Время работы вашингтонской конференции. Вашингтонская конференция: Китай? Причины и цели конференции

Время работы вашингтонской конференции. Вашингтонская конференция: Китай? Причины и цели конференции

10.04.2019

об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 по 6 февраль 1922 в Вашингтоне. Являлась этапом на пути создания т.н. версальско-вашингтонской системы, т.е. территориального передела мира и сфер влияния между главными империалистическими державами после 1-й мировой войны. Была созвана по инициативе США. В работе Вашингтонской конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. Присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. Работой конференции руководила «большая пятёрка» - США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, однако многие вопросы решались «большой тройкой» - США, Великобританией и Японией. На конференции были выработаны и подписаны следующие основные документы:
Договор четырёх держав (США, Великобритании, Франции и Японии), по которому участники обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Подписан 13 дек. 1921. Предусматривал совместную защиту территориальных «прав» договаривающихся сторон в Тихом океане, преследовал цель объединить их усилия против национально-освободительного движения народов в бассейне Тихого океана и Дальнего Востока. Прекращал действие англо-японского союза 1902, которым определялась расстановка сил в 1-ю мировую войну на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана.
Договор пяти держав (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, установивший выгодное, главным образом для США, соотношение мор. сил. Подписан 6 февр. 1922. Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота: США -5, Великобритании - 5, Японии - 3, Франции - 1,75, Италии - 1,75. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании 525 тыс. тонн, для Японии 315 тыс. тонн, для Италии и Франции 175 тыс. тонн. Устанавливался также тоннаж авианосцев: 135 тыс. тонн для США и Великобритании, 81 тыс. тонн для Японии и по 60 тыс. тонн для Италии и Франции. Договором предусматривались максимальные нормы водоизмещения кораблей и предельный калибр артиллерии: линкора - 35 тыс. т и 406 мм; авианосца - 27 тыс. т и 203 мм; крейсера - 10 тыс. т и 203 мм. Для остальных классов кораблей, в т.ч. подводных лодок, ограничений не было. Запрещалось сооружение новых военно-морских баз на Тихом океане, за исключением районов, непосредственно прилегающих к побережью США, Канады, Аляски, зоне Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов. В приложениях говорилось о защите нейтральных судов от атак подводных лодок и осуждалось использование во время воины химического оружия.
Договор девяти держав (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Португалии, Китая). Подписан 6 февр. 1922. Предоставлял подписавшим его странам «равные возможности» в Китае в области торговли и предпринимав деятельности. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. 4 фсвр. 1922 было подписано т.н. Вашингтонское соглашение. Японию обязали вывести часть войск из Китая, вернуть Китаю железную дорогу Циндао-Цзинань и тер. Цзяочжоу.
На Вашингтонской конференции США добились ряда важных уступок со стороны Великобритании и Японии, однако это не удовлетворило американский империализм. США заявили о недостаточности японских уступок в Китае, в свою очередь Япония сразу после Вашингтонской конференции встала на путь пересмотра её решений. Вашингтонская конференция носила ярко выраженный антисоветский характер. Об этом свидетельствовал уже тот факт, что РСФСР и Дальневосточная республика не были приглашены на Вашингтонскую конференцию. США выдвинули на Вашингтонской конференции план захвата господств, позиций на КВЖД под видом её «интернационализации», который не был принят в результате решительного протеста РСФСР. Советское государство не признало решений Вашингтонской конференции и направило протест правительствам - участникам конференции.
Публ.: Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921-1922 гг. М., 1924; Советско-американские отношения 1919-1933.- В кн.: Сборник документов по международной политике и международному праву. № 9. M., 1934; Документы внешней политики СССР. Т. 4 - 5. М., 1960 - 61. См. предм.- темат. указ.
Лит.: Ленин В.И. О внутренней и внешней политике Республики. Отчет ВЦИК и СНК 23 дек. (IX Бсерос. съезд Советов 23-29 дек. 1921 г.).- Полное собр. соч. Изд. 5-е. Т. 44, с. 304 - 305; История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. М.. 1965, с. 238-248; Аварии В.Я. Борьба за Тихий океан. Японо-американские противоречия. М., 1947; Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918-1922). М., 1967.
Л.В.Кочетков

Договор 4 держав (США, Великобритании, Франции и Японии) 13 декабря 1921 - о совместной защите территориальных «прав» на Тихом океане. Цель: объединить силы против национально-освободительного движения народов Тихого океана и Д. Востока. Договор предусматривал также (под давлением американцев) ликвидацию англо-японского союза (1902), направленного в тот период против планов США. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), опасавшиеся усиления Японии за счёт Китая и др. стран Дальнего Востока.

Договор 5 держав - 6 февраля 1922 (США, Великобритании, Японии, Франции и Италии) об ограничении морских вооружений, изменивший их соотношение в пользу США. По нему Великобритания вынуждена отказаться от безусловного преобладания на море. Договор устанавливал определённую пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США - 5, Великобритания-5, Япония-3,

Франция-1,75, Италия - 1,75 . Общий тоннаж линкоров не должен был превышать: для США и Великобритании по 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции по 175 тыс. т.

Тоннаж авианосцев: 135 тыс. т для США и Великобритании, 81 тыс. т для Японии и по 60 тыс. т для Италии и Франции . Однако общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, так что фактическое превосходство флота Великобритании сохранялось. Япония обеспечила себе стратегические преимущества, добившись обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к В. от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов).

Договор 9 держав - 6 февраля 1922. (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай)

Договор предоставлял этим государствам «равные возможности» в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки Китая для получения привилегий, ущемляющих права и интересы других участников договора. Китай рассматривался как общий объект эксплуатации. Договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая.

Ранее, 4 февраля 1922 подписано Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю ж/д Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Кроме того, японское правительство не будет требовать от китайского выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, закреплявший таможенное неравноправие Китая.

Решения, достигнутые на конференции, завершили происходивший после 1-й мировой войны передел колониальных владений и сфер влияния империалистических государств на Тихом океане и Дальнем Востоке. Американский империализм добился ряда важных уступок со стороны Великобритании и Японии. Вместе с тем равновесие, которое образовалось в результате, было неустойчивым. Уже на конференции США заявили о недостаточности японских уступок в Китае; в свою очередь Япония сразу же после нее встала на путь пересмотра решений Вашингтона.

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг

Мирныедоговоры с Германией и ее союзниками были дополнены серией соглашений, подписанныхна Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 - 6 февраля1922 г.), посвященной вопросам ограничении морских вооружений и отношениям вАзиатско-Тихоокеанском регионе.

Вработе конференции приняли участие США, Великобритания (также были представленыее доминионы и Индия, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия,Португалия, Китай.

Наконференции было подписано три соглашения. Договор четырех держав (США, Англия,Япония, Франция) гарантировал сохранение его участникам владений в бассейне Тихогоокеана. Стороны давали взаимные гарантии неприкосновенности колоний сроком на 10лет. Согласно договору ликвидировался англо-японский договор 1902Договор пяти государств (Англии, США, Японии, Франции, Италии) об ограниченииморских вооружений устанавливал пропорции в соотношении военно-морскихфлотов 5:5:3:1,75:1,75 указанных государств. Участники договора обязывались нестроить линкоров водоизмещением более 35 тыс. тонн. Устанавливалисьограничения тоннажа и для крейсеров. Запрещалось создавать новые военно-морскиебазы (кроме США, Великобритании) в Тихоокеанском регионе.

Это былпервый в истории договор об ограничении гонки вооружений. Впервые Великобританияформально признала равенство флота США со своим.

6Февраль 1922 был подписан трактат девяти государств, гласившийпринцип суверенитета и территориальной целостности Китая. Япония отказалась отсвоего монопольного положения в Китае и возвращала ему бывшие немецкие владения.

Большиегосударства брали на себя обязательство не стремиться к разделению Китая на сферы влиянияи придерживаться принципов "открытых дверей" и "равныхвозможностей ".

3.Положительное значение Версальско-Вашингтонской системы

Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложилиоснову Версальско-Вашингтонской системы послевоенных международных отношений. Еесоздание обеспечило выход из войны, позволило разрядить послевоеннуюнапряженность и заложило основу для относительной стабильности в международныхотношениях в 20-е гг

Этирешение содержали ряд положений, которые свидетельствовали понимание государстваминеобходимости изменений в системе международных отношений? а именно: признание права насамоопределения народов? отказ от войны как средства разрешения конфликтов ит.д. Важным прецедентом стало создание Лиги Наций. Было признанонезависимость ряда европейских государств, за что долго боролись их народы.

Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и еераспад привел, наконец, к новой мировой войне.

В июле 1921 г. президентСША Уоррен Гардинг выступил с инициативой провести в Вашингтоне международную конферен­цию по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и даль­невосточным вопросам. Созыв Вашингтонской конференции был обусловлен следующими основными причинами.На Парижской мирной конференциинекоторые важные про­блемы послевоенного урегулирования либо были решеныне пол­ностью. либо не затронуты вовсе. Речь шла какраз о тех пробле­мах, которые и назвал американский президент.В этом смысле Вашингтонская конференция являлась своегорода продолжени-рм конференции Парижской. Она была призвана завершить про­цесс формирования новой системы международныхотношений.

Особое внимание к дальневосточной проблематике объясня­лось тем, что после мировой войны в Азиатско-тихоокеанском регионе сложилась новая расстановка сил и обострились проти­воречия великих держав. Соединенные Штаты, опираясь на свое экономической могущество, стремились обеспечить себе главен­ствующее положение на Дальнем Востоке и прежде всего в Ки­тае, используя политику «открытых дверей» и ^равных возможно­стей». Этот политический курс. пусть с оговорками, поддержива­ла Великобритания. Главной преградой на пути практической реализации этого курса являлась Япония, которая придержива­лась традиционно-империалистических принципов борьбыза «сферы влияния». Навязав Китаю « 21 требование» и добившись дипломатической победы над США на Парижской конференции. Япония сделала крупный шаг в осуществлении ее основной внеш­неполитической задачи - превращения китайской территории, а затем и всею Азиатско-тихоокеанского региона в сферу исклю­чительно японских экономических интересов и политического кон­троля. Отсюда резкое усиление напряженности ь отношениях между США и Страной восходящего солнца.

Следует отметить, что международная обстановка наДальнем Востоке отличалась крайней сложностью и противоречивостью. ее нельзя сводить только к американо-японскому конфликтуВо всяком случае при решении дальневосючныхпроблем необходи­мо было учитывать три важных обстоятельства.

Во-первых, в силовом треугольникеСША-Япония-Велико­британия последняя занимала особоеместо. Заявив о своей соли­дарности с американской политикой ^открытых дверец»,она од­новременно была связана с Японией союзнымдоговором, заклю­ченным В 1902 и возобновленным в 1911г. Это означало, что в случае вооруженного столкновения с ЯпониейСоединенным Штатам будет противостоять англо-японскийблок- Понятно, что японское правительство стремилось сохранитьсоюз с Англией, а американское - его разрушить. Что касаетсяВеликобритании, то, оказавшись в двусмысленном положении, она сталаэтим со­юзом тяготиться.Дело в том, чтодоговор с Японией в момент его подписания был направлен против Германии иРоссии, поэтому после поражения в войне первой и ослаблениядальневосточных позиций второй он Ю Мопе») и способного «защитить интересы Соединен­ных Штатов от любых угроз», В 1919г. В. Вильсон изложил вто­рую трехлетнюю программу, в которой предусматривалась пост­ройка 69 крупных поенных судов, что в перспективе гарантирова­ло США обладание «трезубцем Нептуна». Стратегические позиции Соединенны^ Штатов на морях значительно улучшилигь после ввода в эксплуатацию в июле 1920 г. Панамского канала, обеспе­чивавшего возможность быстрой переброски американской во­енной флотилии из Атлантического н Тихий океан и обратно.

«Владычица морей» Великобритания оказалась не в состо­янии соревноваться с Америкой и этой сфере по причине во­пиющего неравенства в экономическом и финансовоймоши. Поэтому уже в 1920г. английское правительство фактически отказалось от своего знаменитого «лвухлержавного стандарта» и выдвинуло менее претенциозное требование - принцип ра­венства британского флота флоту сильнейшей из других мор­ских держав («опе ро\уег <*1ап(1ап»). По мнению английских пра­вительственных и военных кругов, эта уступка компенсирова­лась сохранением за Великобританией контроля над основными морскими путями (Гибралтар. Суэцкий канал. Северное море). широкой сетью военно-морских баз. а также дружественными отношениями с Соединенными Штатами. К тому же она вовсе не означала, что Англия прекращала наращивание своего воен­но-морского потенциала.

Однако американский вызов был принят другой державой - Японией- В 1920 г. она начала реализацию гигантской по тем вре­менам программы «8-8», предполагавшей сооружение8 линко­ров, 8 крейсеров и большого количества судов обеспечения.

Вместе с тем невиданный размах гонкиморских вооружений требовал огромных затрат, что могло привестик финансовому перенапряжению и вызвать негативную реакцию у общественно­сти. Следовало учитывать также широкое распространение паци­фистских настроений.Поэтому в правительствахсоюзных держав и стали разрабатываться планы ограничения военно-морскихсил. установления определенных пропорций флотов,учитывавших военно-политические цели данной страны.Откровеннее других лидеров на этот счет высказался американский президентУ. Гар- динг:«Наиболее мудрой политикой США должностать стремле­ние добиться превосходства наморе в результатесокращения во­оружений».

Далеко неслучайно то, что идея созыва конференцииисходила от Соединенных Штагов. С приходом к власти республиканской администрации У. Гардинга во внешнеполитическом курсе США произошли существенные изменения. На смену вильсоновскоч> либеральному глобализму пришел неоизоляпионизм. то есть поли­тика, направленная на обеспечение американских региональных и глобальных интересов при сохранении «полной свободы рук". В рамках этой политики первостепенную роль играло не европей­ское, а латиноамериканское и дальневосточное направления, что. в свою очередь, предполагало усиление военно-морской мощи Со­единенных Штатов. Отсюда выдвижение 3 конкретных целей, ко­торые американская дипломатия должна была реализовать на Ва­шингтонской конференции: 1) не допустить нарушения статус-кво в бассейне Тихого океана, а при возможности изменить его в свою пользу: 2) через сокращение морских вооружений достичь если не господствующего, то равного с Англией положения на морях; 3) до­биться международного признания «доктрины открытых дверей» и тем самым утвердить главенствующие позиции Соединенных Шта­тов в Китае.

АдминистрацияСША не скрывала, что осуществлениеэтих целей позволит ей взять реванш за «поражение» В. Вильсона на Парижской мирной конференции. Иными словами. Соединен­ные Штаты поставили вопрос о частичной ревизии Версальской системы договоров с тем. чтобы добиться удовлетворения ряда своих претензий, которые были отвергнуты в 1919г. в Париже.

Подготовка конференции сопровождалась шумной пропаган­дистской кампанией, входе которой прославлялось миролюбие американской администрации, сам международный форум назы­вался «встречей друзей», а идея сокращения морских вооруже­ний - «великим самопожертвованием Америки».Все газеты ци­тировали слова У. Гардинга: «Мы надеемся установить лучший порядок, который вернет спокойствие миру». Пацифистские ло­зунги 1921 г. удивительно напоминали те, которые произноси­лисьв канун Парижской конференции. И так же как тогда, они мало соответствовали реальным внешнеполитическим задачам и целям великих держав.

Торжественное открытие Вашингтонской конференции со­стоялось 11 ноября 1921 г. - в третью годовщину подписания Компьенского перемирия. В ней приняли участие 14 стран; 5 ве­ликих держав - США. Англия. Франция, Италия, Япония; 4 го­сударства. имевшие существенные интересы в Азиатско-Тихо-океанском регионе - Голландия, Бельгия, Португалия и Китай; а также 5 британских доминионов. Советская Россия поофициаль­ней мотивировке - «ввиду отсутствия единого правительства» - приглашения не получила, как и Дальневосточная республика, но уже без какого-либо объяснения. В связи с этим правительства РСФСР и ДВР синхронно заявили, что не признают никаких ре­шений конференции,По аналогии с Версалем все значимые вопросыобсуждались на закрытых совещаниях «большой пятерки», а на открытых пле­нарных заседаниях официально утверждалисьуже готовые поста­новления. Председателем конференции был избран глава амери­канской делегации государственный секретарь ЧарлзЭванс Хыоз- Пппестка дня включала в себя три основных "опроса:о взаимных гарантиях неприкосновенностиостровных территорий в Тихом океане; об ограничении морских вооружений; о положениина Дальнем Востоке и признании территориальнойцелостности и независимости Китая.

На Вашингтонской конференциибыли принятыследующие основные документы.

-« Договор четырех держав»

Этот договор был заключен 13 декабря 1921 г. представителя­ми США, Англии. Франции и Японии. Он состоял всего из четы­рех статей и известен в истории международных отношений как

Четверной тихоокеанский трактат», или «Дальневосточная Ан­танта». Содержание договора почти полностью раскрывается в его официальном названии - «О совместной охране прав догова­ривающихся сторон на островные владения и островные террито­рии в бассейне Тихого океана». Иначе говоря, соглашение юри­дически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырех держав в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Особое значение имела статья 4-ядоговора, которая устанав­ливала, что после его ратификации автоматическитеряет силу англо-японское союзное соглашение 1911 г.Это была крупная дипломатическая победа СоединенныхШтатов, достигнутая в трудном противоборстве с Англией и Японией.В ходе кулуарных переговоров американская делегация выбрала в качестве «наибо­лее слабого звена» Великобританию, зная оее двойственном от­ношении к союзному договору.При этомамериканцы использо­вали различные средства давления: от благостных обещании пре­доставить крупные кредиты до беспошалной угрозыпризнать Ирландскую республику. Англия посленедолгого сопротивления уступила американскому натиску. Глава английской делегациичлен кабинета министров А. Бальфур доходчиво объяснилруководите­лю японской делегации морскому министрубарону Т. Като. что Япония даже выиграла от такого решения,ибо теперьвместо о-з-

Юго союзника получила сразу трех.Като ответил втом смысле. чтоколичество (союзников) не заменяет качество(договоров!, так как по соглашению 1911 г. и случае нападения наЯпонию ей пред­лагалась «немедленная военная помощь», апо договору 1921 г. -только "обмен мнениями». Японский министр подвелитог дея­тельности английских дипломатов; *Вы устроили нашему союзу блестящие похороны». Как бы там ни было. подписание «пакта четырех» знаменовало собой первый, ноне последний успех Со­единенных Штатов на Вашингтонской конференции.

«Договор пяти держав»

великих держав заключили договор об ограничении морских во­оружений.

Инициатива в разработке и принятии этого документа при­надлежала Соединенным Штатам. В своей речи государственный секретарь США Ч. Хьюз изложил американский план. выделив три его главные составляющие. Предлагалось в первую очередь сократить число линейных кораблей, определявших силу военно-морского флота (к линкорам относились самые крупные военные суда водоизмещением выше 10 тыс, т и имевшие орудия калиб­ром более У дюймов). Сокращение должно было осуществляться путем ликвидации кораблей, находившихся в стадии строитель­ства, а также вывода их строи судов, уже стоявших на вооруже­нии. Осуществление американского проекта привело бы к следу­ющим количественным изменениям линейных флотов: Англия сохраняла из 32 линкоров 20, США увеличивали число линейных судов с 16 до 18 (при отказе от сооружения еще 11 кораблей), у Японии оставалось то же количество - 10 линкоров (при плани­ровавшемся увеличении до 1^). Аналогичные предложения каса­лись и других классов кораблей. Во-вторых, предусматривалось установление «потолков» предельного тоннажа и его соотноше­ния для пяти великих морских держав. В соответствии с "этим положением в будущем замена устаревших на новые линейные корабли производилась таким образом, чтобы общий их тоннаж не превышал для США и Англии 500 тыс. т, а для Японии - 300 тыс. т, т.е. соотношение линейных флотов трех держав уста­навливалось в пропорции 5:5:3. В-третьих, запрещалось строи­тельство линкоров водоизмещением более 35 тыс. т, что, как ни странно, строго соответствовало пропускной способности Панам­ского канала-

В своей вступительной речи Ч. Хьюз много и прочувствован­но говорил о бедствиях мировой войны, о стремлении народов к миру. о необходимости сократить расходы на вооружения, чтобы обратить их на восстановление разрушенного хозяйства. Как от­мечала пресса, за 35 минут, затраченных на выступление, госу­дарственный секретарьСША потопилбольше кораблей, чем все знаменитые адмиралы прошлых веков. Речь получила восторжен­ную рекламу: американские предложения называли «небывалой жертвой пацифизму», «практическим воплощением многовеко­вой мечты человечества о мире и разоружении». За всеми этими громкими фразами на второй план отходила подлинная цель аме­риканской дипломатии - достичь военно-морского паритета с Великобританией и укрепи гь стратегические позиции США как великой морской державы.

Обсуждение американского проектапроходило в ожесточен­ной борьбе между «друзьями и союзниками».Результаты этой борьбы были таковы.

Переговоры о сокращении линейных флотови авианосцев. если не считать некоторых изменений в деталях,завершились для США успешно. Англия по названным вышепричинам пошла навстречу американскимпредложениям, что и предопределило общее согласие.

Стремление Соединенных Штатов распространить разрабо­танные и отношении линкоров принципы на все остальные кате­гории надводного флота встретило решительное сопротивление Великобритании. Дело в том. что крейсеры, эсминцы и другие быстроходные военные корабли были крайне ей необходимы для эффективной связи с разбросанными по всему миру частями Британской империи. Непримиримость позиции английской де­легации не позволила решить этот вопрос положительно.

Такая же участь ожилала англо-американский проект сокраще­ния подводного флота. В роли его главных оппонентов выступили Франция и Италия. Произошел занимательный диалог между анг­личанами и французами. А. Бальфур заявил о необходимости лик­видировать все подводные лодки, назвав их самым варварским ви­дом военно-морских сил и напомнив делегатам о той безжалостном подводной войне, которую вела Германия против союзных держав. В отвс"1 заместитель главы французской делегации А. Сарро (офи­циальным руководителем являлся уехавший в Париж премьер-ми­нистр А. Бриан) определил как «бессмысленные» попытки противо­поставить одни категории военно-морского флота другим. Затем он уверил присутствовавших на заседании в том. что Франция готова уничтожить все свои подводные лодки, если Великобритания сдела­ет то же самое со своими линкорами. В заключение Сарро саркасти­чески заметил: «Правда, нам говорят, что Англия никогда не ис­пользует свои линейные корабли и военных целях. Ну. конечно же. она держит их. по всей видимости, для ловли сардин. Так пусть же она разрешит Франции иметь подиолные лодки, ну. скажем, пя ботаническою исследования морского лна». В итоге этой дискуссии подводный флот остался неприкосновенным.

Что касается проблемы «разоружения насуше», то она была лишь формально затронута в ряде выступлений, но никто всерьез ее не рассматривал. Столь же показнойхарактер носило обсужде­ние вопроса о сокращении авиации.

Содержание «договора нити держав» можно свести к следую­щим основным положениям. 1) Соотношение линейных флотов Англии,США, Японии. Франции и Италии устанавливалось в пропорции 5:5:3:1.75:1,75, Суммарный тоннаж линкоров соста­вил соответственно 525-525-315-175-175 тыс. т. 2) Предельный тоннаж для авианосцев пятиморских держав определялся в раз­мерах: 135-135-81-61-61 тыс. т. 3) Водоизмещение одного линей­ного корабля не должно было превышать 35 тыс. т. 4) Статья 19 запрещала сооружение новых и укрепление старых военно-мор­ских баз в центральной и западной части Тихого океана (восточ-нее 110-го меридиана). США и Англия не могли иметь никаких военно-морских баз на расстоянии менее5 тыс. км от японских островов. Это постановление явилось крупным стратегическим выигрышем для Японии.

«Договор пяти держав» стал важным элементом послевоен­ной системы международныхотношений, хотя однозначноего охарактеризовать крайне трудно.

Во-первых, значение этого документа выходило за региональ­ные рамки, поскольку он ограничивал не тихоокеанский, а миро­вой флот великих держав. Договор не только приостановил опас­ную тенденцию к неограниченной гонке морских вооружений,он установил предельные нормы тоннажа самых крупных морских кораблей, что предполагало весьма существенное (примерно в два раза) сокращение уже построенного или строившегося линейного флота. И это. безусловно, следует оценить положительно.

Во-вторых, соглашение пяти держав оформило такое глобаль­ное военно-морское равновесие, которое, пусть в разной степе­ни, но соответствовало интересам всех его участников. Соеди­ненные Штаты одержали очередную дипломатическую победу, добившись военно-морского паритета с Великобританией, мак­симально укрепив свои позиции на морях и сохранив стратеги­ческое значение Панамскою канала. Англия, отказавшись 01 ^стан­дарта двух держав», который превратился для нее в непосильное бремя, удержала лидерство в надводном флоте по классу быстро­ходных судов, что в сочетании с широкой сетью иоенно-морских баз обеспечивало ее преимущества как сильнейшей морской дер­жавы, Япония, настояв на включении в договор положения об ограничении военного присутствия США и Англии в зоне Тихого океана, изменила соотношение сил в згом регионе в свою пользу. К тому же отставание от англосаксонских держав в количестве линейных кораблей и авианосцев в известной мере компенсиро­валось выгодным географическим положение японскиеостровов:

если американские военно-морские интересы распространятся на два океана, а английские - на весь мир, то Япония могла скон­центрировать свой военный флот в одном стратегически важном для нее районе. Франция и Италия с их более скромными мор­скими возможностями получили эффективные гарантии своем бе­зопасности, оставив за рамками ограничений и сокрашений су­хопутные силы и подводный флот. в чем они не уступали, ана каких-то участках и превосходили ведущие военно-морские дер­жавы мира.

В-третьих, договор «большой пятерки»не мог стать действен­ным средством разоружения, таккак он содержал в себе програм­му не полного, а часгичного сокращения вооружений-По всем направлениям, не затронутым и тексте соглашения, великие дер­жавы продолжали наращивать свою военную мощь."^то не пере­черкивало достигнутое, но заметноослабляло его значимость.

«Договор девяти держав»

Участниками этого договора, подписанного 6 февраля 1922г., стали все страны, приславшие своих представителей в Вашинг­тон. за исключением английских доминионов. Основу соглаше­ния составил американский проект, поддержанный делегациями Англии и Китая. Его содержание было таково. В статье 1-й дого­вора стороны обязались уважагь сувереннгет. независимость, «тер­риториальную целостность и неприкосновенность" Китайской республики. Статья 3-я утверждала принцип «открытых дверей» и «равных возможностей» для торговой и промышленной деятель­ности «всех нации на всей китайской территории». Одновремен­но государства, заключавшие договор, брали на себя обязатель­ство «воздерживаться от получения специальных прав и преиму­ществ в Ките». В соотвегствин с принятыми постановлениями Япония была вынуждена огказаться от некоторых своих привиле­гий; исключительного права предоставлять китайскому правитель­ству займы на строи гол ьство железной дороги в Маньчжурии. направлять в Северо-Восточный Китай своих советников и др. Под давлением США и Англии глава японскои делегации Т.Каго 4 февраля 1922 г. подписал с представителями пекинского прави­тельства специальное соглашение, по которому Япония обяза­лась в 6-месячный срок вывести свои войска из провинции Шань-дун и вернуть Китаю железную дорогу Циньдао-Шинань и тер­риторию Цзяочжоу.

В определенном смысле «договор девяти держав» явился этап­ным событием в развитии международных отношений на Даль­нем Востоке.

Во-первых, доктрина «открытых дверей» и «равных возмож­ностей», провозглашенная еще в 1899г., впервые получила меж­дународное признание, что было несомненным успехом амери­канской внешней политики. На церемонии подписания Ч.Хьюз заявил: «Мы считаем, что благодари этому договору «открытые двери» в Китае стали, наконец, реальностью". «Равные возмож­ности» при неравенстве в экономической моши обеспечивали Соединенным Штатам существенные преимущества в борьбе за Китай. Во-вторых, договор, отвергавший политику «сфер влия­ния» имел ярко выраженную антияпонскую направленность и ослаблял дальневосточные позиции Японии. С одной стороны, это свидетельствовало о том. что США, уступив Японии в вопро­се о военно-морских базах, при решении китайской проблемы взяли реванш и улучшили свои позиции за счет японских. С дру­гой стороны, подобный исход переговоров никак не мог удовлет­ворить Японию и неминуемо должен был привести к новому обо­стрению американо-японских противоречий- В-третьих, соглаше­ние девяти держав при всех его демократических формулировках носило противоречивый и непоследовательный характер. Оно ус­транило лишь некоторые из многочисленных ограничений ки­тайского суверенитета. Предложения Китая о полной отмене прав экстерриториальности иностранных граждан. «21 требования», возвращении всех арендованных территорий не были удовлетво­рены. Англия, заявившая о передаче Китайской республике Вэй-хайвэя. сохраняла за собой полуостров Цзюлун и Гонконг. Япо­ния отклонила требование Китая о выводе японских войскиз Южной Маньчжурии и отказалась обсуждать вопрос о принад­лежности Порт-Артура и Дайрена. В-четвертых, несмотря на двой­ственность в подходе к китайской проблеме, договор 1922г. сле­дует признать крупным позитивным шагом в ее решении - в сравнении с империалистическими методами полуколониальной эксплуатации Китая, столь характерными для предшествовавшей политики великих держав.

В ходе обсуждения «договора девятидержав» наВашингтон­ской конференции, как и на конференции Парижской, возник русский вопрос- При сохранении общего антисоветского настроя в политике союзных держав произошли определенные измене­ния.что не в последнюю очередь было связано с окончанием в России гражданской войны. В этом контексте чрезвычайно пока­зательными стали два эпизода. Соединенные Штаты выступили с идеей «интернационализа­ции» Китайско-Восточной железной дороги. Последовал протест советского правительств;!, которое заявило, что проблемаКВЖД- это предмет двусторонних переговоров между Китаем и РСФСР. а не конференции, проходящей без участия Российской респуб­лики. Весьма симптоматичной была ответная реакция союзни­ков. Специальная техническая подкомиссия представила доклад. в котором отмечалось, что «дорога действительно является соб­ственностью российского правительства». В резолюции Вашинг­тонской конференции, подтверждавшей полномочия межсоюз­нического комитета по управлению КВЖД. главной целью его деятельности объявлялось «возвращение железной дороги России как законному владельцу». Подобный реверанс с сторону Совет­ской России во многом объяснялся тем. что державы Антанты и прежде всего США начинали воспринимать ее как элемент обще­мирового баланса сил и как возможный противовес Японии.

Об этом же свидетельствовали и такие факты, как прием Ч-Хьюзом делегации ДВР. ряд заявлений официальных амери­канских и английских представителей о необходимости вывооа японских войск с Дальнего Востока и др.

Продемонстрировав свое желание если неуважать, то во вся­ком случае учитывать «законные интересы»Советской России. союзные державыпо существу призналиее де-факто.

Как можно оценить основныеитоги работы Вашингтонского форума?

Созыв и решения конференции стали первой крупной дип­ломатической победой Соединенных Штатов после окончания мировой войны. Им удалось существенно усилить свою роль а решении ряда крупных международных проблем и в какой-томере взять реванш за неудачи в Париже. В этом смысле Вашингтон­ская конференция, будучи продолжением Версаля, одновремен­но явилась и его частичной ревизией.

Конференция в Вашингтоне юридически оформила новое -равновесие сил" в Азиатско-тихоокеанском регионе. Был дос­тигнут консенсус в отношении военно-морского баланса, взаим­ных гарантий региональных интересов и обших принципов даль­невосточной политики.

Вместе с тем Вашингтонская система небыла универсальной. Постановления конференции носили временный и компромис­сный характер, а многие вопросы так и ненашли в них своего разрешения. Противоречия междувеликими державами были сгла­жены, но не устранены.

Завершение работы Вашингтонской конференциизнамено­вало собой начало функционированияВерсальско-Вашингтонской системы международных отношении.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений: содержание и характер

Приведенный выше анализ основных постановлений Париж­ской и Вашингтонской конференций позволяет сделать следую-шие общие заключения по содержанию и характеру Версальско-Вашингтонской системы.

Первое. Эта система явиласьмеждународно-правовым оформ­лением результатов Первой мировой войны и сложившейся после ее окончания новой расстановки сил. Ее создание завершило процесс перехода от войны к миру и способствовало временной стабили­зации международных отношений,

Второе. Версальско-Вашингтонскаясистема носила крайне сложный и противоречивый характер. В ней сочетались какдемок­ратические, справедливые^ так иконсервативные, империалисти­ческие принципы мирного урегулирования.

Первые были обусловлены кардинальными изменениями в послевоенном мире: подъемом революционного и националь­но-освободительного движения, возникновением «большевист­ской угрозы», широким распространением пацифистских на­строений. а также стремлением ряда лидеров держав-победи-тельнии придать новому миропорядку либеральный, более цивилизованный облик. На этих принципах основывались та­кие решения, как юридическое признание девяти вновь обра­зовавшихся государств с Центральной и Восточной Европе;

учреждение Лиги Наций; провозглашение независимости и тер­риториальной целостности Китая: ограничение и сокращение морских вооружений и др. Существенным недостатком многих из названных постановлений была их декларативность, не под­крепленная реальными гарантиями. Однако даже в этой форме они имели немаловажное позитивное значение, став междуна­родно признанной базой для борьбы за осуществление демок­ратических целей и деклараций.Не следует также забывать что либеральные начала впервые вводились втеорию и практи­ку межгосударственных отношений.

Вместе с тем, решающую роль в становлении послевоенной международной системы играла консервативная тенденция. Этс нашло свое отражение в решении таких вопросов, как разработк;



Целью конференции было ограничение морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия -"ввиду отсутствия единого правительства" -на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять держав -Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии -требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие;

4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США -5, Великобритания -5, Япония -3, Франция -1,75, Италия -1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

Для США и Великобритании 525 тыс. т, -для Японии 315 тыс. т,

Для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также тоннаж авианосцев: -для США и Великобритании 135 тыс. т, -для Японии 81 тыс. т,

Для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США -две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет -в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Следствия Версальского договора

· Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

· И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.

· Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

· Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows