Способы работы с информацией по фгос. Приемы работы с информацией. «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе

Способы работы с информацией по фгос. Приемы работы с информацией. «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе

08.04.2019

С введением ФГОС каждый учитель задумался над тем, как реализовать на практике все требования, предъявляемые этим стандартом. Специфика предмета «английский язык», его коммуникативная направленность помогает учителю реализовывать новые требования без каких-либо кардинальных изменений в прежней работе.

Трудность в работе по новым стандартам вызвали требования к формированию регулятивных умений у учащихся (таких как умение самостоятельно планировать свое речевое и неречевое поведение; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке), поскольку учителя раньше сами организовывали свою деятельность с позиции более авторитарной, чем это предлагается в новых стандартах.

Поэтому основная деятельность в классах, обучающихся по ФГОС, была направлена на работу по формированию данных умений у учащихся.

Поначалу казалось, что организовать этап целеполагания на каждом уроке будет сложно и, что немало важно, занимать много времени. Но уже на первых уроках становится очевидным, что необходимость ставить цели и проводить рефлексию деятельности существенна для каждого урока и помогает в его проведении и логическом завершении . Поэтому, на уроках можно сочетать два вида планирования, поскольку в определении целей и задач вместе с учащимися на весь цикл есть рациональное зерно.

Итак, основное планирование деятельности происходит в начале большого цикла. Учитель объявляет учащимся или учащиеся видят в учебнике название нового цикла и пытаются определить, о чём пойдёт речь, что они смогут и что они хотят узнать, работая на уроках. Учащиеся в виде схемы записывают в тетрадь свои догадки, о чём пойдёт речь в цикле, а так же пожелания, что бы они хотели узнать. На данном этапе планирования учащиеся так же задумываются над вопросом «Для чего мне нужно знать эту информацию? Как она мне поможет в жизни?» (развиваем и реализуем личностные УУД: освоение личностного смысла учения; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка) . После изучения одной из подтем цикла мы возвращаемся в схему, анализируем её (обводим ярким цветом или ставим галочку или другой знак напротив выученной темы) и делаем выводы (что узнали, насколько это было полезно, что будем учить дальше).

Например, уже в 3-4 классах в начале каждого цикла учащиеся могут заполнять Assessment Cards (оценочные листы) по анализу формирования УУД. В конце каждой изученной темы учащиеся вновь заполняют листы и видят, что их знания и умения улучшились, повысились оценки практически каждого формируемого УУД. Критериями оценивания являются словесные выражения: «не умею», «умею плохо», «умею нормально», «умею хорошо», «умею отлично».



Оценочный лист (возьмём для примера оценочный лист для учащихся 4 классов по теме «Великобритания») предлагает учащимся оценить свой уровень сформированности:

1. личностных УУД:

– Я понимаю зачем я изучаю английский язык (чем английский язык будет полезен лично мне.

– Я уважаю народ и страны, в которых говорят на английском языке и др.

2. регулятивных УУД:

– Я умею самостоятельно определять чему я научусь на данном уроке, в данной теме.

– Я умею правильно оценить правильность своей работы, своего ответа.

– Я знаю, что я уже умею и что мне нужно ещё узнать по теме урока.

– Я понимаю для чего я выполняю задание на уроке(зачем учу диалог, для чего выполняю грамматическое упражнение) и др.

3. познавательных УУД:

– Я умею строить своё высказывание по образцу.

– Я умею сформулировать главную мысль прочитанного текста.

– Я умею определять, о чём будет текст по заголовку и т.д.

4. коммуникативных УУД:

– Я внимательно слушаю собеседника и уважаю его точку зрения.

– Я умею работать в группе (умею распределять роли, договариваться с одноклассниками).

– Я знаю, что получится в итоге моей работы и т.д.

Так же оценочный лист предлагает учащимся проанализировать результаты освоения темы: здесь они оценивают предметные результаты :

– Я умею вести этикетный диалог по теме «Погода».

– Я умею давать краткие ответы на любые вопросы.

Рост как раз этих умений ярко выражен по каждой теме и, что важно, виден учащимся. В начале темы, как правило, учащиеся оценивают свои умения довольно низко (не умею, умею плохо) в конце темы оценка своих знаний возрастает до «умею хорошо» и «умею отлично». Что касается регулятивных УУД, то рост этих умений отслеживается с каждым новым циклом, т.е. происходит медленнее. И это понятно, поскольку учащиеся лишь начинают относиться к познанию по-новому. Они лишь начинают понимать и осознавать, что в действительности освоение и развитие предложенных им УУД положительно сказывается на их личностном росте, учит их по новому относиться к учению, даёт намёки на необходимость правильно расставить акценты в изучении предмета.



Такая работа должна проводиться с начала учебного года, учитель анализирует результаты и планирует дальнейшую работу. В начале года к учителю приходят новые учащиеся. С помощью данных оценочных листов учитель выясняет уровень подготовленности группы, анализирует уровень сформированности УУД и определяет задачи дальнейшей работы в конкретной группе: на формирование каких УУД необходимо направить дальнейшую работу, как расставить правильно акценты.

Развитие универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку находит отражение в современных УМК, предлагающих широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других школьных предметов.

Рассмотрим на примере УМК «Enjoy English» для начальной школы под редакцией М.З. Биболетовой и др., какие задания и упражнения могут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым .

Таблица 1. Задания и упражнения по формированию универсальных учебных действий в УМК «Enjoy English»

1. Личностные действия
Виды действий Задания и упражнения
Действия в личностном самоопределении Описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников
Действия смыслообразования Объяснить, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке
Действия нравственно-этического оценивания материала Заполнить языковой портфель (портфолио)
2. Регулятивные действия
Виды действий Задания и упражнения
Действия целеполагания Определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.
Действия планирования Заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.
Действия прогнозирования Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы
Действия контроля Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале
Действия коррекции Выполнить работу над ошибками
Действия оценки Сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения
Действия саморегуляции Поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы
3. Познавательные действия
Виды действий Задания и упражнения
Общеучебные действия Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели «Как узнать по-английски, который час?», «Как сравнивать предметы на английском языке?» «Как писать адрес на международном конверте?» и т.д.
Поиск и выделение необходимой информации Выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти вторую форму глагола в грамматическом справочнике, найти в интернете информацию о праздновании праздников в Великобритании и т.д.
Осознанное построение речевого высказывания Самостоятельно описать любимого героя с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения Окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы, Выбрать правильное время глагола в соответствии со словами-спутниками
Рефлексия деятельности по овладению английским языком Обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.
Смысловое чтение Прочитать (прослушать) текст и найти интересующую информацию, выделить главные факты, определить главную идею
Создание алгоритмов деятельности Определить этапы выполнения творческой или проектной работы индивидуально либо в составе группы
Логические действия Анализ объектов с целью выделения признаков Прослушать слова и определить правило образования множественного числа имен существительных
Синтез – составление целого из частей Составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов
Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов Выписать в разные столбики слова с открытым и закрытым слогом, прилагательные в сравнительной и превосходной степени и др.
Самостоятельное выведение правил английской речи Сформулировать правило на основании нескольких примеров его применения
Установление причинно-след-ственных связей Прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков
Построение логической цепи суждений Сказать, какое у меня любимое время года и почему
4. Коммуникативные действия
Виды действий Задания и упражнения
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.
Управление поведением партнера Контролировать партнера при составлении диалога; Проверить и оценить работу соседа
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Соколова М. С.

ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

Еще в XVI веке величайший английский философ Френсис Бэкон утверждал, что время – это величайший из новаторов. Сегодня мы как никогда чувствуем актуальность данной идеи. Инновационные тенденции и явления становятся реалиями каждого нового дня. Одной из актуальнейших задач современного образования в таких условиях становится формирование активной личности, способной не просто адаптироваться к меняющимся условиям жизни, но и самой являться двигающей силой прогресса. Центр тяжести школьного и дальнейшего образования смещается сегодня с обыденного усвоения определенной суммы факторов на формирование потребности и умения самостоятельно ориентироваться в постоянно растущем потоке информации и пополнять свои знания. Новый стандарт образования реализует системно-деятельностный подход в обучении, в котором учащийся занимает активную позицию, выступает в роли инициатора, творца, а не занимает пассивную позицию слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия. Основным приоритетом системы образования декларируется формирование у школьников и студентов общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. Новые государственные документы в области образования, в частности новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), трактуют важнейшую задачу иноязычного образования как формирование универсальных метапредметных учебных действий, обеспечивающих развитие умения учиться, способности к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способности к саморазвитию и самосовершенствованию .

Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение данной задачи, является особый характер учебной дисциплины «Иностранный язык». Её принципиальное отличие от иных учебных предметов заключается в том, что общеобразовательные цели реализуются посредством формирования коммуникативной компетенции. Из этого следует, что преподавание иностранного языка как предмета «в себе» невозможно. Язык выступает средством достижения других целей – коммуникативной, в первую очередь.

Содержание коммуникации определяется широким кругом тематических интересов и задач, сформулированных программой по иностранному языку, соответствующей ФГОС. Так, в программе по английскому языку для студентов первого курса для изучения предлагаются следующие темы: «Семья и семейные отношения», «Общественная жизнь», «Хобби, досуг», «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни», «Магазины, совершение покупок», «Россия», «Англоговорящие страны», «Путешествия», «Научно-технический прогресс», «Экология» и другие, то есть охватываются различные исторические, социальные, культурно-нравственные аспекты жизни общества . Другими словами, темы метапредметны или релевантны и для других дисциплин. Очевидно, что в полной мере созданы условия для реализации результатов освоения предметной области «Филология» и освоения иностранного языка в частности, которые сформулированы следующим образом «формирование гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека» . Всё это в очередной раз подтверждает невозможность освоения дисциплины «Иностранный язык» в отрыве от других научных областей, общекультурных ценностей и концепций.

Сам тип коммуникации, свойственный для уроков английского языка, также способствует формированию универсальных учебных действий.

Вовлечение учащихся в различные виды речевой деятельности и моделирование реальных ситуаций общения не только ускоряет процесс освоения языка и расширяет зону его применения, но и косвенно способствует формированию универсальных учебных действий, то есть развивает умения, применимые на разных этапах образовательной деятельности и в рамках всех дисциплин. Такие умения условно разделяют на четыре группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные.

Действия регулятивного характера направлены на обеспечение организации учебной деятельности. Это прежде всего целеполагание, планирование этапов работы, поиск средств достижения поставленных целей, самоконтроль и самокоррекция. Среди типовых заданий для учащихся предлагаются следующие :

1. постановка цели, организация этапов работы («Look at the title of the lesson and say what the text below may be about»);

2. самокоррекция и самоконтроль («Check your progress»);

3. регуляция эмоциональных состояний, в том числе и саморегуляция («What advice would you give to the girl?»).

К коммуникативным универсальным учебным действиям относят умения вести диалог, четко и лаконично выражать собственные мысли, оформлять их в грамотные речевые образцы, использовать языковые единицы в надлежащем контексте, исполнять прагмалингвистические нормы ведения диалога. Роль данной группы учебных действий невозможно недооценить. Овладев вышеуказанными умениями в рамках обучающих коммуникативных ситуаций, учащиеся более успешно строят свою спонтанную коммуникацию. Так, с формированием коммуникативных универсальных учебных действий решаются вопросы успешной социальной интеграции посредством повышения социальной компетентности студентов. Наиболее важными в этом отношении умениями являются монологическая и диалогическая речь. На протяжении всего процесса обучения английскому языку происходит систематическое развитие этих умений, начиная диалогами-расспросами и заканчивая диалогами на основе обмена мнениями. Совершенствуются навыки ведения монолога и полилога.

Можно представить следующие примеры типовых заданий по формированию коммуникативных универсальных учебных действий :

1. языковая компетенция: отработка языкового материала для его последующего использования в речи («Read the quotations and explain in your own words what each of them means»);

2. социолингвистическая компетенция: грамотное использование языкового материала в соответствующих ситуациях общения («Role play. Should professional sport be prohibited?»);

3. дискуссионная компетенция: способность понимать собеседника и строить в ответ свои речевые высказывания таким образом, чтобы быть понятым («Divide into two groups supporting one of the statements below. Discuss»);

4. речевая компетенция: способность понимать предъявляемый зрительно или на слух текст, порождать на основе услышанного речевые высказывания («Listen to how three people speak about risk taking and complete the chart»);

5. информационная компетенция: способность ориентироваться и использовать в учебной деятельности различные источники информации («Produce leaflet Sport in our city/town»).

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание социальных ролей и умение «примерять их на себя», профессиональную ориентацию, формирование нравственных ориентиров, жизненных ценностей. Решению этой непростой задачи способствуют типовые задания на формирование личностных универсальных учебных действий, например :

1. самоопределение жизненное, личностное и профессиональное («Is it always good to be on your own. Continue the sentences»);

2. критическое осмысление морально-нравственных основ поведения («Speak about teen problems»).

Среди познавательных универсальных учебных действий, формирующихся в том числе и на занятиях по английскому языку, выделяют такие действия как навыки работы с текстом, анализ, синтез, структурирование, умения различать важную и второстепенную информацию. Среди типовых заданий можно выделить следующие :

2. смысловое чтение («Read the two versions of advice given to one of the teenagers by the agony aunt and answer the questions»);

3. задания, направленные на развитие логического мышления («Be ready to answer the donor’s questions: think what questions may be asked»);

4. задания на развитие комбинаторного мышления («Link each of these sentences with a corresponding time expression»).

Особое внимание в приведенном перечне типовых заданий заслуживает такой вид деятельности как чтение. Оно выступает не только инструментом формирования языковых и речевых навыков и умений, но и целью обучения, предусматривающей формирование и развитие всех УУД: познавательных личностных, коммуникативных и регулятивных. Согласно Соколовой Е. В., чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, нацеленный на извлечение информации из письменно-фиксированного текста, на основе процессов зрительного восприятия, произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации . ФГОС ставит перед дисциплиной «Иностранный язык» задачу дальнейшего развития всех видов чтения (ознакомительного, изучающего, поискового) аутентичных текстов различных жанровых направлений из разных областей знания.

Универсальность работы с отрывками из произведений, репортажами, рецептами, статьями, проспектами, буклетами , инструкциями заключается в том, что они представляют собой содержательный стержень для развития коммуникативной компетенции. Следует отметить, что с точки зрения формирования УУД работа с текстом не всегда представляется простым процессом. Наблюдения и личный опыт показывают, что зачастую студенты оказываются беспомощными перед текстом ещё на предварительном этапе работы с ним. Умение читать не тождественно овладению рациональными приемами чтения и умению критически оценить содержание прочитанного. Вместе с тем грамотно построенная работа над текстом может стать опорой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

На работу с текстом направлены такие формы заданий, как:

1) анализ заголовка;

2) составление плана текста, разделение его на структурные части;

3) вопросно-ответные упражнения;

4) упражнения на воспроизведение содержание текста с опорой и без нее;

5) инсценировка;

6) творческие задания, направленные на переработку прочитанной информации и другие .

Ценность грамотно организованной и проведенной работы с текстом трудно переоценить. Формированию коммуникативных УУД способствуют интегрированные коммуникативные задания, направленные на развитие навыков говорения, аудирования, письма. Такие задания становятся основой межличностного общения, в котором его участники учатся выражать свою позицию по обсуждаемой проблеме, аргументировать её, влиять на мнение собеседника, находить совместные решения. Формирование личностных УУД реализуется путем критического осмысления содержания текста. Участник коммуникации учится пропускать информацию сквозь призму собственных морально-этических норм, нравственных ценностей и давать свою оценку прочитанному. Познавательная инициатива, интерес, мотивация к прочтению, проявление волевого усилия для осуществления данной деятельности способствуют формированию полноценных регулятивных и познавательных УУД.

Так, сбалансированная отработка все видов чтения и грамотно составленный алгоритм выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий не просто реализует стратегию развития навыков чтения, но и формирует весь спектр универсальных учебных действий. По такому же принципу работает вся система обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык».

Правильно подобранные методические приемы и способы для целенаправленной работы над формированием всех видов УУД станут не только основой реализации обучающей цели дисциплины, но и положительным образом повлияют на формирование полноценной самостоятельной активной личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования : Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

3. Безкоровайная Г. Т. Planet of English. Учебник английского языка для учреждений НПО и СПО (+ CD-ROM). – Академия (Academia), 2014

4. Голубев А. П. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Английский язык для технических специальностей. – Академия (Academia), 2013

5. Соколова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: АСТ, 2010.

ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Формирование УУД на уроках иностранного языка»

Выступление по теме:

«Формирование УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения»

Выполнила: учитель английского языка

Ардатовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат IV вида Верхова И.А.

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Введение

Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования УУД. Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника – умением читать, писать и т.д.) в содержании обучения представлен деятельностный компонент : виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.

Цель моего выступления - рассмотреть пути формирования УУД в начальной школе средствами учебного предмета «Английский язык», которое представляет интерес для учителей английского языка, работающих в начальной школе, т.к. формирование УУД является одним из основных положений Концепции ФГОС второго поколения. Я постараюсь описать виды УУД, способы их формирования на уроках английского языка на примере конспекта урока по теме «Сколько тебе лет?» на основе УМК « Enjoy English » Биболетовой М.З для 2 класса.

Понятие «универсальные учебные действия»

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Выделяют 4 блока УУД :

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;

- смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Познавательные универсальные действия включают:

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельно создание алгоритмов деятельности;

Знаково-символические действия.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;

Синтез – составление целого из частей;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Построение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Правление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте

усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в

зависимости от его содержания и способов организации учебной

деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для

формирование универсальных учебных действий на уроках английского

языка в начальной школе.

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция.

Формирование УУД на уроках английского языка

Сначала рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Что касается регулятивных универсальных учебных действий, на начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при разыгрывании диалогов, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам, при ответах на вопросы учителя. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. В УМК Биболетовой М.З., который мы используем в своей работе в начальных классах, после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Перейдём к рассмотрению познавательных универсальных учебных действий.

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст. На начальном этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:

Научить выделять основное в тексте;

Научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на картинки на схемы;

Понимать смысл текста и умение прогнозировать развитие его сюжета;

Составлять оригинальный текст на основе плана.

Дети на данном этапе уже учатся отвечать на вопросы учителя письменно или устно и при самоконтроле и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но, тем не менее, на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры. Например:

действующее лицо - четырехугольник,

качество, объект - заштрихованный четырехугольник,

глагол, обозначающий отношение к действию – чёрный треугольник,

глагол, обозначающий отношение к действию, чувство, состояние - треугольник,

глагол-связка – треугольник со стрелкой внутри,

место действия – круг и т.д.

При помощи геометрических фигур формируется моделирование.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:

Вставить недостающие слова,

Вставить недостающие буквы,

Завершить предложение,

Заполнить таблицу,

Догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Своим ученикам часто предлагаю создать свои проекты по определенной теме и представить их в виде презентаций. На начальном этапе это могут быть такие творческие проекты, как нарисуй и опиши свою любимую игрушку, нарисуй и расскажи о своей семье, о своём друге. В 3 классе мы используем проектную деятельность в работе над темами «Меню школьных завтраков ученика лесной школы», «Новогодний подарок», «Открытка ко дню рождения», «Мой любимый сказочный герой». В 4 классе можно использовать проекты при изучении таких тем, как «Предстоящие каникулы в волшебной стране», «Сочиняем сказки», «Журнал мод для новых телезвезд».

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. На уроках английского языка дети учатся:

Вести диалоги этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

Поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

Овладевают различными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика;

Воспринимать на слух и понимать речь учителя в процессе общения на уроке, вербально и невербально реагировать на услышанное;

Писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нём.

В заключение я хочу показать, каким образом реализуется развитие универсальных учебных действий младших школьников на примере конспекта урока по теме «Сколько тебе лет?» на основе УМК « Enjoy English » Биболетовой М.З. для 2 класса. Конспект урока английского языка по новым ФГОС.

Предмет : Английский язык

Класс : 2

Тема урока : “Сколько тебе лет? How old are you ?

УМК : «Английский с удовольствием» “ Enjoy English ” М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Титул, 2011г.

Тема

Сколько тебе лет?

Цель и задачи

Создать условия для формирования у обучающихся умения составлять предложение с опорой на схему, используя числительные

1 .Образовательная : Формировать навыки устного счета с1до10

2 .Развивающая : Развивать навыки говорения: вести диалог- расспрос. Развивать речемыслительные и познавательные способности.

3 Воспитательная : Воспитывать культуру общения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

    букву Bb .

    Вести элементарный этикетный диалог в ситуации знакомства, используя числительные до 10.

    Накапливать багаж нового лексического и грамматического материала и приобретать опыт его применения.

    Личностные: Уметь выбирать оптимальные Произносить и различать на слух звуки и звукосочетания [ i :],[ h ],[ w ],[ ei ], [ b ].

Воспроизводить графически корректно

формы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Коммуникативные : Формировать умения слушать и вступать в диалог для поддержания учебно-деловой беседы, рассказывать о себе с опорой на модель.

Познавательные: Уметь осознанно строить речевое высказывание по образцу, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.

Регулятивные: Моделировать ситуации поведения в классе, участвовать в распределении ролей для сценки и их импровизационном выразительном воплощении.

Основные понятия

Числительные от 1 до10.

Лексические единицы и фразы по теме «Знакомство»

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика, физкультура,

риторика

Фонетическая и речевая разминка (Storytelling )

Работа со схемами- опорами.

Фронтальный опрос.

Парная работа

Индивидуальная работа

Учебник

Рабочие тетради

Книга для учителя

Аудиоприложение на CD MP 3

Схемы-опоры

Плакат «Английский алфавит»

Карточки с числительными, картинки с животными

Плакат «Числительные»

Ручная кукла

Карточки с буквами Aa , Bb и звуком [ b ]

Мультимедийная презентация с изображениями животных

Звездочки для оценивания

Этапы работы

1.

Организационный этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

    Орг-момент (настрой на урок)

2минуты

Ручная кукла-ворона

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель – настроить на общение на английском языке.

Приветствую учащихся :

Good morning, children! I’m glad to see you .Sit down, please! ” Давайте поздороваемся с нашей гостьей. От лица куклы здороваюсь с классом “ Hello !”После хорового ответа подхожу к слабым учащимся индивидуально.

Цель - включиться в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной

задаче.

Отвечают на реплики: “ Morning , teacher ! Glad to see you too.” “Hello”

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

    Речевая и фонетическая зарядка )

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - развивать произносительные навыки, настроить артикуляцию учащихся на английскую речь.

Рассказываю рассказ с английскими звуками, которые учащиеся должны правильно повторить. “ Let s tell the story together . Трикки решил повесить портреты друзей в театре, ударил себя по пальцу молотком и закричал[ ai ]-[ ai -[ ai ], [ v ]-[ v ], [ v ]; начал дуть на палец [ h ]- [ h ] -[ h ], [ w ]-[ w ]-[ w ].Но тут собрались все его друзья, им так понравились портреты, что он забыл про свой палец.”

Repeat after me! [h]-hello, who,Harry; [w]-what,Wendy; [t]-tiger, elephant, cat;

[d]-dog;”

Цель - повторить за учителем фонетически правильно английские звуки и слова.

Повторяют звуки и слова,стараясь копировать артикулляцию учителя

Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности произношения.

Личностные: формировать этические чувства-доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного.

2.

Этап целеполагания

Время

Используемые ресурсы

Целеполагание и мотивация

2 минуты

Карточки с цифрами на доске

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - поставить познавательную задачу

Прием «мозговой штурм»

Используя вопросы подвожу учащихся к цели урока. «Сколько портретов повесил Трикки, как вы думаете? Сколько у него друзей? А у вас? Что вам помогло ответить на мои вопросы? Что сегодня вы научитесь делать? (считать) Что для этого необходимо знать? Зачем еще нам нужны числительные?

Цель –сформулировать задачу урока

Отвечая на наводящие вопросы сами делают выводы о цели урока (числительные, считать по-английски)

Познавательные: Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы

3.

Этап повторения изученного материала

Время

Используемые ресурсы

Опрос по ранее изученному материалу

(проверка домашнего задания)

6минут

Слайд с животными, картинки с животными, звездочки

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - развивать умения и навыки устной речи, проверить уровень усвоения ранее изученного материала.

1.Фронтальный опрос

a ) Показываю слайды с изображением животных: “ cat , dog ,

fox , elephant , crocodile , tiger ”. Прошу учащихся назвать их, напоминая про слово “ the c названиями конкретных животных со слайда.

b ) Раздаю картинки и прошу ответить на мои вопросы от лица животного с картинки: “ Hello ! Who are you ? What is your name ? (Вспомните имена с прошлого урока)"

2.Работа в парах

Организую работу в закрытых парах (сильный ученик задает вопросы -слабый отвечает) Две лучшие пары разыгрывают сценку перед классом.

3.Мотивация

Самые активные получают звездочки.(в конце урока звездочки подсчитываются, выбирается лучший ученик урока.)

Цель – повторить пройденный материал

Называют животных на слайдах;

Отвечают на вопросы от лица полученного животного с картинки.

Hello! I’m fox…My name is …”

Взаимодействуют в парах. Сильный ученик помогает более слабому при необходимости.

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний

Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

4.

Этап изучения нового учебного материала

Время

Используемые ресурсы

Presentation

Practice

10 минут

Учебник, карточки с цифрами, аудиозапись на диске, игрушка

Деятельность учителя

УУД

Цель - сформировать навыки употребления английских числительных от 1до 10 в речи в соответствии с речевой ситуацией»

1)Показываю карточки с числительными и называю их по-английски: “ Repeat after me !” (Обращаю особое внимание на четкое произношение звуков) “ Let s count boys / girls !” Показываю числительные на плакате. “ Look and repeat !.”

2) Формирование лексических навыков.

Работа с учебником. Упр.1стр.8:

-Назвать цифры на карточках артистов. “ All together

-Назвать артиста по номер: “ Number three - the cat

-Назвать номер под которым выступает артист: “ the tiger - number two

-Работа с упр. 2 стр.8 Объявить выход артистов.” Number five the dog ! (с опорой на пример в учебнике)

3) Аудирование - презентация нового вопроса “ How old are you ?”

-Включаю для прослушивания упр.3 стр.9, дав задание перечислить вопросы из диалога. Выясняю понятен ли учащимся последний вопрос “ How old are you ?”Если нет- перевожу его.

- Отрабатываю произношение этой фразы по отдельным словам и интонационно.

-После повторного прослушивания предлагаю повторить реплики диалога хором.

Беру игрушку и разыгрываю беседу с ней:

-Who are you?

-I am the crocodile.

-My name is Alex.

-How old are you?

- I am three .

4 ) Формирование умения вести диалог- расспрос.

Вызываю к доске учащегося, остальные выбирают из упражнения 1 понравившиеся животное для диалога. Выбранный учащийся расспрашивает их. Хвалю: “ Fine ! Very good!”

Цель - приобрести речевые навыки употребления новых ЛЕ (числительные от1до10)

Повторяют вслух со зрительной опорой. Считают вслух мальчиков/девочек. Повторяют числительные с опорой на плакат .

Выполняют задание учителя во фронтальном режиме. Самые активные получают звездочки.

Слушают, вычленяют вопросы из диалога. Стараются догадаться о значении последнего вопроса

Повторяют новый вопрос, затем, после повторного прослушивания, повторяют все реплики диалога хором.

Слушают беседу, стараются запомнить вопросы и формы ответов.

Отвечают на вопросы от лица понравившегося животного.

Познавательные: Осуществлять актуализацию новых ЛЕ, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений и поддержания учебно–деловой беседы.

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях

5.

Этап закрепления учебного материала

Время

Используемые ресурсы

Production

8минут

Учебник, таблица с числительными, схемы -опоры

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель- расширение освоения в речи форм знакомства, развитие навыков монологической речи с использованием новых ЛЕ

1) Задача - составить предложения по опорным схемам.

Помещаю на доску опорную схему, напоминаю что означают знаки схемы (разворот учебника с условными обозначениями). Называю несколько предложений с опорой на схему.

I am Jane .

I am 5.

I am the cat.

Прошу составить по схеме несколько предложений о возрасте наших артистов.

2) Задача- составить монологическое высказывание по опорным схемам.

Работа с учебником упр.4 стр.9

Рассказать от имени одного из участников спортивного праздника о себе: кто он, как его зовут и сколько ему лет.

Если учащиеся затрудняются называть возраст или называют только числительные one , two , three , организую повторение цифр по плакату с таблицей «Числительные»

    Задача- задать вопросы однокласснику. Работа в парах

What is your name?

Who are you?

How old are you ?

Сильные учащиеся без опоры, слабые пользуются опорой в учебнике.

Цель - научиться рассказывать о себе с опорой на грамматические модели.

Повторяют значение схемы.

Составляют предложения о каждом артисте из упр.1 стр.8

Выполняют упражнение 4 из учебника, составляя монологическое высказывание из 3 предложений.

I am the dog.

I am Jack.

I am 2.

Беседа в парах.

Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные : Формировать этические чувства, прежде всего-доброжелательность.

6.

Динамическая пауза

Время

Используемые ресурсы

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - смена учебной деятельности на уроке, повторение числительных.

Вызываю всех к доске. Прошу сделать круг. Показываю карточку с цифрой 5 (7,3,8,10) Дети медленно кружатся по счет. Они останавливаются, когда слышат цифру с карточки.

Цель -закрепить числительные на английском языке и сделать двигательный перерыв.

Познавательные : Осознанно и произвольно использовать новые ЛЕ в речи.

Коммуникативные: Понимать и произвольно произносит новые ЛЕ.

Регулятивные: Выполнять учебные действия в материализованной и громко-речевой формах.

7.

Этап формирования навыков чтения и письма

Время

Используемые ресурсы

    Развитие фонематического слуха, навыков чтения

(освоение правил чтения буквы Bb и правильного произношения согласн o го звук a [ b ])

6 минут

Карточки с буквами, звуками. Алфавит. Рабочие тетради

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель – продолжить работу по ознакомлению учащихся с английским алфавитом.

1)Повторение буквы Аа.

Давайте вспомним какую букву вы учили на последнем уроке? Она гласная или согласная? Какими звуками может читаться? Повторим слова, в которых есть эта буква.(Name , cat , Kate , Ann , lake , apple , make )

2)Познакомимся с новой гостьей- буквой Bb . На доске карточки с буквой и звуком[ b ] Какая она- гласная или согласная? Каким звуком будет читаться в словах?

Цель – познакомиться с графическим образом и правилом чтения буквы Bb

Вспоминают и называют букву Aa , ее звуки и правила чтения. Повторяют слова

Рассматривают букву, определяют, что она согласная, повторяют букву и звук вслух.

Познавательные: Анализ и выделение существенных признаков.

Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодествии для решения познавательных задач

Регулятивные: Выполнять учебные действия

    Развитие навыков письма

Деятельность обучающихся

УУД

Цель - познакомить учащихся с графическим образом буквы Bb

Open your workbook , please .”

Объясняю и показываю на карточках и доске графический образ буквы. корректирую ошибки при письме. Письмо осуществляется под счет.

Цел ь - научиться писать заглавную и строчную буквы

Смотрят на образцы, прописывают по предложенным в рабочей тетради моделям сначала в воздухе, потом в прописи стр.4.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели как образец для письма

Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению допущенных ошибок

8.

Рефлексия

Время

Используемые ресурсы

3минуты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель -подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Thank you for your work! Давайте вместе вспомним, какова была цель урока сегодня? Как мы достигли этой цели? Для чего нам пригодятся знания, которые вы сегодня приобрели? Кто научился сегодня считать по-английски?

Подвожу итог соревнования по количеству звездочек. “Let’s

count your stars. Who is the best pupil today? Let’s clap!

Цель- осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Желающие считают вслух у доски.

Дети подсчитывают звездочки называют по-английски количество вслух. Аплодируют победителю.

Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные : Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.

9.

Итоговый этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

Домашнее задание

2 минуты

Учебник, рабочая тетрадь

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Цель – развитие навыков письма во время выполнения письменного домашнего задания.

Объяснить что они должны сделать в процессе домашнего задания.

Open your diary , please . Your homework is ex .1, p .4 Повторить и потренироваться в написании букв Aa и Bb ” Старайтесь писать так как в образце. Не забудьте повторить счет! Покажите своим родителям что вы уже умеете считать по-английски.

The lesson is over. Goodbye!”

Цель – осмыслить и записать домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

Прощаются на английском языке.

Познавательные: Осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные : Использовать речь для регуляции своего действия.

Использованная литература

    Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.

    Биболетова М.З.и др. «Английский с удовольствием» для 2 класса – Обнинск: Титул, 2012..

    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английский язык к УМК « Enjoy English » для 2-11 классов общеобразовательных учреждений – Обнинск: Титул,2008



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows