Информационные ресурсы современного общества. Роль информационных ресурсов в развитии современного общества. Классификация информации, циркулирующей в организации

Информационные ресурсы современного общества. Роль информационных ресурсов в развитии современного общества. Классификация информации, циркулирующей в организации

08.04.2019

Обсудим вначале само понятие «информационный ресурс». Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для их жизнедеятельности. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые.

Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы . Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов .

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем необходимость понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Любая попытка дать классификацию информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:

Отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, по тому, к чему относится информация);

Форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.) и другие принципы.

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы сети Интернет можно разделять по их назначению и формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы . Это понятие сформировалось не так давно, в начале 1980-х гг., в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки. Классификацию национальных информационных ресурсов можно посмотреть в Таблице классификации информационных ресурсов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский – на – Амуре государственный

технический университет»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Маркетинг и коммерция»

по дисциплине «Программные средства в коммерческой деятельности»

Информация как стратегический ресурс.

Студент группы 8КО-1 Д.С. Загороднева

Введение

Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества. Эта всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира включает в себя первичную и вторичную информацию, при этом под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества, при котором возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат направленности движения составляющих вещество элементов, а вторичная информация есть отражение первичной информации в поле в виде формы (структуры, модуляции) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества. Открытие может быть использовано для изучения процессов и явлений, не имеющих в настоящее время научного обоснования, в физике, химии, биологии, медицине, экономике и других областях человеческих знаний

1 Информация как ресурс

Информация - это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).
Нам интересна управленческая и экономическая информация. Информация обладает следующими свойствами: достоверность и полнота; ценность и актуальность; ясность и понятность.
Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Ценность информации зависит от того, какие задачи решаются с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в постоянно меняющихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может быть бесполезной. Информация становится ясной и понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством и его звеньями, называется управленческой.

2 Информация как экономический ресурс

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?"

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того, исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

3 Информация как стратегический ресурс

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.

Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.

В рамках программно-целевого подхода информация рассматривается как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т. д.

Это означает, что информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике. Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать. Анализ определений, приведенных в различных источниках, показывает, что в состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо ее подмножества, для выделения которых разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации, и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры, и/или возможность обработки на различных технических средствах и др.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях), ибо только в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве.
С момента фиксации знания на том или ином носителе оно становится информацией, и только эта информация может рассматриваться как информационный ресурс.

Каждый новый тип носителя информации порождает свой класс информационных ресурсов, характеризуемый своим множеством свойств, связанных с фиксацией, воспроизводством, доступом, восприятием и процессами обработки зафиксированной на носителе информации, а также реализацией процессов передачи информации во времени.

Предлагается под информационными ресурсами понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Особо следует выделить положение о том, что ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная («дефектологическая»), представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений; заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

Только такой подход к определению информационных ресурсов создает предпосылки для выявления противоречивых данных, исключаются случаи пропуска «неудобной» информации и сложных ситуаций (под сложной ситуацией понимается информация о «необычном», «невозможном» использовании известных средств и методов, «принципиально невозможных» явлениях и действиях, т. е. всего того, что не укладывается в тезаурус отдельного исполнителя и/или целого коллектива исполнителей).
Учет фактора «дезинформирования» (возможности поступления к пользователю недостоверной и устаревшей информации) требует включения в процессы информационной деятельности специальных процедур оценки информации на достоверность. Без выявления недостоверной и устаревшей информации, накапливаемой в информационных ресурсах, создаются предпосылки принятия неэффективных, а в ряде случаев и ошибочных решений, наносящих существенный ущерб.

В то же время следует подчеркнуть, что недостоверная и устаревшая информация не должна уничтожаться. Она должна локализовываться, обособляться и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня (организаций, объединений, национальных и международных). При этом сама недостоверная информация должна непрерывно переоцениваться, уточняться и одновременно должны подвергаться переоценке решения, принятые ранее на основании такой информации. Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной», устаревшей информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения. С другой стороны, когда мы говорим о том, что информационный ресурс - это вся информация, то имеется в виду мировой информационный ресурс, полнота и эффективность использования которого в настоящее время недостаточна и определяется уровнем достигнутого баланса соглашений на международной (через ООН), региональной, двух- и многосторонней основе между различными источниками и пользователями информационных ресурсов.

В реальной деятельности каждая из сторон обладает своим подмножеством информации, ограниченным по проблемам, полноте, качеству и актуальности для решения стоящих перед ней задач. Оно определяется как информационный ресурс конкретного пользователя (отдельного лица, группы лиц, предприятия, объединения, ведомства, региона, государства ит. д.).

В зависимости от носителей информация информационные ресурсы предлагается разделить на 5 основных классов:

1. документы всех видов, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);

2. персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;

3. организационные единицы - научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач;

4. промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей;

5. научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

При этом следует обратить особое внимание на то, что одна и та же информация, относящаяся к той или иной проблеме, может быть зафиксирована на различных носителях и/или различные информационные фрагменты одной и той же проблемы могут быть зафиксированы таким образом, что правильное восприятие информации становится невозможным, если отсутствует доступ ко всем информационным фрагментам, представленным на различных носителях.

Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.

Создание национальных информационных ресурсов невозможно (особенно в условиях динамически изменяющихся задач) без изучения и учета всей структуры связей между различными классами информационных ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач построения эффективной информационной системы является создания в структуре документальных информационных ресурсов машиночитаемого регистра, который должен обеспечить координацию Использования информационных ресурсов организаций, фирм и государственных учреждений, работающих в различных областях.

1 Свириденко, С.С. Современные информационные технологии / С.С. Свириденко. - М. : Радио и связь, 1999. 352 с.

2 Климов, С. М. Интеллектуальные ресурсы общества/ С.М. Климов. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. 56 с.

3 Майоров, С. И. Экономическая информация о зарубежных базах и банках данных/ С. И. Майоров, Л. А. Поляков. - М.: Препринт. ВНИИПАС, 2000. 287 с.

Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

1.2 Роль информационного ресурса в развитии современного общества

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5).

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество .

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению .

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гутенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения .

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции - повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой .

Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации .

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях .

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет .

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация - это информация, а не энергия и не материя», - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

Понятно, что такое философские определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

В практическом смысле, понятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов:

информация - это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни - ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики.

В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).

В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Жизнь - это тоже явление природы, хотя до сих пор и малоизученное. Одной из характерных особенностей организмов живой природы является происходящий в них непрерывный обмен веществ. Этот обмен тоже имеет энергетическую природу и происходит на уровне клеток и их структурных элементов. При прекращении обмена веществ прекращаются и жизненные процессы.

Человек, с одной стороны, это обычный материальный объект, и потому ему свойственно непрерывное энергетическое взаимодействие с другими объектами материального мира. В то же время он является организмом живой природы и в этом качестве обладает непрерывным внутренним обменом веществ. Эти два процесса могут взаимодействовать между собой. Результат такого взаимодействия мы воспринимаем как информационный обмен между живой и неживой природой.


Рис. 1.1. Информационный обмен в природе

Рассмотрим пример, известный из курса биологии. Если через органы чувств животное воспринимает окружающую среду как угрожающую, это приводит к изменению обмена веществ. В частности, в кровь выделяются специальные вещества, повышающие частоту дыхания, усиливающие сердцебиение и приводящие органы опорно-двигательной системы в состояние готовности к отражению угрозы. Иные по содержанию, но похожие по механизму процессы происходят в среде, которая воспринимается как успокаивающая. Все это результат информационного обмена, инициированного внешней средой.

Но информационный обмен не обязательно инициируется только внешней средой. Человеку достаточно лишь представить опасность (или иное состояние), чтобы в его организме начались физиологические реакции, связанные с изменением процесса обмена веществ. Здесь проявляется реакция на ранее зарегистрированные результаты предшествующего взаимодействия. На этом основаны механизмы вспоминания, воображения, логического мышления и другие. С их проявлениями мы сталкиваемся, например, в процессе творчества. То есть, в основе логического мышления и творчества тоже лежит информационный обмен.

Информационный обмен может не иметь материальную природу, но он с ней неразрывно связан. Он является промежуточным звеном между энергетическим обменом, свойственным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным живым организмам. Информационный обмен развивается в виде информационных процессов. Если проследить информационный процесс от начала до конца, то на отдельных его этапах можно и не увидеть объектов живой природы, но в его начале или конце объект живой природы присутствует обязательно. Забегая вперед, укажем, что свойство отдельных этапов информационного процесса обходиться без объектов живой природы ныне широко используется в информационных технологиях. Оно лежит в основе функционирования автоматических систем обработки информации.

Любое взаимодействие материальных объектов имеет энергетическую природу. Космические тела взаимодействуют друг с другом через гравитационные поля. Взаимодействие заряженных частиц осуществляется через электрическое поле. Даже механическое взаимодействие твердых тел можно рассматривать как взаимодействие их кристаллических или молекулярных структур, в основе которого лежат электромагнитные взаимодействия между частицами, составляющими тела.

С точки зрения физики, любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов. Сигналы обладают способностью распространяться во времени и пространстве. Они затухают в результате взаимодействия с веществом.

Сигналы окружают нас на каждом шагу. Солнечный свет - это сигналы, образовавшиеся в результате термоядерных реакций, происходящих в веществе Солнца. Радиосигналы - результат электромагнитных процессов, происходящих в материале излучающей антенны передатчика. Сигналы, регистрируемые сейсмографом, - результаты сложнейших геофизических процессов, происходящих в веществе земной коры и в более глубоких областях планеты.

Как и все объекты материальной Природы, сигналы не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Их распространение в пространстве всегда завершается взаимодействием с веществом физических тел. Такое взаимодействие в информатике рассматривается как регистрация сигналов.

Сигналы разной физической природы взаимодействуют с веществом по-разному. Например, мы знаем, что свет может оказывать давление на вещество и может выбивать электроны вещества. Световые сигналы могут вызывать долговременные химические изменения в составе вещества - в растительных организмах на этом основано явление фотосинтеза, а в технике - фотографические процессы.

Изменения магнитного поля могут быть зарегистрированы на ферромагнитном покрытии. На этом явлении основана магнитофонная звукозапись и видеозапись на магнитной пленке. Сигналы регистрируются и при механическом взаимодействии двух тел. Эта регистрация может происходить как деформация тел, как продолжительные упругие колебания и даже в виде образования поверхностного электрического заряда.

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. На современном этапе информация занимает все большее место, заставляя по-новому оценить ее значение во всех сферах жизнедеятельности. Распространение информации радикально изменило общество, сделало возможным приобщение к культурным ценностям больших слоев населения, позволило людям более оперативно общаться между собой. Информационные технологии широко внедряются в образование, здравоохранение, связь, транспорт, финансы, торговлю и т.д., порождая новые возможности для формирования информационного общества в России .

Современный этап развития общества можно охарактеризовать как переход от индустриального к информационному. Информация становится важнейшим элементом для развития всех сфер общественной жизни. Роль и место информации в жизни общества, воздействие информации на развитие личности, общества и государства существенно повысились. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные, финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Более того, информация превратилась в оружие, повсеместно ведутся информационные войны различного масштаба и различной интенсивности.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году Президент Российской Федерации отметил необходимость модернизировать государство, добиваясь соответствия его функций современному этапу развития России. Формирование единого информационного пространства Российской Федерации и развитие информационного общества является необходимым условием интеграции России в мировое сообщество не в качестве сырьевого придатка, а как равноценного партнера.

Информационное общество — общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения.

Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии — все эти факторы обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества.

«Информационное общество» — это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе — улучшение качества жизни. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу является важнейшим фактором изменения облика как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом. Закономерной реакцией на этот процесс стало обсуждение проблем становления и раз-вития информационного общества на уровне глав государств в ходе Всемирного cаммита по информационному обществу.

Основные черты, присущие как информационному обществу:

информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы — это стратегические ресурсы общества;

глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний;

новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;

цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Становление информационного общества влечет за собой необходимость специальной подготовки личности в нем.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Проблема формирования информационной грамотности и информационной культуры личности получила большое развитие. Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Информационная культура личности — это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общие условия задачи

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2 и 3.

    Построить таблицы по приведенным ниже данным.

    Результаты вычислений представить в виде таблицы содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис.), и в графическом виде.

    Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.

    Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).

    Компоненты выпечки

    Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.

    Бисквит

    15,00

    Тесто песочное

    7,00

    Крем сливочный

    25,0

    Крем масляный

    23,0

    Глазурь

    12,0

    Рис. 2 Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

    Стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Количество компонента в изделии, кг

    Стоимость изготовления 1 кг. компонента

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    0,30

    15,00

    4,50

    Крем масляный

    0,10

    15,00

    1,50

    Глазурь

    0,05

    15,00

    0,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    12,00

    2,40

    Крем сливочный

    0,10

    25,00

    2,50

    Рис. 3 Расчет стоимости выпечных изделий

    Расчетный период

    по

    20__

    20__

    Калькуляция стоимости выпечных изделий

    Изделие

    Состав

    Стоимость компонента в изделии, руб.

    Пирожное бисквитно-кремовое

    Бисквит

    4,50

    Крем масляный

    1,50

    Глазурь

    0,75

    ВСЕГО

    6,75

    Пирожное песочное

    Тесто песочное

    2,40

    Крем сливочный

    2,50

    ВСЕГО

    18,4

    Бухгалтер_____________________________

    Рис. 4. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

    2.2. Описание алгоритма решения задач

  1. Запустить табличный процессор MS Excel

    Создать книгу с именем «Инициатива»

    Лист 1 переименовать в лист с названием «Компоненты выпечки»

    На рабочем листе Компоненты выпечки MS Excel создать таблицу расход продуктов

    Заполнить таблицу расходов продуктов


    Рис.5. Расположение таблицы Расходы продуктов

    6. Лист 2 переименовать в Стоимость выпечных изделий

    7. На рабочем листе Стоимость выпечных изделий создать таблицу, в которой буду содержать наименование изделий.

    8. Заполнить таблицу со списком изделий.


    Рис. 6. Расположение таблицы Список выпечных изделий

    9. В таблице Стоимость выпечных изделий в столбец Е ввести формулы для автоматизации расчетов стоимости компонентов.

    10. Создать лист 3 и переименовать его в Калькуляция изделий.

    11. Организовать межтабличные связи и заполнить таблицу Форма калькуляции стоимости выпечных изделий на листе Калькуляции изделий.

    12. Результаты вычислений представим графически (рис. 9,10).

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на уровне фирм. Основной причиной подобных изменений является начало и развитие "информационной революции", ведущей к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники как главного производственного ресурса индустриальной эпохи информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но, не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на них.

В этом аспекте рассмотрения одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация как экономическое благо обращается в экономике как товар (информационных продуктов, услуг), а также как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности. Информационные продукты и услуги обмениваются на информационном рынке и имеют большое количество особенностей, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР и прочие.

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости . С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима" . Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

  • коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);
  • воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа экономического развития – информационного, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развивается технология в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию" .

Повышение значимости и повсеместное распространение качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственных экономике, в которой информация и знания становятся важными ресурсами. Так, ускорение темпов научно-технических прогрессов приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные, равно как и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия. Кроме того,

Исследование информации как экономического ресурса, выявление ее роли и возможностей использования в экономике являются одними из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией. Продолжающийся процесс информатизации, накопление опыта производства информационной продукции, расширение границ применения информации в экономике обуславливают постоянное обновление теоретических и практических основ функционирование информации.

Литература

    1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

    2. Там же. С. 70

    3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

    4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

Невозможно переоценить роль информации в развитии общества. Значительные изменения в общественной жизни произошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появилась возможность массового использования персональных компьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в электронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затраты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием электронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создава-лись технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулированы в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. Перечислим их.

    Информационно-телекоммуникационные технологии оказывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни людей, взаимодействии государственных структур и населения.

    Существо изменений в экономической и социальной сфе рах заключается в максимальном использовании знаний и пере довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

    Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

    Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз рыв, существующий между странами, в области информации изнаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению современных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сферах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобальному информационному обществу по следующим направлениям:

    Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

    Улучшение планирования экономики на базе использова ния новых информационных технологий.

    Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете вым технологиям.

    Развитие людских ресурсов на базе образования и непрерывного обучения.

    Подготовка специалистов в области информационных технологий для различных областей экономики.

    Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внедрения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подготовлен "План создания информационного общества - национальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стратегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовы-ваться программа "Электронная Европа - информационное общество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Японии был принят Основной закон о формировании информационного общества. В интересах реализации этого закона подготовлена программа "Электронная Япония". В программе предполагалось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии занимает второе место в мире после США. Страна с населением 127 млн чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, составило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн шт. .

За последние годы программы подобной направленности были приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уделяют особое внимание внедрению современных информационных технологий в экономику и социальное развитие. В табл. 1.1 приведены данные о числе персональных компьютеров и числе подключений к Интернету в 2000 г. по странам, подписавшим Окинавскую хартию.

С целью внедрения современных информационных технологий в России 28 января 2002 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".

Цель программы - создание условий для развития демократии, повышение эффективности развития экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Задачи программы:

    совершенствование законодательства и системы государст венного регулирования в сфере информационных и коммуника ционных технологий;

    обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информаци-онных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использо вания информационных и коммуникационных технологий;

    совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики;

    развитие системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей;

    содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий;

    развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;

    разработка и создание системы электронной торговли;

    формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы.

Ожидаемые результаты:

повышение эффективности государственного управления и развития экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий;

    создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационныхи коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки;

    активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам;

    повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг;

    повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий;1

Развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Государственное управление информационными ресурсами

Под управлением информационными ресурсами обычно понимается управление созданием и использованием информационных ресурсов.

Впервые о необходимости профессионального управления информационными ресурсами на высоком уровне было заявлено в 1977 г. в докладе перед Конгрессом и Президентом США, в котором говорилось, что информация не является больше бесплатным общественным благом, таким, как вода и воздух. Правительство должно считаться с тем, что информация и ее использование имеют определенную стоимость, таким образом, информационные ресурсы должны управляться профессионально, так же, как человеческие или финансовые ресурсы.

Следует выделить государственное управление государственными информационными ресурсами и управление информационными ресурсами на предприятии, фирме, работающих на коммерческой основе.

Для достижения целей государственного управления должны приниматься решения по следующим основным направлениям

    владение и распоряжение информационными ресурсами;

    формирование информационных ресурсов;

    использование информационных ресурсов, предоставлениеих в доступ пользователям, защита прав граждан на доступ к информационным ресурсам;

    защита и сохранность ресурсов;

    защита прав граждан в области создания и использованияресурсов, содержащих персональные данные;

    защита от распространения вредоносной информации;

    государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов.

Управление информационными ресурсами государственных организаций государство осуществляет в полном объеме, а управление информационными ресурсами коммерческих организаций - с помощью нормативных правовых актов.

Главным законом, определяющим правовые основы информационной работы в России, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (с послед, изм. и доп.). В соответствии с этим Законом информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. Собственниками государственных информационных ресурсов являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы создаются, приобретаются, накапливаются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также путем иных, установленных законом способов.

Государственные информационные ресурсы - это такие ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; информационные ресурсы субъектов Российской Феде рации.

Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:

    государственное управление;

    обеспечение прав и безопасности граждан;

Поддержка социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Среди государственных информационных ресурсов следует выделить основные государственные информационные системы России, имеющие межведомственный, универсальный характер:

    библиотечную сеть России (Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ);

    Архивный фонд Российской Федерации (постановлениеПравительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290 Положение о Федеральном архивном агентстве);

    государственную систему статистики (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики");

    государственную систему научно-технической информации(постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Обутверждении Положения о государственной системе научно-тех нической информации").

Помимо крупных государственных информационных систем важное значение имеют созданные и находящиеся в разработке кадастры, реестры и другие информационные системы.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение этих регистров постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 возложено на Федеральную налоговую службу.

В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

Полное и сокращенное наименование;

    организационно-правовая форма;

    адрес (место нахождения);

    способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    сведения об учредителях;

    подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

    сведения о правопреемстве (при реорганизации);

    дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;

    способ прекращения деятельности юридического лица;

    размер уставного капитала, указанного в учредительных документах коммерческой организации;

    фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

    сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

    сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

    идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговоморгане;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя;

    сведения о банковских счетах юридического лица.

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о самом индивидуальном предпринимателе, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего его право проживать временно или постоянно на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица, сведения о лицензиях, полученных физическим лицом, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и ряд других сведений.

Содержащиеся в указанных государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть представлены исключительно органам государственной власти.

Помимо указанного выше реестра ведутся реестры налогоплательщиков, фермерских хозяйств, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный кадастр, водный кадастр, государственный регистр коммерческих организаций с иностранным участием и ряд других.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows