Как активировать пробную версию kis. Бесплатное продление лицензии антивируса каспрерского. Поддерживаемые антивирусные продукты

Как активировать пробную версию kis. Бесплатное продление лицензии антивируса каспрерского. Поддерживаемые антивирусные продукты

31.03.2019

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Кафедра: «История»

по дисциплине «История России»

«Социальные проблемы современной России»

Выполнил:

Студент группы СЦ 1-2

Пономарев Иван

Научный руководитель:

Пачкалов Александр Владимирович

Москва 2012

На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество различных проблем, социальные проблемы играют, как мне кажется, ключевую роль для понимания всей тяжести положения нашей страны. Проблемы бедности, алкоголизма, наркомании, мигрантов и это еще не полный список всех социальных проблем современной России

Бедность

Начну я, как и полагается, с самой острой и самой долговечной проблемы России, а именно, с бедности.

Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения.

А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15-20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

В 2008 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Социально-демографические характеристики определяют характер и масштаб расходов россиян, влияют на жизненные шансы в сфере потребления и на рынке труда. К примеру, иждивенческая нагрузка или плохое здоровье резко увеличивают затраты, и влияют на доступность для них эффективной занятости. Так, предпенсионный возраст, проживание в малых городах и селах или наличие в семье инвалида, требующего ухода, заметно снижают шансы на занятие привлекательных социально-профессиональных позиций. Особо значимой социально-демографической характеристикой, оказывающей влияние на уровень жизни населения является состояние здоровья. Но основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв .

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.

Исходя из вышесказанного, можно легко понять, что сегодня наше государство не проводит практически никакой политики для решения проблемы бедности. Мы очень часто слышим, что мы стали жить лучше по сравнению с 90-ыми годами, но это же просто смешно и недопустимо, сравнивать современную Россию с той Россией, которая только начинала свое существование в 90-ые годы, я не считаю развитие России за эти 20 лет достижением, о котором можно было бы так много говорить, достаточно просто задуматься о том, что мы живем в самой большой по площади стране в мире, обладаем одними из самых больших запасов природного сырья и при этом уровень жизни во многих местах нашей страны можно сравнить с Африкой или бедными азиатскими странами.

Коррупция

Как говорил один из великих русских писателей М.Е. Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу - пьют и воруют.»

Воровство- вечная проблема нашей страны.

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина, сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.

Проблема коррупци так же как и проблема бедности в нашей стране решается только во время предвыборных кампаниий или не решается вообще. Масштабы коррупции в России невероятны и, в основном, именно коррупция является главной причиной всех социальных проблем, даже простому человеку понятно, что эту проблему решать невыгодно, так как главная цель сегодняшней власти – это самообогощение, в нашей политике, по-моему, нет по настоящему “идейных” людей, нет патриотов, а у власти находятся “капиталисты” или, что еще хуже бывшие работники КГБ, ведь как показывает печальный опыт, эти люди не должны быть у власти.

Партия власти как социальная проблема

В продолжение предыдущей темы хочу сказать что:отсутствие политической конкуренции, противоречащее самой идее демократии, трактовалось идеологами партии власти как временная мера для быстрого, эффективного решения основных проблем общества “переходного периода”. Казалось бы, даже при сомнительной демократичности такого расклада политической жизни управлять страной в этой системе координат легче, эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской демагогии начать строить дороги, каналы, вкладывать деньги в сельское хозяйство, строительство дешёвого жилья, развитие промышленности, помощь бедным, борьбу с болезнями. И всё это решительно и быстро. Президент ставит задачу, намечает программу, правительство всё рассчитывает, готовит проект закона, Дума его быстро принимает, исполнительная власть берёт на вооружение, деньги потекли, проблемы решаются. И действительно бывало, что этот цикл – особенно перед уходом Думы на летние каникулы – проворачивался за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию льгот пенсионерам, на законодательное воплощение которой потребовалось всего 3–4 мес., если не считать летний каникулярный простой).

Что же при такой монополии на власть, управленческой свободе, обилии нефтяных и газовых денег правящей партии удалось сделать за десять лет в решении главных, острых проблем страны? Результаты, в основном, негативные.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы – “наследие царского режима”, “враждебное окружение”, “навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты коммунистического правления”, “засилье олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. Власть и партия власти в этот период занимались лишь им одним ведомыми социальными проблемами.

Собственно, все властные полномочия – Государственной Думы и Правительства – монополизированы и сконцентрировались в руках одной правящей партии – “Единой России”. Отсутствие их публичного обсуждения (знаменитое “...Дума не место для дискуссий”) явилось главной причиной нерешения основных социальных проблем общества. Однако социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют именно обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.

Всё написанное выше еще раз подтверждает, насколько сильно политика нынешнего государства не соответствует интересам большинства граждан и во многом противоречит Конституции РФ.

Алкоголизация

Алкоголь- наверное, самая страшная проблема современной России.

По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные.

Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Ещё одним фактором роста алкоголизма является, так называемое, спаивание населения. Существует очень много мнений подтверждающих то, что государству выгодно спаивать население, зависимость людей от алкоголя легко становится средством манипуляции и контроля, например: любой алкоголик за бутылку водки пойдет и поставит галочку в нужном месте во время голосования. Потребляя алкоголь, люди деградируют, они перестают быть заинтересованны в политической жизни страны и становятся аполитичными, люди просто глупеют, превращаются в стадо, ведь стадо легче контроллировать чем отдельно взятого образованного человека.

Наркомания

Проблема не менее страшная чем алкоголизация – наркомания.

Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране. Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста.

На всю Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие.

Вот мы снова видим, что важнейшая причина этой социальной проблемы это- коррупция. Если исчезнут все “наркокоррупционеры”, то наркоторговцы и наркомафия останется без необходимого им прикрытия и их будет гораздо проще вычислять и ловить.

Одна из социально-медицинских проблем это- вич и спид.

Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

г. Орел
julianapavlova2012@ mail . ru

Поиск социальной гармонии - вечная проблема. Понять закономерности и тенденции развития современного мира нельзя в отрыве от стремительно нарастающего процесса его глобализации, который носит достаточно противоречивый характер.

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению. Эффективная экономическая модель в каждой стране - своя. Главное «условие» успешности - благосостояние граждан. В случае, если страна действительно развивается в положительном направлении, уровень жизни населения только растет, люди стабильно получают зарплату, могут себе позволить приобрести предметы уже не первой необходимости (это безусловно), а «для души», для самого себя.

Россия - это, в первую очередь, сообщество людей, поэтому главные ее проблемы - социальные. Зачем человеку, удовлетворенному условиями своей жизни, совершать преступления против экологии, других людей и общества в целом?

Самая главная социальная проблема современной России - бедность. Лишь ничтожное количество людей имеют достаточно средств для комфортной жизни, большинство же - просто существуют и даже выживают! Это подтверждено статистикой, согласно которой около 30 % населения России живут в нищете и три четверти - на грани бедности.

Причиной этого однозначно можно назвать безработицу. Несмотря на современный технический прогресс и появление новейших отраслей промышленности, специальностей и профессий, таких как копирайтинг и прочее, - огромная часть трудоспособного населения России остается без работы.

Не менее важная проблема - алкоголизм, причина деградации и вымирания населения. Согласно последним исследованиям, более 80 % населения страны употребляют спиртные напитки, около 75 тысяч смертей ежегодно и каждое пятое преступление - результат алкогольного опьянения.

Потребление наркотиков в России за последние годы возросло в 10 раз! Между тем, наркоман - потенциальный носитель и распространитель ВИЧ-инфекции и туберкулеза. С каждым годом количество смертей в результате этих заболеваний стремительно растет, а их распространение приобретает характер эпидемии .

Одним словом, развитие современной России невозможно без решения социальных проблем. Лишь здоровая и удовлетворенная условиями своей жизни нация может вознести страну на вершину мировой экономики, сделав ее развитым и правовым государством!

Таким образом, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие социальные проблемы, по мнению россиян, являются наиболее существенными. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 31 января - 1 февраля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Больше всего россиян сегодня беспокоит высокий уровень инфляции - его отмечают 28% респондентов, сетующих на наличие острых проблем. На первых строчках в списке проблемных тем также низкие зарплаты (13%), высокие цены на ЖКХ (12%), безработица (11%). Несколько меньше волнует состояние дорог (7%), здравоохранение (5%), коррупция и бюрократия (3%), низкие пенсии (3%), невозможность купить жилье (3%), развитие инфраструктуры (3%) и др. Лишь по 1% опрошенных упоминали о миграционной политике, произволе чиновников, низком уровне образования, работе общественного транспорта, пробках, экологии, мусоре на улицах, ветхом жилье, высоких процентах по кредитам.

В целом о наличии серьезных социальных проблем говорит половина наших сограждан (50%). Однако 26% отмечают, что уже видят шаги по их решению. Прибегать к акциям протеста для преодоления трудностей считают необходимым 24%: в том числе 16% полагают, что они будут полезны в отдельных случаях и только 8% опрошенных заявляют, что острые вопросы в их родном городе/селе не решить без митингов и демонстраций. Протестные настроения чаще наблюдаются у респондентов, выражающих неодобрение деятельностью президента (47%), сторонников КПРФ (34%) и ЛДПР (32%). При этом более трети участников опроса (36%) вовсе не видят особо крупных проблем, требующих немедленного решения (среди опрошенных с высоким достатком - 50%, среди жителей крупных городов - 53%) .

Таким образом, чтобы переломить гибельные для страны тенденции, необходимо незамедлительно и радикально изменить политику государства, повернуть ее к социальной сфере, руководствуясь идеологией социального государства.

Возрождение России - в возрождении традиций. Это значит, что надо возвращаться к своим традициям и с их учетом решать непростые вопросы, которые ставят перед обществом время и обстоятельства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Попов Н .П . Главные социальные проблемы России последнего десятилетия // Мир измерений. Москва - 2010.
  2. Пресс-выпуск № 2776. «Проблемы страны и как их решать» 17.02.2015 [Электронный ресурс] http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115151 (дата обращения 8.05.2015).

Нация и национальность

Следует различать понятия нация и национальность. Национальность отождествляется с этносом, этническим происхождением.

Этнос – совокупность людей, обладающих генетически обусловленными и более или менее выраженными общими типичными внешними признаками, общей культурой, языком, этническим самосознанием, общей территорией, которую данная этническая группа воспринимает как свою страну.

Существуют разные концепции в понимании нации:

Семенов: гражданская концепция нации. Нация – это совокупность проживающих в стране людей.

Тишков: инструментальная концепция. Нация – понятие, которое придумали политики, чтобы решать свои политические проблемы. Нация – средство для политической мобилизации населения.

Нация – это исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и психического склада.

Раньше нация и национальность совпадали, но с развитием экономических отношений, миграцией эти понятия разделились. Главная черта нации – общность экономического уклада.

3 периода в формировании наций.

1. Эпоха становления капитализма. В это время народность превращается в нацию.

2. Распространение капитализма из развитых стран. Это связано с колониальной политикой, когда колонии лишались возможности формировать собственную нацию.

3. Крах колониальной системы. Бывшие колонии получали независимость, это завершило формирование наций.

2 тенденции в развитии наций при капитализме:

· складывание наций, пробуждение национальной жизни

· усиление связей между государствами ломает национальные границы, делает их прозрачными.

Существует такое понятие как глобализация.

В современном обществе существует множество национальных проблем.

Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.

Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.

Часто национализм сочетается с расизмом.

Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.

Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.

Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:

1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.

2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.

Национальные проблемы России возникли в 80-90 годы. Конечно, еще при царизме господствовала политика неравноправия, но проблема не была такой острой.

СССР: добровольное объединение равноправных народов. Но во время правления Сталина происходило упрощение этнической структуры государства путем переселения народов.

Современные проблемы России:

1. нерегулируемая этническая миграция, в основном за счет стран СНГ, Китая, Кореи).

2. проблема коренных малочисленных народностей. Они получили статус автономных округов, их население вымирает от алкоголизма.

Также существуют межэтнические противоречия между национальностями. Также существует этнофобия русских, например, на территории Прибалтики.

Также существенной проблемой является сокращение численности населения, в основном за счет русских.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
    • 1.3 Проблемы здравоохранения
    • 1.4 Проблемы преступности
    • 1.5 Проблемы образования
    • 2.1 Понятие социальной защиты
    • 2.2 Государственная социальная деятельность и организационно-правовые формы социальной защиты
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы -- неравномерного распределения богатства.

Социальные проблемы это вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём их восприятие и представление со временем меняется.

В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социально-экономическая сфера. Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обеспечить население Российской Федерации.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Цель работы - рассмотреть социальную ситуацию и социальные проблемы современной России.

Задачи работы:

Определить понятие социальных проблем;

Охарактеризовать виды и сущность социальных проблем;

Изучить способы защиты населения от социальных проблем;

Рассмотреть вопросы социальной защищенности населения.

1. Социальные проблемы современной России

социальный здравоохранение преступность гражданин

1.1 Социальная ситуация в современной России

Начиная с середины 90-х годов XX в. и по настоящее время Российская Федерация проходит этап социального развития, определяемый как либеральное социальное государство.

Одним из приоритетных и актуальных направлений современной политики государства является "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В соответствии со статьей 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство.

Социальным можно считать то государство, в котором признается и обеспечивается определенными материальными ресурсами право гражданина на достойную жизнь, посредством проведения взвешенной социальной политики. Отсюда вытекает обязанность государства обеспечить и гарантировать наличие этих ресурсов, что ведет к наличию социальных прав человека, позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ (право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов).

Возникает вопрос: почему в настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеет постоянную работу?

Особенностью для России являются завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности уровнем жизни, что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов.

Важным аспектом является то, что общественное сознание современной России не готово принимать либерально-демократические ценности без надежной системы социальных гарантий государства. По нашему мнению, государство в рамках основных приоритетов социальной политики должно: а) добиваться взаимопонимания и взаимодействия между властью и обществом в лице бизнеса, профсоюзов, других общественных организаций и движений по всем основным вопросам общенационального развития; б) содействовать преобразованию существующего рынка в социальное рыночное хозяйство посредством прогрессивного налогообложения и его справедливого перераспределения; в) принимать на себя главную ответственность за развитие всего социального сектора общества, включая образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, природоохранную деятельность, науку, культуру; г) уделять особое внимание дальнейшему совершенствованию правовой базы государства, соблюдению принятых и уже действующих законов, развитию институтов гражданского общества и гражданской инициативы на местном, региональном и федеральном уровнях.

1.2 Понятие социальной проблемы

Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма.

Само понятие "социальная проблема" появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров.

Основные социальные проблемы современного общества можно условно разделить на несколько групп (приложение, рис. 1):

Проблемы здравоохранения;

Проблемы образования;

Проблема высокого уровня преступности.

1.3 Проблемы здравоохранения

Социальные проблемы приобретают более серьезные масштабы. У истоков большинства социальных проблем стоят в основном причины психологического характера. К возникновению таких причин приводят темп жизни, нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения, уменьшением деловой активности, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации. Другим источником психологических проблем для горожанина служит повышенная плотность населения. Пространственные условия труда в силу технологической необходимости или сложившихся традиций могут быть таковы, что концентрируют большое количество лиц в сравнительно узких границах на достаточно длительный промежуток времени. В этих обстоятельствах неизбежно между людьми складываются сложные структуры связей и отношений.

Интенсивность пространственных передвижений и повышенная плотность населения делают более частыми вынужденные контакты между людьми. У жителей больших городов остается довольно мало времени для общения, которое приносит им глубокое удовлетворение от полноты обмена информацией и чувствами.

Социально-психологическое воздействие города носит двоякий характер: с одной стороны, возникает проблема одиночества, недостатка в глубоких межличностных взаимоотношениях, с другой стороны, возникает проблема избытка общения, массовых контактов, вызывающая потребность в уединении прежде всего, это важно для проживающих в общежитиях, а также работников торговли, сферы образования и т.п. Все эти факторы приводят к возникновению у людей социального напряжения. Стремясь уйти от него, человек начинает употреблять алкоголь или наркотики. В настоящее время эти проблемы приобретают все больший масштаб.

Алкоголизм в современной России является важной насущной проблемой Минздравсоцразвития, многих секторов экономики и для практически каждой пятой семьи. Скрытые формы алкоголизма, как наиболее распространенные, часто не признаются проблемой вовсе. Употребление алкоголя - массовое явление, связанное с психологической особенностью личности, отношению к алкоголю как к «лекарству», согревающему напитку и т.п. Количество граждан России, страдающих алкоголизмом, выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

Другой проблемой общегосударственного масштаба является наркомания. В 2007 году количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков составило более полумиллиона человек. Помимо высокой смертности от потребления наркотиков, данные медицинской статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с увеличением числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями со смертельным исходом. Существует прямая связь между проблемами алкоголизма и наркомании с уровнем преступности.

1.4 Проблемы преступности

Согласно данным за январь-май 2008 года, 4 900 преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, 115500 - в состоянии алкогольного опьянения. На уровень преступности влияют и другие социальные проблемы. Можно выявить связь высокого уровня преступности с проблемами образования. Уровень общего образования у преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Многократны различия в уровне образования разных категорий преступников.

В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно в домах ребёнка, детских домах, школах-интернатах и т.д.

Другой проблемой является высокий уровень смертности населения. В России падение продолжительности жизни началось с 1966 года, и оно продолжается до настоящего времени. За это время продолжительность жизни снизилась у мужчин на 8 лет, а у женщин - на 3 года. В России сложилась невиданная в мирное время разница в среднем возрасте наступления смерти между взрослыми мужчинами и женщинами - более 13 лет. Смертность трудоспособного населения в России в 4,5 раза выше, чем в Евросоюзе. По данным профессора И. А. Гундарова, основные причины смертности, в России кроются в социально-психологической сфере. 73% из основных причин вымирания - на стороне немедицинских факторов, таких как: 1) социальная агрессия, ведущая к росту убийств и росту числа жертв ДТП, 2) социальная апатия, приводящая к росту числа самоубийств, и что очень существенно - 3) стрессовые нагрузки на население, приводящие к росту сердечно-сосудистой патологии.

Существует прямая связь проблем здравоохранения и преступности с проблемами образования.

1.5 Проблемы образования

Согласно российскому законодательству (статья 43 Конституции Российской Федерации) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, а также среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Но эти гарантии соблюдаются только формально.

Российская система образования не обеспечивает социальную мобильность населения, нет условий «равного старта», качественное образование фактически недоступно без связей и/или денег, нет системы социальной (грантовой) поддержки учащихся из малодоходных семей. Внедрение в сферу образования рыночных отношений обусловливает растущее неравенство среди учреждений образования, в первую очередь - высшего. Политические и социальные перемены, развитие демократии создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в области образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности и другие негативные последствия. Развитие системы платных образовательных услуг расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по относительной численности студентов высших учебных заведений. Но, с другой стороны, платность образования снижает его доступность для бедных.

При формальной доступности общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного школьного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Дети из семей с низким доходом получают менее качественное общее образование, чаще вынуждены прерывать его, практически теряя шансы на карьерный рост в дальнейшем, и имеют гораздо меньше возможностей получить качественное профессиональное образование.

Другой проблемой образования является недостаточное финансирование, приводящее к ухудшению качества материально-технической базы и кадрового состава системы общего образования.

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что все социальные проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их связь показана на рисунке 1. Взаимосвязи проблем изображены стрелками.

2. Социальная защита населения

2.1 Понятие социальной защиты

Социальная защита -- это основанные на общественной солидарной ответственности политика, действия, средства государства и общества, направленные на профилактику социальных рисков и компенсацию ущерба вследствие их реализации, для создания всем членам общества приемлемых (с позиций социальных норм) достойных условий жизни, которые позволяют им адекватно выполнять социальные роли и функции, длительно сохранять социальную активность,

Функционирование системы социальной защиты обеспечивает индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (возрастные особенности здоровья -- у детей, пожилых людей, беременных женщин, лиц с временной и стойкой утратой трудоспособности) или социальным обстоятельствам (осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты и т.д.).

В мире сложилось две основные модели социальной защиты населения:

1) с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления социально-экономическими процессами;

2) с минимизированной степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и координирующей ролью государства в отношении частных инициатив в области удовлетворения социально значимых потребностей человека и социальной защиты личности.

Объекты социальной защиты -- социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

Поощрительности: властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях -- индивидов;

Заявительности: меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

Патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.

Система социальной защиты населения -- комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, направленный на поддержание достойного уровня жизни, базирующийся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к данной категории населения со стороны государства и общества. Социальная защита отдельных категорий населения включает в себя разнообразные юридические и практические действия в их интересах, в силу чего все мероприятия по социальной защите предполагают адресность социальной деятельности с учетом особенностей той или иной категории.

Существенные изменения в социально-защитительной практике произошли в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 5 августа 2004 г. и одобренного Советом Федерации 8 августа 2004 г. Принципиальные поправки внесены во все нормативно-правовые документы, регламентирующие функционирование социальной защиты населения и его отдельных категорий.

2.2 Государственная социальная деятельность и организационно- правовые формы социальной защиты

Государственная социальная деятельность -- целенаправленная деятельность и средства государства, а также на определенных им условиях, общества и индивидов, обеспечивающие установленным действующим законодательством категориям населения, в целом населению удовлетворение различных социальных потребностей. Она предусматривает решение социальных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности человека, путем целевого социального управления.

Социальная защита -- функция государства и общества, со всей спецификой его многосубъектности. В этом свете государственная социальная деятельность должна быть ориентирована на обеспечение приемлемой для общества социальной защищенности индивидов и социальных групп.

Социальная защищенность -- субъективно-объективная оценка личностью своей индивидуальной социальной безопасности и условий, приемлемых для реализации ее потенциальных способностей и возможностей сообразно самоидентификации личности с той или иной социальной группой, общностью.

От уровня развитости системы социальной защиты зависит степень вероятности реализации социальных рисков, которые могут привести или в результате свершения привели к снижению социального благополучия человека, полной или частичной утрате им социально-экономической достаточности, к развитию социальной недостаточности. Профилактика и компенсации последствий свершения таких рисков должны осуществляться на основе использования технологий целевого социального управления, поскольку социальные риски имеют прямое отношение к общественному устройству и солидарной ответственности общества за благополучие своих членов. В современной России экономические и социальные реформы, относящиеся к типу революционных реформ, сопровождаются быстрыми качественными и количественными изменениями различных социальных систем, в том числе систем социальной защиты, образования, здравоохранения, труда и занятости и др. Изменяются и такие социальные системы, как государство и общество. Следовательно, в этих условиях существенно меняются круг, уровень и распределение рисков, складываются существенные несоответствия рисков и защиты от них, устаревают прежние подходы к государственной социальной деятельности, направления ее ориентированности на социально-защитительную практику.

При осуществлении государственной социальной деятельности в системе социальной защиты населения необходим учет реального положения людей в социальной структуре российского общества. Государственная социальная деятельность должна быть нацелена на повышение качества жизни населения в целом и его отдельных групп, слоев, категорий.

Качество жизни -- это комплексная, интегральная характеристика уровня и качества удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в различных сферах их жизнедеятельности, определяющих физическое, ментальное, социокультурное развитие каждого гражданина и населения в целом.

Для оценки качества жизни используются социальные индикаторы -- статистические показатели, отражающие стандарты условий и уровня жизни. Стандарт -- это установленные (нормативно правовыми документами, либо на уровне моральных норм) требования к объекту стандартизации.

Составная часть государственной социальной деятельности -- социально-психологическая поддержка населения, осуществляемая в целях воздействия на социально-психологическое благополучие населения, способствующее сбережению психического и социального здоровья людей и жизненного оптимизма. Социально-психологическое благополучие населения -- состояние общества, которое определяется условиями жизнедеятельности людей и выражается в социальном самочувствии населения.

Формы и методы государственной социальной деятельности дифференцированные и соответственно действующему законодательству равнодоступные, ориентированные на положительное разрешение определенных действующим законодательством жизненных ситуаций.

Основные организационно-правовые формы социальной защиты и государственной социальной деятельности по реализации социально-защитительной практике на современном этапе в России:

Социальные гарантии -- материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества. Совокупность таких прав наряду с обязанностями, предусмотренными для граждан, при наличии социальных гарантий определяет статус свободной автономной личности. Признание независимости личности является неотъемлемым признаком гражданского общества. При помощи таких гарантий обеспечивается социальная защищенность.

Правовые социальные гарантии. Базовая роль среди данных гарантий принадлежит конституционным социальным обязанностям -- обязательствам государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, закрепленных в основном законе государства -- Конституции.

Конституция РФ -- юридическая база для всего законодательства страны, в том числе в социально-трудовой сфере.

Социальное пособие -- денежная выплата целевого назначения, предоставляемая по определенным основаниям.

Субсидии -- имеющее целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Социальная услуга индивиду -- это действие другого лица, направленное на удовлетворение социальных потребностей индивида, обусловленных ограничением его жизнедеятельности по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам.

Социальная поддержка населения -- система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Представленное выше определение основано на федеральном законе № 122-ФЗ. До принятия данного закона в научной, правовой и деловой литературе, а также в нормативно-правовых документах социальная поддержка трактовалась как одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера.

Действующим законодательством Российской Федерации разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения отдельных категорий граждан и работников отдельных сфер профессиональной деятельности мерами социальной поддержки.

Реализация государственной политики социальной поддержки населения в отношении определенных законодательством категорий граждан осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. К мерам социальной поддержки также относятся меры по оказанию ритуальных услуг.

Социальное обслуживание -- деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Социальные службы, осуществляющие социальное обслуживание, функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли -- социальной защиты населения, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

Согласно действующему законодательству РФ социальное обслуживание должно оказываться людям в соответствии со стандартами, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству услуг, порядку и условиям их оказания.

Каждый гражданин имеет право на бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь -- предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации и ухода.

2. Социальное обслуживание на дому -- осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Это учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и нуждающимся в особых условиях жизнедеятельности соответственно их возрасту и состоянию здоровья.

4. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания осуществляется для: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных несовершеннолетних; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; граждан без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического и психического насилия; стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного приюта.

5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Такое пребывание предоставляется сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим нуждающимся лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.

6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

7. Реабилитационые услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации. Эти услуги оказываются лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним правонарушителям, другим, нуждающимся в них гражданам.

Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется Федеральным законом «О социальном обслуживании населения в Российской федерации», принятом 10 декабря 1995 г., а также рядом иных законов, регулирующих социальную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. В развитие указанных законов приняты подзаконные акты, определяющие конкретные перечни гарантированных государством социальных услуг и порядок их предоставления, определяющих деятельность учреждений социального обслуживания различных организационных форм и форм собственности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены вопросы методического и координационного обеспечения деятельности в области социального обслуживания. К компетенции субъектов Российской Федерации отнесены меры по реализации в современной редакции Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», разработка, финансирование и реализация программ социального обслуживания, создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и ряд иных полномочий. Социальное обслуживание населения в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, становятся расходными обязательствами субъектов. В связи с этим на работников учреждений социального обслуживания, в том числе и медицинских, будут распространяться меры социальной поддержки, определенные в отношении них законодательством субъектов Российской Федерации.

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сохраняется. Однако в нем изменяются нормы, касающиеся учреждений социального обслуживания, гарантированного перечня социальных услуг, источников финансирования системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов начиная с 1 января 2005 г. находится в компетенции субъектов Российской Федерации, расходные обязательства которых определяют порядок и объемы финансирования. Кроме средств бюджета субъектов возможно привлечение внебюджетных источников, включая кредиты банков, доходы от ценных бумаг и ряд других. Социальные работники, занятые в государственном секторе социального обслуживания ветеранов и инвалидов, приобретают право на меры социальной поддержки, предусмотренные для них законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. Проблема социальной защищенности граждан России

Социальная защищенность -- это система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости и т. д.

Социальная защищенность -- проблема макроэкономическая, поэтому она должна опираться на правовую основу в рамках всей страны. Исходные принципы социальной защищенности надлежит разрабатывать высшим законодательным и исполнительным органам власти. Однако конкретные программы реализации социальной помощи могут иметь и общенациональный, и региональный характер.

Объектами социальной защиты должны быть все основные показатели уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.п.

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство должно предоставить населению России, следующие.

1. Государство должно установить такие правила «игры» в экономической системе, чтобы сам российский рынок был социально ориентированным, поскольку Конституция Российской Федерации нашу страну провозгласила социальным государством.

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., предприняла попытку дать каждому человеку на земле не только равные политические права, о чем так заботится «западный мир», -- эта декларация предприняла попытку отстаивать экономические, социальные и культурные права для каждого человека, живущего на Земле.

3. Высшим выражением социальной направленности государства должна быть сама государственная власть. Между тем в современной России произошло сращивание государственных чиновников с преступным миром. Социологические анализы показывают, что общие затраты на взятки в год, отдаваемые гражданами России на всех рынках бытовой коррупции, достигают астрономических величин и стали обычным экономическим преступлением. По данным Генпрокуратуры РФ, объем рынка коррупции в России ныне сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается свыше 240 млрд долл.

4. Важнейшей формой социальной гарантии является минимальная оплата труда и соответственно минимальный прожиточный минимум.

5. Социальная защита населения предполагает регулярную выплату заработной платы хотя бы один раз в месяц.

6. Социальная защита населения предполагает индексацию доходов населения в условиях инфляции.

7. С точки зрения социальной защищенности населения России, которое вымирает со скоростью более 700 тыс. человек в год, особое значение имеют уровень и динамика цен на лекарства. Цены на лекарства растут. Система льгот при покупке этих товаров пенсионерами, ветеранами, инвалидами практически не действует. Как правило, по льготным ценам нужных лекарств в аптеках нет.

8. Одной из самых важнейших форм социальной защиты населения являются пенсии. Это основная форма социального обеспечения людей пенсионного возраста и инвалидов.

Средний размер назначенных месячных пенсий в настоящее время практически сравнялся с величиной прожиточного минимума пенсионера, но составляет всего 1/4 часть средней начисленной заработной платы. У людей, которые выйдут на пенсию после 2013 г., трудовая пенсия будет состоять из трех частей: а) базовой части, одинаковой для всех и финансируемой из бюджета за счет Единого социального налога в размере 6%; б) страховой части, перечисляемой организациями из Единого социального налога в размере 10%; в) накопительной части, направляемой на пенсионные нужды из Единого социального налога в размере 4%. Остальные 6% этого налога идут на другие социальные нужды.

9. В современных условиях громадное социальное значение приобретает жилищная проблема. Практически все жилье стало товаром. Бесплатно получает жилье небольшая часть населения.

Национальный проект по обеспечению жильем основную ставку делает на покупку квартир с использованием кредита. Узловой экономической и социальной проблемой становится рост цен на само жилье и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Из года в год растет квартирная плата, плата за электроэнергию, водоснабжение и канализацию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, уборку мусора и т.д. Причем на многие виды услуг цены повышаются несколько раз в году.

10. В социальном аспекте громадное значение приобретают условия труда в России. Декларация Международной организации труда (МОТ) провозглашает право на ведение коллективных переговоров, упразднение принудительного труда, недопущение дискриминации в области труда, создание надлежащих условий труда всем работникам, создание особых условий для труда инвалидов, запрещение эксплуатации детского труда. Почти 11 млн. россиян -- инвалиды, и только один из десяти инвалидов имеет возможность устроиться на работу, как правило, низкооплачиваемую.

Следует помнить о том, что в труде человек проводит одну третью часть своей жизни. Уже из этого следует громадная социальная значимость условий труда, охраны труда, забота о том, чтобы человек испытывал счастье в труде, ибо личный, свободный труд -- важнейшая часть нашей жизни.

11. Один из важнейших социальных аспектов -- забота о безработных. Человеку труда надоело ждать и стоять у ворот неработающего завода; ему надоело ждать, пока он снова станет за станок; ему надоело бастовать и ждать пособия по безработице.

12. Особую социальную озабоченность вызывает морально-этическое разложение детей России: это наркомания, пропаганда секса, передача в частные руки средств массовой информации, радио, телевидения, киностудий.

Наши СМИ соревнуются в том, кто больше и смачнее расскажет о веревке, на которой повесился человек, а не о том, почему человек ушел из жизни. С видом эстетов работники телевидения рассуждают о войнах, катастрофах, убийствах, сексе, безнравственности. Но ни один из них не рассуждает о целомудрии и любви. И это ли не признак морального разложения самих эстетов от российского телевидения.

13. Социальной проблемой стали катастрофы всех форм и всех видов. Горят самолеты, тонут корабли, гибнут подводные лодки, идут под откос поезда, взрываются дома, гибнут невинные люди от взрыва самодельных средств террористов.

14. Вечной социальной проблемой является забота о престарелых и инвалидах не только с точки зрения их денежных доходов, а с точки зрения их социального обслуживания, оказания им помощи в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Следует различать три основных формы этих социальных учреждений:

Стационарные учреждения, предназначенные для постоянного проживания людей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании;

Реабилитационные центры для инвалидов молодого возраста;

Отделения социальной помощи на дому.

Становится очевидным, что Россия не может не заботиться о социальной безопасности, которая не менее важна, чем безопасность военная, продовольственная или какая-либо другая.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости. В России почти с детства человек обретает это чувство справедливости. Оздоровление экономики надо начинать с человека, и прежде всего с человека труда, с человека, который создает все блага, все услуги, все ценности. Нельзя допускать положения, чтобы большая часть населения целой страны жила в условиях материально -- за чертой бедности, социально -- с чувством нарушенной справедливости. Подобные условия народ может терпеть в чрезвычайных условиях, но всю жизнь эти условия все население огромной страны выдержать не может. Хотелось бы верить, что и Россия найдет в себе силы решить и разрешить все узловые вопросы социальной проблемы своей страны.

Заключение

Развитие биотехнологии, робототехника, лазерная техника, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, техническое использование высокотемпературной сверхпроводимости компьютеризация всей нашей жизни открывают огромные перспективы в решении проблем, стоящих перед современным обществом.

Можно с достаточным основанием утверждать, что широкое использование компьютеров, построение компьютерного общества выведет человечество на принципиально новый уровень в развитии цивилизации.

Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, системы управления, образования, здравоохранения, спорт - все в современном обществе опирается на достижения науки.

Мир, несомненно, стал более насыщенным многообразными связями и отношениями, а вместе с тем и стрессовыми ситуациями. Динамизм, интенсивность деятельности людей как в природе, так и социальной среде, все возрастающая ее мощность и масштабы создают невиданные прежде, новые для человечества проблемы.

Уменьшается продолжительность жизни людей, ухудшается качество жизни, возрастает число сердечных, раковых, аллергических заболеваний; зловеще распространяется эпидемия СПИДА; чаще встречаются случаи патологии психики; увеличивается количество наследственных заболеваний, ухудшающих генофонд человечества; человека постоянно подкарауливает опасность связанная с использованием сложных технологий на производстве, особенно в химической и атомной промышленности; огромное количество людей становится жертвами несчастных случаев на предприятиях, на дорогах; а как ухудшилось из-за химизации качество продовольствия; во всем мире резко обостряются межнациональные отношения; неудержимо растет преступность.

Можно ли утверждать, что в наше время люди стали нравственнее и счастливее чем прежде? Нет. Никогда прежде люди не испытывали такой тревоги за свою жизнь и не чувствовали себя столь незащищенными как теперь!

Большое значение для становления эффективной системы социальной защиты населения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Для реформирования системы социальной защиты необходимы: время; различные ресурсы (организационные, правовые, материально-технические и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, психологи и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.

В России во все времена ценилось чувство социальной справедливости. В этом -- одна из особенностей российского менталитета, и прежде всего менталитета русского народа, который всегда утверждал мысль: все делить по справедливости.

Список литературы

1. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник /Н.Г.Багдасарьян, М.А.Козлова, Н.Р.Шушанян; под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Юрайт, 2010. - 588 с.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: Издательство БЕК, 2007.

3. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 544 с.

4. Кравченко А.И. Обществознание: учеб. - М.: ТК Велби, 2006. - 280 с.

5. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.

6. Социальная политика /Под общ. ред. док-ра экон. наук, проф. Н.А.Волгина. - М.: Экзамен, 2008. - 943 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и система социальной защиты населения в России. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе. Социальное обеспечение населения в Пермском крае. Пути совершенствования социальной защиты в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Смысл социальной работы и особенности защиты населения. Характеристика пожилых людей как объекта социальной защиты, ее правовые основы в Российской Федерации. Практика социальной защиты граждан пожилого возраста, формы социального обслуживания на дому.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Основные принципы проведения социальной защиты населения в условиях рынка. Формы и виды социальной поддержки, применение индексации доходов. Государственная политика занятости и ее эффективность. Организация социальной защиты в современной России.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Роль социальной работы в защите населения. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2005

    Принцип добровольности труда. Комплекс форм и способов системы защиты безработных граждан. Экономические, правовые формы и способы защиты безработных граждан. Социальные выплаты, пособие по безработице, материальная помощь, социальная защита детей.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Роль местного самоуправления в управлении социальной сферой. Анализ уровня доходов населения. Безработица и занятость в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Экономическая сущность и история становления социальной защиты в России, ее функции, структура и правовые основы реализации. Реализация приоритетных национальных проектов в областях здравоохранения, образования, жилья, системы пенсионного обеспечения.

Их причины:

Административно-командная система игнорировала потребности национального развития;

Ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму;

Одной из серьезных причин обострения национальных проблем яви­лись массовые репрессии, переселения целых народов из мест их тра­диционного местожительства в другие республики и регионы (судьба крымских татар, чечено-ингушей);

Не всегда учитывались национальные условия и традиции, эконо­мические последствия, интересы комплексного развития территорий;

Отсутствие борьбы с национальными пережитками, возрождение феодально-барских замашек (Таджикистан);

Всё это должно быть учтено в проводимой национальной политике страны на современном этапе.

Направления осуществления национальной политики в Российской Федерации:

1. Последовательное осуществление курса на дальнейший материа­льный и духовный прогресс каждой республики и вместе с тем макси­мальное использование их потенциала для выхода страны из кризиса;

2. Развитие социальной структуры республик Российской Федерации;

3. Укрепление и углубление демократии;

4. Конкретная и целенаправленная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию народов России.

Национальные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сложность национального вопроса, межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах - выдвигает и повышенные требования к командирам по организации патриотического и интерна­ционального воспитания личного состава.

Основные направления, формы и методы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию изложены в Директиве Министра обороны Д-43 от 6 августа 1988г. "О политической и организаторской работе по улучшению интернационального воспитания личного состава армии и флота".

Эти направления:

Глубокое разъяснение национальной политики государства, значе­ние дружбы народов Российской Федерации для укрепления обороноспособности страны;

Пропаганда героического прошлого и традиций народов России, воинов различных национальностей;

Формирование у военнослужащих патриотических и интернациона­льных убеждений, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

Обеспечение наиболее рационального распределения воинов различных национальностей по подразделениям;

Недопущение оскорблений национальных достоинств военнослужа­щих;

Обеспечение принципа равного уставного подхода ко всему лич­ному составу;

Пресечение попыток националистических высказываний;

Изучение и учет национальных особенностей и традиций воинов различных национальностей;

Постоянное изучение социально-психологических явлений и про­цессов в воинских коллективах, взаимных оценок, симпатий и анти­патий.

Таким образом, национальные отношения являются важной и сложной сферой общественной жизни.

Утверждение правильных национальных отношений, укрепление единства и дружбы наций, способствуют общественному прогрессу, выступают важным фактором укрепления Вооруженных Сил России.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows