Какой лайтрум употребляет меньше оперативной памяти. Оптимизация работы в Lightroom: железо и софт (ч.1). Lightroom не показывает превью или само фото

Какой лайтрум употребляет меньше оперативной памяти. Оптимизация работы в Lightroom: железо и софт (ч.1). Lightroom не показывает превью или само фото

10.04.2019

В продолжение темы ускорения софта, предназначенного для обработки фотографии, хочу поговорить об ускорении RAW-конвертера Adobe Photoshop Lightroom. Ранее я опубликовал заметку об . В случае с ускорением Lightroom ситуация во-многом общая. Текста много, всё под катом.

Работа в Lightroom состоит из следующих фаз:

(1) Импорт фотографий с флешки или HDD-фотобанка на диск компьютера
(2) Отбраковка и разнос по коллекциям фотографий с целью облегчения дальнейшего их поиска
(3) Пост-процессинг снимков с целью улучшения их качества, устранения и компенсации ошибок съёмки
(4) Экспорт снимков в формате TIFF или JPEG, предназначенном для неких нужд (дальнейшего пост-процессинга, публикации, передачи заказчику)

Поэтому, в случае с Lightroom, ускорить можно следующее: импорт фотоснимков, оперирование над ними, экспорт снимков на диск. Причём, ускорить можно как процедуру обработки кадра программой (если у вас медленный ПК, можно поменять часть его комплектующих эффективным образом), так и собственную продуктивность - скажем, если компьютер довольно мощный, можно дать нагрузку так, чтобы работа была выполнена быстрее, ресурсы задействованы более эффективно. Проще говоря, потратить меньше человекочасов на вывод результата.

Фаза (1) - Импорт

Первая половина фазы (1) - копирование данных с внешнего носителя, вторая - создание (если это не отключено) превьюшек стандартного либо полного размера. При копировании критическим местом (для быстрых флешек) является производительность картовода. Например, карта памяти CF Sandisk Extreme Pro может отдавать данные на скорости до 90 мегабайт в секунду, в то время как даже лучший USB-картовод не способен обеспечить скорость копирования свыше примерно 35 мегабайт в секунду, ибо ограничен интерфейсом. Использование более быстрых картоводов с иным интерфейсом может значительно ускорить процесс. Производительность дисковой подсистемы компьютера мало влияет на результат, если копирование идёт с более медленного носителя. Современные жёсткие диски записывают данные на скорости свыше 100 мегабайт в секунду. Однако, если импорт кадров идёт с быстрого внешнего HDD (скажем, eSATA), внутренний диск компьютера может оказаться медленее.

В дальнейшем RAW-исходники будут читаться с того носителя, на который их скопировал Lightroom. Поэтому, я не рекомендую импортировать снимки с внешнего USB-HDD или HDD-фотобанка методом "Add". При дальнейшей работе это может изрядно затормозить процесс. Итак, при первой фазе на производительность импорта влияет, в основном, только скорость картовода. И только затем начинается настоящий workload.

Во второй половине фазы (1) Lightroom производит первичный рендеринг всех скопированных кадров в свою базу данных, чтобы вы могли на основе этих рендеров произвести отбраковку. При этом в базу записывается снимок в разрешение Standard (задаётся в настройках), который может быть 1024/1440/1680/2048 пикселей по длинной стороне кадра. Либо, вы можете сказать Lightroom производить рендеринг превьюшек размера 1:1 (для 16-мегапиксельного снимка это будет 4896x3264 пикселей). Эта процедура столь же ресурсоёмка, как полноценный рендеринг обработанных кадров. Даже очень многоядерные процессоры в этой фазе загружаются работой по полной.

Ускорить время рендера предварительных изображений можно, указав меньший размер превьюшки. Тогда и база меньше места займёт, и скорее процесс закончится, и быстрее к отбраковке перейти можно. Если же перейти к отбраковке до того, как Lightroom создаст миниатюры, процесс будет выглядеть так - "читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем". На фоне происходящего параллельно рендера миниатюр это может отнимать у компьютера все ресурсы. Даже мой 8-ядерный десктоп такая задача ставит почти на колени.

Но, есть у миниатюр-превьюшек свой недостаток. Если вы производите отбраковку не только по миниатюрам, но ещё и зумите в процессе отбраковки картинку, для сравнения мелких деталей, Lightroom зашьёт ваш ПК, потому что процесс будет выглядеть так: "читаем превью с диска -> показываем -> [зум] -> читаем RAW с диска -> рендерим -> показываем -> сохраняем превью 1:1 в базу". Во избежание таких временных потерь есть смысл дать Lightroom задание сразу делать превьюшки 1:1 - навигация по превьюшкам в каталоге останется столь же быстрой, места на диске уйдёт немного, но зум при отбраковке станет почти "бесплатным".

Поскольку вторая процедура весьма ресурсоёмка, и фактически идентична полноценному рендеру, ускорить её можно путём замены процессора, добавлением оперативной памяти, заменой жёсткого диска на более производительный, на RAID-массив или SSD.

Если же у вас уже очень мощный компьютер (типа Mac Pro с двумя процессорами, или даже десктоп на последних многоядерных Core i7), много памяти, быстрые диски и т.д., можно ускорить весь процесс импорта, распараллелив операции. Скажем, вы вставляете флешку с фотографиями за два дня. Запускаете импорт и говорите Lightroom перенести в базу на диске только фото за первый день. Когда Lightroom приступает к рендеру превьюшек, вновь запускаете диалоговое окно Import и даёте ему задание начать перенос снимков второго дня. Получается ускорение из-за того, что в один и тот же момент Lightroom производит рендер превьюшек (загружены: процессор, оперативная память, диск на чтение), и копирование новых RAW (загружен интерфейс USB, диск на запись).

Кстати, в целом на современном компьютере это и есть способ эффективного улучшения нагрузки на компьютер - давать Lightroom сразу две или более задачи.

Вывод по фазе (1): ускорить Ligtroom в фазе импорта можно а) покупкой быстрого картовода б) распараллеливанием процесса импорта.

Фаза (2) - отбраковка, работа с каталогом

Софтверную фазу (2) я обсуждать буду не во всех аспектах, в рамках этой статьи. У меня речь идёт больше об аппаратной начинке компьютера и её сбалансированности, нежели о софт-приёмах. Рекомендую почитать об ускорении Lightroom в этом ключе у юзера necronom . Я имею ввиду тегирование, быстрый поиск, оптимизацию базы данных Lightroom. Об этом у necronom написано достаточно. Мы же поговорим вновь об аппаратных ресурсах.

Первостепенно нужно помнить , что при первой установке Lightroom предлагает сохранять свою базу изменений снимков в папке User/My Pictures. От этого категорически нужно отказаться - выброс неимоверной кучи файлов и подпапок в папку My Pictures это самый действенный вариант замедлить компьютер, его загрузку, старт Windows. Подчеркну, страдает даже не Lightroom, а именно весь компьютер - это папка попадает под антивирусные проверки, её контент индексирует и пытается забивать в кэш система поиска Windows Vista и Windows 7. Наконец, её индексируют всякие iTunes в поисках снимков для переноса на iPhone/iPad.

Теперь переходим к самой отбраковке. В ходе этого процесса вы выбираете снимки, листаете их, сравниваете. Всё это время Lightroom качает в память и выгружает из неё большое количество превьюшек. Скажем, я обычно отбраковывая снимки так - иду курсорными кнопками по отснятому, на понравившемся нажимаю английскую B. Снимок попадает в Quick Collection. Далее всем снимкам Quick Collection я присваиваю одну звезду. Снимки без "звездного статуса" идут все вместе в полное удаление с диска. Соответственно, для меня критично, чтобы снимки листались быстро.

Как выяснилось, здесь огромную роль играет... нет, не производительность процессора, даже не количество памяти. Скорость дисковой подсистемы (!) - вот фактор, тормозящий сортировку и отбраковку. Ускорить Lightroom здесь можно путём замены диска на более производительный.

Но (!) на скорость здесь влияет не столько линейное чтение, сколько время доступа. Скажем, если взять RAID0-массив и SSD-диск с одинаковой скоростью чтения в 200 мегабайт в секунду, на SSD с его крошечным временем доступа Lightroom будет летать, а на RAID0 с его задержками, тормозить сильнее, чем на одиночном жёстком диске. Простой пример - у меня БД Lightroom в настоящий момент занимает 98,8 гигабайт. В папке, куда складываются превьюшки, XMP-файлы и другая служебная информация (не RAW) находится 107055 файлов в 90781 каталоге. Когда всё это лежало на RAID-массиве, на тупой подсчёт места, занимаемого всей этой папкой на диске, уходило порядка 10 (!) минут. На SSD эта процедура занимает, дай бог, секунд пятнадцать.

Объясняется все просто - RAID имеет огромную пропускную способность но дикое время доступа. В папке сотни тысяч файлов. Просто пошариться между ними, найти нужный, занимает очень много времени у дисковой подсистемы. Если бы речь шла о копировании одного большого файла, или даже копировании сотни RAW-файлов, RAID0 был бы на уровне SSD. Но много мелких файлов, непрерывные оперции ввода-вывода выкашивают систему.

Вывод по фазе (2): быстрый диск (в идеале SSD или RAM-диск) - лучшее место для хранения базы данных Lightroom. Не стоит БД с библиотекой RAW-файлов, то есть местом, где вы храните исходники фотографий. Они вообще должны быть на разных дисках. В идеале.

Фаза (3) - пост-процессинг снимков

В третьей фазе Lightroom используется для изменения параметров снимка, в том числе: баланса белого, яркости, насыщенности, чёрной и белой точек, тонирования, зональной и точечной обработки. Все эти операции производятся не над превьюшкой, а над RAW-файлом. Но модификации, насколько мне удалось выяснить, подвергается не целиковый многомегапиксельный файл (это было бы жутко ресурсоёмко), а своего рода mini-RAW, имеющий разрешение экрана, производная от полного RAW. Это легче всего заметить при полном зуме. Берёте снимок и перетаскиваете. Если бы происходил рендер всего кадра, то появившееся из-за краёв экрана изображение было бы уже зашумодавленнным, со всеми настройками. А оно почти эталонное, и только когда вы отпускаете мышку, происходит рендер и подгрузка.

В процессе полностью задействован центральный процессор, оперативная память. Для подгрузки RAW используется дисковая подсистема (во время самого процесса, до операции Sync или Copy/Paste настроек, минимально, т.к. более одного кадра за раз вы не обрабатываете). Ускорить здесь Lightroom можно неожиданным образом - уменьшив разрешение экрана.

Скажем, при прочих равных, на 30-дюймовом мониторе с разрешением 2560x1680 субъективный пост-процессинг будет занимать больше ресурсов, чем на мониторе с разрешением 1280x800, просто потому, что mini-RAW на экране занимает меньше пикселей экрана. То есть Чтобы лучше понимать - скажем, когда вы сдвигаете полозок баланса белого на одно деление, движок RAW-конвертера полностью с нуля перерендеривает mini-RAW. Он заново, с нуля, производит коррекцию яркости, контраста, шумодава, виньетирование и все остальные настройки.

Анализируя ускорение Lightroom, я специально наблюдал за загрузкой ядер процессора и загрузкой оперативной памяти в процессе работы в интерфейсе. Так на 4-ядерном процессоре простой сдвиг полозка баланса белого на одно деление рывком подбрасывал загрузку всех четырёх ядер до 70%, с почти нуля. На двухпроцессорной восьмиядерной системе скроллинг по стопроцентному зуму и кроп с поворотом приводил к подскоку загрузки одного из восьми ядер до 100%, остальных семи примерно до 15-20%, с совокупной загрузкой системы до 41 процента. А это немало, согласитесь.

Аналогичным образом системе загружается при всех остальных операциях - при зональной обработке, например если вы давите пыль или дефекты кожи лица инструментом Spot Removal Tool. При кропе, поворотах картинки, шарпенинге, шумодаве и т.д.

Чтобы ускорить эту фазу обработки и сделать работу в интерфейсе более гладкой и плавной, лучше всего поменять процессор на более быстрый. Движок Lightroom отлично умеет использовать все ядра доступных процессоров (хоть два, хоть двенадцать). Если вас сильно напрягает медлительность системы и нет возможности обзавестись более быстрым процессором, есть смысл подумать об отказе от использования второго монитора либо о мониторе с меньшим разрешением. На худой конец (очень не советую) изменить в меньшую сторону разрешение имеющегося экрана.

А что с видеокартами? Да ничего. Ligtroom не использует ресурсы видеокарт так, как многие ожидают. Он не передаёт рендер RAW-файла и масштабирование JPEG процессору видеокарты, он даже не оперирует со слоями так, как это делает Photoshop. Поэтому да, хорошая быстрая видеокарта для LR, особенно в двухмониторной конфигурации, это нужная вещь, но о каком-то преимуществе топовой двухчиповой модели или SLI-спарки над каким-нибудь Radeon 5770 речи не идёт в принципе.

Фаза (4) - экспорт

Фаза 4 наиболее ресурсоёмка. В этот момент Lightroom работает так: сначала читает полноразмерный RAW с диска, затем производит над ним манипуляции в памяти, после этого выводит результирующий снимок в заданном формате для записи на диск. Ещё LR может в процессе масштабировать кадры, добавлять "шарп на размер". То есть у нас начинается всё с интенсивных дисковых операций чтения (RAW-файлы на 16 мегапикселей занимают около 20 мегабайт, около 25 мегабайт для 21 мегапикселя, свыше 50 мегабайт у среднеформатных камер на 30 мегапикселей и т.д.). Затем производятся мощные вычисления в оперативной памяти процессором. Затем опять дисковые операции на запись.

В зависимости от ситуации, баланс может меняться. Скажем, если вы экспортируете в JPEG, снижается объём записываемых на диск данных - файлы на 16 мегапикселей занимают мегабайт по пять-десять. Если же экспорт идёт в TIFF, каждый записанный кадр может занимать уже по 100 мегабайт, в том же разрешении.

Для ускорения Lightroom здесь критично разнести дисковые операции по разным накопителям. У меня библиотека RAW-файлов лежит на одном диске, база данных LR с информацией о внесённых изменениях на другом, рендер результата производится на третий. Таким образом я не заставляю один и тот же диск почти одновременно производить операции чтения и записи.

Что касается загрузки процессора, то на 8-ядерной системе простой экспорт загружает все ядра равномерно до 55%. Это оставляет мне место для запуска одновременно ещё 1-2 потоков экспорта. Скажем, если мне нужно отдать клиенту 900 снимков, три сотни из них я экспортирую первым потоком, ещё три другим, и последние три третьим. Тогда загрузка системы подскакивает до 80% и выше. На LR2 удавалось увидеть ситуацию загрузки системы до 100%. На менее многоядерной системе может происходить загрузка всех ядер до 100% даже на одном потоке экспорта.

Общий вывод по ускорению Lightroom

Внимательные читатели могли заметить, что выше я практически ничего не сказал об оперативной памяти. Скажем так, это ещё один весьма критичный фактор компьютера. На системе с 1-2 гигабайтами памяти (а так многие работают до сих пор) всё может упираться в дисковую подстему на всех фазах, просто потому, что LR не хватит физической оперативки и он будет агрессивно использовать виртуальную память компьютера. Особенно сильно это скажется на фазе отбраковки, очень сильно пострадает время экспорта снимков. Поэтому, я всегда рекомендую компьютеры для обработки фото оснащать 64-битными версиями Windows, Photoshop и LR, устанавливать в них как минимум 6 гигабайт памяти. Только это, без замены процессора и дисковой системы, даст ощутимый прирост как плавности работы в интерфейсе, так и скорости экспорта. А на компьютере с достаточной производительностью процессора и большим количеством памяти серьёзно ускорить процесс отбраковки помогает перенос базы данных LR на SSD-диск с его громадной скоростью чтения и чрезвычайно низким временем доступа.

Именно из всех озвученных выше соображений скажу сразу - нетбук это худшее, на чём можно оперировать LR. Для фотографа лучше подойдёт небольшой ноутбук на недорогом Core i3, если во главе стола стоит компактность техники.

Тормозит обработка? Мы расскажем, как ускорить работу Lightroom без покупки нового компьютера.

С каждым годом RAW-файлы становятся всё больше, а каждая версия Lightroom всё более ресурсоёмкой. Проблему можно решить с помощью грамотной настройки программы.

Используйте оптимальные настройки импорта

После импорта лайтрум делает превью фотографий для быстрого просмотра.

Чтобы ускорить работу и не загружать компьютер, выбирайте значение Minimal. Как правило, половину брака можно отсортировать без необходимости увеличивать изображение. Для остальных фотографий можно выборочно создать превью.

Minimal - это JPG маленького размера, встроенный вашей камерой в RAW-файл. Это самый быстрый способ создать превью. В модуле Library вы как раз видите минимальные превью.

Embedded & Sidecar - эти превью чуть больше, чем минимальные, но также сгенерированы камерой. Требуют чуть больше времени.

Standard - это превью, которое позволяет посмотреть фотографию на весь экран. Его размер задается в настройках каталога (об этом чуть позже). То есть если вы хотите увеличить фото до размера экрана - это ваш выбор.

1:1 - превью всего изображения. Они будут делаться дольше всего, но позволят вам приблизить фотографию и не ждать, пока она подгрузится. Когда вы открываете фотографию в масштабе 100%, Lightroom генерирует превью данного размера.

Увеличьте размер папки с кешем

Кеш - это временные данные, которые программа сохраняет не в оперативную память, а на жесткий диск. Соответственно, чем больше места вы выделите, тем проще работать программе.

Для этого зайдите в меню Edit - Preferences (Win) или Lightroom - Preferences (Mac) и откройте вкладку File Handling.

Здесь вы можете установить размер папки кеша. Если жесткий диск позволяет - ставьте сразу 20 Gb. Этого должно хватить для всех ваших нужд.

В этом же разделе настроек можно очистить кеш, нажав Purge Cache.

Проверьте размещение папки кеша

В этой же вкладке вы можете выбрать папку для кеша.

Основной жесткий диск, на котором установлена операционная система, находится в постоянной работе, записывает файлы, обновляет данные - короче, он и так нагружен работой.

Если у вас несколько жестких дисков, то лучше разместить папку кеша Lightroom на диск, на котором нет файлов операционной системы. Это ускорит работу, потому что жесткий диск не будет занят другой работой.

Кстати, папку с каталогом также лучше держать на отдельном диске.

Не размещайте папку кеша на внешний USB-диск. Во-первых, скорость самих внешних дисков слишком мала. Во-вторых, скорость USB-соединения недостаточна для быстрой записи. Купить второй жесткий диск в компьютер дешевле и проще, чем подключаться по USB.

Подберите размер стандартного превью

Как я писал выше, стандартное превью необходимо, чтобы просмотреть кадр на весь экран. Например, если у вас экран с разрешением 1920 x 1080, вам нужно будет выбрать ближайший размер, то есть 2048 пикселей.

Зайдите в меню Edit - Catalog Settings (Win) или Lightroom - Catalog Settings и выберите вкладку File Handling. Установите необходимый размер превью.

Preview Quality - это качество превью, его можно смело ставить на Medium (среднее).

И заодно можете указать максимальный срок хранения превью 1:1, по истечении которого данные будут удалены. Изначально в программе стоит 30 дней.

Отключите автоматическую запись данных в XMP

При обработке в Lightroom вы не изменяете сам RAW-файл, а лишь применяете различные настройки к нему. Вся информация об этих настройках сохраняется в каталоге «Лайтрум» и отдельно в XMP-файле.

Если вы откроете папку с RAW и XMP в стороннем Lightroom или Camera RAW, вы сразу увидите все изменения фотографии, они автоматически подгрузятся из XMP.

Я всегда сохраняю данные в XMP, чтобы, если даже потеряется файл с каталогом лайтрума, все данные по обработке сохранялись вместе с RAW-файлами. Тем более, что один XMP-файл вести около 7 Кб.

Минус сохранения XMP - при каждом изменении фотографии происходит автоматическая запись информации в файл, что замедляет работу диска. Особенно если вы изменяете сразу 20–30 фотографий.

Для отключения автоматической записи зайдите в меню Edit - Catalog Settings (Win) или Lightroom - Catalog Settings и выберите вкладку Metadata. Уберите галочку с пункта Automatically write changes into XMP.
Я рекомендую сохранять данные в XMP вручную после обработки фотосессии. Для этого в разделе Library выберите нужные файлы, зайдите в меню Metadata и выберите Safe Metadata to Files.

Оптимизируйте каталог Lightroom

Lightroom постоянно записывает изменения в файл каталога (файл с расширением.lrcat). Со временем скорость работы с файлом каталога падает, особенно если его объём превышает 10 000 файлов. Накапливаются лишние данные, связанные с удаленными файлами, и ещё какой-то шлак.

Оптимизация каталога ускоряет работу. Для этого зайдите в меню File - Optimize Catalog (Win и Mac) и запустите оптимизацию. Она может занять несколько минут, зависит от объёма каталога.

Выделите больше свободного места на жестком диске

Кеш Lightroom содержит временные файлы и превью фотографий. Однако у компьютера и операционной системы также есть свой кеш, в Windows он называется файлом подкачки.

Чем больше свободного места на диске, тем больше может использоваться для сохранения временных файлов кеша. Когда свободное место заканчивается, часть данных удаляется и заменяется новыми, но проблема в том, что для работы вам могут быть нужны все файлы, которые физически не помещаются на диск.

Профессионалы советуют выделять 25% ёмкости жесткого диска для файла подкачки операционной системы.

P.S.

Каждый совет по отдельности поможет ускорить работу Lightroom, а все вместе они должны дать заметный прирост скорости.

Помимо этого, конечно, желательно иметь мощный процессор, достаточно большое количество оперативной памяти, SSD-диск хотя бы в качестве основного (для дополнительного это выйдет достаточно дорого).

Вы задумывались, как ускорить работу Lightroom и увеличить производительность? Да, лайтрум – прекрасная программа для профессиональной работы с фото, но иногда она не столь быстра, как хотелось бы. Как оптимизировать Adobe Photoshop Lightroom?
Можно поставить в систему SSD – отличный вариант, да дорогой. Сделаем бесплатно.

Погуглив статьи по этой теме, Вы в основном найдёте советы по поводу a) изменения настроек кэша Adobe Camera RAW и б) отключения автоматического создания.XMP файлов. Лично я это делать не люблю: в случае сбоя с каталогом Lightroom Вы теряете всю работу по обработке RAW-файлов. (Да, эти.XMP файлы можно сохранить на диск вручную из Lightroom, но будете ли Вы об этом помнить?)

Так что предлагаю другой метод. Идея проста: отключить некоторые не нужные Вам в работе модули (плагины) Lightroom, и программа будет запускаться и работать ощутимо быстрее.

Архитектура программы Adobe Photoshop Lightroom такова, что функциональные блоки сохранены в виде отдельных файлов в папке программы. Вы решаете, какие модули отключить:

AdobeHelpClient.lrmodule - справка Lightroom. Редко нужен, имеется только в версии для Mac OS X.
Develop.lrmodule - один из основных модулей. Отключать не следует.
Import.lrmodule - используется для пополнения каталога новыми фотографиями. Отключать не следует.
MultipleMonitor.lrmodule - модуль отвечает за работу многомониторной конфигурации. Если Вы не из тех счастливчиков, которые работают с двумя мониторами, можете отключать.
Print.lrmodule - поддержка печати. Что касается меня, я почти никогда не печатаю фото дома, только в профессиональной лаборатории.
Slideshow.lrmodule - позволяет Вам показывать слайдшоу. Если это нужно только время от времени, можно отключить. * Имейте в виду, что этот модуль каким-то образом нужен для работы в мультимониторной конфигурации.
Web.lrmodule - используется для создания веб-галерей. Можете отключить, если в основном работаете над сортировкой и обработкой фото.
Версия для Windows ещё включает Gallery.lrmodule . Отключать не советую.

Я отключаю AdobeHelpClient, Print и Slideshow.

Так как их отключить? Вот как:

Mac OS X


2. Откройте Finder, перейдите в папку Applications и найдите "Adobe Photoshop Lightroom 2.app". Щёлкните значок правой кнопкой и выберите "Show Package Contents":

3. Откроется новое окно Finder, перейдите к /Contents/PlugIns/ и выделите ненужные файлы модулей. Переместите их куда-нибудь недалеко, например, прямо в родительскую папку Contents:

4. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу.

Windows XP/Vista/7

1. Завершите работу Lightroom, если он у Вас открыт.
2. Откройте проводник и перейдите в папку C:Program FilesAdobeAdobe Photoshop Lightroom 2.6 .
3. Выделите файлы.lrmodule, которые собираетесь отключать:

4. Вырежьте их (Ctrl-X) и вставьте, скажем, в родительскую папку.
5. Готово! Запустите Lightroom, и почувствуйте разницу!

Теперь Вы видите меньше активных модулей в правой верхней части окн
а программы лайтрум. Пакет запускается и работает быстрее, а также использует меньше оперативной памяти.

Наверное каждый из фотографов встречался с проблемой, когда после фотосессии или репортажа у вас получилось много фотографий и необходимо отобрать лучшие. Вы приходите, быстренько просматриваете отснятый материал и оставляете его в покое на несколько дней. Приходит время, когда необходимо выбрать хорошие и отличные фотографии, а плохие - удалить. Обычный просмоторщик не подходит по 2-м причинам: если вы снимаете в RAW формате просмоторщик просто не сможет открыть фотографии, вторая причина - записывать номер каждой фотографии, чтобы потом ее отобрать долго, нудно и неудобно.

В лайтруме процесс отбора фотографий организован очень удобно. Если вы новичок и сталкиваетесь с ним впервые, советую прочитать книжку Лайтрум для фотографов .

Приступим:

Для быстрой и корректной работы лайтрума ему потребуется минимум 1гб оперативной памяти и 20гб (при объемах отбираемых фотографий больше 1000 штук) на жестком диске. Это место (20гб) используется для временного хранения фотографий. Еще желательно, чтобы у вас был "широкий монитор" - это удобно для просмотра фотографий в режиме сравнения. У меня стоит английская версия, так что объяснять буду на ее примере. В лайтруме стоит по умолчанию функция бэкапа (автоматическое копирование и сохранение фотографий с заданной вами периодичностью).

Настраиваем функцию бэкапа или отключаем ее.

Идем Edit - Catalog Settings - General

Нажимаем на кнопочку Show и выбираем папку для бэкапа фотографий, в окне Backup выбираем периодичность - каждый раз после запуска лайтрума, ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Далее в этом же окошке нажимаем вкладку File Handing и настраиваем размер превьюшки. Чтобы сэкономить время загрузки лайтрум в режиме Library показывает не всю фотографию, а ее уменьшенный вариант, который называется превью. В этом окошке выбираем размер превью и качество - низкое, среднее и высокое. Выбранные вами настройки будут напрямую влиять на скорость загрузки фотографий для просмотра. В пункте Discard вы можете указывать, сколько времени необходимо лайтруму хранить созданные превьюшки во временных файлах.

Настраиваем кэш лайтрума

Идем Edit - Preferences - File Handling. Нас интересует Camera Raw Cache Settings - Maximum Size. Я рекомендую поставить 20Гб. Это связано с тем, что лайтрум сохраняет все настройки и манипуляции, которые вы сделали с фотографиями даже после его закрытия. Вы можете закрыть лайтрум и, открыв в любое время, продолжить редактирование или отбор фотографий, удобно, правда? При большом объеме фотографий стандартного размера кэша (жесткого места на диске куда записываются временные файлы) не хватает, по умолчанию он стоит 3Гб и лайтрум начианет тормозить, глючить и вылетать.

Еще один важный момент - кнопкой Purge Cache вы можете в любой момент очистить кэш. Зачем это необходимо? Иногда возникают ситуации, когда лайтрум тормозит или глючит, обычно после очистки кэша все проходит. Это все настройки, необходимые для того, что бы начать отбирать фотографии. С остальными настройками вы можете ознакомиться самостоятельно.

Написать этот текст меня подвигла необходимость обновления компьютерного железа. Она давно назревала, но окончательно приперла меня вчера, во время обработки только что завершенной съемки: 1100 RAW файлов с камеры Nikon D810 (36 Мп, RAW 14 бит). Необходимо было оперативно импортировать, отсмотреть, выставить рейтинги, пред-обработать (кроп, яркость-контраст, градиенты, WB и цвет, шумодав) и экспортировать результат в виде галереи. Задача усложнялась тем, что материал нужно было отдать заказчику к утру. Я засел в 11 вечера и до рассвета впервые не успел за кончить работу. Давайте проведем выбор оптимального "железа" для работы в Adobe Lightroom CC и рассмотрим некоторые рекомендации по ускорению обработочного процесса.

Маленькое отступление: можно долго ругать Adobe за корявые профили, морально устаревший ACR 9.x с его восьмиполосной HSL или отсутствие масок в кривых, но констатирую простой факт: на сегодня лучшего каталогизатора и организатора обработочного процесса чем Лайтрум не существует. Да, работа ведется на основе 9.х ACR. Да, Лайтрум прожорлив до ресурсов и страшно тормозит. Точнее, он их использует очень нерационально, и сложно сказать, чего тут больше - криворукости индусских программистов или того, что Adobe забил на старые проекты при разработке ACR 10 версии. При этом нельзя сказать наверняка, тормозит ли ACR или сам Лайтрум как надстройка над стандартным ACR-движком.

Железо в моем кабинете

Mac Pro (Mid 2010) с установленной OS Sierra (10.12.1)
2 процессора 2.4 GHz Quad-Core Intel Xeon
память 32 GB 1066 MHz DDR3
видео-карта ATI Radeon HD 5770 1024 MB + два монитора 30" и 26"
рабочий диск под систему и каталог LR: Samsung 850 PRO c 512 Гб
диски данных: несколько WD Red 6 Тб SATA

1. Оптимизацию каталога, рестарт компьютера и окропление святой водой мы сейчас не рассматриваем. К слову, скорость работы существенно не зависит от объема каталога (при количестве импортированных файлов менее 50.000).
2. Самый первый шаг - это генерация превьюшек на этапе импорта (или сразу после него) "один к одному" для всей съемки. Делаем.
3. Генерация "умных" превьюшек (Smart Previews) для всей съемки. Делаем.
4. Начиная с Лайтрума СС (2015.6), появилась возможность работать с "умными превьюшкам" на лету, не отключая оригиналы: Preferences/Performance/галочка "Use Smart Previews instead of Originals". Подключаем. В итоге для генерации превью на экране система использует меньший объем данных (сжатый DNG в 10-15% от оригинала), что действительно увеличивает скорость. При экспорте автоматически подключится оригинал.
5. Увеличиваем размер кэша для работы ACR c 1 до 20 Гб: (Preferences/File Handling/Camera RAW Cash Settings).
6. Использование процессора графической карты (галочка Preferences/Performance/Use Graphics Processor) работает не всегда и не всем поможет: даже если ваш акселератор поддерживается Лайтрумом, народ жалуется на то, что система начинает тормозить вместо того, чтобы дать обещанное "десятикратное увеличение производительности". При использовании моего ATI Radeon HD 5770 я заметил следующую вещь: при переходе с файла на файл система тормозит сильнее (что логично, ведь данные из RAW-файлов грузятся в видео-карту), но обработка штучного кадра идет намного быстрее. Вердикт: обязательно отключаю галочку на этапе просмотра материала, но включу при штучной обработке файла с большим количеством градиентов (M), кистей (K) и удалений артефактов (Q).
7. Рекомендацию Adobe "конвертировать RAW-файлы в DNG" я всегда отметаю вот почему: DNG - упрощенный стандарт, отсекающий (помимо всего прочего) от исходных RAW недокументированные поля. Жертвовать данными в угоду совместимости с другим софтом? Отправляем DNG лесом.

Проблематика, которая остается после всех танцев с бубном

1. Система тормозит на просмотре файлов, при переходе от одного 36 Мп файла к другому, что существенно снижает скорость отбора материала.
2. При переходе с одного обработанного файла к другому, система пытается генерировать новую превьюшку, что занимает несколько секунд. Бесит нереально.
3. Обработка существенно тормозит на файлах выше 24 Мп и на файлах более высокой (14) битности. На старых 12 Мп съемках (D700, D3S) и 16 Мп (D4) все работает в 2-3 раза быстрее.
4. Генерация 1:1 превьюшек и "умных" превьюшек помогает вылечить проблему из п.1, но для 1000 кадров процесс генерации занимает несколько часов.
5. Существует мнение, что Лайтрум начинает тормозить на слабых (до 2Гб) видео-картах на конфигурациях с мониторами больших диагоналей. Сравнительные тесты никто не проводил.

Что учитывать при выборе компонентов?

Все-таки, нужно делать апгрейд. После анализа предлагаемого железа, определились следующие рекомендации по позициям:

1. Тактовая частота процессора . Для LR имеет первостепенное значение. Чем выше, тем лучше. Идеал на сегодня - Intel Core i7 (6700K) .

2. Количество процессоров . Одного хватает. Второй в LR на фиг не нужен . Более того, в ряде случаев второй процессор даже снижает производительность. Что точно не нужно брать: серверная архитектура и несколько процессоров XEON Е5 с большим количеством ядер и малой частотой. Лучше всего взять один процессор i7 с максимальной тактовой частотой и опциями разгона / охлаждения.

3. Количество ядер . Несмотря на то, что Adobe рекомендует 4-6 ядер для оптимальной работы, многопоточность в LR реализована слабо (исключение - экспорт обработанных кадров). Лайтрум вообще плохо распараллеливает задачи. При сравнении двух процессоров, например, 4 ядра 6700K против 6 ядер 5820K, лучше брать 4 ядра 6700K.

4. Оперативная память . Использует до 16 Гб оперативки. Если предполагается последующая работа в фотошопе, то имеет смысл поставить 32 Гб. Частота памяти чем выше, тем лучше. ЕСС не требуется. Идеал на сегодня - 32 GB DDR4 2400 MHz.

5. Дисковая подсистема . Adobe рекомендует использовать SSD для системного диска и каталога лайтрума. Сами данные могут жить на другом диске. Я пробовал хранить данные на том же SSD - скорости это не добавило ни на йоту. FW- и USB-диски давали в целом те же значения, что и внутренние SATA. Вывод: SSD под систему и каталог, но данные отдельно . Собственно, Adobe говорит то же самое: при тесте дисковых массивов со скоростью записи 80-1200 мб/сек, скорость работы существенно не менялась. Так что остаемся с данными со стандартных HDD.

6. Видео-карта . Хорошая видео-карта - это хорошо. Не все ускорители поддерживаются системой. Adobe рекомендует для оптимальной работы GeForce GTX 960 4GB и GeForce GTX 970 4GB , но тут же оговаривается, что на сегодня работа с ускорителями находится на зачаточном уровне.

Оптимальная конфигурация на сегодня (ноябрь 2016) выглядит так

Core i7 Skylake-S (4.00 GHz Intel Core i7–6700K)
- 32 GB DDR4 2400 MHz
- NVIDIA GTX 970, 4 GB, 2 DVI, HDMI, DP (1664 ядер CUDA)
- SSD 850/860
- в качестве операционной системы по-прежнему буду использовать Mac OS (т.н. "хакинтош").



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows