и норма, но здравомыслящий человек поймет, что это абсурд. Интернет становится своеобразным «кайфом» для тех, кого недооценивают в жизни, а там, в виртуальной реальности, они находят своих почитателей. Неуверенные в себе люди компенсируют одиночество, войдя в Сеть, заводят флирт и романы . Они влюбляются в вымышленный мир и живут там, за экраном. А здесь, в настоящем мире, они становятся «потерянными» для окружающих.

Интернет - это просто замена реальному миру, только малая часть населения планеты Земля использует его по назначению и живет своей жизнью. Что же с этим делать? Оставить все как есть или же помочь избавиться от этой неприятной зависимости? Вопросы риторические и не требуют ответа, ведь мы сами знаем, что надо делать.

В рамках работы кафедры психиатрии и наркологии Новосибирской государственной медицинской академии по изучению интернет-зависимости как разновидности нехи-

мических аддиктивных расстройств В.А.Лоскутова провела небольшое исследование, и я предлагаю ознакомиться с его результатами.

Материалом исследования послужил анализ 3500 анкет - тестов на интернет-зависимость. Выборка материала проводилась на личном сайте автора, размещенном в интернете по адресу http://user.lvs.ru/vita/test/default.htm в период с сентября 1999 г. по сентябрь 2003 г. Сайт был проиндексирован поисковыми системами, ссылки на него имелись на многих медицинских интернет-ресурсах и в системе банне-рообмена. С 2001 г. «зеркало» сайта с согласия автора исследования было размещено по адресу http://www.psyhelp. ru/psychiatry/iad_test.htm.

По результатам анализа данных теста были выделены 3 группы: в группе III «здоровые» оказалось 74% всех ответивших, в группе II «пограничные» - 24%, в группе I «зависимые» - 2%. Это коррелирует с данными, полученными как разработчиком теста, так и другими зарубежными исследователями .

Мы можем увидеть, что из 3500 опрошенных людей, интернет-зависимостью страдают 2%. На основании этого можно сделать вывод, что все не так уж и плохо, ведь всего 2%. Но на нашей планете живет 7 миллиардов людей, и сколько из них страдают интернет-зависимостью, можно только догадываться. И что же делать, и как с этим бороться? Можно взять судьбу в свои руки и самостоятельно избавиться от этого недуга: заняться работой, встретиться с друзьями, как можно больше находиться в обществе, чтобы просто не было времени на интернет. А можно обратиться к специалистам, которые помогут вам и вернут вас реальности.

Литература

1. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2000. № 1. С. 11-13.

2. Яврый Г.Г. Интернет и человек. Ставрополь, 2009.

УДК 613.6:004

Современные информационные технологии прочно вошли в жизнь человека, однако, наряду с массой преимуществ, которые они с собой принесли, существует и негативная сторона их использования, связанная с их отрицательным влиянием на организм человека. Повсеместное распространение компьютерной техники в Украине, бурный рост числа домашних пользователей, реализация государственной программы по информатизации и компьютеризации школ делают вопросы безопасности работы с компьютером актуальными в настоящее время.

Вопрос влияния компьютера на здоровье пользователя в настоящее время изучен не до конца. Принимая во внимание то, что компьютеры широко используются при диагностике заболеваний, а эффективное их использование, прежде всего людьми с ограниченными физическими возможностями, способствует решению таких проблем как преодоление социальной изоляции, ограниченности возможности общения, организации общения и досуга, поиск возможного заработка , остановимся подробно на отрицательном влиянии компьютерной техники на здоровье пользователей.

Основными факторами, повреждающими здоровье при работе с компьютером, являются : гиподинамия; напряженное положение различных частей тела; однообразные движения; электромагнитное излучение от монитора и системного блока; пары при печати.

Большинство исследователей отмечают вред от постоянного нахождения пользователя ПК в одной позе и обращают внимание на возможность появления заболеваний позвоночника и остеохондроза. Если возможность искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов и последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника.

Для снижения вреда от постоянного нахождения в одной позе рекомендуется применять следующий комплекс упражнений, разработанный специально для людей малоподвижного однообразного труда :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-3 – медленно руки вперед. 2-3 – руки в стороны, повернуть ладони кверху, слегка прогнуться, встать на носки, руки вверх в стороны. Выполнить полное дыхание, снизу вверх. Потянуться вверх за руками. 4 – расслабляя мышцы рук и плечевого пояса, «уронить» руки – полный выдох (-). Повторить 4 раза.

Упр. 2. И.п. – о.с. 1 – шаг левой в сторону, руки за голову (+). 2 – руки в стороны, наклон вправо (+). 3-4. – и.п. (-). То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – левую в сторону на носок, руки к плечам. 2 – поворот туловища налево с наклоном назад, руки в стороны. 3 – поворот туловища в и.п., руки к плечам. 4 – и.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упр 4. И.п. – о.с. 1- руки за голову (+). 2-3 два пружинящих приседания, руки вверх (-). 4. – и.п. (+). Повторить 8-10 раз.

Упр. 5. И.п. – о.с. 1-2 – полуприседая на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны. 2-3 – для пружинящих наклона вперед к левой ноге, касаясь правой рукой левой ступни (-). 4 – и.п. То же с другой ноги. Повторить 8-10 раз.

Упр 6. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед. 2 – почувствовать тяжесть руки и «уронить» левую руку. 3 – то же правую с одновременным расслаблением мышц туловища (увеличить наклон) (-). 4. – и.п. (+). Повторить 6-8 раз.

Упр. 7. И.п. – о.с. 1 – левую ногу вперед на носок, левую руку в сторону, правую вперед. 2 – приставить левую ногу, руки вверх (+). 3. – правую ногу вперед на носок, правую руку в сторону, левую вперед (-). 4.- и.п. (+). Повторить 12-14 раз, постоянно ускоряя темп.

Также для отдыха мышц спины и улучшения осанки можно использовать следующий комплекс упражнений :

Упр. 1. И.п. – о.с. 1-2 – правую ногу назад на носок, руки на пояс, небольшой наклон назад. 3-4 – вернуться в и.п. То же с другой ноги. Повторить 4-6 раз.

Упр. 2. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову. 2-3 – два пружинящих наклона вперед, прогнувшись, локти развернуты. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. И.п. – о.с. 1 – пружинящий полуприсед, руки в стороны. 2- пружинящий полуприсед, руки скрестно за спиной. 3 – руки в стороны, посмотреть вверх. 4 – вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

Наиболее серьезные заболевания у людей, долго сидящих за компьютером, связаны с костно-мышечной системой. Частым заболеванием кистей рук является карпальный тоннельный синдром (синдром запястного канала) , который является профессиональным заболеванием специалистов в области информационных технологий. Он проявляется в том, что когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается, что вызывает недостаточное снабжение тканей кислородом. Как следствие, ладонная поверхность отекает, а карпальный канал, внутри которого проходят сухожилия и серединный нерв, сужается и сжимает нерв. Причиной защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количество однообразных движений (при работе с мышкой), или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находится в постоянном напряжении. Все это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Распространенным является воспаление тканей сустава большого пальца – тендовагинит Де Кервена. На сегодняшний день не существует эффективных технических, эргономических или медицинских мер позволяющих избежать описанных заболеваний. В то же время, для снижения негативных последствий работы с клавиатурой можно использовать один из предложенных комплексов упражнений:

1 вариант. Упражнение для рук, преимущественно для пальцев и кистей :

1. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулак.

Выполнение: энергичный взмах правой рукой вверх, левую руку назад вниз, затем левой вверх, правой назад вниз и т.д. При смене положения рук сжимать с разжимать пальцы.

2. И.п.: руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: поднять руки вперед, пальцы развести пошире; руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, пальцы развести, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки; руки вверх, пальцы развести, принять и.п.

3. И.п.: основная стойка, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: большие круги обеими руками одновременно вперед – вверх – назад, затем назад – вверх – вниз.

4. И.п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.

5. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: разогнуть руки вперед, пальцы развести пошире, руки в стороны, добавочный рывок назад, свести руки перед грудью, пальцы сжать в кулаки.

6. И.п.: основная стойка, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

Выполнение: правую руку в сторону, левую вперед, пальцы развести, принять и.п.: то же, но левую руку в сторону, правую вперед.

Вариант 2. Физкультурная минутка для снятия утомления с мышц кисти :

Упр. 1. И.п. – сидя, руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить. 1-2 – повернуть кисти пальцев к груди, не допускать разъединения ладоней. 3-4 – повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

Упр. 2. И.п. – сидя, руки согнуть предплечьями вверх. 1-4 – поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем руки вниз и потрясти кистями.

Упр. 3. И.п. – сидя, левое расслабленное предплечье положить на бедро или стоящий впереди стол. Самомассаж кисти. Начинать с легкого поглаживания в направлении локтя. Затем растирание и разминание в том же направлении. Между приемами выполнять поглаживания. Самомассаж закончить поглаживанием. 15-20 с. В процессе самомассажа кисти надо несколько раз переходить на самомассаж предплечья, направляя движения к плечу.

Практически все исследователи согласны во мнении, что мониторы наносят существенный вред зрению. За время 8-часового рабочего дня пользователь бросает до 30000 взглядов на экран. Глаз, работающий с перегрузкой, не может в достаточной степени адаптироваться к таким условиям. Нерезкое изображение и мерцание на экране повышают угрозу зрению, существует угроза заболевания Сикка: высыхание и помутнение роговицы. Многие пользователи отмечают зрительное утомление при работе с мониторами, получившее название «компьютерный зрительный синдром» (CVS - Computer Vision Syndrom ). Человек привык видеть любое изображение в отраженном свете. Свет идет от источника, падает на предмет, отражается от него и только затем попадает на сетчатку глаза. Благодаря тому, что у каждого предмета своя отражающая способность (глянцевая поверхность, матовая поверхность, шероховатость, рубчатая поверхность и т.д.) глаз видит все предметы по-разному. Если человек смотрит на источник света (солнце, нить накала лампы), это доставляет ему неприятные ощущения в виде цветных пятен, бликов и искр. Монитор же является источником света, к тому же большинство предметов на которые мы смотрим статичны, а изображение монитора постоянно мерцает, что дополнительно раздражает глаза. В природе нет объектов, аналогичных монитору, и человеческий глаз совершенно не адаптирован для такой модели восприятия, она для него неестественна. Как следствие – головные боли, жжение и резь в глазах, покраснение век, кажущееся изменение окраски объектов .

При работе с операционной системой и текстовыми редакторами следует помнить о том что цветной шрифт увеличивает нагрузку на зрение, поскольку составляющие цветов имеют различные длины волн и видны на разном расстоянии, поэтому не рекомендуется пользоваться шрифтами размером менее 7 пунктов, а частота регенерации (обновления) экрана монитора должна быть не ниже 70 Гц (рекомендуется 85 Гц). При цветном экране количество цветов должно быть не менее 256, оптимальным считается режим True Color . При работе с текстом предпочтительно использовать белый цвет в качестве фона и черные символы .

Также следует помнить о времени работы с компьютером, что особенно актуально при организации занятий в средних общеобразовательных заведениях. ДСанПін 5.5.5.6.009-98 определено такое безопасное время работы за компьютером :

Для учащихся 1-х классов – 10-12 мин; для учащихся 2-5 классов – до 15 мин., 6- 7 классов – 15-20 мин., 8-9 классов – 20-25 мин, 10-11 классов – 25-30 мин.

Упр. 1. 1 – Смотреть вдаль 2-3 с. 2 – перевести взгляд на кончик пальца, поставленного перед глазами на расстоянии 25-30 см, и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.

Упр. 2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Упр. 3. Закрыть глаза и выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. 15-20 с.

Упр. 4. Быстрые моргания в течение 15-20 с.

Упр. 5. Закрыть глаза, подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко. 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза.

Компьютер является мощным источником электромагнитного излучения, влияние которого на организм человека изучено не до конца, но проводимые исследования позволяют говорить, что электромагнитное излучение может вызвать расстройство нервной системы, снижение иммунитета, расстройство сердечно-сосудистой системы, аномалии в процессе беременности, нарушение менструального цикла и потенции, стрессовые состояния .

Зелинский С.Э. отмечает, что крайне вредно ставить монитор вплотную к стене, так как отраженные от стен электромагнитные волны сильнее действует на организм человека. Также автор отмечает, что электростатический потенциал вне монитора появляется вследствие высокого напряжения в ЭЛТ (электронно-лучевой трубки монитора). В зависимости от материала одежду и влажности окружающего воздуха (более 40%) тело человека может зарядиться до напряжения в несколько сотен вольт. При длительной работе с компьютером под воздействием заряженных частиц может появиться сыпь (аллергическое раздражение) на теле и лице.

Однако, электромагнитные излучения не всегда зависят только от компьютеров, они могут в десятки раз возрастать из-за того, что под окном компьютерного класса проходит мощный кабель, из-за отсутствия системы заземления (в данном случае защитный экран не уменьшает, а увеличивает излучение) .

Ко многим вредным факторам можно отнести и отравляющие вещества, выделяемые компьютером и периферийным оборудованием. Новый корпус компьютера и монитора издает своеобразный слабый запах, но еще большую опасность представляют газы, не имеющие запаха, - диоксины и фуран. Они относятся к противопожарным добавкам, которые применяют при производстве корпусов мониторов и плат. В лазерных принтерах в результате действия электрических разрядов возникает озон. Этот газ раздражает слизистую оболочку носа, глаз и горла. Опыты над животными выявили устойчивую зависимость между озоном и раковым заболеваниями, определив его в группу канцерогенных веществ. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль, которая оседая в легких человека. В то же время, работающий компьютер деонизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на организм в целом .

Кроме перечисленных факторов существуют также факторы, влияющие на психику человека, что связано с постоянным раздражением, которое может возникать в результате сбоев работы компьютера. Также существует проблема Интернет-зависимости, зависимости от игр, стирание грани между реальностью и виртуальной реальностью .

В то же время, не смотря на негативное влияние ПК на здоровье пользователя, компьютер остается надежным другом человека, а соблюдение всех правил работы с ним, выполнение предложенных вариантов упражнений помогут значительно минимизировать вредное влияние компьютера.

Литература

1. Логинов А.В. Использование информационных технологий для людей с ограниченными физическими возможностями. //Наука. Здоров"я. Реабілітація /Матеріали ІІ Міжнар. наук.-метод. конф. – Вип. ІІ. – Луганськ: Знання, 2004. – С. 259-264. 2. Зелинский С.Э. ПК: устройства, периферия, комплектующие. – Харьков: Фолио, 2005. – 511 с. 3.Красножен. Д. Как оградить себя от компьютера. /http://www.osp.ru/fullpc/10/32.htm. 4. Какой вред компьютер наносит детскому здоровью /http:/www.sks-tv.ru/m-stat2.html. 5. Здоровье и компьютер /http://kendth.narod.ru/ 6. Руководство по эргономике работы за компьютером. /http://www.bolshe.ru/unit/24/books/8567/s/1 7.Гусейнова М. Игра – это наша жизнь или психиатрический диагноз. /http://www.nakanune.ru/articles/internet_igrovye_avtomaty_kazino. 8.Герасевич В. Безопасная и комфортная работа за компьютером /http://bmn.medstalker.com. 9. Материалы ErgAerobics, Inc., /http://www.ergaerobics.com/ 10. Литвак, И., "Эргономика - заботливая наука" /http://www.osp.ru/school/1999/5/13.htm. 11. Волошин, В. "Эргономика должна быть эргономной" /http://vesti.ru/health/ 12.Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н. Производственная физическая культура в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1985. – 152 с. 13.Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. – М.: Знание, 1984. – 64 с. 14. Христинин В.И. Физкультура для работников умственного труда. – М.: Медицина. – 48 с. 15. Методичні рекомендації щодо облаштування і використання кабінету інформатики та інформаційно-комунікаційних технологій загальноосвітніх навчальних закладів. //Інформатика. № 38-39. 2004. – С. 16-44. 16. Адоладов К. Не сжигайте свои глаза! //Компьютер в школе. № 4/2000. – С. 20-23.

С момента появления первых работ в области кибернетики и информатики, с момента того, как возникла идея автоматизации процессов производства на основе ЭВМ возник вопрос о влиянии информационных технологий на жизнь общества. В основе первых попыток обсудить данную проблему лежала вполне здравая предпосылка, что жизнь общества определяется развитием средств производства и, таким образом, внедрение кибернетических средств производства может вызвать изменение производственных сил общества и повлиять на все сферы жизни общества. Винер призывает учитывать последствия автоматизации производства - высвобождение большого количества людей. Правительства должны продумать механизм минимизации тех социально негативных последствий, которые могут быть вызваны автоматизацией. С другой стороны, мы находим у Винера полемику о возможности использования достижений кибернетики с целью манипулирования людьми в политической сфере. Он приводит письмо, которое он получил от священника - исследования в области кибернетики являются безнравственными и опасными, поскольку результаты могут быть применены в управлении людьми. Винер всегда осторожно относился к использованию результатов в области политического или социального управления, однако сама по себе проблема существует. Винер, говоря о тоталитарных государствах, говорит, что эти тоталитарные государства представляют собой своеобразный муравейник. Эта метафора представляется не совсем удачной, поскольку в тоталитарном государстве управление осуществляется на основе системы приказов. Муравью никто не говорит, что надо делать. Управление осуществляется на основе системы рефлексов на команды, посылаемые маткой типа «мне слишком жарко» или «есть хочу». Муравей выполняет некую предзаданную систему действий, получив сигнал.

4 сферы жизни общества

    экономическая,

    политическая,

    политическая сфера - по мере развития информационных технологий в современном обществе власть перемещается от диктаторов к манипуляторам. Современные информационные технологии (телевидение, радио) позволяют создать определённое восприятие мира, такое, когда легко оказывается манипулировать сознанием в том числе и в сфере политического управления. Сравнивают реакцию американского общества на войну во Вьетнаме (весьма негативная у большинства членов общества) и американские бомбардировки Сербии, или войну в Ираке. Сербия - всё американское общество в большинстве одобрительно относилось к военным действиям - потому что предварительно была произведена агитационная работа. Население стало реагировать по принципу муравейника - муравей добровольно реагирует на сигнал матки - так же и американец добровольно выполняет то, что выгодно власти.

    Винер рассматривал ешё одну важную проблему - проблему секретности информации. Винер рассматривал эту проблему в контексте его времени - противостояния двух систем - советской и западной, вопрос - нужно ли сдерживать развитие информационных технологий, используемых для распространения информации - Винер отвечает - нет: если открытие сделано в одном государстве, то результат скоро станет известен и представителям другого государства, как бы его не засекретили «Для разума нет линии Мажино». Винер приводит эпизод из собственной биографии - он опубликовал ряд работ, его пригласили в министерство обороны США и спросили - в СССР занимается кто-нибудь похожим или нет. Тогда была вторая мировая, и учёные не общались. Однако Винер сказал, что такими исследованиями мог заниматься Колмогоров (он знал его предвоенные работы). После войны они встретились и пришли к выводу, что их результаты практически совпадают. Результаты мало зависят от исследователей.

    экономическая - Экономисты затрудняются найти адекватную математическую модель, описывающую товарно-денежные отношения в сфере знаний и информации. Информация отличается от обычного товара - скажем, когда мы купили сок, количество его у продавца уменьшилось. Если я продал программу, то, получив за неё деньги, я оставляю у себя знания о программе (или саму программу).

    Ещё одна проблема - в глобальном обществе присутствует информационное неравенство - граждане различных государств имеют различный доступ к информационным ресурсам человечества. Информационное неравенство нередко сопровождается информационной экспанисией. Говорят об информационном колониализме и культурном империализме. Например - поскольку центром развития и распространения программных продуктов являются США и англоязычные страны, то большая часть ПО создаётся с учётом английского языка. Таким образом, мы можем говорить об экспансии английского языка.

    социальная сфера - размываются границы государств. Происходят элементы утраты национальной самоидентификации. Происходят изменения в семейных отношениях (снижается рождаемость). Процессы коммуникации между людьми облегчаются, меняется пространство коммуникации. Есть изменения и в духовной сфере жизни общества - язык, литература, кинематограф.

    Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


    Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

    Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

    Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

    В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

    Синдром фантомного звонка

    Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

    Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

    Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

    Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

    Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

    Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

    Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

    «Эффект Google»

    Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

    Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

    Facebook-депрессия

    Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

    Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

    Интернет-зависимость

    Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

    Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

    На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

    Онлайн игромания

    Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

    К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

    Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

    Киберхондрия

    Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

    Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

    Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

    А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!

    Агамирзоева Зарина А.

    Студентка, Дагестанский государственный университет.

    ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

    В статье рассмотрено – положительное и отрицательное влияние информационных технологий на жизнь человека; проблемы, связанные с развитием этой отрасли, и необходимость её развития.

    Ключевые слова : информационные технологии, развитие, влияние.

    Agamirzoeva Zarina A .

    Student, Dagestan state University.

    INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON HUMAN LIFE

    The article discusses the positive and negative impact of information technologies on human life and problems associated with the development of this industry, and the need for its development.

    Keywords : information technologies, development, influence.

    На дворе 21 век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Появилось большое количество организаций, специализирующихся на той или иной отрасли компьютерных технологий, так как это наиболее актуальное и, идущее вперед, направление. Еще лет 20-30 назад человечество и представить не могло, что компьютер может уместиться на ладони, я говорю компьютер, так как обычный мобильный телефон поддерживает намного больше функций, чем первые компьютеры.

    Многие страны перешли на т.н. «информационное общество», некоторые – в процессе перехода, в зависимости от факторов, влияющих на то или иное население. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученные говорят о том, что лет через 30 газеты, журналы, книги исчезнут с прилавков.

    С одной стороны, электронные страницы – это хорошо, меньше вреда наносится окружающей среде, да и хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде. С другой стороны – человечество становится все более зависимым от техники. Многие даже представить себе не могут, что будут делать, если, например, забудут дома телефон, это приравнивается к трагедии. Велико число тех, кто просто убивает время в социальных сетях, живое общение заменяется набором букв на компьютере, а жесты и мимика – смайликами. Да, это хорошо для тех, кто находится далеко друг от друга, или в силу каких – то других причин просто физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем такими благами, так как, живя по соседству – общаемся посредством сети и устройств. Люди просто перестали ходить в гости и просто видеться.

    Стоит отметить, что информационные технологии (ИТ), прочно закрепившись в нашей жизни, также и облегчили нашу жизнь. Ведь сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается много факторов, влияющих на экономику, а если и вычислить как-то результаты экономических процессов одного предприятия, то на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, да и точность этих вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний день любые вычисления выполняются с помощью компьютеров. При этом результаты точные, и вычисляются за считанные секунды.

    Созданы программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об освоении космоса вообще человечество могло только мечтать. Этот список можно продолжать до бесконечности и перечислить все профессии, так как информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой жизни. Знание компьютера – наиболее важное требование при трудоустройстве.

    Еще одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии – образование. В школах начали заводить электронные дневники учеников, с помощью которых родители узнают об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют скидывание лекций на электронные носители, а также практикуется самостоятельное изучение тем. Таким образом, потребность в посещении лекций уменьшается. Сдавая курсовую или дипломную работу на проверку, студент может просто скинуть свою работу преподавателю на электронную почту, сокращая при этом время, которое тратится на поездку к месту учебы, и время преподавателя: он может проверить работу в удобное время и переслать студенту с указаниями по доработке. В принципе, разница между очной и заочной формами обучения уменьшается: и в том и в другом случае студенты самостоятельно изучают темы.

    Также стоит отметить значимость дистанционного обучения. У людей с ограниченными возможностями появился шанс получить образование, умственно развиваться.

    Также информационные технологии сильно повлияли на качество расследований преступлений разного рода, от мелких нарушений на дороге до тяжких преступлений, связанных с гибелью человека. Появились разного рода детекторы лжи, программы, способные выявить местонахождение человека, позволяющие провести множество видов экспертиз, благодаря чему понижается процент ошибок при ведении следствий.

    Процент ошибок уменьшился как в расследованиях так и в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и скачок вперед был сделан благодаря информационным технологиям. Стали проводить операции на жизненно важные органы: от чего раньше умирали – сегодня лечится. В России, например, во всё больших регионах появляются реанимобили, оснащенные по последнему слову техники, что дает еще больше шансов больному выжить. Появилась возможность диагностировать любой орган и выявить болезнь: ошибиться здесь может только врач.

    И в заключении хотелось бы отметить и выделить один важный критерий, играющий в нашей жизни важную роль: всё в наших руках. То, насколько мы будем зависимы от компьютера – определяем мы сами. Человек сам определяет, на что тратить время, как проживать жизнь. И если использовать ИТ и другие блага только в полезных целях и в меру – жить станет легче не только нам, но и будущим поколениям, и им не придется страдать от нашей невнимательности и лени.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows