Модуль обработка отключен lightroom. Lightroom не работает? Советы по лечению программы. Баланс белого, цветовая температура и оттенок

Модуль обработка отключен lightroom. Lightroom не работает? Советы по лечению программы. Баланс белого, цветовая температура и оттенок

12.04.2019

В дополнение к этому рабочему процессу вы также можете настроить конфигурацию Lightroom для оптимальной производительности. Тем не менее, в этой статье я остановлюсь только на технике работы, а не на оптимизации конфигурации программы.

Примечание: советы и скриншоты приводятся для версии Lightroom 4.2, но большинство советов применимы и к более старым версиям.

Итак, давайте перейдем к советам:

1. Начните со Spot Removal и процесса 2003

Чем больше вы работаете с фотографией в Lightroom, тем сильнее замедляется работа некоторых инструментов. Таков принцип неразрушающего редактирования. Ни одно ваше действие не изменяет исходных данных изображения, поэтому, чем больше действий с изображением вы производите, тем больше работы для компьютера, чтобы обновить изображение для просмотра в реальном времени при перемещении ползунка или работы с другими инструментами.

Я обнаружил, что это явление больше всего раздражает при ретуши с помощью инструмента Spot Removal. Использование его в конце рабочего процесса может изрядно расшатать нервную систему из за медлительности. Для решения этой проблемы всегда использую инструмент Spot Removal первым, перед применением любых других изменений. Это намного быстрее и является своего рода разминкой перед более серьезным редактированием.

Для дальнейшего повышения производительности инструмента Spot Removal вы можете изменить версию процесса на 2003. Это особенно полезно, если у вас устаревший компьютер. Версия процесса - это алгоритм, который использует Lightroom для декодирования изображения из формата RAW в модуле Develop. Различные варианты процесса имеют также отличия в настройках и регулировках, со значительными улучшениями в более поздних версиях. Процесс 2003 является базовым и самым старым для Lightroom, следовательно, и самым быстрым. Процесс 2012 дает гораздо больше возможностей для редактирования, однако требует значительно больше ресурсов от компьютера.

Выбрать версию процесса можно на вкладке Camera Calibration.

В моем рабочем потоке, особенно для портретной ретуши, я начинаю работу в процессе 2003, делаю ретушь инструментом Spot Removal, а затем перехожу в процесс 2012 для окончательной коррекции.

Внимание: поскольку версии процесса очень разные, некоторые элементы управления обнуляются при переключении версий. Избегайте внесения таких изменений, как контраст, тоновая кривая, уменьшение шума, усиления резкости и так далее в процессе 2003, так как вы можете потерять некоторые изменения при переключении к процессу 2012. Делайте только ретушь инструментом Spot Removal в процессе 2003, а для остальных изменений переключитесь на процесс 2012.

2. Выучите и используйте горячие клавиши Lightroom

Интерфейс Lightroom достаточно сложный и многоуровневый. Поэтому использование мыши или трекпада для того, чтобы добраться до некоторых пунктов меню очень сильно замедляет вашу работу. Используйте клавиатурные сокращения, чтобы быстро переходить к необходимым инструментам и выполнять нужные действия.

Для того чтобы быстро вывести на экран перечень горячих клавиш модуля, в котором вы находитесь, можно перейти в меню Help > Lightroom Module Shortcuts или использовать сочетания клавиш CTRL + / для Windows и CMD + / для Mac.

В дополнение к этому я рекомендую также изучать горячие клавиши Lightroom во время работы. То есть, когда вы не можете вспомнить сочетание или не знаете его, перейдите в меню, найдите соответствующую операцию, обратите внимание на сочетание клавиш, которое ей присвоено, постарайтесь запомнить его и использовать в дальнейшей работе.

Клавиши для различных инструментов обработки (например, инструмента Crop) легко запомнить с помощью всплывающих подсказок, которые возникают при наведении курсора мыши на пиктограмму инструмента. Наведите курсор на инструмент, запомните клавишу и применяйте в работе.

Это хорошие способы заучить нужные для работы горячие клавиши Lightroom. Изучайте их в том порядке, который вам более подходит. Есть очень много горячих клавиш в Lightroom, но чаще всего я использую следующие:

Переключение модулей и режимов просмотра:

E - Режим одиночного просмотра Loop View
D - Переход к модулю Develop
G - Просмотр в режиме сетки Grid View

Горячие клавиши модуля Develop:

\ - переключатель вида до/после
Q - инструмент Spot Removal
M - инструмент Graduated Filter
K - инструмент Adjustment Brush Mode
V - переключение между черно-белым и цветным режимом отображения
W - инструмент White Balance Selector
R - инструмент обрезка (Crop)
SHIFT + CMD + C (SHIFT + CTRL+ C на Windows) - копировать настройки обработки
SHIFT + CMD + V (SHIFT + CTRL + V на Windows) - вставить параметры обработки

3. Применяйте Lens Correction в конце обработки.

Lightroom имеет библиотеку профилей для многих производителей объективов. Она используется в работе инструмента Lens Correction, который устраняет оптические искажения и виньетирование, особенно для широкоугольных объективов. Иногда это улучшает изображение, иногда нет.

Если вы решите использовать Lens Correction для конкретной фотографии, включайте его в конце рабочего процесса, после того, как вы сделали всю основную коррекцию. Многие регуляторы и инструменты в Lightroom работают медленно, например, Adjustment Brush или Spot Removal, если включен инструмент Lens Correction.

4. Создайте пресеты для частых операций.

В дополнение к использованию пресетов для быстрого применения желаемых визуальных эффектов я также использую их, чтобы сократить количество щелчков мышью, необходимых для доступа к определенным элементам управления, для которых нет горячих клавиш. Это особенно полезно для быстрого изменения версии процесса, как указано в п.1 или переключения коррекции профиля объектива в инструменте Lens Correction.

Я в основном использую пресеты, чтобы создать что-то вроде пользовательских кнопок для для быстрого управления некоторыми настройками.

Чтобы создать пресет для обработки, выполните следующее:

  1. Примените нужные настройки к фотографии в модуле Develop.
  2. Перейдите в меню Develop и выберите New Preset.
  3. В открывшемся окне остановите флажки рядом с настройками, которые вы хотите записать в новый пресет.

5. Используйте при съемке файлы меньшего размера.

Далеко не во всех ситуациях съемки вам потребуются все 18, 22 или 36 мегапикселей вашей матрицы. В зависимости от задач съемки, бывает достаточно 10 МП или даже меньше. Ваш компьютер будет работать намного быстрее с RAW-файлами меньшего размера. Лично мне это дается с трудом - когда я снимаю с меньшим размером файла, мне постоянно кажется, что чего-то не хватает. Конечно, не нужно всегда использовать этот прием. Что вы собираетесь делать с фото? Если для ваших задач не нужен полный размер (например, публикация в интернете), выберите в камере меньший размер RAW-файла.

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезна и вы нашли хотя бы один совет, который вам пригодится, чтобы ускорить работу в Lightroom. Изучение методов обработки фотографий улучшает ваш творческий вгляд, который с течением времени позволит снимать более эффективно. Таким образом, грамотно организованный рабочий процесс имеет важное значение для вашего развития как фотографа.

Для новичка в Lightroom некоторые функции программы не такие уж очевидные и легко узнаваемые. В этой статье я представлю вам 5 секретов модуля Коррекции, которые помогут вам получить больше от редактирования в Lightroom.

1. Виртуальные копии

Часто, когда вы работаете в Lightroom, вы редактируете изображение в одном стиле, а затем решаете отредактировать его в другом – без потери проделанной работы. Проблема в том, что как только вы отредактировали изображение, любая созданная вами виртуальная копия будет иметь текущий вид в качестве отправной точки. Таким образом первой записью в панели История будет создание Виртуальной копии, и вы не сможете, используя панель История, вернуть фото к его первоначальному виду.

Однако, вы можете использовать кнопку Сбросить в правом нижнем углу панели модуля Коррекции. Нажмите Сбросить, чтобы обнулить новую Виртуальную копию, и таким образом вы получите оригинальный снимок, каким он был получен в камере, а все изменения будут удалены. Конечно, изменения будут оставаться на вашем оригинальном изображении (сбросится только Виртуальная копия).

Чем дальше, тем лучше. Но что, если вы хотите создать Виртуальную копию в середине процесса обработки? Что ж, это тоже можно сделать. Начните с исходного изображения, откройте панель История слева и выберите этап, который отображает снимок в том виде, какой должна быть Виртуальная копия. Учтите, что самые последние изменения находятся вверху панели История.

Обратите внимание, что панель История открыта, и для создания Виртуальной копии выбран другой этап обработки изображения, отличающийся от текущего.

Теперь щелкните правой кнопкой мыши на изображении и выберите Создать виртуальную копию - Lightroom создаст новую Виртуальную копию и переключится на нее. Сразу после этого вернитесь на изображение, с которого вы делали копию – исходное изображение – и в панели История нажмите на самую верхнюю запись. Это восстановит все правки в исходном изображении до последней версии. Важно сделать это до того, как вы начнете работать на новой Виртуальной копии, потому что, забыв сделать этот шаг, вы можете потерять свои правки, если вы в последствии будете вносить изменения в исходное изображение.

2. Сравнение До и После

В Lightroom вы можете видеть изображение до и после редактирования, щелкнув на изображении в модуле Коррекции и нажав на клавишу с обратной косой линией на клавиатуре (\). Нажмите один раз, чтобы увидеть фотографию До, и еще раз, чтобы вернуть ее в отредактированное текущее состояние.

Чем дальше, тем лучше. Но что, если вы хотите сравнить текущий отредактированный этап с предшествующим отредактированным этапом, а не с исходным изображением? Вы можете сделать это, если откроете панель История, затем щелкните правой кнопкой мышки на том из этапов Истории, с которым хотите сравнить текущий вид изображения – вы можете выбрать любой этап в списке. Из всплывающего меню выберите Копировать параметры шага истории в «До». Теперь, нажимая клавишу «\», чтобы сравнить До и После, вы будете видеть предыдущее состояние, но не исходное изображение, полученное из камеры.

3. Обратная разработка пресета

Пресет в Lightroom – это набор настроек, сохраненный таким образом, что его можно применить к любому изображению в любое время. Тем не менее, нет ничего такого, что применяется с помощью пресета, но не может быть применено к изображению вручную с помощью модуля Коррекции. Это означает, что пресеты содержат ценную информацию для обработки изображений, которую вы можете обнаружить путем их обратной разработки. Так что, если вам нравится пресет, который поставляется с Lightroom, или вы скачали и загрузили другие пресеты, используйте следующий процесс, чтобы изучить, как они работают.

Начните с изображения, которое находится в его первозданном виде, и примените к нему пресет. Теперь посмотрите на настройки на панели модуля Коррекции справа, чтобы понять, какие корректировки были сделаны.

Чтобы увидеть, включен ли в пресет Градиентный или Радиальный фильтр, нажмите на инструмент Градиентный фильтр, установите Показать опорные точки в режим Всегда и посмотрите появятся ли они на изображении. Если да, то нажмите, чтобы увидеть, где они были применены и каковы их настройки. Повторите этот шаг с Радиальным фильтром, чтобы узнать, применялся ли он к изображению. Так как пресеты не могут содержать редактирование Корректирующей кисти, то и нет смысла проверять этот инструмент.

Лучше всего изучать пресеты до того, как в изображение будут внесены какие-то правки, кроме применения самого пресета. Таким образом вы будете знать, что все изменения были частью пресета, а не ваши собственные.

4. Клавиша Alt работает практически везде

Клавиша Alt является наибольшим скрытым секретом Lightroom. Когда вы нажимаете ее, на экране появляются разные вещи, которые ранее были невидимы. Например, на панели Основные вы можете использовать Alt для отображения опций Сбросить тон и Сбросить внешний вид. Ползунки Экспозиция, Белые, Черные и Раздельное тонирование отображают визуальную обратную связь, если удерживать клавишу Alt во время их настройки. То же возможно с ползунками на панели Детализация.

5. Настройки клавиатуры

Если вам сложно настраивать ползунки в Lightroom с помощью мышки, тогда попробуйте использовать для этих целей клавиатуру. Чтобы сделать это, щелкните на ползунке, чтобы активировать его, и используйте стрелки Влево и Вправо для небольших перемещений. Для перемещений с большим шагом удерживайте клавишу Shift, когда нажимаете на стрелки. Вы увидите, что клавиши Вверх и Вниз работают подобно клавишам Влево и Вправо.

Если вы хотите продолжить работу с ползунками, но для вас они перемещаются слишком быстро, чтобы сделать точную настройку, тогда удерживайте клавишу Shift в момент перемещения ползунка. Это замедляет движение и таким образом небольшие изменения делать проще. Вы также можете нажать на цифровое значение, на котором в данный момент находится ползунок, и использовать клавиши со стрелками Вверх и Вниз, чтобы настроить значение с малым шагом.

Чтобы сбросить ползунок, дважды нажмите на его имени, и он вернется к своему значению по умолчанию.

Подготовка фотографий для обработки.

Перед обработкой фотографий, вам нужно отобрать удачные и пометить их каким-либо способом, чтобы их можно было потом легко найти, если, например, обработка затянется на несколько дней. Пометить фотографии можно несколькими способами. Выберите сами тот, который вам больше понравится.

Первый способ заключается в том, что вы при импорте или при отборе, добавляете к каждой фотографии тэг "к обработке" или типа того. Потом можно в фильтре отображения, установить, чтобы показывались фотографии только с этим тэгом. В библиотеке можно создать смарт-коллекцию, в которую должны попадать фотографии только с этим тэгом. После окончания редактирования фотографии, вы удаляете из нее этот тэг и она исчезает из этой смарт-коллекции.

Второй способ - аналогичен, только вместо тэга вы помечаете фотографию цветом (color flag ). Дальнейшие действия аналогичные.

И последний способ - добавить файлы в "Quick Collection ", если там, конечно, пусто. Я пользуюсь последним способом, так как он самый быстрый. При этом, ничего не надо помечать. Просто нажимаете кнопку "B " на фотографии и она сразу добавляется в "Quick Collection ", этой-же кнопкой фото можно удалить оттуда.

Кадрирование и выравнивание


Я выбрал для обработки три фотографии. Начнем с друзей, Бендера и доктора Зоидберга. Здесь налицо две проблемы: затемнение в нижней части фотографии и пониженная общая яркость изображения. Плюс, еще мелкие царапины и ненужные объекты, которые мы удалим позже.

В начале, несколько слов о гистограмме. На ней показано количество цветовой информации в стеах и тенях фотографии, отдельно для каждого канала. Здесь же вы можете попробовать подвигать разные ее части, чтобы быстро отрегулировать свет и тени. У меня получилось совсем плохо, поэтому я не беде сейчас этого делать.

Итак, нажимаем кнопку "Crop Overlay " и сразу видим вот такую кадрирующую рамку:

Ее можно двигать, можно менять ее форму, ее можно поворачивать. Вернее, саму рамку двигать нельзя, можно двигать фото внутри, таким образом, кадрируя его. Обратите внимание на свойства на панели инструментов. Вы можете выбрать инструмент "Aspect " (он выделен желтым на картинке) и нарисовать рамку обрезки вручную. Если вы выберете второй инструмент "Angle " - вы сможете, нарисовав линию, например, на кривом полу, повернуть фотографию, таким образом, выровняв пол.

Конечно, все это можно делать и вручную, поворачивая рамку. Тогда на ней появятся дополнительные направляющие.

В поле селектора, возле иконки с замком, можно выбрать один из стандартных размеров фотографии. Кнопкой "X " можно поменять ориентацию обрезки.

На панели есть еще один параметр: "Constrain To Warp ". Он нужен для того, чтобы скадрировать изображение после корректировки линзовых искажений. Когда мы дойдем до линз, напомните мне об этом =)

Итак, все готово, можете нажать "Enter " для применения изменений. Позже, вы можете в любой момент опять нажать на кнопку "Crop Overlay " и скорректировать или отменить обрезку/кадрирование.

Spot removal

Этот инструмент позволяет убирать пыль, царапины и прочий мусор на изображении. Действует он аналогично инструменту "Healing Brush ", в Photoshop, то есть заменяет фрагмент изображения другим, размывая его края, чтобы было незаметно изменение. Опробуем его в действии.

Щелкните на фотографии, чтобы увеличить ее до 100%, особых изъянов я на фотографии не нашел, так что будем считать, что нам не нужна ручка от дверцы на животе Бендера. Ее и уберем. Выберите инструмент "Spot Removal ", и посмотрите на его появившееся свойства. Не густо, но нам их достаточно. Собственно, тут можно менять размер кисти и ее прозрачность. В данном случае, прозрачность мы оставим на 100, а размер можно менять колесом мыши.

Для начала операции, отрегулируйте размер кисти, чтобы он был раза в два больше ручки, щелкните на ее середине и не отпуская кнопку мыши, тяните ее немного вниз, как показано на рисунке.


Вниз ее нужно тянуть, потому что там цвет почти совпадает с цветом, вокруг ручки.

Точно совместите линию дверцы, затем можете отпускать кнопку мыши. Чудеса, не правда ли?

Таким же образом можно убрать и другие дефекты, регулируя размер кисти, при необходимости. И так-же, как и в случае с обрезкой, вы можете поправить любое из вхождений этого инструмента, поместив мышь примерно в то место, где вы производили действие. Там появится два кружка, каждый из которых можно двигать, менять размер и так далее.

Закончили? Нажимаем "Close " или "Enter " или кнопку инструмента.

Кстати, везде, где это возможно, есть своя кнопка "Reset " для сброса изменений и в левой части панели есть прямоугольный переключатель, который позволяетт временно отключать коррекцию, без ее изменения.

Красные глаза

Назначение этого инструмента не требует объяснений. Проблема в том, где взять фотографию для примера =) попробую порыться в Гугле.

Впрочем, сразу же нашлась замечательная фотография, над которой мы и поработаем. Выберите инструмент "Red Eye Correction " и начинайте рисовать окружность от центра зрачка. Она должна покрыть всю область красного цвета. После отпускания кнопки мыши, эта область автоматически трансформируется, чтобы удалить красноту, а вы можете отрегулировать свойства данного действия, на панели инструментов. Параметров тут тоже немного: размер зрачка и затемнение. Ту же операцию нужно проделать и со вторым зрачком. На этом все с красными глазами.

Градиентный фильтр

Вернемся к доктору Зоидбергу. Сейчас нам нужно устранить затемнение фото в нижней части. В этом нам поможет градиентный фильтр. Выбираем его на панели инструментов и щелкнув в нижней части фото, тянем вверх, до самого верха фотографии.

Получилась вот такая рамка с центром посередине, а на панели инструментов появились свойства данного фильтра. В выпадающем селекторе можно выбрать какой-то один параметр, либо просто отрегулировать нужный. Нас, в данный момент интересует параметр "Exposure " или "Brightness ". В данном случае, они действуют одинаково. Увеличиваем немного один из них и остаемся довольными результатом.

Длину градиента можно регулировать, потянув за его верхний или нижний его край, а положение - перемещая центральную его точку. Если поводить мышью рядом с ней, вы увидите инструмент поворота фильтра.

Подобных фильтров может быть несколько. На практике, они применяются, например, для затемнения неба, если оно слишком пересвечено, либо, как в нашем случае, для исправления недостаточного нижнего освещения объекта съемки.

Нажимаем "Close " или "Enter " или кнопку инструмента.

Filter brush

Действие этого инструмента аналогично предыдущему, разница в способе применения фильтра. Если там был градиент на весь размер фотографии, то здесь вы можете рисовать кистью произвольные области. У кисти регулируется размер, жесткость, прозрачность и плотность. инструмент настолько простой, что я не вижу особого смысла подробно описывать работу с ним. Если что непонятно, спросите в комментариях.

Баланс белого, цветовая температура и оттенок

Вот мы и закончили разбираться с панелью инструментов модуля "Develop ", теперь перейдем к нижней ее части, то есть, к тональным и цветовым регулировкам. (и к регулировкам четкости, шумоподавления, линзовым искажениям и прочее..)

Для начала посмотрим, что можно сделать с балансом белого. Есть такая фотография. В принципе, цвет ее меня устраивает, но он не совсем правильный, так что попробуем его исправить.

В разделе "Treatment" данной панели есть переключатель "Color " и "Black & White ", то есть, вам надо выбрать, останется ли ваша фотография в цвете или она станет черно-белой. Я решил оставить ее в цвете.

Далее - часть, касающаяся баланса белого, с пипеткой слева. Пипетку можно взять и установить баланс белого по изображению. Для этого надо ткнуть на цвете, который был белым при съемке. Или серым. Имейте в виду, что цвет должен быть чистым, без примесей и участок не должен быть пересвечен. Пересвет легко заметить, цветовые индикаторы в этом случае будут все по 100%.

Когда вы выберете белый цвет на фотографии, ее цветовая гамма сразу изменится. Но есть и другой способ. И даже не один.

Первый способ (вернее, уже второй) - выбрать установки баланса белого в выпадающем селекторе "WB ", второй - вручную установить ползунками параметры "Temp " и "Tint ", то есть, цветовую температуру и оттенок.

Хочу заметить, что для большинства случаев, подходит установка "Auto ", с возможной последующей небольшой ручной коррекцией. Но не всегда этого достаточно. В результате моих настроек получился вот такой цвет:

Экспозиция, Recovery, заполняющий свет и blacks

Теперь нужно отрегулировать яркость и контраст. Вообще, конечно, сначала нужно регулировать яркость и контраст, а только потом - цвет. Ну да ладно, все равно, фотография будет другая.

На этой фотографии явная ошибка экспозиции. В любом другом случае, я ее выбросил бы, но так она была снята в формате RAW, это дает ей шанс. Итак, этот снимок сделан с прямой вспышкой, с близкого расстояния, потому фон получился темный, а передний план пересвечен. Я снимал с самодельным кольцевым рассеивателем вспышки, поэтому автоматика ошиблась. Попробуем исправить наши с ней ошибки.

Можно попробовать нажать кнопку "Auto ", в разделе "Tone ". Результат не очень радует.

Нажимаем "Reset " и начинаем все заново. Для начала нужно убавить значение "Exposure " для того, чтобы появились детали в пересвеченных областях. Затем, увеличить значение заполняющего света - "Fill Light ", чтобы немного высветлить фон. Полезной информации там немного, просто для для уменьшения контраста. Еще бы я немного увеличил значение "Blacks ", чтобы усилить контрастные детали. И после этого опять нужно увеличить значение "Fill Light ", потому что фон опять провалился.

Разница с предыдущим снимком небольшая, но все-же есть. И последний штрих: я немного увеличил значение параметра "Recovery ", чтобы немного сгладить контраст.

Вообще, этот инструмент занимается тем, что пытается восстановить детали в пересвеченных областях. Если вы обрабатываете пересвеченную фотографию в формате, отличном от RAW - он вам очень пригодится.

Еще на этой панели есть два параметра: "Brightness " и "Contrast ". Непонятно, что они тут делают вместе с такими мощными инструментами тоновой коррекции.

Presence (clarity, vibrance, saturation)

Следующие три параметра отвечают за контрастность и цветовую насыщенность снимка. Попробуйте покрутить их и увидите, что произойдет.

"Clarity " добавляет объем, повышая локальный контраст. То есть, делает контрастные элементы еще контрастнее.

"Vibrance " - пытается повысить насыщенность цвета у тех пикселей, где ее мало.

"Saturation " - повышает общий уровень контрастности.

Вот результат моих манипуляций с этими параметрами:

Tone curve

Тональная кривая - это ни что иное, как Curves, мигрировавшие из Photoshop. Только тут нельзя регулировать отдельно цвета, но зато есть точка-пипетка, которой можно выбирать отдельную точку на изображении и регулировать его относительно ее значения.

Подробно рассказывать, как пользоваться кривыми - не буду, потому что сам толком не знаю. В принципе, тех регулировок яркости и контраста, что были ранее, мне вполне хватает. Если все-же интересно, как они работают, почитайте Дэна Маргулиса. Он подробно все описывает.

Color adjustment

Этот инструмент позволяет корректировать оттенок, яркость, и насыщенность для отдельных цветов. Это бывает полезно, когда вы корректируете фотографию с яркими цветными объектами, я взял фрукты для примера.

Задача: сделать фрукты (которые на самом деле овощи) поярче, а фон - побледнее. Для этого нужно подобрать цвет объекта и прибавить ему параметр "Saturation ", например. Можно сделать проще. Слева от названия "Saturation " есть такая точка, ткнув на которую, получаете подобие пипетки. Если этим подобием щелкнуть на самом желтом месте перца, можно регулировать его насыщенность. Затем, ткнув на втором, отрегулировать и его насыщенность. То же самое сделать и с фоном, только наоборот.

Таким же образом можно регулировать остальные два параметра. При этом сразу видно, как меняются значения на ползунках.

Это первый способ. Он называется "HSL ", то есть "Hue ", "Saturation ", "Luminance ", то есть "Оттенок ", "Насыщенность ", "Яркость ". Так и написано в заголовке панели. Кстати, прямо под заголовком есть несколько кнопок, с помощью которых можно выбрать какой-либо один параметр для изменения. Либо выбрать несколько, удерживая кнопку "Shift ".

Второй способ цветовой коррекции - "Color ", это, в общем-то и не способ, а просто другой вид того-же самого. Под заголовком можно выбрать нужные цвета для регулировки. Несколько - с шифтом.

Я нарочно не касаюсь третьего способа, поскольку он подразумевает коррекцию в черно-белом режиме. Перевод цветного изображения в черно-белое, вернее, коррекция цветов при этом - это настолько тонкий процесс, что, возможно, в будущем я напишу об этом отдельную статью.

Split toning

А работает этот способ так: вам нужно выбрать два цвета. Один для светов ("Highlights "), другой для теней ("Shadows "), затем у них можно регулировать оттенок и насыщенность. Ну и баланс между ними. Практическое применение: например, у вас есть фотография, в которой очень завален баланс белого и при исправлении его, в тенях все оказывается красным. Вот этим инструментов, в комплексе с остальными, этот ужас и можно исправить почти полностью.

Резкость и подавление шумов

Возьмем опять Бендера для наших экпериментов. На этот раз мы будем повышать ему резкость и убирать шумы. Для этого служит вот эта панель:

Для начала, щелкнем на изображении для увеличения его на 100%. Теперь все стало предельно ясно. Вернее, шумно. Тем не менее, резкости этой фотографии не хватает. Попробуем ее повысить немного. Для этого увеличим параметр "Amount " на панели "Sharpness ". Вместе с этим, нужно торегулировать параметр "Radius " - это размер точки, которая используется для увеличения резкости. Чем этот параметр меньше, тем четче будет граница резкости. Слишком увлекаться наведением резкости не стоит, так как это увеличивает количество шумов, которых тут и так достаточно.

Следующий параметр "Detail " увеличивает резкость деталей, а еще один "Masking " - пытается повысить резкость только в контрастных областях.

Вот, что у меня получилось:

Теперь попытаемся снизить количество шумов. Делать это можно либо в канале яркости, то есть, убирать шумы на всем изображении, либо давить их в цветовых каналах. Рассмотрим сначала первый способ.

Тут все просто. Параметр "Luminance " отвечает за величину шумоподавления, параметр "Detail " увеличивает резкость деталей (и это на фоне всевозможного подавления шумов-то!), а последний параметр - "Contrast " пытается увеличить контрастность этих самых деталей.

Вот результат:

Шумов мало и все они цветные. Собственно, с этим и борется второй фильтр. Параметров у него еще меньше: "Color " - уменьшает количество цветных шумов, хотя, скорее, просто их обесцвечивает, что тоже хорошо. Параметр "Detail " пытается увеличить резкость деталей. Удается это ему с трудом, надо сказать.

Вот итог:

В данном случае, я отказался от увеличения резкости и просто подавил шумы, что и видно из настроек фильтра. По умолчанию, резкость уже немного увеличена в этом фильтре. Убедиться в этом можно, сбросив все настройки.

Вообще, лучше учиться правильно наводить резкость при съемке, так как восстановить ее программными средствами невозможно. Можно немного увеличить, но не более.

Коррекция искажений линзы

Панель "Lens Correction " позволяет исправить искажения, полученные от линзы. У нее есть переключатель о двух положениях: "Profile " и "Manual ". В первом можно выбрать производителя и модель объектива, затем немного покрутить параметры:

"Distortion " - исправляет подушкообразные искажения. От этого страдают все линзы, в разной степени. Вернее, страдают фотографии, а для оптики - это конструктивная особенность.

"C. Aberration " - Устранение хроматических аберраций. Это такой цветной ореол, который возникает на особо контрастных участках, если они граничат с очень светлыми областями. Например, крыша дома на фоне неба. Ореол этот голубого цвета, потому и "C " в названии. Это значит - Cyan.

"Vignetting " - устранение затемнения по углам кадра ("виньетирования"). Это тоже особенность круглых линз.

И в верхней части есть галка "Enable Profile Corrections ", которая разрешает коррекцию по профилю вообще и под действием которой эта коррекция прибавляется к ручной.

В положении "Manual " - настроек побольше. Уже знакомые нам параметры "Distortion ", "Lens Vignetting " с дополнительным параметром "Midpoint " для регулировки величины виньетирования и "Chromatic Aberration ", в котором можно подкрутить цвета и выбрать, на каких гранях убирать аберрации. За это отвечает параметр "Defringe ". Он имеет три значения: "Off " - при котором ничего не происходит, "Highlight Edges " - обрабатывать только грани, соседствующие с контрастными областями и "All Edges " - обрабатывать все грани.

Еще, в секции "Transform " остались параметры:

"Vertical " - исправляет вертикальное растягивание.
"Horisontal " - исправляет горизонтальное растягивание.
"Rotate " - вращение.
"Scale " - масштабирование.

И галка "Constrain Crop " - во включенном положении обрезает фотографию при ее повороте, чтобы не торчали углы. (Помнится, в начале я просил о ней напомнить. Вот это оно)

Эффекты

Эффектами это назвать сложно. Однако, настоящему дзен-фотографу и этого покажется лишнего. Все эффекты заключаются в искусственном виньетировании кадра, со множеством параметров и добавлении зерна для имитации пленочной фотографии.

Это результат моих экспериментов с "Split Toning " и эффектами.

Калибровка камеры

Так и хотелось написать: если не знаете, для чего это - ничего тут не трогайте!

В двух словах - в этой панели выбираются настройки параметров отображения и обработки формата RAW. Тут можно установить значения каждого из трех цветов, а так-же оттенок в темных участках изображения. Для этого нужно отснять специальную тестовую таблицу, купить профессиональный монитор и откалибровать его. Если вы не можете выполнить что-то из этого, то настройки эти, в самом деле, лучше не менять.

Использование пресетов

Ну и напоследок, несколько слов о том, как облегчить себе работу, при обработке большого количества фотографий. Совет простой - пользуйтесь пресетами. Найти их можно на левой панели.

Для добавления нового пресета, нажмите плюсик возле заголовка панели. Вы увидите диалоговое окно, в котором можете отметить параметры, которые следует поместить в пресет.

Если вы не хотите создавать пресет, а хотите просто скопировать настройки коррекции на другую фотографию - можно щелкнуть правой кнопкой мыши на фотографии и выбрать в меню пункт Settings > Copy Settings , после чего появится такое-же диалоговое окно, в котором можно отметить нужные параметры для переноса. Затем выберите фото, на которое эти параметры нужно перенести и опять щелкнув на нем правой кнопкой мыши, выберите в меню Settings > Paste Settings .

Так-же можно, без предварительного копирования, просто выбрать команду Settings > Paste From Previous . В этом случае, к текущей фотографии применятся настройки, которые вы делали на предыдущей.

Бесплатно можно загрузить пробную версию Lightroom 4.2 с официального сайта Adobe по адресу http://www.adobe.com/ products/photoshoplightroom/. Она будет работать в течение месяца, а по окончании этого периода, если вы захотите продолжить пользоваться Lightroom, придется приобрести лицензионный ключ.

Мы не будем подробно останавливаться на системных требованиях, Lightroom будет нормально работать на всех более-менее современных компьютерах. Однако для комфортной работы лучше использовать 2- или 4-ядерный процессор и не менее 2 Гбайт оперативной памяти. Однако не забывайте, чтобы использовать более 3,25 Гбайт оперативной памяти вам потребуется установить 64-разрядную версию операционной системы и соответствующую версию Lightroom.

Каталоги Lightroom 3 несовместимы с предыдущими версиями. Если вы раньше пользовались Lightroom версии 2, при установке третьей версии вам будет предложено обновить каталог изображений либо создать новый. Чтобы иметь возможность работать с изображениями в новой версии, выбирайте вариант Upgrade (Обновить). При обнов- лении Lightroom создаст копию каталога, так что вы сможете работать как в старой версии программы, так и в новой.

Наверняка вы слышали о необходимости калибровки монитора - это важный шаг на пути к управлению цветом. Для эффективной калибровки монитора используется специальное устройство - колориметр (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Для калибровки монитора используется колориметр

Lightroom 3 является кросс-платформенным приложением, то есть существуют версии и для Windows, и для Macintosh. По большому счету, обе версии идентичны, если не считать небольших отличий в интерфейсе. Поскольку в России платформа Macintosh не слишком распространена, все клавиатурные комбинации и копии экранов в книге даются в версии для Windows. Обладателям же Macintosh вместо Ctrl следует нажимать клавишу Command ; вместо Alt - Option , а вместо щелчка правой кнопкой мыши выполнять щелчок с нажатой клавишей Command .

Модули Lightroom

Как показано на рис. 1.9, в Lightroom имеется пять модулей: Library (Библиотека), Develop (Обработка), Slideshow (Слайд-шоу), Print (Печать) и Web (Веб). В ходе работы вы можете переключаться между этими модулями для решения различных задач.

Модуль Library (Библиотека) представляет собой основу для решения задач по упорядочиванию снимков (рис. 1.9). В этом модуле вы можете импортировать, просматривать и сортировать изображения, удалять брак и отбирать снимки для дальнейшей обработки. В библиотеке можно объединять свадебные снимки в коллекции и подборки, присваивать снимкам рейтинги, метки, проставлять ключевые слова и редактировать метаданные. Наконец, в этом же модуле можно быстро корректировать снимки.

Модуль Develop (Обработка) позволяет выполнять широкий спектр действий по обработке и коррекции изображений (рис. 1.10). Это основной модуль, в котором проводится работа над изображениями. В нем можно выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений, настраивать параметры преобразования цветного изображения в монохромное, повышать резкость изображений, выполнять подавление шумов и корректировать аберрации, применять творческие эффек- ты - тонирование и художественное виньетирование. Кроме того, модуль Develop предоставляет инструменты для ретуши и локальной коррекции изображений. Любые коррекции и на- стройки, примененные к одному изображению, могут быть ско- пированы парой щелчков мыши и применены к другим снимкам.

Модуль Slideshow (Слайд-шоу) позволяет создать из выбранных свадебный фотографий слайд-шоу (рис. 1.11). Полученное слайд-шоу можно сразу просмотреть на компьютере либо экспортировать в формат PDF или MPEG4 для отправки заказчику.
Модуль Print (Печать) служит для вывода изображений на прин- тер (рис. 1.12). С его помощью можно легко печатать как ин- дексные снимки (с миниатюрами различных изображений), так и делать крупноформатные отпечатки. Кроме того, можно про- извольным образом компоновать изображения на странице для экономии бумаги.
Последний модуль Web (Веб) предназначен для быстрого создания интернет-галерей из выбранных вами изображений (рис. 1.13). Вы можете просто выбрать один из имеющихся шаблонов галерей, настроить его по своему усмотрению - и веб-страница со свадебными фотографиями готова. Lightroom 3 может даже автоматически загрузить ее на сервер в Интернете.

Рис. 1.9. Модуль Library программы Lightroom

Рис. 1.10. Модуль Develop программы Lightroom

Рис. 1.11. Модуль Slideshow программы Lightroom

Рис. 1.12. Модуль Print программы Lightroom

Рис. 1.13. Модуль Web программы Lightroom

Рабочее пространство

При первом запуске Lightroom вы попадаете в модуль Library (рис. 1.14). В центре окна Lightroom размещается рабочая область - место, где пользователь просматривает или об- рабатывает изображения. Вы всегда можете увеличить размер рабочей области, скрыв одну или несколько окружающих панелей.

Рис. 1.14. Рабочее пространство Lightroom 3

Рис. 1.15. Панель выбора модулей Lightroom 3

В верхней части окна Lightroom размещается панель под названием Module Picker (Выбор модулей) - мы часто будем называть ее просто верхней панелью (рис. 1.15). В ее правой ча- сти перечислены пять модулей программы; для переключения на желаемый модуль нужно щелкнуть мышью на его названии. Название активного модуля (того, с которым вы работаете) под- свечивается. В левой части верхней панели расположен логотип Lightroom, который при желании можно заменить собственным. Во время выполнения каких-либо операций вместо логотипа отображается индикатор (рис. 1.16).

Рис. 1.16. Индикатор выполнения процессов Lightroom 3

Под рабочей областью находится панель инструментов - ее содержимое зависит от текущего модуля и настроек пользователя. Она обеспечивает быстрый доступ к часто выполняемым операциям, например, в модуле библиотеки с помощью панели инструментов можно переключаться между режимами просмотра, устанавливать флаги и рейтинги, изменять масштаб изображения (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Панель инструментов в модуле библиотеки Lightroom 3

В нижней части окна Lightroom располагается панель Filmstrip (Лента снимков), напоминающая фрагмент фотопленки (рис. 1.18). С ее помощью вы в любом модуле можете выбирать требуемые для работы снимки. Кроме того, в верхней левой части ленты располагаются инструменты для быстрого отбора изображений по определенным признакам.

Рис. 1.18. С помощью ленты снимков можно выбирать изображения для работы в любом модуле

Вы можете сами выбрать кнопки, которые будут присутствовать на панели инструментов. Для этого щелкните на треугольной кнопке в правой части панели и в открывшемся меню установите флажки возле нужных вам инструментов.

Верхняя панель и лента всегда выглядят одинаково. Содержимое левой и правой групп панелей меняется в зависимости от выбранного модуля. Как правило, панели левой группы слу- жат для навигации или выбора элементов, а панели правой группы - для выполнения настроек. В верхней части левой группы панелей имеется панель Navigator (Навигатор) или Preview (Просмотр) - на ней отображается миниатюра изображения или вариант выбранного макета презентации. Пользователь сам может управлять содержимым панелей, скрывая ненужные в данный момент компоненты и отображая нужные. Щелкнув мышью на треугольной кнопке между панелью и границей экрана, можно вообще скрыть панель, освободив место на экране.

Организация работы в Lightroom 3

Для эффективной работы с изображениями важно выбрать стратегию рабочего процесса и впоследствии строго ее придерживаться. К счастью, Lightroom изначально создавалась как программа полного цикла обработки свадебных фотографий, поэтому организовать удобный и эффективный рабочий процесс будет несложно.

RAW против JPEG

Еще перед съемкой вам нужно определиться, в каком формате изображений снимать: RAW или JPEG. Слово «raw» в переводе с английского означает сырой, необработанный. Разница между этими форматами огромна: RAW-файлы представляют собой практически необработанные данные, полученные с сенсора фотокамеры, а JPEG-файлы - это изображения, прошедшие обработку в камере и в первом приближении готовые для просмотра или печати.

Чтобы из данных с сенсора камеры получить готовую фотографию, нужно выполнить несколько операций: интерполяцию, установку баланса белого, гамма-коррекцию, повышение рез кости, подавление шумов и некоторые другие. Все эти операции являются необратимыми. Вопрос в данном случае в том, кто будет проводить эти операции - процессор камеры или RAW- конвертер (имеющийся, например, в программе Lightroom). Съемка в формате RAW и последующая конвертация файлов на компьютере дают существенные преимущества.

RAW-файлы часто называют цифровыми негативами, причем каждый такой негатив можно сколько угодно раз «проявлять» с разными параметрами, создавая новые варианты обработки.

RAW-файлы содержат гораздо больше информации, чем JPEG: 12 или 14 бит на пиксел изображения против 8, а это значит, что они гораздо лучше пригодны для обработки. Например, при обработке RAW-файла можно скорректировать экспозицию в пределах одной-двух ступеней без существенной деградации качества снимка. С изображениями формата JPEG такой фокус не пройдет: неизбежно появятся шумы или постеризация.

Использование формата RAW дает свадебному фотографу возможность выставить баланс белого (или цветовую температуру точки белого) уже после съемки. Говоря о балансе белого в бытовом смысле, мы для описания характера изображения используем слова «теплее» и «холоднее». Например, для среднего изображения на рис. 1.19 баланс установлен правильно, и белые лепестки выглядят действительно белыми. Для снимка слева баланс белого смещен в холодную область, в результате белые лепестки приобрели синеватый оттенок. У снимка справа цветовая температура завышена, и снимок выглядит теплее, чем необходимо. Фактически, установка баланса белого влияет на коэффициенты усиления красного, зеленого и синего цветовых каналов в изображении.

При съемке в формате JPEG баланс выставляется в камере (вручную или автоматически), при съемке в формате RAW он задается в конвертере. Важно понимать, что при конвертации RAW-файлов установка баланса белого происходит до гамма- коррекции, поэтому изменить баланс белого в JPEG-файле уже невозможно (хотя, конечно, можно провести некоторую цветовую коррекцию). Установка баланса белого - задача субъективная, и использование формата RAW дает возможность не полагаться на автоматику камеры, а установить его вручную по своему вкусу.

Еще одно преимущество RAW-файлов - возможность применения более совершенных алгоритмов обработки. Маломощный процессор камеры должен успеть преобразовать данные с матрицы в JPEG-файл за считанные секунды, поэтому использует упрощенные алгоритмы обработки, не обеспечивающие наилучшего качества картинки. При конвертации на компьютере таких ограничений нет, и программа может опираться на более ресурсоемкие и более качественные алгоритмы интерполяции, шумоподавления и т. д.

И последнее, немаловажное преимущество - RAW-файл невозможно подделать, поэтому его наличие может служить доказательством вашего авторства снимка.

Разумеется, у формата RAW есть и недостатки. Во-первых, RAW- файлы занимают больше места на карте памяти и впоследствии на жестком диске (хотя диски и карты памяти в последнее время стоят достаточно дешево). Во-вторых, для обработки RAW- файлов требуется компьютер, время и некоторые навыки.

Рис. 1.19. Один и тот же снимок с разными установками баланса белого

После того как снимки сделаны, весь рабочий процесс может выполняться в Lightroom 3. Он состоит из нескольких типовых этапов.

1. Копирование снимков с камеры и импорт в каталог Lightroom. На данном этапе снимки копируются с карты памяти на жесткий диск компьютера; при этом изображения автоматически упорядочиваются, например размещаются в подкаталоги по дате съемки. При желании файлы можно автоматически переименовать. Одновременно желательно выполнить резервное копирование отснятого материала - копии оригинальных снимков достаточно сделать один раз, и этот шаг - самое подходящее время. Резервное копирование также выполняется с помощью Lightroom.

2. Отбор и сортировка снимков . Сразу после импорта нужно заставить себя просмотреть изображения, удалить явный брак и выбрать лучшие снимки. Как бы ни был велик соблазн сразу заняться обработкой каких-то интересных кадров, лучше приучить себя сперва просмотреть всю съемку целиком. Если этого не сделать, велика вероятность того, что вы потратите время на отнюдь не самые лучшие кадры из съемки. В Lightroom вы можете назначить снимкам рейтинг в виде звезд (1 звезда - худший снимок, 5 звезд - шедевр); флаги - снимок пойдет в обработку или его нужно удалить; цветовые метки, значения которых вы можете выбрать сами. После первичного отбора можно удалить явный брак, чтобы он не мешал, и продолжить обработку лучших свадебных фото-снимков.

3. Расстановка ключевых слов . Необязательный шаг, однако если у вас большая библиотека, ключевые слова могут существенно облегчить поиск нужных снимков. Кроме того, ключевые слова можно автоматически присваивать во время импорта (например, вернувшись из Египта, вы можете автоматически присвоить всем снимкам ключевое слово Egypt).

4. Обработка изображений . Самый многогранный, сложный и затратный в плане времени этап. Продолжительность ре- дактирования в значительной степени зависит от двух фак- торов: назначения снимков и качества исходного материала. В Lightroom есть достаточно инструментов для коррекции и творческой обработки изображений. Однако если при редактировании какого-то изображения этих возможностей окажется недостаточно, вы сможете автоматически отпра- вить его в Photoshop и обработать, после чего обновленный снимок появится в библиотеке Lightroom.

5. Резервное копирование каталога . В ходе этой операции вы сохраняете не изображения, а только выполненные ранее изменения и коррекции (копии изображений вы сделали раньше, при импорте). Поскольку объем информации об изменениях относительно мал, копирование каталога выполняется быстро, а значит, его можно проводить регулярно, например раз в неделю. Кстати, можно настроить Lightroom 3 таким образом, что программа сама будет напоминать вам о необходимости этой операции.

6. Экспорт и публикация . На этом этапе вы используете готовые изображения так, как вам нужно: печатаете, помещаете в интернет-галерею или в слайд-шоу. Можно и просто сохранить свадебные фото с нужными разрешением и форматом на жестком диске, а потом отправить по почте, записать на диск или отнести в лабораторию для печати.

Описанные шаги - это общее решение, вы можете выбрать из них те, которые вам необходимы, или добавить какие-то свои. Если вы только начинаете работать с цифровыми снимками, возможно, некоторые шаги могут показаться вам лишними или надуманными. Однако по мере роста вашей библиотеки изображений вы обязательно оцените важность правильной организации рабочего процесса, а использование Lightroom поможет автоматизировать многие нудные операции и свести к минимуму время, необходимое для того, чтобы поддерживать в порядке свою коллекцию.

Прежде чем начать работать с вашими снимками, их нужно импортировать в библиотеку Lightroom. После этого вы сможете просматривать изображения, проводить отбор и сортировку снимков, объединять снимки в коллекции, устанавливать рей тинги, назначать ключевые слова.

Учебник "Adobe Lightroom 3. Практическое руководство фотографа" представлен исключительно для ознакомления, после прочтения вы обязательно должны удалить его, а за покупкой оригинала обратиться к автору или в издательство.

Ваш свадебный фотограф Алексей Рогалев.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows