Что происходит при переходе от индустриального к информационному обществу. Урок информатики "от индустриального общества к информационному". Рефлексивно – оценочный этап

Что происходит при переходе от индустриального к информационному обществу. Урок информатики "от индустриального общества к информационному". Рефлексивно – оценочный этап

23.04.2019

Урок в 11-м классе

"От индустриального общества к информационному"

Слайд 1

Вид : комбинированный.

Тип : усвоение новых знаний.

Цель : формирование знаний, умений, навыков о роли и значениях информационных революций.

Задачи :

    обучающая – выделить этапы развития информационного общества, сформировать у учеников понятия «индустриальное общество»;

    развивающая – развивать самостоятельность и логику мышления;

    воспитывающая - способствовать развитию познавательных интересов.

План урока:

    Ориентационно – мотивационный этап.

    Операционно-исследовательский этап.

    Рефлексивно – оценочный этап.

Ход урока

    Ориентационно – мотивационный этап

1.1. Постановка целей урока

    Информационные революции и причины, обусловившие их происхождение.

    Характеристика индустриального общества.

    Характеристика информационного общества.

    Информатизация и компьютеризация общества.

    Операционно-исследовательский этап.

2.1. Изложение нового материала

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но также обобщенных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции .

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ – этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе.

/Слайд №2/

/провести объяснение материала с помощью подготовленной презентации/

/Слайд №3/

Первая информационная революция связана с изобретением письменности , обусловившей гигантский качественный и количественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

/Слайд №4/

Вторая информационная революция (середина XVI века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации, тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции cделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

/Слайд №5/

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества , благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

/Слайд №6/

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера . Произошел окончательный переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации всех узлов, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации) и т. д.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов электронно-вычислительной машины (ЭВМ). Дальнейшие работы по совершенствованию ее элементной базы, т. е. частей, ее составляющих, обусловили появление микропроцессорных технологий, а затем и персонального компьютера. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области вычислительной техники, в результате которых происходила смена поколений компьютеров.

ПОКОЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ

/Слайд№7, 8/

Поколение

Элементная база

Характеристика

1-е поколение (с середины 40-х годов)

электронные лампы

ЭВМ отличаются большими габаритами, большим потреблением энергии, малой скоростью действия, низкой надежностью, программирование ведется в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х годов)

полупроводниковые элементы

По сравнению с ЭВМ предыдущего поколения улучшены все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (с середины 60-х годов)

интегральные схемы, многослойный печатный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с конца 70-х годов по настоящее время)

микропроцессоры, большие интегральные схемы

Улучшены технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров.

Перспективы развития

Мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью; создание дешевых микро ЭВМ; разработки интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей, их объединение; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

ВЫВОД : /слайд№9 /

причинами информационных революций является появление новых, более совершенных средств и методов работы с информацией.

/Определение понятия «информационные революции» и вывод учащиеся записывают в тетрадь/

Характеристика индустриального общества

/Слайд№10/

Характеристика индустриального общества даётся учащимися самостоятельно за счет работы с учебником по плану:

1. Дать определение понятия «ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»

2. На смену какому обществу пришло индустриальное общество?

3. Как связаны между собой успехи естествознания конца XIX – начала XX века, 4. Что считается критерием оценки уровня развития индустриального общества?

/Ответы – слайд № 11/

/Краткие ответы по пунктам плана учащиеся заносят в тетрадь./

Характеристика информационного общества

/Характеристику информационного общества даёт учитель./

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень скоро человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов все в большей степени будет зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что, прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу и наконец выдвижению наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что подчас не под силу человеку без привлечения специальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечит доступ к надежным источникам информации, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Что же касается материального продукта, то он станет более «информационно емким», и его стоимость будет в значительной степени зависеть от объема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания - это средство и продукт производства, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации.

В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет всё в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

/Дальнейший рассказ ведётся на основе презентации, с пояснениями некоторых характерных черт информационного общества./

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Ознакомление с понятиями «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» и «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», а также сравнение этих понятий можно провести следующим образом:

ознакомление – с помощью презентации (приложение 1), где определения этих понятий поставлены рядом;

сравнение – осуществить в устной фронтальной беседе с учащимися.

На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из создавшегося положения. Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального к информационному обществу. Этот процесс называется информатизацией . Для того чтобы понять роль этого процесса в истории, можно провести аналогию с понятием «индустриализация», означавшим переход от аграрного общества к индустриальному.

Приведем более полное определение информатизации, опираясь на формулировку, данную в законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 года.

Информатизация - процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Сегодня в любой стране в той или иной мере происходит процесс информатизации. Одни страны уже стоят на пороге информационного общества, другим предстоит еще долгий путь. Это зависит от многих объективных факторов, к числу которых можно отнести: экономическую и политическую стабильность, уровень развития индустрии страны, наличие государственной программы перехода и еще множество других факторов.

Информатизация общества является одной из закономерных примет современного социального прогресса. Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы - компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технические средства, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

    Рефлексивно – оценочный этап.

3.1. ВЫВОДЫ:

информатизация – более широкое понятие, чем компьютеризация;

компьютеризация – базовая техническая составляющая информатизации;

информатизация – служит основой создания информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

3.2. Закрепление предлагаю провести устно по вопросам, завершающим презентацию.

    Неизбежны ли информационные революции?

    Как вы представляете информационное общество?

    В чём отличие процессов компьютеризации и информатизации?

3.3. Домашнее задание

Учебник Н.В. Макаровой, Информатика и ИКТ, 11 класс. 2008г. – с. 7 – 16, ответить устно на задания №3 и №4 на с. 15, вопрос №8 с.16.

Оценки за урок могут получить (как минимум) 10-12 учащихся.

Аграрное общество можно охарактеризовать с различных точек зрения.

В экономическом отношении аграрное общество, как видно из его названия, осно­вано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только земле­владельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, но и ос­новано на скотоводстве, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.).

Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли):

1)Редистрибуция (экономические отношения - редистрибутивные, т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распре­деляется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение опреде­ляется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.)

2)Рынок (экономические отношения - рыночные). Основан на системе эквивален­тного обмена продукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произве­денный другими.

Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централи­зованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих помес­тьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу.

В социальном отношении аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта при­вязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «стар­ших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определя­ют, кто и сколько должен получит за свой труд. Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные, коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен (легко ли средневековый крестьянин мог стать мастером или даже под­мастерьем, какого-либо ремесленного цеха или стать рыцарем).



Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость. При этом ценно было не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Поэтому крестьянину отнюдь не было обидно за свою крестьянскую долю, он не завидовал представителям других групп, если не нарушались его сословные права.

Другим критерием социального деления можно назвать общину: крестьянская со­седская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ.

Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ оп­ределялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (зем­ли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность пра­вителя часто обожествлялась).

Чаще всего государственный строй аграрного общества был монархическим, то есть во главе общества находился монарх - король, царь, эмир, шейх, султан, импе­ратор. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов.

Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности -имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее бо­гатый обладал и соответствующей богатству властью.

Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была оп­ределена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой инфор­мации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация сознания людей на прошлое, на воспроизведение одних и тех же образцов поведения и отношений. Поэтому идея общественного прогресса в аграрном обществе практически нереальна.

XVIII век ознаменовал появление новых явлений в обществе, изменившей эконо­мический облик Европы. Речь идет, в первую очередь, о промышленной революции. На смену домашней организации производства, состоявшего из семьи помещика, слуг и крепостных; либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, воль­нонаемных работников и слуг, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии, с большими площадями цехов и сложным оборудо­ванием.

Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания сокращается смертность и растет средняя продолжительность жизни. Увели­чивается и численность населения. Люди все больше мигрируют из села в город - в по­исках более комфортной жизни, разнообразного досуга, больших возможностей полу­чить образование. Такая миграция сельского населения и превращение его в городское расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни получила название «урбанизация».

Урбанизация становится неотъемлемой частью другого процесса - индустриали­зации (от франц. индустрия - трудолюбие, искусство в промыслах и промышленнос­ти). Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства. Индус­триализация - применение научных знаний к промышленной технологии, открытие но­вых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Флагманом индустриализации была Англия, родина машинного производства, свободного предпринимательства и нового типа за­конодательства.

Особенное развитие в период перехода к индустриальному обществу получило разделение труда: появились десятки тысяч новых профессий, причем большинство из них были неизвестны аграрному обществу.

Индустриализация связана не только с промышленной революцией начавшейся в Англии, но и с политической - Великой французской революцией. Первая дала челове­честву экономические свободы и новое социальное строение - разделение на классы, а вторая - политические свободы и права, а также новую политическую форму обще­ства - демократию.

Таким образом, индустриальное общество - это промышленное общество или такая стадия развития общества, которая сменяет общество аграрное. Термин при­надлежит А. Сен-Симону, а концепция индустриального общества получила широкое распространение в 50-60-х гг. 20 века (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и другие). Форми­рование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением предпринимателей и наемных работников.

Индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесо­образная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный ры­нок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.

Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине 19 века, а Франция - в начале 20-х гг. 20 века). В России индустриализация успешно развивалась с конца 19 - начала 20 веков. С конца 20-х гг. индустриализация форсированно осуществля­лась тоталитарным режимом насильственными методами за счет резкого ограничения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьянства.

Кроме этого, отдельные характеристики индустриального общества рассматрива­лись в рамках различных теорий.

Согласно теории социальной мобильности (сформулирована П. Сорокиным) индустриальное общество представляет собой систему, открытую для перемещения людей из одной социальной группы в другую с большим или меньшим социальным статусом.

В рамках теории институционализма английский философ К. Поппер считает, что индустриальное общество это открытое общество (в таком обществе преобладают рациональное мышление, имеет место критика, индивидуализм). Противоположным открытому обществу является общество закрытое (оно отличается наличием обяза­тельной официальной идеологии, подчинение авторитарным правителям, коллекти­визмом).

По теории модернизации индустриальное общество представляет собой систему, прогрессивную, развивающуюся. Модернизация, по мнению ряда ученых, приводит к конвергенции, то есть к взаимному смешению характерных признаков общества, к еди­нообразию в строении, жизни и развитии между индустриальными обществами.

По мнению ряда исследователей, классовые конфликты по вопросам собственнос­ти, прав отдельных слоев общества характеризуют раннюю стадию индустриального общества (капитализм периода свободной конкуренции), но по мере достижения раз­витого состояния в таком обществе начинают преобладать отношения сотрудничества, регулируемые с помощью права, соглашений и договоров.

Применительно к роли городов необходимо отметить, что если в аграрном обще­стве города играли важную, но не основную роль, то в индустриальном эта роль стала ведущей.

В доиндустриальном (традиционном, аграрном) обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а церковь и армия являлись основными инсти­тутами управления. В индустриальном - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном определяющим фактором стало теоретическое знание, с учебными заведениями как местом где оно появлялось и концентрировалось.

Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работ­ников, а главное - обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»).

Для нового индустриального (постиндустриального) общества характерно разделе­ние собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Это­му разделению посвящены теории технократической революции и революции менед­жеров, например, теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса. Их суть в том, что политику государства во все большей степени определяют специа­листы, владеющие знанием законов технологического развития и методов управления производством.

В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика достигнув вершины развития, уступает место эконо­мике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой произ­водства.

В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специа­листам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление усту­пает место профессиональному.

В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами пони­маются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персо­нальных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут прода­ваться и покупаться.

Таким образом, основой информационного общества является человеческий фак­тор, который рассматривается наряду с другими факторами - экономическим, машин­ным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.

В традиционном обществе передача культурного наследия происходила естественным путем; с усложнением же общественной и социокультурной динамики отцовские функции общины и семьи трансформировались. Образование как «школа жизни» стало социальным аппаратом, реализующим отцовские функции. По П. Бурдье, агенты социальных отношений оказались низведены до роли исполнителей. В результате традиционная система образования стала аппаратной. Отцовское управление, которое взяло на себя государство, стало иметь дело только с подготовкой кадров из детей и молодежи. Содержание воспитательных процессов в образовательной системе индустриального общества свелось к запоминанию и воспроизведению учебного материала; мотивом к учебе стала конкуренция среди учащихся, основанная на системе экзаменов и наказаний. Разрыв между сложившейся системой образования и новыми условиями жизни в конце XX в. вызвал кризис системы и потребовал ее реорганизации. Ярко выделились факторы, вызвавшие потребность в таких переменах и объясняющие сложившиеся вскоре основные парадигмы образования взрослых.

Более половины годового прироста валового национального продукта определяется ныне инвестициями в «человеческий фактор» и, в первую очередь, в образование. Не случайно, и церковь всегда ссылалась на свои постулаты, согласно которым в воспитании присутствуют три позиции: учительская (просветительство), семейная (отцовство), наставническая (духовное руководство). Им соответствуют три аспекта воспитания: школьное, семейное, духовное. Не стоит забывать, что – наряду с церковью – существовал семейный государственный идеологический аппарат, игравший в традиционном обществе несравненно более важную роль, чем та, которую он выполняет в капиталистическом обществе.


Haraway D.J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. L., 1991. Р. 173.

Фомичева О.Ю. Женские жизненные стратегии: судьба Золушки // Судьба: Интерпретация культурных кодов / Ред. В. Михайлин. Саратов, 2004. С. 64.

Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001. С. 285; Прокопьева Н. Старуха // Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстр. энциклопедия. М., 2005. С. 638.

См.: Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт, Фольклор. История. М., 2001.

Парпулова–Гриббл Л. Таинственная власть злой старухи – тема и вариации в русском фольклоре и литературе девятнадцатого века // Кунсткамера: Этнографические тетради. Вып. 8–9. СПб., 1995. С. 265–274.

Баранская Н. Неделя как неделя // Новый Мир. 1969. № 11.

См. Ajguikhina N. La nouvelle prose féminine russe au miroir des débats d’idées // Le premier quinquennat de la prose russe du XXIe siècle / Sous la direction d’Hélène Mélat. Paris, 2006. P. 45–59; Melesko Т. Zur Opposition «männlich / weiblich» // Russische Kultur und Gender Studies / Hrsg. E.Cheauré und Caroline Heyder. Berlin, 2002. Р. 241–259.

Trofimova Е. Die Romane Aleksandra Marininas im Kontext der heutigen russischen Kultur // Russische Kultur und Gender Studies / Hrsg. E.Cheauré und Caroline Heyder. Berlin, 2002. Р. 339 – 357; Trepper H. Unschuldige Draugängerinnen, Geschlechterarrangement in den Frauenkrimis // Ibid. P. 357–377.

Межиева М.В., Конрадова Н.А. Окно в мир, современная русская литература. М., 2006. С. 57 – 85.

Abasheva М. La prose russe au début du XXIe siècle // Le premier quinquennat de la prose russe du XXIe siècle, Institut d’Etudes slaves. Paris, 2006. Р. 37–45.

Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.

Гумилев Н. Сочинения в 3 т. М.,1991. Т. 1. С. 20.

Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н.С. Гумилева «Костер». Автореферат канд. дис… Самара, 2003.

Клинг О. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм // Вопросы литературы. 1995. № 5. С. 104–122.

Панкратова О.В. Эволюция образов – символов в поэтическом наследии Н.С. Гумилева. Автореферат канд. дис… М., 1997.

Давыдова Е.В. Голубой цветок и русский символизм. М., 2001.

Кихней Л.Г. «В поэте мы найдем единоверца...»? Поэт как мифотворец в лирике Н. С. Гумилева // Материалы Шестой Международной научной конференции «Язык и культура». Киев, 1998. Том 5. С. 213.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. С. 46.

Верховский Ю. Путь поэта // Гумилев Н.С. Pro et contra. СПб., 1995.

Шивая Субраманьясвами. Космический танец Шивы (индуистский катехизис). СПб., 1993.

Топоров В.Н. Пространство и текст. М., 1983. С. 231.

Полушин В. Николай Гумилев. М., 2007.

Искржицкая И.Ю. Культурологический аспект литературы русского символизма. М.,1997. С. 224.

Лосев А.Ф. Теория художественного стиля. Киев, 1994. С. 52.

См.: Аристотель. Политика. Собр. соч. В 4–х т. Т. 4. М., 1984.

Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 65–66.

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 604.

Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. М., 2006. С. 381.

Там же. С. 573.

Там же. С. 699.

Там же. С. 715.

Скабичевский А.М. Заметки // Новости. 1889. № 100.

Чуковский К.И. Жена поэта // Чуковский К.И. Собр. соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 57.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971. С. 10.

Чуковский К.И. Панаева и ее воспоминания // Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1956. С. 7–8.

Sand G. Correspondence. Vol. 2. (Из письма к Сент–Беву от 24 .09. 1834).

Санд Ж. Жак. C. 247.

См.: Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века. (Мифы и реальность.) 1830–1860 гг. Томск, 1998.

См.: Jenevray F. George Sand et ses contemporains russes. Audience, échos, réécritures. Paris, 2000. P. 168–172.

Огарев Н.П. – невесте и впоследствии жене его, М.Л. Рославлевой // Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века. М., 1990. С. 453.

Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1954–1965. Т. 10. С. 255.

Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 15 т. М., 1939. Т. 1. С. 513.

Некрасова Е. А.Я. Марченко (Т.Ч. или А.Темризов). 1830–1880. Очерк // Киевская старина. 1889. № 10. С. 404.

Темризов А. Разлучники. СПб., 1869. С. 237.

Там же. С. 238

Жукова М.С. Вечера на Карповке. М., 1986. С. 240.

Иезуитова Р.В. Светская повесть // Русская повесть XIX в. Л., 1973. С. 180.

Жукова М.С. Мои курские знакомцы // Библиотека для чтения. 1838. Т. 27. Ч. 1. С. 80.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1980. С. 326.

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 2002. С. 79.

Домострой / Вступ. ст., сост. и коммент. В. Колесова. М., 1991. С. 65–66.

Кравченко А.И. Социология: учебник. М., 2004. С. 338.

Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 72–78.

Димов В.М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально–гуманитарные знания. 1999. № 4. С. 185–192.

Зиновьева–Аннибал Л.Д. Тридцать три урода: Роман, рассказы, эссе, пьесы. М., 1999. С. 31.

Там же. С. 38.

Сталин И.В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б) 26 января 1934 г. // Вопросы ленинизма. М., 1936. С. 573.

Волков В. Концепция культурности, 1935-1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № 1-2. С. 194-214.

Сталин И. В. Указ. соч. С. 574.

Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: Сб. статей. СПб., 2000. С. 743-778.

Шор–Чудновская А. Понять постсоветского человека // Неприкосновенный запас. 2009. № 6 (68). - http://magazines.russ.ru/nz/2009/6/an16.html. Дата обращения: 12.05.2011.

Эпштейн М. Постмодерн в русской литературе. М., 2005. С. 67-68.

Сорокин В. Тридцатая любовь Марины // Москва. М., 2001. С. 80.

Там же. С. 124.

Сорокин В. Указ. соч. С. 136.

Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси. М., 1989. С. 88.

Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т. 1. М., 1985. С. 286.

Calendar of Wills Proved and Enrolled in the Court of Hasting, London, A.D. 1258–1688. Part II. London, 1890. P. 599.

Cohen M. Fashioning Masculinity: National Identity and Language in the Eighteenth Century. N.Y., 1996; Idem. “Manners” Make the Man: Politeness, Chivalry, and the Construction of Masculinity, 1750–1830 // The Journal of British Studies. Vol. 44, № 2. April 2005. P. 312–329; Муравьева М.Г. Лорд или джентльмен: к эволюции английских маскулинностей в раннее Новое время // Социальная история. 2003. Женская и гендерная история. М., 2003. С. 109–130.

Suranyi A. Virile Turks and Maiden Ireland: Gender and National Identity in Early Modern English Travel Literature // Gender & History. 2009. Vol. 21. № 2. P. 241–262; Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж, 2004. С. 67; Попова М.К. и др. Национальная ментальность и национальные литературы в (пост)имперскую эпоху. Воронеж, 2006. С. 117–119.

Phillips N. Parenting the Profligate Son: Masculinity, Gentility and Juvenile Delinquency in England, 1791–1814 // Gender & History. 2010. Vol. 22. № 1. P. 92–108. На российском материале: Занегина Н.В. Нравы тверского дворянства второй половины XVIII – первой половины XIX вв.: взаимоотношений родителей и взрослых детей. Дис. канд. истор. наук. Тверь, 2003.

Sainty J.C. Peerage Creations, 1649–1800: A Chronological List of Creations in the Peerages of England, Great Britain, and Ireland // Parliamentary History: Texts and Studies. 2008. Vol. 1. P. 76.

Malcomson A.P.W. The Pursuit of the Heiress: Aristocratic marriage in Ireland, 1740–1840. Belfast, 2006. P. 209–210.

Burke B. A Genealogical History of the Dormant, Abeyant, Forfeited and Extinct Peerages of the British Empire. L., 1866. P. 317.

Malcomson A.P.W. Op. cit. P. 210.

Burke B. Op. cit. P. 317.

Lodge J. Op. cit. P. 200–201.

Burke J.B. A genealogical and heraldic dictionary of the peerage and baronetage of the British Empire. 14th Ed. L., 1852. P. 308.

Malcomson A.P.W. Op. cit. P. 211, 215.

Муравьева М.Г. За границей дозволенного: джентльменское поведение и сексуальное насилие в Англии XVIII в. // Британия: история, культура, образование: тезисы докладов международной научной конференции, 28–29 мая 2008 г. Ярославль, 2008. С. 273.

Hume D. The history of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688. Vol. 3. London. 1830. Сh. 36–47.

Ibid. Vol. 3. Сh. 38–40. Vol. 4. London. 1830. Сh. 41–44.

Ibid. Vol. 4. P. 190–225.

Ibid. Vol. 1. London. 1830. Сh. 7.

Ibid. Vol. 3. Ch. 36.

Ibid. Ch. 36–37.

Ibid.Vol. 6. London. 1830. Ch. 71.

Ibid. Vol. 3. Сh. 34, 38–39. Vol. 4. Сh. 41-42, 44.

Ibid. Vol. 3. Ch. 31.

Ibid. Vol. 4. Ch. 52.

Ibid. Vol. 3. Ch. 31, 37. Vol. 4. Ch. 44.

Ibid. Vol. 1. Сh. 7, 11. Vol. 2. London. 1830. Сh. 19–20, 22, 24, 26–27. Vol. 3. Сh. 30, 32, 36–37, 39. Vol. 4. Сh. 41, 47, 49. Vol. 6. Сh. 71.

Ibid. Vol. 1. P. 46, 87–88.

Ibid. P. 44, 49–50.

Ibid. P. 46, 88.

Ibid. P. 37–38, 41.

Ibid. Vol. 4. P. 191.

Robertson W. The history of Scotland during the reigns of Queen Mary and of King James VI. Vol. 3. // Robertson W. The works of W. Robertson in twelve volumes. Vol. 3. Edinburgh – London. 1819. Р. 180–182.

Ibid. P. 62– 66.

Hume D. The history of England… Vol. 4. P. 352.

Ibid. Vol. 1. P. 604.

Ibid. Vol. 5. London. 1830. P. 53-54.

Defoe D. An Essay upon Projects. P. 70–71.

Eden F. M. Observations on Friendly Societies for the Maintainance of the Industrious Classes during Sickness, Infirmity, and Old Age. L., 1801. P. 14.

Defoe D. Op. cit. P. 79–82.

Reader N. The distribution of female friendly societies across England in the Early Nineteenth Century // The Economic History Society Annual Conference. University of London. April, 2004. P. 36–40.

Abstract of the Answers and returns of the 1803–1804 Report into the Expences and Maintainance of the Poor // Catalogue of Parliamentary Reports, and a Breviate of their Contents, 1696–1834. L., 1834. P. 155.

Applewhite H. B., Levy D. G. Women and Politics in the Age of Democratic Revolution. Ann Arbor, 1999. P. 37.

Abstract of the Answers and returns... Р. 155.

Clark A. Op. cit. P. 159.

Parr Traill C. The Backwoods of Canada, being Letters from the Wife of an Emigrant Officer, Illustrative of the Domestic Economy of British America. L., 1836.

Катарский И.М. Литература на английском языке: канадская литература первой половины XIX в. // История всемирной литературы. В 8 т. Т.6. М., 1989. С. 587-588; Moodie S. Roughing It in the Bush; or, Life in Canada. Vol.2. L., 1852 - www.wattpad.com/8620–roughing–it–in–the–bush by Gutenberg.

MacDonald R.D. Design and Purpose // Canadian Literature. 1972. Vol. 51. P. 20.

Gerson C. Nobler savages: Representations of native women in the writings of Susanna Moodie and Catherine Parr Traill // Journal of Canadian Studies. 1997. Vol.32. Р. 20.

Moodie S. Op.cit. P. 119.

Thompson V. “The body fatigued with labour”: Language and Mothering in Susanna Moodie`s “Roughing It in the Bush” –http://www2.athabascau.ca/cll/writers/english/writers/smoodie.php.

Moodie S. Op.cit. P. 111.

Parr Traill C. Op. cit. P. 169; 170.

Petherick Mr., and Mrs. Travels in Central Africa and Exploration of the West–Nile Tributaries. London, 1869. 2 Vols.

The Incorporated Wife. /ed. by H. Callan and S. Ardener. L., 1984.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 3, 45, 70; vol. II, p. 26, 65, 69 etc.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 309, 39, 16.

Birkett D. Spinsters abroad: Victorian lady explorers. Oxford, 1989. P. 119.

Petherick Mrs. Op. cit. Vol. I. P. 174, 195.

John Petherick. Travel Journal in the Soudan, 1862–1863. MSS 5787/5787. Wellcome Library, London.

Katherine Harriet Petherick. Travel Journal in the Soudan, 1862–1863. MSS 5787/5788. Wellcome Library, London. MSS 5787/5788.

Ward M. Conflicting Interests: the British and Irish Suffrage Movements // Feminist Review. 1995. No. 50. P. 130.

Pankhurst S. The Suffragette Movement. L., 1977. P. 403.

Ward M. Op. cit. P. 132.

Murphy C. Suffragists and Nationalism in Early-Twentieth–Century Ireland // History of European Ideas. 1993. Vol. 16. No. 4-6. P. 1012.

Ward M. Op. cit. P. 138.

Гейден К. Путь НСДАП. Фюрер и его партия. М., 2004.

Neue deutsche Biographie. Bd. 14. Berlin, 1985. Р. 171–172.

Женщина путешествует по свету (по очеркам Марии Лейтнер). М., 1940.

Neal E.G. Our Daughters have too much Sex Education // Look. August 1949. Р. 30, 33; Sex Freedom and Morality in the U.S. // Ladies’ Home Journal. June 1949. Р. 18; Should Sex Education for Teen–agers Be Encouraged // See. Oct. 1948; Parents’ Aid Asked for Sex Education // New York Times. May 23 1944; A Teen–Ager Talks Back on Sex Education // Pageant. August 1949; Where do Teen–agers get their Sex education? // Ladies’ Home Journal. October 1949; The Battle Over Sex Education Films // Look. August 1949.

Winslow T. It’s Smart To Be A Virgin // Woman’s Life. Mar 1955. Р. 2–6.

См., напр.: Thurman B.R. How Life Goes On and On. Chicago, 1933. P. 6.

Van Buren A. Dear Teen–Ager. N.Y., 1961. P. 28.

Eckert R.G. So You Think It’s Love // Public Affairs Pamphlet №161. Fifth Printing. March 1954. P. 21.

Van Buren A. Dear Teen–Ager. New York, 1961; Williams M. Sexual Responsibility of Woman. N.Y., 1956; Frank L.K. How to be a woman. N.Y., 1954.

Эванс С. Рожденная для свободы: История американских женщин. М., 1993. С. 256.

Sex before Marriage // Focus. June 1952. V. 2. № 6. Р. 62; Stuart K. What Price Virginity? // Pageant. Vol.5. № 5, Nov, 1949. P. 28.

Farnham M.F. The Problem of Pre–marital Sex Relations // Glamour. December 1947.

Печески Р. Аборт и выбор женщины // Антология гендерной теории / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000. С. 153.

Boys’ Views on Girls They’d Marry // Chicago Daily Tribune. 06.09.1961. Р. 11.

Frank L.K. Op. cit. Р. 28–31.

Coot A., Patullo P. Power and Prejudice: Women and Politics. L., 1990. P. 88.

Pettitt A. Walking to Greenham: How the Peace–Camp Began and the Cold War Ended. South Glamorgan, 2006. P. 24–25.

Цит.по: Зленко В.А. Права на словах: Женщины Запада: Их судьбы и проблемы. Симферополь, 1988. С. 125.

Coot A., Patullo P. Op. cit. P. 126.

A New Force in the Land // Marxism Today. February 1983. P. 9.

Roseneil S. Op. cit. P. 57.

Social Trends. L., 1991. T. 5.14.

Ibid. 1991. T. 5.2.

Department of Health and Social Security. Annual Report. 1970. L., 1971. P. 5.

British social attitudes. The 1987 report. L., 1987. P. 127.

Social Trends. L., 1980, 1990.

Heald G., Wybrow R.J. Op. cit. P. 249.

Social Trends. L., 1991. P. 106.

Lewis J. The Decline of the Male Breadwinner Model: Implications for Work and Care// Social Politics. 2001. Vol. 8. № 2. P. 156.

Randall V. The Politics of Child Policy // Parliamentary Affairs. Vol. 49. № 1. P. 178.

Http://www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?id=322 (01.05.11).

Http://www.statistics.gov.uk/statbase/Product.asp?vlnk=581 (01.05.11)

Степанова Н.М.. Гендерные перемены в социально–экономической жизни / Великобритания: эпоха перемен / Под. ред. А.А. Громыко. М., 2007. С. 133–144.

Безработица в Великобритании – http://econ.economicshelp.org/2008/10/unemployment–in–uk.html (02.05.11).

Sweden – The gender equality delusion – A feminist analysis of the Swedish Government’s 2009 Spring Budget / I. Osika, A. Klerby. Stockholm, 2009 - http://www.sverigeskvinnolobby.se/web/page.aspx?refid=121 (6.05.2011).

Карельское народное поэтическое творчество / Под ред. В.М. Сидельникова. Л., 1981. С. 6.

Зайцева М.И., Муллонен М.И. Образцы вепсской речи. Л., 1969. С. 9

Круковский М.А. Олонецкий край: путевые очерки. СПб., 1904. С. 174.

Винокурова И.Ю. Традиционные праздники вепсов Прионежья (конец 19 – начало 20 в.). Петрозаводск, 1996. С. 78.

Лесков Н.Ф. Поездка в Корелу // Живая старина. 1895. №3–4. С. 228.

Георгиевский М.Д. Карелы // Вестник Олонецкого губернского земства. 1908. № 15. С. 5.

Гагарина К. Магия женских рукоделий // Сборник исследовательских работ по археологии и этнографии. Петрозаводск, 2002. С. 35.

Чистов К.В. Народная поэтесса И.А.Федосова / К.В. Чистов. Петрозаводск, 1955. С. 57.

Куликовский Г.И. Маленькие беседы. Крестьянские дети (из наблюдений) // Олонецкие губернские ведомости. 1903. № 96. С. 3.

Лесков Н.Ф. Указ. соч. С. 290.

Харузина В.Н. На севере (путевые воспоминания). М., 1890. С. 24.

Логинов К.К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник. 2003. № 8. С. 94.

Бакрадзе Д. Грузия и грузины // Кавказ. 1851. № 33; Безарашвили Ц. Женская одежда в горных районах Восточной Грузии. Тб., 1974. С. 18; Казбеги А. Затерянный край // Иверия. 1881. № 5. С. 113 (на груз. яз.); Очиаури Т.А. Хевсурети и хевсуры. Тб., 1977. С. 71, 77 (на груз. яз.).

Мачабели М.Н. Экономический быт государственных крестьян Тионетского уезда // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Т. V. Тифлис, 1887. С. 400.

Харадзе Р.Л. Грузинская семейная община. Т. 1. Тб., 1960. С. 102.

Мартиросов А.Г., Имнайшвили Г.М. Кахетинский диалект грузинского языка. Тб., 1956. С. 8 (на груз. яз.).

Схертели Д. Несколько слов о характере мегрелов и об их стремлении к учебе // Дроэба. 1871. № 10 (на груз. яз.).

Бунятов Г. Домашнее воспитание женщины у армян Эриванской губернии // Этнограф. обозрение. 1896. Кн. 4. С. 129.

Мачабели Н.К. Брачный институт в Картли. Тб., 1972. С. 60, 88; Ментешашвили С.В. Словарь кизикского диалекта. Тб., 1943. С. 82, 140, 205 (груз. яз.).

Шаликов К.Р. Описание Ксанского участка // Зап. Кавказского отдела РГО. Кн. 16. Тифлис, 1894. С. 254.

Цагарели А. Переписка грузинских царей и владетельных князей с государями российскими в XVIII столетии. СПб., 1890. С. 187.

См.: Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001. С. 18–19.

Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6. С. 80.

Львов Н.Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Вып. 3. Тифлис, 1870. С. 31. Примечание 26.

Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1534. Л. 41.

Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев. Махачкала, 2005. С. 161.

Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. М. –Л., 1925. С.18.

Марков Е. Очерки Кавказа. М. –СПб., 1889. С. 567.

Адаты общества Каралал // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. З. Оп. 1. Д. 557. Л. 52.

Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899. С. 422.

Адаты Цекобского общества // Памятники обычного права Дагестана XVII – XIX вв. / Сост. Х.–М. Хашаев. М., 1965. С. 94.

Записка бывшего офицера генерального штаба Мочульского «Война на Кавказе и Дагестане». 1844 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Oп. 1. Д. 1245. Л. 72.

Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX – начале XXв. // Памятники. С. 56.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 202–203.

Записки бывшего начальника генерального штаба Мачульского «Война на Кавказе и Дагестане» // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 1245. Л. 70.

Государственный архив Черниговской области. Ф. 679. Оп. 2. Д. 365; Д. 460. 16 л.

Avdeev A., Blum A., Troitskaia I., Heather J. Peasant Marriage in Nineteenth Century Russia // Population. 2004. Vol. 59. №6. P. 722.

Труды этнографическо–статистической экспедиции в Западно–русский край, снаряжённой Императорским русским географическим обществом. Юго–западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 4. СПб., 1877. С. 52–53.

Там же. С. 25.

Там же. С. 37.

Ефименко А. Исследования народной жизни. Вып. 1. Обычное право. М., 1884. С. 34; Зеленин Д.К. Описание рукописей учёного архива Императорского Русского географического общества. Воронежская губерния. Пг., 1914. Вып. 1. С. 330.

Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 1. СПб., 1912. С. 2.

Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины (ХІХ–начало ХХ в.). Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988. С. 47.

Труды этнографическо–статистической экспедиции. Т. 4. С. 53.

Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива Императорского русского Географического общества. Пг., 1914. Вып. 1. С. 347.

ГАЧО. Ф. 679. Оп. 2. Д. 461. 43 л.

Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 1. С. 1.

Кісь О.Р. Стереотип фемінінності українців у фольклорних та етнографічних джерелах // Наукові записки Івано–Франківського краєзнавчого музею. Вип. 5–6. Івано–Франківськ, 2001. С. 88–97.

Государственный архив Ставропольского края. Ф. 49. Оп. 1. Д. 2343.

Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики. Уфа, 1995. С. 36.

БНТ. Т. 7. С. 99.

Руденко С.И. Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч. 2. Быт башкир. Л., 1925. С. 259; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир в XIX–XX в. М., 1991. С. 145.

Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII – первая половина XIX в.). Уфа, 1997. С. 77.

БНТ. Т. 7. С. 87, 89.

Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909. С. 41.

БНТ. Т. 7. С. 211 – 212. Т. 1. С. 348 – 350.

Киньябаева Г.А. Семья и брак у башкир в I половине XIX века (демографический анализ материалов ревизских сказок). Автореф. дис. канд. ист. наук. Уфа, 1998. С. 20 – 21.

БНТ. Т. 7. С. 100, 102, 105.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры (этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала XX вв.) // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962. С. 250.

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Указ. соч. С. 119, 122.

Баишев М. Деревня Зианчурина Орского уезда Оренбургской губернии //Известия Оренбургского отдела РГО. 1895. Вып. 7. С. 27.

Работа выполнена при поддержке гранта Президиума РАН. Код проекта 09–I–П25–01

АГО. Разр. 26. Оп. 1. Д. 16. Л. 31–32.

Петухов Ю. Горный город Дедюхин и окольные местности. СПб., 1864. С. 111.

Крупянская В.Ю. Опыт этнографического изучения уральских рабочих второй половины 19 в. // Советская этнография. 1953. № 1. С. 77.

Мамин–Сибиряк Д.Н. Сестры. Очерк из жизни Среднего Урала // Собр. Соч. в 9–ти томах. Т. 1. М., 1958. С. 112.

АГО. Разр. 26. Оп. 1. Д. 16. л. 26.

Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих гонозаводского Урала (конец 19 – начало 20 в.). М., 1971. С. 48.

Маслова Г.С., Станюкевич Т.В. Указ. соч. С. 142.

Труд и быт рабочего и крестьянского населения Урала конца XVIII и XIX вв. М.,1927. С. 19.

Попов Р. Горнозаводской Урал // Отечественные записи. 1874. № 2. С. 239

Кирпищиков М. Указ. соч. С. 240.

Бажов П.П. Уральские были // Сочинения в 3–х томах. Т. 3. С. 31.

Мухина З.З. «Девка на поре, не удержишь на дворе…» (О девичьей чести в крестьянской среде Центральной России во второй половине XIX – начале ХХ в.) // Женщина в российском обществе. 2010. № 3 (56). С. 56–68.

Генс А.Б. Аборт в РСФСР. М., 1926; Керуман Д. Абортная политика на селе // Вестник современной медицины. 1927. № 13; Блюменау Ф.Б. Аборт и меры его предупреждения. М.–Л., 1930.

Авдеев А.А. Аборты и рождаемость // Социс. 1989. № 3. С. 54–63.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1. СПб., 2000. С. 181–188; Безгин В.Б. Детоубийство и плодоизгнание в русской деревне (1880 – 1920–е гг. // Право и политика. 2010. № 5. С. 972–977.

Пушкарева Н.Л. Женщина, семья, сексуальная этика в православии и католицизме: Перспективы сравнительного подхода // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С. 14–21; Она же. Сексуальность в частной жизни русской женщины (Х–ХХ вв.): влияние православного и этакратического гендерных порядков // Женщина в российском обществе. 2008. № 2 (47). С. 3–17.

Мужики и бабы: Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2005. С. 58, 59, 335.

Попов Г.И. Русская народно–бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. Рязань, 2010. С. 373.

Афиногенов А.О. Жизнь женского населения Рязанского уезда в период детородной деятельности женщины и положение дела акушерской помощи этому населению СПб., 1903. С. 57; Попов Г.И. Указ. соч. С. 371–372.

Морозов С.Д. Демографическое поведение сельского населения Европейской России (конец XIX – начало ХХ в.) // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 101.

Гиляровский В.Ф. Исследование о рождении и смертности детей в Новгородской губернии. СПб., 1866. С. 90.

Кон И.С. Клубничка на берёзке: Сексуальная культура в России. М., 2010. С. 39–40.

Материалы I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества. Москва, 1–5 декабря 1920 г. М., 1921.

Государственный архив пермской области. Ф.65, Оп.3. Д.286. Л.4. справка получена в мае 2003 г.

Латкина В. Н. Дневник во время путешествия на Печору в 1840 и 1843 годах. Т. 7. СПб., 1853.

Вануйто В.Ю. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII – начале XX в. Екатеринбург, 2005.

Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX в. // ТВУАК. Вятка, 1911. Вып. 1–2. С. 532–533.

Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков. Этнографиче­ский вестник. М., 1890. Кн. 4. № 1. С. 101–102.

Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. В 5–ти эск. Вятка, 1888. Эскиз II. С. 4–6, 58, 92–101; Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Записки РГО. СПб., 1886. Т. 14. Вып. 2.С. 53; 1889: 97–98.

Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции. Ижевск, 2001. С. 64–69.

Кремлева И.А. Храм – за один день. // Родина. № 11. 1994. С. 87.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни. // Живая старина. 1994. № 3. С. 15.

РЭМ. Ф. 7. Оп. Д. 151. Л. 1. Д. 401. Л. 40, 42.

Кремлева И. А. Обеты в народной жизни... С. 16.

Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII – нач. XX вв. (функции и семантика). // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы–семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1994. С. 46–47.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. Декабрь. Часть 1. Введенская Оптина пустынь. 1994. С. 144.

Кремлева И. А. Указ соч. С. 16.

РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 109. Л. 7.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни... С. 17.

Кремлева И.А. Храм – за один день… С. 88.

ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 4662. Л. 3, 4, 14. Д. 4645. Л. 4, 5. Д. 4599. Л. 6.

РЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 147. Л. 28.

Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001. С. 299.

Нагоев А. Х. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего Средневековья (XIV–XVII вв.) / Под ред. С.А. Плетневой. Нальчик, 1981. С. 20.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С. 82.

Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837–1839 гг. Т.1. Нальчик, 2007. С. 308.

Кабардинский фольклор… С. 457.

Кешев А.–Г. Записки черкеса… С. 70.

Нарты. Кабардинский эпос. Нальчик, 2002. С. 411.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. С. 188.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты… С. 448.

Диби П. Этнология спальни. М., 2004. С. 134.

Ортега–и–Гассет Х. Идеи и верования //Эстетика. Философия культуры. М., 1992. С. 467.

Нарты. М., 1974. С. 20.

Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. С. 84.

Рубин Г. Размышляя о сексе // Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков–СПб., 2001. С. 465.

Марийцы. Историко–этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар–Ола, 2005. С. 156.

Полевые материалы автора 2006–2010 гг. – Республика Марий Эл(Куженерский район, Медведевский, Оршанский, Мари–Турекский, Парангиньский, Сернурский районы) Республика Башкортостан (Балтачаевский, Бирский, Бакалинский районы).

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской Губернии. Казань, 1840. С. 223.

Смирнов И.Н. Обрядовые параллели в традиционных свадебных ритуалах марийцев и русских // Этнокультурные традиции марийского народа. Йошкар–Ола, 1986. С. 116.

О жительствующих в Ялуторовском уезде ясашных татарах. 1821. РО ТГИАМЗ (рукописный отдел Тобольского историко–архитектурного музея–заповедника). КП 12888. № 69. Л. 2 об.

Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб., 1866. С. 36.

ПМА. Тетрадь 1.

ПМА. Тетради 1, 2.

О жительствующих в Ялуторовском уезде ясашных татарах. Л. 9.

ПМА. Тетради 1,2.

Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII – XIX вв. Уфа, 1999. С. 129.

Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее ГУТО ГАТ). Ф. 417. Оп. 2. Д. 1815. Л. 492; Д. 484. Л. 64.

Азаматов Д.Д. Указ. соч. С. 139.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. Петроград, 1916. Ст. 1585.

Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. 1836–1903. Уфа, 1905. С. 126.

ГААО. Ф. 29. Оп. 26. Д. 68. Л. 1022; Д. 88. Л. 870; ГУРК «НАРК». Ф. 230. Оп. 1. Д. 469. Л. 1148; Д. 470. Л. 759; Д. 476. Л. 1176; Д. 493. Л. 815; Д. 494. Л. 1348; Ф. 231. Оп. 1. Д. 232. Л. 342; Д. 234. Л. 640; Д. 235. Л. 1175; Д. 242. Л. 1160; Д. 254. Л. 744; Ф. 254. Оп.1. Д. 211. Л. 288; Д. 212. Л. 242; Д. 213. Л. 304; Д.214. Л. 160; Статистический временник Российской империи: Сер. III. Вып. 20: Движение населения в Европейской России за 1881 г. СПб.,1887; Статистический временник Российской империи: Сер. III. Вып. 8: Сборник сведений по Европейской России за 1883 г. СПб., 1886; Статистика Российской империи: Движение населения в Европейской России за год. Т. 12, 24, 38, 45, 50, 58, 66, 74, 87, 93. СПб., 1890–1916.

Несанелис Д.А. Раскачаем мы ходкую качель. (Традиционные формы досуга сельского населения Коми края во второй половине XIX – первой трети XX вв.). Сыктывкар, 1994. С. 36.

Козлов В.И. Динамика численности народов. М., 1969. С. 119.

Плесовский Ф.П. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 1973. Разд. 10.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). В 2 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 164.

Микушев А.К., Чисталев П.И. Коми народные песни. Т. II. Ижма и Печора. 2–е изд. Сыктывкар, 1995. С. 27.

Плесовский Ф. П. Указ. соч. Разд. 10.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Архангельская губерния.Тетр. 3. СПб., 1904. С. 14–15; Вологодская губерния. Тетр. 2. СПб., 1904. С. 110–111.

Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998. С. 157.

Бахутов К. Медико–топографическое и санитарное состояние города Ставрополя // Ставропольский текст: описания, очерки, исследования. Ставрополь, 2006.

См. например: ГАСК. Ф.101. Оп.1. Д.2974; ГАСК. Ф.101. Оп.4. Д.1027; ГАСК. Ф. 86. Оп. 1. Д. 1096; ГАСК. Ф.86. Оп.1. Д. 659.

О правах и обязанностях семейственных. Ст. 106 // Свод законов Российской империи. Т.10. Ч. 1. СПб, 1912.

Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России. СПб., 2006. С. 258.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 15. Д. 45.

СГМЗ. Ф. 131. Ед. хр. 36.

ГАСК. Ф. 368. Оп. 53. Д. 429.

ГАСК. Ф. 398. Оп. 32. Д. 184. Л. 1, 15.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX вв.): Генезис личности, демократии, семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2000. С. 256.

Юрина Н.В. Женщина в купеческой семье (быт, традиции, воспитание) // Женская повседневность в России в XVIII – XX вв. Материалы международной научной конференции 25 сентября 2003. Тамбов, 2003. С. 37.

Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX – начала XX вв.: (По материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М, 1999. С. 282.

ГАСК. Ф. 398. Оп. 1. Д. 193. Л. 54.

Бахутов К. Указ. соч. С. 232.

СГМЗ. Ф. 425. Ед. хр. 2.

Работа осуществлена при поддержке РГНФ, проект 11–31–00307а2.

МЭЭ АГАО (Материалы этнографической экспедиции Алтайской государственной академии образования), 1999–2000, 2002, Красногорский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; ПМА (Полевые материалы автора), 2001–2006, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО (Восточно–Казахстанская область).

МЭЭ АГАО, 1999–2000, 2002, Красногорский, Петропавловский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; АЛИК АГПА (Архив Лаборатории исторического краеведения Алтайской государственной педагогической академии). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Мамонтовский район, 2000, с. Мамонтово, Волчкова Т.В. 1927 г.р.; ПМА, 2001–2005, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский районы.

Курсакова А.В. Обычаи и обряды, связанные с рождением детей в крестьянской семье // Солонешенский район: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 281.

МЭЭ АГАО, 1999–2000, 2002, Красногорский, Петропавловский, Солонешенский, Алтайский, Целинный районы; АЛИК АГПА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Мамонтовский район, 2000, с. Мамонтово, Волчкова Т.В. 1927г.р.; ПМА, 2001–2005, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский районы.

ПМА, 2003, 2005–2006, Бийский, Солтонский, Тогульский районы.

МЭЭ АГАО, 2002, Алтайский район; ПМА, 2003–2006, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2003–2006, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы; Куприянова И. В. Семейные обряды и обычаи / И.В. Куприянова // Залесовское Причумышье: очерки истории и культуры. Барнаул, 2004. С. 207; Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи Алтайского края во второй половине ХIХ – начале ХХ в. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 96.

О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах: Постановление ЦИК и СНК СССР 27 июня 1936 года № 65/1134 // Собрание законов и распоряжений Рабоче–Крестьянского правительства Союза ССР. 1936. № 34. Ст. 309. С. 510–511.

Курсакова А.В. Семейные традиции и обряды в воспоминании И.И. Бондаревой // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 2005. Вып. 6. С. 272.

Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае. XVIII – начало XIX вв. М., 1996. С. 109.

ПМА, 2005, Солтонский район.

ПМА, 2005–2006, Солтонский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2001–2006, Кытмановский, Бийский, Чарышский, Солтонский, Шелаболихинский, Тогульский районы, ВКО.

ПМА, 2006, Тогульский район, ВКО.

Интериано Д. Быт и страна Зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция 1502. Пер. с итал. Н.А. Пенчко / Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX в. / Сост. В.К. Гарданова. Нальчик, 1974. С. 50.

Д"Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. 1634 // Записках Одесского общества истории и древностей». 1902. Т. 24. С. 64.

Таверне Ж.Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет / Пер. с франц. Е.С. Зевакина. Т.I. Гаага, 1718. С. 80.

Витсен Н. Северная и восточная Татария... / Пер. с голланд. Е.С. Зевакина. Амстердам, 1692 С. 92.

Стрейс Я.Я. Три путешествия / Пер. с голланд. Э.Бородиной. Москва, 1935. С. 101.

Кемпфер Э. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные... / Пер. с нем. Е.С. Зевакина. С. 117.

Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 83–84.

Хорошев А.С. Детские игрушки из Новгорода (классификационный обзор археологических находок) // Новгород и Новгородская земля: история и археология (Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998). Вып. 12. Новгород, 1998. С. 85.

Никитин А.В. Древняя Вологда по археологическим данным // Сборник по археологии Вологодской области. Вологда, 1961. С.6–24

Морозова Н.А. Игрушки древнего Новгорода // Новгород и Новгородская земля. История и археология (тезисы научной конференции). Вып. 3. Новгород, 1990. С. 69; Рабинович М.Г. Гончарная слобода в Москве XVI–XVII вв. // МИА СССР. 1947. № 7. С. 68–72; Хорошев А.С. Указ. соч. С. 82–95.

Кукушкин И.П., Шишкарева Е.Ю. Вологодская керамическая игрушка (по материалам археологических раскопок) // Археология Севера. Вып. 1. Петрозаводск, 1997. С. 220.

Поветкин В.И. Новгород музыкальный по материалам археологических исследований. Полевые работы 1997 г. Новгород и новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Новгород, 27–29 января 1998 Вып. 12. Новгород. 1998. С. 123; Он же. В мире музыки древнего Новгорода и Русы. Археологические открытия 2000 г. Новгород и новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. Новгород, 23–25 января 2001 г. Вып. 15. великий Новгород. 2001. С. 60.

Хорошев А.С. Указ. соч. С. 85.

Кукушкин И.П., Шишкарева Е.Ю. Указ. соч. С. 219.

Розенфельд Р.Л. Московское керамическое производство XII–XVIII в. / САИ. Е1–39., М., 1968. С. 27.

От индустриального общества к информационному 04.12.2015


Изучив эту тему, вы узнаете: Каковы характерные черты индустриального общества; Что такое информационное общество; В чем суть информатизации общества


Индустриальное общество Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. Оно пришло на смену аграрному, где определяющими являлись отношения в сельском хозяйстве, связанные с системой землевладения и землепользования


Чтобы получить исчерпывающее представление об индустриальном обществе, необходимо ответить на вопрос, что такое промышленность, что она дает человечеству, что потребляет.


В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве, т.е. внедрение последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. В последнее время этот процесс получил название инновационного. Индустриальное общество – общество, определяемое уровнем развития промышленности, ее технической базой


Информационное общество В информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что, в свою очередь приведет к увеличению доли умственного труда. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи


В информационном обществе движущей силой развития должно стать производство информационного, а не материального продукта Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией


Информатизация общества


На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса, поставила общество перед необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации.


Внедрение современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом эволюционного перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс называется информатизацией.


Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятый Государственной Думой 25 января 1995 года


Сегодня термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.


При компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.


Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: как информационные революции влияют на развитие цивилизации; каковы характерные черты индустриального общества; что такое информационное общество; в чем суть информатизации общества.

3 слайд

Описание слайда:

Информационные революции На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. . Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

4 слайд

Описание слайда:

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление качественно новых (по сравнению с устной формой) средств и методов накопления информации.

5 слайд

Описание слайда:

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печатной продукции сделало культурные ценности общедоступными, открыло возможность самостоятельного и целенаправленного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совершенный способ хранения информации.

6 слайд

Описание слайда:

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен информацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

7 слайд

Описание слайда:

Четвертая информационная революция (70-е годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационно-коммуникационные системы) и т. д. Благодаря этой революции человечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятельности. Этим средством является компьютер.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах прошлого столетия, привела к тому, что человеческая цивилизация к началу XXI столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной.

10 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество Индустриальное общество - это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы. Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.

11 слайд

Описание слайда:

Информационное общество Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей информации и её обменом.

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика информационного общества В информационном обществе деятельность как отдельных людей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. В информационном обществе изменится не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свои очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Материально-технической основой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационные технологии, системы телекоммуникационной связи.

13 слайд

Описание слайда:

Информатизация Информатизация - это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Термин «информатизация» решительно вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация». При внешней схожести эти понятия имеют существенное различие.

14 слайд

Описание слайда:

Информатизация и компьютеризация При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы - компьютеров, обеспечивающих накопление информации и оперативное получение результатов ее переработки. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация. Акцент в нем делается не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса в целом. Компьютеры - это только базовая техническая составляющая процесса информатизации общества.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows