От чего зависит качество звука на пк. Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона

От чего зависит качество звука на пк. Как получить звук аудиофильского качества от обычного смартфона

17.02.2019
Современный компьютер можно использовать в самых разных сферах – от создания математической модели термоядерной реакции до просмотра всякой ерунды в Интернете. Как говорится, кто во что горазд. Между этими двумя крайностями – огромное количество полезных задач, выполняемых на ПК. Многие из них объединяет наличие звукового сопровождения, которое хочется обеспечить в наилучшем виде и при просмотре фильмов, и во время игр, и при работе в офисных приложениях. Да мало ли во время какой работы хочется наслаждаться любимой музыкой! Превратить компьютер в высококлассный аудиопроигрыватель, домашний кинотеатр, домашнюю студию звукозаписи и игровой центр можно без труда. Разобраться в аспектах различного «профильного» озвучивания мы и попытаемся в этом цикле статей.

Часть первая

Оригинал статьи на Ferra.ru

С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.


Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.

Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.

Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших* кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Времена, когда персональный компьютер общался с пользователем исключительно посредством встроенного «бипера», к счастью, давно прошли. Но если вы привыкли слушать именно музыку, а не набор звуков, стандартные возможности PC вас вряд ли устроят . Почему? Все просто. Организация на основе персонального компьютера высокотехнологичного музыкального центра предполагает наличие у пользователя не только определённых навыков и знаний, но и некоторой материальной базы. А рассчитывать на то, что за 10–20 долларов вы получите у себя в квартире филиал «Ла-Скала», могут только безответственные оптимисты, далёкие от реальной жизни .

Что же делать тем меломанам, которые даже при работе за компьютером не готовы отказаться от любимых мелодий, ведь потратить несколько десятков тысяч долларов могут себе позволить далеко не все? Поверьте, выход есть. Быть может, компромиссный, половинчатый и совсем не идеальный, но, по крайне мере, реальный. Перфекционисты и рафинированные аудиофилы наверняка останутся недовольными, но менее патетические пользователи найдут предложенную схему вполне приемлемой.


Любители музыки слушают её везде и всегда

От чего придётся отказаться?

Как мы уже выяснили, «звуки» и «музыка» – совсем одно и то же . Первое сможет выдать «на гора» практически любой компьютер, а вот обеспечить второе намного сложнее, и без некоторых жертв здесь не обойтись. Итак, что же пойдёт «под нож»?



К чему нужно быть готовым?

Вам придётся серьёзно взвесить собственные финансовые возможности, так как организация качественного звука на ПК – мероприятие в любом случае довольно-таки затратное . Можно попробовать избежать больших расходов, но располагая суммой в 50–100 долларов, о музыке на компьютере лучше сразу забыть. Условный «порог вхождения» раза в два больше, причём это будет достаточно компромиссный вариант со многими оговорками.

Отправляемся в магазин

Итак, вы взвесили все за и против и морально смирились с необходимостью потратить немного денег? Тогда стоит разобраться, как это сделать наиболее эффективно.

  1. Звуковая карта. Весьма популярная среди пользователей ПК фирма Creative уже несколько лет «штампует» откровенный ширпотреб, которому до легендарной X-Fi Elite Pro очень далеко, потому есть смысл присмотреться к звуковым картам от Asus. Essence STX II потянет на 6500–7000 рублей, но это будет покупка на много лет вперёд . Первая ревизия этой платы будет стоить несколько меньше, и в случае жёсткой экономии бюджета вполне можно выбрать и её. Можно, конечно, сэкономить ещё больше и согласиться на Xonar DSX, но здесь есть немалый риск того, что очень скоро вы «войдёте во вкус» и начнёте сожалеть о покупке. А вот аудиофильские платы ценой в 300–800 долларов требуют гораздо более вдумчивого подхода, потому для знакомства с миром компьютерной музыки подходят далеко не лучшим образом. Главное условие – качественная элементарная база и наличие отдельного усилителя для наушников .


Легендарная звуковая карта X-Fi Elite Pro

  1. Устройство воспроизведения (акустические системы). Как мы уже выяснили, о пластиковых колонках Genius или поделках от Sven лучше забыть сразу. Вам подойдут бюджетные модели от той же Edifier (R1280T,R1800) или Microlab (Solo 7c, Solo 15) . Засматриваться на бюджетный сегмент Hi-Fi, конечно, можно, но только в том случае, если вы можете потратить гораздо больше (до $1000).
  2. Устройство воспроизведения (наушники). Неплохой вариант, если перспектива связываться с громоздкими и неудобными колонками вам не нравится (или если к этому не располагают жилищные условия). Средне-бюджетные модели AKG (512mk2, ~1600 р), Audio-technica (ATH-M20X, ~3500 руб.) или JVC (HA-RX700, почти 4000 руб.) обойдутся несколько дешевле полноразмерной акустики при лучшем качестве звука . Но вы должны понимать, что длительное ношение наушников нравится далеко не всем.

Обновление фонотеки

Вопрос о законности скачивания музыки из интернета мы рассматривать не станем, но от обычных mp3 с битрейтом 128 кбит вам придётся отказаться. Найти качественные рипы аудио-CD в сети можно безо всяких проблем (форматы flac, ape, wv), но их объём – примерно 300–400 мб – заставит многих задуматься о приобретении дополнительного жёсткого диска.

Программный проигрыватель

Верой и правдой служивший многим поколениям пользователей Winamp или его клоны наподобие AIMP для серьёзного прослушивания музыки годятся слабо. Потому мы настоятельно советуем обзавестись чём-то более солидным, удобным и функциональным (Foobar, MusicBee) . Эти проигрыватели располагают мощными средствами каталогизации и способны выводить звук в обход микшера Windows (режимы WASAPI и kernel streaming). Единственная проблема – необходимость в первоначальной настройке.


MusicBee - супер-пчелка для любителей музыки

Расстановка акустики

Принятая схема расположения динамиков (по краям стола, на котором стоит компьютер) создаёт очень узкую стереопанораму . Назвать это безусловным недостатком нельзя, и многим меломанам такая подача звука даже нравится. Но если любите концерты классической музыки или выступления рок-групп, акустику всё же лучше разнести как можно дальше (готовьтесь к покупке 10–20 метров акустического кабеля).

Подготовка системного блока и ОС

Скажем прямо, не самый важный пункт, так как вероятность возникновения помех и наводок внутри компьютера очень мала (по крайне мере, если вы не страдаете аудиофилией в запущенной форме). Но если блок питания работает на пределе возможностей, а Windows «загибается» от многочисленных ошибок в реестре, не удивляйтесь, если вместо музыки вы услышите хрипы или «белый шум».

1. Настройка Windows. Формат по умолчанию: 24 бит, 48000 Гц (Студийная запись)

Поставить вывод 24/48, снять галку "Включить дополнительные средства звука".
Линейный вход на громкости уже выше 1/3 даёт шипение, надо его отключить в настройках. Основную громкость установить на максимум. Все ненужные источники (микрофон, линейный вход) отключаем по правому клику, регуляторы каналов (Front, Rear и т.д.) устанавливаем в максимальное положение.
Самый качественный звук в Windows 7 и далее будет если установить по умолчанию вывод в 24 бит, 48000 Гц. Надо установить ВЕЗДЕ на всех устройствах записи и воспроизведения 24/48 - это, как показывает практика - самый достоверный метод вывода звука. Большинство приложений используют 48 кГц, системные звуки, плееры в фильмах, игры. Дело в том, что кварц у всех звуковых карт составляет не 22579,2 кГц, а 24576 кГц… это означает, что младшая частота будет равна всё равно 48 кГц, а передискретизация (ресемплинг) в 48 кГц силами карты делается хуже, чем силами того же ресемплера от Windows.
Частоты сэмплов, отличные от 48 KHz (но только кратные 48, то есть 96 и 192 KHz) работают без принудительного ресемплинга в 48 KHz только при отключенном эффект-процессоре .
В итоге карта не будет делать ресемплинг.
1) в настройках записывающих устройств увести линейный и микрофонные входы в 0 и отключить
2) там же в WUH тоже проделать эту операцию и выбрать формат 24/48
3) поставить вывод 24/48 (главное 24 бит) в настройках Windows, громкость на максимум

В Win 7-8-10 есть пункт Настроить динамики, там есть пункт "Выберите широкополосные динамики":
Есть галки "Левый и правый передние", Окружающие динамики. Эта настройка актуальна для систем с сабвуфером: 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Если нет звука саба, то эти галки надо снять. При этом в Windows указывается подавать весь спектр сигнала на фронтальную акустику или же срезать низкочастотную составляющую, ниже 200 Гц и подавать ее на саб. При стерео выводе данная функция, в независимости от галочки, не работает.

Тембры ставим в ноль, если не стоят в нуле. Ползунки должны стоять по нулям так, чтобы при нажатии на клавиатуре стрелки <- влево сразу сдвигался ползунок влево в минус, а при нажатии вправо – только при втором нажатии ползунок сдвигался вправо, проходя мертвую зону нуля.

Для Windows 7 нужно обязательно установить хотфикс для виндовского ресемплера: Windows6.1-KB2653312-x64.msu (352 кб) из 441959_intl_x64_zip.exe, который убирает завал и грязь на ВЧ. Этот патч исправляет встроенный в винду ресемплер. На вывод через ASIO и WASAPI Exclusive со своим ресемплером - никак не влияет. На запись с ASIO 96/24 через WUH - влияет очень хорошо (подробно здесь (открывается долго): prosound.ixbt.com/news/oc…8/w7-convertion-bug.shtml)
Без этого исправления микшер Windows 7 срезает частоты выше 15 кГц - отсюда и разное звучание плееров.
С новым ресемплером слышны такие тонкости, как малейший шорох и малейший фон в записи.
Почему нужно устанавливать 24 бит написано в статье «О шумящем микшере Windows (WASAPI shared)»: audiophilesoft.ru/news/wasapi_noise/2013-08-20-82
Если выбрать 24 бит, то высокие частоты звучат не так грубо, а так как и должны.
Если подаются данные с меньшим количеством бит (16 вместо 24) в микшер, то младшие биты (8) просто забиваются нулями.
Дело в том, что все звуки, даже 16-битные преобразовываются звуковой подсистемой Windows WASAPI в 32 бита с плавающей точкой, а затем, в процессе понижения разрядности до 16 бит, к сигналу подмешивается шум дизеринга. Всё бы хорошо - при 24-битном источнике дизеринг просто необходим - но вот дело в том, что даже при 16-битном формате исходного аудио, всё равно выполняется преобразование 16->32fp->16 с подмешиванием 1-битного шума, что сужает динамический диапазон примерно на 6 дБ.
Благо, практически все звуковые карты сегодня поддерживают 24-битный вывод - дизеринг просто не понадобится и не будет включаться. Однако, в случае отсутствия поддержки, для побитового воспроизведения 16-битного материала можно воспользоваться выводом в режиме exclusive - в обход обработчиков WASAPI.
А для 24-битных же карт можно быть спокойным - если вы отключите все эффекты, звук не будет подвергаться никакой обработке даже в режиме shared! И что касается ресемплера WASAPI (resampler MFT) - как показала практика, он вполне сносного качества. Так что не так страшна звуковая подсистема Windows Vista/7/8/10…
Уровень шумов квантования при 16-и и 24-ёх битах даже при записи 16-и битной ОЧЕНЬ разный: у самой карты в режиме 16-и бит намного больше шумов.

2. Настройка звуковой карты на примере Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx . EAX Studio, CMSS, ВАР (Bit Accurate Playback)
Огромное значение имеет звуковая карта. Рекомендую Creative Sound Blaster Audigy Rx - у нее отличный звук и мягкие басы (потому что стоит очень музыкальный цап CS4382).
1. В панели управления от креатив выбрать частоту 48 кГц, микрофоны выставить по нулям.
В Audigy Rx стоит более новый блок P17V. Блок P17V в DSP процессоре отличается от P16V поддержкой 44.1 кГц без пересчета сигнала! Там идет пересчет частоты тактового генератора, а не ресемплинг. Ресемплинг только при двух потоках с разными частотами или задействовании эффектов в DSP. Чтобы отключить эффект-процессор DSP следует выключить все эффекты: EAX, CMSS, Bass Redirect. Войти в Creative EAX Studio, там увести Chorus, Reverb для Mic/Line в 0% и сохранить пресет: Выборочная > All Off
Микрофоны уводим в 0 и выключаем.
Режим общения задействует «Микрофон» и «Линейный вход», а Режим пения – «What U Hear». В итоге запись с эффектом задействуется только в Режиме пения с источника записи "What U Hear" (Что Вы Слышите)! Переключая по очереди режимы здесь - в виндовс для каждого режима выставляем 24/48 для микрофона и линейного входа а также "What U Hear". Так как нам не нужны эффекты, то в итоге выставляем переключатель в «Режим общения».
2. Выбираем частоту цифрового выхода 48 кГц.
Кстати, если у вас система 2.1 с сабвуфером без возможности выбрать частоту среза и есть желание самому регулировать частоту среза и уровень, то можно задействовать «Bass Redirection», когда все, что ниже, например, 80 Гц (а обычно стоит 150 Гц и в итоге саб гудит вместо баса) срезается с фронтов и подается на выход сабвуфера. Этим самым разгружаются фронты и чище звучат, а саб дает полноценный бас. Но дело в том, что Bass Redirection доступен только в конфигурациях колонок 5.1-7.1, предусматривающих отдельный канал для сабвуфера, то есть не работает с 2.1 и 4.1 (для которых есть только неуместный в 2.1 Bass Boost, так как на сателлиты бас не должен идти). Но это можно обойти, если сначала здесь в панели Creative выбрать конфигурацию динамиков: «Акустическая система 5.1», а после этого в панели Windows выбрать «Стерео». Тогда микшер будет работать как стерео и будет слышен голос в фильмах, который в 5.1 идет на центральный канал, но при этом будет работать басс редирект на саб! Галку BAP при этом нужно снять, чтобы работал DSP! Чтобы управлять редиректом, нужно скопировать папку “Speaker Settings” в “Program Files (x86)\Creative” и импортировать в реестр файл “bass_redirect.reg”. Исполняемый файл SpkSet.exe".
Настройки карты для лучшего звучания игр в наушниках и систем 2.x
Enable CMSS - On.
Далее выставить в Windows конфигурацию 5.1 (так как некоторые игры отказываются выводить объемный звук при 2.0), оставив при этом 2.x/наушники в Creative.
Убрать "CtHelper" ("CTxfiHlp") из автозагрузки.

3. Нажимаем на кнопку «EAX Studio» и там нажимаем кнопку «Отключить все эффекты». «Оригинальный звук» оставляем на максимуме. А Реверберацию и Хор уводим в минимум. Нажимаем на кнопку «Источник» и кроме «Формат Wave» «Оригинальный звук» уводим все ползунки для всех источников в минимум. Если «Оригинальный звук» не оставить на максимуме, то когда снята галка BAP, звука не будет! В режиме Bit-Accurate все эти настройки обходятся и не влияют и звук будет даже со всеми в 0.
4. Сохраняем настройку, например, как «All Off».
5. Отключаем CMSS (объемный звук, так как задействуется процессор)
6. Отключам Bit Accurate Playback (BAP) если планируется слушать музыку через ASIO 24/96 (чтобы звук не затыкался при одновременном проирывании через асио и в общем режиме) или играть в игры. Включаем BAP, если всегда будет выводиться звук в общем режиме (чтобы гарантированно обойти DSP).

По оптике очень хорошее качество, если использовать в винде стандартный вывод в S/PDIF аудиоустройство (сделать его по умолчанию), а с плеера (без какого либо ресемпла) гнать в стандартный вывод DirectSound. Многоканал DTS и Dolby так тоже работает (по крайней мере в тесте винды).
Если звук выводить в линию, пусть даже через ASIO, (т.е. сама карта, а не винда конвертирует в SPDIF) то качество звука с SPDIF существенно хуже.

По S/PDIF даже очень неплохая встроенная звуковая карта на VIA VT1708 намного хуже звучит, чем Audigy RX.
Все, кто сравнивали, высказывались однозначно, что цифра со встроенной ЗК дает мутный звук и это не удивительно, поскольку у нее нет стабильного клокинга для S/PDIF, следовательно джиттер достаточно большой.
Audigy Rx воспроизводит не только звуки инструментов и голоса, но и то пространство, в котором это всё расположено.
Карта Creative Audigy поддерживает декодирование DD и DTS. Чтобы декодировать установленным программным декодером обычно ничего делать не надо, разве только установить сам декодер DVD, такой как WinDVD, PowerDVD или nVidia PureVideo. Чтобы декодировать средствами звуковой карты в настройках программного декодера надо выбрать перенаправление на SPDIF без декодирования (конкретное расположение и название настроек у всех декодеров разное, обратитесь к их справке). Чтобы декодировать с помощью акустической системы (возможно только при цифровом подключении) надо еще и в настройках карты выбрать SPDIF Paththrough (AudioHQ > Device Control > Decoder).

3. Настройка проигрывателя Foobar
Скачиваем настроенный плеер foobar2000 by Audiophile 1.3.15 (сборка)
Если не хочется заморочек, то выбираем вывод через DirectSound ("DS") - это WASAPI Shared в Windows 7. forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:54537:3#3
Он дает хорошее качество звука, если отключены все эффекты и стоит 24/48 везде.

Инструкция по правильному выводу музыки в Audigy Rx через Foobar2000

При выводе через ASIO 96/24 в Creative Audigy Rx обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows. BAP на ASIO 24/96 не влияет! Если не использовать ASIO, то BAP лучше включить.
Только для интерфейса ASIO 24/96 реализован автомат опорной частоты. Повсеместно распространено мнение, что автомат включается/выключается галочкой "bit-matched playback", это не так, никакой связи при тестировании выявлено не было. Опорная частота цифрового выхода отдельно не выбирается, она всегда равна основной.
ASIO 96/24 удобен тем, что гарантированно обходит DSP - поэтому можно игры и фильмы настроить на EAX-эффекты и CMSS в 48/24, а Foobar оставить на проигрывание стерео в варианте "как есть".
forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:54830:158#158
Идем в Playback и отключаем процессинг: выбираем none
Идем в DSP Manager, включаем наш "SSRC X" и конфигурим. Выбираем пресет otachan Ultra. Параметр DF можно вручную задать меньше, это позволит сделать бескомпромиссное качество, но больше загрузит процессор.
Кстати, самый быстрый и самый качественный ресемплер - "SoX" (audiophilesoft.ucoz.ua/fo…2000/foo_dsp_resampler.7z) в режиме Best (режим по умолчанию).
Dithering использовать только если воспроизводится материал с разрядностью большей чем поддерживается оборудованием (например проигрывание 24-битных записей на 16-битной звуковой). Для звуковых карт с разрядностью 24 бит и выше эта функция не нужна (следовательно она и недоступна при 24-битном выводе)

Насчет регулировки громкости - повышение разрядности уменьшает уровень искажений вносимых регулятором громкости, советую прочесть по теме: audiophilesoft.ucoz.ua/pu…/winamp_vs_foobar/4-1-0-1
ПРИМЕЧАНИЕ: плагин Channel Mixer (если Вы таковой используете), должен располагаться после ресемплера, также желательно в цепочке DSP поставить Advance Limiter после ресемплера.
На второй закладке находятся настройки Upmix"a (так называется преобразование с повышением количества каналов). Тут надо выбрать режим Surround, причем установить положение регулятора Volume для Rear на 1.00, в противном случае может возникать клиппинг.
На четвертой закладке мы видим настройки для сабвуфера. Тут установим перенаправление частот ниже 100 Гц со всех каналов на канал сабвуфера.
В меню Output выбираем наш ASIO 24/96. Buffer length ставим 500 мс. В ASIO ставим задержку 10 ms.
Наслаждаемся полученным результатом.

Если есть треск в звуке, значит процессора не хватает, попробуйте увеличить задержку в ASIO до 20-80мс, вызвав её панель двойным кликом в этом меню. Если не поможет - пробовать увеличивать DF в ресемплере пока не пропадет треск. На материнках Gigabyte треск лечится ценой потери производительности видеоподсистемы, то есть установкой карты в тот PCI-E слот, который управляется контроллером процессора.
Все решения:
1. Проверить плотность контакта карты и слота PCI.
2. Переставить карту в другой слот PCI-E или даже в слот PCI-E x16, желательно так, чтобы карте было назначено свое собственное, никем более не используемое прерывание.
3. Изменить параметр "PCI Latency Timer (CLK)" на "64" или "128" вместо "32" в BIOS компьютера. После входа в биос Gigabyte нужно нажать Ctrl + F1 и в самих меню появляются скрытые настройки. В меню Advanced Chipset Features уменьшить значение AGP Aperture size = 128 Мб.
4. Панель Управления - Электропитание - выставить - Высокая производительность.
5. Сменить тип компьютера с "Однопроцессорный компьютер с ACPI" на "Компьютер с ACPI" или наоборот в диспетчере устройств (Мой компьютер > Свойства > Оборудование > Диспетчер устройств).

Узнать, что при проигрывании звукового файла звук идет через ASIO можно по отсутствию значка проигрывателя в микшере Windows (запускается из области уведомлений по клику на иконку громкости, а там снизу на ссылку Микшер и по отсутствию зеленого индикатора уровня звука «Динамики» и самого проигрывателя.
Это означает, что звук пошел в обход микшера Windows.
Слева – ASIO, справа – в общем режиме:

При воспроизведении звука в общем режиме WASAPI Shared этот зеленый индикатор уровня есть всегда, когда в настройках визуальных эффектов стоит галка «Анимированные элементы управления и элементы внутри окна». Открыть настройку визуальных эффектов можно, ввести в (клавиши Win+R) - Выполнить: SystemPropertiesPerformance.exe
Второй лучший режим вывода звука после ASIO - это WASAPI (event) 24 бит + в DSP Manager ресемплинг в 48 с помощью того же ресемплера SoX, в нём нет никаких косяков.
Большинство приложений для вывода звука в Windows 7 (хотят они того, или нет) используют режим WASAPI Shared (это видимость DirectSound для совместимости со старыми программами). Но есть и другой режим - WASAPI Exclusive. Если руководствоваться блок-схемой, то в этом режиме отбрасывается всё, что лежит между Application Programming Interface и Kernel Streaming Transport - грубо говоря, звук идет непосредственно от приложения через интерфейс WASAPI на звуковую карту.
Но надо сделать замечание: так как в этом режиме отключен микшер WASAPI, а к микшеру звуковой карты доступа всё равно нет (ибо нет DirectSound), при использовании приложением эксклюзивного режима, воспроизведение любого другого источника через WASAPI становится невозможным.
Но, так или иначе, мы получаем по-битовый вывод аудио на звуковую карту. Обратите внимание: у WASAPI exclusive существует два режима буферизации - Event и Push. Первый режим является технически более совершенным и лучше совместим с USB устройствами. Однако, режим event поддерживается не всеми звуковыми картами. Таким образом, предпочтительным является режим event. Если же воспроизведение в нем работать отказывается, необходимо переключиться на режим push.
В поле Output data format надо установить максимальную разрядность, при которой будет работать воспроизведение (чаще всего - 24 бит).
Рекомендации по воспроизведению MP3 аудиоматериала в Foobar2000
Для получения наилучшего результата, перед воспроизведением MP3 рекомендуется выполнить следующие действия.
Выделите треки mp3 в библиотеке или плейлисте foobar2000, нажмите на выделенном правую кнопку мыши и выберите из раскрывшегося списка
Utils -> Verify Integrity. Произведется сканирование треков на наличие ошибок. При наличии ошибок в файлах формата MP3 foobar2000 может их исправить.
Если Вы увидите ошибку вроде «Reported length is inaccurate…», выделите треки для которых отобразилась данная ошибка, нажмите правую кнопку и выберите
Utils -> Fix VBR MP3 Header, после обработки проверьте трек еще раз, ошибка должна отсутствовать.
Если при проверке Вы наблюдаете ошибку вида «MPEG Stream error…», её можно исправить с помощью опции
Utils -> Rebuild MP3 Stream.
После выполнения операции исправления ошибки не забывайте повторно проверять треки.

href="audiophilesoft.ru/publ/vi…und/15-1-0-136">Некоторые приемы улучшения звука в foobar2000 (видео)

4. Настройка проигрывателя Winamp
audiophilesoft.ru/publ/my…inamp_research/11-1-0-256
В настройках воспроизведения включить только галки: 24 бит (остальные снять) и ReplayGain, выставить +0,0 дБ.

Личное тестирование возможности побитового вывода звука
Патч "Windows6.1-KB2653312-x64" для Windows 7 делает отличным ресемплер (SRC) винды: support.microsoft.com/ru-ru/kb/2653312 Для Windows 8 и далее никаких манипуляций не нужно.
НО SRC винды не настолько хорош.
Напомню, что начиная с Windows Vista все звуки через васапи приводятся к одной частоте и битности (которая выбирается в панели управления, лучшая - 24/48), смешиваются (вся обработка выполняется ЦП), а на звуковую карту поток поступает уже в готовом виде. habrahabr.ru/post/115092/…habrahabr.ru/post/115092/
WASAPI включает в себя т.н. resampler MFT (Media Foundation Transform). Этот ресемплер довольно качественно выполняет преобразование частоты всех поступающих на него аудио сигналов до значения, указанного в свойствах звукового устройства Windows. API позволяет изменять качество алгоритма ресемплирования от 1 до 60 (значение по умолчанию - 30). Для случаев, когда сигнал превышает допустимый уровень, Windows применяет специальный лимитер (limiter APO), по принципу работы аналогичный Advanced Limiter DSP в foobar2000.
Это все делает васапи.
Под Windows 7 в настройках вывода foobar2000 вот что понимается: "DS" (DirectSound) - это WASAPI shared (общий режим), а "WASAPI (event)" - это WASAPI exclusive (эксклюзивный режим), правда при его использовании звуки всех остальных приложений отключаются как и при "KS" - Kernel Streaming. Побитовый вывод при использовании "DS" (WASAPI shared) не всегда возможен. "KS" не рассматриваем, так как он работает нестабильно.
Галка BAP направляет только один поток через блок P17V карты, на который не действуют никакие эффекты DSP EMU10K3. Если в настройках звука винды выставить 24/48 и отключить все эффекты карты, то галку BAP можно и не ставить - эффект будет тот же, так как DSP работает на частоте 48 кГц, а мы ее и даем карте, поэтому не будет включаться НЧ-фильтр, срезающий продукты обработки.
В обход микшера и ресемплера винды качественный побитовый вывод на Audigy Rx дают только 2 режима: "ASIO 24/96" и "WASAPI (event)" (но при установленной галке BAP или с отключенными эффектами карты). Им неважно что стоит в настройках системы, им не страшен шумящий в 16 бит микшер винды и неотключаемый в 24 бит дизеринг.
Вывод звука через "DS" тоже дает хороший звук, но он идет через микшер и ресемплер Windows и побитовый вывод не гарантирован.
Для качественного воспроизведения нужно использовать только их, при этом если использовать асио, то галку BAP нужно снять, так она все равно на него не влияет, чтобы звук не затыкался (пока не перещелкнуть в настройках частоты и битности на другую и затем обратно на 24/48).
Первое главное преимущество при использовании "ASIO 24/96" в том, что на него не влияют никакие эффекты DSP EMU10K3, и это сразу без всяких настроек, что дает максимальное качество и удобство.
Второе его преимущество в том, что параллельно могут звучать другие звуки через подсистему "WASAPI shared", так как в асио поток идет отдельно через блок P17V звуковой карты.
Минус при использовании "WASAPI (event)" в том, что параллельно никакие звуки не будут звучать! Желательно также использовать свой ресемплер, иначе карта будет синтезировать 44.1 кГц, потому как у нее родная частота 48. Со снятой галкой BAP и вовсе будет ужасный ресемпл 44.1 в 48 кГц силами карты.
Преимущество при использовании "WASAPI (event)" в том, что можно обойтись без ресемплера, но только при установленной галке BAP, иначе будет некачественный пересчет. Вывести звук через "ASIO 24/96" без ресемплера не получится.
В режиме "DS" параллельно могут звучать другие звуки, так как все звуки в один поток микширует kmixer винды, но этот режим можно рассматривать для качественного воспроизведения только с галкой BAP.
Преимущество использования своего ресемплера в том, что он позволяет получить лучший по качеству звук (так как алгоритмы SSRC оказывают влияние на звук, заменяя часть цифрового фильтра в ЦАП). Дело в том, что стандартный resampler MFT настроен на среднее качество и это никак не изменить. Используя "ASIO 24/96" или "WASAPI (event)" в обход SRC винды и свой ресемплер можно получить бескомпромиссное качество звука. Если кто-то слышит артефакты, то у него кривые настройки или артефакты в голове.
Плюс при использовании "DS" (WASAPI shared) лишь в том, что незаметно используется стандартный ресемплер Windows.
В итоге у нас 2 преимущества побитового вывода в режиме "ASIO 24/96" перед только одним преимуществом вывода в режиме "WASAPI (event)".
Проверил качество работы синтеза 44.1 и ресемплера в 48 звуковой карты Audigy Rx на тестовом файле "SB_test.wav" (44.1/16 для выявления некачественной передискретизации) в разных режимах вывода. Внимание! Этот файл может спалить твитеры на высокой громкости! Настройки: 24/48, отключены все эффекты, тембры в 0, режим ВАР включался и отключался (для уверенности в переключении частоты и битности системы менял в винде на 24/44.1 и тут же обратно на 24/48).
Режимы вывода в foobar и качество звука:
- "ASIO 24/96" с ресемплером SSRC X на 96 кГц - чистый звук, ВАР не влияет на асио.
- "DS" - чистый звук, что в ВАР, что без него, так как ресемплер Windows подает на карту родную частоту 48 кГц.
- "WASAPI (event)" в ВАР - слышны негромкие искажения, похожие на звук сирены. Карта не очень хорошо синтезирует 44.1 кГц.
- "WASAPI (event)" без ВАР - слышен жуткий скрежет! Карта некачественно ресемплирует силами DSP 44.1 кГц в 48 кГц.
Если включить эффекты DSP или тембры или CMSS, то тоже слышны искажения.

Итог неутешительный. В любом случае при выводе звука в обход микшера операционной системы нужен свой ресемплер. В асио - на 96 кГц, а в васапи эксклюзив - на 48 кГц (чтобы 96 обратно в родные 48 не гнал DSP).
Если не хочется заморачиваться с ресемплером, но нужен качественный вывод звука, то нужно выводить в общем режиме "DS" с установленной галкой ВАР.

Аудиофилия
Оптимизация операционной системы Windows 7-8-10 для аудио
Оптимизация работы процессора
Как известно, различные алгоритмы работы процессора, заложенные в ОС, заставляют его всё время перескакивать с выполнения одного задания на другое, создавая иллюзию параллельного выполнения разных работ. Выбор алгоритма работы процессора оказывает влияние на выполнение заданий, связанных с аудиоприложениями и, в конечном счёте, на качество звука.
Оптимизация расписания работы процессора позволяет передать приоритет использования ресурсов процессора от программ к прикладным процессам, к которым относится аудио. Она даёт ощутимую прибавку в качестве звука при воспроизведении файлов высокого разрешения.
Так же как в п.1 попадаем в диалоговое окно «Параметры быстродействия».

Вкладка Дополнительно → в группе Распределение времени процессора → Оптимизировать работу: служб, работающих в фоновом режиме.
Дополнительная тонкая регулировка распределения времени процессора с помощью файла реестра.
Эта настройка предложена одним из разработчиков аудиофильского программного проигрывателя Jplay, который провёл сравнение различных комбинаций распределения времени выполнения заданий и выбрал соотношение, позволяющее получить наиболее качественный звук. Регулировка может быть выполнена с помощью специального файла следующим образом: Пуск → в строке поиска regedit → regedit.exe → подтвердить Да → развернуть ветку HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Control\PriorityControl → щёлкнуть один раз PriorityControl → щёлкнуть два раза Win32PrioritySeparation → в окне «Изменение параметра DWORD (32 бита)» вместо цифры 2 (или 18, если вы уже выполнили настройку по п. 2) записать 14 → ОК.

Отключение неиспользуемых аудиоустройств
Пуск → Панель управления → Диспетчер устройств → в окне «Диспетчер устройств» развернуть Звуковые, видео и игровые устройства → правая клавиша Устройство с поддержкой High Definition Audio → Удалить → OK.
Развернуть Системные устройства. В списке устройств последовательно щёлкнуть правой клавишей по Встроенному динамику и Контроллеру High Definition Audio (Microsoft) → Отключить → ОК.

Включение высокой производительности и настройка плана электропитания
Пуск → Панель управления → Электропитание → внизу Показать дополнительные планы → Высокая производительность.

8 мес.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows