Иван бегтин открытые данные. Эксперт по открытым данным Иван Бегтин: «В моей жизни основную роль сыграло то, чему я учился самостоятельно

Иван бегтин открытые данные. Эксперт по открытым данным Иван Бегтин: «В моей жизни основную роль сыграло то, чему я учился самостоятельно

28.02.2019

В воскресенье, 25 ноября, боевые катера погранслужбы ФСБ РФ при поддержке сил Черноморского флота атаковали и захватили пару катеров ВМС Украины — «Нікополь» и «Бердянськ» — которые в сопровождении буксира пытались пройти в Азовское море, направляясь в Мариуполь. По договору 2003 года, который и Москва продолжает считать действующим, Азовское море и Керченский пролив считаются совместными украинско-российскими внутренними водами. Москва утверждает, что у нее есть право не пускать туда иностранные военные корабли, а украинские ВМС считают, что правом на проход обладают.

Нашим властям и госпропаганде пришлось изрядно напрягаться, выдумывая подходящие объяснения того, почему украинские катера сначала долго не пускали в Азовское море, а потом, когда они в конце концов вынужденно повернули домой, в Одессу (у малых катеров типа «Гюрза-М» длительность автономного плавания всего 5 суток), российские военные (пограничники) в отсутствие какой-либо внешней угрозы открыли огонь и ранили трех украинских моряков (по сведениям из украинских источников, ранено 6). Украинские катера и буксир с экипажами (то ли 23, то ли 24 человека по разным источникам) взяли в плен и увели в Керчь.

Малый бронированный артиллерийский катер «Бердянськ» ВМФ Украины, задержанный и пришвартованный в порту Керчи. Фото: РИА Новости

Речные катера «Гюрза-М» имеют экипаж в 5 человек, противопульное бронирование и два боевых модуля от сухопутной БМ-3 «Штурм» на корме и на носу, каждая с 30-мм автоматической пушкой, автоматическим гранатометом, пулеметом и противотанковым ракетным комплексом «Барьер-ВК» украинского производства. По сути, это плавающий сдвоенный БМП, способный вести ближний бой с равнозначным противником на воде или обстреливать цель на берегу. И, по моему мнению,

реальной угрозы Крымскому мосту или российскому тотальному доминированию в небе и на воде в Азовско-Черноморском регионе эти два суденышка сами по себе не представляли.

Российская сторона утверждает, что заявка на проход под Крымским мостом не была подана «в установленном порядке», но это не повод стрелять по живым людям. За те долгие часы, что 25 ноября продолжалось противостояние, можно было, наверное, найти способ обеспечить или проход в Азовское море, или позволить им вернуться в Одессу.

Но в последние годы агрессия исполнителей стала оголтелой: дипломаты хамят, кадровые разведчики устраивают диверсии в европейских городах, летчики и моряки перехватывают иностранные корабли и самолеты с риском столкновений.

Наступательное вмешательство идет на всех уровнях и во всех средах. Теперь вот и до стрельбы дошло. Причем за украинскими катерами начальники, конечно, видят главного противника — США и ЕС — которых МИД уже предупредил о «серьезных последствиях провоцирования конфликта с РФ в акватории Азовского и Черного морей».

В чем же причина выбора подобных маршрутов ВМС Украины? Украинцы строят в Бердянске морскую базу, и для ее защиты перебрасывают построенные в Николаеве катера.

Спуск на воду нового бронированного катера «Гюрза М» в Киеве, 2015-й год. Фото: Nazar Furyk / Zuma / TASS

В Москве всерьез опасаются, что в Бердянск, если базу удастся обустроить, с дружеским визитом могут прийти корабли НАТО,

способные действовать на мелководной азовской литорали, вооруженные мощным ракетным оружием большой дальности, защищенные современными комплексами ПРО и ПВО. Тогда, например, будет затруднена или невозможна переброска корветов с ракетами «Калибр» из Каспийского моря в Черное и Средиземное, и обратно — через Азов и канал Волга-Дон, что наш ВМФ постоянно практикует. Кстати, многие боевые корабли Черноморского флота невозможно использовать в Азовском море из-за мелководья.

Кавказ, Крым, Черное море, Босфор, базы в Сирии и группировка в Средиземном море сейчас увязаны в одно важнейшее юго-западное стратегическое направление, которое должно прежде всего обеспечить надежную оборону Сочи на дальних подступах — второго, а нередко основного центра управления страной и вооруженными силами. А тут вероятный противник задумал вбить клин в основание всей этой стратегии, развернув базу в Бердянске.

Окрестности Бердянска. Фото: Wikimapia

На Украине в ответ ввели военное положение в ряде областей на 30 дней, и президент Петр Порошенко ссылался не только на керченский инцидент, а прежде всего на разведданные о вероятности наступления российских (пророссийских) сил на южном фланге донецкого фронта с целью занять Мариуполь и Бердянск.

С лета 2015-го в штабах НАТО и в Пентагоне было немало дискуссий о возможности такого похода с целью пробить так называемый «сухопутный коридор в Крым». Вроде бы с запуском Крымского моста этот «коридор» стал неактуальным, но теперь стало непонятно, то ли морская база в Бердянске так сильно напугала Москву, то ли с Крымским мостом возникли серьезные проблемы, которые пока держат в тайне, то ли и то и другое сразу.

Нельзя исключить, что в ближайшее время может начаться зимняя кампания по окончательному вытеснению Украины с Азовского побережья.

Цель операции может быть ограничена побережьем до Бердянска. Или до Мелитополя, Геническа и Чонгара, если сухопутный «коридор в Крым» и вправду нужен. В любом случае, если, конечно, не дай бог, будет принято такое решение, регулярные российские силы придется вводить в бой массированно, особенно в том случае, если, как в 2014-2015 годах, станут изображать, что это, мол, донецкие ополченцы сами наступают, и потому активной авиаподдержки не будет.

Въезд в Мариуполь. Фото: РИА Новости

Кстати, прифронтовой Мариуполь можно сравнительно легко обойти и отрезать, но город потом, возможно, придется штурмовать, как Алеппо, с большими разрушениями. Впрочем, в войсках есть командиры с сирийским опытом, и бойцов-специалистов по штурму городов с применением тяжелого вооружения можно выписать.

Конечно, Запад будет протестовать и введет допсанкции, но это скорее огорчит либерально-экономический блок нынешнего режима (так называемую «партию мира»), очередная неудача которой будет только дополнительным бонусом для их противников из так называемой «партии войны». Всё одно убийственное тотальное эмбарго на экспорт российского газа и нефти западные лидеры не введут, тем более зимой, как его никогда не вводили в советское время и по тем же причинам — ценовой шок и экономический спад перед выборами никому на Западе не нужен.

Украинцам придется отбиваться в одиночку или надеяться на то, что генштаб ВСУ ошибся, или что в Москве передумают и зимней войны не будет. Или, в крайнем случае, уповать, что западные посредники, после того как войска выполнят основные задачи (как в 2015-м после Дебальцева), помогут подписать еще одно перемирие, типа трех Минских соглашений.

Герои рассказывают, как они учились и учатся до сих пор. В новом выпуске директор АНО «Инфокультура», эксперт в области открытых данных и автор канала @begtin Иван Бегтин рассказал, как превратить любовь к программированию в профессию, в чем польза преподавательской деятельности и почему каждому стоит подготовиться к глобальным катастрофам.

У меня инженерное образование. Когда-то мне были интересны спутники, антенны, было интересно, как проходит радиорелейная связь. Но все это интересовало меня совсем недолго, довольно быстро мои интересы переключились на другие направления. Я не считаю, что формальное образование сильно повлияло на мою судьбу, поэтому обычно даже не уделяю этому внимания. Есть люди, представляющиеся вузом, который они окончили, а некоторые даже школой. Но я считаю, что в моей жизни и работе основную роль сыграло то, чему я учился самостоятельно. Сейчас я уже много лет работаю с данными, до этого занимался темой софтверной разработки, довольно хорошо разбираюсь в компьютерной безопасности. Это мое основное призвание, а раньше этому нигде не учили.

Я много лет работал довольно низкоуровневым программистом: это специалист, который программирует непосредственно сами устройства, анализирует прошивки на ассемблере и так далее. Главным драйвером для меня тогда стал спорт: я находился в среде админов, разработчиков, для которых показателем мастерства было количество языков, на которых ты можешь программировать. Я изучал довольно много языков и немножко умел делать что-то на каждом. Кроме того, мне часто приходилось либо исправлять ошибки в чужом коде, либо писать какие-то небольшие программы для управления оборудованием. С одной стороны, у неуемного желания охватить все были свои плюсы: это удобно, когда работаешь в достаточно сложных гетерогенных сетях, состоящих из большого количества разных устройств, это все необходимо поддерживать, и при дефиците средств у компании ты выполняешь буквально все задачи. С другой стороны, этому процессу всегда не хватало системности: досконально я знал не много языков программирования, а один-два.

Программировать я учился вообще на бумаге. Тогда мне было лет 12–13, и лето я проводил вне Москвы, у меня не было доступа к компьютерам, но были учебники: я составлял себе задания и выполнял их на относительно сложном для обывателя языке. Тут свою роль играл некий азарт и желание ответить на вопрос «Смогу ли я?». Чаще всего при изучении языков последовательность такая: сначала ты читаешь какие-то базовые руководства, потом мануал, а потом начинаешь с ходу что-то делать. Мое самообразование основывалось на этом: краткий вводный курс и быстрое погружение в предметную область. И сейчас, например, я тоже пытаюсь поддерживать свой профессиональный уровень. По работе мне уже почти не нужно программировать, но я стараюсь время от времени пробовать те языки, на которых раньше ничего не делал. Например, я не владею языком Ruby, но периодически пишу на нем довольно простые программы.

Моим следующим опытом после программирования была работа системным архитектором для государственных, окологосударственных и корпоративных проектов, связанных либо с обработкой большого количества данных, либо с выполнением каких-то государственных функций с вовлечением десятков и сотен тысяч человек. Когда я начал этим заниматься, у меня не было никакого опыта в этой сфере. Все, что можно было сделать, - это учиться на практике. И если кто-то видит себя создателем, архитектором какой-то очень крупной системы, то тут нет иного выхода, кроме как участвовать хотя бы на самых малых ролях в ее создании, постепенно вырастая профессионально.

Я в принципе являюсь сторонником неформального образования. Мне очень нравятся платформы Coursera, Udemy, сервисы типа Code Academy именно благодаря возможности учиться непрерывно. Например, сейчас я прохожу курсы по информационной безопасности, хотя моя область занятий в данный момент очень далека от этой темы - мне просто это интересно. Для меня неважно, получу ли я в конце какой-то сертификат или нет, потому что знания я ценю немножко выше, чем бумажку. Но для тех, кому нужен сертификат - например, если кто-то собирается работать в крупной корпорации или переезжать в другую страну, - безусловно, такая возможность тоже имеется.

На Coursera достаточно много курсов, которые больше связаны не с содержательными, а с юридическими аспектами. Например, я интересовался темой по фармацевтике, прошел курс до середины, но почти 70% оказались посвящены - взаимодействию с фармацевтическими ассоциациями и так далее. Это очень интересно с точки зрения понимания, например, устройства фармацевтического рынка в США, но не очень - с точки зрения погружения в медицину. : чем старше ты становишься, тем больше думаешь о здоровье. Любые курсы, связанные с фармакокинетикой, устройством человеческого организма, взаимосвязью органов, медицинской диагностикой очень востребованы. На мой взгляд, не хватает подобных онлайн-курсов просто для самоосознания. Большинство из нас не живет в состоянии , скорее можно говорить о периодах озарения, а в остальном -погружение в какой-то поток, рутину. Онлайн-курсы, связанные со здоровьем, с самоощущением, - это очень важно именно в формате базового понимания. Например, я для себя составляю список того, что бы я хотел изучить, и у меня на одном из первых мест стоит оказание первой медицинской помощи. На эту тему нет никаких онлайн-курсов - есть разного рода обучающие видео, но не более того.

У меня есть образовательные привычки, сохранившиеся с тех времен, когда я любил изучать разные языки программирования: например, каждый год я пробую какой-то новый язык и немножко в него погружаюсь; если очень нравится, то что-то с ним делаю, если не очень, то просто кладу на полку: «Да, любопытно».

Обычно я читаю по утрам: где-то с 7 до 8. Люблю читать, например, какие-то тематические подборки. Скажем, на одной из моих прошлых работ я занимался темами, связанными с форензикой и отпечатками пальцев, и я периодически обновляю свои знания, например, по этой теме.

У меня есть четкое понимание того, что лучший способ поддерживать знания - это учить. Поэтому периодически я читаю лекции на те темы, которые знаю не идеально. То есть чем больше я по теме знаю, тем менее интересно мне о ней рассказывать. Например, я довольно много знаю про открытые данные и их анализ, читаю лекции на эту тему, но это скорее социальное обязательство. Сейчас я увлекаюсь темой цифровой архивации, интернет-архивов, поэтому читаю лекции про это.

Есть темы, которые мне даются тяжело. Например, все, что касается языков, на которых надо говорить. Языки программирования для меня очень просты - настолько, что иногда даже скучно. Я понимаю, что существует немного языков программирования, которые в принципе невозможно выучить. Есть некоторые неудобные, но общие правила всегда одинаковы; даже если какие-то расширения у этих правил есть, то они тоже вполне понятны. А вот разговорные языки даются мне с большим трудом: я пытался изучать испанский, сейчас я на нем относительно свободно читаю, немножко читаю по-немецки, но не говорю ни на одном из них. Говорю на английском, но это, мне кажется, некий элемент культурного кода сейчас.

Когда мне стукнуло лет 25, я сказал себе: «Ваня, ты вроде чему-то учился, что-то умеешь, что-то знаешь, а что ж ты так мало всего знаешь и умеешь? А может, все, чем ты занимаешься, - это не то? Надо разобраться, как у тебя самого мозги устроены и чего ты хочешь». И я пробовал все: учил разговорные языки, языки программирования, спортом занимался, пытался погружаться в самые разные темы, одна из них - устройство государства - внезапно оказалась мне очень интересна. Я не хочу себя считать частью государства, не хочу выходить на госслужбу, но в принципе устройство госуправления меня интересует: я уже очень много лет этим занимаюсь, это мое хобби. Какие-то темы у меня совсем не пошли: например, пытался учиться петь, но понял, что мне придется преодолевать слишком большой барьер внутри. С танцами все оказалось довольно просто: я занимался классическими танцами где-то лет с 19 до 23 и сейчас танцевать умею. В прошлом году, например, научился наконец-то танцевать танго.

В ближайшее время я бы хотел систематизировать мои знания в области deep learning (глубинного обучения), хотел бы обновить знания по направлениям, которые изучал в прошлом. Мне интересно все, что касается вопросов устройства интернета и интернет-управления: сейчас ICANN (международная организация, которая управляет интернетом) открыла платформу для обучения. Я смотрел их курсы и думаю, что, возможно, захочу пройти хотя бы один для более структурного понимания того, как все устроено.

Если бы у меня было неограниченное количество свободного времени, я бы однозначно пошел учиться медицине. Во-первых, это одна из самых инновационных тем, там сейчас много перемен и в плане биомеханики и кибернетических устройств, и в отношении выращивания новых органов, вплоть до выращивания новых людей в искусственных матках. Это чрезвычайно интересная тема, я бы погрузился в это с акцентом на том, как понятным языком описывать устройство человеческого тела. Также при большом количестве свободного времени я бы занялся всем, что касается Disaster Preparedness («Подготовка к катастрофам»). Я себя отношу к фаталистам и считаю, что еще застану какие-то в мире: не то что я на это сильно надеюсь, но почему-то в этом уверен. Что это будет, я не могу сказать, но считаю, что ситуация значительной общественной паники - то, к чему большинство из нас не готово, а .

Выбор Ивана Бегтина

Пресс-конференция

Иван Бегтин, создатель проектов в области публичного открытого государства

Что не так с госзакупками? В последние месяцы в России широко обсуждается закон ФЗ-94 о госзакупках. Так, потенциальные случаи коррупции при государственных закупках анализирует специальный сайт Алексея Навального под называнием "Роспил" . В конце ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев предложил поменять закон, чтобы исключить из него коррупционные схемы. Что не так с законом о госзакупках? Кто должен следить за его исполнением и противодействовать коррупции при закупках? Насколько эффективны действия Навального? На эти и другие вопросы читателей Ленты.Ру ответил создатель проектов в области публичного открытого государства, создатель сайта OpenGovData.Ru "Государство и его информация" и проекта "Полит.ру" "Официально" Иван Бегтин.

Андрей

Здравствуйте, Иван!

1) Вы согласны с тем, что помимо возможности использования коррупционных схем, действующая редакция ФЗ-94 содержит в себе ещё одну очень серьёзную проблему: недостаточно четкая определенность многих положений закона, оценочный характер многих его норм зачастую позволяет контролирующим органам (т.е органам ФАС России), трактуя ФЗ-94 по своему усмотрению, привлекать к административной ответственности за его нарушения фактически невиновных государственных и муниципальных заказчиков? Размеры административных штрафов за нарушения ФЗ-94 достаточно высоки и являются очень существенными суммами для многих государственных и муниципальных служащих.

2) Вы согласны с тем, что действующая редакция ФЗ-94 - это крайне громоздкий,сложный для восприятия и понимания нормативный акт, изобилующий, как было сказано мной выше, множеством неопределенностей, и что закон о госзакупках должен быть гораздо проще, четче и логичнее?

Спасибо за ответы.

Алексей

Доброго всем времени суток! Я в госзакупках уже (или всего) 3 года, за это время 94ФЗ претерпел ряд изменений. Худшее из всех - введенная Приказом Минэконом развития № 601 от 01.12.2010 "Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд Заказчиков" Вопрос: как эта номенклатура облегчает и без того "пасмурные" будни муниципальных заказчиков??? Создается впечатление что состовляли ее весьма далекие от повседневной действительности люди.

Да, в 94-ФЗ, как в начальной его редакции, так и в последних изменениях, есть множество весьма неоднозначных положений. Однако я не могу сказать, что это специфика именно 94-ФЗ, - это в большей степени особенность всего российского законотворчества. 94-ФЗ и все поправки к нему, в отличие от законов об образовании или полиции, никогда не подвергались общественному обсуждению, и если поднять историю поправок в закон, прошедших через Федеральное Собрание, то можно обратить внимание на то, что вокруг закона и всех изменений в нем никогда не было серьезных "депутатских баталий". Более того, к примеру, закон 93-ФЗ от 8 мая 2009 года под названием "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес наиболее жесткие изменения в 94-ФЗ в области проведения электронных аукционов. При этом, если вы поднимете историю обсуждения этого закона в Государственной Думе и в Совете Федерации, то обнаружите, что содержательного обсуждения его части, касающейся государственных закупок, не проводилось, а обсуждались только положения относительно саммита АТЭС, хотя изменения в законе о госзакупках касались не саммита АТЭС, а всех закупок в принципе. При подобном подходе остается лишь сделать вывод, что законодатели и инициаторы изменений в законе не заинтересованы в публичном обсуждении закона, а сам закон требует тщательного анализа.

Что касается громоздкости и сложности 94-ФЗ, то законодательство, регулирующее государственный заказ, является априори сложным практически во всех развитых странах, поскольку там регулирование государственного заказа является не инструментом борьбы с коррупцией, а, в первую очередь, инструментом достижения цели - исполнения работ с необходимым качеством, а также инструментом влияния государства на рынок и экономику в целом. В частности, к этому можно отнести политику Евросоюза и ряда других развитых стран относительно создания проектов на базе свободного программного обеспечения, использования энергосберегающих и "зеленых" технологий, а также размещения заказов для компаний, управляемых национальными меньшинствами, ветеранами войны, или для компаний, которыми руководят женщины (это практикуется в США). Поэтому сложность законодательства о госзакупках в России не является уникальной. Однако, учитывая другие наши особенности (значительное присутствие государственных структур в экономике и высокий уровень коррупции), мы должны понимать, что эта сложность препятствует достижению одной из ключевых целей размещения государственного заказа - обеспечению высокого качества поставляемых товаров, проводимых работ и оказываемых услуг.

Evgueni

Чуть больше недели в интернете идёт сбор подписей под открытым письмом президенту российской федерации от имени молодых учёных против закона ФЗ-94.

На 10 марта собрано свыше 2300 подписей от имени не такой уж большой (учёных не шибко балуют у нас на родине) и не такой уж активной (и так есть чем заняться) социальной группы. Ситуация же с письмом сильно напоминает крик отчаяния.

Не могли бы вы прокомментировать почему молодые учёные (да и не молодые) так возбудились?

Ученые, театральные деятели и спортсмены постоянно выступали за отказ от использования 94-ФЗ в их случае. При этом "спортивному лобби" в свое время удалось провести в закон изменения , попавшие через 308-ФЗ, согласно которым закупка спортивного инвентаря для команд, участвующих в олимпийских и параолимпийских играх, а также проведение спортивных мероприятий, связанных с их подготовкой, осуществляется через "единственный источник", фактически без проведения конкурентных процедур.

Причины этих изменений понятны: выход из-под 94-ФЗ "развязывает руки", выводит подобные заказы/контракты из-под юрисдикции ФАС России и позволяет проводить заказы в короткие сроки.

Однако то, что удалось спортсменам, не удается ни руководителям театров, ни ученым, которые, как и многие другие, пытаются выйти из-под 94-ФЗ, исходя из того, что большинство их заказов являются предельно срочными и чаще всего не являются типовыми. А это значит, что качество и сроки поставки (включая сроки объявления и проведения процедур) имеют огромное значение. Лично я считаю, что государственные расходы на научную деятельность, безусловно, необходимо выводить из-под 94-ФЗ одновременно с обеспечением публичности отчетов о расходовании средств и обязательным аудитом расходов контролирующими органами.

dekkart

Вопросов по крайне неэффективному 94-ФЗ много, он до абсурдна ПРОСТ, непрозрачен, в нем не видно системы, не предусматривается развитие. Это порождает целый комплекс проблем, как уже упоминалось - закупить что-либо нужное гораздо сложнее, чем "освоить деньги".

Поэтому основные вопросы:

1) Кто непосредственно занимается разработкой закона, какие экспертные органы принимают участия в этой деятельности? Складывается ощущение, что закон верстается юристами, ничего не понимающими в конкретных областях гос. закупок, не понимающих их специфики. Существенных изменений в нем не было с момента принятия закона в силу.

2) Закон требует сегментации по областям гос. закупок - абсурд ремонтировать автомобили и электростанции, проводить научно исследовательские работы по одним и тем же нормам и критериям. Очевидно, что закон должен быть многоуровневым, на более низких уровнях - сегментирован по конкретным областям и в его разработке должны принимать участие профильные министерства и ведомства, государственные компании, которые в дальнейшем и будут заказчиками по закону.

3) Почему не берется в пример опыт, например, США или Европы, где закупочное законодательство гораздо совершеннее и его эффективность подтверждена временем?

4) Почему до сих пор нет единого органа, который должен осуществлять единый контроль и прозрачность всех закупочных процедур, а так же, что немаловажно - их целесообразность, проводить ПЛАНИРОВАНИЕ.

5) Почему закон не един для всех, почему он не применим к компаниям с государственным участием - например ГАЗПРОМ? Если государство субсидирует деятельность и соответственно обязано контролировать расходование средств.

1. Я начну ответ с замечания об отсутствии существенных изменений. Они были, в частности, изменения в виде 93-ФЗ, о которых я упоминал ранее и которые существенным образом расширили применение открытых аукционов в электронной форме. То, что значительная часть закупок теперь идет с главным критерием оценки по цене, - это более чем существенное изменение.

Что касается разработки закона, то, к сожалению, сложно сказать однозначно, кто именно приложил к нему руку в тот или иной момент принятия его самого или отдельных изменений. Однако можно сказать уверенно, что такие изменения, как закупка спортивного инвентаря из единственного источника или закупка квартир для военнослужащих через запросы котировок, были в пользу государственных структур, ответственных за данные направления. В этом и заключается особенность 94-ФЗ: вначале идет ужесточение всех процедур, а далее - постепенное ослабление положений закона для "наиболее пострадавших" от него.

Николай

Добрый день!

Попытаюсь обрисовать логистику проведения какой-то абстрактной "закупки".

У госоргана возникает потребность в приобретении, скажем, каких-то конкретных расходных материалов для своей существующей системы. Защищаясь от "...или аналоги", чиновник пойдет к дружественному поставщику, который подготовит свой вариант техзадания-ребуса. Десяток-другой потенциальных поставщиков выйдут на конкурс. Кто-то с "разгаданным" решением, кто-то с аналогом.

Допустим, победил "нужный" поставщик с "правильным" предложением и "правильной", не самой низкой, ценой.

Обиженные конкуренты, пусть не полным соством,пойдут в ФАС, где будт назначено рассмотрение дела с привлечением экспертов. А еще судебные инстанции могут быть, "черные списки", опротестование попадания (или непопадания)в эти списки.

Можно ли дать оценку этих затрат в человеко-часах, в рублях и сравнить ее с декларируемой "выгодой" от действия 94-ФЗ?

Не получается ли так, что государство, чтобы сэкономить копейку при закупках, теряет рубль на косвенных затратах? О каком росте эффективности бизнеса можно речь вести, если даже в небольших фирмочках, работающих с бюджетом, должны содержаться по сути лишние "ребусисты"?

Ваше мнение?

Насколько я знаю, ни одним из ведомств, курирующих государственные закупки и государственную контрактацию, подобные оценки не проводились. "Ребусность", а вернее, "заточенность" многих процедур закупок под конкретных поставщиков, обусловлена спецификой российской среды размещения государственного заказа, когда у заказчика чаще всего нет достаточных компетенций для формирования четких технических требований, и он использует представителей одного из поставщиков для подготовки ТТ.

В некоторых случаях это делается из лучших побуждений и от кадрового голода, а нередко - из коррупционных соображений. Однако в российском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на контакты заказчика и представителей поставщиков на этапе подготовки заказа к размещению, поэтому подобное взаимодействие представителей поставщиков и госзаказчиков является вполне законным, несмотря на все очевидные последствия.

Евгений

Добрый вечер, Иван.

Закон о госзакупках обычно рассматирвается в качестве закона, обеспечивающего эффективность расходования бюджетных средств. Однако, после введения новой номенклатуры товаров большая часть даже мелких закупок (по крайней мере, в случае крупных организаций) будет проводиться через тендеры. Насколько эффективно проводить тендеры при закупках единичных мелких товаров? Эта ситуация особенно характерна для научных и образовательных заведений и создает чудовищные затруднения для нормальной работы. Скажите, пожайлуста, оправданы ли они, какая выгода государства в данном случае?

Заранее спасибо.

Евгений В.

Добрый день, Иван.

В последнее время все научные заведения сталкнулись с такой проблемой. Большую часть закупок (даже мелких) приходится проводить через конкурс. Какой смысл, какова логика государства в том, чтобы распространить конкурсные процедуры на мелкие покупки? Даже если не обращать внимания на вопли ученых о том, что это мешает работе, пока фз94 привел только к отсечению от госзакупок мелких фирм, для которых нерентабельно участвовать в конкурсах на позиции в несколько тысяч рублей. А выиграли прикормленные администрациями фирмы, которые берут на себя заботы по составлению ТЗ. Получается, что это закон ограничивающий конкуренцию и узаконивающий коррупцию. Или я не прав?

Вадим

Кто-нибудь проводил экономические расчёты, оправдывает ли вообще получаемый от 94 ФЗ антикоррупционный эффект те трудозатраты, которые предпринимают добросовестные участники рынка для соблюдения требуемых этим законом формальностей и те потери, которые они несут в результате формального подхода к выбору продуктов и услуг? Если да, то где можно ознакомиться с результатами этих вычислений?

Существует весьма распространенное заблуждение, в том числе и у первых лиц государства, что 94-ФЗ в частности и законодательство о госзакупках вообще должны быть антикоррупционными. Но здесь происходит подмена понятий, которая приводит к ошибкам. Коррупция при госзаказе мало чем отличается от коррупции при выдаче лицензий или разрешений на строительство, от коррупции при проведении проверок юридических лиц, от бытовой коррупции, законодательной коррупции, когда в интересах конкретных лиц и организаций принимаются те или иные нормативно-правовые акты. Все эти формы коррупции могли бы предотвращаться в рамках общего подхода обеспечения неотвратимости наказания, конфискации имущества коррупционеров и так далее. Я считаю, что законодательство, касающееся государственных заказов, должно преследовать лишь одну ключевую цель - обеспечение максимально возможного качества исполнения работ, оказания услуг или поставки товаров в рамках выделенных государственных средств. Вся же дискуссия вокруг "экономии" и "антикоррупционности" по большей части является популизмом.

Вадим

1) Усложняя процедуру закупок, приходится принимать во внимание тот эффект, что люди, способные производить конкурентоспособную продукцию, имеют тенденцию просто уходить с этого недружественного рынка в область поставок коммерческим фирмам или в другие государства. Чтобы уменьшить эту тенденцию, государству приходится значительно увеличивать закупочные цены, пытаясь оправдать в глазах поставщика геморрой с конкурсом высокой доходностью. В чём же тут экономия?

2) Как Вы считаете, с общегражданских позиций, правильна ли вообще основная концепция 94 ФЗ: работу по борьбе с коррумпированностью чиновников перекладывать с их начальства и правоохранительных органов на коммерческие фирмы – поставщики?

1. Экономии здесь нет и быть не может, поскольку государственные заказы действительно в большинстве случаев сопряжены с большими объемами формальных документов, бюрократией и отсутствием проектной работы, как правило, принятой при закупках крупных коммерческих компаний. Однако это не российская специфика, это специфика государственного заказа в большинстве стран мира - даже в наиболее экономически развитых и обладающим активным рынком странах в госзаказе наиболее активно участвуют компании, готовые к последующей бюрократии и имеющие опыт встраивания в процедуры закупок и правильной подготовки заявок.

2. Я не считаю, что борьба с коррупцией вообще должна быть частью 94-ФЗ. Как я упоминал в ответах ранее, главная (идеальная) задача 94-ФЗ - обеспечение максимального качества за выделенные средства. И это большая ошибка, что данная цель подменяется целями "экономии" и "борьбы с коррупцией". Борьба с коррупцией в ситуации отсутствия неотвратимости наказания никогда не будет эффективной. Если говорить об ответственности поставщиков, то здесь не стоит строить иллюзий - откаты не только требуют, но и предлагают. Ответственность за взятки всегда является обоюдной. Да и тех, кто "знает, но безмолвствует", тоже немало.

Евгений

Специалисты, столкнувшиеся с необходимостью работы с сайтом госзакупок (zakupki.gov.ru), отмечают неполную его готовность для реализации размещения заказов. Многие организации просто технически не смогли в срок разместить свои данные. Кроме того, при работе с закрытой частью сайта необходимо приобретение определенного программного обеспечения. Как это сочетается с антимонопольным законодательством и курсом на внедрение свободного ПО в госучреждениях (размещение заказа работает при установленном IE8)?

Алексей

Президент объявил один из своих приоритетов борьбу с коррупцией. При этом лица уличенные в махинациях с госзакупками не только не преследуются в уголовном порядке, но и зачастую не увольняются со своих постов. Примечательный случай раскрыт с помощью сайта Алексея Навального, когда министр финансов Дагестана решил за казёный счёт купить себе автомобиль за 8,5 милионнов рублей, и это чиновник не самого высокого уровня(что тут думать и более высоких) республики которая дотируется на 75% из госбюджета. По моему этот чиновник после такой истории должен был как минимум лишиться своего поста и как максимум должна была произойти выездная проверка с возможным возбуждением уголовного дела. Почему государство так вяло реагирует либо вовсе не реагирует на нарушения в данной сфере? Что то количество посадок пока что намного меньше выявленных случаев нарушения закона в данной сфере.

Алексей

Вопрос немного риторический. Как Вы считаете почему у нас в стране сложилась такая ситуация, что человек может украсть велосипед стоимостью несколько тысяч, его задержат и ему дадут реальный уголовный срок и чиновник, которого уличают в растрате десятков миллионов рублей, как правило не сажается, его обычно журят либо увольняют(таких случаев очень много)?

Radish

Чиновники, не имеющие личной финансовой заинтересованности в результатах конкурсов (или, в качестве редкого разнообразия, просто честные), как-то умудряются получать адекватные результаты и при нынешних законах. Мне известны примеры.

Чиновники, личные интересы имеющие - наверняка найдут способы протолкнуть свои интересы при любой законодательной базе.

Вы всерьёз верите, что изменением законов можно увеличить количество первых и уменьшить количество вторых?

Как я уже говорил, я не считаю, что законы, регулирующие государственный заказ, должны быть нацелены на "экономию" и "борьбу с коррупцией". Борьба с коррупцией должна быть обеспечена правоохранительными органами, также необходимо ужесточение наказания для коррупционеров. А регулирование государственного заказа должно быть ориентировано на обеспечение качества.

Что касается конкретно данной ситуации - это один из так называемых "популистских случаев". Большую часть граждан, как правило, задевает не объем украденных денег, а те дела "Роспила", которые они могут сравнить с окружающей их действительностью. Поэтому, когда идут публикации Генпрокуратуры или СМИ о нарушениях на миллиарды, это воспринимается менее остро, чем когда отдельные чиновники закупают предметы роскоши. Если именно это задевает Вас более всего, я не представляю себе способа переубедить Вас, что это куда менее существенно, чем "неэффективное расходование средств" в рамках национальных проектов или федеральных целевых программ. Могу лишь посоветовать заглянуть в бюджет Российской Федерации и не вестись на вбросы отдельных политиков, которые не пытаются разобраться в ситуации и понять приоритеты, а руководствуются принципом "вызвать эмоции к творящемуся беспределу".

Налоговик

Почему за откаты не сажают? Почему у ФАС так мало полномочий?

Рафик

Верите ли вы что даже подретушировав законы по госзакупкам, УК, ГК на госзакупках перестанут "зарабатывать" на откатах? Каков реальный опыт привлечения к ответственности "заинтересованных" лиц?

Федеральная антимонопольная служба - это не финансовая полиция. Даже существующие сейчас у ФАС полномочия - это, помимо всего прочего, еще и инструмент влияния федеральной исполнительной власти на власть законодательную и судебную, а также на исполнительную власть в субъектах Российской Федерации.

За откаты сажает Генпрокуратура и ДЭБ МВД России, и делают они это регулярно. Другое дело, что, по моим наблюдениям, они не умеют осуществлять "пиар"собственной деятельности, поэтому она малозаметна.

Владимир

Работаю в субподрядной строительной организации на объектах Газпрома.

Конкурсы и тендеры выигрывают только "назначенные" организации. Организации-"прокладки" достигают уровня 4-5. Без отката даже пятым в вертикали не стать. Газпром контролирует Путин, генеральные подрядчики не скрывают близости к руководству страны. Газпромсерт (орган по сертификации)берет по миллиону рублей за каждый "добровольный" сертификат без объяснения стоимости затрат. Без вступления в СРО от Газпрома (СРО ОСГиНК) с самыми большими членскими взносами тоже удачи не видать!

Кто или что сможет разрушить столь мощную коррупционную систему?

Павел

Здравствуйте Иван,

Наша компания не однократно участвовала в тендерах на выполнение работ на проектирование крупномасштабных объектов строительства. Оценка претендентов производилась по ряду критериев, в том числе по цене работ, сроку выполнения работ, качеству и квалификации. Не однократно получалось так, что при оценке нашей заявки наша компания имела лучшие показатели по цене и срокам выполнения работ, поскольку они являлись объективными, но результаты оценки качественных характеристик и квалификации занижались до такой степени, что не позволяли нашей компании выиграть тендер. Были случаи когда выигрывала компания, зарегистрованная совсем недавно, которая не могла иметь нормальной практики по реализации подобных проектов. А наша компания, имеющая 20 летний опыт и собственное НИИ традиционно занимала 2-е место.

Мы не раз продумывали каким образом можно будет обжаловать действия оценочной комиссии, но получалось так, что реализовать наше право на защиту практически не возможно: Антимонопольные органы не рассматривают жалобы по занижению качественных характеристик оценки заявок, а обращение в суд дело очень долговренное и к моменту вынесения решения скорее всего работы указанные в тендере будут выполнены. К тому же органы, которые проводят тендеры не раз нам намекали на то, что не стоит обращаться в суд иначе они всячески будут вставлять нам "палки в колеса" при согласовании существующих проектов.

Каким образом Вы видите решение данной проблемы?Будет ли новый проект Закона предусматривать возможность защиты нарушенных прав в более оперативном порядке в подобных случаях?

Если говорить о контроле расходования средств, то надо понимать, что мы находимся в ситуации, когда очень важно четко отделить это понятие от конкуренции и рынка.

Контроль расходов - это, в первую очередь, раскрытие фактов расходования средств, иначе говоря, раскрытие информации о контрактах, заключенных данной организацией, информации об исполнителях контрактов, о подразделениях, осуществляющих заказ, деталях предметов контрактов и так далее. В совокупности это позволит обеспечить гражданский контроль за расходованием средств госкорпораций со стороны журналистов и активных граждан. В то же время участие бизнеса в конкурентных процедурах - это совсем другая история, и здесь в гораздо большей степени важно не раскрытие информации о фактах расходов, а недискриминационный доступ поставщиков к участию в торгах. По этим направлениям регулирования закупок госкорпораций предстоит огромный объем работы.

Павел

День добрый,

сколько я встречался с практикой ГосЗакупок - всегда упирался в продажность системы:

2) В законе четко не описаны продуктовые группы по которым проводиться та или иная процедура закупки (исключая интеллектуальную собственность), это явно приводит к коррупционным схемам: организуют Аукцион, а не Конкурс; пишут условия под конкретного предпринимателя (с родственным уклоном или щедрой душой); блокируют по максимуму доступ прочих участников (в том числе официально меняя условия, перенося сроки и т.д. все в соответствии с законом...). А в результате если кто-то реально проскочит барьер, либо его вынуждают договариваться на условиях дележа, либо идет снижение цен до "говна" (качество в ноль, но откаты учтены, так, как нормальный предприниматель ни чего не сделает). Не проще ли ввести жесткие регламенты закупки продовольствия, компьютерной техники и пр. товарных групп которые закупаются массово, а свободным оставить лишь то, что всеми не закупается так массово, а идет индивидуально в данном случае.

3) Самый главный вопрос: есть ли система текущего контроля у гос.органов (прокуратура к примеру, выборочно проверяет чистоту того или иного закупа и т.д.). Вопрос актуален, т.к. являлся свидетелем, когда условия переписывались буквально на коленке, чтоб всем досталось по кусочку "пирога" (и чиновникам в частности то-же), или впринципе признавался победителем товар, не соответствующий ранее объявленным требованиям, при этом текущая система жалоб участников явно храмает и не может быть основной (по срокам в самом законе, участник должен за 2 суток разобраться во всем и грамотно направить претензию, именно 2 суток, т.к. все у нас расчитано, под выходные, праздничные дни и самое главное тянут по максимальным срокам с объявлением результатов).

Филумена

Здравствуйте!

1. Какой смысл фирме оказывать качественные услуги, поставлять качественный товар, если при электронном аукционе единственный критерий - цена, а процедура занесения фирмы в черный список поставщиков чрезвычайно сложна. Принуждение фирмы-поставщика к выполнению контракта занимает массу рабочего времени с одной стороны, с другой - приводит к вынужденным простоям оборудования. Даже если известно, что работа с фирмой Х принесет только проблемы (ремонт будет выполнен некачественно, расходные материалы приведут к поломке технике и т.п.) организация все равно вынуждена заключать с ней контракт, потому что цены у такой фирмы, естественно, ниже.

2. Не проще ли контролировать несоответствие образа жизни (дорогие часы, яхты, коттеджи и т.п.) зарплате, чем заставлять честных людей мучиться с составлением предельно формализованных технических заданий, чтобы фирма-поставщик не всучила неподходящее оборудование? Способы контроля давно известны и применяются во многих странах.

2. Формализованные технические задания - это часть так называемой "федеральной контрактной системы", разрабатываемой и продвигаемой Минэкономразвития. Это, в общем и целом, весьма разумный подход, ограниченный лишь тем, что, в отличие от существующего акцента на "экономии", этот подход требует гораздо больших усилий по его разъяснению и последующему обучению государственных заказчиков. Тем не менее, я не сомневаюсь, что мы еще обязательно придем к формализованному описанию технических требований при размещении заказа и к детализации спецификации продукции при раскрытии информации о государственных контрактах.

Кирилл

Здравствуйте!

1) Как вы прокомментируете возможность "утечек" информации, когда опубликовывается процедура по, скажем, установке охранной сигнализации или транспортировке чего-либо ценного? В техзаданиях много той информации, которую не хотелось выдавать на всеобщее обозрение. Получается, что преступные группы могут с помощью сайта узнавать, что, где и когда всё происходит.

2) Когда наконец ЦЕНА перестанет быть подавляющим фактором при выборе победителя конкурса, аукциона? И когда расширят возможность закупать что-то без пресловутых "ЭКВИВАЛЕНТОВ"?

3) Вы лично солидарны с Навальным, который на страницах своего блога утверждает, что 94-ФЗ - хороший закон?

1. Это то, что можно назвать "оборотной стороной публичности" государственного заказа. Действительно, когда принимался 94-ФЗ, депутаты прописали туда обязательную бесплатную доступность конкурсной и аукционной документации, в результате технически это было воплощено в том, что стали доступны все документы о закупках. Благодаря этому можно смело утверждать, что в плане размещения государственного заказа мы действительно одна из наиболее прозрачных стран (это не шутка), со всеми плюсами и минусами. В частности, информация об установке охранных сигнализаций, о топологии внутренних сетей заказчика, о транспортировке ценных грузов и многом другом доступна неограниченному числу лиц.

Во многих странах мира эту проблему понимают и решают путем предоставления ограниченного, но недискриминационного доступа поставщиков к документам. В частности, в Шотландии и Сингапуре все документы доступны без взимания платы, просто поставщик должен пройти предварительную регистрацию, а когда он получает документы, это фиксируется в специальном журнале. Также некоторые документы могут быть отмечены грифом "Конфиденциально". В результате в случае утечки конфиденциальной информации круг лиц, имевших доступ к документу, довольно узок. Однако в России ведение реестра поставщиков и их авторизация на сайте закупок не предусмотрены, отсюда и риски распространения информации.

Петр

Доброе утро!

Раз уж в введении к интервью говорится о потенциальных случаях коррупции, позвольте задать пару отвлеченных вопросов про коррупцию.

1. Имеет коррупция влияние на инфляцию и какую?

2. Расскажите, пожалуйста, об истории ратификации Конвенции ООН против коррупции. Правда ли что пока ст. 20 не ратифицирована? Почему? (Статья 20

Незаконное обогащение: При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается

умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.)

http://www.unodc.org/pdf/corruption/publications_unodc_convention-r.pdf

3. Как вы оцениваете новое законодательство против взяток (введение 100-кратных штрафов)? Будет ли совмещено и наказание штрафами и сроком? Действует сейчас мера конфискации имущества?

4. Какие еще меры по борьбе с коррупцией, на Ваш взгляд, стоит ввести?

1. Коррупцию можно отнести к "теневой экономике", тогда нужно оценивать всю теневую экономику. Я не возьмусь давать такие оценки, ибо даже не представляю себе инструменты, которыми можно было бы ее замерить с разумной точностью. Полагаю, что влияет, но доказать и обосновать это я не могу. Однако я вполне готов допустить, что она не увеличивает, а уменьшает инфляцию, если коррупционеры выводят средства из России за рубеж, а не тратят их внутри страны.

2. Я считаю, что ратификация 20 статьи конвенции ООН давно назрела, но этот вопрос, увы, не ко мне, а к лицам, ответственным за ее ратификацию.

3. На мой взгляд, одним увеличением штрафов проблему не решить, очень важно понять, кто именно ответственен за нарушения. К примеру, в случаях размещения государственного заказа и штрафов за нарушение процедур ответственны лица, разместившие госзаказ, в то время как в большинстве случаев можно говорить, что вина за подобные нарушения лежит не на них, а на их руководстве, утвердившем конкурсную и аукционную документацию с данными сроками и условиями.

4. В первую очередь, борьба с коррупцией - это вопрос правоприменения и активизации правоохранительных органов.

Jovan

Приходилось работать в области госзакупок, просматривая тендеры то и дело натыкаешься на лоты с очень необходимыми слугам народа для работы автомобилями класса люкс или на контракты с нереально низкими сроками исполнения. В чем смысл модели госзакупок, необходимой для борьбы с коррупцией, если законами пренебрегают?

Илья

Скажите, Иван, нормально ли, что министр Дагестана, республики на 80% дотационной, размещает тендер о покупке автомобиля за 8,5 млн рублей? Насколько это законно?

Что касается закупок предметов роскоши, то я упоминал ранее, что такие прецеденты есть, однако их доля в общем объеме государственных средств по государственным контрактам очень мала. Если они являются коррупционными, то могу лишь сказать, что коррупционеры какие-то непрофессиональные или бедные, иначе бы они потратили в разы больше денег на "своих поставщиков" и на разницу в фактических расходах и выделенных средствах купили бы себе те предметы роскоши, которые захотели бы. Главная проблема с такими закупками в том, что, при всей их немногочисленности и небольшом объеме средств, ими очень удобно подогревать градус любой дискуссии, посвященной государственным расходам, и в том, что закупка предметов класса люкс за миллионы рублей куда понятнее для простых россиян, чем "неэффективное расходование средств" на миллиарды рублей. Этим вполне успешно пользуются некоторые публичные политики для подогрева собственной популярности. Лично я считаю, что закупка предметов роскоши - это, безусловно, проблема, но переоценивать ее не стоит, равно как и не стоит возвеличивать тех, кто строит на подобных случаях свой личный политический капитал.

Марина Александровна

Здравствуйте, Иван!

В 2009 году была создана Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"). С 2010 года данная компания активно осуществляет госзакупки в области дорожного строительства однако закону ФЗ-94 не подчиняется. На основе какого закона в принципе работает ГК "Автодор" не понятно, в то время как конкурсы и аукционы проводит на огромные суммы(свыше млрд.рублей). Все бы ничего только условия, которые ставит компания в торгах нереальны и выигрывают их всегда одни и те же организации, а 90% компаний желающих принять участия в торгах просто не допускают. Вопрос:

1. Почему данная государственная компания не подчиняется закону ФЗ-94, в связи с чем даже действия ФАС бессильны против нее?

Я с трудом представляю себе, откуда у Вас информация о том, что Росавтодор не подпадает под 94-ФЗ. Насколько я знаю, в 2010 году структуры Росавтодора размещали многочисленные заказы на строительство дорог, и их контракты присутствуют в федеральном реестре контрактов. Также Вы можете просмотреть в проекте "РосГосЗатраты", например, контракты одной из подобных структур.

Георгий

Я руководитель строительной фирмы,в настоящий момент осуществляющей муниципальный заказ по ремонту школы,выигранный нами через аукцион.Почему в контракте,по которому мы работаем,прямо прописано обязательство подрядчика выполнять за свой счет часть работ,пропущенных в смете,прошедшей ГОСЭКСПЕРТИЗУ? Душат за каждую государственную копейку, а параллельно через те же аукционы закупают для чиновников дорогие иномарки и прочие материальные блага за бюджетные деньги.Возможно ли положить конец этому бардаку в России?

Георгий, я понимаю Ваши эмоции, равно как и то, что в большинстве случаев специфика госзаказа такова, что ошибки госзаказчика являются рисками исполнителя государственного контракта. Единственный способ решения этой проблемы - возможность решения таких ситуаций в судебном порядке.

Максим

Здравствуйте, Иван.

По опыту закупок материалов и оборудования в крупном НИИ могу сказать, что купить по закону то что нужно гораздо сложнее, чем "потратить неэффективно". Как вы думаете, почему упор делается на создании всяческих барьеров, вместо разумного контроля и жестких мер наказания за нарушения? Почему закононаписатели отталкиваются от призумции виновности?

94-ФЗ изначально создавался с акцентом на то, что "госзаказчик всегда неправ", и с акцентом на весьма широкие возможности ФАС России. Я ранее упоминал о том, что дух закона как раз и заключается в построении вертикали власти, и его исполнение, по факту, соответствует этому духу. Но все это действительно достигается ценой отказа от качества как основного критерия, а также ценой акцента на цене как основном способе оценки предложения исполнителя. Я могу лишь предположить лучший сценарий, заключающийся в том, что законодатели не понимают, как обеспечить контроль качества исполнения государственных контрактов, и не могут сформулировать критерии данного контроля, поэтому и действуют, исходя из принципа "безобразно, но единообразно". Худший сценарий я даже не хочу предполагать.

Евгений F.

Здравствуйте.

Благодаря "РосПил"у, выявленно махинаций на 291"000"000+ рублей. Из этого следует 2 вопроса:

1) Кто, какой государственный орган должен следить за гос.закупками? Почему сейчас этого не происходит? Когда заработает такой орган?

2) Вы поддерживаете А.Навального и его проект "Роспил"? Почему?

1. Относительно махинаций, выявленных в проекте "Роспил", вопрос можно поставить и по-другому. Благодаря тому, что конкурсы были отменены, потенциальные коррупционеры (если там была коррупция) ушли от наказания, поскольку состав преступления был бы только при условии заключения контрактов. Да, есть еще и такое понятие, как "профилактика преступлений", но почитайте материалы проверок Счетной палаты и публикации Генпрокуратуры по теме контроля государственного заказа, и Вы сами поймете, что это капля в море.

Это же и ответ на Ваш вопрос. Контролем коррупции в общем случае занимаются Счетная палата, Генеральная прокуратура и ДЭБ МВД России. Ключевой орган здесь - Генеральная прокуратура, поскольку именно туда поступают результаты проверок Счетной палаты в случаях выявления коррупции.

На то, чтобы стать государственным органом, который бы осуществлял планирование закупочных процедур, претендует Минэкономразвития России в рамках Федеральной контрактной системы, и Минэкономразвития имеет некоторые шансы им стать.

2. Я не поддерживаю проект "Роспил" и не солидарен с Алексеем Навальным, поскольку не считаю проект "Роспил" сколько бы то ни было серьезным. А выбранный Алексеем тенденциозный формат подачи материалов явно ориентирован на людей, склонных к эмоциональным, а не профессиональным оценкам проблем. Я не сомневаюсь в том, что у проекта "Роспил" есть и будет своя аудитория среди протестно настроенной части граждан, однако лично я вижу в этом ресурсе политический проект Алексея по давлению на вполне определенную партию. И это само по себе достаточная причина относить данный проект к политическому пиару, а не к общественно значимой деятельности.

Евгений

Почему поиском махинаций и злоупотреблений на госзакупках занимается навальный, а не прокуратура и тд и тп?

Я сформулирую Ваш вопрос по-другому и адресую его Вам же: почему на теме махинаций и злоупотребления в области госзакупок "пиарится" Навальный, а не Генпрокуратура? К примеру, результаты деятельности Генпрокуратуры Вы можете прочитать .

Или другой вопрос: почему на теме махаинаций не "пиарятся" журналисты, пишущие о коррупции в госзаказе не первый год, почему не "пиарятся" создатели ЖЖ-сообщества zakupki_news , почему не "пиарюсь" лично я, несмотря на историю с "латиницей в госзакупках" на 3,2 миллиарда рублей, которая произошла два года назад (о ней можно прочитать ). Ах нет, я сейчас отвечаю на вопросы конференции "Ленты.Ру" и ссылаюсь на такие истории, а значит, "пиарюсь", то есть я ничем не лучше Навального.

Примите лишь один предельно простой факт - все, кто пишет на тему государственных закупок, преследуют свои личные цели. Алексей Навальный – "клевать" нелюбимую им партию, журналисты - повысить читаемость и популярность их изданий, а я лично - продвижение идеи "открытых данных", которую упоминаю при каждом удобном случае и которая, как я считаю, является одним из ключевых способов построения того, что называется гражданским обществом и гражданским контролем за государственными расходами.

Денис

Добрый день Иван,

Риск коррупционных схем, на мой взгяд, будет всегда.Во все времена алчность останавливали либо мера пресечния, либо риск обнаружения хищения.

Вопрос: почему так слабо совершенствуется система проверки гос закупок? На мой взгляд, суммы потерь, которые несет государство, несоизмеримы с содержанием целого штата экспертов, которые могли бы отслеживать и пресекать хищения. Наверняка такие структуры есть, но судя по размерам хищений, которые периодически всплывают в прессе, она работает не в полную силу.

В основном по той причине, что текущее направление развития законодательства по государственным закупкам было, в первую очередь, нацелено на вопросы "экономии", также законодатели сильно пережали ответственность на этапе процедур. Контроль результатов крайне важен, однако до сих пор именно в этом российские законодатели усилий не прикладывали. Лично я считаю, что именно контроль результатов может и должен быть объектом гражданского контроля. И основой контроля является доступность информации о результатах контрактов в машиночитаемой форме, включающей детальное описание предметов государственных контрактов, мест проведения работ, оказания услуг, поставки товаров, расширенную информацию о поставщике, информацию о стране происхождения товара и его производителе.

Еще один из ключевых компонентов контроля результатов - это раскрытие информации о субконтрактах для всех государственных контрактов начиная с определенных сумм. Поскольку именно через субконтракты производится перечисление откатов "фирмам-помойкам", раскрытие подобной информации актуально и необходимо.

Даниил

Добрый день, Иван! Насколько действенным в поиске потенциальных коррупционных схем, в дополнение к другим мерам, может быть гражданский контроль?

Влад

Уважаемый Иван,

Вам не кажется, что идея наделения официальных и формальных полномочий - общественному надзору, на подобии, который создал Алексей Навальный, трансформируется в более прозрачную деятельность закупочной системы РФ?

Согласно текущему законодательству, возможна ли сегодня гражданская инспекция, а именно проверка финансовой деятельности местных и районных управлений и муниципалитетов.

Иван

Единственное положительное в ФЗ-94 в том, что все предметы закупки и цены на них в обязательном порядке публикуются. Все остальные требования этого закона приносят только один сплошной вред и государству и предприятиям. Мне кажется, достаточно оставить только требование обязательной публикации трат и больше ничего не нужно делать. Навальный и другие во всем разберутся. :) Что вы скажете на это? :)

Я считаю, что гражданский контроль, безусловно, необходим. В некоторой степени он уже существует - благодаря активности СМИ, которых также можно включить в цепочку гражданского контроля. Что касается проекта "Роспил" Алексея Навального, то лично я не скрываю своего скептического отношения к деятельности Алексея, и я еще более скептичен по отношению к формату инициированного им проекта. При всей необходимости гражданского контроля, я считаю, что он не должен скатываться до уровня "бульварной прессы" и "обжелтения" проблемных закупок с целью вызвать эмоции по отношению к "творимому беспределу" у тех граждан, которые не стремятся к критической оценке реальности. Я уверен, что этот проект найдет свою аудиторию, и в не меньшей степени я уверен, что подавляющее число специалистов, сталкивавшихся с принципами работы государственного заказа и бюджетирования в нашей стране, будет относиться к проекту "Роспил" не менее критично, чем я.

Закупщик

94-ФЗ работает уже несколько лет.Очевидно, что в стране накоплен за эти годы серьезный опыт, негативный и позитивный. Воры научились воровать по-новому, честные люди привыкли, извините, к геморрою с этими закупками. Делаются ли (или готовятся) реальные (не косметические) шаги по кардинальному улучшению ситуации с госзакупками?

Андрей

Иван, как Вы считаете, пожелание президента Медведева поменять ФЗ-94 на более эффективный в какие сроки реально может быть реализовано?

Сколько бы ни было авторов закона о госзакупках и сколь бы ни были они честны, даже если предположить кристальную честность и отсутствие коррупционного лобби у законодателей, им всегда будет противостоять огромное число людей с высокой мотивацией и коррупционными интересами. Единственное решение здесь я вижу в создании среды неприятия коррупции, когда общество будет воспринимать коррупционеров как париев. Говорят, что, к примеру, в Сингапуре удалось этого добиться, а также, что в Скандинавских странах коррупция - это редкость. Возможно ли подобное в России? Надеюсь, что да, но универсальных рецептов у меня нет.

Артём

Как Вы считаете - есть ли смысл не спешить с принятием в кулуарах ведомств этого важного закона, а обкатать его несколько месяцев в публичных обсуждениях, как закон о полиции?

Тогда и лазеек для коррупции могло бы стать на порядок меньше.

Я ранее приводил один из примеров того, как принимались изменения в 94-ФЗ и как мало его обсуждали в Государственной Думе и Совете Федерации. Скажу честно, я пока не представляю себе всех последствий публичного обсуждения нового закона о госзакупках. Вполне возможно, что те, у кого в госзакупках есть собственный коррупционный интерес, смогут создать видимость гражданской активности для продвижения собственных поправок. А учитывая то, что тема госзакупок априори весьма сложна, неспециалистам зачастую будет трудно разобраться с тем, к каким серьезным последствиям могут привести те или иные изменения.

Идеальным вариантом, конечно, была бы переделка закона в сторону его большей понятности и обсуждение его уже в такой форме. В любом случае я за обсуждение, а не против него.

Андрей

Здравствуйте?

Скажите пожалуйста, собираются переделывать приказ № 601 об одноименных товарах или нет? Группы на которые деляться товары очень громоздкие.

Увы, я и сам бы хотел знать ответ на этот вопрос. Номенклатура одноименных товаров – это очень больная тема, особенно, учитывая то, сколь долго появлялся этот документ. Я надеюсь, что когда-нибудь "Лента.Ру" пригласит на конференцию тех, кто несет ответственность за регулирование государственных закупок в Минэкономразвития и ФАС России, тогда я и сам с удовольствием задал бы им тот же вопрос, что сейчас Вы задаёте мне.

Пирожок с картошкой

Как осуществляется процесс госзакупок в Европе, США? В чем отличие от российской схемы?

Светлана

Есть ли в других странах практика перечисления обеспечения госконтаркта 30%, зачем введена эта норма, оплата товаров и так производится по факту поставки, а не по предоплате? Нужны ли тогда эквивалентные нормы обеспечения со стороны госзаказчика за просрочку оплаты поставки? Иначе со всех сторон получается, что поставщики финансируют государство.

На этот вопрос невозможно ответить коротко, я постараюсь акцентировать внимание на основных отличиях, но, конечно, далеко не на всех.

Ключевое отличие в том, что российское законодательство о госзаказе едино для всех уровней власти. Для сравнения - в США отдельные штаты обладают очень широкой автономией и федеральное законодательство охватывает только закупки федеральных структур, тогда как закупки штатов регулируются местными законами.

При этом федеральные закупки регулируются чрезвычайно сложными правилами Federal Acquisition Regulation, которые даже в большей степени, чем в России, являются не требованиями, а рекомендациями и отсылками к здравому смыслу. Федеральные правила очень детальны в том, что касается различных льгот для владельцев бизнеса, относящихся к дискриминируемым национальным меньшинствам (афроамериканцам и так далее), ветеранам войны, также есть льготы для компаний, управляемых женщинами. Кроме того, закупки НАСА и Министерства обороны США идут по собственным правилам, дополняющим общие правила FAR.

Кроме того, у отдельных штатов есть свои правила, например, в штате Калифорния закупки управляются через Procurement Division , аналогичные подразделения есть и в других штатах.

Соответственно, на федеральном уровне существует единый реестр поставщиков, однако ничего похожего на российский единый портал закупок там нет по тем причинам, о которых я говорил выше: принцип разделения полномочий более приоритетен, чем удобство доступа поставщиков к информации.

В Европейском союзе ситуация несколько сложнее. Фактически, у каждой из стран Евросоюза существует собственная система размещения государственного заказа с разной степенью публичности и доступности информации. При этом существует активный процесс интеграции этих систем и унификация публикации уведомлений о заказах онлайн на сайте Tenders Electronic Daily , который, впрочем, содержит лишь очень короткое описание процедуры заказа и контакты для получения большей информации на сайте национальных агентств государственного заказа.

Сравнивать закупки в России, Европе и США будет некорректно не только с точки зрения разных принципов работы государственного аппарата, но и с точки зрения зрелости рынка и организации бюджетного процесса. Любой же прямой перенос американского или европейского опыта на российские реалии, к сожалению, весьма ограничен, если вообще возможен.

Сердар

Есть правила закупок товаров и услуг для гос сектора Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и так далее. Таких очевидных проблем с коррупцией вроде там нет. Может действительно перейти на правила закупок ЕБРР например.

Сергей

Здравствуйте.

По роду своей деятельности связан с предоставлением услуг для государственных организаций в сфере ИТ.

Скажите, при разработке при разработке 94-ФЗ использовался ли опыт зарубежных стран? Ведь действительно не предъявляется никаких требований ни к качеству как предмета поставок, так и к поставщику. Если брать ту же самую сферу ИТ, то в США в 1989 году была разработана модель позволяющая уйти от цены как единственного критерия.

Количественно и ЕБРР, и Мировой банк проводят в тысячи раз меньше процедур закупок, чем это происходит в России. Обе эти организации не обладают столь сложной структурой управления, как в российском государстве, и столь сложной системой утверждения и исполнения государственных бюджетов. Поэтому, на мой взгляд, опыт этих организаций необходимо учитывать, исходя из его применимости лишь к части закупок и проектов.

Что касается критериев, то, насколько мне известно, только в России основным критерием является цена.

Автандил Калашников

Иван, добрый день!

Спасибо, что ведете блог - являюсь вашим давним читателем. Вопрос созрел, когда я ознакомился с записью "Что я читаю" - http://ivbeg.livejournal.com/363021.html. Меня удивило, что в вашем списке отсуствует ИД Коммерсант. Почему?

В основном по той причине, что материалы ИД "Коммерсантъ" я читаю редко. Я вполне допускаю, что это известное и заметное СМИ, однако мне не нравится ни форма подачи материалов, ни имевшийся ранее у их сайта веб-интерфейс. Может быть, обновленный сайт я буду читать чаще. Сейчас присматриваюсь.

Антон

В чем принципы работы Ваших проектов?

Главный принцип моих проектов воплощен всего в двух словах – "открытые данные", а также в главном проекте ОpenGovData.ru . Открытые данные - это наиболее актуальная тема по вовлечению граждан в использование публичной информации, раскрываемой органами власти для общественного блага. В мире к подобным заметным проектам можно отнести Data.gov и Data.gov.uk , а также многочисленные проекты, основанные на публикуемой там информации.

В России мною были созданы такие проекты, как "Официально" (монитор официальных новостей), "РосГосЗатраты" (мониторинг государственных расходов), а также ряд других проектов, но все из них основаны на сборе, обработке и последующем анализе и визуализации данных.

Алексей

Здравствуйте Иван, планируете ли Вы возобновить работу проекта Енот Поискун? Почему на нем нет данных с нового официального сайта госзакупок?

С появлением нового официального сайта этот проект совершенно бессмыслен, и до сих пор он остается доступен только из архивных соображений, поскольку содержит данные уже недоступной первой версии сайта государственных закупок. Однако развиваться этот проект уже не будет.

Это что?!
- Здравствуйте, Семен Макарович
- Я тебя спрашиваю! Что это такое?!
- Никак не могу разглядеть, поднесите поближе, пожалуйста.
- На, смотри!!
- Это Ваш зарплатный листок за апрель, Семен Макарович
- Я и сам знаю что зарплатный листок! Почему денег меньше?! На 20 тысяч, меньше! Отвечай давай
- Семен Макарович, Ваша месячная зарплата подсчитана строго по тарифной секте с коэффициентом поправки на изменения в Вашем корпоративном социальном рейтинге. С марта по апрель он снизился более чем на 15 пунктов, с учётом изменения в рейтинге корректировка выплат за апрель составила…
- Какого х?*;?! Какие 15 пунктов? Я ж лучший работник года…
- Очень прошу соблюдать вежливость, я должна предупредить Вас что этот разговор записывается. Корпоративный социальный рейтинг каждого сотрудника нашей компании обновляется ежемесячно. Учитываются эффективность работы, накопленный социальный капитал, поступки, противоправные деяния и, обязательно, оценка коллег по коллективу.
- 15 баллов то как сняли?!
- Одну секунду, сейчас посмотрю. За этот месяц Вам было начислено 7 баллов за хорошую работу, 10 баллов было начисленно как годовой ежемесячный бонус за тушение пожара в январе этого года. Вы поступили как герой и компания это отметила. Минус 20 баллов было снято за антисоциальные поступки, а минус 12 баллов снято по результатом коллективной оценки. Итого минус 15 баллов.
- Ну и кто меня оценил на минус 12 баллов? Они там все совсем офанарели?
- Извините, Семен Макарович, не могу предоставить этой информации. Это персональные данные каждого сотрудника
- Чё ты заладила! То поступки, то $&^ оценки коллективные! Человечнее надо с людьми, а не как ты тут нас за б$&^о держишь!
- Почеловечнее значит? Ну будет тебе почеловечнее. Ну вот потушил станок в январе – ну молодец, а чё зазвездил то?! А?! Со стажёрами сквозь зубы разговариваешь, студентку на$&% послал? Чё думал никто не заметит? Вот тебе коллектив и влепил обратку.
- Да.. Чё за?
- А то! Чё думал раз я тут одна на две сотни лбов так ничего не знаю? Да у меня тут 4 заявы на тебя за приставания к официанткам и все за 1 месяц!
- Да гонево! Не было такого!
- Не веришь? Ну смотри! Вишь на экране, да тебя 3 свидетеля опознали, хорош отнекиваться.
- Да не помню я… Пьяный был, ну с кем не бывает, ну чё такого
- А такого! Ты что думал датчики висят только дым улавливать? Да на каждой стене стенд висит. “Не пить!”, а от тебя алкогольный след по пяти комнатам.
- Ну ладно, ладно. Понял я, неправ был.
- Вот и понял наконец. И не надо мне тут ляля про “почеловечнее”. Если бы я к другим “почеловечнее” была – выгнали бы тебя взашей. А ты человек компании нужный, но запутавшийся. Так что давай, иди работай над собой.
- Ну я пошёл тогда?
- Всегда обращайтесь Семен Макарович. И не забудьте, оставить Вашу индивидуальную социальную оценку нашей встречи. Всегда Ваша, виртуальный директор по кадрам Алиса Патрикеевна.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows