Голубиная почта история. Голуби — крылатые почтальоны. Породы почтовых голубей

Голубиная почта история. Голуби — крылатые почтальоны. Породы почтовых голубей

24.03.2019

Выборы - наиболее распространенный и очень важный, но не единственный путь выявления мнения и воли избирателей, народа. Для этого в различных странах более или менее широко используются и такие формы, как референдум, или плебисцит, всенародный опрос и всенародное обсуждение. При всей близости этих форм народного во­леизъявления, надо видеть и различие между ними.

Референдум. Опрос. Обсуждение. Референдум (от лат referen­dum- то, что следует сообщить) - один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и обществен­ной жизни. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно об­щепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что ре­шение, принятое на референдуме, - это решение самого народа, а не его представителей. В отличие от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (де­путата, президента и др.), а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и т.д., имеющих общенациональный или местный характер.

Следует отметить, что для обозначения референдума нередко ис­пользуется в качестве синонима и понятие плебисцит (от лат. plebs - простой народ и scitum -решение, постановление). Приходится при­знать, что ни в законодательстве ни в науке, ни в публицистике, не говоря уже об обыденном сознании, нет четкого разграничения этих понятий, они чаще всего используются как однозначные, хотя встреча­ются и попытки их разграничения, в том числе и на конституционном уровне. Одни связывают плебисцит с решением лишь особо важных, судьбоносных, прежде всего территориальных проблем; другие подчер­кивают консультативный характер плебисцита (хотя в иных случаях, наоборот, референдум признается консультативным, а плебисцит - ре­шающим); третьи видят специфику в опросной форме волеизъявления избирателей и т.д. Сама же процедура проведения плебисцита практи­чески ничем не отличается от процедуры проведения референдума. В одних странах предпочитают использовать понятие «референдум» (Франция, Италия, Испания, Россия, Словакия и др.), а в других (Чили, Эквадор, Коста-Рика и др.) - «плебисцит».

От референдума следует отличать такую форму народного воле­изъявления, как всенародный опрос. Между ними много общего и поэ­тому их нередко отождествляют. Но, строго говоря, эти явления важно различать. Как уже отмечалось, референдум всегда связан с голосова­нием; всенародный опрос же может осуществляться как в форме голо­сования, так и путем использования массовой печати, общественных информационных фондов и др. Считается, что всенародный опрос оз­начает выявление мнения народа по тому или иному вопросу, а не принятие решения по нему. Если же он проводится в форме голосова­ния и государственными органами по установленным правилам, то выступает как своего рода консультативный референдум. С этим свя­зано и то, что результаты всенародного опроса обычно носят формаль­но необязательный характер, хотя и обладают немалой морально обя­зывающей силой в демократическом государстве. Еще одной формой выявления мнения народа являетсявсенародное обсуждение, предпола­гающее значительно более широкое, разностороннее и аргументиро­ванное обоснование мнения участников, внесение поправок и дополне­ний и т.п. На всенародное обсуждение чаще всего выносятся проекты конституций и других законов, затрагивающих насущные интересы широких масс населения страны.

Виды референдумов. По масштабам проведения референдумы подразделяются на:общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны;региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), напри­мер, субъекта федерации или иной автономной части;местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местно­го самоуправления. По их содержанию референдумы разграничивают на:конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней;законодательные, т.е. по проектам законов;консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д. Ярки­ми примерами конституционного референдума может служить приня­тие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федера­ции, а консультативного референдума - референдум в Великобрита­нии в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество и референдум в СССР в марте 1991 г. о сохранении и обновлении Союза ССР. По степени необходимости проведения референдумы разделяют­ся наобязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или другого закона при решении данного вопроса, ифа­культативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или населения.

Референдумы могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, по обязывающей силе своих итогов они подразделяются на решаю­щие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, икон­сультативные, т.е. могущие вести к таким последствиям, но могущие и не вызывать их. При проведении законодательного референдума он может проводиться в различное время и играть разную роль. Допарламентский референдум проводится с целью выяснения позиции народа по законопроекту еще до его принятия парламентом. Послепарламентский референдум имеет своей целью придать большую силу уже при­нятому парламентом закону с помощью его утверждения на референ­думе. Но законы в ряде случаев принимаются и непосредственно на референдуме, вне их рассмотрения в парламентах, и тогда речь идет о внепарламентском референдуме. Иногда особо выделяютсямеждуна­родно-правовые референдумы, связанные чаще всего с решением во­проса о международных договорах, границах государства, отношениях с международными организациями (например, референдум в Швейца­рии о вступлении страны в ООН) и др.

Организация и проведение референдума. Референдум проводится по установленным законом правилам, нормам. Право участия в рефе­рендуме, как правило, имеют все, кто обладает избирательными права­ми. Инициатива проведения общенационального референдума обычно принадлежит некоторым высшим и региональным государственным органам, группам депутатов и определенному числу избирателей. Во Франции - это президент; в Италии - не менее 5 из 20 областных советов или полмиллиона избирателей, поставивших свои подписи под соответствующим требованием; в Венгрии - президент, правительст­во, не менее 50 депутатов или 50 тыс. избирателей, хотя решение о проведении общенационального референдума принимает парламент - Государственное собрание; в Болгарии решение о проведении такого референдума принимает парламент - Народное собрание, а дату после этого определяет президент; в Словакии соответственно - президент, если имеется решение Национального совета, принятое по инициативе правительства или депутатов, или требование не менее 350 тыс. изби­рателей.

Для нормального проведения референдума очень важно правильно определить его предмет и корректно поставить вопрос для голосования. В одних странах (например, в Швейцарии) практически нет ограниче­ний круга вопросов, которые могут выноситься на референдум; в дру­гих - такие ограничения имеются (например, в ч. 2 ст. 75 Конституции Италии говорится, что «референдум не допускается в отношении зако­нов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об одобрении ратификации международных договоров»). Обычно на референдум не выносятся вопросы бюджета, кадров, общественного порядка, здравоо­хранения, а также те, ответы на которые заранее очевидны (например, о повышении заработной платы, пенсий, стипендий или понижении налогов). Не проводятся референдумы о мерах чрезвычайного, военно­го и осадного положения. На референдум могут выноситься как один, так и два или несколько вопросов.

Сама постановка вопросов на референдуме может носить двоякую форму («формула референдума»): в первой перед голосующим ставит­ся вопрос о его согласии или несогласии, например, с предлагаемым законопроектом или его частью, тем или иным решением, мероприяти­ем и т.д., на который он должен ответить «да» или «нет»; во второй -голосующему предлагается выбрать из двух или более вариантов реше­ния вопроса один, за который он высказывается, либо отвергнуть все (в ряде случаев более мягкий вариант, когда разрешается давать поло­жительный ответ на два или более вопроса, а одобренным признается вариант, получивший относительное или абсолютное большинство го­лосов).

Условия и порядок проведения референдума в целом совпадает с условиями и порядком проведения выборов. Подведение итогов рефе­рендума также связано прежде всего с признанием их действительны­ми. Для этого необходимо отсутствие таких нарушений закона, кото­рые способны существенно повлиять на результаты референдума, обес­печение установленного уровня участия избирателей в референдуме (обычно большинство две трети или даже три четверти зарегистриро­ванных избирателей), но иногда и получение необходимого числа го­лосов (чаще всего абсолютного или относительного большинства) для принятия положительного или отрицательного решения.

Высоко оценивая место и роль референдума в демократической системе, нельзя и преувеличивать, и тем более абсолютизировать их. Референдум, всенародные опросы и обсуждения, в отличие от выборов, не являются универсальными, всеобщими институтами демократии. С одной стороны, существует немало стран с развитой демократичес­кой системой, в которых референдумы вовсе не проводятся либо про­водятся крайне редко (Нидерланды, Бельгия, Великобритания). В США референдумы никогда не проводились на федеральном уровне. С другой - референдум, проводимый вне свободы и гласности, реального политического и идеологического плюрализма не может служить формой и показателем действительного волеизъявления народа. В своих антидемократических целях референдумы могут использовать и авторитарные, и тоталитарные режимы, что и имело место, в частнос­ти, в фашистской Германии. Говоря о месте и роли референдума и некоторых других форм волеизъявления народа, нельзя также не учи­тывать, что далеко не все вопросы общественной и государственной жизни целесообразно выносить на референдум, ибо от широких масс избирателей нельзя требовать, чтобы они были компетентными в при­нятии решений по многим сложным и специальным вопросам.

К теме 2. Источники земельного права

1. Совокупность нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в области охраны и использования земли, представляет собой:

а) нормы земельного права.

б) источники земельного прав.

в) объекты земельного права.

г) методы земельного права.

2. Процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные правовые акты называется:

а) кодификацией законодательства.

б) экологизацией законодательства.

в) систематизацией законодательства.

г) обновлением законодательства.

3. К источникам земельного права относятся:

а) Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.

б) законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

в) законы РФ, указы Президента РФ, нормативные акты министерств и ведомств, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.

г) Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, решения органов местного самоуправления.

4. Волеизъявление народа, высказанное в ходе референдума относительно какого-либо документа, затрагивающего земельные отношения является:

а) материальным источником экологического права.

б) формальным источником экологического права.

в) методом экологического права.

г) предметом экологического права.

5. Нормативные акты, которые регулируют не только земельные правоотношения, но и иные, не относящиеся к земельным, относятся к:

а) общим источникам земельного права.

б) специальным источникам земельного права.

6. Нормативные акты, которые регулируют только или преимущественно земельные правоотношения, относятся к категории:

а) общих источников земельного права.

б) специальных источников земельного права.

7. Нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности проведена систематизация нормативного материала применительно к земельным правоотношениям, относятся к категории:

а) кодифицированных источников земельного права.

в) вспомогательных источников земельного права.

г) процессуальных источников земельного права.

8. Нормативные акты, имеющие технико-юридический характер и призванные обеспечивать единство используемой в земельном законодательстве терминологии, относятся к категории:

а) вспомогательных источников земельного права.

б) общих источников земельного права.

в) кодифицированных источников земельного права.

г) процессуальных источников земельного права.

9. Головным законодательным актом в области земельного законодательства является:

а) Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

б) Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

в) Земельный кодекс РФ.

г) Градостроительный кодекс РФ.

10. Гражданский кодекс РФ относится к:

а) специальным источникам земельного права.

б) общим источникам земельного права.

в) вспомогательным источникам земельного права.

г) процессуальным источникам земельного права.

Казалось бы все проще простого. Волеизъявление – это объявление своей воли, своего желания. Если дело касается одного человека, чаще всего волеизъявление оформляется в виде юридического документа, например, в виде завещания или акта дарения. Но вот если субъектом волеизъявления является не один человек, а группа людей, причем зачастую очень большая, возникают довольно серьезные вопросы.

Во-первых, даже один человек не всегда знает, чего же он хочет. И даже если знает, довольно часто затрудняется правильно и четко сформулировать свое желание. Да, в этом случае очень к месту будет юрист, который мыслит строгими категориями, может «разложить все по полочкам» и, наконец, закрепляет это свое четкое видение не менее четко оформленным документом с исключающими всякую неоднозначность формулировками.

Может ли группа людей так же четко сформулировать свои интересы? Да, может. Для этого служат общие собрания группы, дебаты и выработка резолюций, выполнение которых является обязательным для всех членов группы. Обычно в ходе этих мероприятий появляется руководящий состав группы, несколько человек, которые лично представляют всю группу.

В зависимости от величины, группы могут быть оформлены, как органы местного управления, как общественные или хозяйственные объединения, как союзы или как партии. Такие организованные большие группы людей могут выступать с инициативами волеизъявления, которые выдвигаются на всеобщее обсуждение и на голосование. Такая форма организации законотворческой деятельности в обществе называется непосредственной демократией. Непосредственная демократия развита в таких странах, как Италия, американский штат Калифорния, а особенно в Швейцарии.

Непосредственная демократия отличается от демократии представительной. В последнем случае общество делегирует законодательные и контрольные функции специализированным государственным учреждениям: парламенту, судам, полиции. В случае представительной демократии считается, что народ высказывает свою волю во время выборов, плебесцитов или референдумов, которые инициируются сверху. В идеале это было бы так, но даже в самых демократических странах есть вполне легитимные способы повлиять на как бы свободное волеизъявление народа. Немалую роль здесь играет пропаганда, которая фактически является орудием массового если не поражения, то уж точно убеждения. Пропаганда позволяет успешно манипулировать большими массами людей, и позволяет правителям «протаскивать» свои проекты как бы для демократического одобрения. А уж о таких «черных» манипуляциях, как подтасовка результатов выборов, и говорить не стоит.

Казалось бы, одним из главных методов волеизъявления народа являются референдумы. Референдум – это народное голосование по поводу каких-то важных решений, касающихся всего населения страны либо большой его части. Результаты референдума носят обязательный характер. Исключение составляют так называемые консультативные референдумы.

К сожалению, манипуляция общественным мнением и некорректная постановка вопросов, за которые предлагается голосовать, часто делают референдумы не методом волеизъявления народа, а ловким способом загнать этот самый народ в очередную ловушку. Сейчас довольно часто можно услышать похвалы последнему советскому референдуму. Но уже мало кто помнит, что вопросы этого референдума были сформулированы не то чтобы некорректно, а просто логически неправильно. Так, чтобы добиться результата, желаемого для властей, проводивших этот референдум.

Следует еще сказать о том, что волеизъявление большинства и принцип подчинения мнения меньшинства мнению большинства не должны являться средством угнетения любой группы меньшинств или отдельной личности. Это также одно из ключевых требований демократии. Всегда должны быть законы, ограждающие меньшинство от насилия большинства, даже победившего в результате народного волеизъявления на референдуме.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows