План аудита информационной безопасности пример. Аудит безопасности информационных систем. Организация для государственных информационных систем

План аудита информационной безопасности пример. Аудит безопасности информационных систем. Организация для государственных информационных систем

30.03.2019

Деятельность любого учреждения невозможна без использования имущества. Объекты материальных ценностей, отвечающие признакам, установленным п. 7 ФСБУ «Основные средства», относятся к категории основных средств. В ходе эксплуатации объекты выходят из строя и требуют ремонта. Как отражаются в учете операции по ремонту объектов основных средств?

Ремонт – это комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта и (или) его составных частей (ГОСТ 18322-2016 «Межгосударственный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения»).

Ремонт включает операции локализации, диагностирования, устранения неисправностей и контроль функционирования.

Устранение неисправностей и восстановление первичных характеристик объекта производятся:

    силами работников учреждения;

    посредством привлечения сторонней организации (физического лица).

Основные вопросы, которые возникают у учреждения при отражении в учете операций по ремонту основных средств, таковы:

    являются ли работы капитальным или текущим ремонтом;

    изменится ли объекта после проведенных работ;

    как на счетах бухгалтерского учета отразить данные операции?

Классификация ремонтных работ

Используется следующая классификация ремонтных работ (отобразим ее в виде схемы).

Краткая характеристика ремонта (текущего и капитального) в отношении объектов основных средств дана в Указаниях № 65н.

Из положений этого документа следует, что ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт) относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и включают в себя:

    устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

    поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения, количества и площади объектов, пропускной способности и т. п.) на изначально предусмотренном уровне;

    проведение некапитальной перепланировки помещений;

    реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;

    проведение работ по реставрации нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;

    восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическую, гидрохимическую очистку, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, выполняемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Важность отнесения ремонтных работ к работам капитального или текущего характера продиктована особенностями отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета. ФСБУ «Основные средства» установлены случаи изменения стоимости основного средства по итогам проведения капитального ремонта объекта. Расходы на выполнение работ по текущему ремонту основных средств не учитываются в стоимости таких объектов.

Включение расходов на проведение ремонтных работ в стоимость ОС

После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств его учет осуществляется по балансовой стоимости. Балансовой стоимостью является первоначальная стоимость актива с учетом ее изменения. С 1 января 2018 года казенные учреждения в своей работе руководствуются положениями ФСБУ «Основные средства». По общему правилу расходы на ремонт основных средств относятся на расходы учреждения. Однако положениями данного стандарта установлены отдельные случаи изменения балансовой стоимости объекта при проведении капитального ремонта.

Так, ФСБУ «Основные средства» определено, что изменение балансовой стоимости объекта основных средств возможно, если оно предусмотрено настоящим стандартом и другими нормативными актами в рамках законодательства РФ в случае:

    достройки;

    дооборудования;

    реконструкции (в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации));

    замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;

    переоценки объекта основных средств.

Таким образом, если капитальный ремонт проводится в целях модернизации, реконструкции, технического перевооружения и в ходе него замещается объект или его составная часть, данные расходы включаются в стоимость основного средства.

Далее прирешении вопроса о включении затрат по ремонту в стоимость основного средства интерес представляет п. 27 ФСБУ «Основные средства», которым установлено, что если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены его отдельных составных частей, при условии что такие составные части в соответствии с критериями признания объекта основных средств, которые предусмотрены п. 8 ФСБУ «Основные средства», признаются активом, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого были проведены восстановительные (капитальные ремонтные) работы, уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями ФСБУ «Основные средства» о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств (при условии документарного подтверждения стоимостных оценок по выбываемому объекту).

Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 ФСБУ «Основные средства» в отношении групп основных средств.

Итак, для применения п. 27 ФСБУ «Основные средства» и изменения стоимости объекта в результате работ по проведению его капитального ремонта должны выполняться следующие условия:

1) объект включает в себя несколько составных частей, каждая из которых признается активом (основным средством) в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства»;

2) порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных таких составных частей (составной части) объекта.

При проведении работ по замене отдельной составной части объекта бухгалтер совершает:

    операцию по разукомплектации объекта, отражающую выбытие заменяемой части (при совершении операции стоимость объекта уменьшается);

    операцию по включению в стоимость объекта установленной в ходе проведения капитального ремонта новой части (при совершении операции стоимость объекта уменьшается).

Если на балансе учреждения числится оборудование, требующее проведения регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием его эксплуатации (в соответствии с правилами эксплуатации объектов), а также если при проведении ремонта создаются самостоятельные объекты активов (при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных п. 8 ФСБУ «Основные средства»), затраты на создание таких активов формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием данных расходов в стоимости объекта основных средств (либо с увеличением стоимости учитываемого объекта, либо с признанием самостоятельных объектов учета) (п. 28 ФСБУ «Основные средства»). В этом случае любая учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). К рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление текущего (капитального) ремонта объектов основных средств, в результате которого не создаются объекты, признаваемые активами. Например, затраты по осуществлению ремонта помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ включаются в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основных средств. Субъект учета закрепляет в своей учетной политике применение положений п. 28 ФСБУ «Основные средства» при ведении учета основных средств, групп основных средств.

Бухгалтерский учет операций по ремонту техники

Операции отражаются на счетах бухгалтерского учета казенного учреждения по правилам, предусмотренным инструкциями № 157н, 162н. Однако на момент написания консультации положения вышеназванных инструкций не были приведены в соответствие с требованиями ФСБУ. Так, п. 27 Инструкции № 157н установлено, что изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансовых активов относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета.

То есть Инструкцией № 157н не установлены случаи изменения стоимости основных средств в результате проведения работ по их капитальному ремонту. В то же время требование о применении ФСБУ «Основные средства» государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года установлено как самим стандартом, так и Законом № 402-ФЗ.

Из норм действующих нормативных актов следует, что учреждения реализуют положения, установленные ФСБУ, исходя из методологии учета, предусмотренной инструкциями № 157н, 162н и письмами Минфина, в которых разъясняются особенности отражения на счетах бухгалтерского учета тех или иных операций.

Методологией учета установлено, что расходы на ремонт объектов основных средств, не изменяющий стоимость ремонтируемых объектов, отражаются на счете 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Если в результате ремонтных работ учреждение приобретает запасные части, они принимаются к учету на счете 0 105 36 000 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения», а затем при их установке на ремонтируемый объект списываются на расходы учреждения. Расходы на капитальный ремонт объектов, изменяющий их стоимость, формируются на счете 1 106 31 000 «Увеличение вложений в – иное движимое имущество учреждения».

Пример 1.

Принтер, входящий в состав компьютера, сломался. Учреждение приобрело новую запасную часть для его ремонта. Ремонт принтера выполнил работник. Стоимость комплектующей части – 3 000 руб.

На счетах бухгалтерского учета операции по замене части принтера будут отражены так:

Замена запасной части отражается в инвентарной карточке компьютера в силу п. 27 Инструкции № 157н.

Пример 2.

В казенном учреждении сломалось оборудование. Ремонт оборудования выполняется сторонней организацией, выбранной по итогам проведения конкурентных способов определения подрядчика в силу норм Закона № 44-ФЗ. По условиям заключенного контракта подрядчик выполняет ремонт оборудования с использованием принадлежащих ему запасных частей. Стоимость ремонтных работ – 30 000 руб. Размер аванса – 9 000 руб.

На счетах бухгалтерского учета операции по ремонту оборудования будут отражены так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс за услуги по ремонту оборудования

244
1 206 25 560

244
1 304 05 225

Отражены расходы на оказание услуг по ремонту оборудования

244
1 401 20 225

244
1 302 25 730

Зачтен ранее перечисленный аванс

244
1 302 25 830

244
1 206 25 660

Произведен окончательный расчет по контракту

244
1 302 25 830

244
1 304 05 225

Пример 3.

На балансе казенного учреждения в качестве единого инвентарного объекта числится комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое. Объект состоит из трех элементов, каждый из которых обладает признаком актива в силу п. 8 ФСБУ «Основные средства». Учреждение приняло решение провести капитальный ремонт одного из элементов данного объекта, в результате чего характеристики объекта улучшатся. Балансовая стоимость инвентарного объекта равна 210 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 180 000 руб. Капитальные вложения в ремонт оборудования – 60 000 руб.

При проведении ремонтных работ учреждение определяет:

1) балансовую стоимость объекта, подлежащего выбытию (предположим, она равна 40 000 руб.);

2) сумму амортизации, начисленной на выбываемый элемент основного средства (допустим, в размере 38 000 руб.).

На счетах бухгалтерского учета операции по капитальному ремонту оборудования в соответствии с требованиями ФСБУ «Основные средства» будут показаны так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена операция по разукомплектации объекта:

– в части остаточной стоимости выбываемой части

– в части суммы начисленной на выбываемую часть объекта амортизации

Отражены расходы на проведение капитального ремонта оборудования

Увеличена стоимость объекта на сумму произведенных капитальных вложений

К сведению: в Письме Минфина РФ от 29.12.2017 № 02-07-10/88347 разъяснено, что разукомплектация основных средств, как правило, обусловлена принятием комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о новых условиях использования субъектом учета основных средств. В результате происходит реклассификация основных средств, но не первичное признание объекта бухгалтерского учета. Учитывая то, что при реклассификации не изменяется стоимость ранее принятых к учету объектов основных средств как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в регистрах бухгалтерского учета производятся бухгалтерские записи по принятию к учету полученных в результате разукомплектации основных средств по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным отражением в сумме накопленной до разукомплектации амортизации по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Пример 4.

Казенное учреждение приобрело оборудование стоимостью 120 000 руб. По истечении двух месяцев нахождения в эксплуатации оно сломалось. Оборудование находится на гарантии. Поставщик связался с заводом-изготовителем и принял решение обменять оборудование на аналогичное (с похожими характеристиками, но другой марки).

На счетах бухгалтерского учета замена оборудования будет отражена следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены вложения в стоимость приобретаемого оборудования

Принято к учету оборудование как объект основных средств

Начислена на оборудование

Списано оборудование, возвращенное поставщику (по причине выявления дефекта):

– на сумму остаточной стоимости оборудования

– на сумму начисленной на объект амортизации

Принято к учету оборудование взамен выбывшего

В отношении последней ситуации заметим, что в силу ст. 477 ГК РФ, если установлен гарантийный срок на товар, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока. В статье 21 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» сказано, что в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю.

Поскольку гарантийный срок на оборудование не истек, расходы на его ремонт (в рассматриваемом случае – на замену) учреждение не несет.

В завершение кратко сформулируем основные выводы.

1. Важность отнесения работ к капитальному или текущему ремонту продиктована особенностями отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета.

2. ФСБУ «Основные средства» установлены случаи изменения стоимости основного средства по итогам проведения его капитального ремонта. Расходы на выполнение текущего ремонта объекта основных средств относятся на расходы учреждения.

3. Расходы на ремонт объектов основных средств, не изменяющих стоимость ремонтируемых объектов, отражаются на счете 0 401 20 255 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Если в результате ремонтных работ учреждение приобретает запасные части, они принимаются к учету на счете 0 105 36 000 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения», а затем при их установке списываются на расходы учреждения. Расходы на капитальный ремонт объектов основных средств, изменяющий их стоимость, формируются на счете 1 106 31 000 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения».

1. Виды ремонта основных средств и способы его проведения

Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации, реконструкции. При этом если восстановление объекта превышает срок 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений приостанавливается.

Ремонт основных средств необходим для их поддержания в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы организации, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств.

По объему и характеру ремонтных работ различают два вида ремонта - текущий и капитальный.

При выполнении капитального и текущего ремонтов осуществляется замена отдельных блоков, узлов, деталей оборудования, замена оконных, дверных блоков, восстановление штукатурки, мелкие ремонтные работы, не влияющие на увеличение выпуска.

Источники затрат для них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат включается в себестоимость продукции, работ, услуг в момент производства работ, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт.

2. Документальное оформление и порядок учета затрат по ремонту основных средств. Формирование ремонтного фонда и его использование

На каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов , в которой указывают работы, подлежащие выполнению, и сметную стоимость ремонта.

Выполненные работы оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС - 3) . При поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Данный акт служит основанием для списания фактической себестоимости ремонта.

3. Синтетический учет ремонта основных средств

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом и подрядным.

При хозяйственном способе ремонт выполняется ремонтной службой организации. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли, и отражают проводкой:

1) Д Т 25,26 К Т 10,70,69 - при отсутствии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы;

2) Приналичии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтныеработы:

Д Т 23 К Т 10,70,69 - на сумму затрат по выполнению ремонта;

Д Т 25,26,29 К Т 23 - на сумму списания затрат ремонтного цеха.

При подрядном способе ремонта организация заключает договор с подрядчиком.

На стоимость законченных ремонтных работ подрядчик предъявляет заказчику счет, акцепт которого оформляется проводкой: Д Т 25,26 К Т 60и на сумму НДС: Д Т 19 К Т 60.

Для равномерного включения в издержки производства затрат на ремонт основных средств организации могут создавать резерв на ремонт на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

Сумма резерва ежемесячно включается в себестоимость в размере норматива,установленного организацией самостоятельно. Норматив разрабатывается сроком на 5 лет в твердой фиксированной сумме или в процентах от стоимости объекта.

Сальдо на счете 96 отражает сумму неиспользованного резерва на указанные работы, т.е по целевому назначению.

Оборот по дебету -использование резерва на оплату работ и услуг, связанных с осуществлением ремонтных работ.

Оборот по кредиту - суммы создаваемого резерва за счет включения их в себестоимость,затраты организации: Д Т 25,26 К Т 96.

Если ремонт основных средств выполняют хозяйственным способом, тогда затраты на ремонт предварительно относят в дебет счета 23 с кредита счетов 10,70,69, а по окончании ремонта списывают на счет 96 - Д Т 96 К Т 23.

При подрядном способе ремонтных работ на сумму акцептованного счета подрядчика делают проводки:

Д Т 96 К Т 60 и Д Т 19 К Т 60.

Оплату счета подрядчика отражают проводкой: Д Т 60 К Т 51.

По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты проводкой: Д Т 96 К Т 91 либо сторнируется.

4. Учет консервации и модернизации основных средств

Модернизация или реконструкция объектов основных средств приводитк улучшению первоначальных нормативных показателей: увеличению срока полезного использования, мощности и т.д. при этом затраты на модернизацию обычно списывают на увеличение первоначальной стоимости основных средств.

Затраты на модернизацию отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Д Т 08 К Т 10,70,69,60 - отражены затраты на модернизацию основного средства.

Д Т 01 К Т 08 - затраты на модернизацию отражены в составе основного средства.

Начисление амортизации не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой. На время реконструкции и технического перевооружения срок службы основных средств продлевается.

Консервация - это вывод отдельных объектов основных средств из эксплуатации по причине сокращения объемов производства или смены ассортимента продукции, выполняемых работ и услуг, ликвидации структурных подразделений. Решение о консервации основных средств могут принять руководитель организации или федеральные органы исполнительной власти, илиминистерства и ведомства.

Для осуществленияконсервации приказом руководителя организации назначается комиссия в составе представителя администрации, бухгалтерской, инженерно-технической службы и др. эта комиссия оформляет протоколом решение о консервации основных средств с указанием перечня объектов, причины и сроков консервации. При необходимости проводится инвентаризация объектов основных, подлежащих консервации. На основании протокола комиссии составляется акт о переводе основных средств на консервацию, который подписывается членами комиссии и материально ответственными лицами, за которыми числились эти объекты, и утверждается руководителем организации.

В бухгалтерском учете затраты по этим объектам учитываются в составе прочих расходов (Д Т 91 К Т 20,23,25,26).

В случае перевода на консервацию объектов основных средств по решению федеральных органов власти, министерств и ведомств затраты на содержание могут компенсироватьсяими и включатся в прочие доходы: Д Т 51 К Т 91.

По объектам основных средств, переведенным на консервацию, приостанавливается начисление амортизации.

Стоимость объектов основных средств, находящихся на консервации по решению руководителя организации, участвует в расчете среднегодовой стоимости имущества и входит в налогооблагаемую базу.

Ремонт основных средств - это процесс, в результате которого происходит восстановление эксплуатационных свойств объектов. Как учитываются затраты на ремонт основных средств в бухгалтерии и какие проводки отражают этот процесс - разберемся в статье.

Объект основного средств может быть восстановлен двумя способами:

  • с помощью текущего ремонта;
  • с помощью капитального ремонта (реконструкция и модернизация).
Учет затрат в обоих случаях происходит по-разному. Необходимо четко понимать различия в этих процессах, чтобы в будущем не иметь проблем с налоговой инспекцией и не решать споры с проверяющей инстанцией в судебном порядке. Очень важно на начальном этапе определиться, каким образом происходит восстановление объекта.

Если проводится обычный текущий ремонт, то все сопутствующие расходы списываются в затраты организации в текущем налоговом периоде.

Если же проводится реконструкция и модернизация объекта, то все асходы относятся на увеличение стоимости объекта.

Основное отличие ремонта ОС от его реконструкции заключается в том, что в первом случае не происходит изменение технико-экономических показателей объекта. Реконструкция или модернизация — это, в первую очередь, улучшение технических, экономических и производственных показателей объекта.

Ремонт ОС - это устранение неисправностей, повреждений, а также проведение профилактических мероприятий по недопущению преждевременного износа объекта, а также работы, направленные на поддержание рабочего состояния оборудования.

Проведение ремонтных работ, как правило, начинается с формирования смет и плана работы, утвержденного руководителем предприятия.

После ремонта объект принимается к учету на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС-3.

Оформление документов ремонта и модернизации

При проведении ремонта основных средств оформляются следующие документы:
  • приказ руководителя, который определяет в отношении каких объектов должны быть проведены работы;
  • дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ;
  • сметная документация;
  • договор подряда в случае, если привлекаются сторонние лица;
  • акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств форма ОС-3.

Бухгалтерский учет

Ремонт может быть проведен двумя способами:
  • подрядным способом;
  • хозяйственным способом.
В первом случае, ремонтные работы проводится с помощью сторонних подрядных организаций, с которыми заключается договор подряда, после окончания работ подрядчик составляет сметы выполненных работ.

Во втором случае, ремонтные работы выполняется собственными силами.

Затраты на ремонт объектов основных средств относятся на счета учета производственных издержек, то есть включаются в себестоимость продукции с помощью проводок: Д20 (23, 25, 26, 44) К10 (60, 70, 69).

Если же расходы составляют значительную сумму, то организация может осуществлять ремонтные работы за счет заранее сформированного резерва. Этот резерв образуется путем постепенного включения определенных сумм в состав себестоимости продукции в течении длительного времени, при этом выполняются проводки Д 20 (23, 25, 26) К96, где счет 96 именуется «Резерв предстоящих расходов», на котором по кредиту и формируется резерв. Сумма ежемесячных отчислений на формирование резерва определяется, как 1/12 от годовой стоимости ремонта по смете. В процессе проведения ремонта все затраты списываются на счет этого резерва с помощью проводок: Д96 К10 (70, 60, 69..).

Если в конце года по кредиту счета 96 остались средства (то есть сумма, необходимая для ремонта оказалась меньше сформированного резерва), то оставшиеся средства списываются на 91 счет проводкой Д96 К91/1, таким образом счет 96 закрывается.

Если суммы резерва не достаточно для проведения ремонтных работ, то недостающие средства либо получают с помощью дополнительной проводки по увеличению резервного фонда Д20 К96, либо списывают эту сумму на издержки проводкой Д20 К10, 60, 70.

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции . Об этом говорится в п. 26 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели его функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) (п. 27 ПБУ 6/01). Таким образом, порядок бухгалтерского учета расходов на ремонт ОС, а также модернизацию (реконструкцию) существенно отличается. Аналогичная ситуация складывается в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. А в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения изменяется (п. 2 ст. 257 НК РФ). То есть затраты, произведенные в перечисленных случаях, подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации согласно ст. ст. 256 - 259 НК РФ. Иными словами, понятия "ремонт", "модернизация" и "реконструкция" в целях бухгалтерского и налогового учета неравнозначны. Значит, налогоплательщику следует особое внимание уделить классификации работ по восстановлению основных средств. Ниже мы приведем примеры арбитражной практики, ознакомившись с которыми, читатель поймет, насколько проблема классификации затрат по восстановлению ОС (капитальный ремонт или реконструкция (модернизация)) актуальна в настоящее время. Тем более что суммы, о которых идут споры в зале суда, часто бывают нешуточными.

Из зала суда

Постановление ФАС ВВО от 01.02.2010 N А17-5953/2008. В споре с налоговым органом участвовало предприятие пищевой промышленности (ОАО "Мясокомбинат "Шуйский"). По мнению УФНС, налогоплательщик произвел затраты по модернизации объекта основного средства, не подлежащие единовременному включению в состав расходов по налогу на прибыль. Суд, однако, не согласился с решением налоговой инспекции. Из материалов дела: на основании договора подряда... выполнен ремонт узла учета газа основного средства - котла двухбарабанного водотрубного. Данный узел учета газа не является отдельным объектом основных средств. При этом основное средство (котел двухбарабанный водотрубный) до проведения работ имело узел учета газа. Работы по ремонту узла учета газа не изменили его функционального назначения, а также назначения, качественных (технических) характеристик основного средства, не произошло повышения технико-экономических показателей основного средства. Таким образом, суд сделал вывод, что налогоплательщиком проведены работы по ремонту основного средства, а не модернизация либо другие мероприятия, предусмотренные п. 2 ст. 257 НК РФ, изменяющие первоначальную стоимость имущества. Кстати, Определением ВАС РФ от 10.06.2010 N ВАС-6995/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Постановление ФАС СКО от 27.05.2009 N А53-10647/2008-С5-22. Налоговая инспекция установила, что общество неправомерно включило в состав материалов системы вентиляции, кондиционирования, отопления, видеонаблюдения, представляющие собой технологические комплексы общей стоимостью 1 668 675 руб., которые должны быть включены в состав основных средств с начислением амортизации в течение срока службы. Суд отметил следующее: единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы (п. 6 ПБУ 6/01). Поскольку приобретенные обществом материалы и оборудование не являются отдельными инженерными системами, они не могут быть квалифицированы в качестве самостоятельных объектов основных средств. Суд признал правомерным единовременное списание обществом в расходы по налогу на прибыль стоимости систем вентиляции, кондиционирования, отопления, видеонаблюдения, приобретенных для капитального ремонта здания. Аналогичное дело рассматривалось ФАС ЗСО (Постановление от 26.02.2010 N А27-6662/2009).
Постановление ФАС СКО от 26.10.2010 N А32-23439/2008-26/334. Спор начался из-за следующей ситуации: общество в расходы по налогу на прибыль включило затраты по дооборудованию 29 автомобилей газобаллонным оборудованием. По мнению налоговой инспекции, оснащение автомобилей названным оборудованием является техническим перевооружением, в связи с чем первоначальная стоимость автомобилей должна быть увеличена, а понесенные расходы следует списывать путем начисления амортизации. Но суд указал, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием его технико-экономические показатели не изменяются. Поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением.
Продолжая тему ремонта автомобилей, приведем Постановление ФАС МО от 14.09.2009 N КА-А40/8093-09. Организация для проведения капитального ремонта автомобиля приобрела кабину автомашины КамАЗ-54105 со спальником. Цель капитального ремонта - восстановить утраченные первоначальные технические характеристики автомобиля. По мнению судей, замена кабины на автомобиле не может являться достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением в смысле п. 2 ст. 257 НК РФ, поскольку не изменяет технологическое или служебное назначение автомобиля и не наделяет его другими новыми качествами. Замена кабины в автомобиле не подпадает также под понятие реконструкции и переустройства существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Кроме того, кабина не может являться объектом основных средств в бухгалтерском учете, поскольку не отвечает требованиям п. 4 ПБУ 6/01, то есть не может использоваться в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Итог спора - кассационная жалоба налоговой инспекции оставлена без удовлетворения.
Постановление ФАС ВСО от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07. Суд установил, что работы по установке оборудования охранной системы, акустической системы и усилителя акустической системы не относятся к модернизации автомобиля и не подлежат отнесению на увеличение его первоначальной стоимости, поскольку не отвечают признакам модернизации, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ.
В статье приведена лишь небольшая часть судебных решений, которые рассматривались в последнее время в судах различных округов. Справедливости ради надо отметить, что не всегда споры с налоговиками заканчиваются в пользу налогоплательщика. Пример - Постановление ФАС ВСО от 16.07.2010 N А33-10451/2009. Торговая компания по договору купли-продажи недвижимого имущества приобрела здание столовой на 100 посадочных мест, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Генеральный директор общества издал приказ о консервации объекта основных средств и его капитальном ремонте. После окончания ремонта объект введен в эксплуатацию. Как установил суд, в результате произведенных обществом работ изменилось функциональное назначение помещения (со столовой на торговый центр), увеличилась его площадь, в результате реконструкции (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса) возник новый объект недвижимости. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что доводы налогоплательщика об осуществлении им в отношении спорного основного средства капитального ремонта, а не реконструкции не подтверждаются материалами по делу и противоречат положениям действующего законодательства (Определением ВАС РФ от 11.10.2010 N ВАС-13567/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора).

Определимся с понятиями

Что же не устраивает налоговиков? И что следует учесть налогоплательщику, не желающему оказаться в зале суда?
Определения понятия ремонта в нормативных документах по бухгалтерскому и налоговому учету не найти. Вместе с тем Налоговый кодекс дает нам определения остальных терминов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 257:
- к работам по достройке , дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами;
- к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции;
- к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Несмотря на наличие этих определений (или именно благодаря им), как уже убедился читатель, налогоплательщики и налоговики не могут найти общий язык. Это неудивительно. В действительности работы по модернизации (реконструкции) бывает сложно отличить от капитального ремонта. То есть должны быть более существенные и явные критерии классификации работ по восстановлению ОС.
При определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" Минфин еще в 2006 г. рекомендовал руководствоваться следующими документами (Письмо от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794):
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
Кроме этого, по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции Минфин рекомендует обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Отметим сразу, что названными документами регламентируется порядок проведения ремонта и реконструкции производственных зданий и сооружений, а также действующих предприятий.
Итак, в соответствии с документами, указанными выше, под реконструкцией здания понимается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг. При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования, помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований - их частичная разборка;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий. При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых (п. 5.3 Приказа Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312).
При этом под ремонтом понимается комплекс работ, целью которых является предохранение ОС от преждевременного износа, а в случае необходимости - замена изношенных конструкций.

Виды ремонта

Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 выделяет два вида ремонтных работ применительно к зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства (п. 3.3): текущий и капитальный.
Существующую в отдельных отраслях более подробную классификацию ремонтов (подъемный ремонт, средний ремонт) названный документ рекомендует относить к тому или иному виду ремонта по следующему признаку: при периодичности ремонта до года - к текущему; при периодичности ремонта более года - к капитальному.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Иными словами, поддержание эксплуатационных показателей ОС.
К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Если сформулировать короче, капитальный ремонт здания - ремонт с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В Приложениях 3, 8 к Постановлению Госстроя СССР N 279 приведен перечень работ по текущему и капитальному ремонту. Так как споры налогоплательщиков с налоговой инспекцией в основном возникают в отношении квалификации капитального ремонта или реконструкции (модернизации), приведем для примера некоторые выдержки из документа. Итак, к капитальному ремонту здания относятся работы в отношении:
- фундамента - частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования;
- стен и колонн - перекладка и ремонт отдельных ветхих участков каменных стен до 20% общего объема кладки, не связанные с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования;
- перегородок - ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции. При производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%;
- крыши и покрытия - частичная или полная смена ветхих элементов покрытий, а также замена их на более прогрессивные и долговечные; переустройство крыш в связи с заменой материала кровли.
Кроме этого, в названном перечне поименованы работы по капитальному ремонту центрального отопления, вентиляции, водопровода и канализации.
Нередко, чтобы исключить сомнения, налогоплательщики обращаются за помощью в Минфин. Однако даже чиновники не могут с ходу систематизировать и разложить по полочкам те или иные проведенные работы. В Письме от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, сославшись на п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н, финансисты отметили, что обращения организаций и ИП по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются (в Письме идет речь о классификации работ по замене деревянных окон на пластиковые (работы по замене окон проводились до регистрации права собственности на здание)). Минфин отмечает: при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеют изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ в соответствии с гл. 25 НК РФ не является критерием для такого разграничения (Письмо от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).

Бухгалтерский и налоговый учет

А теперь, собственно, поговорим о порядке учета затрат на осуществление ремонтных работ в бухгалтерском и налоговом учете . В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" затраты по содержанию и эксплуатации основных средств, а также по поддержанию их в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности. Нормативными документами по бухгалтерскому учету предусмотрены три варианта учета расходов на ремонт ОС. Предприятие должно выбрать один из них и закрепить его использование в учетной политике для целей бухгалтерского учета:
1) сумма фактических затрат на ремонт ОС может в полном объеме включаться в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены (п. 27 ПБУ 6/01, п. п. 7, 18 ПБУ 10/99). В бухгалтерском учете составляется запись: Дебет 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу") Кредит 10 "Материалы" (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами");
2) предприятие вправе создать резерв на проведение ремонта основных средств с последующим списанием расходов за счет созданного резерва (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее - ПВБУ), п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов) (Дебет 20 (25, 26) Кредит 96 "Резервы предстоящих расходов"; Дебет 96 Кредит 60 (76). В случае осуществления ремонта собственными силами: Дебет 20 (25, 26) Кредит 96; Дебет 23 Кредит 10, 20, 25, 26, 69, 70; Дебет 96 Кредит 23);
3) затраты по неравномерно проводимому ремонту основных средств могут предварительно учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов" и в дальнейшем списываться с указанного счета в дебет счетов учета затрат в порядке и сроки, установленные учетной политикой организации (п. 19 ПБУ 10/99, п. 65 ПВБУ, Инструкция по применению Плана счетов) (Дебет 97 Кредит 10, 60, 69, 70, 76; Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 97).

Налоговый кодекс предусматривает два варианта учета расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения:
1) расходы на ремонт основных средств могут включаться в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ);
2) налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного учета расходов на проведение ремонта (п. 3 ст. 260 НК РФ).
Выбранный способ учета расходов на ремонт ОС в целях исчисления налога на прибыль следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. На практике, чтобы не возникало разниц, организации выбирают тождественный способ учета затрат на ремонт ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, отказываясь от варианта отражения в бухучете расходов на ремонт через счет 97.

Если ОС не введено в эксплуатацию

Если предприятие осуществляет ремонт ОС до его ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость основного средства следует формировать с учетом затрат на ремонт. Это касается как бухгалтерского, так и налогового учета. То есть, по сути, хотя работы по восстановлению ОС согласно отраслевому законодательству можно классифицировать как ремонт, с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства это доведение ОС до состояния, пригодного для использования (п. 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24, 26, 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, п. 1 ст. 257 НК РФ). Данные затраты связаны с созданием объекта основных средств и являются капитальными вложениями, подлежащими отнесению к расходам через амортизационные отчисления (Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 10, 60, 69, 70, 76; Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08) (Письмо УФНС по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.2, Постановление ФАС УО от 27.06.2008 N Ф09-4529/08-С2).
Другое дело, если основное средство введено в эксплуатацию, то есть фактически используется предприятием в деятельности, но пакет документов для государственной регистрации еще не собран (в силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав). Положения п. 11 ст. 258 НК РФ распространяются на порядок начисления амортизации, а к признанию расходов на ремонт не применяются. Таким образом, в данном случае расходы на ремонт правомерно признавать в числе прочих расходов, не увеличивая первоначальную стоимость ОС (Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/25, Постановления ФАС ПО от 26.01.2010 N А72-8244/2009, ФАС ВСО от 15.11.2007 N А58-1288/07-Ф02-8428/07).

Основное средство на консервации

В период экономического кризиса (и не только) на промышленных предприятиях имеются случаи перевода основных средств на консервацию. При этом в отношении такого имущества могут быть осуществлены ремонтные работы. Можно ли данные затраты признавать в целях налогообложения прибыли?

Для справки. Основное средство исключается из состава амортизируемого имущества, если срок консервации превышает три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Аналогичное правило применяется в бухгалтерском учете (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Данный вопрос мы затронули не случайно. Дело в том, что имеются прецеденты отказа налоговым органом в признании расходами по налогу на прибыль затрат на ремонт законсервированного объекта ОС (Постановления ФАС МО от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08, ФАС ЗСО от 25.09.2007, 24.09.2007 N Ф04-6493/2007(38344-А27-26)). Суды однако не согласились с фискалами, а встали на сторону налогоплательщика. Арбитры СЗО отметили: обществом производился ремонт законсервированных объектов ОС, не участвующих непосредственно в производстве, что не может служить основанием для непринятия понесенных расходов для целей налогообложения. Факт консервации таких объектов ОС не освобождает их собственника, каковым является налогоплательщик, от обязанности по поддержанию их в работоспособном состоянии. Определением ВАС РФ от 31.01.2008 N 691/08 в передаче данного Постановления в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано.
Не так давно вышло Письмо Минфина (от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590), в котором чиновники признали данную позицию судей правомерной. В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним, в частности, относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ). Чиновники отметили: расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому такие расходы, включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, по нашему мнению, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций.

Документальное оформление

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В целях налогового учета расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Итак, документами, подтверждающими обоснованность ремонта основных средств , по нашему мнению, могут выступать:
- приказ руководителя организации (распоряжения руководителя структурного подразделения, иного уполномоченного лица) на проведение ремонта;
- дефектная ведомость (содержит обоснование необходимости проведения ремонта). Отметим, что в настоящее время форма дефектной ведомости не утверждена, поэтому при ее разработке предприятие пищевой промышленности в качестве примера может использовать унифицированную форму N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования";
- график проведения ремонтных работ (применяется для планового ремонта).

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Документами, подтверждающими сумму понесенных расходов, являются:
- первичные документы по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей (типовые межотраслевые формы N М-11 "Требование-накладная", N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", акт списания сырья и материалов);
- первичные документы по расчету с персоналом по оплате труда;
- акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме N ОС-3;
- инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6), с обязательным заполнением разд. 6 "Затраты на ремонт".

Если ремонт осуществляется силами подрядной организации, стоимость ремонтных работ можно подтвердить, в частности:
- договором на выполнение ремонтных работ;
- актом приемки-передачи выполненных работ;
- платежными поручениями.

В статье рассматривается вопрос о квалификации работ по восстановлению основных средств. Итак, к ремонтным работам (в том числе капитального характера) относятся работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа, смене изношенных частей (конструкций) и деталей и замене их на более прочные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов ОС. При этом грань между капитальным ремонтом и реконструкцией (модернизацией) очень тонка. Так, работы по переустройству основных средств, связанные с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, уже квалифицируются в целях налогообложения как реконструкция. А работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта основного средства, повышенными нагрузками и другими новыми качествами, - как дооборудование, модернизация. Следовательно, учет затрат на их проведение осуществляется в ином (отличающемся от учета ремонтных работ) порядке. Кроме того, в статье затронут вопрос, касающийся проведения ремонтных работ основных средств, находящихся на консервации. Приведен перечень документов, которые должны быть в наличии у предприятия пищевой промышленности при осуществлении ремонта.

В Приложении А к СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (одобрены Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70) дано следующее определение ремонта эксплуатируемых зданий и сооружений: ремонт здания (сооружения) - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных показателей здания или его назначения. Аналогичная формулировка приведена в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р) (утверждено Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312). При этом под текущим ремонтом здания понимается ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. А капитальный ремонт здания имеет целью восстановление его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшение эксплуатационных показателей.
Что касается понятия ремонта, применяемого в науке, технике и производстве, следует воспользоваться Стандартом "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. ГОСТ 18322-78" (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 N 2986). В соответствии с данным Стандартом ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. Текущий ремонт - это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия, состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей вещи. Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного (близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 N 09АП-13347/2010-АК, от 18.02.2010 N 09АП-143/2010-АК).

"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 11

В течение периода использования объектов основных средств ухудшаются их эксплуатационные свойства, что влечет за собой снижение производительности. Возникает необходимость проведения регулярных мероприятий - текущего и капитального ремонта - для восстановления данных свойств.

Каковы особенности отражения данных расходов для целей налогообложения <1>? Какими оправдательными документами они должны быть подтверждены? Об этом читайте в статье.

<1> В рамках данной статьи не рассматривается вопрос создания и использования резерва. Об этом мы писали в статье "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств" в N 8, 2009.

Прочие расходы или увеличение первоначальной стоимости?

Согласно ст. 260 НК РФ произведенные налогоплательщиком затраты на ремонт основных средств относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Как видно из приведенной нормы, НК РФ не разграничивает ремонт по видам, тогда как отраслевые нормативные документы предполагают такое разграничение.

Например , как следует из Постановления Госстроя N 279 <2>, по производственным зданиям и сооружениям всех отраслей народного хозяйства ремонт делится на два вида: текущий и капитальный (п. 3.3). К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (п. 3.4), а к капитальному - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (п. 3.11).

<2> Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.

Заметьте, в целях исчисления налога на прибыль к прочим расходам относятся затраты как на текущий, так и на капитальный ремонт. Если при проведении текущего ремонта спорных вопросов с отнесением на затраты, как правило, не возникает, то при проведении капитального основной сложностью является разграничение понятий капремонт и работы, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств, - достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ.

Примечание. Расходы на ремонт основного средства можно учесть даже в случае, если они превышают его стоимость (Письмо Минфина России от 28.10.2008 N 03-03-06/1/609).

При разграничении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" Минфин в Письме от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 рекомендует руководствоваться вышеупомянутым Постановлением Госстроя N 279, Ведомственными строительными нормативами ВСН N 58-88 (Р) <3>, Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80. Кроме того, по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Росстрой.

<3> Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Что касается арбитражной практики, судьи при принятии решения по данному вопросу кроме перечисленных документов руководствуются также совместным Письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСФУ СССР N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14 <4>, Письмом Госстроя России от 28.04.1994 N 16-14/63 <5>.

<4> Письмо от 08.05.1984 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
<5> Ссылку на эти документы можно найти, например, в Постановлениях ФАС ЗСО от 05.10.2005 N Ф04-6994/2005(15567-А46-33), от 14.12.2005 N Ф04-8972/2005(17854-А46-33), ФАС МО от 03.11.2006 N КА-А40/10592-06.

Бухгалтеру, чтобы определить, к чему относятся те или иные виды работ - капремонту или реконструкции (модернизации), - не помешает заглянуть в вышеназванные документы. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают Приложения к Постановлению Госстроя N 279, где приводятся перечни работ, относящихся к текущему ремонту (Приложение 3) и к капитальному (Приложение 8).

Внимание! Итак, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что к ремонту будут относиться работы, в результате которых производится устранение неисправностей и замена изношенных деталей (конструкций), наличие которых делало опасной или невозможной дальнейшую эксплуатацию основных средств. При этом не происходит изменения технологического или служебного назначения основных средств, увеличения нагрузки, повышения технико-экономических показателей, увеличения производственных мощностей.

Зачастую налоговые органы при проверке данного вида расходов делают выводы исключительно на основе формального анализа наименования и предмета отдельных договоров, заключенных обществом, без исследования фактического содержания выполненных для налогоплательщика работ. Это приводит к судебным разбирательствам.

Следует отметить, что по данному вопросу есть множество примеров в арбитражной практике, когда судьи встают на сторону налогоплательщика.

Например , анализ договоров, заключенных обществом с подрядчиками, а также иных документов позволил судьям ФАС СЗО (Постановление от 12.10.2005 N А56-2062/2005) сделать вывод, что выполненные работы (демонтаж старых и установка новых представительских и офисных дверей, обеспыливание полов латексом, замена плинтусов, электромонтажные работы, замена остекленных блоков и т.п.) не связаны с изменением функционального назначения, технико-экономических показателей или иных качественных характеристик многофункционального комплекса и поэтому не относятся к работам капитального характера, а понесенные по ним затраты не могут увеличивать стоимость амортизируемого имущества и подлежат включению в состав текущих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Указанные работы выполнены после ввода здания в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии и не были предусмотрены проектом строительства здания.

Вкратце скажем, в каких случаях судьи принимали сторону налогоплательщиков и делали выводы, что данные виды работ относятся именно к ремонтным:

  • кладка кирпичных перегородок, штукатурка и облицовка стен, штукатурка деревянных откосов, облицовка еврорейками, выравнивание пола, устройство цементной стяжки, демонтаж светильников (Постановление ФАС ВВО от 10.07.2007 N А43-25348/2006-31-814);
  • замена старых полов, изношенных канализационных труб и труб водоснабжения, оконных блоков, покраска стен, потолков, дверных блоков (Постановления ФАС УО от 22.05.2007 N Ф09-3656/07-С2, ФАС ЗСО от 25.09.2006 N Ф04-6044/2006(26466-А81-31));
  • замена двери вместе с дверной коробкой (проем в стене), установка дополнительной кирпичной перегородки <6> и дополнительной металлической перегородки для одного офисного рабочего места. Произведенные ремонтные работы не вызвали изменения технологического или служебного назначения <7> здания и его помещений (Постановление ФАС МО от 18.01.2007 N КА-А40/13128-06-2). Имейте в виду, что перепланировка является элементом как реконструкции, так и капитального ремонта, она сама по себе не определяет характера выполненных работ. Если в результате перепланировки технико-экономические показатели и функциональное назначение помещений не изменились, работы по увеличению объема здания (надстройка, пристройка) не проводились, то перепланировка признается капитальным ремонтом (Постановление ФАС УО от 28.11.2006 N Ф09-10509/06-С7);
  • ремонт локальной и телефонной сетей (Постановление ФАС СЗО от 14.05.2007 N А56-15769/2006). Обратите внимание, какие документы были представлены обществом. Факт нарушения работоспособности вычислительной сети в результате аварии бойлера подтверждается актом расследования причин выхода из строя вычислительной сети. Договор, техническое задание, акты выполненных работ и счета-фактуры позволили судьям сделать вывод, что в данном случае был произведен ремонт, а не модернизация оборудования, поскольку представленные документы подтверждают, что до проведения указанных работ сеть соответствовала тем же стандартам и критериям, что и после проведения работ;
  • установка вентиляционного оборудования и тепловой завесы (Постановление ФАС ВСО от 29.06.2007 N А74-3968/06-Ф02-3757/07);
  • ремонт электросетей и электрооборудования, монтажа воздуховодов в ремонтных мастерских (Постановление ФАС СЗО от 14.07.2005 N А21-8680/04-С1);
  • замена оборудования комплексной системы безопасности и охранно-пожарной сигнализации (Постановление ФАС МО от 24.01.2007 N КА-А40/13476-06).
<6> При производстве капитального ремонта перегородок допускается частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более чем на 20% (Приложение 8 к Постановлению Госстроя N 279).
<7> Если в результате работ изменилось назначение помещения, они признаются работами по реконструкции, модернизации, дооборудованию, и в этом случае судьи будут поддерживать налоговых инспекторов (см., например, Постановление ФАС СЗО от 22.11.2006 N А66-4170/2005, где предметом спора были работы по переоборудованию проходной в офисное помещение).

Мы перечислили ремонтные работы, осуществляемые в зданиях и помещениях, теперь посмотрим, в каких случаях арбитражные судьи квалифицируют в качестве ремонтных наружные работы:

  • работы по ремонту внутренних дорог. Судьи ФАС ЦО (Постановление от 20.02.2007 N А68-АП-84/14-05-317/Я-05-1006/10-05) поддержали налогоплательщика по спорному вопросу, поскольку доказательств того, что выполненные работы изменили качественные характеристики объектов или выполнялись по специальному проекту реконструкции, налоговый орган не представил;
  • капитальный ремонт кирпичного ограждения (частичная замена столбов, частичное усиление фундамента ограждения, новая кладка части стен ограждения на общую длину 104,4 м, что составляет 10% общей длины ограждения) (Постановление ФАС СЗО от 29.08.2005 N А56-50335/2004);
  • ремонт наружного водопровода и замена кабеля. Судьи ФАС СЗО (Постановление от 07.07.2005 N А56-4658/05), в совокупности оценив имеющиеся в деле документы и представленные доказательства, правомерно признали, что затраты на проведение ремонта наружного водопровода и замену кабеля не носят характер капитальных, а являются текущими затратами на поддержание оборудования в рабочем состоянии.

Ремонт ПК и оргтехники

Отдельно хотелось бы остановиться на ремонте компьютера. По мнению Минфина, при разграничении модернизации и ремонта следует учитывать необходимость замены детали, а не изменение эксплуатационных характеристик объекта (Письма от 09.10.2006 N 03-03-04/4/156, от 27.05.2005 N 03-03-01-04/4/67). Например , если какие-то составляющие компьютера (процессор, плата, монитор) вышли из строя и после их замены компьютер выполняет те же функции, это был ремонт. Если работающие элементы заменяются на более совершенные, это модернизация (Письма от 01.04.2005 N 03-03-01-04/2/54, от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/140).

Например , ФАС ПО рассматривал ситуацию (Постановление от 18.01.2005 N А57-11449/03-7), когда налогоплательщик произвел замену процессора и отнес затраты на ремонт ОС по ст. 260 НК РФ. Однако в отношении ремонта компьютеров налоговый орган указал, что апгрейд компьютера всегда обозначает его модернизацию. Судьи сделали вывод, что необходимо исходить из характера выполненных работ. Поскольку во всех оспариваемых случаях происходила замена процессоров на аналогичные, а не на более совершенные (на тот момент имелись процессоры двух следующих поколений), у налогового органа не было оснований относить указанные затраты на стоимость основного средства.

Аналогичное мнение относительно того, что замена пришедших в негодность составляющих компьютера является ремонтом, высказано в Постановлениях ФАС СЗО от 29.06.2006 N А05-17287/2005-31, от 14.06.2005 N А52/6662/2004/2, ФАС МО от 14.12.2005 N КА-А40/12147-05.

Ремонт автомобилей

Ремонтом средств автотранспорта является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей. Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава.

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий. При текущем ремонте автомобиля происходит обеспечение работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса. Как правило, капремонт подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях и предусматривает полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

При ремонте автомобилей могут возникать традиционные споры с налоговыми органами - относятся ли те или иные виды работ к ремонту или модернизации?

Например , судьи ФАС СЗО (Постановление от 29.11.2005 N Ф09-5358/05-С2) рассматривали спор между организацией и налоговым органом: последний расценил как модернизацию замену заднего моста и двигателя у трактора ДТ-75. Разрешая указанный вопрос, суды установили, что замена названных агрегатов обусловлена их изношенностью и не повлекла улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования трактора. Вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам, а именно: в представленном в деле акте указано, что в результате осмотра трактора комиссией установлены дефекты двигателя и заднего моста, требующие ремонта трактора путем замены этих деталей.

Ремонт арендованных основных средств

Согласно п. 2 ст. 260 НК РФ положения данной статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

По мнению Минфина (Письма от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470, от 07.06.2009 N 03-03-06/2/131), на основании ст. 260 НК РФ расходы на ремонт арендованного помещения можно учесть только в случае, если это имущество у собственника (арендодателя) является амортизируемым основным средством. Расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество арендовано у физических лиц), могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом).

Учет в расходах стоимости МПЗ, полученных в ходе ремонта ОС

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, полученных при ремонте основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ <8>.

<8> До 1 января 2009 г. абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ предусматривалось списание МПЗ только в случае их получения в результате вывода ОС из эксплуатации. С 1 января 2009 г. данная норма упоминает и получение МПЗ в результате ремонта. Однако формулировка п. 13 ст. 250 НК РФ не была изменена, там по-прежнему говорится только о материалах, полученных при ликвидации ОС. Тем не менее считаем вполне логичным применение в данном случае положений п. 13 ст. 250 НК РФ. На этот порядок ранее указывал и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656.

По мнению Минфина, изложенному в Письмах от 06.10.2009 N 03-03-06/1/647, от 28.09.2009 N 03-03-06/1/620, налогоплательщик вправе принять к налоговому учету материалы, полученные при ремонте основных средств в виде металлолома , по стоимости, определяемой в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, в состав внереализационных доходов необходимо включить рыночную стоимость старых деталей (п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ), полученных при ремонте, а при их передаче в эксплуатацию или реализации учесть как материальные расходы в размере суммы налога на прибыль, уплаченной с этого дохода.

Пример. В сентябре 2009 г. организация провела капитальный ремонт станка. После замены некоторых деталей на новые выяснилось, что старые детали пригодны к использованию на другом станке. Они были оприходованы по стоимости 15 000 руб., а в октябре установлены на станок.

Отчетными периодами организации являются квартал, полугодие, девять месяцев.

Сентябрь 2009 г.

Стоимость оприходованных деталей отражена в составе внереализационных доходов в размере 15 000 руб. Налог на прибыль с этих доходов составит 3000 руб. (15 000 руб. x 20%).

Октябрь 2009 г.

В состав материальных расходов будет включена сумма в размере 3000 руб.

Документы, которые необходимо заполнить

Теперь остановимся на том, какие документы надо оформить, чтобы списать ремонтные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

В первую очередь должен быть составлен документ, где будет зафиксировано, что основное средство требует восстановления, - дефектная ведомость. Этот документ составляется в произвольной форме, но в нем должны содержаться обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ <9>.

<9> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Некоторые специалисты считают, что дефектную ведомость необходимо составлять по форме N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования" <10>. Однако данная форма применяется при выявлении дефектов оборудования в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. К ремонту она не имеет никакого отношения, о чем свидетельствует и тот факт, что подписывают ее заказчик, исполнитель и монтажная организация.

<10> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

В арбитражной практике есть пример, где судьи поддержали налогоплательщика, посчитав довод налоговой инспекции о ненадлежащем оформлении ремонтных работ ввиду отсутствия актов формы N ОС-16 необоснованным. Данная форма составляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. Указанный акт не был представлен, поскольку необходимость ремонта вызвана иными причинами (большой степенью износа и перерасходом топлива) (Постановление ФАС ВВО от 10.09.2009 N А82-1209/2008-99).

Затем издается приказ или распоряжение руководителя о проведении ремонта. В этом документе указывается, кем будет проводиться ремонт - собственными силами (хозяйственным способом) или с привлечением сторонних организаций (подрядным способом).

Внимание! Если одновременно с ремонтом осуществляется модернизация, следует обеспечить раздельный учет затрат по ремонту и модернизации. При проведении обоих видов работ одним подрядчиком необходимо сумму договора разделить на затраты по ремонту и по модернизации.

Если ремонт осуществляется хозяйственным способом, нужно составить план проведения ремонта, где указать наименование объекта и подробный перечень работ и материалов, необходимых для ремонта. При необходимости перемещения основного средства, например, в ремонтный цех, должна быть оформлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2) <11>. Документами, позволяющими учесть затраты в целях налогообложения, будут накладные на отпуск материалов для ремонта, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты работникам, проводившим ремонт.

<11> Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объекта основного средства сдатчика, третий экземпляр передается получателю.

В случае ремонта основного средства силами сторонних организаций составляются договоры подряда на проведение ремонтных работ, сметы, акты выполненных работ и т.п. Если при выполнении ремонта подрядчиком необходима передача основного средства, этот факт должен быть подтвержден соответствующим документом, составленным в произвольной форме.

Внимание! В документах, свидетельствующих о проведении ремонта (договоры, планы проведения ремонты, сметы, акты), следует использовать одинаковые формулировки. В случае конфликта с налоговыми органами это может пригодиться при доказывании фактического содержания операций.

Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3), который оформляется и при хозяйственном, и при подрядном способе проведения ремонта. Этот документ подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, затем утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Сведения о ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

При отсутствии указанных актов возможны спорные ситуации с налоговыми органами в части правомерности признания расходов по ремонту основных средств в целях налогообложения.

В арбитражной практике имеются случаи, когда судьи посчитали необоснованным довод налоговой инспекции о ненадлежащем оформлении ремонтных работ ввиду отсутствия актов формы N ОС-3, а также записей в инвентарных карточках формы N ОС-6 (Постановление ФАС ВВО от 10.09.2009 N А82-1209/2008-99). В данном случае производился ремонт части основного средства - двигателя, а выбытия самих основных средств (судов) для ремонта не происходило, поэтому составление акта N ОС-3 и внесение записей в инвентарную карточку не требовалось.

О.В.Арбатская

Эксперт журнала

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Расходы при вахтовом методе организации работ
Потери от брака


© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows