Структура информационной сферы и характеристика ее элементов. Информация и информационная сфера. Информационные процессы. Информационные системы

Структура информационной сферы и характеристика ее элементов. Информация и информационная сфера. Информационные процессы. Информационные системы

С 2013 года по настоящее время решение о переходе на единый налог на вмененный доход индивидуальные предприниматели и юридические лица могут принять в добровольном порядке. При этом существуют ограничения для применения ЕНВД, которые мы предлагаем рассмотреть в этом материале.

Индивидуальные предприниматели могут применять ЕНВД, если на них не распространяются следующие ограничения:

1. Если деятельность ИП или ООО ведется в рамках договора о совместной деятельности.

2. Если деятельность ИП или ООО осуществляется по договору доверительного управления имущества. Однако Минфин РФ не запрещает совмещать ЕНВД с той деятельностью, которая ведется по договору доверительного управления имущества (письмо Минфина № 03-11-06 /3/286 от 08.12.2009).

3. Крупнейшие налогоплательщики не вправе применять ЕНВД.

Мы внимательно отслеживаем изменения в законодательстве РФ и оперативно реагируем на них, внося изменения на своем сайте.

Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 28.01.2019

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Рассмотрим самый актуальный и наболевший для «вмененщиков» вопрос: какой будет ставка ЕНВД в 2017 году.

Особенности спецрежима

На территории РФ некоторые плательщики, которые ведут определенную предпринимательскую деятельность, вправе самостоятельно выбрать приемлемый тип налогообложения. Среди специальных режимов большое распространение получил налог на вменённый доход. При этом ставка ЕНВД оптимальна для фирм и коммерсантов, чей бизнес обладает хорошей доходностью.

Если раньше она имела только фиксированный размер – 15%, то после вступления в силу с 01 октября 2015 года Закона № 232-ФЗ от 13.07.2015 года местные власти получили возможность ее снижать и дифференцировать. Так, величина ЕНВД может варьироваться в пределах 7,5 – 15 процентов.

Условия перехода на «вмененку» содержит глава 26.3 НК РФ. При отсутствии препятствующих факторов от бизнесмена или фирмы требуется подача соответствующего заявления в местную инспекцию ФНС.

Для юридических лиц это форма № ЕНВД-1:

Для ИП – бланк ЕНВД-2:

Сумму налога плательщик рассчитывает самостоятельно. Сведения отражают в декларации, которую подают в ИФНС ежеквартально. Срок отправки – до 20-го числа включительно первого месяца, следующего за прошедшим кварталом.

Расчёт налога

Наряду с поправками, внесёнными в НК РФ, позволяющими местным властям устанавливать величину ставки ЕНВД по своему усмотрению, изменения затронули и бланк декларации. Приказ налоговой службы РФ от 22 декабря 2015 года № ММВ-7-3/590 требует при заполнении второго раздела приводить ставку ЕНВД по виду деятельности.

До 2017 года в РФ были актуальны 3 версии классификатора ОКВЭД: 029-2001, 029-2007 и 029-2014 (ОКВЭД 2). Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст постановил: с 1 января 2017 года версии 029-2001 и 029-2007 утрачивают силу. Кодировка должна быть по ОКВЭД-2 и ОКПД-2.

Перечень видов деятельности, на которые местные власти могут распространять ЕНВД, приведен в ст. 346.26 НК РФ. А детальную информацию нужно искать в нормативно-правовых актах столичных городов или муниципалитетов. Там же указана конкретная ставка ЕНВД в 2017 году для ИП и юрлиц.

Нововведения

Стандартная ставка ЕНВД составляет в 2017 году 15%. Если меньше, то до 7,5%. Размер К1, по нашей информации, оставлен прежний – 1,798. А величину К2 устанавливают на местном уровне. Таким образом, глобальные изменения фирмам и ИП на ЕНВД в 2017-м году не грозят. Более того, уже известно, что Президент РФ уже сказал своё веское НЕТ повышению ставки ЕНВД в 2017 году .

Однако в сравнении с 2016-м годом, в 2017-м действует ряд нововведений, которые затронут и ЕНВД.

    1. Сумму ЕНВД можно снизить за счёт перечисленных ИП страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу сотрудников.
    1. Перечислять страховые взносы необходимо в адрес ИФНС. Исключения составляют взносы по травмам. Они остались в ведении ФСС.
    1. Обновлены КБК по страховым взносам.
    2. Для подачи сведений единого расчёта по взносам в ИФНС используют новый отдельный бланк.
    1. При отсутствии своевременного подтверждения основного вида деятельности начисление взносов на травматизм будет идти по максимальному тарифу.

Изменения коснутся также отчётности по сотрудникам, кадровых документов и работы с ККТ. Большая часть из них ориентирована в пользу упрощения и адаптации налогового режима к новым реалиям. По этим же соображениям ставка ЕНДВ в 2017 году может быть понижена по решению местных властей. Но, по нашему мнению, массового понижения показателя ожидать не стоит.

Всё же применение ЕНВД имеет ряд выгодных отличий. Расчёт налога делают на основании базовой доходности и реальных показателей, а не по объёму выручки. Такая схема оптимально подходит для тех, чей уровень доходности выше среднего.

При определении понятия "информационная сфера" следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Если рассмотреть понятие "информационная сфера" (среда), под которой в законодательстве понимается "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" (Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"), то оно носит, на наш взгляд, слишком общий характер.

Кроме того, в Законе, например, отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо "производство" - "создание и преобразование", вместо "поиск, получение, передача, распространение" - "потребление", хотя это признаки не одного порядка. Ниже приведено определение, данное в привязке к объектам и их основным признакам.

Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение -потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.

Основными объектами информационной сферы являются:

1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и

знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.-

Структуру общественных отношений и производных от них правоотношений следует определять исходя из стандартного цикла обращения информации, который можно представить в виде простейшей формулы: производство - распространение - потребление -производство, и основных правомочий субъектов в информационной сфере, установленных, прежде всего, в Конституции РФ: свободно искать, получать, передавать,

производить, распространять информацию, а также иметь право на неприкосновенность частной жизни, на тайну и защиту от так называемой "вредной информации".

При этом необходимо учитывать три основных случая перехода общественных отношений в правоотношения: 1) по воле субъекта, 2) помимо воли и желания субъекта, 3) регулируемые моралью, обычаями, обыкновениями, этическими нормами, где право лишь

гарантирует свободу поведения. Для эффективного регулирования общественных отношений нормами права следует учитывать объективные законы, действующие как в целом в информационной сфере, так и в отдельных ее областях, которые можно выделить на основе общих законов развития природы, общества, мышления применительно к информационной сфере.

Объективные законы развития информационной сферы и информационных отношений

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: "совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ".-

Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей "восьмерки" в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что "солидная основа политики и действий в сфере ИТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире".

К общим законам информационного взаимодействия следует отнести и группу законов, касающихся организации и деятельности сложных систем, которые открыл еще в начале XX в. А. А. Богданов в своей "Тектологии"-. Суть этих законов (законы аддитивности, (от лат. addere - добавлять) заключается в том, что суммарный потенциал системы

определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала

самой слабой из подсистем.

И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.

В области производства информации действует объективный закон неполного использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание", "преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.

В области распространения информации действует объективный закон искажения информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.

При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.

Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация

При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".

В области информационного потребления действует объективный закон принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление", "хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.

"Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

2 Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих

законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их

совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной

безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая

пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за

соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа

данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях

их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и

процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а

также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов

правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной

ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский,

административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной

службе. 3 Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989. С. 304, 351; Бодякин В.

И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.

Еще по теме 4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития:

  1. Понятие и структура информационных технологий социально-культурного сервиса и туризма
  2. 1.1. Основная терминология. Понятия: информационная система, информационная технология, информационный менеджмент
  3. Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
  4. 2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
  5. 2. Информационно-правовые отношения: понятие, виды, соотношение с правовой нормой, структура и защита
  6. Деньги, кредит и финансы как объективно необходимая форма развития рыночного хозяйства
  7. § 16. Понятие о законном рождении и законных детях. - Удостоверение законности рождения. - Римское предположение о законности детей, рожденных в браке.
  8. § 4. Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества
  9. Понятие и сущность менеджмента. Особенности общего управления предприятием сферы сервиса
  10. I Применение понятия корреальности вне первоначальной сферы. Противоположение с солидарностью.

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право -

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.

2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.

3. Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура включает в себя:

1) информационные ресурсы общества;

2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

Рис. 1.34. Информационная сфера общества


3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно- политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:

Консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

Услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

Услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

Услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

Органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

Органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

Информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

Когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

Предприятия и организации различных сфер деятельности;

Средства массовой информации.

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.

В информационную техносферу включают:

Средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

Средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;

Телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;

Сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

Полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;

Средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г. 1 (верхнее число) и на 2001 г. 2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Таблица 1.7

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество 1118 612 120
телефонов 2020 1960 1373 1187 240,5
в том числе 570 159
мобильных 1020 980 726 586 22,2
Количество 323
компьютеров 1200 886 396 336 43-80
Количество
пользователей 137 5
Интернета 483 345 101
Количество 511 560
телевизоров 790 640 580 420

1 См.: Юсупов Р.М., Заболотский В.П.

Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Сетевой журнал. 2002. № 11. С. 76 и др.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации: Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2002.


Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:

Развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

В ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

Доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.

В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. - 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25%, программного обеспечения - в 11%.

Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.

Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12-14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей - не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.

Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20-40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл, (в 2002 г. - 500 млн долл.).

В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55-60 млн .

Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур

сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

Органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

Научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

Организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

Обеспечение универсального интерактивного доступа;

Обеспечение доступа к государственной информации;

Защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998-2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002-2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

Системы и услуги для граждан;

Новые методы работы и электронная коммерция;

Мультимедийное содержание и средства;

Технологии и инфраструктура общего пользования;

Перспективные и вновь возникающие технологии.

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:

1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области И КТ во многих секторах экономики;

Активное использование И КТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

Содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

Защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;

Обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

Продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

Развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

Содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

Обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

Совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

Уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 гг., Россия - к 2050 г.

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002-2010 гг., реализация которой позволит:

Эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере И КТ;

Обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

Преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития И КТ;

Обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:

Формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере И КТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных И КТ;

Обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования И КТ в экономической и социальной сфере;

Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе И КТ;

Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения И КТ в их деятельность;

Содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

Формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

Формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

  • Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  • Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Понятие и структура информационной сферы

    Введение

    В представленной работе автором изучено законодательство, содержащее понятие информационной сферы, а также иные источники. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие информационной сферы, но оно содержится в трудах ученых, таких как И.Л. Бачило, В.А. Копылова, М.М. Рассолова, С.Е. Чаннова. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Также изучены объективные законы развития информационной сферы.

    Помимо вышеназванного в представленной работе были изучены элементы, входящие в структуру информационной сферы. Элементами информационной сферы являются информация и информационная инфраструктура (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

    Целью исследования, приведенного в настоящем реферате, является анализ материалов в области информационного права, в части определения понятия информационной сферы и элементов, входящих в ее структуру.

    Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

    Проанализировать определение понятие информационной сферы, встречающееся в законодательстве и других источниках;

    Рассмотреть законы развития информационной сферы;

    Определить структурные элементы информационной сферы.

    1. Понятие информационной сферы и объективные законы ее развития

    информационный законодательство правовой

    При определении понятия «информационная сфера» следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Ранее в законодательстве понятие «информационная сфера» (среда) было закреплено в ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ названный закон признан утратившим силу). Под понятием информационная сфера понималась «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». В действующем законодательстве вообще отсутствует понятие «информационная сфера».

    Существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.

    Информационная сфера - конечный объем осмысленного информационного пространства.

    Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

    Информационная сфера - совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

    Информационная сфера - специфическая сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации.

    Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

    Информационная сфера - совокупность отношений, возникающих при:

    Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

    Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

    Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

    Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

    Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.

    Информационная политика рассматривает преимущественно информационно-психологическую составляющую информационных процессов. Соответственно, для информационной политики наибольшую значимость имеет информационно-психологическая составляющая информационного пространства - информационно-психологическая сфера.

    Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека.

    Она образуется совокупностью: людей; информации, которой они обмениваются и которую воспринимают; общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

    Применительно к социальным системам под информационной сферой зачастую понимается именно информационно-психологическая сфера.

    Важной частью этой сферы являются люди. Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

    На основании представленного выше материала содержание информационной сферы более полно раскрывается в следующем определении. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Объективные законы развития информационной сферы .

    К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ».

    Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей «восьмерки» в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что «солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире».

    2. Структура информационной сферы

    Основным объектом информационной сферы явля ется и нформация , в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

    Информация (от лат. Informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

    В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

    Свойства информации:запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

    Запоминаемость информации является ее самым важным свойством. Именно с запоминаемой информацией мы имеем дело в реальной практике. Незапоминаемая информация (с юридической точки зрения - незафиксированная) не может быть подвергнута преобразованиям, передана, воспроизведена, сохранена и т.д. Передаваемость информации предполагает способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании. Воспроизводимость информации является продолжением свойства передаваемости. Она характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе. За счет этого свойства можно изготовить неограниченное количество копий одной и той же информации. Преобразуемость информации является одним из ее основных свойств. Она означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Стираемость информации является продолжением свойства преобразуемости. Оно связано с таким преобразованием или передачей информации, при котором ее количество уменьшается или становится равным нулю.

    К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

    Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

    Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

    Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

    Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

    Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

    Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

    Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

    Следующим объектом информационной сферы является и нформационная инфраструктура , включающая в себя совокупность информационных систем:

    а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

    б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

    в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

    г) системы средств массовой информации.

    Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

    Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

    Заключение

    В современном мире значение информационной сферы велико, т.к. последняя является системообразующим фактором жизни общества, которая активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

    По итогам проведенного в данной работе анализа можно сделать следующие выводы:

    Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Объективные законы развития информационной сферы:

    Закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений;

    Закон информационного опережения: единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах.

    Элементами информационной сферы являются:

    1. информация;

    2. информационная инфраструктура, включающая совокупность информационных систем (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    3. ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (утратил силу) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    4. Артамонов Г.Т. Основные положения Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации // Информ. ресурсы России. - 1999. - №6.

    5. Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право. 2001 №2.

    6. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989.

    7. Ильгова Е.В. О праве на доступ к информации // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2007, №2.

    8. Информационное право. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

    9. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004.

    10. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22.7.00 // Дипломатический вестник. №8, 2000.

    11. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1999.

    12. Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: «Приор-издат», 2004.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и значение дополнительных отпусков, история развития нормативно-правового регулирования данной сферы. Классификация и типы, а также условия и порядок предоставления. Отражение характеристики отдельных видов отпусков в Трудовом кодексе России.

      дипломная работа , добавлен 08.02.2017

      Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

      презентация , добавлен 20.10.2013

      Информационные аспекты безопасности. Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности.

      курсовая работа , добавлен 23.03.2014

      Исследование особенностей развития социальной сферы на современном этапе развития экономики. Характеристика основных проблем государственного регулирования социальной сферы в России. Анализ государственной политики в сфере образования и здравоохранения.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2016

      Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием. Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа. Стратегия развития и совершенствование социальной сферы, как основной путь решения основных проблем на локальном уровне.

      курсовая работа , добавлен 16.07.2010

      Определение понятия и значения в обществе информационной среды. Особенности применения методов формально-догматического, алгоритмизации и моделирования, системного подхода и сравнительного правового исследования с целью изучения информационного права.

      реферат , добавлен 25.12.2011

      Анализ влияния информационных технологий на реализацию государственной информационной политики. Особенности установления оперативной обратной связи между властью и населением. Составляющие информационной сферы. Открытость информационной политики.

      статья , добавлен 28.06.2014

      Сущность и структура культурной сферы, факторы ее формирования и развития. Структура органов управления в исследуемой отрасли деятельности, направления государственной политики и методы регулирования, направления совершенствования законодательства.

      контрольная работа , добавлен 10.11.2015

      Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

      реферат , добавлен 03.05.2011

      Понятие и роль, а также задачи и функции трудового права в Российской Федерации, его отражение в законодательстве государства. Проблемы, возникающие при исследовании данной правовой сферы, тенденции и главные перспективы ее дальнейшего развития.



    © 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows