Информационная компетенция. Составляющие понятия «информационная компетенция» - Олег Грибан

Информационная компетенция. Составляющие понятия «информационная компетенция» - Олег Грибан

09.05.2019

Н. Винер заявляя, что «Информация есть информация, а не материя и не энергия» считал, что это понятие относится к таким категориям, как жизнь, движение, сознание . В отношении понятия информация Академик Н. Н. Моисеев приходит к аналогичному утверждению объясняя его тем, что в силу широты этого понятия нельзя дать ему универсальное определение .

«Большая Советская Энциклопедия» содержит определение информации (от лат. informatio - разъяснение, изложение) первоначально понимаемое как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (к примеру, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Со временем это понятие было расширено и стало включать в себя обмен сведениями не только между людьми, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. Передача наследственных признаков от организма к организму также стала рассматриваться как передача информации .

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее определение информации - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством». «Сведения» - там же трактуются как «познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо» .

Федеральном Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Изначально понятие «информация» использовалось в качестве элемента языка повседневно-бытового взаимодействия. В последствии значительный объем представлений о содержании понятия «информация» аккумулировала философия. Р. Ф. Абдеев считает, что в науке философии существуют две концепции информации атрибутивная и функциональная которые находятся в противостоянии друг к другу .

Сторонники «атрибутивистов» относят информацию к свойству всех материальных объектов - как неживых, так и живых, т.е. считают ее атрибутом материи. Так определение информации академика В. М. Глушкова отражает этой концепции: «Информация в самом общем ее понимании представляет собою меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. ...Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы».

Сторонники «Функционалистов» связывают информацию только с самоорганизующимися системами, полагая, что информация связана с сознанием как с высшей формой отражения действительности, с его аспектами, характеризующими процессы управления. В соответствии с этим подходом информация - это элемент живой природы, характеризующий, социальную среду человека и технику, как элемент управления. Этот подход разделяют Г. Г. Вдовиченко, Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, П. В. Копнин, Б. С. Украинцева, М. Янкова и другие исследователи .

В специализированных источниках по кибернетики и теории информации сущность понятия «информация» излагается в трактовке научных работ выполненных К. Шенноном и Р. Хартли. К. Шеннон определил единицу количества информации и привел доказательства теоремы характеризующей пропускную способность канала связи, которая утверждает, что восстановление (декодирование) передаваемого сигнала невозможно при скоростях передачи данных, превышающих пропускную способность канала связи. К. Шеннон и У. Уивер предложили вероятностные методы для определения количества передаваемой по каналам связи информации.

Подход к определению информации, базирующийся на теории К. Шеннона описывающей передачу сигналов статистическими методами, привел к тому, что информацию стали определять, как данные, обрабатываемые компьютером, которые могут быть выведены в удобной для пользователя форме, тем самым отождествляя понятия данных и информации. В отличие от данного подхода в стандарте ISO 2382/1-1984, E/F 01.01.02 дается определение информации в котором данные обладают значением: «Информация (в процессах обработки данных и в офисных машинах) - это значение, которое человек присваивает данным на основе имеющихся соглашений. Данные - это представление данных и инструкций в виде, удобном для передачи и обработки человеком или машиной» .

Информация в кибернетике - это мера устранения неопределенности или энтропии, представляющей собой количественную меру неопределенности Уменьшение энтропии появляющимися сведениями приводит к формированию информации . При этом подходе информация является не показателем состояния системы, а мерой взаимосвязи между явлениями, процессами, системами.

Информационная составляющая явилась основой, положенной Н. Винером в науку кибернетику, исследующую вопросы управления в живых организмах и технических системах. Ключевое значение понятия информации в кибернетике определяется тем, что эта наука изучает технические механизмы и живые организмы применительно к их способности воспринимать, хранить, передавать и перерабатывать информацию с формированием управляющих сигналов управляющих направлением их дальнейшей деятельности. Н. Винер считает, что «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» . Н. Винер дает обширную трактовку процессов управления (регулирования), называя исследуемую им область кибернетикой . Базой исследований Н. Винера явилась теория регулирования с обратной связью, в основу которой легли труды таких философов и ученых как Платон, Ампер, Вышнеградский, Ляпунов и другие .

Слово «кибернетика» (от др.-греч. хирвругрч"хп - искусство управления ) встречается довольно часто у Платона, где обозначает искусство управлять кораблем, искусство кормчего, а в переносном смысле - также искусство управления людьми. В 1834 г. знаменитый французский физик А.-М. Ампер, занимавшийся также вопросами классификации наук, назвал, по примеру древних, кибернетикой (cybernetique ) науку об управлении государством. В таком значении это слово вошло в ряд известных словарей XIX в. Ампер относил кибернетику вместе с «этнодицеей» (наукой о правах народов), дипломатией и «теорией власти» к политическим наукам, причем кибернетика и теория власти составляли у него «политику в собственном смысле слова» .

Академик А. И. Берг определяет кибернетику как науку об оптимальном управлении любыми сложными динамическими системами, основанную на теоретическом фундаменте логики и математики с использованием средств автоматизации. Кибернетика по В. М. Глушкову - это наука «об общих законах преобразования информации в сложных управляющих системах».

Динамическая теория информации представляет собой специальный раздел синергетики, в котором полагается, что информация - это запомненный выбор одного или нескольких вариантов из определенного количества равноправных и возможных вариантов . Ключевыми звеньями в таком понимании являются мера информации (характеризующая ситуацию выбора), цель и ценность информации (характеризующие помощь в достижении цели) .

Специалисты по социальному управлению и массовой коммуникации так же, как и исследователи в области информатики, кибернетики, экономики предпринимают попытки рассмотреть структуру информационного потока. По концепции Б. Евладова информация делится на четыре основных вида: общественно-политическую, учетно-статистическую, контрольно-измерительную, научно-техническую.

Информация обладает общими для всех возможных ее видов свойствами. К ним можно отнести ее связь с определенной самоорганизующейся системой, ее ценность и структурированность .

Качественную составляющую информации ученые рассматривали в основном в ходе анализа математико-теоретических и некоторых содержательных средств, методов, подходов .

Количественная теория информации, предложенная А. А. Харкевичем в 1960 году, определяет ценность информации как некое приращение вероятности достижения цели, явившееся результатом использования этой информации .

Информация не может быть самостоятельным объектом правоотношений без связи ее с содержанием, носителем и потребителем. Информация может представляться в виде научных, технологических, технических, коммерческих и других знаний, представляющих результат интеллектуального труда. Понятие «информация» как правовая категория представляет собой объект гражданских прав, так, если в обыденной жизни под информацией понимают сообщение о чем-то, в области науки - сведения, являющиеся объектом исследования, переработки, передачи и хранения. Информация и связанные с ней отношения не могут выступать в качестве объекта правового регулирования, если информация не конкретизирована и не имеет объективной определенной формы представления, по отношению к которой может быть установлен соответствующий ей правовой режим . Общественные отношения, которые подлежат регулированию правом возникают по отношению, прежде всего, к информации, находящейся в гражданском, административном или каком-либо другом общественном обороте .

Количество информации характеризуют такие показатели, как объем, емкость, информативность, плотность. Качественно информацию можно оценить при помощи таких свойств, как новизна, полнота, полезность, ценность, достоверность .

Смысловое содержание информации включает в себя множество различных аспектов, возникающих в зависимости от складывающихся на текущий момент обстоятельств, в реальной жизни, так информация может быть устаревшей и актуальной, ложной и достоверной, субъективной и объективной, однобокой и многоплановой, обличающей и оправдывающей безосновательной и обоснованной, компрометирующей и поддерживающей.

Объединенные в совокупность информация, средства ее передачи и обработки, которыми обладают общество и государство, составляют информационные ресурсы.

С информацией могут производиться различные действия: сбор, регистрация, учет, хранение, обработка, изучение, анализ, обобщение, сертификация, защита информации, купля- продажа, нетоварный обмен. Информация находится в непосредственной связи с материальным носителем и на ее передачу затрачивается энергия.

Определение «информация» (от лат. informatio - понятие, представление, разъяснение, ознакомление) в философском энциклопедическом словаре означает сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) .

Общепедагогическая схема результатов образования может быть представлена следующими уровнями: первый - грамотность, второй - образованность, третий - компетентность, четвертый - культура и пятый - менталитет . Относительно информационной деятельности схема результатов образования на каждом этапе может соответственно содержать :

  • 1) информационную грамотность, включающую знания и умения, требующиеся для идентификации (выделения нужной для решения задачи) информации, поиска информации, структуризации, анализа полученной информации, оценки достоверности информации, соблюдения этических норм, использование информации для решения той или иной задачи ;
  • 2) информационную образованность, которая включает опыт творческой деятельности в результате применения приобретенных знаний и умений на практике и опыт эмоциональноценностного отношения к окружающей действительности, направленный на исследование и преобразование информации;
  • 3) информационную компетентность, включающую системные знания, умения и опыт личности в области обращения с информацией и информационно-коммуникационными технологиями, способность развивать свои знания, умения и принимать решения адекватные изменяющимся условиям или нештатным ситуациям с использованием современных средств для работы с информацией ;
  • 4) информационную культуру, подразумевающую определенный уровень знаний, для осуществления информационного взаимодействия и свободного ориентирования личности в информационном пространстве, а также для участия в его формировании ;
  • 5) информационный менталитет - устойчивые, основания мировоззрения, поведения, мировосприятия, придающие личности уникальность и неповторимость во взаимосвязи с открытостью к информации и способностью ее к самореализации в ментальном духовном пространстве .

О. Б. Зайцева понятие «информационная компетентность» определяет как индивидуально-психологическую характеристику интегрирующую определенный набор личностных качеств, теоретические знания и практические умения в сфере инновационных технологий .

В исследованиях А. Н. Завьялова информационная компетентность определяется, как обладание личности определенным набором знаний, умений, навыков, опытом для решения определенных социально-профессиональных задач с использованием новых информационных технологий, при этом необходимо уметь совершенствовать полученные ранее знания и постоянно получать опыт в области своей профессиональной деятельности .

А. Л. Семенова рассматривает информационную компетентность как новую грамотность, включающую умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств .

А. В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция, или компетенция личностного совершенствования. Он утверждает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, что в целом составляет основу информационной компетентности.

Так же исследователь рассматривает информационную компетентность с двух сторон: объективной и субъективной . Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

С. В. Тришина и А. В. Хуторской к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве .

С. Д. Каракозов рассматривает информационную компетентность как элемент «информационной культуры личности», которая «представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» .

Под информационной компетентностью будем понимать «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» .

Свойствами понятия «информационная компетентность» по С. В. Тришиной являются: дуализм; относительность; структурированность; селективность; аккумулятивность; самоорга- низованность; «полифункциональность» .

К показателям информационной компетентности Е. Н. Бобо- нова относит :

  • - готовность к освоению доступа к большому объему информации и ее аналитической обработке;
  • - формирование и развитие творческих качеств личности;
  • - высокий уровень коммуникативной культуры, культуры передачи получения, хранения, отбора, представления информации;
  • - готовность к освоению социального и научного опыта;
  • - способность к рефлексии и саморефлексии.

Основываясь на зарубежных стандартах по информационной компетентности, X. Лау выявляет следующие ее компоненты : получение информации, оценивание информации, использование информации.

Выделяют такие компоненты, составляющие информационную компетентность: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный и следующие функции: познавательную, коммуникативную, адаптивную, нормативную, оценочную, интерактивную .

Информационная компетентность связана со знаниями и умениями необходимыми для работы с информацией с использованием современных информационных технологий для решения повседневных учебных задач .

Информационно-коммуникационная компетентность (далее - ИК-компетентность) - это способность эффективно работать с информацией, решать конкретные (практические) повседневные задачи, умело используя возможности информационно-коммуникационных технологии и соблюдая при этом этические и правовые нормы, для того чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.

При этом ИК-компетентность предполагает, в первую очередь, сформированность универсальных навыков мышления и решения задач (умения наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний и пр.), а не умение работать с определенными программными продуктами или пользоваться техническими возможностями компьютера.

ИК-компетентность включает в себя семь составляющих.

  • 1. Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.
  • 2. Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.
  • 3. Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.
  • 4. Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.
  • 5. Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения.
  • 6. Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.
  • 7. Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории .

Каждое из этих умений имеет когнитивные, этические, социальные и технологические аспекты. В данном случае акцент делается на когнитивных и этических компонентах, рассматриваемых в контексте технологических навыков.

Известные формулировки информационного общества являются очень условными и некорректными. Вот определение Мелюхина И.С.: "...Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии..."

На самом деле это определение верное, но не вполне корректное. Информационное общество вовсе не означает доминирование информации над другими видами производства в равноправном их сравнении, как просто разных видов производства. Информационное общество означает, что все другие виды производств НАЧИНАЮТ ВЫСТУПАТЬ В ВИДЕ ПРОИЗВОДСТВА ИНФОРМАЦИИ. То есть, когда мы производим некоторый продукт, то имеем дело не непосредственно с самим продуктом, а на каждом этапе его производства - проектировании, изготовлении, продвижении и продажи - мы имеем дело исключительно с информацией, причем в таком виде, когда самой информацией оперируют на компьютерном терминале, удаленном от непосредственного продукта как источника этой информации.

Информационное общество означает, что информация становится заместителем, символической моделью любого продукта или услуги, что люди работают именно с информационными моделями, а не с непосредственными продуктами и услугами. Далее сами эти информационные модели связаны друг с другом не устойчивыми производственными циклами, НО СОВЕРШЕННО ИНЫМИ ЗАКОНАМИ - ХАРАКТЕРНЫМИ УЖЕ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СВЯЗИ. Любая сетевая связь (Internet) при производстве любого продукта или услуги зависит в решающей мере от характера и законов действия Сети Internet, нежели от характера самого производства, производственных связей или производственных циклов.

Более того, для информационного общества характерно изменение характера и способа государственного управления. Государственное управление при применении компьютерно-сетевых технологий становится более открытым, с развитой обратной связью, с уменьшенным временем на согласование и принятие решений, с расширением перечня функций, делегируемых частному сектору (то есть, интерактивным, динамичным и более корпоративным).

информация должна быть открыта для всех;

основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;

непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.

В третьем пункте наверное имеется в виду одинаково хорошее качество, во втором - наверное имеется в виду привлечение корпоративного сектора, а в первом - наверное имеется в виду двухсторонняя открытость информации (то есть право не только получать информацию, но и публиковать свою информацию для любого гражданина: если не бесплатно, то с минимальными издержками, по доступной цене).

В силу указанного обстоятельства мы не можем корректно выделить "информационный сектор" в качестве некоторого отдельного производства, как это предлагает упомянутый автор. Мы можем выделить сектор производства неинформационных товаров и услуг через Сеть и сектор "средств массовой информации" в Сети. Более того, обычно употребляемый термин "информатизации" представляется не совсем точным, потому что, как минимум мы должны говорить о двух отдельных, хотя и связанных процессах - компьютеризации и интернетизации, в этом случае просто компьютеризации недостаточно, а отсутствие интернетизации очень удобно скрывать за этим расплывчатым термином: купили в офис калькуляторы и говорят об информатизации . Причем установление корпоративной локальной сети нужно относить именно к компьютеризации.

Для информационно развитых стран вполне можно употреблять термин ИТТ (информационные технологии и телекоммуникации), но для нас этот термин будет не вполне корректным. Для постсоветских государств характерен разрыв между информационными технологиями и телекоммуникациями. Более того, сами телекоммуникации имеют еще массу различений: производство средств телекоммуникаций, интернет-сервис-провайдинг (ISP) ( применение телекоммуникационных технологий для предоставления доступа к среде телекоммуникации) и интернет-контент-провайдинг (ICP) ( содержательное информационное наполнение Сети, куда относятся и средства массовой информации как чисто сетевые так и несетевые, но представленные в Сети) и многое другое, включая мультимедиа, спутниковую связь и т.д.

Под государственной информационной политикой имеется в виду НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НИКАКАЯ НЕ РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. Государственная информационная политика состоит в положительном контроле форматов, стандартов, государственном лицензировании применяемых информационных технологий в смысле опосредованного управления структурой информационного рынка в рамках задач по информационной безопасности. Государство не может регулировать работу участников информационного рынка ни через ценовую политику, ни через перечень допуска к этому рынку, ни через контроль содержания Сети (цензуры), ни какими-либо другими ограничительными мерами. Не потому, что это где-то запрещено, а потому что это ни одному государству еще не удавалось в силу специфики самой Сети и самой информации.

Положительный контроль как раз и означает, что из двух типов управления: управление ограничением и управление структурой - выбирают второй тип. В рамках положительных задач по культурной политике государство может стимулировать некоторые направления в информационной среде (обеспечение равных возможностей доступа к Сети для всех граждан, развитие национального языка через Сеть, продвижение национальной культуры в Сеть, разработка средств и технологий информационной безопасности (родительского контроля, охраны интеллектуальной собственности, предупреждения электронного взлома и т.д.), обеспечение информационного обучения для населения и в первую очередь для государственного управленческого персонала). Государство может стимулировать также некоторые форматы, утверждать некоторые стандарты, но не может при этом запрещать другие форматы и другие стандарты.

Наконец информационное общество - это общество глобальной коммуникации и постепенной глобализации экономики, постепенно утрачивающей свою национально-государственную структуру. Главная задача государства - не мешать этому процессу ограничениями и противодействиями.

Глобальная информационная инфраструктура предполагает известные принципы:

стимулирование частных инвестиций;

развитие конкуренции;

предоставление свободного доступа к глобальной сети всем поставщикам и потребителям информации;

создание гибкой нормативно-правовой базы, способной адаптироваться к быстрым переменам в индустрии и на рынке информационных технологий;

обеспечение универсального характера услуг;

обеспечение равенства возможностей для всех граждан;

обеспечение разнообразия содержания, в том числе культурного и лингвистического;

признание необходимости международного сотрудничества, уделяя особое внимание при этом менее развитым странам.

Основы информационной безопасности

Самым главным для информационной безопасности является соотношение контроля-ограничения и свободы-доступности информации, то есть вопрос разумной организации социальных условий информации. Для информации, как ни для одной другой среды, имеет значение различение "управления ограничением" и "управления структурой" (стандартами, форматами, инвестициями-кредитами, перенаправлением ресурсов и т.п.).

Многолетние попытки со стороны разных национальных государств использовать "управление ограничением" в информационной среде Internet принесли пока только негативный опыт: количество веб-страниц с непристойным содержанием (включая порнографию) не уменьшилось; в России преспокойно пользуются любыми криптографическими средствами, включая и несертифицированные. Попытка в Украине сократить круг провайдеров до трех, осуществляющих передачу информации вовне государства тоже не принесет успеха.

Существуют различные взгляды на проблему информационной безопасности. Однако все их можно свести к двум основным схемам. Трехагентная схема информации предполагает отправителя ("эмитент", "сендер"), получателя-адресата ("реципиент", "ресивер"), посредника (он же "провайдер" информационных услуг), обеспечивающий передачу информации.

В этой трехагентной схеме заключаются следующие договора на передачу информации. Между отправителем и получателем заключается устный договор: предварительно или постфактум (в случае заключения договора постфактум дальнейшее неоговоренное отправление информации считается несанкционированным и носит название "спам"). Между отправителем и посредником, между получателем и этим же или другим посредником заключается договор "провайдинга", то есть предоставления информационных услуг, где оговаривается тот или иной режим неразглашения информации третьим лицам, а также предупреждение о несанкционированном доступе самого провайдера к информации.

Трехагентная схема хорошо вписывается в юридическую практику правовых государств. Свобода слова, свобода информации предполагает не только свободу выражения для гражданина своих мыслей и слов, но и свободу сокрытия своих мыслей и слов от третьих лиц (от лиц, кому они не предназначены, от неадресатов).

Формирование информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научно-категориального аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий. Знаниевая парадигма образования пересматривается с позиции компетентностного подхода. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» (1). Новая образовательная парадигма должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции (2).

Применительно к использованию новых информационных технологий (НИТ) в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция».

Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в. в США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода (). Тогда же зарождается специальное направление – компетентностный подход к общему и профессиональному образованию в рамках которого изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности, делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций, формируется определение термина «информационная компетенция» .

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» (4). А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств (5). С.В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» (6). В частнонаучных исследованиях, например применительно к методике обучения иностранным языкам, информационная компетенция трактуется как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (7).

Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о плюрализме мнений в данной области исследований, что предполагает необходимость дальнейшего изучения темы. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности студентов педагогического вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, – 2007. – С. 264.
2. Архангельский C.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. – М., 2003. – 368с. – С.4.
3. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. – Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, – 182 p.
4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с. – С.14.
5. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.
6. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
7. П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf – С.4.

Ссылка на статью : Составляющие понятия «информационная компетенция»// Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций (Текст): материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 нояб. 2009 г. / Учреждение Рос. акад. Образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. Ч.3. 254 с. C.184-186

  • < Назад
  • Вперёд >

Авторские права

Информация, расположенная на сайте является интеллектуальной собственностью автора сайта - Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение страны в мировое образовательное пространство. В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме начала XXI века рассматривают:

· фундаментализацию образования на всех уровнях;

· реализацию концепции опережающего образования, ориентированного на условия существования человека в информационном обществе;

· формирование системы образования на протяжении всей жизни;

· внедрение методов инновационного и развивающего образования на основе использования перспективных информационных и Интернет-технологий;

· повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.

Повышаются требования к образованности учителя, возникает проблема дальнейшего становления его профессиональнойкомпетентности.

На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, ее профессионально значимых качествах, различных способностях и умениях. Однако о профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме заговорили лишь в 90-х годах ХХ столетия. Проблема "профессиональной компетентности" учителя активно изучается в настоящее время отечественными и зарубежными учеными, вкладывающими в трактовку этого понятия различный смысл. Одни исследователи связывают профессиональную компетентность с понятием "педагогическая культура", обозначающим формирование специалиста высокой культуры, а не "ремесленника в образовании". По мнению других, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Представляется целесообразным разделить часто используемые как синонимы понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимой для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность обозначает владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. Это состоявшееся его личностное качество. Профессиональная компетентность учителя определяется степенью владения им ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующие:

· знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

· владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;

· умение представить информацию в Интернет;

· владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;

· умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

· владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе.

В настоящее время лишь незначительный процент учителей владеют информационной компетентностью в достаточном объеме. Наблюдается отставание системы повышения квалификации учителя от реальных запросов времени. Причем, как показывают результаты проведенного нами анкетирования, имеющиеся курсы повышения квалификации с использованием компьютерных и Интернет-технологий зачастую не отвечают потребностям учителей школ. Преподавателей не устраивает содержание программ переподготовки, поскольку в этих программах делается упор на технико-технологическую сторону вопроса и мало внимания уделяется суть-педагогическим возможностям информационных и Интернет-технологий. Учителя отмечают, что в работе со слушателями курсов недостаточно используются активные, в том числе групповые формы обучения. После окончания курса прерывается общение с преподавателями и коллегами; учителя хотели бы консультироваться со специалистами и обсуждать возникающие проблемы по мере использования полученных знаний и навыков работы в Интернет в своей педагогической деятельности.

Результаты анкетирования указывают на актуальность разработки гибкой распределенной системы повышения квалификации учителя, с помощью которой преподаватель получит доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни сможет повышать свои профессиональные навыки, и которая позволит ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Литература

1.Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993
2 Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 24.04.2002. - Центр «Эйдос», http:// www.eidos.ru/news/compet.htm
3.Колин К.К. Информационная цивилизация. М., 2002
4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Высшее образование сегодня.-2002. - №2
5.Оробинский А.М. Основы информационно-педагогической компетентности преподавателя вуза. Ростовский Государственный педагогический университет, 2001, http://rspu.edu.ru/conferences/conference4
6.Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики.//НТИ: Сер.1-1994. - №1
7.Серия материалов школы–семинара: «Создание единого информационного пространства системы образования».- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие. М.: Школа – Пресс, 1997
9.Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования.//Информатика и образование - 1994. - №3

омпетентностный подход в обучении информатики

Библиографическое описание: Степина С. Н. Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] / С. Н. Степина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 192-197.

Плохой учитель преподносит истину,

Хороший – учит ее находить.

А.Дистерверг

Конкурентоспособность человека на современном рынке труда практически всегда зависит от его умения владеть новыми технологиями и способности быстро адаптироваться к разным условиям труда. Именно поэтому в современном образовании появилась идея компетентностного подхода.

Компетентностный подход позволяет:

· согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями студентов;

· облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности студентов в учении;

· разгрузить студентов не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

· не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

· подготовить студентов к сознательному и ответственному обучению.

Развитие компетентности – процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.

Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций .

Классификация ключевых компетенций ученого А.В. Хуторского [ 9]

Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Большую актуальность приобретает вопрос «Почему объект так устроен?» в отличие от традиционного «Как устроен объект?». Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний студентов .

Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Было бы просто прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание учебного материала соответствующими заданиями. В рамках существующих рабочих программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебного материала может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:

· задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;

· задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;

· задачи на оптимизацию решений.

Применяя на уроках разработанные задачи, педагог может использовать и другие формы работы:

· работа с видео и звуком;

· работа с программами – переводчиками;

· создание коллективных работ: презентаций, сайтов, публикаций;

· использование на уроках таких форм работы, как деловые игры, творческие конкурсы, КВН и т.д.

Итак, чем принципиально урок информатики отличается от других учебных дисциплин? Во-первых, наличием специальных технических средств – персонального компьютера, оргтехники, мультимедийных устройств. Во-вторых, компьютерный класс организован особенным образом. Каждый студент имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с обучающимися и преподавателем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей. В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. Наконец, в-четвертых, учебную дисциплину информатика отличает высокая мотивация учащихся. Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций .

Ключевые компетенции Общепредметные компетенции Предметные компетенции
Коммуникативная компетенция Устный диалог Постановка вопросов собеседнику; конструирование ответа на вопрос
Диалог «человек» - «техническая система» Понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды
Диалог в письменной форме Использование электронной почты для переписки
Полилог (коллективная дискуссия) Работа с помощью чат-технологий (режим реального времени)
Владение стилевыми приемами оформления текста Создание текстовых документов по шаблону, использование правил подачи информации в презентации
Языковая, лингвистическая компетенции Понимание факта многообразия языков (формальных языков, систем кодирования); владение языками программирования
Работа в группе Работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.
Толерантность Существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удалѐнными собеседниками
Информационная компетенция Поиск информации Поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах
Систематизация, анализ и отбор информации
Хранение информации Проектирование баз данных; работа с разными видами сортировки; использование фильтров и запросов; структурирование файловой системы
Преобразование информации
Работа с различными устройствами информации Владение навыками работы с мультимедийными справочниками, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, и т.п.
Выделение главного, оценивание степени достоверности информации Оценивание релевантности запроса, сетевые мистификации
Применение информационных и телекоммуникационных технологий Применение информационных и телекоммуникационных технологий для решения широкого класса учебных задач
Преобразование информации Преобразование информации: из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.
Ценностно-смысловая компетенция Формулировка собственной учебной цели Формулирование цели изучения информатики, изучения темы, создании проекта, выборе темы доклада
Принятие решения, ответственности на себя Лидерство в групповом проекте, принятие решения в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)
Социально-трудовая компетенция Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности Требование к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.
Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта Проектирование разного типа, обучение офисным технологиям
Этика трудовых и гражданских отношений Виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права т. д.
Общекультурная компетенция Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и так далее Проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков
Понимание места данной науки в системе других наук, еe истории и путей развития Тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и другое
Компетенция личностного совершенствования Создание комфортной здоровьесберегающей среды Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать своѐ рабочее время, распределить силы и так далее
Создание условий для самопознания и самореализации Компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажѐры, квесты и другое; нахождение новых способов самореализации – создание собственного, публикация работ, получение авторитета в сетевом сообществе и другое
Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы Выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и так далее
Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области Участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности
Учебно-познавательная компетенция Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности Планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием
Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент и другое
Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей Практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и другое
Умение работать со справочной литературой, инструкциями Знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и так далее
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне Построение диаграмм и графиков, использование средств создания презентаций
Создание целостной картины мира на основе своего опыты Создание целостной картины мира на основе своего опыта

Методы, формы, приемы, способствующие формированию
ключевых компетенций

Компетентностный подход делает акцент на применении знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях. Основой формирования компетенций является опыт студентов:

· полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на учебном занятии или во внеурочной деятельности;

· новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т.п.

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, относятся:

· обращение к прошлому опыту студентов;

· открытое обсуждение новых знаний;

· решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций,

· дискуссии студентов,

· игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

· проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты – практические работы, имеющие жизненный контекст.

Задача создания эффективных педагогических условий требует новых организационных форм для формирования ключевых компетенций в инновационном образовательном пространстве. К таким методам можно отнести:

· метод анализа ситуаций (кейс-метод);

· веб-квест технологию;

· технологию с применением метода проектов;

· тренинговую технологию;

· рефлексивную технологию и др.

Требования к педагогу, осуществляющему компетентностный подход в обучении

Чтобы успешно реализовывать компетентностный подход педагог должен уметь:

· успешно решать свои собственные жизненные проблемы;

· ориентироваться в ситуации на рынке труда;

· проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам;

· чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

· связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;

· закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;

· планировать занятие с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;

· ставить цели и оценивать степень их достижения совместно со студентами;

· привлекать для обсуждения прошлый опыт студентов, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;

· оценивать достижения студентов не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой .

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

· передавать студентам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;

· представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;

· мелочных правил и инструкций;

· бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями .

Таким образом, компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно студента, с его индивидуальными целями и задачами. Данный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение студента в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала студента, формирование самооценки, самоконтроля студентов и рефлексии педагога, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Студенты нашего техникума принимают участие в областных олимпиадах, студенческих конференциях и всероссийских конкурсах. В 2010-2011 учебном году студентка 1 курса Демешева Ирина заняла 3 место в областной олимпиаде по информационным технологиям для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования Сахалинской области на тему «Год учителя». В ноябре этого учебного года студентка 1 курса Ладыгина Анастасия заняла 1 место во всероссийском дистанционном конкурсе «Планета увлечений» в номинации «Презентация для урока». Ежегодно принимаем участие в Интернет тестировании по учебной дисциплине «Информатика». Результаты тестирования показывают достаточно высокий уровень освоения дидактических единиц.

Литература:

1. Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.

3. Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании.-2004.-№1.-С.16-20.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.

5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132 с. (Школьное образование)

6. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm

7. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

8. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика.2006.№7.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”, e-mail: [email protected].

10. Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья);

11. Солодовник Л.П., Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]

1. Литература Солодовник Л.П., Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]

А.В. Хуторской выделил 7 ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначения, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.

6. Социально-трудовая компетенция. Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования. Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

Этот подход наиболее близок к тем позициям и требования, которые отражены в новых образовательных стандартах, в которых в качестве ключевых позиций заявлены следующие блоки компетенции: личностные, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, регулятивные, которые обеспечивают организацию самим учащимся своей учебной деятельности, коммуникативные, которые обеспечивают учет позиции партнера по общению или деятельности и познавательные.

Анализ теоретических моделей и принципов компетентностного подхода, тем не менее, не дает ответа на вопрос, как средствами учебного предмета педагог может формировать ту или иную компетенцию учащихся. В рамках данной статьи мы попытаемся показать возможность формирования информационной компетенции, оговорившись заранее, что в реальном учебном процессе любое задание имеет много функций и работает на формирование целого спектра компетенций.

Ещё одно важное замечание, касающееся формирования и оценки информационной компетенции: любое задание и упражнение, предлагаемое учащемуся в рамках компетентностного подхода расценивается и как диагностирующее, и как формирующее, т.е. предлагая выполнить анализ текса учащихся, учитель может выявить имеющиеся у ребенка затруднения и сформированные навыки, а также оценить степень их развития. Проектируя и используя данную систему заданий, педагог может реализовывать и дифференцированный подход к учащимся, поскольку система заданий включает несколько уровней сложности, что дает возможность количественно оценить образовательный результат.

В оценке сформированности ключевых компетенций можно опираться на трех уровневую модель.

Уровень Сформированные способы деятельности
Низкий (обязательный) - общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; - знание того, где основная информация может находиться; - репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - наличие и принятие любой помощи извне.
Средний (уровень возможностей) - умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; - умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; - готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; - минимальная помощь извне.
Продвинутый (творческий) - умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; - умение проектировать сложные процессы; - умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; - отсутствие помощи извне; - оказание помощи другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия.

Для конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции мы опирались на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В. Авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа».

В основе предлагаемой технологии положено несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:

1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.

2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п. Именно этот показатель позволяет учителю достаточно тонко дифференцировать информационную компетентность по количественным характеристикам.

Информационные компетенции:

теория

и основы формирования.


.

Информационная компетенция, одна из важнейших ключевых компетенций младших школьников.

Противоречия:

Проблема:

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Предварительный просмотр:

Информационные компетенции:

теория

и основы формирования.

Российское образование выходит на новый уровень.
Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества На основании приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт общего образования . Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетенций.

Качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, навыков и умений, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

А.В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания.

Противоречия:

  • между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.

Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Объект исследования: информационные компетенции младших школьников.

Предмет исследования: базовые понятия процесса формироваия информационных компетенций.

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.

Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователями этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность/компетенция», «информационная грамотность» и «информационная культура».

Формирование информационного общества и интеграция российской системы образования поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий.
Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в.

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств. Тришина С.В. дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами информационных технологий.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о множестве мнений в данной области исследований. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности младших школьников.



© 2024 beasthackerz.ru - Браузеры. Аудио. Жесткий диск. Программы. Локальная сеть. Windows