Тестовый контроль
1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
и) основной вид экспорта - сырье;
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;
н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;
п) непрерывное образование граждан;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;
н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;
п) непрерывное образование граждан;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
4. К духовной сфере жизни общества относятся:
а) кузнечное дело;
б) сев и жатва колосовых;
в) научное открытие;
г) создание нового метода обучения;
д) театральный спектакль;
е) банковские операции;
ж) нравственная оценка поступка;
з) создание политической теории;
и) создание экономической теории.
5. Что является определяющим в индустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) теоретические знания;
в) промышленность.
6. Что означает понятие «традиционное общество»?
а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;
б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;
в) общество, в котором сильны христианские традиции.
7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) мануфактурное производство;
в) научные знания.
8. Касты как социальные группы характеризует:
а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;
б) свободное перемещение из одной в другую;
в) опора на различие в формах собственности;
г) непроницаемость границ.
9. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:
а) замкнутость общественных групп;
б) сокращение численности среднего класса;
в) численное преобладание рабочего класса;
г) уменьшение социальной поляризации .
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
На основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства - сложились основные духовные ценности _________ (А) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу __________(Б). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную __________(В). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная ____________(Г).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) восточный;
2) западный;
3) иерархия;
4) индивидуализм;
5) коллективизм;
6) общность;
7) стабильность.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к _____________(А) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ___________(Б). Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей __________(В) - главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ______________(Г) характер.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) аристократия;
2) демократия:
3) деспотия;
5) первобытный;
6) теократический;
7) традиционный.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности ______________(А) цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придается главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип _______________(Б). На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные ______________(В) проблемы. В Новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с ________________(Г) .
1) восточный;
2) западный;
3) индивидуализм;
4) культура;
5) материальный;
6) традиция;
7) экологические.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
А. Печчеи
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.
Современное западное общество является, с социологической точки зрения, совершенно уникальным. Перечислю вкратце: эмансипация женщин; либерализация права (легализация наркотиков, проституции, однополых браков, et cetera); либерализация морали, в т.ч. сексуальной; распад традиционной семьи; длинное детство и длительное образование; деградация института брака; снижение рождаемости и повышение фертильного возраста; консюмеризм - все эти явления в совокупности никогда не встречались в человеческой истории.
В предыдущем топике я писал, что не приемлю объяснений вида "(что-нибудь имеет место), потому что таково западное общество", поскольку такие объяснения ничего не объясняют. В этом топике я постараюсь показать, что все эти процессы объяснимы со вполне рациональных позиций.
P.S. Топик в персональных блогах, не хочешь - не читай. Писать в комменты «это не для Хабра!!! одынодын» не надо.
Индустриализация
Излагаемые ниже сведения следует атрибутировать, в первую очередь, Вильяму Гуду (William Goode), пионеру исследований социологии индустриального и постиндустриального общества. Увы, с его работами я знаком исключительно в стиле «Изя напел» по пересказам и цитированиям (очередной пламенный привет господам копирастам).
В течение нескольких тысячелетий человечество образовывало самые разнообразные общественные структуры, обусловленные как объективными геополитическими причинами, так и разнообразными случайными флуктуациями. Однако некоторые моменты оставались универсальными: как правило, ячейкой общества была «большая» семья (несколько проживающих вместе поколений), род занятий которой оставался неизменным в течение десятилетий . Дети дворян были дворянами, дети кшатриев - кшатриями, дети крестьян - крестьянами. Этот принцип не исключал, конечно, социальной мобильности, но, в целом, род занятий сына на 99% определялся родом занятий отца. Специальная профессиональная подготовка могла занимать многие годы, но при этом объём передаваемых специальных знаний мало менялся от поколения к поколению. Временные рамки смены технологии намного превышали период смены поколений .
Роль традиций и морали в таком обществе совершенно ясна: они обеспечивают преемственность поколений, незыблемость социальной структуры. При прочих равных более целостное общество имеет преимущество. См. по этому поводу замечательное исследование религиозных общин .
Капиталистический уклад хозяйствования поначалу никак не повлиял на этот принцип. Однако посеянные Реформацией семена рационализма принесли в итоге обильные всходы. Лютеранство и кальвинизм - чрезвычайно тоталитарные по своему складу религиозные течения - тем не менее содержали рациональное зерно: твоё Спасение полностью определяется твоим успехом в делах, твоим каждодневным трудом. (Подробнее см. Макс Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма ".) Протестантизм склонял человека к активному поиску путей к тому, как выполнять своё дело лучше. Технический прогресс начал потихоньку ускоряться, а предприниматели начали действовать всё быстрее и решительнее. Темп жизни ускорился, и именно с этого началась «индустриализация».
Я намеренно не связываю индустриализацию с заводами, железными дорогами и прочей традиционно приписываемой ей атрибутикой. В нашем контексте гораздо важнее социальные аспекты индустриализации.
1. Индустриализация потребовала мобильности ; новые заводы создавались быстро, и закрывались столь же быстро. Профессиональный рабочий должен был быть готов в любой момент сняться с насиженного места и рвануть на другой конец страны. Индустриализация требовала не только географической, но и социальной мобильности, создав класс наёмных менеджеров - причём менеджером здесь становились не только за родительские заслуги, но и поднимаясь с позиции линейного персонала. Таким образом, социальный статус, достигнутый индивидом лично в своей профессиональной сфере деятельности приобретал всё большее значение.
2. Индустриализация требовала всё большей профессиональной специализации . Чем сложнее становилось производство, тем больше новых профессий появлялось.
Что же произошло? Впервые в человеческой истории продолжение родительского дела массово перестало быть выгодной стратегией ; напротив, выгоду получали те, кто, используя собственный ум и интуицию, осваивали новые профессии, переезжали за лучшей жизнью, открывали новое дело.
Во-первых, возник (вернее сказать, обострился) конфликт «отцов и детей» («Отцы и дети» Тургенева, что характерно, написаны как раз в то время и полностью отражают указанную выше проблематику), который завершился в пользу детей . «Большая семья» распалась в пользу нуклеарной семьи: муж, жена и их несовершеннолетние дети. Уход в молодом возрасте из-под родительского крыла стал нормой, исчезло понятие «приданого».
Что еще важнее, концепция важности выбора собственного жизненного пути широко распространилась в западном обществе. Личный, приобретённый социальный статус, готовность принимать перемены и пользоваться ими - вот важнейшие черты человека индустриальной эпохи . Разумеется, чисто профессиональной сферой новый уклад не ограничился, и представление о важности самостоятельно принимать решения и жить своим умом распространилось на все области человеческой деятельности. В частности, подобно свободе выбора рода занятий и места жительства, укрепилась и свобода выбора пары; романтическая любовь в общественном сознании стала ключевым условием счастливого брака.
Идеал семьи эпохи индустриализации выглядел так: муж работает на крупном производстве, любящая жена занимается домашним хозяйством и растит детей; они живут в собственном доме и с надеждой смотрят в будущее. В целом, этот идеал вполне сохранился и в наши дни, хотя его позиции изрядно пошатнулись.
Постиндустриальное общество
На этапе индустриализации значительно видоизменились только взаимоотношения родителей и детей и произошёл некоторый сдвиг в общественном сознании в пользу приобретённого статуса и идеала «self-made man». Широкие пласты общественной морали, общественных ценностей, права, принципов семейных отношений, - затронуты не были . Вся эта весёлая история началась во второй половине 20-го века, хотя семена собственной гибели трест под названием «индустриальное общество» (как и впрочем, любой другой трест) посеял задолго до этого.
Во-первых, непроизводственная сфера экономики росла, росла и потихоньку выросла в серьёзную, полноценную индустрию - в т.ч. и те отрасли, которые традиционно были «женскими». Разумеется, всегда существовали «женские профессии» - кружевницы, гувернантки, и т.п., однако, обычно, венцом карьеры в такой отрасли было удачное замужество. 20-й век предоставил возможность женщине сделать нормальную, полноценную карьеру - причём, не в виде исключения, а как массовое явление.
Развитая сфера обслуживания и городская инфраструктура при этом радикально сократили временные затраты на домашнее хозяйство. Ещё в 19-ом веке работа по дому отнимала у женщины 8 часов ежедневно (пруф не дам, потерял ссылку), в 20-м веке, с появлением стиральных машинок, ресторанов быстрого питания, холодильников, замороженных полуфабрикатов, электропечей, микроволновок (и кредитов, чтобы это всё купить) - домашнее хозяйство стало возможным вести с минимальными затратами.
Что из этого следует? Что достаточно развитое постиндустриальное общество может удвоить трудовые ресурсы, если женщины начнут работать наравне с мужчинами . И это гигантское конкурентное преимущество в кратчайшие сроки растоптало древние стереотипы в пыль. Женщина ВНЕЗАПНО стала считаться человеком.
Лирическое отступление. Многие, вероятно, думают сейчас что-то типа «вот брешет», припоминая амазонок и другие поп-мифы о матриархальных сообществах. Увы, должен разочаровать. Как исчерпывающе высказывается по этому поводу Википедия, .
В общем и целом, западное общество было чрезвычайно патриархальным. Достаточно сказать, что в Швейцарии женщинам предоставили избирательные права (в большинстве кантонов) в 1971 году. Феминистки склонны считать, что именно их бурная деятельность привела к уравниванию женщин в правах с мужчинами. Позволю себе категорически с ними не согласиться. Эмансипация женщин обусловлена, в первую очередь, логикой развития западного общества, конкурентным преимуществом в виде удвоения трудовых ресурсов , а суфражистки и феминистки стали конкретной формой давления на общественное сознание, которая смяла устаревшие и не соответствующие духу времени принципы патриархального общественного устройства.
Образование
Начальное школьное образование было широко распространено в Европе уже в 18 веке, а к концу 19-го стало практически 100%-ым - что, конечно, сыграло не последнюю роль в бурном процессе индустриализации. С углублением разделения труда, появлением новых профессий и технологий повышались и требования к образованию. В 20-м веке получение высшего образования стало нормой, претендовать на квалифицированную высокооплачиваемую работу без законченного высшего образования стало очень сложно. Соответственно, вырос и срок обучения, отодвинулся возраст поступления на работу.
Попробуем же теперь просуммировать содержание трёх предыдущих разделов.
Постиндустриальное общество характеризуется:
1. Утверждением концепции исключительной важности собственного выбора и достигнутого социального статуса;
2. Развитием непроизводственной сферы экономики и широким вовлечением женщин в экономические процессы;
3. Развитием городской инфраструктуры до уровня, позволяющего комфортно и без особых денежных и временных затрат вести домашнее хозяйство в одиночку;
4. Удлинением периода обучения до 15 и более лет.
Перейдём теперь, собственно, к самому вкусному - покажем, как эта гремучая смесь повлияла на общественные ценности, общественную мораль и семейные отношения.
Brave New World
Итак, постиндустриальное общество культивирует в человеке стремление жить своим умом, что уже само по себе оказывает гигантское влияние на общественную мораль
Утверждение собственного независимого социального статуса («состояться в жизни») стало рассматриваться как главный смысл индивидуального развития члена общества. Одновременно с этим «детство» перестало быть конкретным понятием: с одной стороны, ребёнок объявляется дееспособным примерно с 14 лет; с другой стороны, до обретения социальной независимости (и соответствующего социального статуса) проходит до 10 и более лет. Т.е. формальная и фактическая дееспособность оказываются разделены очень существенным временным промежутком . Возникает т.н. «длинное детство», длительный переходный период, пока человек биологически уже взрослый, а социально - нет.
При этом всё окружающее информационное пространство с младых ногтей прививает человеку мысль о том, что он волен сам выбирать как ему жить. К чему это логично приводит? Кэп подсказывает: к тому, что человек сам выбирает, как ему жить. Тем самым общественной морали наносится удар под дых.
Что такое мораль по смыслу? Это какой-то усредненный набор представлений о том, как себя «правильно» вести. Те моральные запреты, которые разделяются большей частью общества, становятся законами. Остальные, «необязательные» моральные нормы используются для регулирования поведения людей в социальных ситуациях.
Что происходит, когда человек с рождения привык к тому, что он сам выбирает как ему жить? С одной стороны, «необязательные» моральные нормы попросту игнорируются - никто мне не указ. С другой стороны, законы, имеющие универсальный смысл «не делай другому того, чего не желал бы себе» = «не мешай мне жить, как я хочу», напротив, становятся обязательными к исполнению. Современное западное общество - общество диктатуры закона.
Таким образом, все моральные нормы разбиваются на два блока - необязательные, которые никто не соблюдает; и обязательные, которые форсятся со страшной силой.
Что происходит на периферии - там, где находятся законы, не восходящие к универсальной конфуцианской формуле - такие, как запрет порнографии, проституции, наркотиков, оружия? Ожесточенные баталии там происходят, как и следовало ожидать. Огромное количество постиндустриального народа добивается отмены наказания за «преступления без жертвы» - и, похоже, в итоге добьётся.
Сексуальная мораль
Перейдём, наконец, к самому вкусному. Итак, мы имеем: общественный идеал «живи как хочешь», 10-летнюю разницу между физическим и социальным созреванием и возможность комфортно существовать абсолютно автономно. К чему это приводит?
Ну, во-первых, концепция «секса только в браке» становится какой-то несмешной шуткой, т.к. к сексу человек готов лет так в 13-14, а к браку многие и в 30 не готовы.
Соответственно, секс просто перестаёт ассоциироваться с браком . Нормально учиться всю жизнь, искать своё призвание - нормально и партнёров менять всю жизнь, искать свою вторую половинку.
Далее, микроволновки и стиральные машины значительно нивелируют смысл совместного проживания. Если оба партнера не склонны к самостоятельному ведению домашнего хозяйства (а такое уже давно не редкость), то и смысл совместного проживания исчезает . Совместное проживание с родителями становится более осмысленным, чем со сверстниками:).
Эмансипация женщин имеет ещё одно прекрасное (сарказм) последствие - дети становятся этапом карьеры . Так как рождение ребёнка _очень_ сильно влияет на план самореализации, оно становится частью плана. Из этого вытекают две вещи: (а) снижение рождаемости и повышение возраста молодых матерей - минимизация негативных последствий для карьеры, (б) нарастающая независимость деторождения от романтических отношений.
«Дети» и «брак», по сути, - два проекта в плане личного развития человека , причем, чем дальше, тем более (а) независимые друг от друга, (б) необязательные.
Как эти проекты соотносятся с сексом? Да никак. Сексом занимаются не ради детей и не ради брака, а просто потому, что это приятно. Так же, как и в профессиональной сфере появился слой фрилансеров, не желающих разменивать независимость на участие в стандартной корпоративной культуре несмотря на плюшки - так и в сексуальной сфере появился слой «фрилансеров», не желающих разменивать независимость на участие в стандартном браке несмотря на плюшки.
Что произошло с сексуальной моралью? Она исчезла. Секс больше не имеет социальной функции как составная часть брака и не приводит к появлению детей. Необходимость его регулировать отпала. Делай это как хочешь, с кем хочешь, каким угодно составом .
Другое дело, что сексуальная мораль определяется не только общественным устройством, но и сексуальными инстинктами. Поэтому мы видим, например, разрушение института семьи, но не видим явного отказа от моногамии - ревность определяется инстинктами, которые всегда будут сильнее разума.
Рискну предположить, что сексуальная мораль никда не делась, а только перераспределилась, вылившись в концентрированную ненависть к девиациям, неприемлемым в современном обществе - педофилии и sexual harassment. Вероятно, именно этим следует объяснять общую истерию феминистического и антипедофильного толка.
Что будет дальше?
Ничего нового. Некоторые тенденции дойдут до логического завершения - легализация проституции, гомосексуализма, порнографии, наркотиков, скорее всего, восторжествует в развитых странах (только если церковь не помешает, но это тема отдельного разговора).
Ситуация с рождаемостью не изменится, концепция «дети - проект», кажется, уже полностью утвердилась в развитых странах. Здесь что-то может измениться, только если какое-то государство решится сделать деторождение полноценной профессией - чего, на мой взгляд, в обозримом будущем не произойдёт.
Любопытно, что влияние родителей на карьеру ребенка, сведенное к минимуму в начале века, вновь растёт; если исчезло оно за счёт того, что знания отца не пригождались ребёнку, то возрождается за счёт того, что умение родителей ориентироваться в изменяющейся ситуации (must have современного общества) превышает таковое у ребенка. Скорее, тенденция умножения kidult-ов сохранится - жить под родительским крылом в состоянии перманентного «взросления» удобно.
Выводы
А что «выводы»? Выводы очень простые - весь тот бедлам, который мы наблюдаем кругом в России (и бедлам в квадрате в каких-нибудь Нидерландах) является прямым и логичным следствием развития постиндустриального общества. Он никуда не денется, расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие.
Настоящим передаю вышеизложенный текст в общественное достояние.
Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.
Что такое индустриальное общество?
Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.
Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.
Основные отличия
Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.
Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.
Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.
Изменение структуры социума
Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.
Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.
Основные черты и признаки индустриального общества
Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.
Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:
- механизация производства;
- реорганизация труда;
- разделение труда;
- повышение производительности.
Среди экономических характеристик необходимо выделить:
- рост влияния частного производства;
- появление рынка конкурентных товаров;
- расширение рынков сбыта.
Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.
Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:
- развитие и доступность образования;
- повышение качества жизни;
- популяризация культуры и искусства;
- урбанизация;
- расширение прав и свобод человека.
Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.
Исторические предпосылки
Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.
Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.
Промышленная революция
Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.
В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.
Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.
Индустриализация
В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:
- Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
- Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
- Третичный - сфера услуг.
Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.
Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.
Урбанизация
В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.
Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.
Будущее индустриального общества
Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.
Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).
Теории формационного развития общества
Согласно первой концепции – теории формационного развития общества , автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.
Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Теория локальных цивилизаций
Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций . Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.
Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.
Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее. Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными). В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.
Теория цивилизаций (модернизационная)
Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:
- отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
- отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
- система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).
Традиционное общество
Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.) — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.
Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.
Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме того, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультурной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разделения труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.
В современном мире существуют страны, фактически сохраняющие традиционный уклад жизни. В частности, в целом ряде стран так называемого третьего мира (прежде всего в Тропической Африке, некоторых странах Азии) основной отраслью экономики остается сельское хозяйство (в нем занята подавляющая часть населения). Сохраняется присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом - родом, кастой, религиозной общиной. В то же время народы и страны, сохранившие по сей день традиционный уклад жизни, существенно отличаются от обществ далекого прошлого. Так или иначе они интегрируются в мировую экономику, в быт и культуру этих народов проникает все больше заимствований из-за рубежа. При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, землячества, этническая или религиозная общность.
Индустриальное общество
Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.
Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий).
Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.
Постиндустриальное (современное) общество.
Постиндустриальное общество - это инновационное общество, в экономике которого преобладает сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний. Это общество с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Доля занятого населения преобладает в сфере услуг.
Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Предпочтение отдаются ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).
В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры. Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как правило, выделяют следующие его характерные признаки: решающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоятельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х - 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества).
Знанию и информации, а также интерактивным коммуникациям приписывается роль основного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные технологии влекут за собой качественные перемены. Они позволяют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организационных объединений, имеющих подвижную структуру. Децентрализация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашнему труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Происходит индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Невероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов - развитие коммуникаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания. В социальной структуре общества эти изменения приводят к исчезновению, размыванию границ социальных классов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу постиндустриального общества - знаниям.
Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере происходит окончательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. Вместе с тем становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духовным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, общим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфликтов. Однако именно развитие информационного сектора экономики и бурный прогресс информационно-коммуникационных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации.
В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализма и компетентности, обучаемость и творческий подход любого субъекта экономической деятельности. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал- высокопрофессиональные люди, которые обладают достаточно высоким уровнем образования, которые продвигают вперед науку и знания как ее результат во всех видах общественной деятельности.
Линия сравнения | Традиционное | Индустриальное | Информационное |
Время возникновения | Переход от первобытности к первым цивилизациям (4 тыс. до н.э.) | Переход от Средневековья к Новому времени (16 век) | Переход к современности (60-70-е ХХ века) |
Способ перехода | Неолитическая революция | Промышленная революция | НТР |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Информация (знания) |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Занятость населения | С/х — более 75% | С/х – около 10%, промышленность – 85% | С/х – до 3%, промышленность – 33% услуги – 66% |
Доминирующие формы собственности | Общинная | Частная | Акционерная |
Товарность | Натуральное хозяйство | Массовое производство | Мелкосерийное производство |
Социальная структура | Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность. | Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность социальных лифтов, открытое общество | Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации |
Продолжительность жизни | 40-50 лет | 70 лет | Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии | Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация | Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем |
Политическая жизнь | Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё нее нужны обоснования, самоуправление общин. | Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство | Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса. |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью. | Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов. | Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. |