Информационные ресурсы современного общества. Информационные ресурсы общества. Описание алгоритма решения задач

Информационные ресурсы современного общества. Информационные ресурсы общества. Описание алгоритма решения задач

12.04.2019

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

Литература

    1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

    2. Там же. С. 70

    3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

    4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

Обсудим вначале само понятие «информационный ресурс». Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов .

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимость понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

Отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

Форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Классификацию национальных информационных ресурсов можно посмотреть в Таблице классификации информационных ресурсов.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром , стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом:

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие:

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.

Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе . Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

· государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

· библиотечные информационные ресурсы;

· информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Классификация информационных ресурсов. Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.

· Библиотечные ресурсы. Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

· Архивные ресурсы. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны.

· Научно-техническая информация. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

· Правовая информация и информация государственных (властных) культур. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации, без которой не может существовать ни одно государство.

· Отраслевая информация. Свои отраслевые информационные ресурсы существуют у любой социальной промышленной аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

· Финансовая и экономическая информация

· Информация о природных ресурсах и т.д.

Информационный продукт - это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг .

Услуга - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга - это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные ресурсы

Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «информационный ресурс», рассмотрим, что такое «ресурс».

«Ресурс - это запас или источник некоторых средств».

Такое определение «ресурса» дано в учебнике А.В. Могилева. Там же приведены виды общественных ресурсов, которые я представила в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Виды общественных ресурсов

Но такое определение понятие «ресурса» не единственно. Так, например, в учебном пособии К.К. Колина приведена следующая трактовка данного понятия.

Ресурсы - это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

Это определение более подробное и дает конкретное представление о ресурсе.

В современном обществе одним из важнейших видов ресурсов являются информационные ресурсы.

Не смотря на то, что понятие «информационные ресурсы» используется все более широко, в настоящее время нет его общепринятого понятия, что создает проблему при разработке политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «информационные ресурсы».

Существует много подходов к определению этого понятия.

Так, например, в Федеральном Законе России «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

В учебнике А.В.Могилева дается другое определение понятия: «Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым».

Такой подход к определению, что такое информационный ресурс дает понять разницу между информационными и другими видами ресурсов. А именно, всякие другие ресурсы после их использования исчезают, например, сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п. А информационные ресурсы остаются, ими можно пользоваться многократно, их можно копировать без ограничений. Тем более при использовании информационных ресурсов. Они могут увеличиваться, так как использование информации редко носит пассивный характер. Но, не смотря на это, информационный ресурс не является самостоятельным ресурсом и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Чтобы реализовать информационные ресурсы во что-то материальное, необходимо соединить их с другими ресурсами: техникой, энергией, сырьем и т.д.

Итак, обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что под информационными ресурсами понимают всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Из определений можно сделать вывод, что существует множество информационных ресурсов, так же множество сфер, в которых нужны те или иные ресурсы.

Исходя их этого, можно классифицировать информационные ресурсы. Для этого, например, используют некие параметры, которые будут делить все информационные ресурсы на классы. Пример такой классификации представлен на рисунке 2.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (электронном) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. В свою очередь, любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Всякий информационный продукт должен быть зафиксирован на любом материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Всякий информационный продукт может распространяться так же, как любой другой материальный продукт с помощью услуг.

Рис. 2. Различные классификации информационных ресурсов

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

«Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке».

Информационные ресурсы страны, региона, организации рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости, запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. В таблице 1 отражено то, как влияют информационные ресурсы на развитие общества.

Таблица 1.Влияние информационных ресурсов на развитие общества

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
  • Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
  • Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются различными государственными, муниципальными, частными информационными организациями и подразделениями. На рисунке 4 представлена классификация национальных информационных ресурсов.

Рассматривая информационные ресурсы, нельзя не отметить огромную роль Интернета как хранилища информационных ресурсов. Не смотря на то, что информационные ресурсы Интернета недостаточно хорошо структурированы и охвачены системами поиска, их количество очень велико. Всякие сведения о пользователях устаревают быстрее, чем публикуются. Достаточно достоверными и проверяемыми являются сведения о количестве зарегистрированных доменов.РФ, отраженные на рисунке 4.

На графике можно увидеть резкие изменения в графике. «Это объясняется тем, что после быстрого роста, последовавшего за пиком регистраций в 2010-2011 годах, домен, за 2012 год, потерял в весе, так и не добравшись до миллиона имен. Что не мешает «точке РФ» оставаться в числе наиболее населенных доменных зон на национальных языках.

Рис. 3. Классификация национальных информационных ресурсов

Рис. 4. Число зарегистрированных доменов.РФ

Проблемы с кириллическим доменом могут быть объяснены реакцией на перегретый интерес к новой зоне. Домен не оправдал ожиданий многих администраторов новых имен - и они от них отказались.

Кириллические адреса можно часто увидеть на рекламных материалах. Однако технические трудности, связанные с использованием многоязычного домена, удалось преодолеть далеко не всем — этот фактор играет важную роль в развитии кириллического доменного пространства.

Что касается будущего домена.РФ, то можно с уверенностью сказать: в 2013-14 годах кириллическая зона сохранит свое значение в Рунете, но так и останется вспомогательным инструментом».

Кроме конкретных данных о зарегистрированных доменах существуют схемы, в которых отражается не только текущее состояние интернет-аудитории, но и прогнозы на будущее на этот счет. Так. На рисунке 6 отражен прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории в России для пользователей старше 18 лет.

Рис. 5. Прогноз динамики суточной и месячной интернет-аудитории,

Россия 18+ (данные в млн человек).

Но среди всех пользователе, также существует своя динамика интернет-аудитории по возрастным группам. Такие данные приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Прогноз динамики месячной и суточной интернет-аудитории по возрастным группам, Россия (данные в %).

Все схемы, приведенные выше, показывают, что Интернет с каждым днем становится все более популярным среди всех людей, не смотря ни на возраст, ни на пол. В настоящее время практически во всех домах есть доступ в Интернет, поэтому большее количество информации люди получают оттуда, так как это можно сделать намного быстрее, чем, например, пойти за необходимой информацией в библиотеку. Тем более информация в интернете постоянно обновляется, а вот в книгах, порой, содержатся данные, имеющие данные прошлых лет, что не всегда актуально.

Тем самым, можно сделать вывод о том, что информационные ресурсы в настоящее время разнообразны. Они также имеют различную классификацию и различные сферы применения. Способы хранения информационных ресурсов постоянно усовершенствуются: если раньше это были библиотеки, то теперь большинство информации, также актуальной на текущий момент, можно найти в Интернете. А это не всегда самый безопасный способ поиска информации.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое информационный ресурс?

2. Какая разница между информационными и материальными ресурсами?

3. Что позволило сделать развитие мировых информационных ресурсов?

4. Что относится к национальным информационным ресурсам?

Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.

    Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

    Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

    Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

    Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

    Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

    Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.

    Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.

    Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.

    Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.

    Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа - информационное общество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. .

За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.

С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачи программы:

    совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;

    обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

    развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

    содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

    развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

    разработка и создание системы электронной торговли;

    формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые результаты:

повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

    создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

    активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

    повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

    повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1

Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Государственное управление информационными ресурсами

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям

    владение и распоряжение информационными ресурсами;

    формирование информационных ресурсов;

    использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

    защита и сохранность ресурсов;

    защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;

    защита от распространения вредоносной информации;

    государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций - с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы - это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

    государственное управление;

    обеспечение прав и безопасности граждан;

Поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

    библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

    Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

    государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

    государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").

Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

Полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения);

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях;

    подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве (при реорганизации);

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица;

    размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

    сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

    идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

    сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows