Место информации в современном обществе. Роль и значение информации в обществе - реферат. Дмитровский институт непрерывного образования

Место информации в современном обществе. Роль и значение информации в обществе - реферат. Дмитровский институт непрерывного образования

28.03.2019

Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.

    Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

    Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

    Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

    Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

    Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

    Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.

    Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.

    Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.

    Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.

    Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа - информационное общество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. .

За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.

С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачи программы:

    совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;

    обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

    развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

    содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

    развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

    разработка и создание системы электронной торговли;

    формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые результаты:

повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

    создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

    активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

    повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

    повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1

Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Государственное управление информационными ресурсами

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям

    владение и распоряжение информационными ресурсами;

    формирование информационных ресурсов;

    использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

    защита и сохранность ресурсов;

    защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;

    защита от распространения вредоносной информации;

    государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций - с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы - это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

    государственное управление;

    обеспечение прав и безопасности граждан;

Поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

    библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

    Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

    государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

    государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").

Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

Полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения);

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях;

    подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве (при реорганизации);

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица;

    размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

    сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

    идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

    сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.

ТЕМА 1. Роль информации в обществе. Информация и право

1. Природа информации. Понятие информации.
2. Основные классификации информации.
4. Понятие информационного общества, его основные виды.

1. Природа информации. Понятие информации.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми -передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами .

Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществлялось с помощью книг, а в настоящее время для этого используются электронные носители.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

В середине 20 века термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом (ЭВМ), автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

2. Основные классификации информации.

Информация подразделяется по форме представления на 2 вида:

- дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);

- аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).

По области возникновения выделяют информацию:

- элементарную (механическую) , которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

- биологическую , которая отражает процессы животного и растительного мира;

- социальную , которая отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:

- визуальную , передаваемую видимыми образами и символами;

- аудиальную , передаваемую звуками;

- тактильную , передаваемую ощущениями;

- органолептическую , передаваемую запахами и вкусами;

- машинную , выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:

- личную , предназначенную для конкретного человека;

- массовую , предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;

- специальную , предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

По способам кодирования выделяют следующие типы информации:

- символьную , основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.

- текстовую , основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.

- графическую , основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.

Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах: техническом - это точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - это передача смысла текста с помощью кодов и прагматическом - это насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.

3. Научно-технический прогресс и условия формирования информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Эффективное информационное взаимодействие людей;

Их доступ к мировым информационным ресурсам;

Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Одним из условий формирования информационного общества является развертывание единого для страны информационного пространства. В рамках информационного общества создается информационная экономика, связанная с автоматизированной обработкой, обменом по каналам связи и практическим использованием, прежде всего, формализованной информации. Эти требования обусловливают необходимость создания и ведения в стране, в рамках ее единого информационного пространства, его формализованного подпространства, или же - единого информационного пространства формализованных данных, когда локальные сети предприятий соединены в общую глобальную сеть информатизации.

Следующим условием формирования информационного общества является ведение и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства формализованных данных России, так как без этого условия не может быть организовано и обеспечено практическое осуществление процесса информационного взаимообмена (в том числе межведомственного) между различными объектами и субъектами информационного взаимодействия формализованной информацией (пригодной для автоматизированной обработки на ЭВМ).

Третьим условием развития информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии, реализующие информационный обмен между всеми элементами информационного общества, основой которых в современных условиях является глобальная информационная сеть Интернет.

Информационное общество в своем становлении и развитии базируется на знаниях, поэтому четвертым условием развития информационного общества является решение двух взаимосвязанных постоянных фундаментальных цивилизационных проблем:

Прогноз развития существующих знаний во всех областях человеческой деятельности, накопленных за предшествующие периоды социально-экономического развития;

Формирование новых знаний и их последующим практическим использованием в социально-экономической деятельности человека, в том числе с использованием технологии форсайт;

Прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг.

4. Понятие информационного общества, его основные виды.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества:
1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности чел овека.
2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
3) Информация является продуктом деятельности современного человека.
4) Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
6) Безопасность информационного общества, информации.
7) Защита интеллектуальной собственности.
8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
1) все большее влияние на общество средств массовой информации;
2) информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
3) существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
4) многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
5) существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Наряду с материальными, инструментальными, энергетическими и другими ресурсами напрямую зависит от ресурса информационного. Информация в жизни общества находится в постоянном и неуклонном росте. Особенно это касается промышленности, торговли, образования, финансово-банковской системы.

Информация на службе технологий

Роль информации в жизни общества очень велика. Благодаря ей увеличивается объём производства, усложняется выпускаемая продукция, используемые материалы, технологическое оборудование, расширяются внешние и внутренние связи предприятия.

Управление становится потому что:

  • в эпоху рост информации, как хранящейся в общественных "закромах", так и новой, постоянно циркулирующей, превышает человеческие возможности по её усвоению;
  • развиваются массово-коммуникационные процессы;
  • общая теория информации требует тщательной разработки;
  • кибернетика стала наукой об управлении;
  • информационные технологии проникают во все сферы социальной жизни;
  • роль информации в жизни общества требует изучения, поскольку она весьма активно самоорганизует всю живую и неживую природу на Земле, и исследования подтвердили это;
  • информационный потенциал и информационные ресурсы становятся всё более актуальными в становлении экономики;
  • прогресс современных условий и перспектива развития человечества как единого целого без единого информационного пространства не обойдётся.

Информационная среда

Проводник, преобразователь, распространитель информации, и в то же самое время главный источник причин деятельности - информационная среда. Ради деятельности и успеха всех её процессов, человек вынужден активно взаимодействовать с себе подобными, чтобы получать из информационных потоков новые знания, генерировать на их основе новые и опять же отправлять их по волнам тех же потоков до каждого адресата своей информационной среды.

Информация в жизни общества столь же необходимый ресурс, как сырьевые, энергетические, финансовые и другие. Более того, информация - теперь объект купли и продажи. Информационный продукт - ресурс Информация, даже будучи проданной, не исчезает в процессе потребления. Это ресурс вечный.

Рынок информации

Информация в жизни общества приобрела настолько большое значение, информационный сектор движет настолько большие и разнообразные потоки, что это повлияло на формирование информационного рынка.

Информационные технологии стали самостоятельным и прибыльным видом бизнеса, направленным на удовлетворение потребностей любого круга пользователей. Человек имеет возможность мгновенно подключиться к любому информационному массиву. Это энциклопедии и справочники, базы данных, оперативные сводки, законодательные акты, аналитические обзоры, - всё, что угодно, океан информации в жизни общества, поступающей из региональных, национальных, международных систем. Ее использование, естественно, помогает успешному ведению бизнеса.

Роль информации в жизни общества и государства велика, но современное развитие технологий позволяет смотреть шире. Построение бизнеса глобального масштаба в сетях Интернет - вполне реальная возможность, поскольку открыт доступ к всемирному политической, научной, технической информации.

Человек в информационном поле

Что сегодня определяет уровень научно-технического потенциала целых стран, как и развитие в них народного хозяйства? разумеется. Настолько высока роль информации в жизни общества. Личности и государства даже не в силах оспорить её суровый приговор: мировому сообществу известны и политика страны, и деятельность отдельного человека.

Чтобы информацию использовать целенаправленно, нужно её собрать, преобразовать, передать, накопить и систематизировать. Это так называемые информационные процессы. Всем известно, что для жизнедеятельности даже одноклеточных информация необходима (температура, состав воды, например).

Все живые оргазнизмы информацию не только воспринимают, но и делятся ею. Получение, преобразование, накопление и передача информации среди людей называется информационной деятельностью.

Примеры информации в жизни общества

Люди многие тысячелетия ценили как предметы труда только материальные объекты: от топора до паровой машины. Труд был связан с обработкой и переработкой каких-то вещей с использованием энергии путём её преобразования. Постепенно перед людьми встали вопросы управления. Без накоплений обработанных данных, учитывающих накопленный опыт и знания, управлять любым процессом труда невозможно. Появляются профессии, привязанные исключительно к информационной деятельности, от жрецов и военачальников до летописцев и учёных.

Обмен информацией стал по-настоящему актуален после изобретения книгопечатания. Это немедленно повлияло на развитие образования, науки, на рост производства. Движущая сила прогресса - информация в жизни общества. Вывод напрашивается сам.

Упорядочивание и систематизация

Далее, по мере развития, общество постоянно находило людей для обработки и накопления информации. Росли объёмы знаний, обновлялся и накапливался разнообразный опыт, появлялись библиотеки и архивы. Информации в горах рукописей и книг было так много, и она была настолько разнопланова, что упорядочивание и систематизация стали необходимы. Появляются в библиотеках классификаторы, указатели предметные и алфавитные - новая роль информации в жизни общества.

И государства были вынуждены с потоками информации считаться, поскольку потоки эти росли и ширились. Для правильного ведения хозяйства, судопроизводства, содержания армии непременно нужно было иметь всё новые средства и способы всё более изощрённые, чтобы информацию собирать и хранить, обрабатывать и передавать.

Возрастание объёма информации

Быстрое совершенствование технических производств резко увеличило поток информации и человеческих знаний вообще. Ещё в начале двадцатого века объём человеческих знаний становился вдвое большим через полвека, то далее он обновлялся уже через пять лет.

Потребовала автоматизации. Так появился компьютер. Роль информации в жизни общества - кратко или развёрнуто вводить в курс дела специалистов любой отрасли. Компьютер используется не только для обработки числовой информации, но и в конструкторских бюро, бизнесе и на абсолютно любом производстве. Способы и методы предоставления информации стали занимать важнейшее место в деятельности людей многих профессий.

Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности

Вызовом времени явилось становление глобального информационного поля.
Фундаментом информационного сообщества стали четыре главные черты его формирования.

  • Роль информации в жизни общества изменилась, знание приобрело важнейший аспект, беспрецендентно возросла информационная насыщенность в управленческой, хозяйственной и многих других сферах деятельности, социально-экономическое развитие без информации и знаний стало невозможным.
  • Информационная индустрия превратилась в динамичную, престижную и выгодную сферу производства, обеспечивающую лидерство в мировой экономике.
  • Возникла развитая рыночная инфраструктура в потреблении информации и услуг, не только профессиональной деятельности человека это коснулось, но и бытовой.
  • Социальная организация и сотрудничество претерпели большие изменения, централизованные иерархичесике структуры сменились гибкими сетевыми организациями, быстро приспосабливающимися к инновационному развитию.

Идея информационного общества

Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.

  • Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
  • События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
  • Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества - картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ - восприятие целого мира посредством информационных достижений.
  • Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности - телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.

Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.

Перестройка мировой экономики

С середины семидесятых годов двадцатого века организационная структура предприятий и межфирменной связи претерпела коренное переформатирование. Организационные мероприятия произошли в целях адаптации к изменениям в институциональной, экономической, технологической сторонах деятельности фирм.

Вертикальные иерархические структуры перешли к гибким сетевым формам организации. Сети приняли на себя формообразующую основу - и внутреннюю организацию современных корпораций, и систему взаимодействия с партнёрами: корпоративные альянсы, межфирменные сети и т.д. Такое же движение происходило в сфере услуг и административных органах.

Средой труда, общения и отдыха становится Интернет. Сколько интересного привнесла информация в жизни общества: Прохоров с "Гражданской платформой", всенародное наблюдение за лунным затмением онлайн. Поистине огромен мир, который Интернет предложил людям.

А как растут доходы от мировой электронной коммерции! В двухтысячном году - 185 млрд долларов, а через три года уже почти полтора триллиона. Современную экономику можно уже определять, как и общество, словом "сетевая". Мощно завоёвывает плацдармы информация в жизни общества, кратко говоря.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

(Знаменитая фраза Ротшильдов и повторенная позже Уинстоном Черчилем)

Роль информации в жизни общества

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась - каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научиться управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация – это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас, в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа – информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет - «строительного материала» информационного общества.

Основные подходы к определению понятия «информация»

Понятие «информация» является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для информатики. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, оно составляет основу современной картины мира, ее относят к фундаментальным философским категориям.

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики.

В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

    в традиционном (обыденном) подходе под информацией понимаются сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);

    в биологии: понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается, и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов;

    в техническом подходе под информацией понимаются сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

    в философском подходе под информацией понимается взаимодействие, отражение, познание.

    в кибернетическом подходе под информацией понимаются характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи;

    в теории об информации под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Виды и свойства информации

Различные виды информации можно классифицировать по следующим признакам:

Основные свойства информации

Свойство информации

Определение

Объективность

информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения

Достоверность

информация достоверна, если она отражает истинное положение дел

информация полная, если она достаточна для понимания и принятия решения

Актуальность

информация актуальна, если она важна и существенна для настоящего времени

Ценность (полезность, значимость)

информация ценная, если она обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения

Понятность (ясность)

информация понятна, если она выражена на языке, доступном получателю

Модуль 2. Молодежь - будущее страны.

Практическое занятие № 10-12

Тема 4 : Средства массовой информации и их роль в жизни современного молодого человека.
Цель занятия:

1. Беседовать о значении и важности средств массовой информации (СМИ) для любого цивилизованного (имеющего высокие информационные потребности) человека.

2. Рассказать об истории возникновения журналистики.

3. Повторить грамматический материал, выражение обстоятельств образа действия в простом и сложном предложении.

4. Узнать о влиянии интернета на развитие умственных способностей молодежи.

Лексика. Информация, коммуникация, информационные технологии, радио, телевидение, интернет, Всемирная паутина, газеты, журналы, пресса, интервью, пресс-конференция, пресс-клуб, пресс-атташе, репортаж, статья, эссе, новости, программа (телевидения, авторская), агенство, редакция, телестудия, радиостудия, канал, журналист, комментатор, редактор, политобозреватель, телеведущий, рейтинг.

План занятия

1. Роль СМИ в современном обществе.

2. История казахстанских СМИ.

Задание 1. Прочитайте текст, обоснуйте важность СМИ для цивилизованного человека.

Нет ничего более пестрого, одновременно святого и отталкивающего, влекущего и пугающего, необходимого и раздражающего, как пресса, телевидение, радио. Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, а жизненно необходим.

Проведенные во многих странах опыты с целью выяснить истинное значение информации для психического и даже физического здоровья человека показали: уже через 15 минут после перекрывания потока любой информации (в том числе и той, которую мы получаем через органы чувств - зрение, слух, ощущение и пр.) у человека начинаются самые настоящие расстройства психики – в некотором роде объект сходит с ума.

Можно себе представить, какова важность средств массовой информации для любого цивилизованного (имеющего высокие информационные потребности) человека. Именно для удовлетворения этих потребностей и существуют средства массовой информации (СМИ).

Словарь

пресса – периодические издания газетно-журнального типа.

информация – сообщение, сведения.

аудиовизуальные СМИ – все разнообразие радио и телевидения.

Задание 2. Прочитаете тексты. Составьте назывной план. Изложите основную информацию по плану. Аргументируйте свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.

"Кто владеет информацией, тот владеет миром"

Ротшильд

Роль информации в современном обществе

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека.

Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром . Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация - это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Задание 3. Прочитайте текст. Проанализируйте положительное и отрицательное влияние телевидения на человека. При ответе используйте тезисы, предложенные в конце текста.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows