В чем суть метода установления статусов. Понятие и виды социальных статусов. Общественные или социально-демографические группы

В чем суть метода установления статусов. Понятие и виды социальных статусов. Общественные или социально-демографические группы

12.04.2019

Используют ли, по мне­нию автора, учёные-обществоведы по­ня­тие «общество» для опи­са­ния при­род­ных реалий? При­ве­ди­те фразу из текста, ко­то­рая по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный вопрос. На­зо­ви­те один при­мер со­ци­аль­ных ре­а­лий из числа со­дер­жа­щих­ся в тек­сте и при­ве­ди­те два соб­ствен­ных при­ме­ра об­ще­ствен­ных реалий.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество - природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании

термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из

природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников - прежде всего биологов - универсализировать понятие «общество», распространить его на природу,

рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов - порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

(по В.В. Миронову )

Пояснение.

Ответ на вопрос: не используют.

Фраза из текста: «..большинство фи­ло­со­фов и со­цио­ло­гов кри­ти­че­ски от­но­сят­ся к по­пыт­кам учёных-естественников - пре­жде всего био­ло­гов - уни­вер­са­ли­зи­ро­вать по­ня­тие «общество», рас­про­стра­нить его на природу.. »

Пример из текста: могут быть на­зва­ны гидростанции, сим­фо­ни­че­ская му­зы­ка или совесть.

Собственные примеры: города, мо­раль­ные нормы.

Могут быть при­ве­де­ны иные умест­ные примеры.

25 Виды статусов

Главный статус - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальный статус - положение человека в обществе как представителя большой социальной группы.

Личный – в малой, зависит от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами. Например, лидер, аутсайдер, душа компании в группе. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Приписываемый статус – такое положение в обществе, над которым человек не имеет контроля и которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий. Приписываемым может быть прирожденный статус, в котором человек рожден и который получил подкрепление в общественном мнении (пол, национальность, раса). Биологическим, но не прирожденным является возрастной статус.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий, находится под контролем человека, требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий.

Смешанный обладает чертами приписываемого и достигаемого.

26 Элементы статуса: права, символы, обязанности

Статусные права и обязанности. Права - мера возможного поведения; обязанности - мера должного поведения. Чем выше статус, тем больше объем прав и больше круг обязанностей, тем жестче требования к статусным обязанностям.. В закрытом обществе контроль за соблюдением обязанностей жестче, чем в открытом.

Статусный диапазон - свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли.

Статусные символы - внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов. Это может быть униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения. Статусные символы значимы, прежде всего, в формальных организациях.

Статусный образ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности.

Статусная идентификация - отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним.

Статусное видение мира - особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.


27 Социальная роль

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть: институционализированные (институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены), конвенциональные (принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные (связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности) и межличностные социальные роли (связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне).

28 Ролевой набор. Смена ролей

Ролевой набор - несколько социальных ролей, ассоциируемых с одним статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью.

Смена ролей. Традиционная роль мужчины – кормилец семьи, а женщины – хранительница очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей значительно меняется. Женщина в силу разных обстоятельств принимала на себя кроме собственных еще и мужские роли, и это все происходило в 5 этапах:

1. конец 19 - начало 20 века – бурное развитие промышленности выталкивало из деревни огромные массы крестьян и они уходили на отходные промыслы. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина, берущая на себя значительную часть мужских работ. Так начал формироваться нетрадиционный тип сильной, независимой, деловой женщины.

2. сталинская индустриализация 30-х годов – возводилось огромное количество промышленных объектов, мужской силы не хватало. В экономику страны активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин – работниц. Государством мужчины и женщины уравнены в правах.

4. этап становления мускулинного типа женщины добавил в социальный портрет Россиянки новые черты: высокий уровень разводов, алкоголизм мужчин, низкая з/п, образовалась двухкарьерная с двумя кормильцами модель семьи).

29 Социальная стратификация

Социальная стратификация - это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.


Лет - 12 тыс. чел.; до 49 лет - 4,1 тыс. чел.; свыше 50 лет - 5,8 тыс. чел. Причем средний возраст безработных составлял 34,3 года. Трудовые ресурсы Одной из основных категорий социологии труда являются трудовые ресурсы. Их изучением занимаются многие науки. Что же интересует социологов? В частности, такая характеристика, как степень мобильности трудовых ресурсов. К примеру, размещение трудовых...

Обычаи мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага. 1. Социальные условия возникновения социологии Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в...

Имеют огромное, подчас решающее каузальное значение для поведения людей» и т.д. Принципиально важно зафиксировать то, что теоретико-методологической предпосылкой, исходной реальностью и элементарной клеточкой социологии Вебера является представление о целерационально действующем индивиде и производном характере всех форм коллективности типа «народ», «общество», «государство» и т.д. Так, он пишет...

Об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма. Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а...

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью



Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе

Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей . Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.

Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Социализация индивида

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

- в сфере деятельности - расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

- в сфере общения - обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

- в сфере самосознания - формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Раздел 4: Политика

Понятие власти

1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)

Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:


· всеобщность - проникает буквально все человеческие отношения.

· инклюзивность - соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.


2. Структура власти

1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;

2) приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;

3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть

4) подчинение объекта власти приказу;

5) общественные нормы , устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

3. Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духов­но-информационной):


1) легальность (формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

2) верховенство (суверенность) , обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;

3) публичность , т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);

4) моноцентричность , т.е. наличие единого центра принятия решений;

5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).


4. Понимание политической власти, вытекающее из разного понимания политики

5. Компоненты политической власти

Социальный статус — положение личности или социальной группы в социальной системе.

Статусный ранг — положение личности в социальной иерархии статусов, на основе которого формируется статусное мировоззрение.

Статусный набор — совокупность нескольких статусных позиций, которые одновременно занимает индивид.

Представления о социальном статусе

Понятие «социальный статус» впервые начал использовать в науке английский философ и юрист XIX в. Г. Мэйн. В социологии понятие статус (от лат. status — положение, состояние) употребляется в разных значениях. Доминирующим является представление о социальном статусе как о положении личности или социальной группы в социальной системе, которое характеризуется определенными отличительными признаками (правами, обязанностями, функциями). Иногда социальным статусом обозначают набор таких отличительных признаков. В обычной речи понятие статуса используется в качестве синонима престижа.

В современной научной и учебной литературе определяют как: о положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями;

  • положение субъекта в системе межличностных отношений,
  • определяющее его права, обязанности и привилегии;
  • положение индивида в системе межличностных отношений, обусловленное его психологическим влиянием на членов группы;
  • соотносительное положение индивида в обществе, определяемое его функциями, обязанностями и правами;
  • положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями;
  • показатель положения, занимаемого индивидом в обществе;
  • соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы;
  • положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества, определяемое по специфическим для конкретного общества признакам — экономическим, национальным, возрастным и др.;
  • место индивида или группы в социальной системе в соответствии с их характеристиками — природными, профессиональными, этническими и др.;
  • структурный элемент социальной организации общества, который предстает перед индивидом как позиция в системе социальных отношений;
  • соотносительную позицию индивида или группы, определяемую социальными (экономическое положение, профессия, квалификация, образование и т.п.) и природными признаками (пол, возраст и т.д.);
  • совокупность прав и обязанностей индивида или социальной группы, связанных с выполнением ими определенной социальной роли;
  • престиж, характеризующий позиции индивида или социальных групп в иерархической системе.

Каждый человек в обществе выполняет определенные социальные функции: студенты учатся, рабочие производят материальные блага, менеджеры управляют, журналисты рассказывают о происходящих в стране и мире событиях. Для выполнения социальных функций на индивида в соответствии с социальным статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус человека, тем больше у него обязанностей, тем жестче требования общества или социальной группы к его статусным обязанностям, тем больше негативные последствия от их нарушения.

Статусный набор — это совокупность статусных позиций, которые каждый индивид занимает одновременно. В этом наборе обычно выделяют следующие статусы: аскриптивный (приписанный), достигнутый, смешанный, главный.

В социальный статус индивида был относительно устойчив в силу сословной или кастовой структуры общества и закреплялся установлениями религии или закона. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют аскриптивные (приписанные) и достигнутые социальные статусы.

Приписанный статус — это социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов — по закону, рождению, полу или возрасту, расовой и национальной принадлежности, системе кровного родства, социально-экономическому положению родителей и т.д. Например, нельзя вступить в брак, участвовать в выборах, получить водительские права, не достигнув необходимого для этого возраста. Приписанные статусы интересуют социологию только в том случае, если они являются основанием для социального неравенства, т.е. влияют на социальную дифференциацию и социальную структуру общества.

Достигнутый статус - это социальный статус, приобретенный его носителем благодаря собственным усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, звание, должность, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на социальном статусе индивида в обществе.

Между приписанными и достигнутыми социальными статусами существует прямая связь. Достигнутые статусы приобретаются в основном в конкурентной борьбе, однако некоторые достигнутые статусы в значительной мере определяются аскриптивными. Так, возможность получения престижного образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, непосредственно связана с преимуществами семейного происхождения. Наоборот, наличие высокого достигнутого статуса в значительной мере компенсирует низкий аскриптивный статус личности в силу того, что ни одно общество не может игнорировать реальных социальных успехов и достижений индивидов.

Смешанные социальные статусы обладают признаками приписанных и достигаемых, но достигаемых не по желанию человека, а в силу стечения обстоятельств, например в результате потери работы, стихийных бедствий или политических потрясений.

Главный социальный статус индивида определяет преимущественно положение человека в обществе, его образ жизни.

манеру поведения. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек? Как он зарабатывает на жизнь?» Ответ на этот вопрос многое говорит о человеке, поэтому в современном обществе главным статусом индивида является, как правило, профессиональный или должностной.

Лычный статус проявляется на уровне малой группы, например семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. В малой группе индивид функционирует непосредственно и его статус определяется личными качествами и чертами характера.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии или профессии.

Понятие и виды социального статуса

Содержательное различие между сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям. Социальный статус - это положение человека в структуре группы или общества, обусловливающее определенные права и обязанности. Говоря о статусе, мы абстрагируемся от любой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Можно сказать, что статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.

Как и ролей, статусов может быть много и в целом любой статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Основной статус - ключевой из всей совокупности социальных статусов индивида, преимущественно определяющий его социальное положение и значение в обществе. Например, основным статусом ребенка является возрастной; в традиционных обществах основным статусом женщины является пол; в современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.

Социальный статус может быть:

  • предписанный — полученный от рождения или в силу не зависящих от его носителя факторов — пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста;
  • достигаемый — приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. На статусе человека в обществе сказываются уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак. Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, поэтому существование достигаемого статуса несет возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности;
  • личный — проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно (семья, трудовой коллектив, круг близких друзей), он определяется его личными качествами и чертами характера;
  • групповой — характеризует индивида как члена большой социальной группы — представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т.д.

На основании социологических опросов установлено, что большинство россиян в настоящее время своим положением в обществе скорее довольны, чем недовольны. Это очень значимая положительная тенденция последних лет, так как удовлетворенность своим положением в обществе — не только существенная предпосылка социальной стабильности, но и очень важное для людей условие комфортности их социально-психологического состояния в целом. Среди тех, кто оценивает свое место в обществе как «хорошее», почти 85 % считают, что жизнь у них складывается хорошо. Этот показатель мало зависит от возраста: даже в группе старше 55 лет около 70 % разделяют это мнение. Среди тех, кто недоволен своим социальным статусом, картина оказалась противоположной — почти половина из них (при 6,8 % по массиву в целом) считает, что жизнь у них складывается плохо.

Статусная иерархия

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным , которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным , которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации. Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов. Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами. Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий».

Поскольку системы являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей. В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

    предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

13.1 . Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор. 13.2 . Виды (классификации) статусов : 13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе : 1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.). 2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества. 3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. 13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора : Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.). 1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.). Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.). !!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность). 2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным. 13.3 . Иерархия статусов : Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы. Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий. 13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса : 13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус; 13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать; 13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли; 13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения; 13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности; Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.). 13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса. 13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом. 13.6 . Престиж и авторитет . Престиж (франц . prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Авторитет (нем . Autoritat, от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

23) Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы

Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы

Это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни

как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме - город и колхозная деревня (в лучшем случае - и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это - проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои

Это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя: 1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной

структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда - не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы.

Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0--14 лет), молодые и средние возрасты (15-49 лет), старшие (пожилые) - 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже

установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи

как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

Важным элементом социальной структуры общества являетсясемья

Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи

представляется наиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части

анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения

не только семей, но и отдельно проживающих членов семей иодиночек.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния

населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив

(ячейка общества)-

это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные,

групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являютсясоциально-этнические

общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос,

означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак рода племенных объединений - кровнородственные связи его членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности - территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа

Под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе

(контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная

Это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой

называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной

понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная

(официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа

Это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы,

под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows