Основные признаки информационного общества. Понятие и характерные признаки информационного общества. Стадии развития информационного общества. Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть проду

Основные признаки информационного общества. Понятие и характерные признаки информационного общества. Стадии развития информационного общества. Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть проду

09.04.2019

Горшенина Е.В.

Региональные экономические исследования: теория и практика. Монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. - 203 с.

Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов вышедшей в свет монографии Е.В. Горшениной «Региональные экономические исследования: теория и практика». В данном номере вниманию читателей предлагается параграф 1.4 из монографии. Продолжение публикации материалов монографии в следующих номерах журнала.

1.4. СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ-СУБЪЕКТЕ РФ

Повышение уровня и качества жизни населения в регионе - это главная цель развития в соответствии с принципиальной схемой механизма рыночных преобразований в регионе-субъекте РФ, которая разработана автором в п. 2.1. (рис. 2.1.1). Данный пункт посвящён исследованию главного звена этого механизма - уровня и качества жизни населения в регионе. Практические действия по оценке уровня жизни в регионе сталкиваются с серьёзными методологическими трудностями, т. к. в настоящее время нет целостной концепции исследования. Так, довольно сложно определить набор количественных и качественных показателей уровня жизни в регионе: в одних случаях требуются комплексные оценки, а в других - обобщающие показатели. Автором данного исследования даётся обоснование обобщающего показателя для оценки уровня жизни в регионе - это использованный валовой региональный продукт.

Проблемы оценки уровня жизни

Обеспечение уровня жизни, необходимого для эффективного воспроизводства рабочей силы, является главной задачей, объективно стоящей сегодня перед правительством России. Кризис переходного периода привел к обнищанию населения и социальной напряженности в стране. В таких условиях мониторинг уровня жизни должен стать постоянной составляющей экономической политики на всех уровнях управления. Однако повседневная практика свидетельствует об очень вольном обращении с понятием «уровень жизни», часто его представляют в виде некого агрегированного показателя, характеризующего весь комплекс социальных проблем. Иногда за этим понятием скрываются лишь некоторые конкретные показатели, затрагивающие те или иные стороны явления. Оба подхода, по нашему мнению, методологически неверны, здесь требуются комплексные оценки и целая система показателей.

«Уровень жизни населения - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей» . Более широкий смысл имеет обобщающая социально-экономическая категория - качество жизни, включающая удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт . Другими словами, уровень и качество жизни представляют собой степень развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей живущего в обществе человека. Удовлетворение потребностей определяется потреблением различных благ или уровнем полезности потребительского набора. Таким образом, теоретически изменение жизненного уровня означает перемещение потребителя на более высокую или более низкую кривую безразличия .

На практике изменение уровня и качества жизни интерпретируется многими показателями . Однако оценить количественно уровень жизни сложно по ряду причин.

Во-первых, невозможно численно определить степень удовлетворения потребностей, которые соответствуют какой-либо кривой безразличия.

Во-вторых, оценки уровня и качества жизни существенно изменяются во времени и в пространстве.

В-третьих, сложно определить количественно такие характеристики, как здоровье, условия труда, культурный уровень, удовлетворение духовных потребностей, безопасность граждан и др.

Ввиду вышеперечисленных причин для оценки уровня жизни требуются не только количественные, но и качественные характеристики, а также интегральные социологические оценки. Жизненный уровень неуловим, невозможно подобрать показатели, адекватно отражающие его, поэтому любые измерения уровня жизни вообще носят условный характер. В такой ситуации правомерно говорить лишь о наборе ориентирующих экономических показателей или социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.

Социально-экономические индикаторы уровня и качества жизни населения в регионе-субъекте РФ

В настоящее время нет целостной концепции и методики оценки уровня жизни в региональном разрезе . А информационная база (публикации Госкомстата) даёт лишь приблизительное представление о некоторых компонентах уровня жизни. Это подтверждают

многочисленные исследования уровня и качества жизни (в основном не затрагивающие региональный аспект), а также официальные статистические документы. Одной из самых полных, хотя и не выделяющей региональный аспект, можно считать систему основных показателей уровня жизни населения в условиях рыночной экономики, разработанную в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году. В ней представлены 7 разделов:

1) обобщающие показатели,

2) доходы населения,

3) потребление и расходы населения,

4) денежные сбережения населения,

5) накопленное имущество и жилище,

6) социальная дифференциация населения,

7) малообеспеченные слои населения .

По нашему мнению, заслуживает внимания и одобрения тот факт, что среди обобщающих показателей назван использованный ВНП на душу населения. Однако имеются и явные недоработки. Так, предлагается анализ реальных доходов населения наряду с анализом номинальных расходов. Кроме того, в системе использован ограниченный круг показателей.

Другой источник является наиболее авторитетным. Это -современные методологические положения по статистике, которые содержат набор исходных показателей и социальноэкономических индикаторов для оценки уровня жизни населения . В качестве исходных показателей используются следующие:

Располагаемый доход домашних хозяйств,

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств,

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств,

Денежные доходы населения,

Денежные расходы и сбережения населения,

Среднедушевые денежные доходы,

Реальные располагаемые денежные доходы,

Среднемесячная начисленная заработная плата,

Средний размер назначенной месячной пенсии,

Покупательная способность денежных доходов населения,

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов,

Распределение общего объёма денежных доходов по различным группам населения,

Коэффициенты дифференциации доходов населения,

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини),

Величина прожиточного минимума,

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума,

Дефицит дохода.

В роли социально-экономических индикаторов

предлагаются три группы показателей:

1) показатели распределения и дифференциации по уровню доходов населения (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, коэффициент концентрации Лоренца или индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации) ;

2) показатели, характеризующие уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности) ;

3) баланс денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами или превышение доходов над расходами) .

Вышеприведённая система оценки уровня жизни, по мнению автора, является неполной, в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие региональный аспект экономического развития (валовой региональный продукт). Поэтому автором предлагается другой вариант социально-экономических индикаторов для оценки уровня жизни населения в регионе-субъекте РФ (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Система основных социально-экономических индикаторов уровня и качества жизни населения в регионе-субъекте РФ

Индикаторы Показатели

1. Денежные доходы 1.1. Динамика реальных доходов 1.2. Соотношение темпов роста номинальных доходов и потребительских цен 1.3. Структура доходов 1.4. Покупательная способность доходов 1.5. Социально-имущественная структура населения 1.6. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (коэффициент бедности) 1.7. Соотношение средней оплаты труда с учётом выплат социального характера с прожиточным минимумом 1.8. Соотношение среднедушевого денежного дохода с прожиточным минимумом 1.9. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 1.10. Коэффициент дифференциации доходов населения (коэффициент фондов)

2. Денежные расходы 3. Система социальной защиты 4. Социальная сфера 2 . 1 . Д инамика реальных расходов 2.2. Структура расходов 2.3. Уровень потребления продуктов питания 3.1. Комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям 4.1. Образование. Система показателей, характеризующих деятельность дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования 4.2. Культура и искусство. Система показателей, характеризующих работу учреждений культуры и искусства, а также отражающих выпуск книжной, журнальной и газетной продукции 4.3. Здравоохранение. Система показателей статистики здравоохранения, статистики заболеваемости населения, статистики инвалидности, статистики производственного травматизма 4.4. Туризм, отдых, физическая культура и спорт. Система показателей развития и использования сети санаторнокультурных учреждений, учреждений отдыха и туризма, спортивных сооружений 4.5. Жилищное хозяйство. Система показателей, характеризующих наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, жилищные условия населения 4.6. Коммунальное хозяйство. Система показателей, характеризующих производственную деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водоснабжением, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населённых пунктов 4.7. Платные услуги. Система показателей, характеризующих предоставление населению различных услуг (бытовые услуги, пассажирский транспорт, связь, правовые услуги, банковские услуги и др.)

Продолжение таблицы 1.3.1

5. Окружающая среда 6.Валовой региональный продукт (ВРП) 5.1. Система показателей, характеризующих состояние и охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, земельных ресурсов, лесного хозяйства, заповедников, национальных парков 6.1. Динамики использованного ВРП 6.2. Структура использованного ВРП 6.3. Использованный ВРП в расчете на душу населения 6.4. Типология регионов по уровню использованного ВРП на душу населения

1. Денежные доходы. Денежные доходы населения являются основным индикатором уровня жизни. В соответствии с «Методикой расчёта Баланса денежных доходов и расходов населения» денежные доходы населения включают:

Оплату по труду всех категорий населения,

Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты,

Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства,

Доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды,

Доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью,

Страховые возмещения и ссуды,

Доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Принципиально важно различать номинальные и

реальные денежные доходы. Номинальный денежный доход не учитывает изменений покупательной способности денег и уровня цен вследствие инфляции, поэтому не может быть использован для анализа. Реальный денежный доход определяется количеством товаром и услуг, которое может быть приобретено на номинальный доход, или это номинальный доход с поправкой на изменение уровня цен. Пересчёт номинального дохода в реальный производится с использованием индексов потребительских цен. Реальный денежный доход исчисляется как в целом, так и на душу населения.

Наибольший интерес представляет динамика реальных денежных доходов в расчёте на душу населения. Этот

показатель, рассчитанный на базе цепных или базисных темпов роста, отражает основную тенденцию в изменении уровня жизни. При использовании базисных показателей важно правильно определить точку отсчёта или базисный уровень, с которым производятся сравнения. Следует учитывать, что уровень реального дохода населения зависит от соотношения темпов роста номинального дохода и потребительских цен по различным группам товаров и услуг. Если денежные доходы растут быстрее, чем потребительские цены, то это свидетельствует о повышении уровня жизни.

Структура доходов. Рассмотрим источники формирования денежных доходов населения. Оплата труда теряет своё главенствующее значение и в настоящее время занимает в структуре доходов около 40 %. Оплата труда в значительной степени дифференцирована по отраслям экономики. Наибольшие заработки имеют место в таких отраслях, как транспорт, кредитование, финансы, строительство, а наименьшие характерны для сельского хозяйства, культуры, искусства, образования. Доходы от предпринимательской деятельности и собственности имеют тенденцию к росту и составляют в структуре доходов 40-45 %, социальные трансферты, напротив, имеют тенденцию к снижению и не превышают 15 % .

Другими каналами доходов, не учитываемыми статистикой, и позволяющими поддержать приемлемый уровень жизни, являются такие, как дополнительная работа, летние запасы с дач и огородов, помощь родственников, одалживание денег, жесткая экономия и отказ от многих необходимых расходов.

Уровень покупательной способности денежных доходов определяется двумя способами:

1) как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход;

2) как количество определённых наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход .

Имущественное и социальное расслоение общества,

происходящее в результате смены форм собственности и типа экономической системы, является характерным показателем уровня жизни. Однако расчёт именно этого показателя представляет наибольшие сложности, т. к. наряду с объективными социальными нормами необходимо использовать субъективные оценки населения.

Статистические обзоры систематически публикуют отчёты о социально-имущественной структуре населения, которые в значительной степени различаются по социальному составу. В отчетах центральных статистических органов встречаются разные группировки. Например, выделяются следующие пять групп:

1) богатые,

2) относительно обеспеченные («средний класс»),

3) переходный слой населения,

4) бедные,

Кроме того, используется и такая группировка:

1) богатые,

2) состоятельные,

3) обеспеченные,

4) малообеспеченные,

5) бедные.

Однако критерии, по которым семьи относят к той или иной группе, не всегда чётко определены как количественно, так и качественно.

По мнению автора, социально-имущественная структура населения должна определяться на основе таких показателей, как среднедушевой доход, физиологический минимум питания (минимальная продуктовая потребительская «корзина»), минимальный потребительский бюджет (прожиточный минимум) и рациональный потребительский бюджет.

Физиологический минимум питания определяет необходимый уровень удовлетворения потребностей в питании, ниже которого существование человека недопустимо. Минимальный потребительский бюджет, или прожиточный

минимум, кроме стоимости минимальной продовольственной потребительской «корзины», включает стоимость минимальной непродовольственной потребительской «корзины».

Рациональный потребительский бюджет формируется на научных нормах потребления продуктов питания, обеспеченности гардеробом, домашним имуществом, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугами культурно-бытового назначения.

Таблица 1.3.2 Социально-имущественная структура населения

Группы населения Душевой доход

нижняя граница верхняя граница

1. Бедные семьи 2. Малообеспечен ные семьи 3. Обеспеченные семьи 4. Состоятельные семьи Физиологический минимум питания Прожиточный минимум Рациональный потребительский бюджет Бюджет, превышающий рациональный Прожиточный минимум Рациональный потребительский бюджет Бюджет, превышающий рациональный Бюджет, многократно превышающий рациональный

Прожиточный минимум. Прожиточный минимум в нашей стране рассчитывается по принятому в международной практике нормативно-статистическому методу. «Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей» .

Продуктовые наборы, используемые в расчётах, составлены для пяти социально-демографических групп населения:

1) мужчин 16-59 лет,

2) женщин 16-54 лет,

3) пенсионеров,

4) детей 0-6 лет,

5) детей 7-15 лет.

Кроме того, минимальная продовольственная «корзина» дифференцируется по восьми природно-климатическим зонам в зависимости от природно-климатических условий, половозрастного состава населения, размера и структуры семей, плотности населения, характера расселения, экономического развития территории, особенностей национального быта и др. Причём проведённое зонирование не совпадает с экономическим районированием. Так, в четвёртую зону попали шесть из одиннадцати областей Центрального экономического района, а именно: Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Тверская, Ярославская. Остальные девять регионов, также включённые в четвёртую зону, приходятся на разные экономические районы, к ним относятся Нижегородская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Ленинградская, Калининградская, Тульская области, а также города Москва и Санкт-Петербург.

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума характеризует уровень бедности в регионе. Однако усреднённые показатели по оплате труда искажают ситуацию и делают её внешне вполне благополучной. Так, практически во всех регионах ЦЭР соотношение средней оплаты труда с учётом выплат социального характера и величины прожиточного минимума трудоспособного населения больше единицы. Такая же ситуация складывается с соотношением среднедушевого денежного дохода с прожиточным минимумом.

Дифференциация доходов населения. Основными показателями дифференциации доходов населения считаются

кривая и коэффициент концентрации Лоренца. Кривая Лоренца, или линия фактического распределения, характеризует процентное соотношение всех доходов и всех их получателей. Чем дальше линия фактического распределения отклоняется от линии теоретического распределения, тем больше дифференциация доходов, а соответственно и степень неравенства. Коэффициент концентрации Лоренца, или индекс Джини, даёт возможность численно оценить степень этого неравенства. Чем ближе к единице коэффициент Джини, тем выше степень неравенства.

2. Денежные расходы. Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Следует различать номинальные расходы, не учитывающие инфляционных процессов, и реальные расходы, скорректированные на темп инфляции. Динамика реальных денежных расходов определяется по темпам роста аналогично с денежными доходами.

Структура расходов показывает удельный вес основных расходов в бюджете семей и является важным индикатором уровня жизни. Денежные средства расходуются по следующим направлениям:

Покупка товаров и оплата услуг,

Обязательные платежи и добровольные взносы,

Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах,

Покупка жилых помещений,

Приобретение иностранной валюты,

Деньги, отосланные по переводам

В мировой практике в качестве одного из обобщающих индикаторов уровня жизни используется доля расходов на продовольствие в бюджете семьи: чем ниже эта доля, тем выше уровень жизни людей. Тенденция падения доли расходов на питание в общей сумме потребительских расходов по мере роста доходов свидетельствует о повышении уровня жизни. Цивилизованная структура расходов предполагает затраты на питание в объёме не более 15 % семейного бюджета. В настоящее время даже в обеспеченных

слоях населения России эти расходы составляют около 30 %, а в основной массе семей продукты питания отнимают более 60 % бюджета.

Снижение реальных доходов населения отразилось на потреблении продуктов питания. В годы устойчивой экономики в РФ уровень потребления по одним продуктам (хлеб, сахар, картофель, яйца) был выше рационального, а по другим продуктам (мясо, молоко, рыба, растительное масло, овощи и бахчи) - ниже рационального. Сегодня практически по всем позициям, кроме хлеба и картофеля, наметилась тенденция к снижению потребления.

3.Система социальной защиты. В любом даже самом благополучном обществе есть граждане, нуждающиеся в помощи государства. А в стране, переживающей ломку старой экономической и политической системы, таких людей особенно много. В первую очередь это престарелые, больные, плохо обеспеченные материально люди, дети.

Как правило, организацией и проведением социальной защиты населения занимаются органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Сама система социальной защиты населения переживает период реформирования в самостоятельную и многопрофильную отрасль. Особое внимание уделяется системе социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. В стране функционируют стационарные дома-интернаты, дома и отделения милосердия, палаты сестринского ухода, отделения надомного социального обслуживания, отделения очной социальной помощи, территориальные центры по комплексному социальному обслуживанию, учреждения социальной помощи детям и подросткам.

Для оценки эффективности социальной защиты используется комплекс показателей, характеризующих социальное обеспечение, систему предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым, детям.

4.Социальная сфера. Социальная сфера включает отрасли, предприятия, организации, деятельность которых определяет не только уровень жизни людей, но и качество и образ их жизни. К социальной сфере относят образование, культуру и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физкультуру, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство,

транспорт, связь, бытовые услуги, правовые услуги, банковские услуги. Изменения в каждой из приведённых отраслей представляются стандартными количественными показателями, рассчитываемыми органами статистики.

5.Окружающая среда. Окружающая среда в значительной степени определяет условия жизнедеятельности и здоровье человека, т.е. влияет на качество его жизни. Окружающая среда включает следующие компоненты: атмосферный воздух, воды, почвы, недра, животный и растительный мир.

Загрязнение окружающей среды происходит в результате хозяйственной и бытовой деятельности человека, вызывающей выбросы твёрдых, жидких и газообразных отходов в природные сферы: атмосферу, гидросферу, почву. Кроме того, деятельность человека способствует появлению в окружающей среде нежелательных физических факторов: шума, тепла, радиации, ионизирующего излучения, ультразвуковых волн, вибрации и т.д. . Остро стоит проблема обезвреживания, утилизации, захоронения производственных и бытовых отходов.

Состояние и охрана окружающей среды оцениваются по нескольким направлениям:

Атмосферный воздух,

Водные ресурсы,

Земельные ресурсы,

Лесное хозяйство,

Заповедники,

Национальные парки.

Система показателей для оценки разработана статистическими органами и применяется практически во всех регионах. Кроме того, в регионах действуют целевые программы федерального и регионального значения,

направленные на улучшение процесса природопользования, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

6.Валовой региональный продукт (ВРП). Валовой региональный продукт - один из важнейших показателей экономического развития, а соответственно и уровня жизни в регионе. По нашему мнению, оценку уровня жизни в регионе следует проводить по следующим направлениям: динамика

использованного ВРП, структура использованного ВРП, использованный ВРП в расчете на душу населения, типология регионов по уровню использованного ВРП на душу населения. Исчисление показателей по первым трём направлениям не вызывает трудностей, последнее направление требует серьёзных пояснений (см. п.п 1.3).

Список литературы

1. Бектемирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. - 2003. - № 2. - С. 78-84

2. Бобков В., Васильев В., Гулюгина А. и др. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист. - 2008. - № 1. - С. 76- 81.

3. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. - 2003. - № 2. - С. 116-121.

4. Калугина З.И., Бессонова О.Э, Тапилина В.С. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология. - 1997. - № 2. - С. 3-13.

5. Лексин В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии анализа и оценок // Российский экономический журнал. -1995. - № 2. - С. 22-30.

6. Методологические положения по статистике. Выпуск 1 /

Госкомстат России. - М.: Логос, 1996. - 674 с.

7. Методология статистического изучения жизненного уровня населения и финансово-экономических процессов. - М.: Госкомстат СССР, 1989. -389 с.

8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - 494 с.

9. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры / Отв. ред. В.П. Можин (СССР), И.Марко (ВНР). - М.: Наука, 1987. - 271 с.

10. Регионы России: Информ.-стат. Сборник: В 2т. - М.: Госкомстат России, 1997. Т.2.- 648 с.

11. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б.М. и др. - М.: Наука,1993. - 127 с.

12. Севастьянов Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методологические подходы к разработке // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1. - С. 44-58.

13. Селиверстов В.Е., Бандман М.К., Гузнер С.С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым районам // Регион: экономика и социология. - 1996. - № 1. -С. 3-43.

14. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН Н.И.

Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 416 с.

15. Уровень жизни населения регионов России / Всероссийский центр уровня жизни. - М.: Минтруда России, 1996. - 56 с.

16. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под ред. В.И.

Ведяпина, Г. П. Журавлёвой. - М.: ИНФрА, 1997. - 560 с.

Интегральными индикаторами уровня жизни являются:

реальные доходы на душу населения;

реальная заработная плата;

поступления доходов от вторичной занятости;

от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям);

процентов по вкладам населения,

пенсий, пособий, стипендий.

С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:

распределение населения по уровню среднедушевых доходов -- показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения -- показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;

децильный коэффициент дифференциации доходов -- соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации -- соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации;

коэффициент дифференциации заработной платы -- соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.

Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), который представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения.

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг -- на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, -- показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы.

Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами.

При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов -- ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):

Россия занимает 71 место в списке с индексом развития человеческого потенциала = 0,817 (что является довольно высоким показателем). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место,1995 -- 114, в 2004 -- 57 , в 2005 -- 62 с индексом 0,795 , в 2006 -- 65 с индексом 0,797, в 2007 году -- 67 место с индексом 0,802.

При этом в наибольшей мере повысились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран -- Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах -- Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили -- свыше 0,8.

Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.

За период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения.

Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.

К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 1995 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.

Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение:

  • 5 баллов -- не имеет ни одна страна в мире;
  • 4 балла -- Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;
  • 3 балла -- США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.;
  • 2 балла -- Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;
  • 1,6 балла -- Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);
  • 1,5 балла -- Босния, Западная Сахара.

Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:

социально-демографические -- продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;

экономической активности населения -- уровень безработицы, миграция населения и ее причины;

социальной напряженности -- участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;

развития социальной сферы-- доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;

экологические -- содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Существуют страны, в которых благосостояние населения является главным вопросом и находится на очень высоком уровне, но этого, к сожалению пока не наблюдается в России.

Следующий раздел работы посвящен изучению опыта социально развитых зарубежных стран в обеспечении благосостояния населения.

  • 5. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения эвм, их отличительные особенности.
  • 6. Персоналии, повлиявшие на становление и развитие компьютерных систем и информационных технологий.
  • 7. Компьютер, его основные функции и назначение.
  • 8. Алгоритм, виды алгоритмов. Алгоритмизация поиска правовой информации.
  • 9. Что такое архитектура и структура компьютера. Опишите принцип «открытой архитектуры».
  • 10. Единицы измерения информации в компьютерных системах: двоичная система исчисления, биты и байты. Методы представления информации.
  • 11. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь.
  • 12. Виды и назначение устройств ввода и вывода информации.
  • 13. Виды и назначение периферийных устройств персонального компьютера.
  • 14. Память компьютера – типы, виды, назначение.
  • 15. Внешняя память компьютера. Различные виды носителей информации, их характеристики (информационная емкость, быстродействие и т.Д.).
  • 16. Что такое bios и какова его роль в первоначальной загрузке компьютера? Каково назначение контроллера и адаптера.
  • 17. Что такое порты устройств. Опишите основные виды портов задней панели системного блока.
  • 18. Монитор: типологии и основные характеристики компьютерных дисплеев.
  • 20. Аппаратное обеспечение работы в компьютерной сети: основные устройства.
  • 21. Опишите технологию «клиент-сервер». Приведите принципы многопользовательской работы с программным обеспечением.
  • 22. Создание программного обеспечения для эвм.
  • 23. Программное обеспечение компьютера, его классификация и назначение.
  • 24. Системное программное обеспечение. История развития. Семейство операционных систем Windows.
  • 25. Основные программные составляющие ос Windows.
  • 27. Понятие «прикладной программы». Основной пакет прикладных программ персонального компьютера.
  • 28. Текстовые и графические редакторы. Разновидности, сферы использования.
  • 29. Архивирование информации. Архиваторы.
  • 30. Топология и разновидности компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети.
  • 31. Чтотакое World Wide Web (www). Понятие гипертекста. Документы Internet.
  • 32. Обеспечение стабильной и безопасной работы средствами ос Windows. Права пользователя (пользовательская среда) и администрирование компьютерной системы.
  • 33. Компьютерные вирусы – типы и виды. Методы распространения вирусов. Основные виды профилактики компьютера. Основные пакеты антивирусных программ. Классификация программ-антивирусов.
  • 34. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере.
  • 36. Государственная политика в области информатизации.
  • 37. Проанализируйте концепцию правовой информатизации России
  • 38. Охарактеризуйте президентскую программу правовой информатизации органов гос. Власти
  • 39. Система информационного законодательства
  • 39. Система информационного законодательства.
  • 41. Основные спс в России.
  • 43. Методы и средства поиска правовой информации в спс «Гарант».
  • 44. Что такое электронная подпись? Ее назначение и использование.
  • 45. Понятие и цели защиты информации.
  • 46. Правовая защита информации.
  • 47. Организационно-технические меры предупреждения компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 49. Специальные способы защиты от компьютерных преступлений.
  • 50. Правовые ресурсы Интернета. Методы и средства поиска правовой информации.
  • 4. Понятие информационного общества. Основные признаки и тенденции развития.

    Информационное общество - это cтупень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Отличительные черты:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

    Тенденции развития.

    Первая тенденция - это становление нового исторического вида гражданской собственности - интеллектуальной, ко­торая является одновременно общественной собственностью всего населения планеты.

    Интеллектуальная собственность в отличие от материальных объектов по своей природе не отчуждается ни от их создателя, ни от того, кто ей пользуется. Следовательно, эта собственность являетсяодновременно индивидуальной и общественной, т. е. общей собственностью граждан.

    Следующая тенденция - это перестройка мотивации труда (например, в киберпространстве каждый может выступать одновременно производителем информации, издателем и распространителем).

    Далее необходимо отметить радикальное изменение социальной дифференциации самого информационного общества, деление его не на классы, а на слабо дифференцируемые информационные сообщества. И это в первую очередь связано с доступом к знанию и разнообразной информации для широких слоев населения планеты.

    Теперь знание не является прерогативой богатых, знатных, успешных. Между традиционными классами постепенно «смываются» грани

    Следующая тенденция - это широкое участие сло­ев населения в процессах подготовки, принятия и осуществления управленческих решений, а также в контроле над их реализацией.Например, в это в первую очередь касается электронного голосования на выборах в местные органы власти.

    В целом можно заключить , что в своей совокупности и в обобщенном виде наблюдаются две взаимосвязанные тенденции развития информационного общества. Первая состоит в гражданской социализации экономических структур и отношений частной собственности, в ограничении государственной власти. Социализация ведет не к уничтожению капитала, а к изменению его характера, приданию ему определен­ных общественных и цивилизованных форм. Это ограни­чивает и подавляет его эгоистические черты. И этот про­цесс в тех или иных формах («кооперативной», «акционерной») занял свое надлежащее место в большинстве развитых стран. Вторая тенденция - это индивидуализация экономических и социальных процессов, их наполнение многообразным личностным содержанием (люди все больше сидят дома, работают на дому).

    Место информационного права в системе других отраслей права

    Информационное право как наука и учебная дисциплина

    Источники информационного права

    Предмет, метод, понятие и принципы информационного права

    Понятие и характерные признаки информационного общества. Стадии развития информационного общества

    В соответствии с кон­цепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, У Мартин поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество - разно­видность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информа­ционного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами - сельским хозяйством, промышленно­стью и экономикой услуг.

    Ос­новные особенности и характеристики информационного общества:

    наличие информационной инфраструктуры, состоящей из транс­граничных информационно-телекоммуникационных сетей и распре­деленных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

    массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность от­дельных его членов;

    подготовленность членов общества к работе на персональных ком­пьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникацион­ных сетях;

    новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном про­странстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-прода­жа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, меди­цинское обслуживание и т.п.);

    возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

    практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по инте­ресам в Интернет);

    трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распро­странения массовой информации - мультимедиа;

    отсутствие географических и геополитических границ госу­дарств - участников ТИТС, «столкновение* и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международ­ного информационного права и законодательства.

    По мнению профессора У. Мартин информационное общество утверждается, прежде всего, в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество. У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики (признаки) информационного общества по следующим критериям.



    1. Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

    2. Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

    3. Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

    4. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

    5. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

    В истории об­щественного развития можно выделить несколько информационных революций (стадий).

    Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количест­венному скачку в информационном развитии общества. Появилась воз­можность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изо­бретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федо­ров). Появилась возможность тиражирования и активного распростра­нения информации, возросла доступность людей к источникам зна­ний. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изо­бретением электричества, благодаря которому появились телеграф, те­лефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать ин­формацию в значительных объемах. Следствие этой революции - по­вышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изо­бретением вычислительной техники и появлением персонального ком­пьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в элек­тронной форме. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, свя­занную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.. Суть этой революции заключается в инте­грации в едином информационном пространстве по всему миру про­граммно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информа­ционной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

    Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

    Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

    Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

    В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

    Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

    Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

    Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

    В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Отличительными чертами информационного общества являются:

    1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

    а) эффективное информационное взаимодействие людей;

    б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

    в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

    Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

    Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

    Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

    Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

    Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

    Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

    Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

    Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows