Виды и способы продвижения продукции в интернет. Методы продвижения товара в сети интернет. Успех в бизнесе – успех на рынке

Виды и способы продвижения продукции в интернет. Методы продвижения товара в сети интернет. Успех в бизнесе – успех на рынке

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В РАБОТЕ С УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Выполнила:

Студентка 33 группы

Матысюк Инна Александровна

Специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель:

Звягина Е.А.

Ульяновск

Пример применения программированного обучения в работе с учащимися начальных классов на уроках технологии 2 класса.

Раздел: Аппликация из бумаги

Тема урока: Аппликация «Зайчик»

УМК «Планета знаний»

При проведении урока с применением программированного обучения в работе с учащимися начальных классов можно использовать данный фрагмент урока:

Приступая к нашей работе, мы вспомним с вами правила безопасности на уроке с ножницами и клеем (информационный элемент):

Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

(Проблемный элемент)

1. Послушайте загадку от Снеговика. О ком она?
Зверь лесной встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы – уши больше головы. Заяц.
2. Про какого зайца загадка, беляка или русака?
Зимой белый, летом серый. Заяц-беляк.
- Сегодня у нас аппликация «Зайчик» (учитель показывает готовую поделку).
1. Вам нравится?
2. Как вы думаете, какое настроение у зайчика? (Весёлое, радостное, счастливое.)
- Почему вы так решили? (У зайца на лице улыбка.)
- Хорошо, вы все верно сказали, но прежде чем приступать к выполнению проанализируем нашу работу:
1. Какого цвета картон мы выберем? (По желанию.)
2. Каким материалом для работы мы воспользуемся, чтобы зайчик у нас был белым цветом? (Мы возьмём альбомный лист.)
3. Из каких деталей состоит зайчик? (Зайчик состоит из туловища, головы, ушей.)
- Молодцы! Все необходимое вам при работе, положите перед собой.

Начинаем выполнять нашу аппликацию, внимательно смотрим сначала, как это выполняю я, а после делаем самостоятельно то- же самое.
1. Обводим шаблоны на альбомном листе и вырезаем их.
2. Распределяем аппликацию на картоне, корректируем положение и приклеиваем.
3. Оформляем черты лица зайчика.

Вы решаете сами, какие у вашего зайчика будут глаза, нос, рот.

Анализ проделанной работы (контрольный элемент) :
1. Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «Зайчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы!

2. Расскажите, почему вы выбрали именно такое настроение для зайчика? (на улице лето, тепло (улыбка); он получил плохую оценку в школе (грусть))

Рефлексия (обобщающий элемент):
1 А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Зайчик»? (Подарить родным, близким людям.)
2. А зачем дарить? (чтобы было приятно, чтобы поздравить с праздником, попросить прощение)
3. Что особенно понравилось на уроке? Почему?
4. Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?
5. Что вызвало затруднение? Почему?

Технология программированного обучения

Учитель МБСЛШ им. Ю. А. Гагарина Котляр Светлана Артуровна

Научимся программировать -
научимся обучать. А.Берг

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов ХХ в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н.Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Классификационные параметры технологии

  • По уровню применения : общепедагогическая.
  • По философской основе : приспосабливающаяся.
  • По основному фактору развития: социогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская
  • . По ориентации на личностные структуры:
  • 1) ЗУН. По характеру содержания и структуры: проникающая.
  • По типу управления: программная.
  • По организационным формам: классно-урочная, групповая, индивидуальная.
  • По подходу к ребенку: помощь
  • По преобладающему методу: репродуктивная.
  • По направлению модернизации: эффективная организация и управление.
  • По категории обучаемых: любые.
  • Целевые ориентации Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Концептуальные основы

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (“кадров”, файлов, “шагов”), подаваемых в определенной логической последовательности.

Принципы программированного обучения (по В.Я. Беспалько)

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин “иерархия” означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.

Уже структура технологии программированного обучения (объединение систем (1+2+7+8, см. п. 2.4.) свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархиии выступает в первую очередь педагог (системы 1 и 7), управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему (система 1), индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения (система 7).

Сущность второго принципа – принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному – для внимания учебного материала, другому – для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении долгового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

Шаговая учебная процедура – это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий (отражающих определенную теорию усвоения знаний учащимися и способствующих эффективному усвоению знаний и умений). Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.

В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.

Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – снову технологии программированного обучения.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

Виды обучающих программ

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рис. 1).

Фрагмент линейной программы, предназначенный для изучения сопротивления проводников (физика 8 класс).

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Фрагмент разветвленной программы, предназначенный для изучения темы «Вынесение множителя из по знака корня. Внесение множителя под знак корня» . (алгебра 8 класс)

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

.(тетрадный вариант 6 класс)

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения – составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике – это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

На своих уроках в системе использую приём алгоритмизации, заключающийся в применении графической наглядности: опорных схем, таблиц, памяток, карточек-информаторов содержащих алгоритмы действий направленных на формирование знаний, умений, навыков и активизацию познавательной деятельности учеников. На уроке с направляющей помощью учителя в самом начале изучения трудной темы составляем опорные схемы или карточки-информаторы.

Такие алгоритмические предписания обеспечивают доступность учебной информации для обучающихся. Помогают слабым учащимся изложить материал самостоятельно, вселяют в них уверенность, создают ситуацию успеха («я – могу, я – умею»), активизируя познавательную деятельность на уроках .

Фрагмент урока, предназначенный для изучения темы «Физические величины» .

(алгоритм нахождения цены деления) (физика 7 класс)

Фрагмент урока, предназначенный для изучения темы «Решение уравнений» .

(алгоритм решения линейных уравнений) (математика 6 класс)

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операций и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

  • информационный блок;
  • тестово-информационный (проверка усвоенного);
  • коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);
  • проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;
  • блок проверки и коррекции.

Изучение темы «Четырехугольники» (геометрия 8 класс) и «Свойства степеней» (алгебра 7 класс)

Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать ее только темп работы, но и содержание учебного материала.

Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.

Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
  • методическое руководство по достижению целей;
  • практические занятия по формированию необходимых умений;
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Перпендикулярные и параллельные прямые. (математика 6 класс)

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний . После определения диагностично поставленных по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам (учебных элементов), далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Фрагмент такой программы предназначенный для изучения темы «Пропорция. Основное свойство пропорции» .(тетрадный вариант 6 класс)

Элементы технологии программированного обучения можно использовать не только при изучении нового материала, но и на этапах закрепления, обобщения и проверки знаний.

К программированным заданиям относятся различные перфокарты с выбором ответа, программированные диктанты (зрительно-слуховые), занимательные тесты с выбором ответа. Таблицы и алгоритмы вызывают у учащихся со сниженным интеллектом некоторые трудности лишь на начальных этапах использования. Перфокарта, дающая возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, сокращает время проверки. Кроме этого, она позволяет осуществить самопроверку и взаимопроверку. Перфокарта способствует выработке навыков самоконтроля. На выполнение программированного задания отвожу 3-5 минут.

Формы подкрепления правильности решения примеров и задач самые разнообразные:

1 .Перфокарты с выбором ответов, зашифрованных геометрическими фигурами . Учащиеся, кроме задания составить и решить примеры, получают несколько возможных ответов к ним, «зашифрованных» геометрическими фигурами. Ученик, решив первый пример, сверяет свой ответ с данными ответами. Найдя, он «зашифровывает» его геометрической фигурой в тетради и т. д. в итоге получается геометрический ряд.

2. Перфокарты с указанием шифра. Задания составлены разной степени сложности и объема в зависимости от потенциальных возможностей обучающихся. Учащиеся получают ответы с указанием шифра (ответы располагаются вразброс). Ученик, решив первый пример, сверяет ответ с данными ответами, а на полях против решенного примера ставит шифр, в итоге получается цифровой ряд. Если ученик ошибся, то он не найдет ответа, ему снова придется решать пример до тех пор, пока он не решит его правильно, что имеет большое коррекционное значение, формирует настойчивость, терпение, ответственность за полученный результат.

3. Программированные диктанты (зрительно-слуховые).

1) Если вы согласны с утверждениями, высказанными мною, поставьте цифру 1, если вы считаете, что информация неправильная - ставьте 0. В конце диктанта дайте итоговый ответ. Работу нужно выполнить в быстром темпе.

а)36 + 3 - 6 = 33 (карточка)

б) чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое и т. п.

2) Зрительно-слуховой диктант

Для зрительно-слуховых диктантов подбираю задания, которые расширяют общий кругозор, прививают любовь к родному краю, родине. С этой целью использую программированные буквенные цифровые задания, в ответе которых содержится краеведческая информация. Например: выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, и вы узнаете «как первоначально назывался город Челябинск», «какое озеро самое чистое в Челябинской области » и «какое озеро в Челябинской области самое большое» и т. п.

Большой интерес у обучающихся вызывают занимательные тесты с выбором ответа. В предлагаемых тестах для учащихся даны математические задания вычислительного характера, для проверки выбора ответа, словесные формулировки познавательных вопросов и дополнительные сведения познавательного характера о животных и событиях. Данные занимательные тесты с выбором ответа провожу в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в середине урока в качестве повторения, чтобы сменить вид деятельности и поднять интерес к изучаемой теме.

  • Математические задания в тестах расположены в порядке возрастания сложности, форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров простые и с разветвлением, таблицы , магические квадраты, удивительные квадраты. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей, способствует интеграции изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, развивает познавательную активность, тем самым побуждает их к самостоятельному познанию нового.

Достоинства и недостатки программированного обучения

Программирование обучение имеет ряд достоинств:

  • мелкие дозы усваиваются легко,
  • темп усвоения выбирается учеником,
  • обеспечивается высокий результат,
  • вырабатываются рациональные способы умственных действий,
  • воспитывается умение логически мыслить.

Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

  • не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
  • требует больших затрат времени;
  • применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
  • обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Программированное обучение - это такое обучение, когда решение поставленной задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций, изучаемый материал подается в форме строгой последовательности, каждый элемент которой содержит, как правило, порцию нового материала и контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение предусматривает:

Правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;

Частый контроль знаний;

Переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки;

Обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.

Учащиеся с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляя при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Ненужно отводить специального времени на проверку выполняемых заданий, следовательно, рационально используется время ученика и учителя на уроке. Подобные программированные задания делают процесс обучения интересным, личностно значимым для каждого ученика, формируют навыки самоконтроля, имеющие жизненно практическое значение.

Таким образом, программированное обучение получило новый толчок к развитию в связи развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения, внесло серьёзный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования.


На днях мне довелось провести практическое занятие по программированию для учеников десятого класса одного из харьковских лицеев. Шесть лет назад я читал курс программирования в политехе, но тогда на посвящение студентов в эту, не побоюсь сказать, науку у меня было целых два семестра времени на лекционные и лабораторные занятия. А здесь было всего от силы полтора часа, да и с таким юным контингентом я ещё не работал. «Ладно» , сказал я себе. И приступил к подготовке. Мне дали несколько задач, которые можно было бы порешать со школьниками. Первая из них занимала аж 70 строк индусского кода. Подготовил своё решение из 10 строк. Думал, «Сначала дам одно решение, потом покажу другое» . Ещё одну задачу переписал для того, чтобы сместить акценты с программистских особенностей в предметную область (задача была геометрическая). Третья задача была наиболее простой – один человек вводит с клавиатуры число, другой отгадывает. Неинтересно. Пусть лучше компьютер загадывает и даёт подсказки. Для каждой задачи придумал последовательность подачи материала. Когда пришло время, а школьники расселись за компьютеры, я их спросил: «Кто-нибудь из вас имеет опыт программирования? Какие-то языки программирования уже изучали?» . Получив отрицательный ответ, мысленно сказал себе «Печально» , отложил в сторону два листа с распечаткой кода из трёх и сделал заявление: «Ну, что ж… Тогда начнём программировать!» .

Для кодеров данная статья, наверняка, интереса не представляет. Мой рассказ будет о методике преподавания в условиях ограниченного времени для людей с неокрепшей детской психикой на примере всего одного урока. Всех желающих приглашаю под кат!

Вводное слово о программировании началось примерно так. «Компьютеры сейчас применяются практически в любой сфере человеческой жизни. Поэтому неважно, какой путь вы выберете, на кого станете учиться, уметь программировать достаточно важно. С помощью этой науки можно получить существенную выгоду» . Далее я привёл пример «задаче о коммивояжёре», сформулировав её следующим образом: «Представьте, что вы работаете в Новой Почте. Вам нужно доставить множество посылок в разные города. Хорошо бы выбрать путь, чтобы был бы как можно короче. Это сэкономит деньги – курьер работать будет меньше часов, бензина потратите меньше литров» . И небольшой переход: «Но, к сожалению, компьютер сам не умеет решать такие задачи. Он умеет выполнять лишь арифметические и логические операции» (ну, и другие, но не будем сейчас об этом). «Причём делает он это над числами в виде нулей и единиц» (не будем тратить время, рассказывая о двоичной системе счисления – надеюсь, в школьной программе она есть). «Команды компьютеру (машинные инструкции) тоже даются в виде чисел. Но обычно программисты пишут программы на языках, понятных человеку – например, C, Java, C++» . Услышав «си-плюс-плюс», дети оживились. «Чтобы преобразовать код программы в команды компьютеру есть несколько видов программ, например, компиляторы. Чтобы более удобно с ним работать будем использовать другую программу – среду разработки, которая также включает текстовый редактор и много других полезных инструментов. Найдите на рабочем столе ярлык программы Code::Blocks и запустите его» .

Потом я рассказал, как создать новый проект и подробно, строчка за строчкой, описал содержимое файла с программой. Нумерация строк очень помогла. А вот трактовки терминов получились довольно вольными.

«Итак, можно увидеть, что в коде программы встречаются английские слова. Это и include , и using , и main , и return . В первой строке мы включаем, т.е. используем, некую библиотеку. Обычно программисты используют код, написанный другими программистами. Он включается во всевозможные библиотеки. В данном случае мы используем библиотеку iostream . Здесь i – это input (ввод), o – output (вывод), stream – поток. Т.е. библиотека содержит код для ввода с клавиатуры и вывода на экран» (перегружать школьников информацией о перенаправлении потоков ввода-вывода не стоит). «Если библиотек много, между ними могут возникнуть конфликты, поэтому код обычно размещают в разных пространствах. using namespace std нужно для того, чтобы выбрать пространство имён (namespace) std – сокращение от standard (стандартный). int говорит, что идёт речь о целых числах, об их хранении и передаче» (т.е. я имел в виду объявление переменных и возвращаемое функцией значение; о явном приведении типов рассказывать не стал) «main – имя функции. Функция – это какой-то логически завершённый участок кода, который возвращает какое-то значение. cout … c – console (консоль – клавиатура и экран), out – вывод, endl – end of line, конец строки. В седьмой строке происходит вывод текста, заключённого в двойные кавычки, на экран. return 0 в данном случае говорит операционной системе об успешном завершении программы» .

После этого предложил нажать F9, чтобы скомпилировать программу («преобразовать текст программы в машинные инструкции» ). «Поздравляю! Вы написали свою первую программу!» , сказал я, когда увидел, что на мониторах появились консоли с текстом. Потом уточнил: «Ну, не совсем написали – за вас это уже сделали другие. Поэтому давайте внесём изменения в код. Измените в двойных кавычках текст Hello world! на какой-нибудь другой на английском языке и ещё раз нажмите F9. Вот теперь другое дело!» . Кто-то не закрыл окно запущенной программы, поэтому компиляция не прошла. Пришлось помогать. «Теперь замените текст на какой-нибудь другой, на русском языке. И удивитесь.» Те, кто написал «Привет», увидели следующее:

«Всё дело в том, что текст тоже преобразуется в нули и единицы. И как именно будет происходить это преобразование, зависит от кодировки. Кто-нибудь сталкивался с этим понятием?» В ответ – неуверенное мычание… «Давайте зададим кодировку для кириллицы. Установим (set) соответствующую локаль (locale). Для этого седьмую строку опустим вниз (поставим курсор в начале строки и нажмём Enter). И в пустой седьмой строке введём setlocale(LC_ALL, "rus"); А во второй строке введём #include » . Кто-то LC_ALL написал строчными буквами (пришлось объяснить, что строчные и заглавные буквы отличаются), кто-то списал с доски L.C.A.L.L. (да, доска в ужасном состоянии), кто-то написал «russ» и не получил должного результата. Но в большинстве случаев я увидел положительный исход. Немного опечалил текст, который написала одна девочка, «хочу кушать». В таком состоянии восприятие информации довольно сильно страдает.

Пришло время сформулировать школьникам условия задачи. «Теперь давайте напишем программу. Пусть компьютер загадает число от 0 до 99, а мы с его подсказками будем это число отгадывать» . Да, это третья задача.

«Для генерации случайного числа используется функция rand, сокращение от слова random – случайный. Чтобы её использовать, нужно подключить библиотеку cstdlib . Для генерации числа от 0 до 99 нужно взять остаток от деления результата, который возвращает функция, на 100. Операция получения остатка от деления записывается символом процента». Тут пришлось напомнить школьникам, что такое остаток от деления. Привёл пример «5%2», и им стало ясно, что я имел в виду. «Результат выполнения операции взятия остатка от деления (т.е. случайное число от 0 до 99) нужно куда-то записать. Это число целое. Странно было бы, если бы мы пытались угадать какое-нибудь вещественное число, например, 2.584 или 35.763. Для хранения результата будем использовать переменную. Переменная – это область памяти компьютера (нам пока неважно, где эта память находится), к которой можно обращаться по имени» . Да, с переменными различных типов можно выполнять определённый набор операций, но это сейчас не имеет значения. «Назовём переменную u (от слова unknown). Для объявления переменной целого типа используется слово int . Такая область памяти на этих компьютерах занимает 4 байта и может вместить число примерно от минус двух до плюс двух миллиардов. Этого достаточно?» Получив утвердительный ответ, написал на доске недостающий код. Получилось следующее (вместе с исправлением вывода – теперь на экране будет не текст, а значение переменной):

Запустив программу, школьники, все до одного, увидели число 41. Не 42, но тоже сойдёт. Причём результат не изменялся от запуска к запуску. «Итак, мы получили случайное число. Действительно, кто бы мог подумать, что компьютер выдаст 41? Число 41 удовлетворяет условиям, которые мы поставили. Оно находится в интервале от 0 до 99. Но как его сделать действительно случайным? Для этого нужно задать так называемое зерно генератора случайных чисел, например, текущим временем. Добавьте перед десятой строкой строку srand(time(0)); Если программа не компилируется – добавьте библиотеку ctime »

Теперь программа выдавала действительно случайные (ну, на самом деле не случайные, но это для этой задачи значения не имеет) числа. Исходник программы на данный момент был таким:

Осталось написать код, отвечающий за его угадывание.

«Не думаю, что вы сможете угадать число от 0 до 99 с первого раза» Школьники улыбнулись. «Если мы будем делать какие-то одни и те же действия несколько раз, то это можно оформить в виде цикла» Так как рассказать на словах, как реализовать цикл, сложно, сначала я записал соответствующие строки на доске.

«В тринадцатой строке мы объявили переменную i (от input), аналогичную переменной u. В ней мы будем хранить введённое число. Собственно ввод осуществляется в 16-й строке. Цикл объявляется ключевым словом do . Всё, что заключено в фигурные скобки, будет повторяться пока (while ) значение переменной i не равно u». Что касается этого участка кода, то типичные ошибки учеников были такие. Во-первых, они ставили вместо фигурных скобок круглые. Во-вторых, операцию сравнения «!=» писали раздельно. После компиляции программы дети настойчиво пытались отгадать число u. Меня поразило, что девочка, которая ранее написала «хочу кушать» делала это весьма успешно. Из ошибок времени исполнения я был рад увидеть следующую:

Это позволило мне объяснить, что в программе нет проверки корректности входных данных, и вводить буквы, когда от нас ожидают лишь цифры – не самая лучшая идея.

Мы подошли к финишной прямой. Осталось добавить подсказки. Я написал на доске два «if-а» и пояснил. «Если введённое число больше загаданного, выводим соответствующее сообщение (строка 17). Если введённое число меньше загаданного – делаем так же (строка 18).» Плюс ко всему я расширил вывод сообщения о завершении «игры».

Это был окончательный текст программы, которую набрал на первом уроке программирования 10-в класс. Программа далеко не идеальна. В частности, мне не нравятся сообщения «Ваше число больше!» и «Ваше число меньше!». Они реально запутывают. Если бы у меня был второй шанс провести подобный урок, сформулировал бы по-другому.

На этом уроке я также хотел показать ученикам алгоритм быстрого поиска загаданного числа (бинарный поиск), но оказалось, что они сами интуитивно пришли к этому решению, что не могло меня не порадовать.

Итоги подведём.

1. Урок прошёл успешно. Все ученики справились с заданием. Задача решена. Всего одна, но решена. Не без трудностей, конечно.

2. Я получил новый опыт преподавания. Последние два года читаю лекции и провожу лабораторные работы только студентам пятого курса, а работать с ними – совершенно иное дело. У них уже есть какая-то база, отношение к учёбе (да и к жизни в целом) другое, а мои предметы узко специализированные – материал, который я даю, в будущем пригодится от силы 2–3 нашим выпускникам из каждой группы. Здесь же есть надежда, что именно этот урок вызовет интерес к программированию у одного-двух учеников.

3. Школьная учебная программа совершенно иная, нежели та, по которой учился я. Да, я ходил не в простую школу. В седьмом классе мы изучали Logo, в восьмом – BASIC, а в девятом – Pascal. Но, тем не менее, даже тем моим одноклассникам, которые не блистали знаниями по другим предметам (а ведь и я тоже не блистал!), информатика нравилась. Я уверен, что давать программирование в школе нужно обязательно. Оно отлично развивает мозг и позволяет понять компьютеры (без которых мы уже не представляем свою жизнь) совершенно с другой стороны.

4. Язык C++ имеет высокий порог вхождения. Одного урока, чтобы раскрыть основы этого языка программирования, явно недостаточно. Да, я не знаю C++. Я обожаю C, а когда мне нужно ООП, я пишу на Java. Но изучать C++ в вузе скорее всего нужно (C по моему скромному мнению – обязательно). Опять же многое зависит от вуза и специальности.

Спасибо за внимание всем, кто прочёл до конца! Буду рад ответить на ваши вопросы.

P.S. Есть идея написать ещё одну статью об информатике в школе. Если поддержите в комментариях, статья, скорее всего (не буду обещать), увидит свет.

В связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой ставится задача - найти средства и приемы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Одним из таких средств, на наш взгляд, может стать и становится программированное обучение.

Под программированным обучением в педагогической литературе понимается такое обучение, которое осуществляется на основе специально составленных программированных пособий, особых средств и приемов обучения, позволяющих давать и проверять материал частями (например, алгоритм), а также с помощью обучающих машин . Материал как в программированном пособии, так и в программе, предназначенной для обучающей машины, разбит на мелкие дозы («порции», «шаги»). Освоив одну такую дозу материала, ученик сразу же (в пособии в виде задания или в виде команды от обучающей машины) получает небольшое практическое задание или вопрос, направленные на немедленное закрепление того, что было только что прочитано, на выработку практических умений и навыков.

На современном этапе методика русского языка располагает значительными возможностями для того, чтобы обеспечить квалифицированное объяснение нового материала, используя при этом различные методы и приемы, наглядные пособия, дидактический материал. Однако регулирование процесса обучения (т.е. управления познавательной деятельностью) чрезвычайно затрудняется тем, что при обычных формах даже успешного опроса и при проверке письменных контрольных работ учитель узнает о результатах своей работы на уроке и работы учащихся слишком поздно, иногда только через несколько дней (после проведения письменных работ), а при устном опросе хотя и на данном уроке, об уровне и качестве знаний лишь немногих опрошенных учащихся.

Мы считаем, что программированное обучение открывает новые возможности управления процессом усвоения знаний, способствует развитию навыков логического мышления, активности учащихся; однако надо иметь в виду, что при чрезмерно частом пользовании программированными пособиями (например, при так называемом сплошном программировании, когда весь курс переводится на занятия по программам и уменьшается доля устной речи учителя и учащихся) даже эффективные обучения сравнительно быстро утомляют учащихся, надоедают им, в результате чего ослабляется внимание и активность. Кроме того, не следует сводить задачи программирования к совершенствованию только форм проверки и контроля, как это зачастую представлено в научной и методической литературе по проблеме программирования .

Программированное обучение предполагает коренное изменение форм и методов преподавания учебных дисциплин. Основной единицей усвоения становится не тема, рассчитанная на один, два, три урока, а самая минимальная порция материала, такая, что на усвоение ее требуются даже секунды. Очень эффективны при этом задания с выбором возможного ответа. Весь материал разбивается на множество элементарных «шагов», неразрывно связанных друг с другом. При этом решается ряд дидактических проблем: знания, умения и навыки закрепляются не после ознакомления с темой, а в процессе ее изучения; обеспечивается непрерывный самоконтроль (обратная связь); создаются условия установления индивидуального для каждого учащегося темпа работы.

Программированное обучение, ввиду его специфики особенностей, ведет к одностороннему «не аналитическому восприятию и уводит от синтетического, что является уже его слабой стороной, так как школа обязана развивать и аналитические и синтетические способности одновременно.
Неоправданное расширение сферы использования программирования приводит иногда к обратному результату: весьма сдержанному его применению на практике, хотя это и не означает полного отказа от использования приемов, отдельных элементов программирования в современной школе.
Ведется активная работа по созданию методических пособий по программированному обучению, в частности, по использованию ЭВМ на уроке русского языка преподавателями филологического факультета Белгородского Государственного университета. В издательстве «Просвещение» вышла книга «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой» , одним из авторов которой является Г.И. Пашкова (материалы этого пособия использовались нами при проведении уроков русского языка в школе № 4 г. Шебекино во время прохождения педагогической практики). Сейчас готовится к печати вторая часть этого издания (дидактические материалы по пунктуации), в подготовке которого принимает участие Т.Ф. Новикова. Преподаватели кафедры русского языка (Л.И. Ушакова, М.С. Гордеева, В.Н. Цоллер) разработали программы для контрольно-обучающего тренажера «Огонек» по морфологи синтаксису, лексикологии для студентов 2-4 курсов.

Идеи программированного обучения нашли свое применение и в школах Белгородской области. Учителя русского языка средних школ, 1. 4, 5 г. Шебекино активно используют на своих уроках элементы программированного обучения. В этих школах проводился эксперимент no использованию компьютеров при объяснении нового материала по русскому языку. Учителя школы №1 Р. А. Должикова, Л.Н. Мочалина докладывали о результатах эксперимента на городском и областном методических объединениях словесников. Так что у белгородских учителей есть все основания не согласиться с утверждением известного методиста М.Т. Баранова о том, что «приходится сожалеть о полной неразработанности методики использования видео-, аудио-, компьютерной техники» .

Предварительный опыт применения экспериментальных программ позволяет предположить, что на практике скорее оправдает себя сплошное программирование и компьютеризация учебного процесса, а применение элементов программирования в сочетании с традиционными формами работы. Эффективность использования программированных материалов повышается в случаях, когда применение их сочетается с пользованием обучающих и контролирующих технических устройств (машин-тренажеров, экзаменаторов, репетиторов).

Как мы знаем, современная методика русского языка выделяет следующие виды программированного обучения: машинное и безманшинное.

Использование машинных видов программированного обучен (компьютеров, тренажеров) на современном этапе обходятся школе очень дорого, и не каждое учебное заведение может позволить себе применен компьютеров в обучении русскому языку. Цель нашей работы - рассказать об использовании элементов безмашинного программирования; уроках русского языка в 5 классе. Двухлетний опыт использования элементов безмашинного программирования (перфокарты, алгоритмы, венные диктанты, сигнальные карточки и др.) позволяет нам сделать выводы об эффективности программированного обучения на уроках русского языка. Во-первых, нами экономится время на проверке домашнего; задания и опроса. Во-вторых, мы облегчаем учащимся понимание нов материала, так как они воспринимают его небольшими «дозами», a не полностью. В-третьих, мы моментально устанавливаем обратную связь с учащимися и можем сделать вывод о своей работе и о работе учащихся на уроке. В четвертых. мы формируем у учащихся познавательный интерес.

Ввиду небольшого педагогического опыта мы не можем пока продуманную и экспериментально подтвержденную систему уроков. Мы поставили себе перспективную цель - разработать такую систему обучении русскому языку в 5 классе. В этой работе мы хотим дать описание фрагментов урока по теме «Правописание приставок на з и с», что бы продемонстрировать использование элементов безмашинного программирования на различных этапах урока.
Изучая в 5 классе тему «Правописание приставок на з/с», при объяснении нового материала вниманию учащихся предлагается следующий алгоритм:

Это приставка на з/с?
I I
Да Нет
изменяется не изменяется
I
Перед подбирать
звонким глухим подпирать
I I
3 С
раздирать раскричался
Алгоритм - это способ действия для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правила.

После знакомства с алгоритмом учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений, направленных на формирование умения объяснять правописание приставки с помощью алгоритма. Учитель дает учащимся образец рассуждения.

В конце урока учитель проводит буквенный диктант, который помогает осуществить первичный контроль и выявить уровень усвоения учащимися нового материала.

Методика проведения буквенного диктанта: учащиеся записывают в строчку девять цифр. Затем им диктуется десять слов на изученную орфограмму, порядок каждого из которых совпадает с соответствующей цифрой. Дети должны под каждой цифрой записать только конечный согласный приставки. Также здесь можно использовать диктант - «Молчанку» - с использованием сигнальных карточек.

На дом учащимся дается такое задание, которое позволяет им максимально закрепить навык правописания, полученный на уроке.

На следующем уроке проверку домашнего задания мы проводим используя перфокарту. Это позволяет нам сэкономить время, подвергнуть контролю каждого учащегося, максимально быстро оценить работу учеников. Детям предлагается словарный диктант из 16 слов. По окончании работы в качестве метода проверки и контроля используем взаимо проверку. Учитель сообщает классу правильные ответы, учащиеся сопоставляют ответы друг друга с контрольными и выявляют допущен ошибки.
Таким образом, мы постарались на примере изучения одной темы рассказать о возможностях программирования на уроках русского языка. Можно по-разному относиться к этому виду обучения, принимать его или опровергать полностью, но ясно одно - каждый творчески работающий учитель должен стремиться к разнообразию форм и методов своей работы, совершенствованию преподавания своего предмета.

ЛИТЕРАТУРА
1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, -М.: Просвещение, 1980.
2. Федоренко Л.П. Вопросы программированного обучения. //РЯШ. -1968.-№1.
3. Алгазина Н.Н., Ларских З.П., Пашкова Г.И. и др. Дидактиче материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. -М.: Проев ние, 1996.
4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. -М.: Просвещение, 1990.

Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15374УДК 372.881.161.1

Лебедева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров[email protected]

Хайновская Людмила Петровна, учитель Фабричной школы Лузского района Кировской области

Программированное обучение на уроках русского языка

Аннотация. В статье раскрывается сущность программированного обучения и приводится пример его использования на уроке русского языка при изучении одной из самых трудных тем в 6мклассе ‬«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Ключевые слова: программированное обучение, алгоритм, порции (шаги), информационный кадр, операционный кадр, контрольный кадр.Раздел: (01) педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять современные технологии, которые соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.Актуальность данной статьиобусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения программированного обучения в школу.Программированное обучение обеспечивает пошаговый характер технологического процесса, информативность, организацию операционной деятельности учителя и учащихся, установление обратной связи и контроля. Руководством к действию для учителя при программированном обучении выступают следующие принципы: деление материала на небольшие, тесно связанные между собой части (шаги); активизациядеятельности учащихся; немедленная оценка ответа; индивидуализация темпа и содержания обучения; дифференцированное закрепление знаний (каждое обобщение необходимо повторить несколько раз и проиллюстрировать с помощью достаточного количества примеров) .При организации и осуществлении программированного обучения целесообразно придерживаться следующего алгоритма: информационный кадр (ИК) ‬операционный кадр (ОК) ‬кадр обратной связи (ОС) ‬контрольный кадр (КК) . ИК ‬это небольшая доза учебной информации. Он соответствует этапу ознакомления с правилом и его восприятию. ОК присутствует на всех этапах работы с новыми правилами при целенаправленном выполнении упражнений воспроизводящего, тренировочного и творческого характера. ОС ‬коррекция ошибок ученика при выполнении задания и анализ причин ошибки, например, при неправильном написании слов. КК ‬это проверка и оценка правильности написания слов.Раскроем алгоритм применения программированного обучения на уроке русского языка на примере одной из трудных тем, изучаемых в 6м классе, ‬«Мягкий знакпосле шипящих на конце наречий».Дидактическая цель урока‬создать условия для усвоения правила написания мягкого знакапосле шипящих на конце наречийи выработки соответствующих навыков. Тип урока:комбинированный.Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 2

Этапы урока1.Организационный момент.Приветствие учеников. Определение готовности учащихся к работе. Мобилизация внимания. Настрой на активную работу.2.Целеполагание. Мотивация.Осмысление названия темы урока: «Сегодня на уроке мы будем изучать написание наречий с “ь”на конце после шипящих и повторять написание “ь”после шипящих в разных частях речи».3.Актуализация знаний.Формулировка вопроса: «Давайте вспомним, в каких частях речи после шипящих на конце пишется “ь”»?4.Повторение.Организуется парная работа учеников с тетрадями. Используется алгоритм программированного обучения.Операционный кадр 1.Один ученик работает с таблицей «Пиши мягкий знакпосле шипящих!»в разных частях речи (позитивное правило) и записывает примеры слов, другой ‬«Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (негативное правило) и записывает примеры слов.Шаг 1. Первый учениквписывает в таблицу примерсуществительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«вещь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного,пишущегося без «ь» на конце,‬«хорош».Шаг 2. Первый ученик вписывает в таблицу примерсуществительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«дочь». Второй ученик вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце,‬«свеж».Шаг 3. Первый ученик вписывает в таблицу пример существительного женского рода 3го склонения, пишущегося с «ь» на конце,‬«тишь».Второй вписывает в таблицу пример краткого прилагательного, пишущегося без «ь» на конце,‬«горяч».Шаг 4. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«читаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«мяч».Шаг 5. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«думаешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«гараж».Шаг 6. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола во 2м лице единственного числа настоящего времени ‬«видишь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного мужского рода 2го склонения ‬«шалаш».Шаг 7.Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«режь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«сокровищ».Шаг 8. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«ешь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«сокровищ».Шаг 9. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в повелительном наклонении, пишущегося с «ь» на конце,‬«мажь». Второй ученик вписывает в таблицу пример существительного в родительном падеже множественного числа, пишущегося без «ь» на конце,‬«крыш».Шаг 10. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«беречь».Шаг 11. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«стеречь».Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 3

Шаг 12. Первый ученик вписывает в таблицу пример глагола в неопределенной форме, пишущегося с «ь» на конце,‬«жечь».Операционный кадр 2.Организуется взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правописание друг у друга, исправляют ошибки.Операционный кадр 3.Работа с доской. Ученики приводят свои примеры слов, и учитель вписывает их в таблицу «Пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (позитивное правило). Далее заполняется таблица «Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» (негативное правило).Шаги1, 3, 5. Ученик приводит пример существительного женского рода 3го склонения.Шаги2, 4, 6. Учитель записывает пример на доске.Шаги 7, 9,11. Ученики приводят примеры глаголов во 2м лице единственного числа настоящего времени.Шаги 8, 10,12. Учитель записывает примеры на доске.Шаги13, 15, 17. Ученики приводят примеры глаголов в повелительном наклонении.Шаги14, 16, 18. Учитель записывает примеры на доске.Шаги19, 21, 23. Ученики приводят примеры глаголов в неопределенной форме.Шаги20, 22, 24.Учитель записывает пример на доске.Шаг 25. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Пиши мягкий знак после шипящих!Сущ.ж.р.3госкл.Гл.во2мл.ед.ч.наст.вр.Гл.вповелит.накл.Гл.внеопр.формевещьдочьтишьчитаешьдумаешьвидишьрежьешьмажьберечьстеречьжечь

Операционный кадр 4.Заполнение таблицы «Не пиши мягкий знакпосле шипящих!» в разных частях речи (негативное правило). Шаги 1, 3, 5. Ученики приводят примеры прилагательныхв краткой форме.Шаги2, 4, 6. Учитель записывает примеры на доске.Шаги7, 9, 11. Ученики приводят примеры существительныхмужского рода 2го склонения. Шаги 8, 10, 12. Учитель записывает примеры на доске.Шаги 13,15, 17.Ученики приводят примеры существительных в родительном падеже множественного числа.Шаги14, 16, 18.Учитель записывает примеры на доске.Шаг 19. Все ученики записывают примеры в тетрадях.

Не пиши мягкий знак после шипящих!Краткие прил.Сущ.м. р. 2го скл.Сущ.в род. п.мн. ч.хорошсвежгорячмячгаражшалашсокровищкрышзадач

5.Первичное усвоение знанийИнформационный кадр 1 Ученики самостоятельно знакомятся с новым правилом по учебнику: «После букв “ш”и “ч”на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы “ж”мягкий знак пишется только в слове “настежь”».

Операционный кадр 1.Замена части предложения на наречие.Шаг 1.Учитель читаетпредложение«Всадник мчался во весь опор» ипредлагает заменить «во весь опор» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 2. Ученики производят замену: «вскачь».Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 4

Шаг 3. Учитель читает предложение«Дерево было все усыпано плодами» и предлагает заменить «все» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 4.Ученики производят замену: «сплошь».Шаг 5.Учитель читает предложение«Ребенок упал на спину», предлагает заменить «на спину» наречием с мягким знаком после шипящей.Шаг 6.Ученики производят замену: «навзничь».Информационный кадр 2. Учительприводит наречия, составляющиеисключения из правила: «уж, замуж, невтерпеж», которые нужно запомнить.6.Осознание и осмыслениеОперационный кадр 1. Заполнение пустого столбика в таблице «Пиши мягкий знак после шипящих» на доске и в тетрадях.Шаг 1.Ученики называют слово «вскачь».Шаг 2. Учитель записывает слово «вскачь» на доске в таблице. Шаг 3. Ученики называют наречие «настежь».Шаг 4. Учитель записывает слово «настежь» на доске в таблице.Шаг 5. Ученики называют наречие «навзничь».Шаг 4. Учитель записывает слово «навзничь» на доске в таблице7.ЗакреплениеОперационный кадр 1. Написание объяснительного словарного диктанта.Шаг 1. Учитель диктуетслово «рожь».Шаг 2. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.Шаг 3. Учительдиктует слово «дочь».Шаг 4. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание…Шаг27. Учитель диктуетслово «ешь».Шаг 28. Ученики пишут его в тетрадях и объясняют правописание.8.Объяснениедомашнего заданияОсновное задание: выучить правила написания наречий с шипящими на конце и исключенияиз правила; выполнить упражнения по учебнику. Дополнительное задание: составить кроссворд с частями речи, оканчивающимися на шипящие.9.РефлексияЧто нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что понравилось на уроке?Почему?Представим схематично этапы урока на рис.1. Рис. 1

На рис.2 показано применение алгоритма программированного обучения на этапе повторения, а на рис.3 ‬на этапе первичного усвоения знаний.Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 5

Рис.2Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Куписевич Ч. Oсновы общей дидактики. ‬М., 1980.2.Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина. ‬Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.‬С. 159.

Olga Lebedeva, Doctor of Pedagogic Science, Professor at the chairof Pedagogy,VyatkaState Universityof Humanities, [email protected] Khaynowskaya, Teacher, Fabrichnaya school, Luzskyi district, the Kirov regionProgrammed learning on the RussianlanguagelessonsAbstract. Thepaperdiscovers the point of programmed learning, gives an example of its use on the Russian lesson, when the studentsof the 6thform learnone of the difficult themes.Key words:programmed learning, algorithm, portions, informational sequence, operational sequence, control sequence.References1.Kupisevich,Ch.(1980)Osnovy obshhej didaktiki, Moscow (in Russian).2.Kukushin,V. S. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja studentov pedagogicheskih special"nostej,Izdatel"skij centr “MarT”; Feniks, Rostov n/D.,15, p. 9(in Russian).Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках рус0ского языка// Концепт. –2015. –№ 10 (октябрь).–ART15374. –0,3п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15374.htm.–ISSN 2304120X. 7

НекрасовойГ. Н.,докторомпедагогическихнаук, членомредакционнойколлегиижурнала«Концепт»

Поступила в редакциюReceived08.09.15Получена положительная рецензияReceiveda positive review10.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication10.09.15ОпубликованаPublished31.10.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Лебедева О. В., Хайновская Л. П., 2015



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows