Контексты формирования информационного общества. Чтение в контексте развития информационного общества. Глобализация коммуникационной сферы

Контексты формирования информационного общества. Чтение в контексте развития информационного общества. Глобализация коммуникационной сферы

22.04.2019

Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда.

В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка слова «кто владеет информацией - владеет миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом, приобретают качественно новый смысл. Сегодня мы являемся не только пассивными свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса формирования и развития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что знание и информация становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Масштабы использования этого ресурса стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а величина суммарных затрат на него уже имеет макроэкономическую значимость.

ХХ I век по праву называют веком информации, информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий. Вместе с тем не стоит забывать, что наблюдаемый информационно-технологический прорыв имеет объективные предпосылки. Многовековая эволюция средств массовой информации и коммуникации содержит немало поистине эпохальных событий, среди которых: изобретение телеграфа и ротационной типографической машины (1847 г.), телефона (1870 г.), радио (1895 г.), беспроволочного телеграфа (1922 г.), телевидения (1930 г.). В 1946 году в Сент-Луисе (США) создана радиотелефонная система, которую принято считать родоначальницей мобильной связи. Именно они подготовили почву для следующего сенсационного события: появление в 1986 году Интернета.

Буквально за несколько последних десятилетий сложилась следующая картина наличия в мире традиционных средств массовой информации: телевизоров сегодня - 2 млрд. единиц, радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет - примерно 10 тыс. названий, ежегодно выпускается около 4 тыс. кинофильмов, а суммарный тираж книжной продукции составляет около 10 млрд. экз. Стремительно развивается международное радиовещание и телевидение: открытие Олимпийских игр в Сиднее смотрело одновременно во всем мире 3,6 млрд. людей.

Одной из важнейших тенденций современного мира стала глобализация, наложившая свой отпечаток и в информационно-коммуникационной сфере. Информационные потоки выходят за рамки национальных и интегрируются в мировое информационное пространство, чему в значительной степени способствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации. Так, основанная в 1980 году Т. Тернером компания CNN , задуманная как круглосуточный канал новостей в Соединенных Штатах, превратилась сегодня в неотъемлемую часть информационного пространства планеты. Всемирную известность CNN принесло использование, начиная с 1984 года, мобильной спутниковой технологии, позволяющей компании вести прямые трансляции непосредственно с места событий. Одновременно с этим руководство компании все большее внимание стало уделять расширению по всему миру сети корпунктов. Репортеры CNN , как правило, одними из первых оказывались на передовой, в самой гуще событий. Сегодня даже появился такой термин - «дипломатия CNN ». Поскольку дипломаты в министерствах иностранных дел и в посольствах одновременно получают информацию о происходящих в мире событиях, последние могут сосредоточить свое внимание больше на анализе и прогнозировании их дальнейшего развития.

К числу поистине мировых информационных агентств (Рейтер, Франс Пресс, Ассошиэйтед Пресс, ИТАР-ТАСС) в скором времени можно будет отнести Юнайтед Пресс, ДПА, ЭФЭ, АНСА, Киодо Цусин. Успешная работа здесь также во все большей мере зависит от использования новейших средств коммуникации. Совершенствование компьютерных сетей и спутниковой связи позволяет достичь более высокого уровня оперативности, а значит, и конкурентоспособности. Несмотря на имеющиеся проблемы в печати продолжают создаваться «глобальные» газеты, которых пока, правда, не так много: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune».

Однако в полной мере говорить о перспективах становления информационного общества стали лишь в результате наметившегося прогресса в области новых информационных технологий, который на начальном этапе имел весьма размеренные темпы. В 1888 году У. Берроу создал первую счетную машину, способную складывать большие числа. Через два года Г. Холлрит построил машину, задание которой давалось на перфорированных карточках. В 1944 году Х. Эйкен из Гарвардского университета построил 4,5 тонный “автоматический вычислитель с последовательностью управления” под названием “МАРК 1”, а вскоре ученые Пенсильванского университета Дж. Экерт и Дж. Мокли создали первый электронный компьютер ЭНИАК. В 1946 году Дж. Фон Нейман предложил для управления подобными машинами систему двоичного исчисления, а также разработал принцип введения в машину и хранения там не только данных, но и команд управления.

К числу основополагающих технологических нововведений, сделавших возможным переход к информационному обществу, следует отнести широкомасштабное использование полупроводников. Именно они дали жизнь компьютеру, который, в свою очередь, произвел революционные изменения не только в средствах обработки информации, но и в мире связи, взяв на себя функции обработки потоков информации. Так, в 1971 году появилась первая микросхема, а в 1981 году компания IBM создает персональный компьютер.

До 1960 года во всем мире, по оценке специалистов, использовалось не более 7 тысяч компьютеров. Исторический перелом наступил лишь в 1993 г., когда впервые объем производства персональных компьютеров превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 млн. единиц, а к 1995 году он уже приблизился к 60 млн. Возможности, предоставленные “интеллектуальной” машиной, по достоинству были оценены. Сегодня в некоторых странах, например в США, персональных компьютеров производится и продается больше, чем телевизоров, и эта тенденция имеет свойство к распространению.

Следует, однако, учесть, что феноменальный рост производства средств вычислительной техники сам по себе не стал основным условием перехода к информационному обществу. Еще не так давно компьютеры работали в основном изолированно друг от друга. Локальные сети, системы управления базами данных и даже мультимедийные технологии использовались в основном как инструмент внутренней автоматизации отдельных компаний и фирм. Следующий этап информационной революции неразрывно связан с появлением глобальных компьютерных сетей, которые неизмеримо увеличили мощность и информационные возможности отдельных компьютеров.

Ситуация стала быстро меняться, начиная с 1995 года, в различных странах с различной быстротой и вариациями, но, в целом, в одном и том же направлении. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание международной компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу, несмотря на уже произведенные многомиллиардные вложения, от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет.

История сети уходит в начало 60-х годов нашего столетия. Тогда перед Министерством обороны США возникла нелегкая стратегическая задача, как управлять страной в случае возникновения ядерного конфликта с СССР. Другими словами, опасения состояли в возможном ударе по национальному коммуникационному центру США, который впоследствии был бы не в состоянии обеспечить связь военного руководства страны с Американскими стратегическими силами. Решение этой задачи было возложено на отдел департамента Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой трудности). По результатам исследовательских работ было принято решение создать децентрализованную сеть, состоящую из отдельных независимых сегментов. В основу ее информационного обмена была заложена оригинальная конструкция расщепления информационных данных на малые порции - “пакеты”, которые достигали цели назначения различными путями. Для этого каждый “пакет” снабжался адресом, и в случае, если он по каким-то причинам не дошел до получателя или был искажен в процессе передачи, то передавался повторно. Так, в 1969 году появился АРПАНЕТ. Началом становления мировой компьютерной сети Интернет принято считать 1986 г., когда Национальный научный фонд создал научную компьютерную сеть и объединил ее с АРПАНЕТ. С тех пор ее популярность постоянно растет, а рост количества пользователей составляет, по некоторым оценкам, более 10% в месяц. Из средства передачи электронных посланий Интернет превратился сегодня в место для встреч, полное людей и идей, стал киберпространством, миром коммуникаций, информации и развлечений, в котором не существует понятия «расстояние».

Появление Интернета и начавшаяся по всему миру либерализация рынка, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг, - два важных фактора, которые ускорили развитие информационной сферы, усилили ее социальный аспект. Снижение цен на компьютеры и связь сделали их доступными для широких масс, а не только для бизнеса и государственных учреждений, что, в свою очередь, оказало решающее воздействие на информационную индустрию, у которой появились миллионы новых потребителей и обширные рынки сбыта. Результаты исследования министерства торговли США показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а Интернету - всего 4 года.

Скорость развития Сети поразительна. В 1993 году в мире всего было около 70 тыс. ее пользователей, в 1999 году - около 200 млн., к концу 2001 года - 552, 51 млн., а в мае 2002 года это число достигло, по данным компании Nua Internet Surveys, уже 580,78 млн., что составляет 9,57 % от населения Земли. Ожидается, что к 2005 году число пользователей Интернета в мире возрастет до 1 млрд. Однако распределение пользователей по регионам мира весьма неравномерно: 32 % от общего числа пользователей приходится на Европу, 31,45 % - на Северную Америку (США и Канада), а, к примеру, на Латинскую Америку - лишь 5,7 %, не говоря уже о Ближнем Востоке, Африке.

Для имеющих доступ к новым информационно-коммуникационным технологиям открываются огромные возможности. Используя Сеть, вы можете, например, задать интересующий вас вопрос всему миру, быстро получить многочисленные ответы и высказать свою точку зрения, поучаствовать в виртуальных конференциях, найти друзей и коллег, узнать о чьих-то достижениях и поведать миру о своих собственных. Главное, пожалуй, заключается в том, что человек становится более свободным в выборе информации, что обусловлено обилием ее источников. Появляется реальная возможность самостоятельно формировать набор деловой и развлекательной информации, самому определять, что и когда слушать и смотреть.

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий повышается индивидуализм в работе. Сотрудник может полноценно работать дома или другом месте, не только в офисе. Соответственно, возникают новые виды рабочих отношений, растет независимость сотрудников в формировании своего рабочего графика. Все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, начинает активно реализовываться принцип постоянного повышения квалификации. Улучшение подготовки специалистов открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а, значит, и возможности роста производства. В свою очередь, для каждого сотрудника это означает более успешную и динамичную карьеру, что порождает большую мотивацию к труду.

Несколько слов о самом дистанционном обучении, которое на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся направлений в мировой образовательной системе. Его достоинства обусловлены значительным расширением возможностей и сервиса предоставляемых образовательных услуг обучающимся, использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков проведения занятий в синхронном и асинхронном режимах. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и обучающимися. В большей мере преимущества дистанционного обучения проявляются в преподавании гуманитарных дисциплин, поскольку позволяют сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа складывающейся ситуации. Большие перспективы дистанционного обучения связывают сегодня с интеграцией телекоммуникационных и Интернет-технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконференции.

Помимо возможностей получить хорошее образование и “заработать”, современные Интернет-технологии предоставляют и обширные возможности для того, чтобы “потратить”. Потенциальный покупатель, имеющий дома персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, может сегодня, не выходя из дома, путешествовать по магазинам города, страны проживания, а также других стран мира. В ходе путешествия он может подробно ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, качеством и ценами на нее, произвести оплату по Интернету и даже осуществить покупку с доставкой продукции на дом. Этим же способом можно совершать разнообразные операции с недвижимостью, такие, как покупка, продажа, обмен, передача по наследству, сдача в наем и многое другое. Реализация какой-либо операции из вышеприведенного перечня традиционными средствами потребовала бы раньше значительно больше времени. Другая возможность, предоставляемая использованием современных информационно-коммуникационных технологий, - это улучшение системы здравоохранения путем распространения электронной информации профилактического характера, совместного использования лечебными учреждениями дорогостоящего компьютерного оборудования, применение методов т.н. телемедицины.

К примеру, в сентябре 2001 г. командой французских хирургов была успешно проведена трансатлантическая операция. Из Соединенных Штатов Америки врачи с помощью современных телекоммуникационных систем руководили роботом-манипулятором, делавшим операцию по пересадке желчного пузыря женщине, которая в этот момент находилась в Страсбурге. Сейчас трудно говорить, получит ли разработанная американцами эта уникальная методика проведения трансатлантических операций широкое распространение, но в исключительных случаях подобное «телефонное» вмешательство заокеанского профессионала может спасти жизнь пациента, находящегося за тысячи километров.

Другим активно развивающимся направлением в мире современных информационных технологий стала мобильная связь. Общемировое производство мобильных телефонов, согласно данным NMA (Nikkei Market Access), в 2002 году составило 386,4 млн. ед., что на 6,5 % больше, чем в предыдущем. Мобильные телефоны также неравномерно распределены по всему свету. В наиболее развитой части человечества, которая получила название «золотой миллиард», почти все ими обеспечены, в то время как 2млрд. людей не прикасались даже к простым телефонным аппаратам.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии переживают процесс ускоренного развития. Если раньше он протекал в направлении четко определенной специализации и дифференциации, то сегодня ситуация принципиально изменилась: главным условием, которому технологии должны соответствовать, является возможность их универсального использования. Это требование, в частности, нашло отражение в развитии мобильного Интернета как нового вида коммуникации, смартфонов, коммуникаторов как средств работы в этой среде. Достойным подтверждением этому может служить смартфон Palmi , созданный южнокорейскими компаниями SK Telecom и PalmPalm Technology . Он ориентирован на поддержку высокоскоростного многофункционального сервиса IMT-2000, поддерживаемого SK Telecom в сетях сотовой связи, передача данных на внешние устройства осуществляется по протоколу Bluetooth. Смартфон имеет возможность работать с мультимедиа-данными: анимированными изображениями, MP3-файлами, видео; позволяет играть в компьютерные игры как в локальной сети, так и в Интернете. Аппаратная часть базируется на процессоре с тактовой частотой 206 МГц, 4-дюймовом цветном дисплее, включает видеокамеру и голосовой кодек, а программное обеспечение помимо проигрывателя MP3 и web-браузера Opera содержит программы распознавания текста и голоса. По мнению специалистов, в будущем основные доходы производители мобильных телефонов, смартфонов и т.п. будут получать не от продажи самих устройств, а от сервисного обслуживания и разработки программного обеспечения для них.

Интенсивное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий придает принципиально новое качество трансграничному информационному обмену и становится движущей силой экономических, социальных изменений в мире. Оно уже оказывает значительное влияние на отношения как между отдельными лицами, так и странами на мировом уровне. Вместе с тем нельзя не отметить увеличение и без того значительного технологического разрыва между развитыми странами (США, Западная Европа, Япония) и остальным миром, что является главным тормозом на пути становления глобального информационного общества. Таким образом, благодаря информационной революции, развернувшейся на фоне процессов глобализации, можно говорить о том, что мир вступает в новую стадию своего развития (пусть это не само информационное общество, но хотя бы его преддверие), при этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво.

Понятие, особенности и преимущества глобального информационного общества

Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей, которые описываются единым понятием “глобальное информационное общество”.

Можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название “глобальная сетевая экономика” и определяется как среда, где компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. При этом следует отметить, что здесь вы можете успешно конкурировать даже с общепризнанными гигантами, поскольку компьютерная экономика предоставляет уникальные возможности противостоять монополии и большим фирмам.

Существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в трех следующих экономических институтах: торговле, финансах и трудовых отношениях.

Электронная коммерция на сегодня является бурно развивающейся отраслью бизнеса. Согласно данным аналитической компании GfK Group, почти 60 млн. европейцев совершили онлайновые покупки в период с ноября 2001 по апрель 2002 года. Около 58,5 млн. покупателей - жители Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Испании. По оценкам компании eMarketer, доходы от электронной коммерции только в Европе к 2004 году составят около 180 млрд. долларов. Общий объем онлайновых продаж в Великобритании уже в мае 2002 года составил 776 млн. долл. Этот показатель выше апрельского на 10%, когда подобный объем продаж оценивался в 674 млн. долл. В целом в период с мая 2001 года по май 2002 года рост объема онлайновых продаж в стране составил 92,2 %. Связано это как с заинтересованностью населения, так и с интересами торгующих организаций.

С одной стороны, традиционный список услуг для населения регулярно пополняется новыми электронными видами финансовых и развлекательных услуг: Интернет-магазин, электронный аукцион, различные операции с недвижимостью при помощи Интернета, банковские операции и управление персональными финансами, интерактивное телевидение, видео/музыка-по требованию, видеоигры и многое другое. Высокий спрос на эти услуги обеспечивается наличием более быстрого и относительно простого доступа к ним, а также доступной стоимостью.

По данным компании comScore , во втором квартале 2002 года расходы потребителей на онлайновые покупки в США выросли на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 17,5 млрд. долл. Онлайновые расходы на путешествия выросли на 46%, составив 7,8 млрд. долл. Объемы продаж других групп товаров и услуг выросли на 28% и достигли 9,7 млрд. долл. Среди групп товаров, не связанных с путешествиями, наиболее высокий темп держат продажи компьютерного оборудования - 2,3 млрд. долл. На второе место в мире по относительной величине покупающих в Сети поднялась Южная Корея: около 30 % корейских Интернет-пользователей покупали товары и пользовались услугами подобным образом в первом квартале этого года. Наиболее популярны среди корейских пользователей Интернета были одежда, мебель, косметика. Третье место после США и Южной Кореи по количеству онлайновых покупателей занимает сегодня Германия, где наиболее популярными категориями товаров стали книги - 33%, CD - 24%, одежда - 21%, электроника - 19%, кино- и театральные билеты - 14%.

С другой стороны, использование Интернет-технологий несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Сегодня компании обладают возможностью проводить видеоконференции и виртуальные презентации, обеспечивающие наибольший охват аудитории; создавать на WWW свои “витрины”, где потенциальные покупатели могут не только получить полную информацию о компании, предоставляемых ею услугах и продукции, но и высказать по этому поводу свое мнение. Это, в свою очередь, позволяет компаниям налаживать обратную связь с клиентами, выявить наиболее популярные услуги и товары и в соответствии с этим координировать свою деятельность. И, наконец, приемлемые затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих географических факторов совместной предпринимательской деятельности, что позволило, в первую очередь, крупным международным корпорациям экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Наличие же различных электронных платежных систем предоставило возможность выигрывать на, пожалуй, самом главном в бизнесе - времени.

Сегодня практически все крупнейшие банки имеют свои Web -сайты, а число банков, ведущих свою деятельность в основном через Интернет, непрерывно растет. Активно разрабатываются и внедряются новые программы в этой области, позволяющие обслуживать клиентов более быстро и качественно. Последние, к примеру, могут связаться с банком по телефону или Интернету и уточнить состояние своего счета, а также воспользоваться оказываемыми услугами. Спрос на подобные предложения неуклонно растет. К примеру, по данным отчета Ассоциации канадских банкиров, количество канадцев, пользующихся услугами онлайновых банков, увеличилось почти вдвое за последние два года. Около 16% канадцев уже сегодня отдают предпочтение онлайновому банку, а около 60% канадцев надеются начать пользоваться подобными услугами в ближайшие 2-3 года. Исследование агентства Wahlen показало, что в Германии на сегодняшний день 45% пользователей Сети ведут свои банковские счета через Интернет.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Важнейший ресурс - интеллект - в условиях сети оказался чрезвычайно мобильным. Это создает благоприятную почву для развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых теле- или удаленной работой. Согласно некоторым данным, в Европе в 1997 году численность телерабочих составила более 2 млн. человек, а в США - около 11,1 млн. Есть оценки, что уже в 2003 году около 20 % рабочей силы будут пользоваться теледоступом. Основные социально-экономические преимущества массового применения средств телеработы выражаются в уменьшении транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды; наличии возможности получить работу практически в любом районе мира, что снижает уровень общей безработицы; расширении возможностей трудоустройства людей с ограничениями по здоровью, например, не позволяющими им передвигаться. С помощью Сети эти люди могут полноценно работать, обучаться и общаться.

Развитие информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в политической жизни общества. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа максимального числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к большому объему аналитической информации по этому поводу. Во-вторых, принципиальное нововведение заключается в возможности каждого гражданина с относительно минимальными затратами обратиться к неограниченной по своему составу аудитории и высказать по тому или иному вопросу свое мнение.

Живой пример - общение главы государства В.В. Путина с гражданами России в прямом эфире основных российских телеканалов ОРТ, РТР и радиостанций «Маяк» и «Радио России», состоявшееся 24 декабря 2001 г. Трансляция была организована в форме телемоста кремлевской студии с телецентром Останкино и передвижными станциями в региональных центрах страны. Желающим задать наболевшие вопросы Президенту в «живом» эфире надо было лишь оказаться рядом с одной из этих телестанций. Согласно данным Пресс-службы Президента, уже к началу выступления В.В. Путина в прямом эфире поступило около 2 млн. вопросов, а в середине дня количество звонков в секунду выросло до 40.

Сегодня практически все государственные ведомства имеют свои “страницы” в Интернете, что, в конечном итоге, способствует совершенствованию демократических процедур, повышению политической активности населения, установлению более эффективного диалога государства с общественностью.

Изучение вопросов наметившихся глобальных перемен с целью выработки соответствующих рекомендаций и программ, позволивших бы ускорить формирование глобального информационного общества и сгладить негативные составляющие этого процесса, имеет богатые традиции в русле концепций постиндустриализма. Впервые понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Основные характеристики общества знания были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. Показательны сами названия документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В перечисленных отчетах высокоиндустриальное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества.

Очень быстро постиндустриальная проблематика становится одной из ведущих в западной политологии. Основной акцент в исследованиях этого времени ставится в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и результатах их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием и конвергенцией информационно-телекоммуникационных технологий, повлекшими за собой революционные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности социальные проблемы, стали активно изучаться лишь в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество.

Существенным толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного общества послужил выход в 1973 году книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». В ней автор разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Ученый стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно Т. Веблену и другим теоретикам индустриализма он трактует индустриальное общество как общество, в котором главной целью ставится производство максимального числа машин и вещей. Существенной чертой постиндустриального стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением.

Важнейшее значение для принятия решений и координации направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, - пишет Д. Белл. - Оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание». Движение в этом направлении будет набирать силу в ходе своего рода соединения науки, техники и экономики. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом.

Данная книга вызвала всеобщий резонанс и интерес к затронутой в ней проблематике. Начиная с момента ее выхода в свет, появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество.

Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит японскому ученому И. Масуде. Основные принципы и особенности грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». Фундаментом нового общества станет, по мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий.

Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, И. Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным, это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.

Известный английский ученый Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики - информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации.

По мере развития электронных средств массовой информации и информационных технологий в научных кругах все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Особый интерес здесь представляют два имени – Маршалл Маклюэн (Канада) и Элвин Тоффлер (США). Сразу хотелось бы отметить, что подходы, представленные ими в своих исследованиях, получили как весьма положительные, так и далеко не лестные оценки со стороны традиционной науки и общественности в целом.

Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то обстоятельство, что информационные технологии рассматриваются им в качестве главного фактора, влияющего на формирование социально-экономической основы нового общества. Телекоммуникационные и компьютерные сети сыграют роль своеобразной нервной системы в образовании «глобального объятия», где все оказывается настолько взаимосвязано, что в результате происходит становление «глобальной деревни».

Говоря о перспективах развития средств массовой коммуникации в информационном обществе, Маклюэн неоднократно подчеркивает тенденцию усиления активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни общества видится им в недалеком будущем, с одной стороны, его частью, а с другой - таинственной силой, имеющей над этим обществом все возрастающую власть.

Становление информационного общества: международный опыт и украинский контекст

Социальные, культурные, экономические и прочие последствия современного технологического переворота, происходящие в мире по пути к информационному обществу, начинают осознаваться и изучаться только тогда, когда они проявляются на уровне повседневности, уровне обычной жизни. Не будучи теоретически осмыслены, социальные и культурные процессы, связанные с информатизацией и «интернетизацией», во многом остаются вне поля видимости, и мы сталкиваемся только с их последствиями.

Поэтому столь важно попытаться осмыслить феномены информации и Интернета именно сейчас, когда по своей значимости и влиянию на развитие человечества и научно-технического прогресса они стали знаковыми символами нашего времени эпохи наступающего информационного общества и культуры постмодерна.

Замечу, что в XX веке формирование глобальных информационных сетей и систем, появление новейших коммуникационных технологий впервые в истории человечества создали условия связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы нашей цивилизации и обеспечить доступ к ним практически любому. Естественно, что эти процессы несут с собой глубочайшие качественные перемены во всех сферах жизни общества .

Целью данной работы стало теоретическое осмысление процессов становления информационного общества в Украине, и выявление специфики перехода к данному типу общества в условиях социальных трансформаций и перемен, происходящих на постсоветском пространстве.

На настоящий момент существуют две действующие и «испытанные» на мировой практике модели вхождения стран в информационное общество: калифорнийская (США), где ведущую роль играет бизнес, и финская, основанная на взаимодействии бизнеса, гражданского общества и государства.

Опыт Финляндии в области успешного взаимодействия государства, гражданского общества и бизнеса по переходу к новым информационным технологиям, открывает возможность иной (по сравнению с калифорнийской), более сбалансированной модели эффективной информационной трансформации. Считается, что финская модель (М. Беек, П. Химанен) для развивающихся стран является более эффективной при переходе к информационному обществу . Финская модель рассматривается как более социально ориентированная, и в связи с этим более приемлема для стран СНГ (и в т.ч. для Украины). Е.А. Путилова пишет, что государство, будучи общественным институтом, не ориентированным напрямую на прибыль, стимулирует и обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала, финансируя сферы образования, научные и инновационные центры - т.е. сферы социального роста, а также поддерживает необходимый уровень экономической, структурной, коммуникационной и информационной равномерности в обществе. В свою очередь, бизнес является ключевой фигурой при реализации, обмене и распространении готовых информационных продуктов и технологий, эффективным каналом связи между потребителями и производителями, важным средством конкурентного развития. При этом в непосредственную задачу общества и его институтов входит разработка и формирование политических рамок взаимодействия государства и бизнеса. Благодаря этой выработанной концепции Финляндия стала на сегодняшний день одним из лидеров глобального информационного общества.

В 1993 г. правительство США опубликовало план о перспективе развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action), который предусматривал создание рабочей группы (Information Infrastructure Task Force) по изучению проблем, связанных с НИИ. Этот план содержал основополагающие принципы для развития НИИ. К ним относились мероприятия по поощрению частных инвестиций, разработка концепции универсального доступа к НИИ, содействие технологическим инновациям и создание технопарков, обеспечение интерактивного доступа к сети и государственной информации, представленной в сети, создание мер по защите личной жизни, безопасности и надежности сетей, прав интеллектуальной собственности; улучшение управления спектром радиочастот; координации государственных усилий относительно НИИ. Правительство США поставило развитие НИИ и глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) приоритетом развития страны.

Европа также старалась не отстать от Америки и в июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества была принята программа «Европейский путь в информационное общество» (Europe"s Way to the Information Society: An Action Plan), обеспечивающая быстрое вхождение стран ЕС в информационное общество. В 1995 комиссия ЕС учредила Форум по проблемам становления информационного общества.

С этого времени по всей Европе начинается разработка национальных программ построения информационного общества. С учетом уже достигнутого, перед европейскими странами возник рад новых задач. Прежде всего, нужно было улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной программы либерализации телекоммуникаций и создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.

Также актуальной стала разработка образовательной концепции «обучение всю жизнь» (lifelong learning) и вскоре была запущена особая программа «Обучение в информационном обществе».

Замечу также, что при разработке европейских программ по вхождению в информационное общество на первое место была поставлен человеческий фактор. Например, в так называемой Зеленой книге «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» было предложено вначале разработать программу по всестороннему обеспечению прав человека, и, прежде всего, его права на труд.

В 1996 1998 году появляется ещё одна программа «Обучение в информационном обществе. План действий по европейской образовательной инициативе» (Learning in the Information Society. Action Plan for European education initiative). Её основная цель ускорить вход школ в информационное общество с помощью предоставления им новых средств общения, поощрения распространение мультимедиа в педагогической практике и расширения культурных контактов и лингвистического разнообразия. Для достижения этой цели предлагалось:

  • поощрять взаимосвязь региональных и национальных сетей школ на уровне ЕС;
  • стимулировать развитие и распространение образовательного европейского материала;
  • обеспечить обучение и переподготовку для учителей средней и высшей школы;
  • информировать об образовательных возможностях, которые дают аудиовизуальное оборудование и мультимедийные продукты.

Вслед за образовательной инициативой ЕС многие страны приняли соответствующие инициативы. Например, с 1995 г. в Англии стала работать программа Великобритании «Супермагистрали в образовании - путь вперед», в США - «Вызов технологической грамотности», в Германии - «Школы в сети» [Там же, С. 26].

Одним из самых важных шагов, предпринятых ЕС по переходу его стран к европейскому сообществу стало составление списка приоритетных для Европы программ, имеющих международное значение и демонстрирующих потенциал информационного общества. Эти программы включали такие направления деятельности:

  • разработка и составление глобального перечня информации в электронно-доступном мультимедийном формате;
  • обеспечение всестороннего взаимодействия в развитии широкополосных сетей (организация международных связей между различными высокоскоростными сетями);
  • усиление межкультурного обучения и образования (применение инновационных подходов к изучению языков, особенно для студентов и представителей малого бизнеса);
  • создание цифровых коллекций, баз данных, библиотек, музеев и галерей, а также информационных ресурсов в области экологии, окружающей среды и природных ресурсов.
  • разработка единой информационной сети для управления ситуациями, связанными с чрезвычайными мерами и рисками;
  • разработка и применения информационно коммуникационных технологий в здравоохранении;
  • разработка концепции «Электронного правительства» (e-government), обеспечивающая использование новых информационных технологий для осуществления административной деятельности и электронного взаимодействия между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами;
  • создание и развитие среды открытого и свободного обмена информацией и предоставления глобальных торговых услуг в интересах малого и среднего бизнеса);
  • повышение конкурентоспособности всех морских видов деятельности за счет средств информационных и телекоммуникационных технологий [Там же, С. 27-28].

В 2000 году Европейской Комиссией было принята десятилетняя программа «Электронная Европа» (e-Europe), которая была призвана ускорить продвижение Европы к информационному обществу и цифровой экономике. Основными приоритетами этой программы стали:

  • деятельность по обеспечению каждого субъекта общества выходом в онлайновую среду; поддержка и распространение европейской культуры через создание цифровой литературы;
  • финансирование и развитие новых идей, и предоставление гарантий в области социальной направленности информационного общества;
  • увеличение доверия граждан к государству и укрепление социального согласия.

Если мы обратимся к Украине, то проведенный анализ показал, что в этой области наблюдается серьезное отставание от Европы или же России, как по формированию и темпам развития информационного общества, так и по его теоретическому осмыслению. В локальном гуманитарном знании практически отсутствуют, например, диссертационные исследования по проблемам информационного общества и Интернет-коммуникаций. По развитию ИКТ Украина находится на 78 месте, уступая как России, так и многим развитым странам мира .

Считается, что для Украины вступление в глобальную информационную цивилизацию началось с провозглашением государственной независимости . Так, после определения государственного суверенитета, наряду с другими областями законодательства на Украине стали разрабатываться национальное законодательство и подзаконные нормативные акты относительно государственного регулирования общественных информационных отношений, в том числе таких, которые непосредственно связаны с информатизацией, компьютеризацией и автоматизацией.

Крайне важным для информатизации украинского общества стала принятая Министерством образования и науки Украины Программа информатизации средней школы, а также разработка Верховной Радой Украины Законов «О телекоммуникации», «О деятельности в сфере информатизации», «О концепции информационной политики», «Об электронной цифровой подписи», «О внесении изменений в действующий Закон «Об информации» и др. На настоящий момент принято или находится в состоянии рассмотрения тридцать два закона в области информатизации страны .

Хотелось бы отметить, что проведенный анализ уровня развития информационного общества или готовности к построению такового показал, что Украина пока что не достигла статуса развитой страны и не стала одним из основных игроков мировой экономики, не означает, что она не имеет шансов на разработку и использование передовой стратегии. Ряд исследователей становления информационного общества на Украине полагают, что страна имеет значительный потенциал и глубокие традиции в области построения информационного общества, а также подготовленные и квалифицированные кадры, работающие в ИТ секторе: так, Украина входит в пятерку государств с наибольшим кадровым потенциалом специалистов по компьютерным наукам, а по уровню подготовки кадров, обслуживающих информационные технологии, Украина продолжает лидировать в Европе . Ежегодно в Украине высшие учебные заведения выпускают примерно 50 тысяч специалистов в области высоких технологий (включая математиков). Украина занимает четвертую позицию в мире после США (194 тыс.), Индии (145 тыс.) и России (68 тыс.) по количеству сертифицированных программистов (данные Международного агентства Брейн Бенч (Brain Bench));

особенностью украинского подхода, как указывают некоторые исследователи, к построению информационного общества, стала его заметная «интеллектуализация» . Разработанные на Украине такие направления, как искусственный интеллект, теория самоорганизации, системный анализ, новые подходы к разработке ЭВМ и т.п., характеризовались как новый качественный рубеж в мировой кибернетике. Они основывались на воспроизведении механизма деятельности мозга человека при решении сложных практических задач, и оказались одними из самых плодотворных для развития всей кибернетики . Именно в Киеве академиком Лебедевым была создана первая в СССР и третья в мире электронно-вычислительная машина, а в 1964 году основатель и первый директор Института кибернетики НАНУ, академик Виктор Глушков предложил советскому правительству проект Общегосударственной системы сбора и обработки информации для управления экономикой страны, которым, фактически, ввел понимание основ информационно-компьютерных технологий как важного инструмента для развития всего общества и государства .

Прекрасно осознавая все сложности становления и развития информационного общества, Верховная Рада Украины принимает ряд законов относительно информатизации всех сфер общественной жизни страны. Среди них приоритет был отдан:

  • информатизации правоохранительной деятельности;
  • развитию интернет-технологий и созданию надежного фундамента информационной безопасности человека, общества и государства;
  • обеспечению широкого доступа к сети Интернет рядовым гражданам государства;
  • представлению в сети Интернет всесторонней (правовой, политической, экологической и т.д.) информации об Украине;
  • развитию сервисных услуг через сеть Интернет.

В 2003 года была разработана Общегосударственная Программа «Электронная Украина». Однако ряд специалистов по информационным технологиям и изучению информационного общества сильно критикуют данный документ. Например, по мнению А.В. Колодюка, основной её недостаток состоит в отсутствии четко поставленных стратегических целей, которые должны быть согласованы с существующими программами социально-экономического развития страны, и в программе отсутствует мотивация для привлечения других секторов общества для ее реализации . Собственно, Программа является набором технологических проектов, которым целиком подошел бы статус части Плана Действий, разработанного на основе более широкого стратегического документа, и она может быть обречена разделить судьбу многих других программ, которые были приняты в Украине без заметных практических следствий .

Итак, если попытаться обобщить как западный, так и украинский опыт перехода к информационному обществу, то можно прийти к таким выводам.

Построение и развитие информационного общества в любой стране обеспечивается эффективным взаимодействием четырех субъектов информационной трансформации: государства, бизнеса, общественных институтов и отдельных индивидов.

При этом основной задачей в переходный период к информационному обществу является соблюдение баланса между социальной, политической, экономической и структурной составляющими информационного пространства.

Одними из наиболее существенных факторов, оказывающих непосредственное влияние на становление информационного общества, является уровень образования и переориентация сырьевого производства на наукоемкие и инновационные технологии.

Крайне важной составляющей в трансформационный период является и информационная политика государства, которая призвана осуществлять контроль по использованию имеющихся информационных потоков и их распределению. Регулирующая деятельность государства и его общественных институтов должна быть направлена не только на телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, но также должна охватывать всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей информации во всех ее формах .

При определении государством приоритетов и основных направлений области информационной политики, формировании задач для построения эффективной национальной модели

информационного общества, очень важно, в условиях растущих темпов технологического прогресса, не оставить без внимания влияние процессов информатизации на личность, ее «информационные» потребности и безопасность.

В период перехода к информационному обществу критическое значение получает человеческая составляющая: необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших и сверхбольших объемов информации, а также научить его современным средствам, методам и технологии работы с такими объемами. Человек должен иметь также определенный уровень культуры по работе с информацией.

Одной из первостепенных задач в переходной период к информационному обществу является анализ и предотвращение реальных и потенциальных негативных тенденций, возникающих в информационном обществе в области электронной безопасности как среды, так и личности, является разработка национальной стратегии развития информационного общества, которая призвана выполнить ряд задач, основные из которых:

  • увеличение уровня сознания общества, эффективное использование имеющихся ресурсов и вовлеченность общества, бизнеса и государства в активные действия по его построению;
  • консолидация общественных ресурсов для осуществления политических и институциональных реформ в информационном секторе;
  • четкое определение места и роли каждого сектору (государства, бизнеса общественности) в развитии партнерства между секторами;
  • сосредоточение ресурсов для развития ИТ в целях достижения национальных приоритетов, а также дополнительное привлечение в этот сектор инвестиций;
  • развитие экспортно-ориентированных областей экономики .
  • При этом практически все исследователи информационного общества считают, что все перспективные направления развития этого общества в огромной степени своим рождением и развитием обязаны Интернету. Именно с интенсивным развитием сети Интернет и связывается во многом дальнейшее успешное развитие информационного общества в Украине.

общество интернет трансформация постсоветский

Литература

  • 1. Филиппова, Т.В. Социальная роль Интернет. Интернет-публикация (2003) [Электронный ресурс]. Режим доступа www.isn.ru/sociology/filippova/Stat1.doc. Проверено 30.08.2007 г.
  • 2. Путилова, Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества: Дис. канд социол. наук [Текст] / Е.А. Путилова. Тюмень, 2004. 174 с.
  • 3. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст] /М.С. Вершинин. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. 253 с.
  • 4. Щербина, В.М. Образи інформаційного суспільства: соціологічна концептуалізація: Дис. доктор. соціол. наук [Текст] / В.М. Щербина. Київ, 2006. 407 с.
  • 5. Калашнікова, Л.В. Інтернет-сайти вищих навчальних закладів як інноваційні канали комунікацій в умовах формування інформаційного суспільства України: Дис. канд. соціол. наук [Текст] / Л.В. Калашнікова. Харків, 2005. 175 с.
  • 6. Коноплицький, С.М. Соціальні аспекти комунікації в мережі Інтернет: Феноменологічний аналіз: Дис. канд. соціол. наук [Текст] / С.М. Коноплицький. К., 2006. 157 с.
  • 7. The Global Information Technology Report. Интернетпубликация (2007) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global % 20Info rmation % 20Technology % 20Report/index. Проверено 04.08.2007.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Чтение в контексте развития информационного общества

В этой, последней публикации нашего цикла статей «Недетские проблемы детского чтения» мы хотим остановиться на еще одном ракурсе проблемы: роли «Человека читающего» как человека информационно грамотного – подготовленного для жизни в развивающемся информационном обществе. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы поддержки детского чтения и обучения школьников с точки зрения развития у них культуры чтения – информационной культуры в контексте развития происходящих процессов.

Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям и библиотекарям.

Безусловно, главное при построении информационного общества - это четко оформленная в виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества – это и задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию.

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества, затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Мы остановимся на нескольких главных (с нашей точки зрения) моментах, поскольку от знания их специалистами зависит, насколько они будут включены в происходящее. Именно от педагогов и библиотекарей во многом зависит, как скоро в России будет построено информационное общество и насколько оно будет демократичным и гуманным для его будущих граждан.

В последнее десятилетие многие страны мира демонстрируют новые подходы и политику, которая способна быстро продвинуть общество на новый уровень развития. Это сценарий формирования информационного общества с новой экономикой, которая основана на знаниях, и где акценты сделаны на развитие науки, инноваций, информационной индустрии, образования и культуры.

Построение информационного общества в последнее десятилетие стало стратегической целью для многих стран. Так, в США в 1993 г. был принят план развития глобальной информационной инфраструктуры, в Канаде стала развиваться «Информационная магистраль». В 1994 г. Европейское сообщество поставило в числе приоритетных задач создание в странах Европы информационного общества, для чего был создан проект «Электронная Европа», куда вошли специальные планы по развитию культуры и образования.

В информационном обществе происходит расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в последние годы также является развитие идей построения такого информационного общества, в котором будет преодолен разрыв между «информационно бедными» и «информационно богатыми» странами, а каждому гражданину планеты гарантирован свободный доступ к сокровищам мировой культуры, информации и знаний. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет Программы. В состав Комитета вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ. Ниже мы будем ссылаться на информацию членов Российского комитета, участвующих в реализации данной программы, - Е.И.Кузьмина и А.А.Демидова.

Одна из главных целей программы состоит в разработке инструментария и последующей эффективной реализации базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний.

Само название новой программы - «Информация для всех» - говорит о том, что мировое сообщество претерпело существенную эволюцию в осознании рассматриваемой проблемы: раньше она воспринималась, прежде всего, как техническая и технологическая, а сегодня, в первую очередь как гуманитарная, социальная и политическая. Те, кто стоит в центре мировой дискуссии и их организует, всё больше понимают, что во главу угла новой мировой информационной политики ставиться не технологии и даже не сама информация, а её создатель и конечный потребитель - человек.

Основной предмет Программы - это информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе технологии не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах, поскольку каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации. Программа должна содействовать уменьшению разрыва между информационно богатыми и информационно бедными: странами, социальными группами, отдельными людьми.

В соответствии с мандатом ЮНЕСКО, предоставленным Программе “Информация для всех”, она должна сыграть ключевую роль в осуществлении политики ЮНЕСКО - повсеместно способствовать развитию «образования для всех», «свободному обмену информацией и знаниями» и увеличению средств коммуникации между людьми.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ.

В 2000 г. Окинавская хартия глобального информационного общества была подписана главами семи ведущих стран мира и Президентом России В. В. Путиным. Подписание этого документа является свидетельством нового курса России на вхождение в информационное общество, изменения в системе экономических приоритетов, а также социальных институтов общества с использованием ИКТ.

Сегодня в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

Сегодня главной из насущных задач, с нашей точки зрения, является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).

В новой, уже развивающейся в России ситуации школьник с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий включается в бескрайнее информационное пространство. Готовы ли к этому наши детей и подростки? Насколько и как учит этому сегодня школа? Где и как создаются условия для того, чтобы школьники могли освоить комплекс знаний и умений работать с информацией?

На основании результатов ряда исследований мы утверждаем, что – нет: школьники к этому не готовы (в преобладающем большинстве), и школа учит этому совершенно недостаточно. Что же касается условий, то пока что в полной мере не осознается простая истина: главная площадка для этой работы – это школьная библиотека - медиацентр, которая при обучении школьников читательской и информационной культуре начинает играть центральную роль. Вместе с учителем чтения и учителем, обучающим школьников информационной культуре, школьный библиотекарь также участвует в этом процессе как библиотекарь-педагог. Помогать ему в этом процессе призваны библиотекари специализированных детских и юношеских библиотек (а также многих других). И такая работа уже ведется во многих регионах страны.

Чтение и информационная культура личности

Одной из задач подготовки будущих граждан к жизни в информационном обществе является обучение школьников основам информационной культуры.

Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. К сожалению, у нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается тот важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. У нас до сих пор нет в школах учителей чтения и информационной культуры (не компьютерной грамотности, которая, безусловно, совершенно необходима школьнику), в результате чего школьники недостаточно умеют работать с информацией, а также не могут грамотно оформлять свои информационные материалы.

Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

В одном из подходов, развиваемых специалистами - зарубежными экспертами, при освоении ресурсов школьной библиотеки и развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:

Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);

Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников);

Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);

Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);

Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);

Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);

Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);

Как ее представить? (представление, коммуникация)

Каков результат? (оценка).

Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов[i]

Одной из причин неудовлетворительных результатов обучения школьников в области информационной культуры является практически полное отсутствие в структуре знаний и умений технологического компонента - совокупности знаний и умений, связанных с ответом на вопрос «Как делать?» Между тем, от школьников требуется уметь самостоятельно подготовить аннотации, рефераты, дайджесты, обзоры, доклады и т.п., занимающих все большее место в учебном процессе. При этом в сознание школьника закладывается ошибочное представление о простоте деятельности по аналитико-синтетической переработки информации.

При поддержке ЮНЕСКО, Минкультуры России и Администрации Кемеровской области на базе Кемеровской государственной академии культуры и искусства был создан Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы. Цель этого проекта - изучение проблемы, создание методологии и методики воспитания информационной культуры человека с самого детства, привитие потребностей в информации, навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования информации, критической её оценки, умения её создавать в традиционном и в электронном виде. В рамках проекта выполнено первое в своем роде базовое исследование “Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях.

Коллективом ученых под руководством Н.И.Гендиной в КемГАКИ был разработан новый курс «Основы информационной культуры личности», основная цель которого – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их в учебной деятельности, что достигается в ходе решения следующих задач:

Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими входе обучения задачами;

Овладение методиками формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки информации;

Изучение и практическое использование технологии результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовки сочинений, рефератов, обзоров).

Согласно позиции авторов, практическая направленность курса позволит им более рационально работать с учебной и научной литературой, иметь представление о потенциале новых информационных технологий и многое другое. Курс ориентирован на старшеклассников, и преподавать его должны специально подготовленные специалисты - учителя, библиотекари.

Библиотекари-педагоги

Мы хотим подчеркнуть, что именно школьные и детские библиотекари в последнее время создают для школьников программы, где интегрируются основные компоненты для развития у школьников читательской и информационной культуры. Например, в младших классах идет помощь учителям в развитии у школьников основ читательской культуры (помощь в рекомендации программ внеклассного чтения, организация экскурсий в детские библиотеки и др.), в средних классах – обучение основам библиотечно-библиографических знаний, умению работать с информацией, в старших классах – обучение школьников основам информационной культуры в тех аспектах, которые заложены в приведенном выше подходе. Хорошей иллюстрацией данного подхода является опыт многих школьных библиотекарей. Так, например, в Муниципальной гимназии №1 Новосибирска в библиотеке гимназии школьники получают знания и навыки информационной грамотности: для учащихся 1-8 класса – это курс Библиотечно-библиографической грамотности, для учащихся 9 класса – «Основы информационной культуры», разработанные в КемГАКИ. Так многие библиотекари стремятся на практике участвовать в обучении школьников основам читательской и информационной культуры.

Однако сегодня абсолютно необходимо изменение отношения к культуре чтения и информационной культуре на всех уровнях: теоретическом, методическом, организационном; нужно готовить учителей и библиотекарей(как библиотекарей-педагогов, и прежде всего – школьных, детских и юношеских библиотекарей), которые смогут помогать учителям и также участвовать в процессе обучения школьников основам культуры чтения и информационной культуры.

Мировое сообщество идет по пути укрепления роли библиотек и информационных служб в качестве путей выхода на информационные магистрали, опираясь, прежде всего, на публичные и школьные библиотеки в качестве эффективных средств расширения доступа к образованию, культуре и знаниям.

Два года назад Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) разработала «Манифест ИФЛА об интернет». В нем говорится: «Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернет. Для одних пользователей они предлагают условия, руководство и помощь, для других они являются единственной точкой доступа к информации. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении».

В России библиотеки пока что недостаточно включены в процессы развития информационного общества. Опасно недопонимание роли библиотек различных типов и уровней, которые могут и должны стать опорой инфраструктуры строящегося в России информационного общества, и особенно опасно недопонимание роли библиотек, работающих с детьми – школьных, детских, юношеских (и других).

Одной из ключевых сегодня становится задача интенсификации включения всех типов библиотек, работающих с детьми, в программы развития интернета, в развитие информационно-образовательного пространства; задача технического переоснащения библиотек, работающих с детьми, повышения квалификации детских, школьных, юношеских библиотекарей для работы с новыми информационными технологиями. Иначе разрыв между детьми (и подростками) и взрослыми - библиотекарями будет постоянно возрастать. Библиотекари могут и должны взять на себя задачи помощи учителям в подготовке юных к жизни в обществе знаний; но необходимо, прежде всего, изменение к отношения к ним со стороны государства и общества.

Еще раз – об учителях чтения

Выше мы остановились только на одном ракурсе проблемы: роли чтения в процессе работы с информацией. Но это лишь часть проблемы взаимодействия

Похожие рефераты:

Новые возможности в образовании. Изменение ролей учащихся и преподавателей в образовательном процессе. Новые информационные технологии и высшее образование. Чем отличается дистанционное образование от заочного?

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим.

Роль чтения в формировании интеллектуальной, образованной и социально ценной личности. Значение среды в формировании ребёнка-читателя. Принципы изучения читателя-ребенка в библиотеке. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя.

Информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Вместе с этим изменяется и парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости.

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел судами общей юрисдикции.

Несмотря на бурное развитие технологий, которые преобразили весь процесс создания, поиска и доставки информационных продуктов, за последние годы значительно возросло количество посетителей в библиотеках, потребность в библиотечных фондах.

Эффективность современного профессионального образования базируется на самостоятельной деятельности людей и находится в прямой зависимости от двух факторов: уровня информационной культуры и доступности информационных ресурсов.

Как подготовить информационно образованного учителя

Одно из перспективных направлений развития образования – процесс его информатизации, предполагающий использование новых информационных технологий, их методов и средств для реализации идей оптимизации образовательного процесса.

Инновационное развитие: элемент общего развития библиотеки как общественного института. Направления методического обеспечения функционирования библиотек: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. Новшества в современных библиотеках.

Начиная с середины века, но особенно в 80-е годы в западных странах прошел процесс осознания феномена функциональной (вторичной) неграмотности, который иногда называется "кризисом чтения".

Предмет изучения информационной инноватики. Зависимость восприятия информации от объема тезауруса. Упорядочение знаний в универсальные классификаторы. Структура информационных потоков. Гиперпространство как потенциальное хранилище памяти цивилизации.

Характеристика этапов информатизации системы российского образования: факторы влияния, основные стратегии и результаты. Изучение понятия информатизации образования - обязательного условия создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Информационное общество [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Формирование и развитие информационного общества имеет глобальный характер, при этом основные признаки и черты информационного общества формировались в первое десятилетие XXI века. В значительной степени данный процесс способствует появлению новых экономических стимулов, точек роста, развитию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия.

Понятие информационного общества

Логично, что фундаментом информационного общества выступает информация. В концептуальном плане информация выступает уже самостоятельной ценностью, во многих случаях она может быть оценена, приобретена, что ставит ее на один уровень с материальными ценностями и энергией. В ряде случаев информация становится одним из ресурсов функционирования предприятий, организаций, фактором прогресса.

Основным фактором для создания комплексных условий развития информационного общества стало появление сети Интернет, что позволило формировать единую мировую информационно-коммуникационную среду и общее киберпространство.

Информационное общество – это фаза развития человеческой цивилизации, в которой резко повышается ценность, роль и значение информации и знаний.

Концепция информационного общества представляет его как особой природы надстройку над современным общественным устройством, когда информация, знания и информационные технологии интенсивно проникают и внедряются во все сферы общества.

Современное информационное общество

Современное информационное общество обладает следующими чертами:

  1. Повышение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Интенсивное развитие информационных технологий и коммуникаций.
  3. Увеличение доли продукции сектора информационных технологий в структуре ВВП.
  4. Существование мирового информационного пространства.
  5. Эффективное информационное взаимодействие людей и социальных групп.
  6. Улучшение доступа к информации.
  7. Существование многообразия информационных продуктов и услуг.

Современное информационное общество характеризуется следующими аспектами.

Во-первых, продолжается усиливаться роль информации и знаний в жизни общества, при этом информационная насыщенность хозяйственной, экономической, финансовой, управленческой, коммерческой, производственной сфер деятельности также существенно возрастает. Для многих сфер деятельности информация и знания становятся важнейшим ресурсом социально-экономического развития. Аналогично, новые точки экономического роста связаны исключительно с информацией, знаниями, их реализацией и внедрением в традиционные сферы.

Во-вторых, индустрия информационных технологий формирует особый сектор экономики, который является одним из наиболее динамичных и быстроразвивающихся.

В-третьих, информация, информационные услуги, отдельные знания являются предметом потребления, они могут быть приобретены, проданы, переданы во временное пользование. При этом в ряде случаев уже возникли устойчивые рыночные структуры, например, информационно-коммуникационные технологии, телекоммуникации и сектор обслуживания данных рынков.

В-четвертых, модели социальной, экономической, управленческой, финансовой, производственной организации частично трансформируются, становятся шире, повышают свою гибкость благодаря использованию информационных технологий.

Основная тенденция – роль информации последовательно растет, поиск новых знаний интенсифицируется. Информация и знания выступают важным фактором производства и экономического роста. Экономический успех все больше обуславливается наличием информации, использованием инноваций и непрерывного развития.

Развитие информационного общества

В развитии информационного общества можно выделить 3 этапа:

  1. 1950-1980 гг. – Возникновение тесной связи науки, технических разработок и производства. Резкий рост динамики производства, формирование предпосылок появления современных наукоемких технологий.
  2. 1980-2000 гг. – Глобализация социально-экономических отношений, интенсификация международных связей и усложнение мирохозяйственных процессов. Сокращение числа сугубо локальных социально-экономических событий и процессов.
  3. 2000-2020 гг. – Значительное усложнение всех сфер деятельности человечества, формирование сложной мировой хозяйственной системы. Одновременное усиление интеграционных процессов в экономической сфере, стремлений отдельных государств сохранить свой экономический, политический и культурный суверенитет. Появление новых интеграционных союзов: БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Современное и дальнейшее развитие информационного общества связано с созданием и внедрением новых информационных и коммуникативных технологий во все сферы человеческой деятельности. Все это потребует серьезной и глубокой перестройки современного общества.

Основные направления развития информационного общества:

  • Электронная коммерция
  • Телемедицина
  • Дистанционное образование
  • Роботизация
  • Цифровая экономика
  • Электронные услуги
  • Дистанционное получение государственных услуг

Развитие информационного общества на его современном уровне определяется повышение требований к адаптации к резко возросшим темпам изменений в экономике, производстве, технологиях и т.д. Следствием этого является одновременное усиление интеграционных тенденций на локальном, национальном и международном уровне, при этом нарастают тенденции к суверенитету, самообеспечению на тех же уровнях.

Развитие информационного общества – это совокупность процессов, затрагивающих изменение государственного устройства, общества, экономической системы, технологий, производства и жизни отдельных людей в контексте повышения роли информации и знаний.

Развитие информационного общества, обладая существенным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого отдельного человека, расширяет возможности для частных лиц, предпринимателей, формирует предпосылки для дальнейшего повышения эффективности производства, экономии ресурсов и ориентирует на инновационный тип развития. С этим сопряжена и возможность доступа к информационным ресурсам человеческой цивилизации буквально каждому человеку, а также возможность коммуникации между весьма удаленными точками нашей планеты.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное получение государственных услуг. Сюда относятся большинство государственных услуг, которые можно получить через сайт https://www.gosuslugi.ru
  2. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  3. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  4. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  5. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  6. Удаленная работа через Интернет.
  7. Налоговое администрирование.
  8. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  9. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про "По городу недорого!!!" как страшный сон).
  10. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Проблемы информационного общества

Перечислим основные проблемы информационного общества.

  1. Глобализация приводит к размыванию национального суверенитета отдельных государств, экономических и политических границ, что усугубляется образованием глобальных конгломератов в области коммуникаций, производства, информации и т.д.
  2. Ускорение темпов индустриализации и интенсификация взаимодействия между разными государствами ведет не просто к взаимному обмену культурными достижениями, но создает условия для культурной агрессии со стороны ряда стран. В совокупности с унификацией культур, это обостряет опасность утраты отдельными народами своей культурной, национальной, языковой самобытности, а также приводит к навязыванию человечеству культа потребления, что отвечает только интересам транснациональных корпораций.
  3. Усиление глобализации экономики и производства может неблагоприятно повлиять на состояние окружающей среды и политику по ее охране.
  4. Происходит наступление (в перспективе с полным уничтожением) права на труд и социальную защиту.
  5. Широкое распространение так называемое "экранной" или "эталонной" культуры в условиях неизбежности столкновения такой виртуальной культуры с объективной реальностью создает существенные психологические и социальные проблемы для людей.
  6. В условиях нарастания информации, увеличения объемов получаемой информации людям становится сложнее контролировать ее содержание и ограждать себя от избыточной информации.
  7. Возможности свободного распространения информации создают угрозы передачи опасной для общества информации, появляется проблема безопасности личных данных.

Отдельно следует упомянуть и проблему информационного неравенства, когда некоторые людей оказываются отрезаны от информации, как по объективным причинам, так и по субъективным соображениям. В результате, общество разделяется на тех, кто пользуется информационной средой, и тех, кто нет. При этом многие люди, особенно старших поколений, сознательно относят все информационные технологии к зоне отчуждения и не хотят с ними связываться. Это может привести к тому, что в относительно недалеком будущем такие люди могут оказаться за бортом общественных процессов в целом.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows