Размышления о фото: формат рав. RAW или JPEG, что лучше

Размышления о фото: формат рав. RAW или JPEG, что лучше

«сырой», что очень близко к правде. Jpeg содержит готовую информацию, которую автоматически выдает программное обеспечение фотоаппарата (ее достаточно для отображения кадра на стандартном мониторе). Если фотоаппарат ошибся и сделал кадр слишком темным или, наоборот, переэкспонированным, мыльным или шумным, никакими средствами это уже не исправить. Raw же «прощает» неверно заданные установки и позволяет сделать первичную обработку при помощи гораздо более совершенных программ. Именно поэтому вес Raw-файла несоизмеримо выше, чем аналогичного кадра Jpeg.

Содержимое Raw-файла

1. Метаданные: условия съемки, установленные параметры обработки, идентификационные данные камеры;
2. Превью, чаще всего в формате Jpeg;
3. Данные с матрицы.

Весит такой файл от 15 мегабайт. В зависимости от модели Raw может иметь следующее расширение: .nef, .cr2, .arw.

Возможности Raw

1. Исправление баланса белого;
2. Исправление экспозиции;
3. Коррекция дисторсии;
4. Удаление эффекта хроматической аберрации;
5. Насыщенность, резкость и контраст.

Однако надеяться на то, что постобработка улучшит все, нельзя. Кадр должен быть четким изначально, потому что никакую шевеленку или расфокусировку программой не исправить.

Программы, работающие с Raw-форматом

Каждый производитель зеркальных фотоаппаратов выпускает собственное программное обеспечение, которое позволяет преобразовать Raw в Jpeg или сохранить его в другом формате , например, Psd для последующей обработки в программе Adobe Photoshop. С самим файлом Jpeg ни один уважающий себя профессионал работать не будет, поскольку качество фото раз от разу будет только ухудшаться.

Многие начинающие фотографы предпочитают пользоваться бесплатными утилитами, идущими в комплекте с самим фотоаппаратом. У Canon c Raw работает Canon Utilities RAW Image Converter, у Nikon - Nikon Imaging и Capture NX, у Sony - Sony RAW Driver.

Что же касается универсального программного обеспечения, самым популярным является Adobe Photoshop Lightroom, он позволяет не только скорректировать само изображение, но и подготовить его к публикации на фотохостинге для продажи, внеся в него все необходимые метаданные. Тем, кто предпочитает сразу работать в «Фотошопе», необходимо установить плагин Adobe Camera RAW, который «переводит » этот формат на понятный редактору язык. Однако у «Лайтрума» и «Фотошопа» есть единственный, но очень существенный недостаток - их стоимость.

Как обеспечить качественную цветопередачу — этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата — баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group — организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств — главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами — BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями — в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small — маленький) — самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium — средний) — среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large — большой) — максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов — до 36 мегапикселей, формат печати — до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах — сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим — максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым — большему. В правой колонкеразные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия — это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения — контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце — красноватый, люминесцентная лампа — голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым — даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой — люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.


С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример — при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого — выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например — в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.


На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть — каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания — установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу — установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой — свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случайэнергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается — у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)


Результат заметен — в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения — пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:


Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона


Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово — "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом — RAW — о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы — RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество — фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения — все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье http://www..html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение — в одних дневное из окон, в других — искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:


Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:


Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.


Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае — это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.


Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например — настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает — фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс — саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам — во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть — http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений — улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие — алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW — от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы — в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов — один RAW, другой — JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять — ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения — меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать — читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

Мои книги о фотографии

Если материал понравился, пожалуйста, поставьте "лайк" или напишите отзыв!

Приветствую Вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как только начинающий фотограф освоит управление своего фотоаппарата, он начинает интересоваться, что такое RAW формат фотографии. В этой статье вы узнаете, что это, почему лучше фотографировать в формате RAW и какие преимущества можно из этого для себя получить? Приступим к разбору по порядку.

Определение понятия

Начнем с самого простого вопроса. Что такое raw формат?

RAW (от англ. слова raw – сырой) – один из форматов данных, содержащий необработанную информацию, которая получается прямо с фотоматрицы. То есть файл хранит полную информацию об изображении.

В мире фотографии «сырой» формат является совершенным, поскольку только серьезные фотоаппараты позволяют использовать данный формат.

Важно! RAW – это обиходное название формата. Но стоит знать, что в Nikon формат RAW – это NEF, а в Canon – CR2.

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

  • Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
  • может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
  • Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
  1. Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
  2. Наличие резкости (повышение показателя);
  3. Яркость;
  4. Насыщенность;
  5. Цветовой контраст.
  • Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
  • Использование всех возможностей позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
  • Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
  • Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
  • Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.


Недостатки формата:

  • Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
  • Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
  • Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
  • «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
  • Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.

Когда следует снимать в «сыром» формате?

  1. У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
  2. Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
  3. У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
  4. Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
  5. Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
  6. Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.


Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методовдвойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.


На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт » – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.


  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.


Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Это тот костяк, который должен знать начинающий фотограф о зеркальном фотоаппарате, о правилах и так далее. Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения все нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки . Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0 . Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP . Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Наверное, каждый фотограф (ну, или просто владелец зеркалки) знает, что такое формат raw. Так уж сложилось, что даже этот формат не стоит на месте. Давайте поразмышляем, что такое raw в современных реалиях.

Принято считать, что крутые фотографы снимают в формате raw, а всякие тупые пезды с зеркалками — в jgp. Предположим, что это так, хотя по себе съемка в raw по умолчанию не делает фото лучше. Более того, фото в jpg имеют свои преимущества, о которых многие «профессиональные фотографы» даже незнают. Еще не так давно настоящие, серьезные профи фотоискусства срать хотели на рав и снимали в jpg. Почему? Ну, щас попробую объяснить.

Сегодня raw – это формат изображений, который позволяет регулировать при обработке фотографий такие параметры, которые просто недоступны формату jpg. Как-то так можно выдать определение raw.

Изначально raw был доступен лишь на зеркальных фотоаппаратах. Сегодня же это формат, который есть практически во всей технике, имеющей камеру. Raw давно есть в некоторых мыльницах, и вот-вот появится в обычных смартфонах. Естественно, что это уже не тот рав, что был с самого начала. Здесь он является скорее рекламным ходом, чем функцией и необходимостью. Но так было не всегда.

Оглянемся в прошлое — на десять-пятнадцать лет назад. Когда цифрозеркалки только начинали становиться более-менее доступными по цене и потому популярными, камерный JPEG был основным языком общения фотографов. Конвертеры были развиты слабо. Я хорошо помню самую первую версию Adobe Lightroom. Многие фотографы в то время предпочитали откорректировать кривыми камерный JPG, чем тащить равы в лайтрум, где хороший цвет можно было получить только чудом и на отдельно взятых камерах (как ни печально, с 2006 года пакет внушительно оброс фичами, но характерные недостатки работы с цветом и некорректные профили для многих камер так и остались).

На тот момент несомненные плюсы жпега состояли в том, что его мы получали мгновенно, он занимал немного места, в то время как равы даже тормозили работу камеры, быстро съедали пространство на флешках и дисках и обрабатывались на Pentium IV довольно медленно. Поколение фотошоперов начала-середины 2000-х, знавшее Маргулиса лично по его семинарам в Москве, могло за полминуты работы в фотошопных кривых добиться того, на что в конвертере ушло бы минут десять (плюс надо было где-то хранить рав и огромный экспортированный тиф).

Именно поэтому в архиве в папках за 2000-2005 многих фотографов лежат только жпеги. Это грустно и смешно, и вместе с тем, мои первые шаги как фотографа пришлись именно на эру формата JPG.

К сожалению, процессоры камер тогда не позволяли делать сложную обработку в жпегах адаптивными алгоритмами и качественное применение цветовых профилей, а основные мощности были брошены на борьбу с шумами и усиление резкости — это довольно ресурсоемкие задачи. Поэтому никаких откровений в жпегах не было — их воспринимали просто как самый доступный, быстрый и удобный в работе формат — разумеется, на тот момент времени. Кстати, известная заставка на Windows XP (с зеленым таким полем), по слухам, тоже тянулась целиком из формата JPG.



Позже наступила эпоха повального увлечения RAW. Каждый фотограф, купивший камеру, старался в кругу друзей громко заявить, что он снимает только в рав (хотя обрабатывать эти равы толком не умел, и результат часто был хуже, чем камерный жпег). Но появилось четкое понимание, что в раве содержится много полезной информации, которую по идее можно как-то оттуда достать. Как — вопрос открыт до сих пор. Не один фотограф сломал зубы о непокорный рав, испоганенный, в добавок ко всему, ущербным конвертером. Причем есть ряд ситуаций, где даже профессионалу бывает трудно получить адекватную картинку.

Впрочем, в этот период развивались многие конвертеры, в том числе и проприетарные — например, Nikon Capture NX (до сих пор иногда пользуюсь) и Canon DPP. По большому счету, их основная задача состояла в том, чтобы имитировать уже привычный камжпег, но дополнительно дать возможность поправить баланс белого, сделать небольшую цветокоррекцию и настроить шумоподавление и шарп.

В последние годы камерный jpeg переживает второе рождение благодаря мобильной фотографии (речь не только о съемке на смартфоны, но и про обработку и публикацию фото в дороге, буквально на ходу). Хотя телефоны и планшеты сейчас уже довольно мощные и с легкостью позволяют делать довольно серьезную обработку, но с RAW они пока что плохо дружат. Да и мало кому захочется лезть в дебри конвертации на коленке ради поста в фейсбуке, когда намного проще быстро по вайфаю с камеры скинуть жпег, обрезать, добавить пару фильтров и выложить в ленту или в инстаграм. Поэтому современная камера обязана иметь достойный жпег, по крайней мере, в том, что касается цвета и тонального диапазона.

В этом плане очень показателен пример Fuji. Начиная с самых первых беззеркалок и заканчивая недорогими компактами они поддерживают тренд отличного цвета и эмуляции популярных слайдов типа Fuji Velvia. То же можно сказать и про Olympus, который всегда славился интересным цветом и в новых камерах привлекает профессионалов высокого класса для создания цветовых профилей.

Вообще здесь нужно сразу разграничить RAW и JPEG. Хотя цветопередача камеры очень сильно зависит от цветоразделения на уровне матрицы (от плотности и оттенка фильтров байера), однако цвет в жпеге почти полностью определяется внутрикамерными алгоритмами обработки и профилями. Качественный и красивый жпег особенно был необходим именно Фуджи, из-за их хитрого фильтра байера, который до сих пор неважнецки интерпретируется большинством конвертеров.

При этом всех красот цвета Фуджи или Олимпуса, которые получаются в жпеге, мы никогда не увидим в raw-конвертере с настройками по умолчанию. Особенно это касается Lightroom/ACR, в котором до сих пор не уделяется должного внимания хорошей работе с цветом и профилям. Номинальная поддержка тех или иных камер есть (на сайте написали и денег с нас взяли), а профили все равно или дефолтные, или халтурные, и конечно это очень заметно в случае и с Фуджи, и с другими камерами.

Если читать про историю JPG и RAW до этого вам было скучно, то эту информацию точно не стоит пропускать. Перед вами – созданная нами таблица, объясняющая, в чем состоит принципиальная разница между JPEG и RAW для решения конкретных практических задач сегодня.



Как видно, JPG и RAWы имеют свои особенности. Причем плюсы JPG особенно актуальны для мобильной фотографии, где на сегодняшний день все еще невозможно воспользоваться преимуществами рава как носителя полной информации с матрицы.

Современные быстрые процессоры фотокамер делают большой объем работы. Они не только применяют красивые пленочные профили, но и восстанавливают тональный диапазон, неплохо сшивают панорамы и HDR из нескольких кадров, эффективно подавляют шумы, автоматически правят оптические искажения объективов и компенсируют особенности и недостатки отдельно взятых матриц в конкретных камерах. Причем сегодня все эти опции доступны даже на смартфоне. Появляются и совсем фантастически вещи, например, телефон сам может отобрать резкие кадры в серии из нескольких снимков или же заменить на групповой фотографии лица с закрытыми глазами — автоматически или при участии фотографа.

Еще немаловажно, что с беззеркалками и смартфонами итоговый снимок мы видим уже в процессе съемки на экранчике, и можем сразу по ситуации подстроить и баланс белого, и экспозицию, и цветовой профиль. Эти возможности несколько последних лет дают новую жизнь жпегу, который брезгливо третируют многие профессионалы и которого стесняются любители.

Покупая новую камеру (и особенно компактный беззеркальный аппарат для поездок и фотоотчетов), вовсе не зазорно ориентироваться на красивый жпег. Ведь даже профессионалам не всегда удается из рава получить такие же интересные цвета, какие нам дает жпег.

Главная проблема RAW сегодня, даже при всей простоте освоения основ Lightroom, самого популярного конвертера, состоит в том, что по умолчанию картинка обычно выглядит вяло, неинтересно (не настроен контраст, цветовые профили по умолчанию некачественные), хорошо проявляются недостатки камеры и оптики — шумы, нерезкость, искажения, аберрации, виньетирование. Кроме того, конвертеры по-разному интерпретируют заложенный в RAW баланс белого, поэтому в лайтруме фото может выглядеть более холодным, чем в камерном жпеге.

Если вы всерьез планируете снимать в рав и пользоваться его преимуществами, то нужно быть готовым на начальном этапе (еще до самой обработки) проделать следующее:
— изучить, как выбранный вами конвертер интерпретирует настройку цветовой температуры и создать собственные пресеты для типовых ситуаций, быть готовым подстраивать ББ на каждом снимке вручную;
— выяснить основные косяки работы с цветом, подобрать наиболее подходящий профиль, скачать в Интернете или создать его самостоятельно;
— определить параметры экспокоррекции, контраста, восстановления засветок и теней, при которых картинка наиболее соответствует тому, что отображается в видоискателе и на что вы ориентируетесь при съемке;
— определить параметры шумоподавления и повышения резкости, которые соответствуют вашим нуждам;
— настроить коррекцию виньетирования, аберраций и искажений оптики для ваших объективов.

Разумеется, все это можно исправить и довести до ума, потратив сколько-то времени и сил. Но по части мобильной фотографии и фотоблогерства смысл обработки RAW все больше стремится к нулю. Что, впрочем, не отменяет эффективности съемки в JPEG+RAW, когда можно получить плюсы того и другого форматов.



В завершение этого фоторассказа тем, кто его все-таки дочитал (красава, дай пять!), хочется сказать, что камерный JPG за последние годы все-таки вырос. Я более-менее продолжительное время снимал на Sony 717, Canon 10D, Canon 5D, Canon 5D mk II, Nikon D50, Kodak DCS Pro 14n, Canon 300D, Canon 350D, Canon 400D, Canon 1000D, Canon 20D, Canon 30D, Canon 40D, Olympus OM-D E-M5, Olympus OM-D E-M1. Имел возможность сравнивать равы и жпеги и с десятков других камер, от старых до современных. Качество камерного жпега за последние 10 лет выросло, хотя у кэнона наверное в целом примерно одинаково и по детализации, и по цвету. Олимпус сделал колоссальный рывок, как и Фуджи.

P.S. Кто из наших читателей решил взять хорошую камеру и снимать «одной кнопкой» (чтоб не ебаться с обработкой) – смело смотрите в сторону камер Fuji.

Вконтакте

Начиная с 2009 года, все свои фотографии я снимаю в формате RAW . Все без исключения. И примерно сразу же мне начали задавать вопрос: «Зачем ты усложняешь себе жизнь? Не выпендривайся, ты же не фотохудожник! Снимай как все в JPEG — и будет тебе счастье!» Причем с того момента, как я создал свой сайт, частота задавания вопроса увеличилась в несколько раз. А если вопрос часто задают — значит ответ на него интересует многих. И не только моих коллег, но и не знакомых мне людей. Поэтому я решил написать отдельную статью, в которой подробно расскажу — почему я предпочитаю снимать в RAW .

Немного теории

Статей с подробным объяснением технической стороны различий между RAW и JPEG написано достаточно много, поэтому не стану вдаваться в детали. Ограничусь лишь несколькими основными тезисами. Любое цифровое изображение состоит из точек. И для каждой из этих точек существует ряд значений, необходимых для создания изображения: координаты точки, ее яркость и цвет. В фотоаппарате изображение создается на матрице, перед которой установлен цветовой фильтр. Матрица отвечает за фиксацию освещенности каждой отдельной точки, а фильтр отвечает за их «окраску» — он задает последовательность чередования точек красного, синего и зеленого цветов, а также их процентное соотношение. Причем параметры фильтра постоянны — количество и расположение точек неизменны для камер одной, а иногда и нескольких моделей каждой фирмы.

При съемке изображения RAW , на карту памяти записываются только координаты и освещенность для каждой точки. Данные о цвете не фиксируются — раз «цветовой шаблон» для всех снимков одинаков, его можно наложить при дальнейшей обработке на компьютере. (Именно поэтому снимки RAW занимают меньше места, чем снимки в формате BMP. Оба формата записывают информацию для каждой точки, только BMP фиксирует еще и значение цвета).

При съемке изображения JPEG, для точек записываются и освещенность, ицвет. Вот только перед записью изображение подвергается обработке на встроенном процессоре фотокамеры. Суть сжатия такова — если несколько расположенных рядом точек мало отличаются освещенностью («мало» по мнению камеры), то они записываются как одна большая точка с усредненным показателем освещенности. Место это экономит, зато качество снижается ощутимо.

Почему я выбрал RAW

Потому чт во время съемки я могу сосредоточиться на объекте съемки, а не на меню фотоаппарата. Мне достаточно выставить один раз число ISO , выбрать один из режимов (обычно я снимаю с приоритетом выдержки либо диафрагмы) — и все. Я могу забыть о балансе белого и прочих страшных словах — для RAW их можно настроить дома, в спокойной обстановке. А не когда я снимаю автомобили в движении, или танцующих на их фоне чирлидерш. Все внимание — на объект съемки и на кнопку спуска затвора, а не на кнопки смены настроек камеры. Да, снимки в RAW занимают много места, но это не такая уж большая жертва. Уж лучше таскать с собой лишнюю флешку, чем упускать интересный кадр, или снимать его испорченным из-за того, что не успел переключить пять-шесть настроек...

Как снимать в RAW

Точно так же, как и в JPEG. Устанавливаете режим, наводитесь на объект и нажимаете кнопку спуска затвора. Запомните — RAW не спасет ни смазанный, ни неправильно скомпонованный кадр. Он не исправит критически засвеченный или недодержанный снимок. Он всего лишь поможет вам «вытянуть» детали и убрать дефекты. Поможет — но не сделает все сам за вас.

Теперь о технической стороне вопроса. Переключение формата снимка производится в меню камеры. Просто выбираете там режим RAW — и все готово.

Я снимаю фотоаппаратом Canon EOS60D , он предлагает три режима RAW с различным разрешением. Такая фишка есть у многих зеркалок. Какой из трех РАВов выбрать в данном случае — исключительно дело вкуса.

И еще один момент — современные камеры предлагают функцию одновременной записи изображения в двух форматах: RAW и JPEG. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Особенности фотосъемки в формате RAW

Сейчас я хочу рассказать о том, с какими проблемами вы столкнетесь, перейдя на съемку в РАВе. Во-первых, вам понадобится вместительная карта памяти. Снимки RAW занимают раз в пять больше места, чем JPEG , так что забудьте о картах памяти 4 Мб и меньше. Я пользуюсь картами 16 Мб (одна в камере, другая в кармане), и иногда даже этого не хватает. Правда, иногда я снимаю в день больше полутора тысяч кадров, так что мой пример не показатель.

Во-вторых, при съемке нескольких кадров подряд камера не успевает записать их и выдает сообщение « BUSY », то есть «я занята». Приходится ждать несколько секунд, когда она «освободится», и только тогда продолжать съемку. Особенно это проявляется при съемке со вспышкой, когда камере нужно время и на запись, и на подзарядку «лампочки».

В-третьих … Казалось бы, уместно написать — повышенный разряд аккумулятора. А вот и нет. Я бы даже сказал, что при съемке в RAW заряда аккумулятора хватает на бОльшее количество снимков, чем при съемке в JPEG. А дело тут вот в чем. При съемке в RAW энергия расходуется только на запись изображения на карту памяти. Да, фотография большая по размеру, но ее нужно только записать. А вот при съемке в JPEG энергия тратится и на запись, и на сжатие снимка процессором камеры. А процессоры фотоаппаратов достаточно прожорливы… На личном примере убедился — на одном заряде аккумулятора в формате RAW можно снять на 70 — 100 фотографий больше, чем в формате JPEG.

Одновременная запись снимков в форматах RAW и JPEG.

Да, на большинстве камер есть такая функция. Честно скажу — я не знаю, для чего она нужна. Может для того, чтобы только что сделанный снимок JPEG можно было моментально передать на Айфон и выложить в какой-нибудь социальной сети, а с RAW повозиться после, доведя его до совершенства. По крайней мере, в таком режиме и карта памяти заполняется с реактивной скоростью, и аккумулятор долго не живет… Но если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно.

Просмотр фотографий в формате RAW .

Мы пришли домой и скачали съемку на компьютер. Возникает вопрос — как ее посмотреть? В обычных просмотрщиках формат RAW не открывается. Нужны специальные программы для просмотра фотографий RAW , а где их взять?
Ну во-первых, с диска, который шел в комплекте с вашим фотоаппаратом. К моему
Canon в комплекте шли две программы, одна для просмотра, другая для обработки. Не очень удобно, зато качественно.

Во-вторых, всем известный Фотошоп. Там и посмотреть, и обработать снимки можно. Вот только программа эта занимает уж очень много места, да и рассчитана она явно на серьезных профессионалов.

В-третьих, можно скачать очень хорошие программы из сети. Лично я давно уже пользуюсь программой ACDSee. С выходом версии ACDSee Pro 4, которая «научилась» работать с фотографиями RAW , я все свои снимки и смотрю, и обрабатываю только в этой программе. Оперативной памяти она занимает не в пример меньше, чем Фотошоп, да и интерфейс у нее намного понятней. В то же время, ACDSee Pro обладает набором всех основных инструментов для обработки фотографий. Ну а если чего-либо не хватит, есть Фотошоп. Хотя у меня таких случаев не было. Сейчас у меня установлена версия ACDSee Pro 5, поэтому все скриншоты ниже относятся именно к этой версии.

Как конвертировать RAW в JPEG . Пакетный обработчик.

Посмотрели мы съемку, все нам понравилось, и встает вопрос — как конвертировать RAW в JPEG ? Особенно если снимков у нас — сотня, а то и больше. Нужно пакетное конвертирование, а где его взять? Можно использовать онлайн-конвертер, их существует достаточно много. А можно воспользоваться какой-нибудь программой. Я предлагаю ту самую ACDSee Pro 5, благо она позволяет не только перевести формат RAW в JPEG , но и сделать при этом пакетную коррекцию снимков.

При простом преобразовании RAW в JPEG выделяем все снимки, которые мы хотим конвертировать, выбираем в верхней строке программы кнопку «Изменить» и в выпавшем окне нажимаем «Преобразовать формат».

В появившемся списке выбираем « JPEG » (ну или любой другой, который нам нужен) и жмем на «Далее».

Теперь нужно выбрать, куда сохранять преобразованные снимки (в исходную папку, или в любую другую на компьютере) и снова нажать «Далее».

Теперь появляется окно определения многостраничности, нам это не нужно. Кликаем на «Стандартно» и далее на «Начать преобразование».

Все, открывается окно конвертирования, после выполнения которого кнопка снизу «Готово» окрасится голубым цветом.

На нее нужно будет нажать, окно закроется, и мы попадем в папку, в которую сохранены конвертированные снимки. Удобно и достаточно быстро, хотя программа предоставляет гораздо больше возможностей.

Лично я пользуюсь одновременной конвертацией формата с изменением резкости и подавлением шумов. Для такой обработки в списке, открывающемся при нажатии «Изменить», надо кликнуть по строке «Пакетное редактирование».

Появится вот такое окно, со списком действий, которые можно совершить со всеми выделенными снимками. Ставим флажок напротив «Удаление шума», кликаем по названию команды — и выбираем от какого типа шума мы хотим избавиться (я обычно ставлю флажок напротив «Гибрид».

Теперь ставим флажок и кликаем на «Резкость». Снова нам предлагают выбрать несколько значений. Я обычно выбираю максимальное «300» в верхней строке, остальное не трогаю.

Все, теперь нажимаем внизу кнопку «Далее» и переходим в окно настроек вывода. В верхней части выбираем папку, куда будем сохранять обработанные снимки, в средней можно задать файлам новые имена (я это телаю после, при окончательной обработке), а слева внизу нужно из выпадающего списка выбрать нужный формат файла. Выбираем JPEG — и жмем «Далее».

Открывается окно конвертирования, и когда кнопка «Далее» окрасится голубым цветом — нажимаем.

Переднами появляется отчет о ходе конвертации. Теперь нажимаем «Готово» — и оказываемся в папке с обработанными фотографиями.

Теперь внимательно смотрим каждый получившийся снимок. Если нас он устраивает, переходим к следующему. Если нет — можно попробовать исправить его, нажав на кнопку «Редактор» в правой части строки режимов программы. Ну а если снимок надо «вытягивать» вручную из исходника, возвращаемся в папку со скачанными снимками RAW и начинаем индивидуальную корректировку.

Обработка изображений RAW в программе ACDSee .

Для индивидуальной обработки изображений, выделяем нужный снимок, а затем нажимаем «Редактор» в правой части строки меню.

Справа у нас появляется обрабатываемый снимок, под ним лента обрабатываемых изображений (если мы выбрали несколько снимков), а слева — колонка доступных действий. Здесь есть все, от изменения баланса белого до наложения текста и спецэффектов. Название команд и принцип их исполнения практически не отличаются от Фотошопа, поэтому останавливаться на них подробно я не стану. По окончании коррекции снимка, нажмите «Далее» — программа сохранит обработанное изображение в формате JPEG в исходной папке и перейдет к следующему.

Так в чем же разница между RAW и JPEG ?

Попробую представить достоинства и недостатки этих форматов в виде таблицы.

RAW

JPEG

  • Огромные возможности для коррекции изображения на компьютере
  • Во время съемки не надо задумываться о многих настройках, в частности, о балансе белого
  • Даже безнадежный на первый взгляд снимок в большинстве случаев можно исправить
  • Возможности коррекции на компьютере крайне ограничены
  • Ошибка выбора настроек съемки приводит к невосполнимым потерям качества
  • Испорченный снимок практически нельзя исправить
  • Фотографии занимают много места — втрое больше JPEG
  • При серийной съемке камера может «зависнуть» на несколько секунд
  • Необходима обработка фотографий после съемки
  • На карту памяти умещается больше снимков
  • Вероятность «зависания» камеры значительно ниже
  • Сразу после съемки фотографию можно разместить в Интернете и посмотреть на мобильнике

В любом случае, однозначного ответа на вопрос, в RAW или в JPEG лучше снимать, не существует. Окончательное решение всегда остается за фотографом.

Текст:

Фото: , Николай Кушниренко

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом сайт, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице .



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows