Что такое гаджет зависимость. Как победить зависимость от гаджетов? Есть ли у вас зависимость

Что такое гаджет зависимость. Как победить зависимость от гаджетов? Есть ли у вас зависимость

05.03.2019

ФОТО Getty Images

Признать, что у вас есть зависимость от гаджетов и социальных сетей, непросто. Нам приятно думать, что мы контролируем свою жизнь. Но как показывают исследования, это не так.

«Несколько лет назад в Нью-Йорке провели социологический опрос. Людей спрашивали, в каких случаях они обращаются к телефону. В опросе участвовали не только 20-летние, но и люди старшего возраста, до 45 лет. Половина опрошенных признались, что предпочитают искать информацию в телефоне, а не задавать вопросы окружающим. Треть притворяются, что заняты мобильным, чтобы избежать нежелательного разговора. Оставшиеся отвечают на сообщения и звонки во время важной встречи или свидания. Искать информацию в телефоне удобно. Но на самом деле мы так делаем, потому что стали бояться задавать вопросы незнакомцам. Эту причину люди и указали в опросе», – говорит Дэниел Сиберг (Daniel Sieberg).

Сиберг – старший управляющий по маркетингу и официальный представитель Google. В 2010 году он написал книгу «Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов». Представитель компании – изобретателя очков Google Glass и других технических новинок придумывает способы борьбы с зависимостью от гаджетов. Продавец говорит о вреде своего товара. Абсурд! Но вопросы отпали, когда мы встретились с Дэниелем два года назад на конференции о цифровых технологиях в Москве.

Он рассказал, что до 2010 года не пропускал ни одной технической новинки: смартфоны, планшеты, подставки-зарядки для телефона в машину, на рабочий стол. Сиберг приходил с работы домой и вместо того, чтобы проводить время с детьми и женой, погружался в электронные устройства.

Человек во время беседы обращается к телефону и выпадает из реальности. Даже если он вас слышит, то воспринимает сказанное наполовину

Жена стала называть его «светлячком», потому что лицо Сиберга круглые сутки освещали экраны гаджетов. Сначала Сиберг относился к этому как к шутке. Но потом заметил, что жена практически перестала с ним разговаривать. Она не видела в этом смысла, потому что Сиберг ее не слушал. Когда дело чуть не дошло до развода, Дэниель изменил отношение к гаджетам.

Он придумал простые способы, которые помогают управлять гаджетами, а не отказываться от них совсем.

Иллюзия общения

Перед интервью я выложила телефон на стол. Дэниель поинтересовался: «Зачем тебе сейчас телефон?» Я удивилась вопросу и ответила, что жду важного сообщения. «Но мы же сейчас с тобой будем разговаривать. Ты собираешься отвечать на сообщение во время интервью?» Конечно нет!

«Человек во время беседы обращается к телефону и выпадает из реальности. Даже если он вас слышит, воспринимает сказанное наполовину, – говорит Сиберг. – Согласитесь, не очень приятно рассказывать о проблемах на работе или в семье человеку, который постоянно держится за телефон. О доверительной беседе в такие моменты и не мечтайте. Когда я это понял, поменял кое-что в своем поведении. Я оставлял телефон включенным во время важной встречи, но держал его в кармане. Сообщение или звонок я услышу и отвечу, если это действительно важно. Если держать телефон на виду, обновления в социальных сетях отвлекут внимание. Во время встречи это не нужно».

Информационная жвачка

Помимо того что мы раздражаем собеседника, когда во время встречи отвлекаемся на гаджеты, мы вредим и себе. Когда мы используем гаджеты, мы постоянно находимся в информационном потоке и не можем отдохнуть по-человечески.

Информационный поток засасывает. Время, которое мы тратим на просмотр ленты в поиске важной информации, увеличивается. К тому же мы на автомате читаем массу бесполезных новостей, которые попадают нам в ленту. И даже дома, после работы, заставляем мозг обрабатывать новости и не даем ему отдохнуть. Да, социальные сети оперативно поставляют новости со всего мира, держат в курсе событий. Но при этом выдают поток информации, который переварить невозможно. Как жвачку.

«Дома после работы я использую гаджеты только полтора часа, – продолжает Сиберг. – Первые полчаса выделяю на просмотр ленты в социальных сетях, вторые - на новостные сайты, третьи - на интересные издания. Как только отведенное время истекает, я выключаю устройства и до утра к ним не возвращаюсь. Так я остаюсь в курсе событий, но успеваю отдохнуть от информационного потока и уделить время родным».

Витамины не помогут

Еще один минус постоянного использования гаджетов – они негативно влияют на сон.

Чтение перед сном – лучший способ побыстрее уснуть. Удобнее держать в руках не тяжелое печатное издание, а электронную книгу или телефон. Проблема в том, что яркий свет от экранов гаджетов сбивает биологические часы: нам становится сложнее заснуть.

Яркий свет от экранов гаджетов имитирует дневное освещение и сбивает биологические часы. Заснуть становится сложнее

«К такому выводу пришли специалисты из Норвегии несколько лет назад, – объясняет Сиберг. – Они провели исследование и выяснили, что свет передает в мозг сообщение о времени суток. Вы включаете гаджет в темной комнате, и ваш мозг думает, что сейчас день. Заснуть становится сложнее. Я отключаю все устройства на ночь. Телефон использую только как будильник. А если не могу уснуть, читаю книгу или журнал».

Правила цифровой диеты

Сиберг разработал простые правила, которые помогли ему справиться с зависимостью и не переходить границы реальности. Вот что он советует:

Не заходите в интернет до завтрака. Мы часто включаем устройства по инерции. Например, утром, едва открыв глаза, я залезал в телефон, чтобы проверить новости. Но зачем погружаться в информационный поток до того, как хотя бы почистишь зубы? Дайте себе время проснуться и настроиться на рабочий день.

Не берите телефоны, планшеты и прочую технику в спальню. В телефонах встроенный будильник. Это удобно. Но в таком случае используйте аппарат только как будильник. А лучше купите механический будильник, чтобы не было соблазна утром сразу после пробуждения проверить почту.

Пользуйтесь на работе и дома одним устройством. На каждой новой работе мне выдавали телефон, устанавливали почту и предоставляли компьютер. При этом я пользовался и личными устройствами дома. Мне постоянно приходилось проверять все эти устройства, чтобы не упустить важную информацию. Иногда у меня звонили сразу два телефона одновременно: личный и рабочий. Я испытывал стресс. Сейчас у меня один телефон, один компьютер, одна почта. Письма, звонки и задачи приходят по очереди, а не в одно время. Я перестал нервничать и стал проще и быстрее справляться с работой.

Неконтролируемый информационный поток, ухудшение памяти, проблемы со сном и общением - все это приводит к непродуктивности.

Но это вовсе не значит, что нужно выбросить все гаджеты и стать отшельником. Я не призываю отказываться от современных технологий. Они полезны, если использовать их в меру: для работы, общения с близкими, поиска информации. Но не утопать в них часами, перелистывая страницы сайтов в интернете и ленты в соцсетях. Технологии должны работать на нас, а не мы на них.

Дэниел Сиберг (Daniel Sieberg) – американский журналист, футуролог, старший управляющий по маркетингу и официальный представитель Google. Автор книги «Цифровая диета» («Digital Diet», Harmony, 2011).

Суть эксперимента: Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гадже

Суть эксперимента:

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента (семейный психолог) хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной.

Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки". У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.


Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента?

Готовили еду, ели;

Делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

Смотрели в окно или шатались по квартире;

Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши - не в счет);

Складывали головоломки или конструктор «Лего»;

Рисовали или пытались рисовать;

Мылись;

Убирались в комнате или квартире;

Играли с собакой или кошкой;

Занимались на тренажерах или делали гимнастику;

Записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

Играли на гитаре, пианино (один - на флейте);

Трое писали стихи или прозу;

Один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

Одна девочка вышивала по канве;

Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

Один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

Одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик - в зоопарк;

Одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.


Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.


Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Стоит над этим подумать...

Информация из книги Екатерины Мурашовой "Любить или воспитывать".

А ваши дети смогут провести хотя бы один день без электронных устройств?

Мы ведь сами приучаем к зависимости у своих детей...

В век компьютерных технологий проблема зависимости детей от гаджетов становится как никогда острой. Многие, наверное, не раз наблюдали картину, когда родители суют ребенку смартфон, чтобы от него «отделаться». «Вот тебе, умник, мультики, и отстань от родителей! » - это так знакомо, не правда ли?

Дети быстро привыкают. Пока гаджет в руках, не издают ни звука, но стоит его отнять - сразу в крик. А потом родители удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык и почему у них не складываются отношения в реальной жизни.

Зависимость от гаджетов

Навыки общения закладываются в нас с самого детства. По мнению педиатров, возраст от 0 до 3 лет очень важен для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса малышей. Детям до 3 лет особенно важно как можно больше разговаривать с родителями и сверстниками, а не с маминым смартфоном.

© DepositPhotos

Американская академия педиатрии заявляет, что дети в возрасте 0–2 лет вообще не должны подвергаться воздействию электронных устройств. А в возрасте от 3 до 5 лет должны пользоваться гаджетами не более одного, с 6 до 18 лет - двух часов в день.

В то же время статистика утверждает, что современные дети проводят перед экраном в среднем в несколько раз больше времени, 6–7 (!) часов в день. Большинство американских детей ежедневно пользуются мобильными устройствами с двух лет, а с 7–8 лет уже имеют постоянный доступ к интернету.

© DepositPhotos

Мобильные устройства значительно увеличили доступность современных технологий для маленьких детей. Поэтому педиатр Крис Роуэн настаивает на том, чтобы запретить использование мобильных электронных устройств детьми в возрасте до 12 лет. Вот 10 главных причин для такого решения.

  1. Зависимость от гаджетов
    Чем больше родители проверяют почту, прокручивают ленту новостей, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями.

    В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Уже сейчас зависимость детей от гаджетов приобрела черты эпидемии. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте 8–18 лет - «цифровой наркоман».

    © DepositPhotos

  2. Вредное излучение
    В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B («возможно, канцерогенных для человека» факторов).

    Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё еще развиваются.

    © DepositPhotos

  3. Влияние на развитие мозга
    Мозг младенца втрое увеличивается в размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием.

    Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, как показывают исследования, чревато когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции и самодисциплине.

    © DepositPhotos

  4. Отставание в развитии
    Сидение за планшетом или телефоном, а значит, недостаток движения может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребенок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости.

    Физическая активность, в свою очередь, улучшает внимание и способность к познанию и усвоению нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

    © DepositPhotos

  5. Ожирение
    Увлечение просмотром телевизора и компьютерные игры - примеры непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые неконтролируемо и постоянно пользуются портативными электронными устройствами, ожирение встречается на 30 % чаще.

    Каждый четвертый молодой канадец и каждый третий американский подросток страдают от лишнего веса, причем среди них в 30 % случаев будет диагностирован диабет.

    Вдобавок к этому подростки, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, что серьезно сокращает продолжительность их жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех родителей следить за весом детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

    © DepositPhotos

  6. Проблемы со сном
    Статистика по США говорит о том, что 60 % родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а в трех из четырех семей детям разрешают брать электронные устройства даже с собой в кровать.

    Синее свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует нормальному засыпанию, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпу. Ученые по вредности для организма сравнивают недостаток сна с недоеданием: и то, и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на успехах в школе.

    © DepositPhotos

  7. Психологические расстройства
    Интернет-зависание часто приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности (то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями).

    К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

    © DepositPhotos

  8. Агрессивность
    Жестокость на телевидении и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности.

    И множество исследователей приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект - агрессия может проявиться далеко не сразу.

    © DepositPhotos

  9. Цифровая деменция
    Научные наблюдения доказывают, что влияние гаджетов на детей в возрасте 1–3 лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.
  10. Отдаление от реальности
    Чрезмерное использование детьми электронных технологий не только влияет на их психику и способность к эмпатии, но и делает их более уязвимыми в условиях реальной жизни, которую они, по большому счету, не знают.

    То есть время, проведенное в виртуальном мире, часто не учит их ничему полезному, а знание электронных устройств не обеспечивает успех в будущем, потому что технологии постоянно совершенствуются, и успевать за ними будет всё сложнее.

    © DepositPhotos

Так что же делать родителям? Может быть, просто забрать у ребенка все гаджеты, телевизор и запретить выходить в интернет? Так только хуже. Ребенок будет злиться на родителей, и они станут в его глазах врагами.

© DepositPhotos

Гаджеты - необходимая часть современной жизни. Нужно позволить ребенку учиться пользоваться смартфоном, но не слишком рано. Не стоит пихать телефон в руки годовалому ребенку лишь бы отвлечь его внимание. В годик ребенку можно показать столько интересного в привычном нам окружающем мире, для этого вовсе не нужны смартфоны.

Забирать смартфон не стоит, но ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, всё-таки необходимо. Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи.

Например, определить пространства, свободные от гаджетов, - кухню, гостиную или машину. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место.

© DepositPhotos

Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет полезно и родителям?).

Нынешнее время технологий и Интернета отбирает у ребенка очень много времени на вещи, которые его совсем не развивают: социальные сети, бесконечные мультики и игры. Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя .

В родительских чатах мессенджера Viber часто творится настоящее сумасшествие. Родителям приходится читать 100500 эсэмэсок в день, большая часть из которых не по теме. Мать четверых школьников рассказывает, .

Николай Ладуба обожает активно проводить время, занимается пешим туризмом. Он большой поклонник фантастики. Сыну Николая всего 7 лет, но он разделяет папины увлечения: что может быть лучше, чем уютно устроиться и смотреть всей семьей сериал «Звездный путь»? Наш автор ко всем вопросам подходит обстоятельно, об этом говорит качество его статей. Любимая книга Николая - «Черный принц» Айрис Мердок.

В прошлом, говоря о зависимости, мы чаще всего имели в виду наркотические вещества – героин, кокаин, никотин. Сегодня, мы говорим о поведенческих зависимостях. Люди проводят в среднем около трех часов в день, уткнувшись в мобильник, подросток может неделями сидеть в своей комнате наедине с видеоиграми, а пользователи Snapchat заходят в приложение около 18 раз за день.

Согласно исследованию 2011 года, по крайне мере 41% людей имеют ту или иную зависимость. И это число растет с развитием технологий.

Зависимость – это нечто, что доставляет нам краткосрочное удовольствие, а в долгосрочной перспективе подрывает ваше благополучие. Но мы все равно не можем остановиться.

Мы биологически склонны подсаживаться на такого рода удовольствия. Если вы любите играть в игры на компьютере, то в момент, когда вы подходите к нему и загружаете видеоигру, ваш мозг подобен мозгу наркомана.

Мы так созданы, что до тех пор пока мы нажимаем на нужные кнопки, наш мозг вырабатывает дофамин. Мы получаем целый поток дофамина и некоторое время чувствуем себя просто великолепно, но со временем наступает пресыщение, и чтобы вновь поймать кайф нам нужно все больше и больше.

Адам Альтер

Заговор производителей видео-игр?

Конечно создатели видео-игр не собираются превратить вас в наркомана. Они просто хотят, чтобы вы провели как можно больше времени за игрой.

За некоторые игры на смартфоне нужно платить по ходу игры, поэтому создателям выгодно, чтобы вы продолжали играть. Создатели игр будут выстраивать игровой процесс по принципу игровых автоматов – иногда давать вам выиграть, чтобы интерес не ослабевал.

Поэтому производители игр часто проводят тесты перед выпуском игры с различными ее версиями, чтобы понять какой вариант наиболее захватывает пользователя.

Я знал одного молодого человека, который провел перед компьютером, играя в видеоигры, 45 дней подряд! Но эта навязчивая привязанность разрушила его жизнь. Он попал в специальную реабилитационную клинику, специализирующуюся на лечении молодых людей с игровыми зависимостями.

Законы против игроманов: выход?

В Южной Корее и Китае уже есть предложение ввести так называемый «закон Золушки» – запретить детям играть в некоторые игры после полуночи.

Введение ограничивающих время игры законов справедливо по крайней мере для он-лайн игр.

Игровая и интернет-зависимость – серьезная проблема в Восточной Азии. В Китае ею страдают миллионы молодых людей. Там существуют специальные лагеря, в которые родители отправляют детей на лечение на несколько месяцев.

Как гаджеты могут вызвать зависимость

Согласно одному исследованию, 60 % взрослых, кладут телефон рядом с кроватью перед тем как лечь спать. А согласно другому опросу, 50 % респондентов подтвердили, что несколько раз за ночь проверяют свою электронную почту.

Кроме того, новые гаджеты – идеальное средство подсадить вас на зависимость от новой информации. Если раньше вы имели доступ к играм и социальным сетям только со своего домашнего компьютера, то теперь, портативные устройства позволяют вам постоянно быть на связи.

Сегодня, мы постоянно проверяем обновления в соцсетях, прерывая работу и отвлекаясь от домашних дел. Мы одержимы количеством “лайков” на наши фото в Instagram, вместо того, чтобы уделить внимание непосредственно тем, кто сейчас рядом с нами.

Отрыв от реальности

Если вы тратите на телефон ежедневно по три часа своего времени, вы отнимаете это время от общения с людьми лицом к лицу. Со смартфоном вам удобно общаться и при этом получать удовольствие, но от вас не требуется проявлять никакой инициативы.

Вам не нужно ничего запоминать, потому что в любое время вы можете воспользоваться поисковиком. Вам уже не нужно развивать способность запоминать информацию или придумывать новые идеи.

Стив Джобс в интервью 2010 года сказал, что его дети не пользуются айпадом. На самом деле, это справедливо и для многих титанов Силиконовой долины, которые не разрешают своим детям пользоваться некоторыми девайсами. Есть даже частная школа, в которой запрещены любые гаджеты – никаких айфонов или айпадов. И самое интересное, что 75 % родителей детей в этой школе работают в сфере новейших технологий.

Как бороться

  1. Задуматься о том, как технологии влияют на нашу жизнь.
  2. Установить границы. Например, не отвечайте на электронную почту после шести вечера.
  3. И уделять больше времени жизни оффлайн. Например, больше беседовать с людьми лицом к лицу, отложив в сторону гаджеты. Пусть каждый день у вас будет специальное время «назад в 50-е» – никаких девайсов, никаких экранов.

Перевод Марии Строгановой

Сегодня сложно представить себе ребенка, не имеющего мобильного телефона или не знакомого с компьютерными играми. С одной стороны, мы рады: ведь наши дети обгоняют нас в освоении технических навыков, они настоящие «цифровые граждане», растущие в информационную эпоху. Но есть и другая сторона медали — кажется, дети вообще больше не могут обходиться без компьютера.

Так, например, по данным Всероссийского исследования, проведенного Фондом развития Интернет, ежедневно пользуются сетевыми ресурсами 89% подростков и всего половина их родителей. Но несмотря на то, что дети проводят за компьютерами так много времени, далеко не всегда они знакомы с правилами сетевой безопасности, умеют пользоваться цифровыми возможностями или готовы получать новые знания.

Откуда же берется увлечение детей электронными игрушками? К сожалению, причины надо искать в раннем детстве, когда родители, желая хотя бы ненадолго отвлечь капризничающего малыша, предлагают ему поиграть в свой телефон, включают мультфильм, скачивают простейшие игры «для самых маленьких». Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

Осторожно: привыкание!

«Зависимость ребенка от компьютера может выглядеть довольно безобидной, особенно на первом этапе, — убеждена Катерина ДЕМИНА, семейный и детский психолог- консультант. — Да, думают родители, сын увлечен компьютерными играми, но никаких настораживающих признаков пока не видно. Но важно эти признаки знать, помнить о них, чтобы вовремя принять меры. Чем младше ребенок, тем быстрее и проще он научится регулировать свое общение с гаджетами».

2−3 года

Есть одно правило, хотя и жесткое, но очень действенное: до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр он тоже знать не должен, и мультфильмов, кстати, это тоже касается.

Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать.

5−6 лет

Подросшему ребенку, дошкольнику, очень нужна детская компания, и очень здорово, если она будет разновозрастной. Но подойдет и хороший детский сад, где с детьми занимаются, предлагают им побольше действительно интересных дел. В этом случаем на компьютерные игры просто не останется времени — ребенок днем наиграется со сверстниками, дома почитает, пообщается с родителями, порисует и отправится спать. Дошкольникам крайне желательно ложиться спать не позже 20−21 часа: это требование физиологии, ведь усвоение мозгом новой информации происходит именно в ночное время, во сне.

7−10 лет

Чем старше ребенок — тем больше он общается со сверстниками. Избежать появления «электронной» жизни уже очень сложно — но зато еще можно ее контролировать. Очень важно, чтобы у детей была и другая сфера жизни, реальная, настоящая, с интересными занятиями, кружками. А вот о том, какие место занимают в его жизни электронные «игрушки», с ребенком нужно договориться, выработав семейные правила использования телефона, компьютера и планшета.

Важно и то, что «договориться» в данном случае — это фигура речи: правила устанавливают родители и они же контролируют то, как они выполняются. Пусть ребенок проводит с гаджетом не более часа в день — и сюда входит все: и мультики, и телепередачи, и игры — просто он сам будет выбирать, как ему этим часом распорядиться.

11−14 лет

Телефоны сейчас есть у всех детей, это вынужденная мера, надежное средство связи. Но не оставляйте его без вашего внимания: установите на мобильник функции родительского контроля, запрет на отправку СМС на короткие номера, на рекламу. Ограничьте доступ в Интернет, возможности поиска — для всего этого есть технические средства. Да, не все возможно проконтролировать, но то, что можно, необходимо сделать. И ведите профилактические беседы (при этом лучше не обращаться напрямую к ребенку, но убедиться, что он слышит): например, расскажите мужу за ужином о том, как сын вашей знакомой случайно потратил на телефоне 10 тысяч рублей, соглашаясь пройти в игре все новые и новые уровни, и как опасна такая ситуация. Кстати, мальчики, например, больше склонны к зависимости, чем девочки, — так уж устроена прифронтальная кора их мозга.

Опыт реальности

В 2013 году психолог Катерина Мурашова провела необычный эксперимент: 68 детей от 12 до 16 лет согласились остаться на 8часов в одиночестве, без телевизора, компьютера и других электронных приборов, не пользоваться никакими средствами связи и ни с кем не общаться. При этом заниматься любыми другими делами — чтением, творчеством и т. д. — разрешалось. В результате только трое детей смогли дойти до завершения эксперимента — остальные прервали его через 2−3 часа, признавшись, что без привычных гаджетов они чувствовали страх, беспокойство, панику, а у некоторых появились даже мысли о суициде.

Как справиться с зависимостью

Справиться с зависимостью

Главное, что необходимо сделать — это взять ситуацию под контроль, понять, что есть проблема и признать ее. Следующий шаг родителей — установить рамки использования мобильного телефона, планшета и компьютера, ввести ограничения и помочь ребенку соблюдать новые правила.

Используйте специальные программы с функцией «родительского контроля», ограничивающие время нахождения в сети и предлагающие ребенку ресурсы, которые можно посещать. Договоритесь, например, о том, что во время приготовления уроков, вечером и ночью мобильник будет находиться у вас, чтобы не отвлекать ребенка.

Важно помнить: все эти шаги будут эффективны только при двух условиях: во‑первых, сами родители тоже должны быть больше «в реальности», а не в интернете: договоритесь с мужем, что телефон вы будете использовать по назначению, а не для игр, а за компьютер садиться, например, после 22.00, когда дети отправляются спать. Пусть для всех членов семьи, и взрослых, и маленьких, это станет правилом — не занимать себя электронными «игрушками» в любую свободную минуту. И второе условие — сохранить контакт с детьми.

Катерина Демина: «Разговаривайте с ребенком! Честно скажите: «Для нас всех будет лучше, если у тебя будет еще какая-то жизнь кроме компьютера. Мы хотим, чтобы ты получил образование, нашел дело по душе, смог достичь успеха». Объясняйте ребенку, что с ним происходит: что для того чтобы зависимость уменьшилась, понадобится и время, и его силы. А вы поможете! И, конечно, вам придется очень активно участвовать в его жизни: находить и предлагать интересные занятия, замечать и уметь поддержать, направить в нужное русло его увлечения. Кстати, мальчики-подростки с высоким уровнем тестостерона имеют хорошие шансы отвлечься от игр, когда появляется интерес к девочкам. И здорово, если родители при этом создают «искусственные» трудности — запрещают возвращаться поздно, не отпускают на свидание, пока не сделаны уроки, то есть добавляют элемент запрета, который надо преодолеть, это подогревает интерес.

И, конечно, гораздо больше шансов быстро справиться с зависимостью у тех семей, где у ребенка уже был до этого опыт разнообразного досуга, если вы активно проводите выходные и каникулы, общаетесь с друзьями и близкими».

Внимание, родители!

Такое поведение ребенка указывает на то, что зависимость уже появилась:

  1. Отсутствие у ребенка других занятий: школьник стремится только к компьютеру, избегает любых других дел или просто пережидает, пока не разрешат снова вернуться к игре, не читает, не рисует, не занимается спортом.
  2. Ребенок проводит в Интернете или за игрой более 4−5 часов.
  3. Он плохо переносит время «в реальности», отсутствие возможности поиграть или «посерфить» в Интернете. Представьте себе, как поведет он себя в ситуации, когда компьютера просто нет? Вы уехали за город или просто дома отключили электричество на несколько часов? Если у ребенка явно портится настроение или — все еще хуже — он рыдает, всех обвиняет, ему явно очень плохо, это опасный симптом.
  4. Школьная успеваемость ребенка резко снизилась: времени на уроки у него просто нет.
  5. У подростка нет друзей. При этом малое количество приятелей не считается признаком зависимости: даже один или два реальных друга — это хорошо.
  6. Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремится остаться дома один. Он может даже отказаться от семейного отпуска на море, если там нет Интернета. Это означает, что тяга к играм уже побеждает естественную тягу ребенка к познанию, его любопытство.
  7. Ребенок все время просится в гости к друзьям, и нет возможности выяснить, как он там проводит время. Важно быть в контакте с родителями сверстников, поддерживать отношения, знать, чем заняты дети.
  8. Ребенок скрывает от вас свои занятия, быстро прячет телефон или закрывает ноутбук, выключает монитор, если кто-то входит в комнату.

Почему запрет — это не решение

Запрет — не решение

Конечно, наиболее простой путь — выбрать «запрещающую» стратегию, ограничить время, проведенное «онлайн», использовать технические средства контроля. Но не менее важно и научить ребенка правилам безопасности в Интернете, показать его возможности.

Станислав БОРИСОВ, автор и руководитель проекта Frolik (семейный сервис, обеспечивающий безопасность ребенка в Сети), уверен, что полностью изолировать ребенка от гаджетов — не значит решить проблему: «Я считаю, что тотальные запреты на игры и цифровой контент и бесполезны, и не продуктивны.

Хотите вы этого или нет, но ваш ребенок будет расти в информационном мире, в окружении «продвинутых» сверстников. К слову, в Японии и Корее использование цифровых гаджетов начинается очень рано — с 1,5−2 лет. К 4−5 годам эти малыши становятся опытными пользователями, а к 8−10 — уже способны научить родителей хитрым трюкам. На дворе информационная эра, так что подумайте сами, какое место в мире смогут занять ваши дети — потребителей, которым лидеры диктуют, что делать, либо создателей, которые сами определяют свой путь.

Придерживайтесь философии curated experience — пусть ваши дети получают свой первый опыт в присутствии взрослых, в дальнейшем это поможет им стать продвинутыми и самостоятельными пользователями, они привыкнут быть «на ты» с техникой и станут полноценными гражданами информационного мира. Выбирайте только лучшие, проверенные детские игры и приложения: обращайте внимание на удобство интерфейса, качество исполнения. А вот соответствие возрасту или навыкам надо проверять лично: возможно, на маркировке и указано «от 2 до 8 лет», но этого недостаточно, ведь в 2, 4 и 8 лет дети совершенно разные!

Помните, что каждый ребенок индивидуален, каждому важно получать собственный опыт. Наблюдая за тем, как малыш пользуется планшетом или компьютером, вы легко определите по его поведению время, когда ему становится скучно: он начнет бесцельно перебирать разные игры, ни на одной надолго не задерживаясь. Заранее устанавливать временные рамки тоже не всегда нужно: если мультфильм идет 17 минут, а вы ограничили время использования планшета 15 минутами, какой в этом смысл? Вот если ребенок перевозбуждается, проявляет агрессию, когда вы просите отвлечься от планшета, посмотрите внимательнее: может быть, он хочет завершить уже начатый уровень, а возможно, уже «пересидел», и для вас это станет сигналом в следующий раз сократить время игры.

Огромная польза ненавязчивого присмотра в том, что вы будете в курсе увлечений ребенка, заметите проблемы, с которыми он сталкивается при игре, увидите, на развитие каких навыков обратить внимание. Возможность быть в курсе цифровых развлечений вашего чада, на мой взгляд, важна».



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows