Какой принцип информационного права является специальным. Учебник: Информационное право

Какой принцип информационного права является специальным. Учебник: Информационное право

07.04.2019

1. Режим защиты информации не устанавливается в отношении сведений, относящихся к …
государственной тайне
деятельности государственных деятелей
конфиденциальной информации
персональным данным

2. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано…
когда заявление подано не соответствующим лицом
по мотивам нецелесообразности
даже если сведения в заявлении не соответствуют действительности
если регистрирующий орган уже зарегистрировал другое средство массовой информации с тем же названием и формой распространения

3. Засекречиванию подлежат сведения о …
состоянии демографии
состоянии преступности
фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
силах и средствах гражданской обороны

4. Проверить электронно-цифровую подпись под документом может…
только эксперт, преобразуя электронный образец документа и открытый ключ отправителя
любое заинтересованное лицо, преобразуя электронный образец документа, открытый ключ отправителя и собственно значение электронно-цифровой подписи
только эксперт с помощью преобразований электронного образца документа, открытого ключа отправителя и собственно значения электронно-цифровой подписи
только отправитель электронного документа

5. Режим документированной информации – это …
выделенная информация по определенной цели
электронный документ с электронно-цифровой подписью
выделенная информация в любой знаковой форме
электронная информация, позволяющая ее идентифицировать

6. Согласие субъекта персональных данных на их обработку требуется, когда обработка персональных данных осуществляется …
для доставки почтовых отправлений
в целях профессиональной деятельности журналиста
в целях профессиональной деятельности оператора
для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получить его согласие невозможно

7. Режим общественного достояния устанавливается для …
любой общедоступной информации
сведений, которые являются уникальными, незаменимыми по своей природе
любой общественной организации
для государственных органов и муниципальных образований

8. Учредителями средства массовой информации могут выступать…
граждане, достигшие 18 лет и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории российской Федерации
только юридические лица
граждане, достигшие 16 лет и юридические лица
граждане другого государства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, юридические лица и органы государственной власти
граждане, достигшие 18 лет, объединения граждан, организаций, органы государственной власти

9. Чтобы обеспечить доказательства при возникновении спора, редакция радио-, телепрограммы обязана сохранять в записи материалы собственных передач, вышедших в эфир (не менее … со дня выхода в эфир) и фиксировать передачи, вышедшие в эфир в регистрационном журнале, который хранится не менее … с даты последней записи.
1 месяца, 1 года
7 месяцев, полгода
1 года, 3 лет

10. С точки зрения информационного права информация – это …
сведения о законодательстве, правовых явлениях, правоприменительной деятельности
данные о развитии конкретной правовой науки и ее практическом применении
сведения независимо от формы их представления
форма выражения объективных знаний

11. Не являются объектами информационного правоотношения …
неправовая информация
обладатели информации
информационные системы
элементы информационной системы
информационные продукты
недокументированная информация

12. Общее управление информационной сферой не вправе осуществлять …
экспертные советы
министерство информационных технологий
федеральное агентство по науке и инновациям
федеральные службы

13.Открытость информации в архивных фондах обеспечивается…
различными режимами доступа к информации
переходом информации из одной категории доступа в другую
различными режимами доступа к информации и переходом информации из одной категории доступа в другую
правовым статусом архивного фонда

14. Под периодическим печатным изданием понимается альманах, бюллетень, имеющие…
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год
постоянное название и текущий номер

15. Признак, не относящийся к коммерческой тайне
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность
сведения, содержащие коммерческую тайну, устанавливаются учредительными документами
отсутствует свободный доступ к информации
обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности

16. Основные объекты обеспечения информационной безопасности России
помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров
информационные ресурсы, содержащие сведения, которые относятся к государственной тайне и конфиденциальной информации
информационные продукты
квалифицированные кадры в области информационных технологий

17. Предмет информационного права на современном этапе развития законодательства – это …
информационные отношения, возникающие в процессе производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации
совокупность результатов труда, воплощенных в информации, информационных ресурсов, информационных технологий, средств и технологий коммуникации информации по сетям связи
продукты, производные от информации и деятельность, связанная с ними
общественные отношения в информационной сфере

18. К служебной тайне не относится …
профессиональная тайна
тайна деятельности соответствующего органа
вред, причиненный здоровью работника в связи с производственной травмой

19. Вредоносные программы, выраженные в объективной форме и имеющие творческий характер, … охраноспособными.
являются
не являются

20. В правовой режим документированной информации входит …
государственная тайна
тайна частной жизни
банковская тайна
электронная цифровая подпись
персональные данные

21. Исключите неправильный постулат:
информация не связана с определенным конкретным носителем
информация не существует без материального носителя
содержание информации меняется одновременно со сменой материального носителя

22. Редакция обязана…
отвечать на письма граждан и пересылать письма тем органам, в чью компетенцию входит их рассмотрение
соблюдать авторские права на результаты интеллектуальной деятельности
в любом случае соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени
соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом
распространить опровержение или предоставить гражданину право зачитать его самому, если затронуты честь, достоинство или деловая репутация гражданина

23. К государственной тайне не относятся сведения, защищаемые государством …, распространение которых может нанести ущерб государству.
в экономической области
в контрразведывательной деятельности
в оперативно-разыскной деятельности
о частной жизни политических деятелей

24. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
которые составляют финансово-экономическую информацию и позволяют избежать неоправданных расходов
безопасности пищевых продуктов
о показателях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости
о системе оплаты и условиях труда

25. Ответственность за создание вредоносной программы наступает в…
любом случае
совокупности с ответственностью за ее использование
случаях, установленных законодательством

26. Обработка специальных категорий персональных данных в отношении религиозных или философских убеждений допускается в случае, когда обработка персональных данных…
осуществляется в медицинских целях для установления диагноза при условии, что ее осуществляет профессиональный медицинский работник
необходима в связи с осуществлением правосудия
необходима в соответствии с оперативно-розыскной деятельностью
необходима в связи с выездом за пределы Российской Федерации

27. Субъектами информационных отношений могут (может) быть …
муниципальные образования
Российская Федерация
трудовой коллектив
трансграничные информационно-телекоммуникационные сети

28. Не является признаком информационного общества …
массовое подключение персональных компьютеров к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям
мгновенная коммуникация членов общества друг с другом, вне зависимости от времени и от расстояния
приоритетное развитие сельского хозяйства и промышленности на основе нанотехнологий
общедоступность и постоянное обновление информационных данных

29. Признак, не относящийся к охраноспособной информации – это …:
охране подлежит только документированная информация
доступ к охраноспособной информации ограничен только законом
доступ к охраноспособной информации ограничен владельцем информационных ресурсов
защита охраноспособной информации устанавливается Законом

30. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
о размере и составе имущества некоммерческих организаций
об оплате труда работников некоммерческих организаций
об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации
об использовании новых технологий, позволяющих получить коммерческую выгоду

31. Не являются принципами информационного права …
принцип оборотоспособности
принцип распространяемости
принцип свободы слова
принцип равноправия языков
принцип преимущества применения нанотехнологий в промышленности
принцип имущественной ответственности

32. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. не регулирует отношения, возникающие при…
обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд
хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов
включении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
обработке персональных данных, отнесенных к государственной тайне
обработке персональных данных, отнесенных к служебной тайне

33. Основное средство антивирусной защиты
резервное копирование ценных данных
регулярное сканирование жестких дисков
подготовка квалифицированных кадров в сфере информационной безопасности

34. Дети до 6 лет не вправе…
с согласия законных представителей пользоваться телефонными услугами
с разрешения законных представителей выходить в Интернет
с согласия законных представителей совершать сделки с компьютерной техникой

35. Владелец информационных ресурсов не обязан …
бесплатно опубликовывать библиографическую информацию
хранить производственные документы
использовать информацию по своему усмотрению
включать библиографическую информацию в международные автоматизированные банки данных

Правовое регулирование информационных отношений основыва- ется на принципах информационного права, под которыми понима- ются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отноше- ний, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это пра- во как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях ос- новных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Основой формирования информационного права являются обще-

правовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информаци- онного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законода- тельство Российской Федерации. Отсюда также следует, что инфор- мационно-правовое регулирование не должно противоречить Консти- туции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирова-

ние информационных правоотношений осуществляется Российской

Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационно- правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответ- ственности за нарушение требований и предписаний информацион- но-правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информацион- ных правоотношений должны действовать правомерно и не совер- шать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к

нарушителям информационно-правовых норм применяются меры

наказания, соответствующие современным представлениям о спра- ведливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правово- го государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников инфор- мационных правоотношений.

Исходя из предписаний основных информационных норм, форми- руются специальные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2

Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу- дарства. Отсюда следует, что органы государственной власти обяза- ны защищать права и свободы человека и гражданина в информаци- онной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой

информации, не ограниченной федеральным законом (принцип сво- боды творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, ос- нованную на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражается в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в це- лях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения инфор- мации, вредной и опасной для развития личности, общества, госу- дарства имеет целью защиту личности, общества, государства от воз- действия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дес- табилизации общества, нарушению стабильности и целостности го- сударства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократи- ческих свобод и ограничений, принципиально недопустимых в де- мократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ог- раниченной федеральным законом (право знать), или принцип глас- ности, заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компе- тенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вво- диться только федеральным законом.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структу- ры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установлен- ной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

На основе юридических особенностей и свойств информации фор- мируются следующие принципы.

6. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность про- является в том, что механизм юридического «отчуждения» инфор- мации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использо- вание информации (ее содержания) в соответствии с законом или до- говором. Суть такого отчуждения заключается в передаче произво- дителем прав и обязанностей по использованию информации полу- чившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации), а также ответственности за неправомерное использование информа- ции (ее содержания).

7. Принцип оборотоспособности информации основан на юриди- ческом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обла- дателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключает- ся в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, следователь- но, который может быть включен в общественный оборот. Этот прин- цип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

8. Принцип распространяемости информации основан на том, что

одна и та же информация может многократно копироваться в неогра- ниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. За- кономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неогра- ниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на исполь- зование информации (ее содержания) для разных категорий получа- телей (потребителей) таких экземпляров - разный.

9. Принцип организационной формы основан на том, что инфор- мация при включении ее в оборот всегда определенным образом орга- низуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в определенной форме (например, в форме доку- мента).

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятель- ность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются

в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт – это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) пра- вовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо

отражает реальные общественные отношения, являющиеся предме- том данной отрасли. Эта система получает выражение в информаци- онном законодательстве, в науке информационного права и в учеб- ном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Инфор- мационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на

две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нор- мы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, право- вые формы и методы правового регулирования деятельности в ин- формационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информаци- онных отношений, дается характеристика источника информацион- ного права, системообразующих начал информационного права: пра- вовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обо- роте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной ин- формационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информа- ционного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы ин- ститутов: институты, содержащие нормы, регулирующие обще- ственные отношения по поводу обращения открытой, общедоступ- ной информации (институт интеллектуальной собственности приме- нительно к информационным объектам, институт массовой инфор- мации, институты библиотечного дела и архивного дела), и инсти- туты информации ограниченного доступа (институт государствен- ной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их

дополнение новыми институтами, например банковской тайны, слу- жебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим об- разом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информаци- онного права. Источники информационного права. Система инфор- мационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект ин-

формационных правоотношений. Субъекты информационных пра- воотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информацион- ных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм

профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллек- туальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при созда- нии и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в право- вой системе, следует отметить следующее. Информационное право

активно использует основные положения теории государства и пра- ва, «взаимодействует» с такими отраслями, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное пра- во, гражданское право, трудовое право, судоустройство, междуна- родное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с консти-

туционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы лич- ности, в том числе и информационные права и свободы (права и сво- боды в информационной сфере), регламентирует создание информа- ционного законодательства.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, преж-

де всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы адми-

нистративного права, прежде всего в регулировании отношений, воз- никающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области: распространения массовой информации, формирования информационных ресурсов и обеспечения свободного доступа к информации широкому кругу по- требителей. Кроме того, в области засекречивания информации и обеспечения системы доступа к ней.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информа- ции. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъем- лемой составной частью деятельности человека, а поэтому отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономернос- ти правового регулирования информационного права.

Кривко Павел, 305 ИП СГАП ©2011

5 семестр, 3 курс, Лекции по Информационному праву

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

17.09.2011, 24.09.2011

Тема 3: Принципы информационного права

Вопросы лекции:

    Понятие и виды принципов информационного права. Общеправовые принципы;

    Специальные принципы информационного права.

Вопрос 1: Понятие и виды принципов информационного права. Общеправовые принципы

Принципы – это зафиксированные в правовых нормах основополагающие начала, определяющие сущность и содержание отрасли, придающие ей системный характер и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования.

Под принципами информационного права понимают исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни, проявляющиеся в информационной сфере.

Принципы, основанные на Конституции РФ, называются общеправовыми принципами. Остальные принципы – специальные принципы.

К общеправовым принципам относят:

    Принцип законности;

    Приоритетности прав личности;

    Принцип единства прав и обязанностей;

    Принцип неотвратимости и ответственности.

Принцип приоритетности прав имеет свою особенность: когда происходит столкновение интересов личности и государства (установление тайны государства или личности), то здесь действует приоритет прав государства.

Вопрос 2: Специальные принципы информационного права

Специальные принципы информационного права – это базовые нормативные установления в отношении объектов и субъектов информационно-правовых отношений, основной целью которых является обеспечение информационных прав и свобод.

Статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устанавливаетследующие принципы:

_____________________________________________________________________________________

    Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом :

Право человека на информацию это одно из субъективных прав, закрепленных в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91 года и вКонституции РФ (ч. 4 ст. 29), а так же в ином законодательстве:ФЗ «О СМИ» и др.

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывается, что права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, свобода поиска, получения, распространения, производства информации не абсолютна, и может быть ограничена в целях защиты личности, общества, государства.

Свобода поиска информации – возможность обращения к кому-либо с просьбой о предоставлении определенной информации законным способом.

Свобода получения информации – возможность стать ее обладателем на законных основаниях.

Свобода передачи и распространения информации – возможность доведения информации до неограниченного круга лиц.

Свобода производства информации связана со свободой творчества и означает возможность создания в результате творческих усилий нового информационного ресурса, нового информационного продукта. Примером является ст. 1270 ГК. В ней представлении целый ряд действий. Незаконными способами производства, поиска, распространения, передачи, получения информации являются те, которые нарушают авторские права.

    Принцип установления ограничений доступа к информации только Федеральными законами:

Данный принцип основан на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе принимать свои нормативные акты, ограничивающие право на доступ к информации. Данный принцип является гарантией соблюдения прав и свобод различных субъектов. Таким образом, случаи возможного ограничения доступа к информации должны быть оговорены в ФЗ и этот перечень не подлежит расширительному толкованию.

    Принцип открытости информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, предусмотренных ФЗ:

Это принцип направлен на обеспечение прозрачности работы государственных органов и открытого доступа общественности, кроме случаев, установленных законом. Данный принцип детализирован, например, в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» .

Изучить : ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов».

    Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации:

Закреплен данный принцип в ст. 19 Конституции РФ. В ст. 68 Конституции РФ определен государственный язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Таким образом, РФ гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор общения, обращения, обучения и творчества.

    Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации:

Изучить: Доктрина информационной безопасности РФ (09.09.2000 года), Концепция национальной безопасности РФ (17.12.1997 года) .

Национальная безопасность РФ зависит от информационной безопасности, и с развитием информационной сферы уровень опасности так же будет возрастать.

    Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления :

Качественная информация характеризуется своевременностью, достоверностью, полнотой и доступностью. Принцип достоверности и своевременности информации направлен на обеспечение физических лиц и организаций качественной информацией.

    Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия:

Закрепляется данный принцип в ст.ст. 23, 24 Конституции РФ. Этот принцип противостоит принципу свободы поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Неприкосновенность, конфиденциальность частной жизни защищены нормами уголовного, административного, дисциплинарного, гражданского законодательства.

Нарушение данного принципа может быть обжаловано в судебном порядке. Но запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия не имеет абсолютного характера и может быть ограничен в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Распространение информации допускается в связи с проведением расследования и проведением судебного разбирательства. При этом иным лицам информация без согласия лица не может быть предоставлена.

    Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлены ФЗ

Принцип основан на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующая единство экономического пространства и т.д., а так же на ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. Как пример, ст. 1 ФЗ «О СМИ».

_______________________________________

Нормативные акты:

    «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

    «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

    Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации»;

    Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

Сторінка 2

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры накапливать, хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь.

7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

8. Принцип оборотоспособности информации. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

9. Принцип распространяемости информации означает, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве без изменения ее содержания.

3 . Источники информационного права

Источники права – это способы официального выражения, закрепления правовых норм, придание им общеобязательной юридической силы.

В структуру источников информационного права включаются:

· законодательные акты Республики Беларусь;

· подзаконные нормативные акты;

· акты Конституционного суда Республики Беларусь;

· акты и нормы международного права, а также двусторонние и многосторонние договоры.

К основным источникам можно отнести:

1) Конституцию Республики Беларусь;

2) законы Республики Беларусь:

И другие.

3) Указы Президента Республики Беларусь:

О некоторых вопросах обеспечения защиты государственных секретов (от 20 апреля 2007 г. № 195).

4) Международные источники:

Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

4. Информационное право как наука и как учебная дисциплина

Наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли.

Наука информационного права на сегодняшний момент только формируется, но уже можно выделить наиболее важные направления научных исследований, в числе которых:

1) изучение правовых режимов информации и информационных ресурсов;

2) изучение информации как объекта права;

3) изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

4) изучение различных видов режима закрытой информации;

5) исследование структуры информационного права как комплексной отрасли права;

6) исследование практики применения норм информационного законодательства;

7) изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;

8) изучение правовых проблем информационной безопасности.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, т.к сфера информационных отношений активно развивается, формируя новые направления научных исследований. Тем не менее, наука информационного права имеет фундаментальные теоретические исследования.

Информационное право как учебная дисциплина призвана обобщить основы научных знаний в области теории информационного права, раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимыми для самостоятельной работы знаниями и навыками.

5 . Информационные правоотношения

Информационное правоотношение - это урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационной нормой.

Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Такие отношения неоднородны и включают в себя несколько групп общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразованием информации (создание официальной информации);

2) отношения, связанные с хранением информации (защита информации, хранение информации с особым режимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распространением информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети интернет и др. глобальных информационных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфере библиотечного и архивного дела).

Элементы информационных правоотношений:

Субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

Поведение субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений;

Объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

Права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Субъекты информационных правоотношений - это субъекты информационного права, под которыми понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

Однако для того, чтобы выступать в роли субъекта информационных правоотношений, необходимо обладать информационной правоспособностью и информационной дееспособностью.

Под информационной правоспособностью понимается признаваемая правовыми нормами фактическая возможность или способность субъекта иметь субъективные информационные права и исполнять субъективные информационные обязанности. В то же время способность обладать субъективными информационными правами и обязанностями не означает способности самостоятельно их приобретать и осуществлять. В данном случае необходима информационная дееспособность, под которой понимается способность и возможность субъекта своими действиями приобретать субъективные юридические права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере.

Объектами информационных правоотношений являются блага, существующие в формах информации, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы - благами материальными.

К правам относятся:

Правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;

Правомочия на чужие действия, заключающиеся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

Правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

Обязанности:

Необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них;

Необходимость исполнить требования управомоченного субъекта;

Необходимость отнести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Тема 5. принципы и система информационного права

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Основой формирования информационного права являются общеправовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирование информационных правоотношений осуществляется Российской

Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационноправовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информационных правоотношений должны действовать правомерно и не совершать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к

нарушителям информационно-правовых норм применяются меры

наказания, соответствующие современным представлениям о справедливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является основой становления гражданского общества и построения правового государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников информационных правоотношений.

Исходя из предписаний основных информационных норм, формируются специальные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2

Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой

информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, основанную на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражается в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально недопустимых в демократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности, заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничения по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.

6. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).

7. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, следовательно, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

8. Принцип распространяемости информации основан на том, что

одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров - разный.

9. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в определенной форме (например, в форме документа).

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются

в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт – это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо

отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на

две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их

дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм

профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в правовой системе, следует отметить следующее. Информационное право

активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с конституционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы личности, в том числе и информационные права и свободы (права и свободы в информационной сфере), регламентирует создание информационного законодательства.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, прежде всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы административного права, прежде всего в регулировании отношений, возникающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области: распространения массовой информации, формирования информационных ресурсов и обеспечения свободного доступа к информации широкому кругу потребителей. Кроме того, в области засекречивания информации и обеспечения системы доступа к ней.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информации. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъемлемой составной частью деятельности человека, а поэтому отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономерности правового регулирования информационного права.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows