Нормативный прогноз. Сущность и виды нормативного прогнозирования. Поисковый тип прогнозирования. Также в нее входят

Нормативный прогноз. Сущность и виды нормативного прогнозирования. Поисковый тип прогнозирования. Также в нее входят

12.04.2019

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

– целеполагание;

– нормы и нормативы;

– оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Характерные особенности нормативных разработок

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании. Различие между нормативным и поисковым подходами заключается не в методике, а в логике исследования . В поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны.

В нормативном прогнозе – это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

– абстрагируясь от ограничений прогнозного фона (без ограничений);

– в соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели.

В каждом случае требуется особый методологический подход

1. В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона научный подход требует четкой ориентации на какой‑либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нормативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал существует всегда, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. Поисковый прогноз – это выявление перспективных проблем, эффективное решение которых подразумевает конкретный идеал. Нормативный же прогноз ориентирован на определение альтернативных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, на определение путей достижения конкретного идеала.

2. При анализе данных прогнозного фона в силу их противоречивости необходимо находить компромисс между ними, ориентироваться не просто на «наилучшее», «идеальное», а на «наилучшее из возможного». Конкретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение – оптимумом относительным. Оба они являются целью – продуктом целеполагания, т.е. принятия решения. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории «децидивного» (управленческого ) в категорию «эвентуального» (возможного при известных обстоятельствах ). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции – от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему , т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных прогнозов.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследования является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде «дерева проблем» . При нормативном прогнозе путем целеполагания задается «дерево целей». Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения «дерева целей» средствами прогнозирования; определения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Проведение каждого эвентуального мероприятия тесно связано с разного рода нормами: техническими, экономическими, социальными, правовыми и т.д. Норма – своего рода цель, отличная от цели‑идеала и цели‑оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую‑либо норму, приблизиться к ней, не нарушить ее – это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существенную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и относительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое « прогнозное поле ». Оно позволяет выработать рекомендации для повышения эффективности управления социальными процессами путем сопоставления разных значений, «взвешивания» последствий разного рода эвентуальных решений, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феномена социальной цели.

Динамические ряды - ряды показателей, характеризующих развитие явлений во времени.

Динамические ряды позволяют выявить тенденции изменения явлений, облегчают сопоставление и анализ показателей. В зависимости от характера показателей динамические ряды бывают моментными или периодическими.

В моментном динамическом ряде каждый показатель характеризует состояние явления на определенный момент времени.

Сумма показателей периодического ряда характеризует величину явления за более продолжительный (суммарный) период времени. Правильное построение динамических рядов предполагает соблюдение определенных требований: все показатели должны быть сопоставимы между собой по содержанию, исчислены по единой методологии, за равные отрезки (или на аналогичные моменты) времени, быть выражены в одних и тех же единицах измерения.

По данным динамических рядов определяются темпы роста, прироста, абсолютные приросты, средние темпы роста. Абсолютный прирост - разность между показателями динамических рядов.

Поисковый прогноз. Нормативный прогноз

Основная задача поискового прогноза - выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.

В наиболее общем виде поисковый (изыскательский, исследовательский, трендовый, генетический, эксплоративный) прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. При этом, как уже было сказано, заведомо абстрагируются от возможных и даже необходимых, неизбежных плановых, программных проектных и организационных решений, способных существенно изменить наметившиеся тенденции.

Последовательность операций при разработке поискового прогноза:

  • 1. Прямая (механическая) экстраполяция динамических рядов исходной модели на период упреждения прогноза методами трендового моделирования и сведения их в систему первой (основной) поисковой модели.
  • 2. Вычисление так называемой верхней экстремы прогнозного поиска: сопоставление данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона и определение таким путем максимально возможных отклонений тренда до условного рубежа, за которым начинается область заведомо нереального, фантастического. Полученные результаты сводятся в систему второй поисковой модели прогноза.
  • 3. Вычисление нижней экстремы прогнозного поиска теми же способами с определением максимально возможных отклонений тренда до противоположного условного рубежа, за которым начинается область заведомо катастрофического. Результат - третья поисковая модель прогноза.
  • 4. Вычисление наиболее вероятного тренда между верхней и нижней экстремами на основе углубленного анализа данных прогнозного фона теми же способами, что и при вычислении верхней и нижней экстрем. Результат - четвертая (заключительная) поисковая модель прогноза, которая представляется обычно в виде "дерева социальных проблем", подлежащих решению.
  • 5. Обсуждение всех четырех или хотя бы заключительной поисковой модели путем опроса экспертов.
  • 6. Доработка поисковых моделей прогноза на основе обсуждения и сведение их в единую систему - веер трендов.

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного прогноза состоит из следующих операций:

  • - определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;
  • - обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов и, при необходимости, населения;
  • - доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами:

  • - целеполагание;
  • - нормы и нормативы;
  • - оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Последовательность операций нормативного прогноза:

  • 1. Определение абсолютного оптимума с условным абстрагированием от ограничения прогнозного фона (что именно хотелось бы иметь, каким именно хотелось бы видеть объект исследования, если бы налицо было предельно мыслимое развитие науки и техники, изобилие ресурсов и средств, максимально высокая культура населения и т.д.).
  • 2. В сложных случаях операции определения абсолютного оптимума должна предшествовать особо выделяемая операция выявления критериев оптимума по всем семи разделам прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования.
  • 3. Определение относительного оптимума с учетом ограничений прогнозного срока путем углубленной нормативной разработки данных исходной модели и абсолютного оптимума методами моделирования.
  • 4. Обсуждение обеих или хотя бы последней нормативной модели.
  • 5. Обсуждение и параллельный опрос населения с целью проверки степени объективности экспертных оценок.
  • 6. Доработка нормативных моделей прогноза на основе предыдущих обсуждений и сведение их в единую систему.
  • 6. Верификация прогноза. Экспертиза прогноза

Верификация прогноза есть определение степени его достоверности, точности и обоснованности.

Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения.

На заключительных стадиях разработки прогноза возможна и желательна относительная (предварительная) верификация - определение степени соответствия прогноза требованиям современной науки, его достоверности - вероятности осуществления, предсказанного для заданного доверительного интервала точности, обоснованности (в смысле соответствия теории и практики).

Проверить достоверность социального прогноза возможно при помощи следующих способов:

  • 1) разработка прогноза методом, отличным от первоначально использованного;
  • 2) сопоставление прогноза с другими, полученными из иных источников информации;
  • 3) проверка адекватного прогноза на ретроспективном периоде;
  • 4) дополнительный опрос экспертов;
  • 5) опровержение критических замечаний оппонентов;
  • 6) выявление и учет источников возможных ошибок.

Следует отметить, что наиболее экономичный и вместе с тем максимально эффективный способ - коллективный опрос экспертов.

Основные операции по верификации:

  • - верификация поисковой и нормативной моделей прогноза одним или несколькими способами по выбору;
  • - доработка моделей на основе обсуждения и их окончательная редакция.
  • 7. Выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей

Социальный прогноз - не самоцель, а информация для принимающих целевые, плановые, программные, проектные, организационно-управленческие решения. Поэтому работа над прогнозом не может считаться завершенной без выработки рекомендаций на основе сопоставления данных и нормативов.

Рекомендации должны иметь возможно более объективное содержание, независимо от интересов заказчика (только в этом их значение и смысл). Поэтому их разработка - обязанность независимых от заказчика прогнозистов.

Последовательность операций данного этапа:

  • 1. Составление предварительных рекомендаций силами исследовательской группы.
  • 2. Обсуждение составленных рекомендаций очным/заочным опросом экспертов.
  • 3. Составление так называемого поствероятностного сценария эвентуального состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием не только позитивных, но и возможных негативных последствий такой реализации.
  • 4. Написание предварительного отчета об исследовании в целом (некоторые разделы могут быть подготовлены по ходу предыдущих процедур) желательно в трех вариантах:
    • - краткий (3-5 с.);
    • - развернутый (20-25 с.);
    • - полный (10-15 п.л.).

При этом обязательна развернутая интерпретация обеих прогнозных моделей (поисковой и нормативной) и приложение документов по всем предыдущим процедурам.

  • 5. Обсуждение представленного отчета очным/заочным опросом экспертов.
  • 6. Доработка отчета на основе обсуждения и сдача отчета заказчику.

В инструментарий нормативного прогнозирования входят методы построения деревьев целей, методы типа ПАТТЕРН (обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных), разработанного в 1963 г. для нужд аэронавтики и космоса.

В моделях нормативного прогнозирования характерным является подход к разработке прогноза исходя из целей и задач, поставленных организацией в прогнозируемом периоде. К числу методов, реализуемых в моделях нормативного прогнозирования, относится метод горизонтальных и вертикальных матриц решений, при котором выявляется приоритетность выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.

Как правило, используются двумерные или трехмерные матрицы. Наиболее часто горизонтальные матрицы решений применяются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут выступать денежные средства, рабочая сила, ее качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д. В частности, одно измерение горизонтальной матрицы решений может соответствовать основным проблемам, возникающим при достижении цели, другое измерение - ресурсам, необходимым для решения этих проблем.

Согласованные матрицы более низких иерархических уровней проблем объединяются в матрицы более высоких уровней вплоть до главных матриц стратегических проблем организации.

В трехмерной горизонтальной матрице решений одно измерение, может, например, соответствовать областям сбыта, другое - ресурсам, третье - времени. Ресурсы, в свою очередь, могут подразделяться на финансовые, коммерческие ресурсы сбыта, производства, оборудования и т.д.

Вертикальные матрицы решений предназначены для отслеживания вертикального перемещения технологий. Вертикальная матрица решений для внутрифирменного планирования по рекомендациям Стэндфордского института представлена в табл. 3.11. В частности, трехмерная вертикальная матрица решений, именуемая "Общая схема разработки системы национальной космической программы", была разработана американской аэрокосмической компанией North American Aviation.

Таблица 3.11. Вертикальная матрица решений для внутрифирменного планирования

Как уже говорилось, в число технологий нормативного прогнозирования входят также методы типа ПАТТЕРН, Делфи, Поспелова, прогнозного метода графа Глушкова и др.

Целесообразно использовать технологию оценки ожидаемой ценности проектов, предлагаемых для реализации. При этой технологии каждой из рассматриваемых целей приписываются количественные весовые коэффициенты, а для каждого проекта оценивается вклад в достижение каждой из целей, если он ненулевой. При определении ожидаемой ценности проекта степень вклада проекта в достижение поставленной цели умножается на соответствующий ей весовой коэффициент (табл. 3.12).

Таблица 3.12. Дерево целей модели ожидаемой ценности проектов

В последние годы получили развитие модели экспертного прогнозирования, ориентированные в значительной степени на работу не только с количественной, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

По мнению Н. Н. Моисеева , развитие экспертного прогнозирования совпало по времени с активным развитием ЭВМ. Последний факт нашел отражение в практике экспертного прогнозирования.

Среди других видов прогнозирования иногда выделяют прогнозирование с использованием обратной связи, интуитивные методы, "обходные" и др. Но основные идеи, реализуемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в моделях изыскательского, нормативного и экспертного прогнозирования.

Социальное прогнозирование включает разработку как поискового, так и нормативных прогнозов. Поисковый прогноз заключается в определении развития некоторой подсистемы при условии, что государственное воздействие на экономические процессы в данный отрезок времени остается неизменным. При этом прогнозе в общественном производстве высвечиваются «узкие места», устранение которых в результате государственного воздействия способно улучшить экономические параметры развития.

Основная задача поискового прогноза при этом -- выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Предсказание в данном случае носит сугубо условный характер, базирующийся на абстрагировании от возможного и даже необходимого вмешательства со стороны сферы управления. Методологически недопустимо сводить социальный прогноз к поиску, но столь же недопустимо переходить сразу к нормативной разработке данной модели, не имея представления о проблемной ситуации, в условиях которой и для преодоления которой будет функционировать предложенный оптимум.

В наиболее общем виде поисковый прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. При этом заведомо абстрагируются от возможных и даже необходимых, неизбежных плановых, программных проектных и организационных решений, способных существенно изменить наметившиеся тенденции. Суть и цель прогнозного поиска не в адекватном предвосхищении будущего реального состояния прогнозируемого объекта, а в выяснении того, что реально произойдет при сохранении существующих тенденций развития, т.е. при условии, что сфера влияния не выработает поисковых решений, способных изменить неблагоприятные тенденции.

Исследовательская техника разработки поискового прогноза базируется на принципе экстраполяции в будущее (или интерполяции отсутствующих значений) динамических и на данных, закономерности развития которых в прошлом известны. Собственно экстраполяция (интерполяция) может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и делающей прогноз более информативным. При этом на практике поисковый прогноз дает не одно, а целый ряд возможных значений, позволяющих точнее ориентироваться в складывающейся ситуации.

Таким образом, поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:

1) данные прямой экстраполяции динамических рядов исходной модели, служащие первоначальным ориентиром дальнейших прогнозных построений;

2) верхняя экстрема прогнозного поиска: результат сопоставления данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона. Позволяет определить максимальное отклонение тренда в сторону области нереального;

3) нижняя экстрема прогнозного поиска: вычисляется теми же способами, что и верхняя. Определяют максимально возможное отклонение тренда до предела, за которым начинается область катастрофического;

4) наиболее вероятный тренд (экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами с учетом данных прогнозного фона.

В процессе прогностического исследования недопустимо принижение значения ни одного из перечисленных компонентов. Первые три (прямая экстраполяция, верхняя и нижняя экстремы) служат как бы ограничителями наиболее вероятного тренда, очерчивающими границы реального в возможных его изменениях. Прямая экстраполяция здесь играет роль исходного момента, сдерживающего фактора при чрезмерном разбросе оценок противоречащих данных прогнозного фона.

Вместе же взятые, все четыре компоненты расширяют познавательные возможности лиц, принимающих решения, показывают недопустимость решений, выводящих объект на уровень утопии или катастрофы, стимулируют эвристичность мышления, дают возможность более основательно взвешивать возможные последствия принимаемых решений, а все это вместе обеспечивает высокую степень объективности и, следовательно, эффективность этих решений.

Необходимо также отметить, что при разработке целевых, плановых, программных, проектных, организационных прогнозов специфические особенности поискового прогноза будут проявляться сообразно особенностям процессов разработки целей, планов, программ, проектов, организационных решений. Результатом прогнозного поиска будет не реально ожидаемое состояние, к которому следует приспособиться, а комплекс проблем, которые необходимо решить. Сама по себе цель поискового прогноза -- выявление ожидаемого проблемного состояния, перспективных проблем, каждая из которых является составляющим звеном своеобразной ситуации -- проблемной.

Нормативный (целевой) прогноз разрабатывается с учетом задач, которые ставятся перед экономикой. Для этого государственными органами подготавливается перечень первоочередных заданий. Прогнозы разрабатываются с использованием сценарного подхода, т.е. учитывается комплекс условий, в качестве исходных (например, погодные, общесвенно-политические, международные, правовые и др.).

Нормативный прогноз является самостоятельной процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура нормативного прогноза состоит из следующих операций:

Определение абсолютного и относительного оптимумов по предварительно разработанным и заданным критериям и построение соответствующих нормативных прогнозных моделей;

Обсуждение построенных моделей методами опроса экспертов и, при необходимости, населения;

Доработка моделей на основе обсуждений.

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами: целеполагание; нормы и нормативы; оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов.

Для разработки нормативного прогноза применимы почти все методы, используемые в поисковом прогнозировании, и различие между нормативным и поисковым подходами в этой области заключается не в методике, а в логике исследования. В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном -- это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Нормативное прогностическое исследование начинается с целеполагания. Цель может быть поставлена двумя способами:

Абстрагируясь от ограничений прогнозного фона;

В соответствии с этими ограничениями.

Это две идущие в одном направлении, но не тождественные друг другу цели. В каждом случае требуется особый методологический подход.

В случае абстрагирования от ограничений прогнозного фона возможны два подхода: волюнтаристский и научный. Последний требует четкой ориентации на какой-либо идеал, т.е. особую разновидность цели. Если идеал отсутствует, нормативный подход теряет смысл. В социальной сфере идеал существует всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая деятельность человека, группы, общества. На выявление перспективных проблем, эффективное решение которых подразумевает конкретный идеал, направлен поисковый прогноз. Нормативный же прогноз ориентирован на определение альтернативных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, путей достижения конкретного идеала. Скорректированный конкретный идеал играет роль обоснования нормативного прогноза и призван содействовать повышению эффективности его в плановых, программных, проектных, организационных разработках.

При анализе данных прогнозного фона в силу их противоречивости необходимо находить компромисс между ними, ориентироваться не просто на “наилучшее”, “идеальное”, а на “наилучшее из возможного”. Это реализуется путем перехода к ориентации на какой-то оптимум, который базируется на определенном идеале и представляет собой еще одну разновидность цели. Конкретный идеал станет абсолютным оптимумом, полученное его уточнение -- оптимумом относительным. Оба они являются целью -- продуктом целеполагания, т.е. принятия решения, касающегося цели. Для осуществления нормативного прогноза необходимо перевести это решение из категории “децидивного” (управленческого) в категорию “эвентуального” (возможного при известных обстоятельствах). С этого действия начинается собственно нормативный прогноз.

Технически он реализуется путем так называемой реверсивной экстраполяции -- от будущего (времени упреждения прогноза) к настоящему, т.е. посредством трендового моделирования особого рода, специально рассчитанного на разработку нормативных прогнозов. Его подкрепляют моделированием -- матричным, сценарным, сетевым, операционным и пр., морфологическим анализом, опросом экспертов и т.д.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследования является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде “дерева проблем”. При нормативном прогнозе путем целеполагания задается “дерево целей”, где вершина -- идеал, средние уровни -- разные стороны оптимума, нижний уровень -- решение конкретных проблем. Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения “дерева целей” средствами прогнозирования; определения путей возможной реализации этих целей, решения проблем.

Их выполняют методом нормативного моделирования. При этом необходимо иметь в виду, что проведение каждого эвентуального мероприятия тесно связано с разного рода нормами: техническими, экономическими, социальными, правовыми и т.д., т.е. норма -- своего рода цель, отличная от цели-идеала и цели-оптимума, но органически входящая в процесс целеполагания. Любое стремление соблюсти какую-либо норму, приблизиться к ней, не нарушить ее -- это разновидность стремлений достичь определенной цели. При этом существенную роль играют нормативы как ориентиры, регулирующие не только целеполагание, но и направленность прогнозных нормативных разработок.

Соединение получаемых двух нормативных прогнозных значений (абсолютное для ориентации исследования и относительное) с четырьмя поисковыми (прямая экстраполяция, верхняя экстрема, нижняя экстрема, наиболее вероятный тренд) дает в результате так называемое “прогнозное поле”, позволяющее выработать рекомендации для повышения эффективности управления социальными процессами путем сопоставления разных значений, “взвешивания” последствий разного рода эвентуальных решений, нахождения среди них оптимального, которое и рекомендуется для реализации средствами управления.

Итак, результатом поискового прогноза являются определение перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую, а в некоторых случаях -- катастрофическую, если не принять своевременных мер к ее преодолению. Аналогичным результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, возможных путей достижения цели, т.е. выявления целевой ситуации, которая должна быть реализована средствами управления для решения назревших или назревающих проблем. В силу этого обстоятельства так же, как в поисковом прогнозе, необходимо подробно рассмотреть сам феномен социальной проблемы. Для нормативного прогноза особое значение приобретает знание феномена социальной цели.

Подводя итог по данному вопросу можно выделить следующее поисковый прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем. Этот прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

Типы прогнозов выделяются по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов и т.п.

Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? По этому критерию различают два типа прогноза: поисковые (исследовательские, трендовые, генетические) и нормативные (программные, целевые).

Поисковый (исследовательский) прогноз — это прогнозирование от настоящего к будущему. Содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, без вмешательства человека. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующего управленческого воздействия.

Поисковый прогноз опирается на информацию о тенденциях развития объекта прогнозирования, о взаимосвязях между показателями и факторами, полученную в результате ретроспективного анализа .

Поскольку такой подход основан на аналитических исследованиях, он называется еще и научным , и исследовательским , и дескриптивным (описательным). Генетическим этот прогноз называется потому, что он предполагает развитие объекта прогнозирования в соответствии с его «генетикой» — потенциалом, заложенном в самом объекте.

Поисковое прогнозирование подразделяют на два вида:

1) традиционное или экстраполятивное;

2) новаторское или альтернативное.

Традиционный метод предполагает, что развитие объекта происходит и будет происходить в соответствие с существующей тенденцией. В таком случае прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Если при этом этот прогноз не основан на анализе влияния на показатели развития различных факторов (на многофакторном анализе), а учитывает зависимость показателей только от времени (строит тренды показателей), то такой прогноз называют «наивным». В основном он используется для прогнозирования макроэкономических показателей (ВНП , ЧНП , НД, инфляция , занятость) в стабильных экономических системах.

Например, для описания будущего применяются регрессионные уравнения, полученные на основе информации о развитии объекта в прошлом (ретроспективный анализ) без изменения коэффициентов эффективности факторов (коэффициентов регрессии). Если используется межотраслевой баланс, то технологические коэффициенты остаются без изменений.

Новаторский подход исходит из того, что развитие объекта происходит скачкообразно и прерывисто, что на объект прогнозирования могут оказывать влияние новые факторы. Такой подход некоторые авторы называют альтернативным, поскольку он предполагает, что существует множество вариантов будущего развития объекта.


Нормативный прогноз — это прогнозирование от будущего к настоящему. Содержанием нормативного прогноза является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях очень похоже на нормативное планирование, программирование и проектирование. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определенных норм, тогда как нормативное прогнозирование — вероятностное описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Иногда нормативное прогнозирование называют целевым, нормативно-целевым, программным.

При нормативном прогнозировании устанавливается желаемое конечное состояние развития объекта, затем определяются мероприятия, которые могут обеспечить данное состояние, определяются необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Устанавливаемые цели часто основываются на нормативах, например, достижения заданных уровней обеспеченности и качества жизни населения, доходов на душу населения, средней заработной платы. Расчет необходимых ресурсов при отсутствии ретроспективной информации по прогрессивным нормам их использования может также производится по прогнозируемым (желаемым) нормативам.

Например, различные варианты поискового прогноза дают снижение уровня безработицы в течение десяти лет с 10 до 7%. Прогнозисты, используя методы нормативного прогнозирования, ставят цель (норматив) — снижение уровня безработицы до 5%. Расчеты показывают, что для этого необходимо создание определенного количества рабочих мест в государственном и частном секторах, более активное развитие малого предпринимательства, сферы услуг и т.п.

На основе поискового и нормативного прогнозирования может строиться комплексный прогноз.

По величине доверительного интервала различают интервальный и точечный прогнозы .

Интервальный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза.

Точечный прогноз — прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, — различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальносрочные прогнозы.

В социально-экономических прогнозирования принята следующая классификация:

- Оперативный прогноз — прогноз с периодом упреждения до 1 месяца.

- Краткосрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года.

- Среднесрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5 лет.

- Долгосрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения от 5 до 15 лет.

- Дальносрочный прогноз — прогноз с периодом упреждения свыше 15 лет.

Оперативный прогноз, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта прогнозирования — ни количественных, ни качественных. Краткосрочный — на перспективу только количественных изменений, долгосрочный — не только количественных, но преимущественно качественных.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальносрочный — перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.

Оперативные прогнозы содержат, как правило, детальные количественные оценки, краткосрочные — общие количественные, среднесрочные — количественно-качественные, долгосрочные — качественно-количественные и дальносрочные — общие качественные оценки.

Различаются прогнозы по объекту прогнозирования. Наиболее существенны в методологическом плане различия между естественнонаучными и техническими (в узком смысле) и социальными широком смысле слова) прогнозами.

Основное различие между ними состоит в том, что объекты естественнонаучных и технических прогнозов развиваются по законам, независимым от воли и действий человека, а объекты социальных прогнозов создаются и изменяются в ходе человеческой деятельности.

Социальные и естественнонаучные и технические прогнозы (в узком смысле) существенно различаются по соотношению предсказательных и предуказательных аспектов. Социальные прогнозы сами программируют поведение объекта, т.е. обладают предуказательной силой.

При прогнозировании объектов в естественных или технических науках — например, при прогнозе погоды или прогнозе сопротивления материалов — программирующая (предуказательная) сила прогноза близка к нулевой. В большинстве случаев прогноз и принятое на основе его решение не может изменить поведение объекта прогнозирования (например, поведение небесных светил).

В социальных прогнозах предуказательная сила прогноза очень велика. Дело в том, что объектом прогноза здесь являются люди, наделенные сознанием и волей. Само знание прогноза способно изменить поведение этих людей — а, значит, и объекта прогноза. В результате происходит «саморазрушение» или «самоосуществление» прогноза. Эффект изменения поведения объекта прогноза под воздействием знания прогнозной информации называется «эффектом Эдипа »

В свою очередь естественнонаучные прогнозы различают на:

  • на метеорологические (объекты прогнозирования - погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления);
  • гидрологические (объекты прогнозирования - морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);
  • геологические (объекты прогнозирования - залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления);
  • биологические , включая фенологические и сельскохозяйственные (объекты прогнозирования - урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере);
  • медикобиологические (объекты прогнозирования - преимущественно болезни человека);
  • космологические (объекты прогнозирования - состояние и движение небесных тел, газов, излучений, всех явлений космосферы);
  • физикохимические прогнозы (объекты прогнозирования - явлений микромира).

Объектами научно технических прогнозов в узком смысле (или инженерные), являются состояния материалов и режима работы механизмов, машин, приборов, электронной аппаратуры, всех явлений техносферы. Предуказательная сила таких прогнозов также невелика, в этом смысле они близки к естественнонаучным прогнозам.

Вместе с тем, научно-техническое прогнозирование в широком смысле - как прогнозирование перспектив развития научно технического прогресса, развития науки и техники как социальных институтов - относится к социальным прогнозам.

Его объектами являются проблемы развития науки, ее структура, социальные аспекты функционирования, сравнительная эффективность различных направлений исследования, развитие научных кадров и учреждений, а также перспективные проблемы техники (системы «человек - машина»), точнее, управляемых аспектов научно технического прогресса в промышленности, строительстве, городском и сельском хозяйстве, на транспорте и связи. Очевидно, что прогноз данных объектов будет обладать свойством самоосуществления или саморазрушения, т.е. при их прогнозировании будет проявляться «эффект Эдипа».

Иногда социальные прогнозы называют обществоведческими или социально-экономическими. В последнем случае все прогнозы кроме экономических именуются социальными. Мы будем употреблять для обозначения прогнозов, объектами которых является человеческая деятельность или ее результаты (ее управляемые аспекты) понятие социальные прогнозы в широком смысле слова.

К социальным (в широком смысле слова) прогнозам можно отнести:

  • экономический (объекты прогнозирования - экономическая система и отдельные ее элементы, состояние производственных сил и производственных отношений и пр.);
  • демографический (объекты прогнозирование -, продолжительность жизни, миграционные процессы, рождаемость и пр.);
  • научно-технический (объекты прогнозирования - фундаментальные и прикладные науки как социальные институты, научные исследования и опытно-конструкторские разработок и перспективы их внедрения в производство);
  • природных ресурсов (объекты прогнозирования - наличие топлива, минерального сырья, и результаты их вовлечения в хозяйственный оборот);
  • социальный (в узком смысле) - объекты прогнозирования отрасли социальной и социально-трудовой сфер: потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров, занятость населения, развитие рынка труда, культуры, образования, здравоохранения и пр.).

Несмотря на отмеченное различие между прогнозами природных и социальных явлений, оно, в определенной степени условно. Человек, овладевая новыми знаниями, научается управлять развитием природными объектами, следовательно, прогнозы развития этих объектов могут стимулировать деятельность по изменению их состояния в желаемом направлении (в рамках существующих возможностей), т.е. в прогнозировании проявляется эффект самоосуществления или саморазрушения.

Следует отметить, - пишут, например, И.В. Бестужев-Лада и Г.А. Наместникова, - что между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет глухой стены, поскольку теоретически взаимосвязь между предсказанием и предуказанием никогда не равна нулю. Человек начинает воздействовать на погоду (рассеивание туманов, градовых туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д.

Вполне вероятно, что со временем он научится управлять погодой, регулировать морские волнения, предотвращать землетрясения, получать заранее точно определенные урожаи, программировать физиологическое и психологическое развитие человека, изменять орбиты небесных тел и пр. Тогда различие между указанными типами прогнозов постепенно исчезнет совсем».

Выделяют прогнозы и по масштабу объекта прогнозирования:

  • народно-хозяйственный;
  • межрегиональный;
  • межотраслевой прогноз развития народно-хозяйственных комплексов;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • прогноз развития отдельного хозяйствующего субъекта;
  • прогноз производства или вида продукции.

Итак, типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов и т.п. Выделяют поисковые и нормативные, оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальносрочные прогнозы. По величине доверительного интервала различаются интервальный и точечный прогнозы.

По объекту прогнозирования различаются естественнонаучные и технические и социальные прогнозы. Существует типология, основанная на критерии масштаба объекта прогнозирования.

! Задание 2. Чем отличаются поисковый и нормативный прогноз? По какому основанию производится это различение?

! Задание 3. Дайте определение и приведите пример действия «эффекта Эдипа».

Основные типы планов

Типы планов также выделяют в зависимости от того или иного признака :

По степени охвата или по уровню можно различить социальное планирование (планирование развития социума в целом) и планирование на предприятии.

Социальное планирование определяется как форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

По данному же признаку социальное планирование различается как:

- Социальное планирование на общегосударственном уровне

- Социальное планирование на региональном уровне.

- Социальное планирование на местном уровне

В свою очередь социально планирование на государственном уровне (общегосударственном и региональном) разделяют по принципам планирования на директивное и индикативное .

Директивное планирование предполагает установление плановыми органами адресных заданий и распределение необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана и характеризуется следующими принципами:

Управление народно-хозяйственным комплексом из единого центра;

Доминирование планирования над остальными функциями управления;

Жесткий государственный контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования;

Директивность плановых решений и т.п.

Директивное планирование предполагает следующие условия:

Прогнозные показатели и тенденции,

Концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций.

Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п.

План используется как основной инструмент управления, при этом меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.), ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей.

Плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях , о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.

Принципами формирования индикативного плана являются:

Участие на равноправных началах представителей различных «групповых интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др.;

Формирование в результате многоступенчатых итераций, в процесс диалога и согласования;

Привлечение экспертов для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений.

Социальное планирование на местном уровне предусматривает: привлечение общественности к определению потребностей и проблем, а также путей их решения, во многих случаях - и к выполнению мероприятий.

Также в нее входят:

Оценивание потребностей населения муниципального образования;

Оценивание ресурсов и возможностей местных органов в целом, имеющихся социальных служб и организаций;

Разработка планов, которые отвечают ключевым принципам организации предоставления услуг в территориальной единице и которые поддерживаются самими органами местного управления;

Социальное контрактирование (социальная договоренность), направленное на привлечение общественных и частных организаций к предоставлению услуг за бюджетные средства (во многих случаях), право клиента на выбор социальной службы.

Все этапы работы по социальному планированию координируются местными органами власти, которые также реализуют свои функции. Например, привлекает к социальному планированию негосударственные организации, реализую функцию взаимодействия с общественными объединениями.

Планирование на предприятии также разделяют по масштабу или охвату на:

- Общее , охватывающее всю сферу деятельности предприятия.

- Частное , охватывающее определенные сферы деятельности предприятия.

- стратегическое;

- тактическое;

- оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, например, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

В условиях плановой экономики, когда внешняя среда, в которой функционировало предприятие, не отличалось динамизмом, стратегическое планирование не получило должного развития ни в теории управления, ни на практике. И только сейчас делаются первые шаги в разработке механизма стратегического планирования.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными.

Здесь следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки - выпуск - прибыль - цена». В противном случае становится нецелесообразным тактическое планирование.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:

Во-первых, определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками их потребителям.

Во-вторых, осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции.

В-третьих, ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.

В конечном счете оперативно-календарное планирование позволяет:

Сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;

Обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей;

Четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, и тем самым создать предпосылки для ритмичной и эффективной работы предприятия и его подразделений.

Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п.

Принято выделять типовые системы оперативно-календарного планирования: позаказную, покомплектную, подетальную. Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования.

В зависимости от срока, на который составляет план, и степени детализации плановых расчетов принято различать:

- долгосрочное (перспективное),

- среднесрочное

- краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

По предмету планирования разделяют:

- Целевое (определение целей).

- Планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсысы, финансы).

- Программное (планирование программ производствава и сбыта).

- Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

В зависимости от сфер функционирования (или содержания хозяйственной деятельности) :

- Планирование производства .

- Планирование сбыта .

- Планирование персонала .

- Расширенное общее планирование.

- Социальное планирование.

- Финансовое планирование.

- Планирование продвижения товаров и услуг.

- Планирование фонда оплаты труда.

- Организационное планирование.

Так, например, социальное планирование на предприятиях имеет своим содержанием планирование социального развития трудовых коллективов и составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:

- Регулярное (систематическое), включая стратегическое (перспективное), среднесрочное и тактическое (текущее, бюджетное);

- Целевые комплексные программы.

- Бизнес-планирование по отдельным проектам.

По глубине планирования различают:

- Агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- Детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

По координации частных планов во времени :

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один длинный согласованный последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

По возможности изменения данных :

- жесткое планирование;

- гибкое планирование;

По очередности во времени :

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия

Также используются понятия договорного и предпринимательского планирования . Договорное планирование регулирует взаимодействия субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления.

Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка. Договорные планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках, системы участия и других формах. Для обеспечения договорного планирования служат соответствующие экономические и правовые предпосылки: законодательные нормы, независимая судебная система и др.

Так, отношения, возникающие в процессе поиска, разведки, добычи минерального сырья, распределения произведенной продукции, ее транспортировки, обработки, хранения, реализации регулируются соглашением о разделе продукции. Сторонами соглашения являются Российская Федерация, от имени ее выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен представленный в пользование участок недр, и инвесторы — граждане и юридические лица, в том числе иностранные.

Предпринимательское планирование - это функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

Итак, типы планов выделяют в зависимости от степени охвата или уровня, от принципов, содержания и предмета планирования, сферы функционирования, сроков реализации планов, направленности и характера решаемых задач и пр. Наиболее значимым для сегодняшней управленческой ситуации является различение директивного и индикативного социального планирования.

! Задание 4. Приведите примеры планов, различающихся по сферам функционирования.

Контрольные вопросы и задания:

1. Чем отличаются научное и ненаучное предвидение?

2. Чем отличаются и что общего между понятиями программа, проект, план?

3. Покажите различия между прогнозом и планом.

4. Какие понятия характеризуют объект прогнозирования.

5. Приведите примеры нормативного прогноза.

6. Приведите примеры прогнозных моделей.

7. Какие прогнозы относятся к группе социальных в широком смысле?

8. К какому типу прогнозов (социальному или естественнонаучному) относится научно-технический прогноз?

9. Выделите типы планов, различающиеся по степени охвата или по уровню.

10. Покажите отличие директивного и индикативного планирования.

5_36349_fantazii-i-effekt-edipa.html



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows