Квантовый пк. Квантовый компьютер - правда или вымысел? Существует ли квантовый компьютер

Квантовый пк. Квантовый компьютер - правда или вымысел? Существует ли квантовый компьютер

17.04.2019

В зарубежных странах

Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод

И обязанностей.

Институт гражданства.

Классификация прав и свобод личности.

Конституционные обязанности личности.

Гарантии конституционных прав и способы их осуществления.

Человек и гражданин как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей

1.1. Права человека.

Все права и свободы делятся на две группы: права человека и права гражданина.

Права человека – это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу относятся: право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическая и психическая неприкосновенность, достоинство личности, личная и семейная тайна и др. Данные права государство не может даровать или отчуждать своими актами и действиями. Оно обязано их признавать и не может ограничивать. Эти права составляют правовой статус человека. Указанным статусом должен обладать каждый человек в любой стране мира.

Права человека зафиксированы в международных пактах:

· Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

· Международные пакты о правах человека (1966г.);

· Конвенция о политических правах женщин.

В этих документах содержатся стандарты, к которым должно стремиться национальное законодательство любой страны.

1.2. Права гражданина связаны с фактом гражданства, т.е. принадлежности лица к определенному государству. Они закрепляются за человеком национальным законодательством и составляют правовой статус гражданина. К числу этих прав относятся: избирательное право, право на объединение в политические партии, на участие в управлении делами государства и др.

1.3. Институт правового статуса личности

Национальное законодательство государства призвано:

· признать за каждым человеком его естественные права;

· закрепить за личностью права, характеризующие его как гражданина;

· предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их неисполнение.

Отраженный в национальном законодательстве комплекс названных вопросов образует институт правового статуса личности, который можно определить как закрепленное нормами конституционного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права, фактическое положение личности, т.е. легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов.

1.4. Конституционный статус личности

Предметом изучения науки конституционного права являются не все проблемы правового статуса личности, а только основы правового статуса личности, которые раскрыты в национальных конституциях государств.

Конституционный статус личности есть система прав, свобод и обязанностей индивида, которая отражает его фактическое положение в обществе и закреплена нормами Конституции.

Конституционный статус личности различается по субъектам и по объему.

По субъектам:

· конституционный статус человека;

· конституционный статус гражданина;

· конституционный статус иностранного гражданина;

· конституционный статус лица без гражданства.

По объему:

· базовый конституционный статус, которым обладают все субъекты конституционного статуса личности (его содержание составляют естественные права человека);

· полный конституционный статус, который имеют только граждане;

· ограниченный конституционный статус имеют иностранные граждане и лица без гражданства.

Институт гражданства

2.1. Понятие гражданства и подданства

Важнейшим элементом конституционного статуса личности является гражданство. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два понятия: гражданство и подданство.

гражданство – принадлежность лица к определенному государству, его устойчивая правовая связь со своим государством,порождающая с одной стороны, права и обязанности лица по отношению к государству, с другой стороны, права и обязанности государства по отношению к гражданину.

подданство – понятие, применимое в монархиях (подданный его высочества), где нет термина гражданство. В европейских монархиях, Японии и других странах оба термина употребляются как равнозначные.

В странах арабского мира и некоторых других странах подданный должен быть лично предан монарху, нарушение верности может быть сурово наказано.

2.2. способы приобретения гражданства:

2.2.1. По рождению:

· приобретение ребенком гражданства родителей – право крови, если родители имеют разное гражданство вопрос решается на основании письменного соглашения родителей;

· право почвы – приобретение ребенком гражданства по месту рождения, если гражданство родителей неизвестно, а также если неизвестны родители и по другим основаниям.

2.2.2. Натурализация – прием в гражданство уполномоченными на то органами государства.

Способы натурализации:

· по заявлению лица в компетентные органы государства, гражданство которого желает приобрести, а также в ряде случаев в органы страны, из гражданства которой он хочет выйти. Заявления подаются, как правило, на имя главы государства (иногда эти вопросы решают министры внутренних дел или юстиции);

· натурализация возможна по закону, т.е. при вступлении в брак, при усыновлении.

Условия приема в гражданство при натурализации:

Проживание в стране определенное число лет (Венгрия – 3 года, Алжир – 7, Чад – 15);

Знание языка (экзамен);

В ряде стран кандидат должен не иметь определенных болезней (СПИД);

Не принадлежать к партиям, ставящим целью насильственное изменение конституционного строя;

В Кувейте, Саудовской Аравии, ОАЭ и др. в гражданство принимаются только мусульмане.

2.2.3. приобретение гражданства возможно в порядке оптации – т.е. выбора гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашение части территории государства новым независимым государством;

2.2.4. трансферт – переход территории одного государства к другому с обязательной сменой гражданства (нет права выбора);

2.2.5. регистрация – упрощенный порядок приобретения гражданства (если родители лица являются или были гражданами страны);

2.2.6. восстановление гражданства – для бывших граждан данного государства.

2.3. Гражданство детей при изменении гражданства родителей изменяется в зависимости от возраста детей:

· до 14 или до 12 лет автоматически приобретается новое гражданство с родителями;

· при возрасте детей старше (12-14 лет, иногда до 21 года) – спрашивают детей об их согласии изменения гражданства в присутствии представителей государственных органов, педагога.

2.4. Утрата гражданства возможна в двух случаях:

· выход из гражданства – осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом в государственный орган, разрешение на выход дает глава государства.

· лишение гражданства – производит уполномоченный на то орган государства вопреки желанию лица. В некоторых странах лишать гражданства допускается лишь натурализованных граждан.

Новейшие конституции большинства стран запрещают лишать гражданства.

3. Классификация прав и свобод личности

Конституционные права и свободы, как правило, подразделяют на 4 группы:

· права и свободы, выражающие равноправие граждан;

· социально-экономические;

· политические права и свободы;

· личные права и свободы.

3.1. Права и свободы, выражающие равноправие граждан

Конституции большинства государств устанавливают нормы, обеспечивающие:

· равенство граждан перед законом;

· равноправие независимо от расы и национальности;

· равноправие женщины и мужчины.

Равенство всех перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования, каких-либо заслуг и т.д.

Равноправие независимо от расы и национальности предполагает, что права граждан не могут зависеть от национальности или цвета кожи.

Равноправие женщины и мужчины – установление юридических условий для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни. Во Франции – до 1946 г. женщины были лишены избирательных прав, в Швейцарии до 1971 г.

3.2. Социально-экономические права

Конституции зарубежных стран, принятые до I Мировой войны не упоминали о социально-экономических правах личности и граждан.

Только конституции Мексики 1917г. и Германии 1919 г., принятые после революционных событий содержали отдельные упоминания о этих правах.

Включение норм о социально-экономических правах связано с опытом конституционного строительства в СССР и РСФСР и начался этот процесс уже после II Мировой войны (конституция Японии 1946, Италии 1947, а позднее и других стран). В то же время во многих случаях эти нормы сформулированы как пожелания и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины).

3.2.1. Право собственности и ее наследования

Об этом праве говорится во всех современных конституциях, имеющих в виду частную собственность, защита которой гарантируется государством. Конституции социалистических стран, таких как КНДР, говорят о личной собственности, защита которой гарантируется.

Собственность может быть изъята у ее владельцев только в общественных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возмещении.

Общепринятой конституционной нормой является возможность обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Конституции многих стран не допускают владение иностранцами землей, подземными природными богатствами.

Конституции социалистических стран устанавливают повышенную правовую защиту для государственной и общественной собственности.

3.2.2. С правом собственности тесно связано право на свободную предпринимательскую деятельность

Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если она не запрещена законом. Для реализации этого права существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

Многие государства запрещают монополистическую деятельность – создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены. В большинстве зарубежных стран действуют также законы о защите прав потребителей.

3.2.3. Право на труд и свободу труда

Конституции стран социализма устанавливают право на труд, а не на свободу труда. На практике это означает, что все трудоспособные и желающие трудиться лица обеспечиваются гарантированной работой. При этом ликвидируется безработица.

В конституциях капиталистических стран право на труд появилось в середине XX века, как правило, с указанием на то, что государство оказывает помощь безработным. При этом оно дополнялось положением о свободе труда, т.е. правом заниматься любым видом труда, по своему желанию, если он не запрещен законом. Право свободы труда направлено против принудительного труда, который в демократических странах возможен лишь в условиях чрезвычайного положения, на военной службе и по приговору суда.

Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, праве на достойное вознаграждение.

Законодательно устанавливается обязательный минимум оплаты труда (Франция –1100 евро в месяц, Таити – 1000 долларов США в месяц)

По безработице выплачивается пособие – не более 1 года(размер его редко превышает 50% заработка), оно постепенно снижается в течение этого срока.

3.2.4. Право на отдых – означает установление в законодательном порядке предельной продолжительности рабочей недели в 40 часов (в целом ряде стран, особенно так называемых развивающихся, это не устанавливается), предоставляется один или два дня в неделю выходных, ежегодный оплачиваемый отпуск (Япония – 8 дней, США – 23 дня, Испания – 5 недель). В то же время во многих странах законодательно отпуска не предусматриваются.

3.2.5. Конституции большинства государств предусматривают право на забастовку – означающие коллективное прекращение работы с выдвижением требований к работодателю или государству.

Конституции и законы зарубежных стран, как правило, запрещают политические забастовки, т.е. разрешены только забастовки с требованием экономического характера (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.д.). Запрещены также всеобщие забастовки (т.е. по всей стране), так называемые забастовки солидарности (в поддержку других бастующих). Запрещаются забастовки на предприятиях жизнеобеспечения, транспорта, работников отдельных профессий (полиции, государственных служащих).

В странах с военными режимами любые забастовки запрещены.

Конституции социалистических стран не содержат положений о забастовках, т.е. они не разрешены и не запрещены.

Проведение забастовок подчинено устанавливаемым в законе нормам:

Предварительное уведомление работодателя (обычно за 7 дней);

Проведение предварительных переговоров (Франция);

Добровольный (Италия) или принудительный (Австралия) арбитраж;

Забастовки могут быть признаны судом незаконными по иску работодателя и органа правительства.

Итог этого признания:

Увольнение забастовщиков без выплаты компенсации;

Штрафы и уголовное наказание организаторов;

Наказание профсоюзов, поддержавших забастовку.

3.2.6. Право на охрану здоровья

Реальное осуществление этого права разительно отличается, в частности, в зависимости от системы здравоохранения.

В странах с государственной медициной(социалистические страны, Великобритания, Дания, Италия) расходы на лечение оплачивает государство из бюджета. Число этих стран невелико.

В странах со страховой медициной(Германия, Франция, Польша) создается общегосударственный фонд здравоохранения. Средства в него вносят: государство из бюджета (70-80% фонда), работодатели и работники (медицинская страховка в Германии – 6,5% от заработка).

В странах с либеральной системой медицины (США и др.) пациент сам оплачивает медицинские услуги и лекарства. В то же время в этих странах есть муниципальные лечебные учреждения для малоимущих.

3.2.7. Конституции ряда стран принятые во второй половине ХХ века содержат нормы о праве работников на участие в управлении предприятиями. Согласно этим нормам действуют рабочие, производственные, иные советы, члены которых частично избираются работниками, другая часть назначается работодателями. Создаются они для решения социальных вопросов и не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность.

3.2.8. Право на образование и свободу образования

В развитых странах обязательным и бесплатным является девяти и одиннадцатилетнее образование;

В постсоциалистических странах – как правило, восьми-девятилетнее.

В развивающихся – обязательным и бесплатным является только начальное образование.

Свобода образования – означает право получать образование на усмотрение лица: в государственном, муниципальном, частных, церковных школах.

Высшее образование согласно конституции и законодательству об образовании может быть государственным и частным. В некоторых странах существует бесплатное высшее образование. Государственное высшее образование осуществляется и за плату.

Законодательство многих стран запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы.

Конституции социалистических стран, как правило, устанавливают, что обучение должно осуществляться на основе марксистско-ленинской идеологии и соответствовать целям коммунистического воспитания.

3.2.9. Право на социальное обеспечение содержится в конституциях многих стран и предполагает пенсионное обеспечение по возрасту и стажу работы и социальные пенсии для инвалидов.

Трудовые пенсии выплачиваются государством при достижении возраста у мужчин 60-65 лет, у женщин 55-60 лет и наличии трудового стажа 25-30 лет у мужчин и 20-25 лет у женщин. В отдельных странах эти критерии могут быть и выше.

Для выплаты пенсий в государстве создается пенсионный фонд, состоящий из средств государственного бюджета, отчислений работодателей и самих работников. Кроме государственных пенсий, некоторым категориям работников выплачиваются муниципальные пенсии или доплаты к государственным пенсиям.

Законодательство отдельных стран содержит норму, согласно которой разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть более чем 2 раза (Швейцария).

3.2.10. Право на жилище

Произвольное выселение арендатора из нанимаемого жилья закон запрещает. Это возможно только в судебном порядке и на основании, указанном в законе.

3.2.11. Конституции зарубежных стран закрепляют также право на участие в культурной жизни, право пользоваться достижениями культуры, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. Закрепляется охрана интеллектуальной собственности.

3.3. Политические права

Данные права принадлежат, как правило, гражданам государства.

3.3.1. Свобода выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам, т.е. свобода мысли, слова, печати

Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры. В то же время, граждане несут ответственность за разглашение государственной и профессиональной тайны (врачебной, следствия), оскорбление, клевету.

Конституции запрещают пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную вражду, пропаганду идей национального, языкового, иного превосходства. СМИ в зарубежных странах находятся, как правило, под прямым или косвенным контролем государства, осуществляемым через законодательство, органы государства, суд.

3.3.2. Практически все конституции зарубежных стран содержат нормы о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-культурные и иные общества

Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относящиеся к партиям, иногда упоминая о свободе образования профсоюзов.

Обычно в конституциях содержатся три положения о роли партий:

Устанавливается многопартийность;

Говорится о роли партии в демократическом обществе (содействуют выражению политической воли народа путем голосования);

Устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости.

Подробно положение общественных объединений, как правило, регулируется тремя видами законов:

О политических партиях;

Об общественных объединениях, не имеющих главной целью своей деятельности получение прибыли;

Об акционерных обществах, товариществах и т.д., цель которых получение доходов.

В некоторых странах существуют отдельные законы о профсоюзах, кооперативах. Общественные объединения создаются явочным порядком. Организации, имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться в государственных органах.

Особенно детально регулируется порядок создания политических партий в странах, где существуют законы о политических партиях. Для создания партии необходимо присутствие на учредительном собрании определенного минимума граждан (Венгрия – 10, Болгария – 50 чел.). На собрании должен быть принят устав, документ о целях организации (Программа).

3.3.3. Свобода собраний, митингов, демонстраций. Конституции ряда стран подразумевают под этим право собираться мирно и без оружия.

Правовое регулирование свободы собраний, митингов и демонстраций различно.

Для проведения собраний в закрытом помещении не требуется разрешения властей или их уведомления.

Для проведения митингов (собраний на открытом воздухе) необходимо уведомление и даже разрешение властей (Германия за 2 дня, Франция – за 3 дня, Великобритания – за 6 дней). Тема митинга, его организаторы и число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением.

Эти же требования относятся и к демонстрациям. Кроме того, мэрия утверждает маршрут движения и может ограничить число участников. При отклонении от установленного маршрута полиция может рассеять демонстрантов с применением силы и технических средств.

3.3.4. Право петиций, то есть индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государственной власти (главе государства, парламенту, правительству).

3.4. Личные права и свободы

Конституции зарубежных стран закрепляют прежде всего неотчуждаемые правах.

3.4.1. Право на жизнь – в правовом смысле оно означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. В странах, входящих в Совет Европы и ряде других государств смертная казнь запрещена. В Голландии и некоторых штатах Австралии законодательно разрешена эвтаназия.

3.4.2. Свобода и личная неприкосновенность

Так, арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Полицейское задержание с доставкой в полицию возможно, как правило, на 2-3 суток. При этом юридической гарантией необоснованного задержания является право задержанного требовать немедленной доставки его к судье для решения вопроса о правомерности задержания.

3.4.3. Со свободой и личной неприкосновенностью тесно связаны такие права как неприкосновенность частной жизни и достоинство личности

Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия защиты тех сторон личной (частной) жизни человека, которые он не желает делать достоянием других.

Конституции и законы закрепляют право человека на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также право на тайну переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Вмешательством государства в частную жизнь возможно только при наличии признанных законом оснований для обвинения лица в совершении преступления.

В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью иска о защите достоинства и возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете.

Составной частью права на частную жизнь является неприкосновенность жилища. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц возможно только на основании закона и судебного решения.

3.4.4. Свобода совести закрепляемая в конституции означает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Конституции запрещают дискриминацию на религиозной почве. В то же время в ряде стран определенные религии пользуются государственной поддержкой (католицизм в Испании и Северной Ирландии, иудаизм в Израиле, мусульманство в арабских странах и т.д.).

3.4.5. Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства является одним из неотъемлемых прав человека закрепленных в конституциях большинства государств. Ограничения этого права вводятся обычно для иностранцев, в зонах чрезвычайного положения, экологического бедствия и т.д.

3.4.6. Целый ряд конституционных прав личности связан с судебной сферой: свободный доступ к суду, презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту и др.

Указанные группы гарантий образуют его специальные процессуальные права, связанные с особым порядком изменения Конституции РФ. Эти процессуальные права могут быть использованы только в случае возможного изменения прав субъекта РФ. При внесении поправок в Конституцию РФ, не затрагивающих права субъектов Федерации, эти процессуальные права не применяются. Таким образом, общий порядок изменения Конституции РФ распространяется на процедуру изменения конституционных прав республики, но со следующими ограничениями:

1. Права республики, установленные в гл.1 , , Конституции РФ, не подлежат изменению в рамках действующего Основного закона.

2. Права республики, установленные в гл.3-8 , могут быть изменены, но при выполнении трех обязательных условий:

Согласие республики на изменение своего конституционного статуса. Права субъекта РФ не могут быть изменены без его согласия. Для их изменения необходимо взаимное согласие как субъекта, так и Федерации (ч.5 ст.66 Конституции РФ);

Согласие всех субъектов РФ на изменение своего конституционного статуса. Конституционный принцип равноправия субъектов РФ запрещает одному или нескольким субъектам РФ иметь иные, чем у других субъектов Федерации, права. Следовательно, каждый субъект Федерации должен выразить свое согласие на изменение своего конституционного статуса, равно как и Российская Федерация также должна выразить свое согласие на изменение прав субъектов РФ;

Для изменения персонального названия субъекта РФ не нужно согласия других субъектов РФ.

Последнюю процедуру изменения прав субъекта Федерации можно отнести к простой процедуре. Сложная процедура изменения статуса республики предполагает строгое следование требованиям ст.136 Конституции РФ, за исключением нормы одобрения поправки законодательными органами субъектов РФ. Конституция требует одобрения поправки органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Это означает, что, если некоторые субъекты РФ не одобрят поправку, она все равно подлежит внесению в Конституцию . Для изменения статуса республики эта процедура не может быть применена, поскольку все без исключения субъекты РФ должны выразить согласие на изменение своего конституционного статуса.

Согласие республики на изменение своего конституционного статуса может быть выражено либо при одобрении поправки после ее рассмотрения Федеральным Собранием, либо до рассмотрения Федеральным Собранием по запросу федерального органа государственной власти иным способом (например, в ходе республиканского референдума). Если согласие было выражено на республиканском референдуме, очевидно, что законодательный орган должен одобрить поправку к Конституции РФ.

Вторую группу гарантий прав республики образуют гарантии, направленные на охрану его конституционных прав. Гарантии охраны предназначены, во-первых, для предупреждения, во-вторых, для выявления возможных нарушений конституционных прав республики со стороны федеральных органов государственной власти*(2) .

Для предупреждения нарушения прав республики Конституция РФ предусматривает:

Право республики участвовать в процедуре назначения членов Конституционного Суда России в целях подбора такого состава судей, который бы обеспечивал их беспристрастность, объективность как при разрешении юридических конфликтов с федеральными властями, так и при проверке нормативных актов Федерации и субъекта РФ на соответствие Конституции РФ.

К гарантиям выявления возможных нарушений прав республик Конституция РФ относит:

Право республики требовать от Президента РФ надлежащего исполнения своей конституционной обязанности гаранта Конституции России (ч.1 ст.80). Это предполагает осуществление главой государства постоянного контроля за конституционностью издаваемых правовых актов и действий федеральных органов государственной власти по отношению к субъектам РФ, а также своевременное реагирование в случае выявления нарушений их прав;

Право органа законодательной власти республики обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции РФ, ст.100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики);

Право судов КБР при предположении, что федеральный закон, который применен или подлежит применению в конкретном деле, нарушает права республики, направлять запрос в Конституционный суд РФ о проверке его конституционности.

Следующую группу гарантий образуют права республики, направленные на защиту своих прав в случае их нарушения федеральными властями. Права республики на защиту могут быть реализованы в правопритязании к компетентным федеральным органам в целях признания актов, действий конкретных федеральных органов нарушением прав республики с последующим восстановлением его прав. Анализ норм Конституции РФ позволяет выделить два способа защиты субъектом РФ своих прав:

1. Несудебная защита, которая реализуется посредством обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции России:

С требованием использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ (ч.1 ст.85 Конституции РФ);

С требованием ("ожиданием") использовать право "отлагательного" вето в случае принятия Государственной Думой и Советом Федерации федерального закона, нарушающего права субъекта РФ.

2. Судебная защита, которая реализуется посредством обращения в Конституционный Суд РФ:

Органов государственной власти субъекта РФ в случае недостижения согласованного решения в ходе согласительных процедур у Президента РФ;

Органов государственной власти субъекта РФ при споре о компетенции с органами государственной власти Российской Федерации;

Органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ с запросом о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Судов субъекта РФ с запросом о проверке конституционности федерального (федерального конституционного) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле*(3) .

Одной из гарантий соблюдения конституционных прав республики является представительство республики в федеральных органах государственной власти. Можно выделить следующие виды представительства в федеральных органах государственной власти и участия в реализации федеральной государственной политики:

1. Право представительства в Совете Федерации.

Республика как субъект РФ вправе иметь представительство в Совете Федерации.

Право органа законодательной власти участвовать в процедуре принятия поправок к гл.3-8 Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания;

Право принимать законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Однако здесь следует отметить, что в Государственную Думу поступает много предложений от субъектов Федерации по внесению изменений в действующие законодательные акты РФ, но они фактически не оказывают влияния на процесс федерального законотворчества. Есть два аспекта этой проблемы.

С одной стороны, многие законодательные инициативы действительно не выдерживают никакой критики, так как их содержание не может претендовать на федеральное значение. С другой стороны, иногда по ряду вопросов региональное законодательство на порядок опережает федеральное. К разряду последних можно отнести Закон КБР "О местном самоуправлении"*(4) .

3. Постоянное представительство Республики при Президенте РФ.

Согласованию интересов РФ и ее субъектов в рамках исполнительной ветви власти способствует взаимодействие представительств субъектов Федерации при Президенте и Правительстве России. Представитель субъекта Федерации имеет право выступать от имени соответствующего субъекта перед Президентом РФ, в Правительстве РФ, федеральных министерствах и ведомствах. Так, согласно ст.81 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Президент республики назначает и освобождает от должности постоянного представителя Кабардино-Балкарской Республики при Президенте РФ.

4. Совет законодателей РФ.

Несколько лет в России вынашивалась идея создания Совета законодателей. Предпринималась попытка создать его при Государственной Думе, но из-за неопределенности статуса, без которого общественной организации трудно осуществлять свои функции, депутаты Кабардино-Балкарии отказались присоединиться к нему. После создания ассоциаций законодателей при округах парламентарии вновь вернулись к этой идее. В конце мая 2002 г. в Москве состоялась встреча руководителей законодательных (представительных) органов субъектов РФ с Председателем Совета Федерации РФ С. Мироновым. Идею создания Совета законодателей поддержал и Президент России В.В. Путин. Руководители законодательных органов субъектов Федерации выразили пожелание, чтобы новый совещательный орган (как и Государственный Совет) действовал при Президенте РФ. Цель создания Совета - улучшение взаимодействия законодательных органов субъектов РФ с Федеральным Собранием и его палатами. Обосновывая необходимость функционирования Совета законодателей именно при Президенте РФ, председатель Совета Республики Парламента КБР З. Нахушев отметил, что и совещательный орган руководителей исполнительных органов власти субъектов Федерации - Государственный Совет - действует при президенте РФ. Это логично, так как Президент России - глава всего государства, а не отдельной ветви власти*(5) .

5. Государственный Совет РФ.

Внушительный перечень гарантий прав республики свидетельствует о том, что в Конституции РФ этому элементу конституционного статуса республики уделено достаточное внимание, по крайней мере с точки зрения количества гарантий. Однако количество не всегда предполагает качество. В настоящее время трудно оценить эффективность всех гарантий прав республики. Некоторые из них используются, другие нет. Непредвзятый анализ практики федеративных правоотношений показывает, что гарантии прав субъектов РФ малоэффективны. Конституция России пока не в состоянии защитить права субъектов Федерации от произвольного вмешательства федеральных властей.

Основаниями для этого вывода являются следующие доказательства:

В этом вопросе до недавнего времени имелось много неясностей, и требовалось внесение изменений в действующее федеральное законодательство. В связи с этим депутатами Государственной Думы России был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", который был принят Государственной Думой 26 апреля 2002 г. и подписан Президентом РФ 20 мая 2002 г.

В прежнем законе было неясно, какие именно органы государственной власти должны участвовать в федеральном законодательном процессе, а также на каком этапе законодательной процедуры должна работать данная согласительная комиссия. Исходя из этого, данный закон, не нарушая концепции прежнего федерального закона, а также исходя из положений ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в которых устанавливалось, что систему органов государственной власти субъектов РФ составляют законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, уточнил, что под органами государственной власти субъектов РФ применительно к ст.13 указанного Федерального закона понимаются законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

Необходимо также отметить, что руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вправе представлять соответствующий субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти и принимать решения от имени субъекта РФ, в том числе применительно к рассматриваемой ситуации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 2 Конституции устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В статьях 17 и 19 также указано, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и положительно влиять на личность. Для этого государство должно владеть набором достаточно эффективных приемов и средств деятельности, позволяющих выполнять поставленные перед ним задачи.

Под юридическими гарантиями понимаются те правовые способы и средства, с помощью которых обеспечивается реализация прав и свобод человека и гражданина. Юридическими гарантиями по охране и защите прав граждан выступают механизмы, которые призваны обеспечить возможность реального осуществления контроля за соблюдением прав и свобод человека. Эти механизмы в равной мере касаются как гражданина по вопросам защиты своих прав, так и властных структур при выполнении конституционной обязанности по соблюдению и защите прав человека

Наиболее общей гарантией прав и свобод человека и гражданина является конституционный строи. Конституцией Российской Федерации закреплена целая система прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина:

1. Защита прав и свобод. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод. Это означает, что государство с помощью правовых средств и способов обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина. Целый ряд государственных органов выполняет возложенные на них законом функции по защите прав и свобод личности. Гарантом прав и свобод выступает Президент Российской Федерации.

Конституцией предоставлено право человеку и самому защищать свои права и свободы. Способы самозащиты отличаются многообразием: это и обжалование действий должностных лиц, и обращения в средства массовой информации, в общественные и международные правозащитные организации. Федеральным законом «Об оружии» от 13 ноября 1996 года гражданам предоставлено право приобретения отдельных видов оружия, а также его использования в целях защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Однако следует иметь в виду, что оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного или группового нападения. 3.

Гражданам предоставлено Конституцией право обращения в судебные органы за защитой своих прав и свобод. Граждане могут обжаловать любые решения и действия (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

С принятием закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года фактически был создан принципиально новый механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан путем судопроизводства по жалобам и всеобъемлющего судебного контроля за деятельностью должностных лиц и органов управления. 4.

Международная защита. В соответствии с международными договорами, участницей которых является Российская Федерация, гражданам России предоставлено право обращаться с жалобами в международные организации, если использованы все остальные возможности по защите прав и свобод внутри страны.

Гражданин Российской Федерации может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека ООН. Комитет принимает жалобы, при условии, что они не являются аноним- ными и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу. Содержание жалобы доводится до сведения государства, а государство обязано предоставить в шестимесячный срок Комитету письменные объяснения по существу жалобы, а также разъяснения о принятых мерах. Комитет не вправе выносить обязательные решения, однако публикует ежегодный отчет о рассмотренных жалобах.

Если гражданином использованы все внутренние средства по разрешению спорной ситуации, они могут обратиться с петицией в Европейский суд по правам человека.

Однако, прежде чем попасть в Европейский суд по правам человека, обращение гражданина должно пройти через Европейскую комиссию по правам человека, которая принимает меры по урегулированию спорных вопросов. Государства обязаны подчиниться решению, вынесенному Европейским судом по правам человека,

5, Возмещение вреда. В статье 53 Конституции указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц,

6- Неотменяемость прав и свобод. Часть 2 статьи 55 Конституции РФ устанавливает, что в нашей стране не подлежат изданию законы, отменяющие или умаляющие права человека и гражданина. 7.

Нормы Конституции содержат гарантии правосудия. Правосудие в нашей стране осуществляется только судом. При осуждении лиц, виновных в совершении правонарушения, государственные органы обязаны принимать меры, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. 8.

Право на юридическую помощь предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может ее получить, обратившись к адвокату, 9.

Презумпция невиновности является одной из наиболее важных процессуальных гарантий. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Сомнения в виновности

лица толкуются в пользу обвиняемого. Эта конституционная гарантия имеет целью недопущение осуждения невиновных. 10.

Статья 50 Конституции содержит важную гарантию того, что никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление. 11.

Недопустимо использование в уголовном процессе незаконно полученных доказательств. Не могут быть использованы доказательства, полученные при применении действий, унижающих достоинство личности, пыток, насилия и иных незаконных действий. Не признаются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина. 12.

Каждый осужденный имеет право на пересмотр вынесенного судом приговора, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Право осуществлять помилование принадлежит Президенту РФ. Отказ в просьбе о помиловании не может быть обжалован. 13.

Нельзя принудить липо давать показания против самого себя или к признанию себя виновным. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством нельзя требовать от лица свидетельств против супруга, родителей, детей, родных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабки, внуков. 14.

В результате правонарушения потерпевшему может быть причинен ущерб: моральный, материальный или физический. Закон предоставляет потерпевшим процессуальные права, т. е., они имеют право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебном разбирательстве и т. д. Уголовные дела по некоторым основаниям, перечисленным в законе, могут быть возбуждены только по желанию потерпевшего (клевета, оскорбление и др.). В случае примирения с обвиняемым, производство по этим делам может быть прекращено также по желанию потерпевшего Однако существует категория дел, которые будучи возбуждены по жалобе потерпевшего (например, изнасилование), прекращены по

его желанию быть не могут Это обусловлено их общественной опасностью»

Права потерпевшего гарантируются статьей 52 Конституции Российской Федерации в отношении злоупотребления властью. Это означает, что лицу предоставлена возможность обжаловать действия должностного лица, противоречащие закону, в судебном порядке.

15, В статье 54 Конституции РФ закреплена гарантия, направленная на запрещение обратной силы закона: никто не может нести ответственность за нарушение, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Личность человека

Человек, его права и свободы - высшая ценность. Если ранее на передний план выдвигались интересы общества, государства, коллектива, то сейчас - интересы личности. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства.

Права и свободы личности должны защищаться государством с помощью всех юридических средств, а не только с помощью судебных органов, которым в этом деле отводится основное место. Но, пожалуй, не менее, а более важное значение имеет создание государством условий - экономических, политических, социальных - для реализации личностью закрепленных в Конституции прав и свобод.

Структура конституционного статуса личности

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

· конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.).

· конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

· конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления.



Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

Личные (гражданские) права и свободы

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них. Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, одной из целей любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

a. она сохраняется временно;

b. может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

c. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

d. связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его деласудом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21).

Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для зашиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т.п.). К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

a. если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

b. налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

c. работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или имеет местонесчастный случай;

d. судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его со-гласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

Политические права и свободы

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно, каждого гражданина, быть источником государственной власти. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме.

Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата.

Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное.

Но вступив в него, гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечно, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Экономические права и свободы

В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской).

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т.п.). Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособностй которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать, права и законные интересы иных лиц.

Социальные права

Эти права сформировались позже других - в течение XX в. - и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

a. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

b. право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

c. право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

d. право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.);

e. право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (ч. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое - детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

a. стабильное постоянное пользование жилым помещением;

b. улучшение жилищных условий;

c. обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, обществам государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

Конституционные обязанности

Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т.п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счетегосударство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налогисуществуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Установление указанной обязанности - это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земленевозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком - дело добровольное.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows